2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2024.99.55.022
Казанская К.К.
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Аннотация. В статье рассматриваются формы и особенности стиля эдвардианцев, положившие начало изменениям в мировой моде, а также повлиявшие на образы дизайнеров XX века, творения которых признаны классикой винтажной моды.
Ключевые слова: винтажная мода, эдвардианская эпоха, женские образы XX века.
Слово «винтаж» часто ассоциируется у потребителей с вещами, которые воспринимаются в качестве дополнений к образам или же костюмированным нарядам, отсылающим к определённым эпохам. Однако сравнительно недавно мы стали осознавать, что винтажная мода ненавязчиво, но в то же время глубоко укоренилась в современных тенденциях. Можно проследить, как вещи прошлого стали частью гардероба нынешнего. Если проанализировать современный модный рынок, можно обнаружить немалое количество торговых площадок, которые акцентируют внимание на продаже винтажных вещей. Так, наличие качественной винтажной вещи в гардеробе отображает трепетное отношение человека к модным течениям прошедших десятилетий, а также олицетворяет его взгляды на собственный стиль.
Винтаж соотносится с ценностями нынешней культуры и искусства. Люди, которые особенно подвержены влиянию моды, зачастую интересуются винтажем не только с точки зрения практичности, но и со стороны истории самих вещей. Винтажная мода становится не просто элементом повседневности, а предметом искусства. Винтаж формирует также определённый культурный код и позволяет погружаться в прошлое, привнося в повседневность красочные оттенки, новые формы и сочетания стилей. Когда человек надевает на себя винтажную вещь, он погружается в прошлое, акцентирует внимание на образе и тем самым показывает значимость дизайнерского мастерства.
За последние десятилетия интерес к винтажной моде возрос. Одежда, в которой есть память о человеке или целая история, собранная из воспоминаний, вызывает в людях чувство принадлежности к определённым веяниям моды. Мы стали чаще обращать внимание на то, что одежда отражает личность человека и имеет способность вдохновлять других людей на создание собственного уникального стиля. Винтаж уже стали считать видом искусства, которое можно «примерить» на себя. Вместе с винтажными вещами люди определяют свою аутентичность и свой социальный статус.
Стоит отметить, что некоторые винтажные вещи остаются недоступными для массового потребителя и выделяют счастливых обладателей над остальными. Винтажная мода также вызывает в людях чувство ностальгии и способствует сохранению памяти о предках, которые отражали ту или иную эпоху. Безусловно, винтажная мода объединяет людей разных возрастов, вдохновляет на создание уникальных образов, которые позволяют сформировать взгляды на моду у последующих поколений.
В рамках данной статьи можно отметить, что в течение последнего столетия винтажных вещей стало больше. Исходя из историй модных домов и малоизвестных брендов, можно сделать вывод, что винтажная мода претерпела большие изменения и преобразовалась в связи с масштабными историческими событиями. К середине XX века дизайнеры, создававшие личный бренд, смогли получить признание на фоне массовых производителей.
Винтажная мода смогла преодолеть периоды, когда считалась «старомодной» и воспринималась людьми в качестве одежды, которую носит человек, не имеющий возможности приобрести новые вещи. Люди не сразу смогли понять, что винтаж – это отражение идей и мастерства конкретного дизайнера. Можно отметить, как каждый творец отражал в своём бренде новые течения, повлиявшие на массовую моду и имевшие бесчисленное количество последователей, которые по сей день используют идеи прошлых лет в качестве вдохновения для собственной нынешней работы. Расцвет Гения Кристиана Диора и его Новый образ; свингующие 60-е в Лондоне наряду с парижским движением Андре Куррежа; сюрреалистический подход, начатый Эльзой Скиапарелли и продолженный в конце века такими дизайнерами, как Франко Москино, – все это знаковые модные тенденций начала XX века.
В ту эпоху отличительными чертами стал также некий вандализм, буйство форм, необычное обращение с тканями, к примеру, необработанные края – всё это вошло в модный дизайн. В модные течения того века вошли также невероятные техники плиссировки, впервые разработанные Мариано Фортуни. Позже они были усовершенствованы Иссэем Миякэ и его школой, впоследствии доведены до абсолютного совершенства, пользуясь огромной популярностью у современных модниц.
Были также времена, когда в одежде практически не были использованы принты. Тогда скульптурные, невероятные формы создавались из ткани, которая обвивалась вокруг тела, иногда облегала его, а иногда становилась пропорцией модели. Здесь можно рассмотреть стиль ранней Коко Шанель, которая обильно использовала плетёные тесьмы или ленты для украшения нижней части нарядов. Шанель создавала поистине стильные и в то же время простые образы, которые смогли стать мировым культом.
