Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2024.16.83.024

Николаев К.А.

Картина-эскиз Д.А.Налбандяна
«Выступление В.И.Ленина в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР

Аннотация. Статья посвящена экспертному исследованию живописного эскиза из частного собрания известного советского художника Д.А.Налбандяна (1906-1993). Этот эскиз под названием «Выступление В.И.Ленина в Доме Союзов» является еще одной подготовительной работой художника, выполненной в 1990 г., наравне с одноименным эскизом из собрания Музея-мастерской Д.А.Налбандяна (Москва). Анализируется художественная манера Налбандяна позднего периода творчества, выделяются основные признаки его живописного почерка. Атрибутированная работа расширяет наше представление о специфике творческого процесса художника этого времени, дополняя ряд его эталонных произведений. В свою очередь материалы проведенного исследования представляются актуальными для изучения позднесоветского искусства в целом.

Ключевые слова: Д.А.Налбандян, советское искусство, живопись, исследование, экспертиза, атрибуция.


К образу Ленина и событиям из его жизни Д.А.Налбандян обращался неоднократно. Например, одна из ранних его работ на эту тему – «Власть – Советам, мир – народам», которую он исполнил совместно с В.А.Прибыловским, М.А.Суздальцевым, Н.П.Мещаниновым и В.Н.Басовым в 1948-1950 гг. (холст, масло. 305х490), из собрания Ульяновского областного художественного музея. Не исключено, что в основу сюжета на эту тему легло конкретное историческое событие. Вероятно, запечатлено торжественное заседание Всероссийского центрального и Московского советов профессиональных союзов, посвященное годовщине Великой Октябрьской революции, состоявшееся 6 ноября 1918 г. в Москве в Колонном зале Дома Союзов. В заседании участвовали многочисленные представители всех профессиональных объединений. Выступали члены ЦК РКП(б), ВЦИК, Московского Совета профессиональных союзов и др. Здесь с пространной речью в честь годовщины революции выступил В.И.Ленин [1].

ил. 1В позднее время художник вновь обратился к этой теме. Известен эскиз Налбандяна «Выступление В.И.Ленина в Доме Союзов» (холст, масло. 60х80), датированный 1990 г., из собрания Музея-мастерской Д.А.Налбандяна [2]. Как можно судить по композиционным деталям, общему антуражу сцены, изображено также торжественное выступление Ленина в интерьере колонного зала Дома Союзов. Ленин стоит за длинным столом в окружении президиума, на заднем плане виден красный транспарант. Передний план занимает плотная толпа сидящей публики, полукругом сходящейся к центру композиции. Здесь можно увидеть различных представителей пролетариата – солдат, рабочих.

подпись на оборотеВ отделе научной экспертизы ГОСНИИР в свое время проходила исследование композиция Налбандяна «Выступление В.И.Ленина в Доме Союзов» [3]. Это полотно (холст, масло, 87,7х109,2) на обороте сохранило оригинальную надпись углем: «Выступление Ленина в доме Союзов / 1990 г» . По своей композиционной и образной трактовке произведение очень близко указанному выше эскизу из Музея-мастерской Д.А.Налбандяна. При этом оно не точно повторяет его. Этот холст отличается большей законченностью, изменена изобразительная трактовка отдельных персонажей, деталей композиции. Ленин здесь изображен стоящим за трибуной, фигура его обращена к зрителю. На заднем плане – длинный стол, за котором сидят члены президиума. Позади них между колоннами растянут красный стяг с виднеющейся надписью – «Мир / народам». Некоторых персонажей из числа президиума можно узнать. Например, вальяжно сидящего справа от публики на отдельном стуле ил. 2перед столом полноватого мужчину в черном костюме с небольшими усиками, вероятно, можно сопоставить с образом В.М.Молотова. Вся композиция этого полотна отличается «этюдной» выразительностью, живостью пластической моделировки персонажей. Фигуры сидящих и стоящих пролетариев обнаруживают колоритные образы, как бы обобщенно переданные портреты представителей различных классов. Вот, слева можно увидеть возвышающуюся мощную фигуру бывалого матроса, в залихватски спущенной на затылок бескозырке, в распахнутой гимнастерке. В правой части композиции выделяются образы старого рабочего в очках и грузная фигура крестьянина с окладистой бородой, чем-то смахивающего на Л.Н.Толстого.

