2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2024.55.83.007
Орлова Е.А.
Старинные русские сёла и деревни
предполагаемого достопримечательного места
«Наскальное искусство р. Томь»
Аннотация. Статья посвящена основным вехам истории русских сёл и деревень, расположенных в пределах предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь». Деревни и сёла по берегам Томи были основаны выходцами с Русского Севера, среди которых были не только сторонники официального православия, но и раскольники. Кроме того, свой вклад внесли представители коренных народов. Взаимодействие всех этих людей, не всегда проходившее мирно, в итоге привело к формированию населённых пунктов, существующих со второй половины XVII в. до настоящего времени. На основе архивных источников и опубликованных результатов научных исследований выявлены характерные черты, определяющие своеобразие данной территории.
Ключевые слова: достопримечательное место, наскальное искусство реки Томь, Томская писаница, Кемеровская область – Кузбасс, локальная история, русское освоение Сибири, раскольники, старообрядцы, телеуты.
Предполагаемое достопримечательное место «Наскальное искусство р. Томь» охватывает значительную территорию по правому берегу Томи. Археологические исследования показывают, что люди появились здесь ещё в глубокой древности. Значимой вехой стал приход в XVII–XVIII вв. на томские берега русских переселенцев, которыми были основаны располагающиеся и поныне в границах предполагаемого достопримечательного места села Пача и Поломошное (в досоветское время – деревня Поломошная/Поламошнова), деревни Писаная, Крылово, Нижняя Тайменка. Ряд старинных населённых пунктов находятся в непосредственной близости от предполагаемого достопримечательного места. Это выселки из деревни Писаной – Морковкино и Миничево, а также расположенные на левом берегу деревни Колбиха, Колмаково, Митрофаново, Верх-Тайменка, Новороманово (в настоящее время – село, в дореволюционный период – деревня Убиенная). Кроме того, здесь было много исчезнувших в ХХ в. засёлков и заимок. Их история отражает главные особенности русского освоения Сибири, но при этом есть моменты, которые выделяют именно эти населённые пункты среди множества сибирских сёл и деревень.
Одной из характерных черт освоения данной территории была значительная роль православной церкви. Согласно данным, опубликованным в 1898 г. видным исследователем истории Томской губернии, профессором богословия Императорского Томского университета, известным миссионером протоиереем Д.НБеликовым, уже в 1656 г. значительные земли на правом берегу Томи были переданы Томскому Богородице-Алексеевскому мужскому монастырю: «Надел шёл вверх по Томи реке в межах от усть речки Писаной. А тою речкой Писаною вверх две версты, а от речки Писаной до вершины речки Еловки и от вершины р. Еловки чрез Высокую гору, что подле Сосновских падунов до вершины речки Тайменьки шестнадцать вёрст. Тайменькою рекою вниз до Томи реки три версты. Чрез Томь реку на Сухой луг до Калмыцкой дороги шесть вёрст. Калмыцкою дорогою до Стрельной речки пятнадцать верст, а с Калмыцкой дороги на речку Колбиху и Колбихою речкою вниз до Томи реки семь вёрст» [1]. Стоит обратить внимание, что границей монастырских владений стала река Писаная, которая в настоящее время ограничивает территорию музея-заповедника «Томская Писаница», именно здесь, в границах бывших монастырских владений, находится памятник археологии – скала с петроглифами Томская писаница.
Сюда, на территорию предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь», в 1663 г. были поселены крестьяне, бежавшие из разорённого «башкирцами» Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря на реке Исеть (современная Курганская область) [2].
Как и по всей Сибири, русские служилые люди, а затем и крестьяне-переселенцы, взаимодействовали здесь с местным тюркоязычным населением. Эти земли входили в состав государственного образования Теленгетский улус (Телен орда). В русских документах XVI–XVII вв. оно известно как Телеутская землица. Самих телеутов русские называли белыми калмыками (колмаками).
Отношения русских и телеутов не всегда были мирными. В 1657 г., на следующий год после передачи значительных угодий по правому берегу Томи Богородице-Алексеевскому монастырю, для их защиты и дальнейшего освоения территории было основано русское укрепление – Сосновский острог. И в том же году «воровские белые калмаки» разорили его. 21 июня 1657 г. они отогнали у служилых и посадских людей, а также крестьян более ста лошадей. Гарнизон острога дал бой телеутам, в результате погибли семь служилых, а оставшиеся в живых отступили в Томск [3].
Однако земли в окрестностях Сосновского острога были очень плодородными, поэтому русские не оставили их. Уже через несколько лет после основания острога возникли село Пача [4], деревни Поламошнова (современное село Поломошное) [5], Нижняя Тайменка и Большая Тайменка (в настоящее время там находится деревня Крылово) [6]. В 1668 г. ставшее центром монастырских владений село Пача было сожжено и разграблено людьми телеутского хана [7]. Но среди самих телеутов единства не было, так как некоторые телеутские семьи ещё с конца 1620-х гг. отказывались признавать власть хана и «выезжали под белого царя», т.е. откочёвывали на земли под защитой русских острогов [8]. Русская администрация видела в этих телеутах защиту от нападений остальных «белых калмыков».
В 1700 г. под Пачей нанёс поражение енисейским кыргызам вышедший из Томска отряд Степана Тупянского [9].
В середине XVII в. одним из факторов крестьянского переселения в Сибирь стал случившийся около 1646 г. неурожай злаков в северных и северо-восточных регионах Европейской части России [10]. В поисках плодородных земель крестьяне устремились на восток. Второе массовое переселение из этих же районов произошло в 1670-х гг., в результате чего население некоторых уездов Русского Севера сократилось. Например, в переписи 1710 г. Яренского уезда (в настоящее время Архангельская область) неоднократно встречается формулировка «Двор пуст… [хозяева. – Е.О.] сошли в Сибирские городы» [11].
Среди жителей населённых пунктов, находящихся на территории предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь», встречались и до сих пор ещё встречаются фамилии, указывающие на происхождение их носителей. Например, Воложанины (Вологжанины, Вылежанины, Вылегжанины), Колмогоровы (от названия уездного города, в настоящее время села, в низовьях Северной Двины – Холмогоры Архангельской области). Согласно сохранившимся метрическим книгам, во второй половине XVIII – начале XXвв. здесь жили Вагины, чья фамилия происходит от названия реки Ваги – притока Северной Двины, протекающего в Архангельской и Вологодской областях [12]. В материалах ревизских сказок XVIII в. можно встретить поселившихся на указанной территории Двиненятиновых, Мезенцевых, Яренцевых/Еренцовых (от названия уездного города, а ныне села в Архангельской области – Яренска).
Стоит также обратить внимание на монастырское село Пача. Населённых пунктов с таким названием в России всего два: упомянутое село в Яшкинском муниципальном округе Кемеровской области и деревня в Шекснинском районе Вологодской области, известная с XV в. и принадлежавшая Симонову монастырю [13]. До недавнего времени в селе Пача проживали Пинигины (от названия ещё одного притока Северной Двины, протекающего по Архангелогородчине – Пинеги).
Филологом, профессором Томского государственного университета В.В.Палагиной во второй половине ХХ в. была проведена значительная работа по изучению сибирских диалектов. Анализируя Разборные книги Томска, составленные по «скаскам» служилых людей и содержащие информацию о происхождении не только самих служилых, но и их отцов, а иногда и дедов, В.В.Палагина заметила, что многие служилые люди были носителями говоров северно-русского наречия (важане, вологжане, вычегжане, двиняне, мезенцы, пинежане и т.д.) [14].
Кроме того, косвенным подтверждением северорусского происхождения старожилов как исчезнувших, так и ныне существующих сёл и деревень, входящих в границы предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь» служат данные этнографических исследований. В публикациях рубежа XIX–XX вв. отмечалось, что «доселе крестьяне Томскаго и Кузнецкаго округов [включавших территории предполагаемого достопримечательного места. – Е.О.] высоко чтут праздник 8 июля. Они чтут его не потому, что это праздник Казанской иконы Божией Матери, а потому, что Прокопиев день, т.е. день преп. Прокопия Устюжскаго, считающегося покровителем всего Вологодскаго края» [15].
Растущему русскому населению требовалась новая земля, поэтому они приобретали её у «выезжих белых калмыков», кочевавших по Томи и её притокам. В материалах 1-ой ревизии 1720 г. сохранилась информация о том, что русские, жившие в окрестностях Сосновского острога, владели землёй, купленной у телеутов. В частности, земли по левому берегу Томи, напротив деревни Поломошной, «в урочищах вверх по Томе реке, по речке Искитиму, в нижнюю сторону» были выкуплены пешим казаком Остафием Червевым «у выезжего белого калмыка, у телеуцкого князца, у Бехтеня Балыкова» [16]. Также у Бехтеня Балыкова приобрёл землю «по Искитиме речке» пеший казак Иван Яковлев сын Червев [17]. «По поступке выезжих белых калмыков князца Бехтеня Балыкова в урочищах за Томью рекою. Под верхнюю сторону речки Искитима» владел землёй пашенный крестьянин Сергей Червов [18].
Потомки Бехтеня Балыкова, по крайней мере частично, ассимилировались с русскими. Так, в одной из сохранившихся метрических книг есть датированная 1766 г. запись о венчании пашенного крестьянина Якова Дмитриева Червева с крестьянской дочерью Дарьей Ивановой Бехтеневой [19].
Причины, которые заставляли людей уходить из Европейской части Российского государства на восток, за Урал, были не только материального, но и духовного характера. Во второй половине XVII в. на малоосвоенные земли Сибири стали переселяться раскольники – сторонники протопопа Аввакума. Вот что писал об этом Д.Н.Беликов: «… в продолжении от конца XVII и до 30-х годов XVIII в. не мало набежало “раскольщиков” к самому Томску на обширные районы земель <…> острога Сосновскаго на Томи <…> В 1733 г. Тобольский митрополит Антоний I Стаховский писал о всём томском крае, как о таком, который был заражён расколом более, чем каждая из других сибирских областей, подчинённых его обширному архиерейскому ведению. Здесь, говорит он, “самое дно раскольничества содержится”» [20]. Плодородные земли, обилие мелких речек, впадающих в Томь, густые леса позволяли селиться здесь и вести хозяйство вдали от лишних глаз.
Попытки православных священников – тем более, что это были изначально монастырские земли – распространить при поддержке властей православие пореформенного образца встречали противодействие со стороны раскольников. Так, в деревне Поламошновой в 1679 г. произошли первые на территории современной Кемеровской области самосожжения [21].
Можно предположить, что столкновение старообрядцев и официальной церкви приобрело такой накал, вылившийся в самосожжение, во многом потому, что данная территория, привлекавшая старообрядцев, была владением Томского Богородице-Алексеевского монастыря. Монастырские крестьяне жили в Паче, Писаной и некоторых других деревнях, расположенных неподалёку от территории предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь».
Для управления обширным хозяйством монастырь устроил в Паче подворье, которое в конце XVII – начале XVIII вв. состояло из «жилой светлицы с тремя слюдяными окнами и отдельно от нея чёрной избы для помещения рабочих. Впоследствии здесь выстроен был ещё дом, разгороженный сенями на две половины: чистую о трёх покоях для приезда настоятелей и чёрную об 11 окнах. На подворье, или как тогда говорили и писали, при “дворце” находилось два скотных двора, несколько погребов и девять хлебных амбаров <…> На Пачинском подворье безотлучно проживали монастырские прикащики, присылаемые из монахов, иногда ещё с помощниками из состоявших за монастырём светских людей» [22]. Например, в начале 1700-х гг. на подворье жил, помогая монахам управлять хозяйством, поляк Станислав Оснинской [23].
Описывая положение монастырских крестьян, Д.Н.Беликов писал, что в середине XVIII в. в их деревни снова начал проникать раскол, «а для раскольников повиновение православному монастырю должно было казаться совсем нестаточным делом» [24]. В 1750 г. пачинские крестьяне составили против монастыря жалобу в Тобольск, и одним из «подстрекателей к неповиновению <…> был грамотный крестьянин, некоторое время исправлявший обязанности дьячка при Пачинской церкви, побывавший не раз в раскольничьих скитах, Григорий Иванов Пырсиков» [25]. Жалоба, однако, успеха не имела.
На протяжении XVIII–XIX столетий духовные и светские власти пытались справиться с расколом, преследуя старообрядцев, запрещая им строить свои храмы и открыто отправлять обряды. Но, несмотря на все предпринимаемые властями меры, русские поселения в границах предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь» продолжали привлекать раскольников.
Усиление позиций старообрядцев, приведшее к конфликту с официальной церковью и вылившееся в судебное разбирательство, произошло на рубеже XIX–XXвв.
В книге Д.Н.Беликова «Старообрядческий раскол в Томской губернии по судебным данным», изданной в 1894 г. в Томске, как центр раскольничества упоминается заимка принадлежавших к поморскому согласию старообрядцев-беспоповцев братьев Нифантовых. Находилась она «в глухом лесу около деревни Писаной» [26]. Данная деревня непосредственно граничит с территорией музея-заповедника «Томская Писаница» по реке Писаной, получившей своё название от расположенного поблизости от её впадения в Томь памятника наскального искусства.
По имеющийся на настоящий момент информации известно, что братья Алексей и Василий Никифоровичи Нифантовы (Нифонтовы), скорее всего, были переселенцами из Пермской губернии, в Томской же появились между 1861 г. и 1880 г., где были причислены к мещанам города Нарыма: «На момент начала следствия Нифантовы жили “верстах в 150 от Томска”, на собственной заимке около реки Писаная <…> Известно, что Нифантовы на заимке имели хорошо устроенную, действующую молельню (службы совершал Василий) <…> и даже нечто вроде богословской школы, где Алексей обучал старообрядцев необходимым полемическим приёмам» [27]. «По отзыву священника о. Жигачева, к приходу которого принадлежала Писаная, “Алексей – самый упорный и фанатичный защитник раскола”. Всюду <…> где расколу приводилось вступать в борьбу с православием на почве теоретических, книжных разсуждений, Алексей Нифонтов являлся непременно и неизбежно. В таких случаях он был готов отстаивать не только учение своей поморской секты, но и учения других старообрядческих толков» [28]. Вести аргументированный, подкреплённый авторитетом Священного Писания, богословский спор А.Н.Нифантову позволяла хранившаяся на его заимке уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг, среди которых были книги XVI–XVIIвв. [29]. Самая ранняя рукопись этой библиотеки – Псалтырь с толкованиями Афанасия Александрийского – датирована второй четвертью XVI в. [30].
В 1892 г. против Нифантовых было заведено уголовное дело по обвинению в «распространении раскола». Но дело было прекращено за недостатком улик и фактов «совращения» и «распространения» раскола – 10 свидетелей разного пола, возраста и даже вероисповедания единодушно отказались свидетельствовать против братьев [31].
В начале ХХ в. в связи с обострением социально-политической ситуации в стране властям пришлось идти на определённые уступки раскольникам. Так, «8 июля 1911 г. Томским Губернским Управлением была зарегистрирована старообрядческая община, приемлющая священство Белокриницкой иерархии. Она объединяла одноверцев, проживавших в д. Еловке, Яшкиной, Морковкиной, Миничевой, Араловой, засёлке Нифонтоновском и с. Паче Пачинской волости Томского уезда и губернии» [32]. Село Пача находится в границах предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь», остальные населённые пункты находятся либо находились (деревни Еловка и Аралова, засёлок Нифонтовский) поблизости.
7 ноября 1912 г. благодаря стараниям старообрядческого священника о. Павла (Колотова) в д. Еловке была открыта частная старообрядческая школа [33].
Очередной этап борьбы с расколами начался уже после установления в Сибири советской власти. В 1923 г. коллекция книг была изъята у Нифантовых и, несмотря на обращение сына Алексея Никифоровича Нифантова – Трефилия Алексеевича – в Совет труда и обороны [34], была передана в Томский областной краеведческий музей, где и хранится до сих пор. Музейными сотрудниками при изучении книг были обнаружены вложенные в них письма старообрядца Н.И.Коровина (1910 г.) и секретаря I Всероссийского собора 1899 г. Василия Яксанова, свидетельствующие о том, что А.Н.Нифантов имел постоянные связи с Москвой и Петербургом [35].
В 1940 г. была закрыта старообрядческая церковь в Еловке, в 1948 г. она была разрушена [36].
Таким образом, история русских населённых пунктов, находящихся в черте предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь», позволяет выделить характерные черты, определяющие местную специфику.
Во-первых, первоначальная миграция шла преимущественно из северных и северо-восточных регионов Европейской части Российского государства. Поэтому является перспективным проведение дальнейших диалектологических, этнографических, генеалогических и генетических исследований потомков старожильческого населения, проживающего на данной территории, а также архивных изысканий и археологических раскопок. Полученные в результате исследований данные могли бы использоваться при разработке новых выставок и экспозиций в музеях Кемеровской области – Кузбасса, в том числе в музее-заповеднике «Томская Писаница». Новые данные позволили бы уточнить, насколько к началу XXI в. сохранились северо-русские черты в материальной и духовной культуре русских сибиряков. Кроме того, выявление культурной связи между такими удалёнными друг от друга регионами как Кузбасс, Архангельская и Вологодская области позволило бы установить межу ними более тесные культурные контакты, что способствовало бы дальнейшему укреплению единства страны и обогащению культурной жизни перечисленных областей.
Во-вторых, история русских населённых пунктов, находящихся на территории предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь» рассказывает о положительном опыте решения межнациональных противоречий – от военных конфликтов середины XVII – начала XVIII вв. до мирного сосуществования («выезд» телеутов на русскую службу, браки между потомками телеутских родов и русских переселенцев – хотя последнее, безусловно, требует дополнительного изучения как методами генеалогии, так и генетики, чтобы из предположения стать доказанным утверждением). В целом, данные о том, как складывались отношения телеутов и русских на территории предполагаемого достопримечательного места могут быть использованы при разработке сценариев и проведении фестивалей исторической реконструкции различного уровня, так как места подлинных событий придадут выступлениям реконструкторов бо́льшую достоверность.
В-третьих, начиная с XVII в. и, по меньшей мере, до середины ХХ в. территория предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь» становилась ареной конфликта между духовными и светскими властями и раскольниками-старообрядцами. Эта тема также требует дальнейшего исследования, так как может продемонстрировать наглядные результаты различных подходов к решению вопроса интеграции в общество групп с отличной от общепринятой системой ценностей, ведь грубое подавление раскола вело либо к крайностям вроде самосожжения, либо к уходу в подполье. Современное общество сталкивается с подобным вызовом, тем более что в настоящее время представители групп с иной системой ценностей не всегда являются носителями государственного языка, поэтому для выработки эффективной стратегии включения их в общество необходим анализ прошлого опыта.
История русских населённых пунктов в границах предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь» требует дальнейшего изучения, так как она поможет дать ответы на ряд острых вопросов современности.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Беликов, Д. Н. Старинные монастыри Томского края. – Томск : Паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1898. – С. 12.
[2] Там же.
[3] Уманский, А. П. Телеуты и русские в XVII – XVIII веках. – Новосибирск : Наука, 1980. – С. 97.
[4] Косовец, В. И. Заселение и освоение окрестностей Юрги и прилегающих территорий Среднего Притомья и Приобья. – Юрга, 2010. – С. 37.
[5] Там же. С. 38.
[6] Там же. С. 37.
[7] Уманский, А. П. Указ. соч. С. 117.
[8] Долгих, Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. – Москва : Изд-во АН СССР, 1960. – С. 106.
[9] Беликов, Д. Н. Старинные монастыри Томского края... С. 6.
[10] Беликов, Д. Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта : (общий очерк за XVII и XVIII столетия). – Томск : Типо-лит. М.Н. Кононова и И.Ф. Скулимовского, 1898. – С. 7.
[11] РГАДА [Российский государственный архив древних актов]. Ф. 350 (Ландратские книги и ревизские сказки). Оп. 1. Д. 478 (Книга переписная подъячих, приставов, посадских людей и их работников (встречаются «самоедской» породы), бобылей г. Яренска, монахов, монастырских вкладчиков, монастырских работных людей, посадских людей, / государственных и черносошных / крестьян и их работников, крепостных «мунгарской» породы, посадских, купеческих, крестьянских, монастырских, церковных половников, бобылей Яренского уезда). – Лл. 45-об., 61, 70-об., 72, 100, 111, 129, 161-об., 183, 183-об., 232-об., 245, 245-об.
[12] ГАТО [Государственный архив Томской области]. Ф. 321... Лл. 175, 176, 274.
[13] Коновалов, Ф. Я. Пача // Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г.В. Судаков. – Вологда : Русь, 2006. – С. 378.
[14] Палагина, В. В. Реконструкция исходного состояния вторичного говора: на материале томского говора : автореф. дис. … док. филол. наук. – Новосибирск, 1973. – С. 8–9.
[15] Беликов, Д. Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края... С. 8.
[16] ГАТО. Ф. 321... Л. 399-об.
[17] Там же. Л. 401.
[18] Там же. Л. 558-об.
[19] ГАТО. Ф-173 (Томское духовное правление Томской духовной консистории). Оп. 1. Д. 44 (Метрические книги о рождении, браке, смерти церквей Томского духовного правления за 1764, 1765, 1766, 1767, 1770 годы). – Л. 321.
[20] Беликов, Д. Н. Томский раскол: исторический очерк с 1834 по 1880-ые годы. – Томск : Паровая типо-лит. П.И. Макушина, 1901. – С. 2.
[21] Пулькин, М. В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII – XIX в.). – Москва : Рус. фонд содействия образ. и науке, 2013. – С. 57.
[22] Беликов, Д. Н. Старинные монастыри Томского края... С. 54.
[23] Там же. С. 46.
[24] Там же. С. 70.
[25] Там же. С. 74.
[26] Беликов, Д. Н. Старообрядческий раскол в Томской губернии по судебным данным. – Томск : Типо-лит. П.И. Макушина, 1894. – С. 9.
[27] Старообрядческая «библиотека Нифантовых» : (из фондов Том. обл. краевед. музея) : каталог. – Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 11–12.
[28] Беликов Д. Н. Старообрядческий раскол... С. 9–10.
[29] Старообрядческая «библиотека Нифантовых»... С. 22, 24, 26, 44–48, 50–52, 54, 62.
[30] Там же. С. 14.
[31] Дутчак, Е. Е. Кириллические книжные собрания и их владельцы: сравнительный анализ конфессиональных стратегий староверия // Вестник Российского университета дружбы народов : Серия: История России. Вып. 4. – 2011. – С. 80.
[32] Иванов, К. Ю. Из истории старообрядческой общины д. Еловки Кемеровской области // Церковь, государство и общество в истории России XX века : материалы II Всерос. науч. конф. (Иваново, 5 дек. 2002 г.). – Иваново, 2002. – С. 69.
[33] Там же. С. 69.
[34] Старообрядческая «библиотека Нифантовых»... С. 16.
[35] Там же. С. 13.
[36] Иванов, К. Ю. Указ. соч. С. 70.
Орлова Елена Александровна
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела
Музея-заповедника «Томская Писаница» (Кемерово)
Email: yelena.orlovaea42.orlova@mail.ru
© Орлова Е.А., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 20.02.2024.
Ссылка на статью:
Орлова, Е. А. Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь». – DOI 10.34685/HI.2024.55.83.007. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 1. – С. 49-55. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/634.html.
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.