Так как винтаж активно погружает потребителей моды в прошлое, стоит вернуться на несколько десятилетий назад и рассмотреть важную эпоху, которая поменяла представление о нынешних модных тенденциях. Речь пойдёт об эдвардианской эпохе, названной в честь правления Эдуарда VII с 1901 по 1910 год. Этот период был ознаменован концом викторианской эпохи и началом больших преобразований в моде.
Стоит отметить, что в ту эпоху мода всегда была продиктована высшим сословием. Так, нарядная женщина в своих оборках и рюшах, казалось, парила в облаках. Постепенно набирал обороты модернизм, и тяжёлые, удушающие корсеты постепенно стали уходить в прошлое. Уже к 1909 году в моду вошёл линейный силуэт [3, с. 8–9]. Эдвардианская эпоха акцентировала внимание на более естественных формах. Дизайнеры того времени бросили вызов общественным нормам и порядкам. Можно сказать, что произошёл взрыв экспрессии, оригинальности и прогрессивных идей в искусстве, кино, психологии и роли женщины в обществе.
Одной из ключевых особенностей эдвардианской эпохи считались образы для определённых случаев. В магазинах того времени стала появляться готовая одежда, что позволило большему количеству людей приобретать наряды, которые могли разнообразить привычный гардероб. Это повлияло также и на работу опытных швей, которые копировали выкройки, недоступные для покупки.
Для эдвардианской эпохи также характерны элементы одежды других культур. Смешение фактур и деталей позволяло дизайнерам экспериментировать и воплощать в жизнь смелые идеи, которые сказались на образах женщин тех лет. В нарядах нередко были использованы этнические элементы – прослеживались восточные мотивы, древнегреческие и японские принты.
Эдвардианская эпоха стала периодом безудержной галантности и роскоши. На фоне светской жизни и излишеств эдвардианская мода была символом статуса.
Облегающее платье и обилие оборок свидетельствовали о праздной жизни его обладательницы. Силуэт в эдвардианском стиле с тонкой талией был бы невозможен без корсета, но уже иного по своей форме в отличие от викторианского предшественника. Так, платья в тот момент были прямого края – модель приобретала модную, S-образную форму талии, сбалансированную тюрнюром. Выступающий, но довольно низкий бюст украшался различными оборками, кружевами и лентами. Юбка обязательно должна была плотно облегать бёдра и веером спадать до пола – такая деталь не позволяла оставлять места для карманов. В этом, конечно же, был свой определённый смысл, так как в моду постепенно начали входить маленькие сумки, в которые помещалось всё необходимое для светского вечера.
Стоит также рассмотреть корсеты, которые изготавливались из китового уса и придавали обладательнице достоинство и статусность. После корсеты дополняли атласом, парчой, шёлком и кутилем (холст, плотная ткань). Так, корсеты, украшенные кружевом и маленькими розами, были чёрного цвета для вечернего выхода или в бледно-голубых, розовых или лиловых оттенках, характерных для эдвардианской эпохи и подходящих для неформальных выходов в дневное время. Одной из важных деталей считались подтяжки, которые крепились к корсету и носились на отдельном поясе. Стоит отметить, что практически никому не видимые подтяжки также украшались лентами и позолоченными застёжками – такая деталь говорит о том, что в период эдвардианской эпохи дизайнеры продумывали наряды до мелочей.
К 1900-м годам шуршания кружевных нижних юбок было достаточно, чтобы будоражить пылкие умы мужчин [1, с. 183]. До сих пор в современности вспоминаются образы балерины Анны Павловой, актрисы и певицы Минни Браун, русской театральной актрисы Веры Комиссаржевской и других женщин, чьи образы были ярким отражением красоты и богатства эдвардианской эпохи.
Наибольшей популярностью пользовались машинные кружева с рисунком, в особенности французское кружево и чёрное шантильи. Такие альтернативы более дорогим материалами позволили модницам обеспечить себя вещами, сочетающими простоту и элегантность той эпохи.
Среди «химических» или «жжёных» кружев большой популярностью пользовались гипюры (кружева с рельефным рисунком). В моде были сетчатые платья (машинную сеточку было легко изготовить), которые часто носили с нижним платьем из шёлка. На этом простом сетчатом полотне были вышиты цветочные мотивы из синели: розы, лилии и другие цветы появлялись на вырезах, рукавах и лифах. Особой деталью были кружевные пучки (жабо), прикреплённые спереди к лифам, а также позолоченная тесьма и швы, обшитые шёлковым атласом, которые дополняли образ [2, с. 245].
Замысловатое кружево с цветочными узорами, cзащипами и вставками создало контрастную и лёгкую текстуру ткани. Внимание и любовь к деталям стали фундаментом и доминирующей чертой эдвардианской эпохи.
Важной частью гардероба женщины стала блузка – именно эта вещь стала широко использоваться в образах эдвардианцев. Блузки варьировались от строгих мужских моделей со съёмными накрахмаленными воротниками и манжетами, украшенными галстуками, до изысканных, аккуратных и воздушных. Приталенная, застегивающаяся спереди на пуговицы, с кокеткой, окаймлённой кружевом, и рукавами до пят, эта блузка часто использовалась для демонстрации нового женского увлечения велоспортом, увековеченного термином «Гибсоновская девушка» (понятие идеала женской красоты, созданного американским иллюстратором Чарльзом Гибсоном).
Кружевные блузки с ручной вышивкой в романтическом стиле застёгивались на пуговицы сзади и обычно были белого цвета. Блузки отличались изящными лифами и подвёрнутыми рукавами, которые становились основой образа. Часто украшенные белой вышивкой или машинным кружевом, они были сшиты из тонкого муслина и японского шёлка и подчеркивали женственность. Облегающие рукава сочетались с вырезом горловины, с пышными рукавами на плечах и кружевными манжетами.
Стоит отметить, что вырез в эдвардианском стиле часто был плотно закрыт высоким воротником из шифона и кружев на косточках, что придавало его обладательнице царственную осанку. В каталогах были представлены как модели с V-образным, так и с круглым вырезом. Поверх блузки женщина могла надеть болеро-визитку, как правило, из шифона и кружев. В каталогах магазинов «Платья и чайные сорочки» того времени были представлены вечерние платья из муслина с белыми хлопковыми корсажами, которые застёгивались спереди на крючки, и оборками из валансьенского (французского) кружева машинного производства [3, с. 11-15]. Были популярны также вышитые мотивы, цветы или кант. Приталенные складки на вырезе создавали эффект квадратной кокетки с рюшами, а на талии были драпировки из шёлка.
Рассмотрев ключевые детали эдвардианского стиля, можно сделать вывод, что изящество и элегантность были основой для дамских образов. Итак, характерными эдвардианскими элементами можно назвать:
- длинные волнистые юбки, плотно облегающие бёдра, доходящие до колен, а затем расширяющиеся веером;
- высокие вырезы, отделанные плотным кружевом;
- широкие рукава-пышки с плотно прилегающими нижними рукавами;
- лифы на полной посадке до самого выреза;
- оборки и блёстки в качестве украшения на платьях;
- защипы в качестве деталей, которые используются в блузках и платьях;
- глубокие вырезы и открытая спина для вечерней одежды;
- машинная сетка, используемая как самостоятельная ткань, из которой шились целые платья.
Рассмотрев элементы эдвардианской эпохи, можно сказать, что в то время женская красота особенно обожествлялась и возвышалась. Можно проследить, как дизайнеры превозносили изящество, строгость, галантность и лёгкость в струящихся платьях из мягкого фатина. Важно было показать естественную женскую красоту, точеность фигуры и плавность очертаний, которые становились центром внимания общественности. Безусловно, в то время существовали костюмы, которые подчёркивали скромность и закрытость. Так, женщины носили «чайные» рубашки из шёлка или шерсти с кружевной отделкой. Их надевали для встречи гостей и чаепитий – ключевой деталью таких нарядов становился скромный высокий вырез.
Эдвардианская эпоха сыграла важную роль в формировании моды других поколений и оказала влияние на упрощение нарядов, костюмов и других элементов гардероба. Однако это самое упрощение стало отражением богатства, изысканности и естественной красоты, особенно в женских образах. По сей день в винтажной моде можно наблюдать множественные элементы эдвардианской эпохи. Мы видим, что и в современной моде присутствуют глубокие вырезы, парящие юбки, кружева и струящиеся блузки, которые в полной мере отображают женственность.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Рибейро, Э. Мода и мораль / Э. Рибейро, К.В. Душенко // Вестник культурологии. – 2014. – № 4. – С. 178-184. – URL: https://rucont.ru/efd/472823 (дата обращения: 27.08.2024).
[2] Hattersley, R. The Edwardians. – London : Little, Brown, 2004.
[3] Rhodes, Z. Vintage Fashion: Collecting and Wearing Designer Classics / Zandra Rhodes. – London : Carlton Books, 2011.
Казанская Кира Константиновна
аспирант, Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: kira-romanova20@yandex.ru
© Казанская К.К., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 20.08.2024.
Ссылка на статью:
Казанская, К. К. Вклад эдвардианской эпохи в формирование винтажной европейской моды. – DOI 10.34685/HI.2024.99.55.022. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 3. – С. 38-41. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/669.html.
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.