подпись Рассматриваемый эскиз исполнен на высоком профессиональном уровне, в манере энергичного письма allaprima. Композиция была размечена в жидком полупрозрачном подмалевке, по которому затем фактурно разнородными мазками художник моделирует красочные формы. Изображение предметов, фигур строятся продолговатыми формообразующими мазками; головы, лица - короткими «вязкими» замешивающими мазками. Размашистая точность движений кисти, убедительное портретное сходство известных политических фигур при предельной обобщенности пластической моделировки, разработка колористической гаммы полностью соответствуют художественному почерку Д.Налбандяна. Имеющаяся на изображении подпись аутентична красочному слою. Ее начертание – динамика, наклон и графика букв – соотносятся с автографами Налбандяна на его эталонных произведениях.

Данный атрибутированный эскиз-вариант дополняет наше представление о позднем творчестве Д.А.Налбандяна. Эта картина, входящая в «серию» ленинианы Налбандяна, датированная 1990 г., позволяет по-новому оценить творчество художника этого периода. При всей идеологичности изображенного сюжета в этом эскизе характерно проявлена полноценная свободная увлеченность художника живописными задачами в соединении с оригинальным поиском композиционных решений и колористического построения.

Учитывая вновь возросший интерес к позднему советскому искусству, актуализированный снятием идеологических рамок и пересмотром ряда историко-культурных аспектов, влияющих на осмысление творчества советских художников, рассматриваемый эскиз позволяет взглянуть на этот период художественной жизни Д.А.Налбандяна с несколько иных позиций как искусствоведческой науки, так и экспертной практики. Здесь на первом месте остаются вопросы подлинности и оригинальности авторского замысла, правильное датирование и определение художественной значимости произведения как объекта искусства в контексте всего творчества художника.

Проведенные исследования позволили подтвердить подлинность этого произведения и выявить характерные оригинальные черты изобразительной манеры и приемов живописи Налбандяна, которые обладают индивидуальными отличительными характеристиками его авторского живописного почерка в поздний период творчества.

Данный эскиз любопытен также с точки зрения уточнения датировки некоторых произведений Д.Налбандяна. Так, например, в собрании Государственной Третьяковской Галереи (ГТГ) имеется его эскиз на ту же тему, что и рассматриваемые выше работы [4]. В каталоге музея он фигурирует под названием «В.И.Ленин перед депутатами» (холст, масло. 100,5х119) в качестве эскиза картины «Выступление В.И.Ленина в Доме Советов» 1990 г. из Музея-мастерской Дмитрия Налбандяна в Москве. Как следует из каталожных данных ГТГ, он датируется 1974 г.: слева вверху имеется подпись: «Налбандян 74». Этот эскиз, действительно, композиционно и живописно близок указанным эскизным вариантам 1990 г. на тему выступления Ленина в Доме Союзов. Однако дата его создания – 1974 г. – вызывает вопросы. Нам известны только эскизы Налбандяна (два указанных выше) на сюжет с выступлением Ленина в колонном зале Дома Союзов. Возможно, что имеющийся в ГТГ эскиз был подписан художником позже и датирован им ошибочно по аналогии с его работами 1974-1977 гг. «Выступление В.И.Ленина перед рабочими на заводе АМО 28 июня 1918 г.» (собрание ГТГ; уменьшенный вариант – в Музее-мастерской Д.А.Налбандяна, Москва). Эта версия в расхождении дат, однако, требует отдельного рассмотрения и аргументированной проверки.

Таким образом, можно подвести следующий краткий итог всему сказанному. Интерес к позднесоветскому искусству в современное время, появление ранее неизвестных произведений и возросший на этом фоне уровень технико-технологических исследований дают основание для пристального всестороннего изучения наследия художников, работавших в последней трети ХХ века в рамках так называемого соцреализма.

Период 1980-х - 1990-х показал сложность происходивших процессов в искусстве советского государства. Многие идеологические установки постепенно нивелировались, и целый пласт произведений, следуя требованиям соцзаказа, лишь механистически придерживался формальных требований, выдвигаемых тогдашним выставкомом. Входившие в ближний круг официальные художники, приближенные к верхушке партноменклатуры, продолжали в своих программных тематических картинах вести линию искусства, отвечающего традиции предыдущих десятилетий.

ГурзуфК числу этих художников относился и Д.Налбандян, активно работавший до конца своей жизни над официальными портретами, будучи летописцем главных партийных лиц. При этом его работы в других жанрах: пейзажа и натюрморта, составляют большую часть его творчества. В них он выступает продолжателем русской пленэрной живописи, сбрасывая с себя путы шаблонной официальной живописи. Он получает наслаждение в работе над своими любимыми цветочными натюрмортами, натурными пейзажами Подмосковья и этюдами, которые пишет во время заграничных поездок и путешествий по Армении, Грузии, в Крым и др. Они наполнены яркими колористическими сопоставлениями, контрастной игрой света и тени, привлекая взгляд зрителя раскованностью кисти, «сочностью» разнофактурного свободного мазка. Творчество Налбандяна разнопланово и даже в официальных заказных картинах художника, главным образом в этюдных работах, можно увидеть непосредственность живописных приемов, свободу и энергичность письма allaprima.

Рассматриваемая в статье картина-эскиз 1990 г. из частного собрания является показательным примером характерной манеры Налбандяна позднего времени. Как и в работах других жанров в 1970-е – 1990 гг., в живописи художника узнаваемы приемы, определяющие его эмоционально-приподнятый живописный язык. Это чередование кладки широких сглаженных в рельефе и штриховых рисующих мазков, с завершающей проработкой световых и колористических акцентов рельефными яркими белильными и насыщенными цветовыми мазками-пятнами. Анализируя его живописную манеру, можно придти к выводу, что Налбандян идет по пути пластического обобщения с целью добиться наибольшей выразительности живописной фактуры, эффекта особой живой непосредственности впечатления от изображенной предметной среды. Этот эскиз демонстрирует все эти качества, заставляя зрителя наслаждаться подвижностью мазка, игрой света и тени, ярких колористических акцентов. Идеологическая репрезентативная сущность сюжета здесь отходит на второй план, освобождая место живописному натиску, непринужденности письма. Именно такая «незасушенная» живопись придает полотну свежесть натурного этюда, как бы погружая нас в гущу происходящего события. В своей убедительности живописно-пластического решения художник следует лучшей традиции русской реалистической школы.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Стенограмма речи В.И.Ленина была опубликована в газете «Известия ВЦИК», № 244, 9 ноября 1918 г.

[2] Эскиз экспонировался в ММОМА (Петровка 25) на выставке, посвященной 30-летию создания Музея-мастерской Д.А.Налбандяна, 15 ноября 2023 -31 марта 2024.

[3] Акт экспертизы от 24.07.2009 г. Исполнители: М.М.Красилин, Ю.Б.Дьяконова. Архив ГОСНИИР.

[4] Государственная Третьяковская Галерея (Москва). Каталог собрания.- Москва : Красная площадь, 2022. - Т. 6. - Кн. 3: Живопись первой половины ХХ века, М-П. - С. 420. Кат. № 419.


Николаев Кирилл Алексеевич
заведующий Отделом научной экспертизы
Государственного научно-исследовательского
института реставрации (Москва)
Email: kirill.pochta@mail.ru


© Николаев К.А, текст, ил., 2024

Статья поступила в редакцию 10.06.2024.

Открыть PDF-файл


Ссылка на статью:

Николаев, К. А. Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника: по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР. – DOI 10.34685/HI.2024.16.83.024. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 3. – С. 34-37. – URL: ttp://nasledie-journal.ru/ru/journals/668.html.


Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru