Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

УДК 394

Гутыра В.И.

Феномен деревни Окунево: субкультурное пространство городской молодежи

Аннотация. Город в качестве универсальной и бесконечной гетеротопии вызывает растущий интерес, в том числе в научной среде. Есть основания предполагать, что Город через своих адептов может расширять влияние и укореняться за рамками его административно-территориальных границ. Иллюстрацией к этому предположению могут служить результаты полевых исследований, проведенных в 2012-2015 гг. в культовом месте для субкультурной молодежи Омска – деревне Окунево. Обнаружилось, что в новой среде адепты не только сохраняют свои социокультурные привычки, предпочтения и взгляды, но и изменяют окружающую их реальность, приспосабливая ее под себя.

Ключевые слова: молодежь, власть, субкультура, город, деревня

Открыть PDF-файл


Когда человек едет по трассе и пересекает табличку с названием населенного пункта на белом фоне, он осознает, что находится в городском пространстве и должен соблюдать правила, предписанные именно для данной местности. Эта плоскость правоотношений, в первую очередь, рассматривается в рамках административного кодекса, но стоит признать, что «городские правила» лежат далеко за рамками формального права. Город – особый социокультурный организм, имеющий ряд отличительных особенностей и особую атмосферу.

В данном исследовании внимание с Города как такого переносится на его самых активных адептов – молодежь. Безусловно, в городском пространстве существует множество других социальных агентов, которые создают особую атмосферу каждого города, но для нас молодежь выступает тем механизмом, который создает и распространяет особый культурный код, создавая уникальные практики в условиях городской среды.

Омск – один из центров Западной Сибири. Он имеет развитую систему промышленности и сельского хозяйства, но также может считаться одним из культурных центров Западносибирского региона. Как в любом другом мегаполисе, в Омске, помимо молодежи в ее самом широком смысле слова, существует так называемая субкультурная молодежь [4], стоящая на стыке «официальной культуры» и собственным самовыражением. Именно эти две группы являются проводниками влияния Города за его территориально-административные пределы. Но, как было отмечено нами ранее, Город – многолик, поэтому существование «субкультурного» идет в одну ногу с «официальным».

Подтверждением данной теории может являться уникальный по своей сути феномен деревни Окунево Муромцевского района Омской области. Ранее обычная, ничем не примечательная деревня стала площадкой для съемок различного рода телепередач на федеральных каналах [9] и, тем самым, превратилась в своеобразный сакральный центр для омской молодежи, которая перестроила быт и лад данной деревни под себя, создав здесь субкультурный район области.

Протекает удивительный процесс обратной урбанизации: в то время как деревенская молодежь в массе своей всеми силами пытается вырваться в мегаполис, приняв правила его жизни, молодежь Омска уезжает в деревню, воссоздавая там некоторые городские практики. Но официальный Город не желает отпускать своих адептов в свободное плавание, он также стремится в новое пространство, желая контролировать процесс.

Каковы причины данной урбанистической трансформации? В чем заключаются проявления городской культуры в деревне Окунево? Есть ли дальнейшая перспектива развития Окунева как места силы, свободы для городской молодежи? Зачем официальному Городу нужна деревня Окунево? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.

Исследование основывается, в первую очередь, на материалах экспедиций 2012-2015 гг. В ходе полевой работы было проведено интервьюирование представителей различных молодежных субкультур деревни. Также были применены методы как непосредственного наблюдения, так и контент-анализа публикаций в соцсетях и СМИ последних лет.

Стоит остановиться на некоторых сложностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы с окуневской молодежью. Большинство крайне отрицательно относится к представителям официальных структур независимо от их целей преследуются. Одно то, что человек принадлежит Городу, делает его врагом, с которым никто не желает вступать в диалог, и это делало невозможным проведение традиционного этнографического исследования. Другая трудность – стремление респондентов скрыть любую информацию о себе (сообщали лишь имя) и выборочно отвечать на вопросы. Тем не менее, за три года исследования удалось составить определенное представление о культурной действительности этой молодежи, о взаимосвязях официального Города и его субкультурной составляющей в деревне Окунево.

Обратная урбанистическая трансформация

Субкультурные молодежные образования не являются чем-то новым, неизученным явлением [5]. Они есть и в Омске, при этом у некоторых из них есть собственные кафе, молитвенные дома или другие помещения для совместного времяпровождения. Однако в городе постоянно существует опасность, что государство в любой момент сможет приостановить деятельность субкультурного заведения, лишив участников возможности собираться в установленном месте. Известно, что одной из базовых потребностей человека является ощущение безопасности, поэтому субкультурной молодежи приходится уходить в подполье или искать такое защищенное место.

Трансформация деревни Окунево в новый сакральный центр России началась в 1993 г, когда в Омск приехала гражданка США Расма Розитес [6]. С тех пор деревня стала приобретать популярность среди тех, кто причислял себя к индуистской культуре. Следующей вехой в развитии сакральности стала книга Михаила Речкина, в которой он поведал секреты о магическом кристалле и потаенном озере [8], поискам которых позже посвятят себя большинство молодых энтузиастов, встреченных нами за время работы.

Слава об особенном месте на карте Омской области стала быстро разрастаться, и вскоре на окуневской земле осели родноверы [11], сформировавшие к настоящему моменту целую общину. Кришнаиты, часто ассоциируемые с приятными молодыми людьми, раздающими сладости на площадях, также перекочевали в новый сакральный центр. Количество неформальной молодежи, которая приезжает в Окунево на летний период, не поддается подсчету. Здесь присутствуют уличные музыканты, фаерщики, растаманы, рокеры, толкинисты и др. Сюда в это время приезжает молодежь из Санкт-Петербурга, Томска, Геленджика, Ростова, Мурманска и других городов страны.

Что движет этими людьми, решающимися на поездку в Окунево, причем далеко не комфортную? Почему некоторые из них готовы отказаться от прямой связи с миром и навсегда остаются в деревне со слаборазвитой инфраструктурой и фактически лишенной коммуникаций?

Большинство респондентов говорили о «чувстве свободы, которого нет в городе», «здесь мы можем делать все, а там разве дали бы?». Не меньше среди ответов встречалась отсылка к сакральности данного места, о его силе и уникальном расположении: «находиться здесь, так здорово, мы с вами находимся в самой середине всего мира», «здесь такая сила, что она будоражит, хочется радоваться каждому дню» и т.д.

Действительно, атмосфера в деревне очень свободная, постоянно происходят обряды, торжества, фестивали, концерты, читаются лекции, которые призваны просвещать вновь приехавшую городскую молодежь. Перечисление лишь некоторые праздников дает общее впечатление о культурной действительности этой деревни: Наваратри, день Перуна, день Тары, Солнцестояние и другие. Праздник летнего солнцестояния является одним из самых важных в этой деревне [2]. В ходе этих празднеств не встретите сотрудников правоохранительных органов и официальных лиц, которые стали постоянным атрибутом городской среды во время народных гуляний и других мероприятий. Молодые люди переодеваются в костюмы, отражающие культуру, к которой они себя перечисляют; танцы, песнопения, угощения идут чередом друг за другом. На лицах улыбки и раскованность, которая редка в условиях города.

Но вместе с положительными проявлениями субкультуры в деревне Окунево обнаруживается и негативная сторона свободы, а именно – алкоголь и наркотики. Здесь можно без труда встретить пьяную группу молодежи, весело играющую знаменитые рок-баллады. В одном из отдаленных уголков деревни нам удалось познакомиться с группой молодых людей, игравших на барабанах и употреблявших различной тяжести наркотики. На наг вопрос они ответили: «Где нам еще можно вести такой образ жизни? Верно, нигде».

Городская деревня

Несмотря на отдаленность от Города, молодежь, тем не менее, привносит в данное пространство культурные коды, характерные для городской среды.

Процесс урбанизации достиг своего апогея еще в XX в., а в нынешнее время город выступает как самостоятельный объект научного познания. Возможно определение особенного субъекта «городской человек», который, в свою очередь, формирует городское пространство [10]. Молодежь – один из активных субъектов городской среды, который транслирует основные элементы своего города, в той местности, в которой находится, не является исключением и деревня Окунево.

Преобразование этой деревни происходило не один год [3], но нашей целью является анализ конечного результата. В любом городе мы можем без труда найти досуговую составляющую, которая для молодежи является важным элементом и часто представлена барами, клубами и т.д. [1]. В деревне Окунево также существуют подобные элементы, например, кафе «Ладное подворье», которое в большей степени представляют собой тематическое заведение с живой музыкой, тщательно продуманным меню, большинство мебели и других элементов декора «handmade». Конечно, в некоторых деревнях России, также имеются подобного рода развлекательные заведения, но редко они сделаны столь привлекательно для городского обывателя. В данном заведении чаще всего встречаются представители группы родноверов, но можно встретить представителей и других культурно-религиозных течений, а также простых туристов.

В любом городе мира, можем приобрести сувенир о месте, в котором побывали, информацию о самой яркой культурной достопримечательности и т.д. В деревне Окунево данная индустрия также пользуется большой популярностью. Здесь есть три сувенирных магазина, предлагающие различную памятную продукцию: магниты, тарелки, футболки, открытки. Также можно было получить (за отдельную плату) «письма счастья» написанные на неземном – арктурианском – языке. В другом магазинчике с удовольствием сканируют ауры людей, высчитывают истинный возраст посетителей, прочищают чакры. На центральной улице, напротив школы, работает сувенирная лавка «Бабы-Йоги», где помимо тарелок и футболок, можно услышать различные окуневские легенды, которые могут быть продолжены в сакральном месте за финансовое вознаграждение.

Можно сделать вывод, что бизнес в деревне Окунево развивается достаточно успешно. Представители различных субкультур пытаются реализовывать продукцию своей общины, а если получится, то суметь заинтересовать и привлечь к себе людей. Особенно усердствует в этом вопросе община кришнаитов, которая и в городе выделяется настойчивостью.

Городская среда всегда отличалась от сельской своим просветительским началом. Именно в крупных городах работали ученые, открывались школы и университеты. Молодежь, в силу своего возраста, стремится познать этот мир всеми возможными способами. Представители субкультурной части этой возрастной группы также предлагают объяснения для окружающего мира. Поэтому неудивительно, что в деревне Окунево к вопросу просвещения подошли очень ответственно.

На данной территории постоянно проводятся различного рода семинары и лекции, которые повествуют и о местных чудесах, и о мироздании, космосе и т.д. Даются концерты, где исполняется музыка, подаренная духами данного места, песенные богослужения проходят в Ашраме бабаджистов. Тот, кому недостаточно лишь духовных практик, может попробовать себя в карме-йоге, просто йоге, сборе иван-чая и т.д.

Особое время в Окуневе – календарные праздники, связанные с рождениями божеств или природными явлениями. В качестве примера приведем этнофестиваль «Солнцестояние» (в 2015 г. – «Солнцеворот»), когда в деревню приезжают тысячи туристов, которые размещаются в гостиницах, снимают домики у местных жителей или разбивают палатки в сосновом бору. На фестивалях представлены различные группы, которые прекрасно ладят друг с другом и совместно участвуют в различных практиках. Стоит подчеркнуть, что на протяжении долгого времени в деревне существовала неподдельная атмосфера взаимопонимания, уважении и толерантности. Городской субкультурной молодежи удалось создать пространство, в рамках которого достигнуты комфорт и безопасность для осуществления тех культурных и религиозных практик, которыми они занимались в городе.

Проникновение Города в субкультурную деревню

Официальные властные и религиозные структуры неоднократно акцентировали свое внимание на Окунево, называя данную деревню «оккультной», «аморальной», «сатанинской» и просто опасной для молодежи. Периодически проводились кампании с целью сорвать проводившиеся в деревне мероприятия. Православные священнослужители приезжали в Окунево и пытались «образумить» население, официальные власти содействовали недопущению проведения этнофестиваля «Солнцестояние» и т.д. Но все эти попытки не только не изменили облика Окунева, а, напротив, сплотили различные молодежные группы. Но здесь мы видим лишь официальный Город, который действует через традиционные институты.

Более интересный факт был замечен в ходе второго года работы в деревне. Многие жители Окунева отмечали, что с приездом туристов, паломников и просто любопытствующих изменяется характер деревни, она «разлагается под воздействием города».

Уровень коммерциализации Окунева повышается год от года, гостиничная инфраструктура развивается, развлекательная часть также не испытывает финансовых трудностей. Деревня все больше напоминает антропопарк куда приезжают, чтобы посмотреть на всевозможных «чудаков и фриков». По улицам бродят туристы, желая увидеть диковинный обряд или послушать фантастическую лекцию; мужчины и женщины среднего возраста ходят на занятия йогой и, вернувшись в Омск, выкладывают свои фотографии в социальных сетях, рассуждая о духовном возрождении или преобразовании.

Городская молодежь также стремится в Окунево, чтобы «на природе пивка попить», хотя путь в деревню не самый приятный и быстрый. В Окунево стремятся как в популярный клуб, который дает возможность отнести себя к тем, кто разделил некоторое таинство данной местности. Здесь появляются молодые люди, которые располагаются в багажниках своих машин и курят кальян. Точно такую же картину можно наблюдать на набережной любого мегаполиса, но в условиях деревни это смотрится очень неоднозначно.

Когда ядро субкультурной молодежи было расширено за счет городской молодежи, официальному городу также удалось проникнуть в деревню Окунево и возглавить один из самых значительных праздников, а именно «Солнцестояние», которое изменило название на «Солнцеворот». Этнофестиваль был серьезно изменен и в большей степени походил на обычный городской праздник, на котором продавалась сахарная вата, пелись частушки, проводились мастер-классы по ирландским танцам, стреляли в тире и получали призы. Со стороны за этим следили правоохранительные органы, усиленные подразделением ОМОН. Большая часть приехавшей молодежи с удовольствием принимала участие в празднике, тратила деньги, не задумываясь о сути мероприятия, ради чего стоило ехать именно в Окунево, а не в ближайший к дому парк развлечений. Сложилось ощущение, что Окунево – это продолжение города Омска, отдаленный его район. Город сумел интегрироваться в пространство данной деревни.

Такие изменения не пришлись по духу субкультурной молодежи Окунева. Ее представители пытаются сохранить свое пространство, создавая альтернативные празднества, закрытые от большинства туристов и официальных лиц. По сути, они вынуждены делать то же, что делали ранее в городе: уходить в тень, чтобы сохранить свой мир.

Перспективы

За время изучение феномена Окунев, мы стали свидетелями трансформации этой деревни от места свободы к туристическому курорту. Привычней называть курортами города, расположенные на побережье теплых морей, с развитой инфраструкторой и т.д. Но Окунево тоже можно считать местом отдыха для многих жителей Сибири и ближайших регионов и даже для иностранцев. Желание увидеть нечто необычное, прикоснуться к тайне, которая создана под воздействием самих же туристов и СМИ, привлекает в деревню тысячи любопытствующих. Места для субкультурной молодежи становится все меньше, поэтому они покидает эти места, переезжает на некоторое отдаление. Те, кто продолжает связывать свою жизнь с Окуневым, вынуждены все в большей мере уходить в тень или приспосабливаться под тот спрос, который диктуется со стороны Города.

Проникновение Города в Окунево продолжится и, возможно, даже усилится в краткосрочной перспективе. Сумеет ли эта деревня сохранить долгосрочный интерес к себе, вопрос очень сложный и неоднозначный [7]. Пока к ней приковано внимание СМИ, медийных персон, а также экзальтированной публики, Окунево будет существовать в настоящем виде. Останется ли субкультурная молодежь в деревне, которая все больше становится похожа на Город? Ответ на этот вопрос будет дан в обозримом будущем.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ
в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ
«Новый сакральный центр России в социальном окружении:
проблемы взаимодействия с государственными, религиозными,
медийными институтами», проект № 14-01-00431.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гутыра В.И. Идентичность современной городской молодежи: на примере столичного и провинциального города // Вестник Омского университета. – 2015. № 1. – С. 160-166.

[2] Любимова Г.В. Новые формы фестивальной культуры сельского населения Сибири : фольклорно-этнографический фестиваль «Солнцестояние» в Муромцевском районе Омской области // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – 2011. – Т. 17. – С. 304 – 307.

[3] Любимова Г.В. «Сад как рай» : Практики сакрализации пространства новых религиозных движений Сибири / Любимова Г.В., Бут М.О., Лугоненко Д.С. // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2012. – № 3 (37). С. – 345-356.

[4] Омельченко Е.Л. От субкультур – к солидарностям и назад к субкультурам? Споры о терминах и этнография молодежной социальности // Этнографическое обозрение. – 2014. – № 1. – С. 3-8.

[5] Писаревская Д.Б. Субкультура ролевых игр в современном обществе. – М.: ИЭА РАН, 2011.

[6] Речкин М.Н. Окуневская загадка [Электронный ресурс]. – URL: http://rechkin.org/index/okunjovskaja_zagadka/0-592. (дата обращения: 16.03.2016).

[7] Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сакральный центр как творческий процесс: окуневский феномен // Творчество в археологическом и этнографическом измерении. – Омск: Наука, 2013. – С. 107-113.

[8] Селезнев А.Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. – 2014. – № 5 – С. 41-59.

[9] Селезнева И.А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. – 2014. – № 5 – С. 59-73.]

[10] Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве : Философско-антропологические основания урбанологии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Tyheeva/ (дата обращения: 16.03.2016).

[11] Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. – М.: ББИ, 2012.

© Гутыра В.И., 2016.

Статья поступила в редакцию 11.03.2016.

Гутыра Валерия Игоревна,
младший научный сотрудник,
Сибирский филиал Российского научно- исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Омск),
e-mail: gutira@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2016/1(4)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/57.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru