Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

УДК 7А6.1:37+721

Соловьев А.П.

Образовательный туризм и культурное наследие: пути взаимодействия в Российской Федерации

Аннотация. Автор рассматривает взаимодействие образовательного туризма и культурного наследия в Российской Федерации. В статье представлены образовательные свойства туризма, опыт образовательного туризма.

Ключевые слова: туризм, образовательный туризм, образование, культурное наследие, памятники, ансамбли, достопримечательные места.

Открыть PDF-файл


Культурное наследие является одним из наиболее привлекательных ресурсов для туризма в Российской Федерации. На территории Российской Федерации сконцентрировано множество уникальных объектов культурного наследия. До 2002 г. они учитывались как памятники истории и культуры, с подразделением на виды памятников: архитектуры, археологии, истории и монументального искусства. В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным Законом Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введен в употребление термин «объекты культурного наследия», которые в свою очередь, подразделяются на «памятники», «ансамбли» и «достопримечательные места».

При включении в туристскую программу объекты культурного наследия приобретают, кроме культурного и воспитательного значения, еще и образовательную и экономическую ценность. В этой связи возникает проблема оценки их потребительской стоимости в составе туристского продукта.

Образовательный туризм позволяет осуществлять одновременно шесть составляющих педагогического воздействия – обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся. Он все чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.

Важнейшим фактором для его развития является природно-рекреационный и культурный потенциал всех регионов Российской Федерации, а именно: музеи-заповедники, тематические и региональные музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, транспорта, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и архитектуры.

Различными отечественными учеными данный вид туризма трактуется следующим образом:

– «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» [1];

– «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» [2];

– «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации – в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [3].

Согласно международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения. Поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов.

Образовательный туризм представляется одним из эффективных средств решения многообразных задач обучения и воспитания населения. Особенно важное значение образовательный туризм имеет для обучения и воспитания молодого поколения граждан. Наибольшим образовательно-воспитательным потенциалом, по отношению к этой возрастной категории, обладает самодеятельный туризм.

Образовательные свойства самодеятельного туризма имеют два взаимосвязанных уровня реализации:

- освоение профессиональных и иных практических навыков, необходимых для осуществления туристской деятельности;

- накопление знаний и впечатлений о тех социально-культурных и природных процессов и явлений, объектов культурного и природного наследия, с которыми знакомится человек в процессе занятий туризмом.

Важная особенность образовательных свойств туризма заключается в том, что молодому человеку предоставляется возможность получать такие знания и навыки, которые не предусмотрены программами основного общего образования. Занятие различными видами самодеятельного туризма позволяет, например, освоить специфические технические средства передвижения, соответствующие тому или иному виду туризма: водный, лыжный, велосипедный, мотоциклетный, автомобильный, конный и др. Помимо навыков управления теми или иными техническими средствами, туристу приходится изучать их конструктивные и эксплуатационные особенности, нормативы и методики ухода за ними, их ремонта и хранения и многое другое, т.е. освоить огромное количество специальных знаний и навыков, которые невозможно получить в иных сферах деятельности.

Следует признать, что уровень развития образовательного туризма не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в России. При этом справедливо заметим, что расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортивно-оздоровительным туризмом являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни граждан России.

В настоящее время в России работает множество профильных оздоровительно-образовательных лагерей. Там проводятся тематические мероприятия или целые смены с погружением в какую-то область знаний или историческую эпоху. Организуются летние школы по истории, литературе, культурологии, экологии, точным наукам и другим направлениям. Их качество выше, если имеется утвержденная программа, организованы аттестация и получение диплома.

Определенный опыт образовательного туризма существует в Москве. Так, в столичном департаменте образования презентовали новую программу «Москва – столица образования». Она направлена на улучшение системы профессиональной ориентации молодежи, трудоустройства выпускников колледжей и ВУЗов страны, а также на повышение интеллектуальных знаний учащихся. По данным Правительство Москвы, в столице более 5,5 тыс. образовательных учреждений, в которых работают педагоги, имеющие колоссальный опыт имеют образовательной деятельности. В связи с этим возникла идея пригласить из регионов школьников для получения дополнительного образования и знакомства с культурой столицы. [4]. В рамках программы образовательного туризма первой группе уфимских школьников показали киностудию, познакомили с нанотехнологиями и искусством фотографии, провели экскурсию по музеям и театрам. В среднем для каждого из них эта поездка обошлась в 10 тыс. рублей. По примеру уфимцев Москву посещают старшеклассники, студенты и учителя и из других городов, в частности, Сахалина.

Еще одна программа, реализуемая в рамках образовательного туризма в Москву – языковая. Ее смысл заключается в изучении иностранцами русского языка посредством знакомства с культурой и историей России. Гостям столицы предлагаются до 40-50 тематических образовательных программ, в которых задействованы более 500 различных образовательных учреждений – от вузов и лицеев до учреждений дополнительного образования. Так, ребята и педагоги узнают «Москву энергоэффективную», «Москву эксклюзивную» и «Москву школьную».

На рынке туристских услуг наибольшее количество предложений учебно-образовательных туров представлено для студентов специальностей и направлений подготовки, связанных с туристским бизнесом: «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Гостиничное дело» и т.п. Это объясняется тем, что будущая профессия студентов данных специальностей связана именно с туристско-экскурсионными поездками и получать образование в данной области невозможно без участия в подобных путешествиях в процессе обучения. Мероприятия в туре для будущих специалистов сферы туризма и гостеприимства должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков и межкультурного обмена участников поездки.

В настоящее время профессиональный образовательный туризм в России представляется несколько однотипным. Большинство программ образовательных поездок для будущих специалистов имеют схожую структуру и стандартный набор программ, включающих, как правило, три составляющих: обучение, практика, сертификация. На деле каждая программа профессионального образовательного тура должна составляться отдельно для каждой туристской специальности и изменяться для каждой группы индивидуально.

Общероссийская система подготовки специалистов должна включать обучение кадров для образовательного туризма и культурного наследия. В настоящее время необходимо, используя положительный опыт отечественного и зарубежного образования, начать создавать новую современную систему подготовки профессиональных кадров в сфере образовательного и культурного наследия.

Для обеспечения развития профессиональной структуры необходимо сформировать общероссийскую систему подготовки кадров, включающую базовое и непрерывное обучение всех категорий профессиональных кадров и общественного актива. Одна из ее главных задач – методическое обеспечение специализированных учебных заведений и их подразделений (классов, лицеев, вузов, курсов и т.п.), педагогических университетов и институтов, а также самостоятельных учебных мероприятий (как правило, разовых).

За общероссийской системой могут быть закреплены следующий функции:

- прогнозировать потребности в кадрах той или иной квалификации;

- вытупать центра по организации и проведению методических конференций, выставок, симпозиумов и семинаров по проблемам туризма;

- вести издательскую деятельность по выпуску учебников, учебных пособий, программ обучения;

- развивать и укреплять сотрудничество между регионами по реализации учебных программ.

Широкое распространение должны получить практика очно-заочных курсов подготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов, количество учебных часов на которых может составить от 72 до 500. Необходимо ежегодно проводить семинары для педагогов дополнительного образования, ведущих учебно-тренировочную и воспитательную работу во время проведения туристских слетов, профильных полевых лагерей и соревнований по туризму и краеведению.

Одной из основ профессионального обучения кадров туризма может стать создание совместных учебных структур государственных и общественных организаций, что даст возможность развить систему базового и непрерывного образования персонала и специалистов туристского профиля для организации образовательного туризма.

Современные информационные и туристские технологии реализуются в деятельности Туристско-информационных центров (ТИЦ), что существенно повышает эффективность туристского использования объектов культурного и природного наследия.

Внедрение в практику работы объектов наследия современных туристских технологий и широкий выход на российский и зарубежные туристские рынки позволит существенно расширить и усовершенствовать прием и обслуживание отечественных и иностранных туристов. Это улучшит их финансовое состояние, что, в свою очередь, поможет в решении многих профессиональных, хозяйственных и социальных проблем, обретении финансовой независимости.

Необходимая степень применения туристских технологий в практике работы объекта наследия может быть достигнута различными путями, а именно:

- расширением деловых контактов с туристскими, транспортными и гостиничными предприятиями;

- обоснованным планированием туристской инфраструктуры;

- систематическим обучением, подготовкой и переподготовкой персонала, работающего с туристами и экскурсантами;

- созданием специализированной туристской службы;

- использованием современных способов, методов и приемов формирования, продвижения и реализации своего туристского продукта;

- интеграцией в действующие туристско-информационные системы.

Взаимодействие образовательного туризма и культурного наследия позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок. Очень важно через туризм вовлечь детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия Отечества, его культуры, истории и природы.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма : Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 267.

[2] Соломин В.П., Погодина В.Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №8 (30). – С. 96-112.

[3] Мишурова И.В., Лысенко Н.А. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика. – М.: МарТ, 2004. – ( Новые технологии). – С. 24.

[4] Подробнее см.: URL: http://icmos.ru/news/9517-v-programme-moskva-stolica-obrazovaniya-soglasilis-uchastvovat-28-vuzov/ (дата обращения 15.03.2016).

© Соловьев А.П., 2016.

Статья поступила в редакцию 13.03.2016.

Соловьев Андрей Петрович,
кандидат педагогических наук, заведующий сектором туристско-рекреационных форм
использования наследия, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва),
е-mail: info@heritage-institute.ru

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2016/1(4)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/60.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru