2025/2(41)
спецвыпуск
Конференция
аспирантов
и молодых ученых
НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва, 22-23 января 2025 г.
Часть 1
ДОКЛАДЫ
Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)
Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области
Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита
Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)
Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия
Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции
Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы
Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема
Культурологический потенциал археологических находок
из металла
Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы
Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)
Опубликован 06.05.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2025.60.33.013
Березина Н.А.
Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области
Аннотация. В статье рассматриваются практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации материального и нематериального культурного наследия территории Вологодской области; кратко охарактеризована нормативно-правовая база в основе государственной культурной политики в сфере сохранения и использования культурного наследия региона. Обозначены наиболее актуальные вопросы и проблемные зоны, рассмотрение и решение которых, по мнению автора, может способствовать решению задач по сохранению, использованию и популяризации культурного наследия Вологодчины.
Ключевые слова: культура, нормативно-правовая база, материальное и нематериальное культурное наследие, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия.
Вологодская область находится на просторах Русского Севера и известна богатейшей историей и уникальным культурным наследием. Единство традиций и новых современных веяний создают неповторимый облик региона. Более 1003 объектов культурного наследия (далее – ОКН) расположены на территории области, из них 359 памятников имеют статус федерального значения, 643 – регионального значения, 1 – муниципального значения.
В сокровищницу культурного наследия Вологодской земли входят такие объекты, как Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия, включенный в 2000 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Указом Президента Российской Федерации в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации включен памятник федерального значения – ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря [1]. Также богатое культурное наследие области представлено монастырскими и церковными комплексами, памятниками археологии, деревянной архитектурой, старинными усадьбами, объектами исторического промышленного наследия.
В Список исторических поселений входят 11 населенных пунктов Вологодчины, восемь из них были основаны в период с Х по ХIV в. На звание «исторических» могут претендовать более 150 древних сел и деревень. Их изучение и сохранение как значимого компонента культурного наследия всего Русского Севера необходимо продолжить.
Монастыри и соборы, памятники культового назначения, которые играли важную роль в развитии общества, представляют особый интерес для ученых. Среди наиболее значимых сохранившихся монастырских ансамблей можно назвать ансамбли Вологодского кремля (бывшее Архиерейское подворье), Спасо-Прилуцкого, Троице-Гледенского, Кирилло-Белозерского монастырей. Особую ценность представляют соборы: Софийский собор в Вологде, собор Прокопия Праведного в Великом Устюге, Казанский собор в Устюжне, Спасо-Преображенский и Успенский соборы в Белозерске, Воскресенский собор в Череповце.
При этом множество памятников истории и архитектуры полностью утрачены или лежат в руинах. Многим необходимо придать статус памятников и поставить их на государственную охрану. Возвращение к историческим корням через сохранение и популяризацию историко-культурного наследия стало приоритетом культурной политики Правительства Вологодской области и одним из основополагающих ресурсов развития региона.
В основе культурной политики региональных властей – нормативно-правовая база, регулирующая сохранение, использование и популяризацию культурного наследия. Эта система включает в себя как федеральные, так и региональные и местные законодательные акты, а также различные подзаконные акты и ведомственные документы [2 – 9].
Стратегические документы региона определяют направления развития. Так, Стратегия социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года включает культурное наследие как важный фактор развития региона и определяет приоритеты в сфере сохранения и использования культурного потенциала [10].
Аналогичные нормативные документы и программы утверждаются и на муниципальном уровне.
Нормативно-правовая база регулирует практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия на территории региона.
Акцентируем внимание на ключевых направлениях работы в области сохранения и популяризации материального наследия в области. Так, государственная охрана ОКН в соответствии с федеральным и региональным законодательством проводится через инвентаризацию, паспортизацию, мониторинг состояния объектов, разработку проектов зон охраны. Финансирование сохранения культурного наследия осуществляется из областного и федерального бюджетов, а также за счет внебюджетных средств. Проводятся конкурсы на получение грантов и субсидий.
Увеличение доли памятников истории и архитектуры, выведенных из неудовлетворительного состояния, до 9,7% – результат реализации государственной программы «Наследие Вологодчины» [11] и показатель эффективности принимаемых мер.
Отдельно остановимся на некоторых масштабных проектах по сохранению культурного наследия в регионе. В настоящее время при поддержке Президента России В.В.Путина проводятся реставрационные работы на объектах Вологодского Кремля: в 2027 году, когда Вологда отметит 880-летие, Вологодский кремль станет подарком городу и его жителям.
Развитие музейного дела как одно из ключевых направлений сохранения и популяризации культурного наследия осуществляется через создание новых музеев, обновление экспозиций, внедрение современных технологий, научных исследований и образовательных программ, в том числе – на отдаленных от областного центра территориях.
Через разработку новых туристических маршрутов, включающих ОКН, развивается культурный туризм. Проводится работа по повышению качества туристических услуг, организуются фестивали и другие культурные мероприятия – более 500 мероприятий в год. Создаются виртуальные туры, связанные с именами знаменитых вологжан. Популяризации культурного наследия осуществляется через многочисленные культурные мероприятия, фестивали, форумы, лекции, экскурсии, выставки, издание книг и буклетов. Кроме того, используются возможности СМИ и интернета: информационная поддержка ведется через электронные ресурсы, базы данных ОКН, ведется активная работа в социальных сетях.
С целью кадрового обеспечения ведется подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере культуры и туризма, организуются стажировки и профессиональные конкурсы.
Таким образом, регион продолжает активно работать над сохранением, популяризацией и использованием своего богатого материального культурного наследия, опираясь на современные технологии и вовлекая в этот процесс всё больше людей.
Отдельно стоит отметить еще одно приоритетное направление по развитию Вологодской области – сохранение и популяризация нематериального культурного наследия региона, которое обладает не меньшей ценностью, формирует уникальную культурную идентичность региона и требует особого внимания.
Данное направление работы осуществляется областным Центром народной культуры, которым создан Фонд фольклорно-этнографических материалов региона из более 66 тысяч объектов нематериального культурного наследия.
В 2024 году через реализацию информационного проекта «Фолквологда» обеспечен доступ для всех желающих к богатству вологодских традиций. В Вологодской области ученые обследовали более пяти тысяч населенных пунктов, описали более десяти тысяч объектов – песен, причитаний, сказок, легенд, плясок, рассказов о деревенских праздниках, обрядах, воспитании детей, трудовых семейных обычаях. В исследованиях в течение десятков лет приняли участие более ста специалистов своего дела – фольклористов, этнографов, антропологов.
Электронный ресурс «ФолкВологда» состоит из двух разделов. Это фонд объектов традиционной народной культуры, включающий материалы по фольклору и этнографии Вологодской области из федеральных, региональных, муниципальных собраний и частных коллекций. Объекты Фонда защищены от утраты и имеют паспорт, сопровождаются кратким описанием, расшифровкой, ссылкой на публикацию (при наличии). Для удобного поиска имеется поисковая система.
Второй раздел – реестр – содержит объекты нематериального этнокультурного достояния региона. В нём будут представлены изученные и научно описанные традиционные обрядовые комплексы, жанры и образцы фольклора.
В феврале 2024 года в Вологде в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Этнокультурное наследие Русского Севера: проблемы сохранения и актуализации» впервые был презентован уникальный областной информационный ресурс, данный региональный опыт был признан учеными и экспертами как успешный и рекомендуемый к тиражированию.
Кроме того, участие в рамках научного форума был проведен круглый стол с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти региона, что позволило активизировать работу по принятию соответствующих региональных НПА, в том числе – утверждения положения о региональном Реестре, а также получить финансирование на содержание и пополнение сайта.
Для этого в государственное задание Вологодского областного Центра народной культуры включена работа «Выявление, изучение, сохранение, использование и популяризация объектов нематериального этнокультурного достояния народов Российской Федерации в сфере традиционной народной культуры, внесение сведений об объектах нематериального этнокультурного достояния в Региональный реестр» и предусмотрено ее финансирование.
В соответствии с нормативно-правовой базой федерального и регионального уровней [12; 13; 14] разработано Положение о Региональном реестре объектов нематериального этнокультурного достояния Вологодской области [15]. Реестр ведется в целях учета, сохранения, изучения, актуализации и популяризации объектов нематериального этнокультурного достояния регионального и местного (муниципального) значения, находящихся на территории Вологодской области.
Под руководством начальника Департамента культуры и туризма Вологодской области был сформирован Экспертный совет по актуальным вопросам сохранения и популяризации нематериального этнокультурного достояния Вологодской области – с участием специалистов в сфере фольклористики, этнографии, искусствоведения, культурологии, деятелей культуры, а также представителей региональных и муниципальных органов исполнительной и законодательной власти, представителей общественных организаций.
В настоящее время подготовлена документация для включения региональных объектов нематериального этнокультурного достояния в Федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2023 № 1277) [16]. Планируется включение ОНКН пляска «Уточка» в федеральный реестр.
По нашему мнению, факт внесения регионального объекта в федеральный реестр может быть подкреплен финансовой поддержкой и гарантией включения в федеральные проекты, направленные на сохранение, использование и популяризацию объектов нематериального культурного наследия.
Стоит также отметить еще одно значимое направление ресурсного обеспечения развития региона. Народные художественные промыслы Вологодской области как неотъемлемая часть развития региона играют важную роль в сохранении культурной идентичности, развитии туризма и экономики региона. В настоящее время в области бытуют более десяти видов традиционных народных художественных промыслов. Помимо знаменитого вологодского кружева и великоустюгской черни по серебру, это росписи по дереву, резьба по дереву и бересте, ткачество, берестоплетение, лозоплетение, вышивка, лоскутное шитье, изготовление народной куклы, роспись по эмали (финифть), гончарное дело, ковка, катавальный промысел, художественный лоскут, изготовление традиционного народного костюма и другие. При этом каждый промысел уникален и вносит свой вклад в развитие народного искусства не только области, но и всей страны.
На Вологодчине сохраняются исторические ремесленные центры со своей уникальной традицией. Одних только вологодских росписей насчитывают более 20, каждая из них отличается техникой и стилем исполнения. Наиболее яркие из них – это шекснинская золоченка (Шекснинский район) глубоковская роспись (порубежье с соседней Архангельской областью) и другие.
Важнейшая задача – не только сохранение этого исторического наследия, но и создание механизма развития традиций народных промыслов, сохранение преемственности ручного художественного труда. Для этого местными властями реализуются многие успешные практики, в том числе:
– ведомственные целевые программы включают мероприятия в сфере сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в Вологодской области;
– формируется и ведется реестр мастеров народных художественных промыслов Вологодской области, мест традиционного бытования народных художественных промыслов;
– создан художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам.
Огромную роль в механизме сохранения и развития народных художественных промыслов в области играют учреждения культуры. В регионе действует более 20 муниципальных организаций, деятельность которых ориентирована на сохранение и восстановления традиций художественного ремесленничества. При этом автором статьи обозначена проблема отсутствия правового статуса имеющихся в учреждениях культуры уникальных коллекций этнографических предметов народного быта, постановки их на государственный учет и специального контроля за их целостностью. Эта проблема, безусловно, нуждается в дополнительной правовой проработке.
Особое значение имеет система подготовки кадров в сфере народных художественных промыслов. Начальная профессиональная подготовка по художественно-ремесленным профессиям осуществляется в двух образовательных учреждениях. Дефицит профильных учебных заведений восполняют клубные формирования декоративно-прикладного и народного искусства для детей и взрослых при центрах традиционной народной культуры.
Образовательным ресурсом ремесленных студий являются мастера народных художественных промыслов. Такой механизм передачи традиций основан на традиционной модели «мастер – подмастерье» и является фактором, способствующим подготовке новых поколений мастеров.
Методическим подспорьем для руководителей клубных формирований являются семинары, которые организует областной Центр народной культуры, разработавший целый цикл методических пособий по локальным направлениям вологодских росписей: графических и свободно-кистевых. Они включают не только научные и технологические описания, но и методические таблицы и многое другое.
Сохранение и популяризация традиционных промыслов обеспечивается через проведение фестивалей, выставок и ярмарок.
Среди наиболее значимых из них – Международный фестиваль народных промыслов и ремесел «Город ремесел» в Вологде, который ежегодно собирает в Вологде более 600 мастеров народных промыслов со всей России и из-за рубежа и является частью мультиформатного проекта по продвижению регионального бренда «Вологда – город традиций».
Еще одним признанным брендом является вологодское кружево – комплексное явление, включающее в себя производственные традиции разных муниципалитетов региона и занимающее особое место в экономике и культуре области. В настоящее время промысел объединяет одновременно и промышленное производство, и создание эксклюзивных высокохудожественных изделий, сохраняя при этом традиции народного творчества.
Вологодское кружево известно всему миру. Неслучайно Вологда определена местом проведения 1-го Международного фестиваля кружева “Vita Lace”. В его рамках в 2011 г. прошла акция «Самое массовое кружевоплетение», попавшая в книгу рекордов России: 570 кружевниц из 8 стран и 25 регионов два часа плели кружевные изделия. Фестиваль кружева проводится на Вологодчине раз в три года. В 2025 году запланирован V Международный фестиваль кружева «Vita Lace», который станет площадкой для профессионального и дружеского общения, обучения, обмена опытом мастеров кружевоплетения из регионов России и стран ближнего зарубежья.
Анализ деятельности по сохранению и развитию народных промыслов в регионе позволяет делать вывод об ориентации на местную культурную традицию. Опора на собственные традиции позволяет воссоздавать ремесленные центры, поддерживать традиций и сохранять уникальную культуру, выполнять важнейшие задачи воспитания и создания условий развития в культуре подрастающего поколения.
Подытоживая, мы полагаем, что Вологодская область с ее богатой историей и уникальным культурным наследием активно ищет и применяет современные подходы к его сохранению, использованию и популяризации. Анализ лучших практик в регионе позволяет выделить ключевые направления и примеры успешных инициатив, которые могут служить ориентиром для дальнейшей работы. При этом для развития и повышения эффективности работы по сохранению, использованию и популяризации культурного наследия Вологодской области необходимо внедрять новые, более совершенные механизмы.
Предлагаемые рекомендации направлены на комплексное решение проблем и использование потенциала региона:
– совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе – упрощение процедур согласования реставрационных работ, согласования проектов реставрационных работ и выдачи разрешений на их проведение, особенно в отношении объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
– разработка механизмов стимулирования собственников ОКН к их сохранению и реставрации, включая налоговые преференции, субсидии, гранты и другие виды поддержки;
– увеличение финансирования, разработка региональной программы со-финансирования реставрационных работ из областного бюджета на объектах культурного наследия, находящихся в частной собственности;
– создание регионального фонда культурного наследия для объединения финансовых средств из различных источников (бюджетных, внебюджетных, частных пожертвований) и их целевого направления на сохранение и реставрацию ОКН;
– привлечение частных инвестицийк реализации проектов по реставрации ОКН;
– привлечение общественности через использование краудфандинговых платформ для сбора средств на реализацию конкретных проектов;
– разработка интерактивного цифрового ресурса, включающего полную информацию об ОКН, их историю, описание, фотографии, 3D-модели, планы реставрации, а также информацию о музейных экспозициях, культурных мероприятиях и др.;
– использование беспилотных летательных аппаратов (дронов) для регулярного мониторинга состояния ОКН и выявления дефектов и повреждений;
– разработка дополнительных виртуальных туров и интерактивных экспозиций, воспроизводящих атмосферу исторических объектов;
– создание центра обучения и повышения квалификации специалистов в области реставрации, охраны памятников, музееведения и других смежных областей;
– создание программ стажировок и практик для молодых специалистов, привлечение их к работе в сфере культурного наследия, предоставление им жилья и других мер поддержки;
– активизация работы с волонтерами, организация их участия в реставрационных работах, уборке территорий, проведении культурных мероприятий и других видах деятельности, связанных с сохранением и популяризацией культурного наследия;
– поддержка мастеров народных промыслов: создание условий для обучения и передачи опыта, предоставление грантов и субсидий;
– проведение образовательных программ, лекций, экскурсий, мастер-классов, направленных на повышение культурной осведомленности населения и формирование бережного отношения к культурному наследию;
– разработка и продвижение сети тематических культурных маршрутов, связывающих различные объекты культурного наследия, музеи, ремесленные центры и другие достопримечательности;
– увеличение количества регулярных культурных мероприятий (фестивалей, выставок, концертов, фольклорных праздников), привлекающих туристов и повышающих интерес к региону;
– продвижение культурного наследия в интернете, внедрение интерактивных форм подачи информации, проведение квестов, игр, экскурсий с использованием современных технологий – разработка и реализация эффективных маркетинговых стратегий, направленных на продвижение культурного наследия региона на внутреннем и внешнем рынках;
– создание новых привлекательных брендовкультурного наследия Вологодской области;
– сотрудничество со СМИ и блогерами для освещения культурных мероприятий и объектов культурного наследия;
– организация конкурсов и фестивалей, посвященных культурному наследию, с целью выявления и поддержки талантливых художников, ремесленников, историков и других деятелей культуры;
– укрепление межведомственного взаимодействия: налаживание более тесного взаимодействия между органами власти, учреждениями культуры, научным сообществом, бизнесом и общественными организациями;
– развитие международного сотрудничества, обмен опытом и передовыми практиками, участие в международных проектах и программах;
– привлечение инвестиций к реализации проектов по сохранению и использованию культурного наследия;
Внедрение новых механизмов, основанных на современных технологиях, и активном участии общественности, позволит создать эффективную систему сохранения, использования и популяризации культурного наследия, будет способствовать повышению уровня защиты культурного наследия, его вклада в социально-экономическое развитие Вологодской области.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (с изменениями на 5 мая 1997 года) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/10104140/ (дата обращения: 24.04.2025).
[3] Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1 // Гарант.ру : информационно-правовой портал.
– URL: https://base.garant.ru/104540/ (дата обращения: 24.04.2025).
[4] Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06. 2002 N 73-ФЗ // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/12127232/ (дата обращения: 24.04.2025).
[5] Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в российской Федерации» от 26.05.2006 № 54-ФЗ // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/123168/ (дата обращения: 24.04.2025).
[6] Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/179957/ (дата обращения: 24.04.2025).
[7] Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 2501-р // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/410384259/ (дата обращения: 24.04.2025).
[8] Закон Вологодской области от 01.07.2004 № 1034-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Вологодской области» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/20437654/ (дата обращения: 24.04.2025).
[9] Постановление Правительства Вологодской области от 27.05.2019 г.
№ 495 «Об утверждении государственной программы «Развитие культуры, туризма и архивного дела Вологодской области» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/46358608/ (дата обращения: 24.04.2025).
[10] Постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 г.
№ 920 «О стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/46309748/ (дата обращения: 24.04.2025).
[11] Постановление Правительства Вологодской области от 30.10.2017 г.
№ 963 «Об утверждении государственной программы «Наследие Вологодчины» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/46328872/ (дата обращения: 24.04.2025).
[12] Федеральный закон от 20.10.2022 г. № 402 «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/405506217/ (дата обращения: 24.04.2025).
[13] Закон Вологодской области от 29.10.2009 г. № 2123-ОЗ
«О разграничении полномочий в сфере культуры между органами государственной власти области» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/20353323/ (дата обращения: 24.04.2025).
[14] Закон Вологодской области от 15 января 2019 г. № 4483-ОЗ «О традиционной народной культуре Вологодской области» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/46352534/(дата обращения: 24.04.2025).
[15] Приказ Департамента культуры Вологодской области «О региональном реестре объектов нематериального этнокультурного достояния Вологодской области» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/407084072/ (дата обращения: 24.04.2025).
[16] Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.2023 г.
№ 1277 «Об утверждении Положения о федеральном государственном реестре объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации» // Гарант.ру : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/407487113/ (дата обращения: 24.04.2025).
Березина Наталья Алексеевна,
директор Центра народной культуры (Вологда);
аспирант, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва
Email: natalyaberezia@yandex.ru
© Березина Н.А., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 10.03.2025.
Ссылка на статью:
Березина, Н. А. Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия на территории Вологодской области. – DOI 10.34685/HI.2025.60.33.013. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 11-18. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/733.html.
Новости
-
07.05.2025
Министерство культуры Российской Федерации объявляет о старте Двенадцатого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры. К участию приглашаются учёные, студенты и аспиранты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в возрасте до 35 лет. Координатором конкурса выступает Институт Наследия.
-
07.05.2025
25 апреля 2025 г. Центр краеведения, москвоведения и крымоведения Института Наследия совместно с Московским краеведческим обществом провели очередное – 219-е заседание ежемесячных «Краеведческих встреч на Берсеневке».
-
07.05.2025
18 апреля 2025 г., в Международный день памятников и исторических мест, в Институте Наследия состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему: «Актуальные направления сохранения, изучения и трансляции нематериального и материального культурного наследия как ресурса социокультурного развития России».