2025/2(41)
спецвыпуск
Конференция
аспирантов
и молодых ученых
НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва, 22-23 января 2025 г.
Часть 1
ДОКЛАДЫ
Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)
Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области
Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита
Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)
Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия
Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции
Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы
Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема
Культурологический потенциал археологических находок
из металла
Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы
Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)
Опубликован 06.05.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2025.33.64.014
Борсуковская Г.В.
Культурная система автохтонного населения Канарских островов как реликт культуры эпохи неолита
Аннотация. Статья посвящена исследованию культуры автохтонного населения Канарских островов. В различных аспектах данной культуры путём сравнительного анализа выявляются признаки её родства с евроазиатской неолитической культурой и раскрывается значение её изучения для всеобщей истории и культурологии.
Ключевые слова: Канарские острова, автохтонная культура, аборигены, эпоха неолита, сравнение, материальные и социальные аспекты, верования, искусство, реликт.Значение автохтонной канарской культуры для науки
Автохтонная культура Канарских островов в настоящее время не существует: она погибла в ходе европейской колонизации архипелага, проходившей в XV–XVI вв. и практически полностью уничтожившей коренное население островов. Для науки эта культура интересна своей самобытностью и тем, что в ней сохраняется память о народе, которого больше нет. Поэтому все свидетельства о ней, материальные и документальные, бережно хранятся и изучаются в музеях Канарского архипелага. Но главный научный интерес, уже отнюдь не местного значения, представляет тот факт, что в данной культуре комплексно сохранились многие черты очень древней – первобытной культуры. Её время археологи относят к периоду с XI по V тысячелетие до н.э., а её влияние на человечество считают уникальным по своим масштабам и последствиям.
Речь идёт о культуре эпохи неолита. Её основные черты сформированы мощным преобразовательным процессом, изменившим все аспекты бытия первобытных людей. Именно тогда закладывались основы материальной, социальной и духовной культуры человеческого сообщества. В неолите был совершён переход от добычи жизненных ресурсов к их самостоятельному производству и возникли те способы ведения хозяйства, с которыми связана современная нам экономика. Тогда же образовались социальные структуры, на основе которых впоследствии возник институт государства.
Центром древнейшего культурогенеза считают Ближний Восток. Исследования археологических экспедиций в этом регионе выявили наиболее ранние очаги развития производящей культуры. Видный археолог ХХ в. Жак Ковен (1930-2001), руководивший одной из таких экспедиций, по результатам работ сформировал концепцию зарождения неолитической культуры, связав данное явление с интеллектуальным и социальным преображением человека. В 1994 г. концепция Ж.Ковена была представлена им в книге «Рождение божеств. Рождение земледелия. Революция символов в эпоху неолита» [1].
Высокой значимостью эпохи неолита для человечества обоснован смысл изучения культуры этой эпохи, изучения, раскрывающего истоки современной культуры. И очень важно исследовать не только внешнюю сторону культурных явлений, но также и их смысловую составляющую. Без её понимания культурное наследие неолита останется для нас простыми камнями и битыми черепками. Конечно, достичь этого понимания нелегко из-за ментальных различий между нами и людьми столь далёкой эпохи, тем более что они ещё не могли оставить письменных свидетельств о себе. Но и отменить стремление исследователей понять духовный смысл первобытной истории невозможно, ведь это наша история, человеческая. Поэтому в современной науке востребован продуктивный подход к изучению культуры древних эпох, а это, как считают специалисты, подход комплексный, междисциплинарный, привлекающий широкий арсенал источников из разных областей знания и использующий сочетание различных методов.
Культурологическая наука проявляет большой интерес к культуре неолита, что отмечается в диссертационной работе современного культуролога Ю.Ю.Жукова, исследовавшего проблематику декоративно-прикладного искусства рубежа палеолита и неолита. Он пишет: «…вопросы эволюции искусства, взаимодействия, преемственности и смены культур заставили ученых обратиться к первобытным и древнейшим периодам истории, тем периодам, когда принципы формообразования только закладывались» [2].
В условиях недостатка свидетельств о носителях неолитической культуры особую ценность приобретают сохранившиеся записи об аборигенах Канар времени завоевания. Исследуя с их помощью аборигенную культуру, наука может дополнить своё знание о культуре неолитической. Это подчёркивается в историко-этнографическом исследовании А.А.Большакова: «…аборигены Канар <…> сохранили антропологический облик и элементы культуры, присущие неолитическому времени. <…> Изучение этнических групп, ещё несколько столетий назад являвшихся неолитическими реликтами, не может не представлять огромного научного интереса» [3]. Всё это выводит автохтонную культуру Канарских островов на уровень интереса всеобщей истории и культурологии.
Основные источники сведений об автохтонной канарской культуре
Основные источники сведений о культуре древних канарцев можно разделить на три типа: 1) дошедшие до наших дней средневековые хроники, документы и записи очевидцев; 2) материалы археологических раскопок, ведущихся на островах; 3) места жизни и деятельности аборигенов: естественные и рукотворные пещеры, поселения, хранилища, культовые центры, места проведения ритуалов, мегалиты.
Средневековые письменные источники. Первым из источников информации о канарских аборигенах нужно назвать «Рукопись Джованни Бокаччо»(BoccaccioG.), основанную на рассказах Никколозо де Рекко, участника генуэзской экспедиции к Канарским островам в 1341 г. Другим важнейшим источником являются хроники монахов Пьера Бонтье и Жана Ле Веррье (PierreBontier, JeanLeVerrier) – капелланов нормандской экспедиции Жана де Бетанкура к Канарам в 1402-1406 гг. Побывавший на островах в 1502 г. испанский историк и публицист Лас Касас оставил важные записи. Ценные сведения содержатся в записях нотариальной конторы на Тенерифе 1507-1508 гг. Доминиканский священник Алонсо де Эспиноса, проживший на Тенерифе несколько лет в конце XVI в., пишет об аборигенах и их культуре. В эти же годы выходят книги итальянского инженераЛеонардо Ториани и испанского военного и историка Гонсало Арготе де Молино. В 1604 г. была написана поэма Антонио де Вианы, канарского историка и врача, посвящённая коренным канарцам. Интересна также хроника Хуана Нуньеса де ла Пенья (1641-1721), жителя Тенерифе. Общей чертой всех средневековых хроник исследователи называют неполноту их сообщений о коренных жителях архипелага – в них без должного освещения оставлены важные стороны автохтонной культуры, прежде всего духовной.
Материалы археологических исследований на островах. Ценные сведения о коренных жителях архипелага и их культуре даёт разнообразный материал, полученный в результате археологических раскопок, начавшихся на островах в XIX в. Множество артефактов найдено при исследовании мест жизни и деятельности аборигенов – жилищ, хранилищ, хозяйственных помещений, культовых сооружений, некрополей и т.п. Они хранятся и изучаются в Музее Канарских островов (исп. ElMuseoCanario) в городе Лас Пальмас, столице острова Гран Канария, в Археологическом музее Пуэрто-де-ла-Крус (исп. Museo Arqueológico del Puerto de la Cruz) островаТенерифе и некоторыхдругих.Научная литература. Из научных работ XIX в. выделяется труд доктора Г.Чиль-и-Наранхо, объединивший различные источники и мнения учёных по канарской тематике. Исследования социальной организации аборигенов проводились в ХХ в. антропологом Ильзе Швидецки. Значительный вклад в археологическое исследование аборигенной культуры Канар внесли Л.Диего Куской и С.Хименес Санчес. Изучению канарского языка посвящены работы Доминика Дж. Вёльфеля. Из отечественных исследований наиболее полным можно считать историко-этнографический труд А.А.Большакова: в нём фундаментально исследованы основные культурно-исторические источники и научная литература зарубежных и русскоязычных авторов по канарской проблематике.
Наше исследование опирается на труды части представленных здесь авторов, на анализ вышеперечисленных историко-культурных источников, а также на материалы, изученные нами при прохождении практики в экспозициях и фондах Музея Лас Пальмаса и полученные на консультациях с его экспертами. Данная статья, не претендуя на полноту охвата заявленной тематики, призвана продемонстрировать проявления некоторых черт неолитической культуры в культурной системе канарских аборигенов.
Канарские острова как живой музей под открытым небом
Канарский архипелаг, расположенный в Атлантическом океане у западного берега Африки, протянулся с востока на запад более чем на 500 км и состоит из восьми крупных островов – Лансароте, Грасиосы, Гран Канарии, Тенерифе, Фуэртевентуры, Гомеры, Пальмы, Йерро и ещё нескольких мелких. В настоящее время эти острова образуют две испанские провинции. Находясь в зоне действия течения Гольфстрим и тёплых пассатов из Африки, они обладают мягким и ровным климатом, весьма комфортным для жизни людей. Здесь образовалась особая природная зона площадью в 7.000 кв. км, где в условиях изоляции и благоприятного климата сохранились ареалы произрастания реликтовых видов царства Флоры. В Третичном периоде такая растительность была распространена по всему Средиземноморью, но в Ледниковый период исчезла с берегов Южной Европы и Северной Африки, сохранившись лишь на Канарах. Однако главным реликтом островов, вплоть до XV в. н.э., была самобытная культура их автохтонного населения.
Заселение архипелага людьми имеет весьма длительную историю; оно происходило постепенно, начавшись, вероятно, около 2.500 лет до н.э. Вопрос о том, как острова в океане оказались заселенными, пока не имеет ответа. Аборигены не обладали средствами к мореплаванию, поэтому предполагается, что некогда у Канар была сухопутная связь с материком. Об этом писал Б.Л.Богаевский [4], первым в отечественной науке поднявший вопрос о связях культуры коренного населения Канар с культурами Средиземноморья и Северо-Западной Африки.
Исторические сведения о Канарских островах. В 1100 г. до н.э. Канары посещали финикийцы, позднее карфагеняне, потом о них узнали греки.Гомер упоминает о неких счастливых островах в песне IV «Одиссеи». Он говорит об Элизии, «…где живёт Радамант златовласый,/ Где пробегают светло беспечальные дни человека,/ Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает,/ Где сладкошумно летающий веет Зефир,/ Океаном с лёгкой прохладой туда посылаемый людям блаженным» [5]. Также Гомер говорит об Атланте, – титане, стоящем на крайнем Западе против Гесперид, – как тогда называли Гибралтар. Об островах, лежащих в океане за Гесперидами, упоминали Гесиод, Плутарх, Плиний Старший, ДиодорСицилийский, Помпоний Мела, Геродот, Руфий Фест Авиен, Сенека. С античных времён за Канарами осталось название, данное им древними греками – «Острова вечной весны». Римляне назвали их «Островами блаженных» (лат. insulae fortunatae). Клавдий Птолемей в своём «Руководстве по географии» даёт координаты каждого из известных ему Блаженных островов. В XIII в. мореплавание сделалось активнее и посещения островов участились, а в XIV в. на архипелаге стали селиться европейские миссионеры. В 1341 г. здесь побывала генуэзская экспедиция, о которой писал Боккаччо, а в 1351 г. острова впервые были зафиксированы на европейской карте.
В XV в. Канарские острова, лежащие на перекрестке морских путей между трёх континентов, приобретают большое значение для формирования торговых путей и становятся площадкой колониального проникновения европейцев в Африку и Новый Свет. По этой причине Канары сделались объектом завоевания, сначала конкистадорами из Нормандии, а потом из Кастилии и Португалии. От их мечей погибла большая часть коренных жителей островов, многие умерли от завезённых завоевателями болезней и инквизиции, тысячи были проданы на рабовладельческих рынках Испании и Африки.
Антропологические характеристики аборигенов. Современная антропология проявляет к аборигенам Канар живой интерес, обусловленный тем, что они, находясь веками в условиях изоляции и не подвергаясь влиянию агрессивных миграционных потоков, сохраняли черты древнего антропологического типа вплоть до прибытия на острова европейцев. Здесь даже были обнаружены останки людей кроманьонского типа, которые повсюду давно вымерли, а на Канарах сохранились. Из различных этнических групп, составлявших национальную и культурную мозаику населения, большинство относились к белой расе и были близки к североевропейскому типу – это были высокие, светлокожие, рыжеволосые и очень сильные люди. Данный антропологический тип составлял доминирующую группу доиспанского населения, выделявшуюся среди других более высоким уровнем развития. Его внешние признаки и в наши дни обнаруживаются среди населения островов.
Прародина древних канарцев. Установить прародину древних канарцев пока не удаётся, но многое говорит об их исторических связях с Европой. Это группа крови найденных в захоронениях мумий, роднящая их с древним населением Северо-Западной Европы, это различные элементы культуры, восходящие к неолиту Средиземноморья. На связи канарцев с Европой указывает А.А.Большаков: «Источники позволяют высказать предположение о существовании в далёком прошлом прямых или опосредованных контактов между канарцами и народами, жившими в указанных регионах» [6]. А. Техера Гаспар, профессор истории университета о.Тенерифе, сообщает, что в научном дискурсе ХХ в. поиск прародины аборигенов разделился на две линии: одна, следуя Х. Альваресу Дельгадо, была направлена на установление родства древнеканарских верований с ливийско-берберскими, другая опиралась на тезисы Д. Дж. Вёльфеля о мегалитической религии, пришедшей с запада Европы и севера Африки в период с III по II тыс. до н.э. Вёльфель указывал на наличие древнейших эгейско-минойских и североевропейских элементов в канарских археологических материалах и, опираясь на лингвистический анализ, доказывал, что ливийско-берберский элемент появился значительно позднее [7].
Общий уровень развития населения островов. Поскольку заселение островов происходило волнообразно, принося различные этнические группы, то и состав местного населения формировался неоднородный. Соответственно, говорить в этих условиях о культурном единообразии не приходится. Общий уровень развития населения островов во времена появления здесь испанцев соответствовал Каменному веку, но учёные полагают, что когда-то он был выше. Так, Х.Ф. Наварро Медерос, профессор университета о.Тенерифе, пишет, что люди, в далёком прошлом прибывшие на острова с севера Африки, по уровню своего развития находились в стадии формирования классового общества и владели некоторыми металлургическими технологиями [8]. Очевидно, что неизвестные предки канарцев действительно не были примитивными, так как в наследство от них остались календарь и протописьменность. Но длительное отсутствие внешних контактов лишало островную культуру новых импульсов к развитию, что привело к её консервации.
Черты неолита в материальной и социальной культуре аборигенов
К основным признакам неолитизации первобытного общества относят переход людей от кочевого образа жизни к созданию оседлых поселений, от племён к родовым матрилокальным общинам на основе моногамной – парной семьи, от присвоения ресурсов жизнеобеспечения к их производству – ремёслам и сельскому хозяйству, основанному на земледелии и скотоводстве. К эпохе неолита относится появление протописьменности и календаря [9]. Исследование материального и социального аспектов культуры у наиболее развитых канарских сообществ показывает их полное соответствие признакам культуры неолита. Примером могут служить сообщества аборигенов о. Гран Канария, чей внешний вид был близок к европейскому, а культурная система – к неолитической.
Социальный аспект автохтонной культуры Гран Канарии. Как самую высокую на архипелаге оценивают специалисты социальную культуру коренного населения этого острова. А. Техера Гаспар сообщает, что её отличала «иерархизированная структура и сложная организационная система, близкая к протогосударству; она контролировала экономику, базирующуюся на орошаемом земледелии и хранении продукции в общинных хранилищах <…> эти проявления, наряду с наскальным искусством и скульптурами “идолов”, не имеют аналогов на других островах» [10]. Аборигены Гран Канарии создавали большие и хорошо организованные сообщества. Наличие в них социального расслоения подтверждается, в частности, археологическими исследованиями немецкого антрополога Ильзе Швидецки [11]. Её анализ захоронений и погребального инвентаря показал, что могильники местной знати обычно являются более богатыми, чем захоронения простых соплеменников. На социальной лестнице верхнюю ступень занимал верховный вождь – гуанартеме (на о. Гран Канария) и менсей (на о.Тенерифе, где было несколько менсеев), в чьих руках сосредотачивалась военная власть и контроль над землёй. Власть вождя не была абсолютной и ограничивалась советом старейшин. Значительное влияние на жизнь племени в сотрудничестве с вождём имел верховный жрец – файкан.Важное место в управлении общественной жизнью принадлежало общему собранию, называемому так же, как и площадка для его проведения – тагорором. В каждом селении имелся свой тагорор, выполнявший роль религиозно-общественного центра. Иногда между племенами случались военные столкновения из-за пастбищ для скота. Но победители никогда не убивали пленных, оставляя их на время в плену для грязных работ, а женщин и детей просто отпускали на волю.
Брачно-родственные отношения канарцев. В условиях отсутствия контактов между островами, а нередко и между районами одного и того же острова,брачно-родственные отношения здесь имели разнообразные формы. Но об аборигенах Гран Канарии источники определённо свидетельствуют, что их сообщества состояли из моногамных семей. Для вступления в брак жених должен был согласовывать условия с родителями невесты. Структура большинства племён основывалась на женском родстве, наследование недвижимого имущества шло по материнской линии – от матери к дочерям. На матрилинейную систему, принятую на Гран Канарии, указывают многие авторы [12]. Моногамность и матрилинейность обеспечивали высокий общественный статус женщин. А. де Эспиноса сообщает, что встретив женщину на дороге или в любом уединённом месте, мужчина не мог заговорить с ней первым и даже не смел посмотреть на неё [13]. Но это не мешало гармоничному равновесию в отношениях между мужским и женским полами, что подтверждается их равным участием в труде при разделении функций и равноценностью погребального инвентаря в захоронениях.
Материальная культура – жилище и хозяйство. Аборигены селились в пещерах, естественных и рукотворных, а на некоторых островах жили также в посёлках, выстраивая из колотого камня большие округлые дома, характерные для раннего неолита. Огонь добывали трением, разводили коз, овец и свиней, держали пастушеских собак, занимались мотыжным земледелием. Металлов не знали, но имели развитые ремёсла: мастерски шили одежду из тонко выделанной кожи, производили плетёные изделия, керамику и другие предметы быта и объекты культа. Глиняные сосуды изготавливали женщины, работая без гончарного круга древнейшим методом «налепа». На свои тела аборигены наносили татуировки в виде геометрических узоров, делая это, видимо, при помощи глиняных штампиков, называемых пинтадерас. У них была развитая медицина, даже позволявшая проводить трепанации черепа; это отмечает доктор-палеопатолог Босх Милльярес [14], исследовавший их костные останки. О канарском календаре Наварро Медерос сообщает, что по Солнцу аборигены вели счёт дням, по Луне – месяцам и годам, а новый год у них начинался 21 июня – в день летнего солнцестояния [15]. Само возникновение календарной системы принято связывать с развитием системы счёта и абстрактным мышлением. Говоря о наличии у канарцев протописьменности, Жиров Н.Ф. пишет: «…на острове Пальма, в пещере одного из вождей найдено много иероглифических надписей, особенно на одном камне в форме надгробия» [16]. Согласно его сообщению, наскальные надписи найдены на всех островах, они разделяются на три типа. К ним относятся иероглифы, подобные тем, которые находили в Древней Европе; другие иероглифы, видимо, имеют связь с критским линейным письмом А и Б. Знаки третьего типа – частично палео-нумидийского, отчасти неизвестного происхождения, другие близки к современному туарегскому письму «тифинаг» и происходят, вероятно, от карфагенского алфавита.
Неолитические культы в религиозной системе древних канарцев
Важной чертой духовной культуры неолита является существование различных культов, среди которых доминирующими считаются культ плодородия и культ предков. Для неолита характерно отделение сакрального пространства от профанного, что вызвало появление специальных общинных центров религиозного поклонения и создание алтарей. В неолите развивается практика захоронений вне поселений, то есть отделение мира умерших от мира живых.
Основные культы аборигенов архипелага. Характеризуя религиозность древних канарцев, Наварро Медерос отмечает её важную роль: «Религия пронизывала все аспекты их существования, и само их мировоззрение было фундаментально религиозным» [17]. В канарской религиозной системе ярко представлены основные неолитические культы: культ предков и культ плодородия, астральный культ, культы водных источников, скал и др. На каждом острове были свои священные скалы и свой «Центр мира», свой обряд вызывания дождя. С. Хименес Санчес сообщает о существовании на островах культов, связанных с мегалитическими сооружениями [18]. На некоторых островах существовало поклонение разнополым божествам: например, на острове Йерро почитали Эраоранхана как покровителя мужчин, а как покровительницу женщин – Морейбу. Сабин Бертло полагал, что мужское божество олицетворяло Солнце, а женское – Луну [19]. Нередко элементом местной религиозной системы являлась магия.
Но среди религиозного разнообразия здесь имела место вера во Всевышнего Бога – создателя всего, могущественного в действиях, но невидимого, и потому он не изображался. По словам Лас Касаса, «на всех островах было распространено представление о Боге – создателе всех вещей, награждающим за добро и карающим за зло» [20]. На Гран Канарии это божество называли Алькорак или Акоран, что значит хранитель мира, поклонялись ему на вершинах гор, в специальных местах молитвы -альмогаренес и возносили ему хвалы, воздевая руки к небу. Эти факты имеют множество письменных свидетельств, которые Х.Ф. Наварро Медерос объединил в своей книге «Аборигены» [21]. На Тенерифе бог также представлялся создателем мира, поддерживающим небо и землю; но ритуалов в его честь, как писал Эспиноса, не было [22]. Культ плодородия, характерный для ранних земледельческих общин, проявляет себя у островитян наличием сакральных женских изображений и института служительниц культа – дев-монахинь. Их называли аримагуадами; они проводили религиозные обряды под руководством жреца-файкана:например,обряд вызывания дождя в случае засухи, – выполняли важные социальные функции и пользовались большим уважением в обществе.Культ умерших был у канарцев среди основных, что свидетельствует о прочности семейных связей и преемственности поколений. Умершим воздавались почести, их останки мумифицировались в соответствии с традициями и хранились в удалённых от поселений некрополях или отдельных пещерах. Обычно в захоронениях присутствует погребальный инвентарь, что позволяет предполагать наличие у аборигенов веры в бессмертие души и является проявлением заботы о душах умерших.
Признаки неолитической культуры в древнеканарском искусстве
В эпоху неолита изобразительное искусство развивается в области декоративного оформления объектов культа и предметов быта. В культовых изображениях этой эпохи наиболее отчётливо проявляется переход от фигуральных представлений о мире к абстрактным, передаваемым посредством знаков и символов. Из бытовых предметов оформлялась, главным образом, глиняная посуда: её поверхность заполнялась декоративными элементами - рельефными или красочными, простыми по форме и символическими по своему значению. Декоративно-прикладное искусство, по выражению Ю.Ю.Жукова, стало одним из главных языков неолитической культуры, с помощью которого древними мастерами решалась «проблема единства пользы и красоты в предметной среде, созданной человеком» [23]. Эти принципы единства в художественном формообразовании можно было заметить ещё в протонеолите, но развитие культурного своеобразия начинается только с переходом к неолиту на Ближнем Востоке. Как пишет Жуков, «у разных народов это единство приобретало свои характерные черты» [24].
Искусство древних канарцев. Отмеченные выше характеристики неолитического искусства наглядно представлены в бытовом и религиозном искусстве аборигенов Канар. Для него характерны условность и символичность в изображениях, использование в оформлении предметов разнообразных геометрических знаков и символов. Орнаменты представлены здесь типичными для неолита спиралями, кругами, волнистыми линиями, треугольниками и т.п. Формы изделий просты, точны, функциональны и подчинены определённому стилю. При всей простоте глиняной посуды, её формы и декоративное оформление заметно разнятся от острова к острову, и даже в каждом из соседних районов одного острова они имеют свою специфику.
Принцип обобщённости и условности особенно характерен для сакральных изображений. Примером этого является орнамент из треугольников, оформляющий стену возле захоронения в пещере, которую называют «Куэва Пинтада» – «Расписная пещера» (Museo y Parque Arqueológico “Cueva Pintada”) [25] на севере Гран Канарии.
Другими примерами являются скульптурные образы, такие как небольшая глиняная фигурка, найденная в XIX в. при раскопках в местечке с доиспанским названием Тара на Гран Канарии. Её так и называют – «Идол Тары» или просто «Тара». Признаки пола у фигурки не обозначены, но она расширяется книзу по женскому типу. Это условно женский образ, имеющий обобщённые формы, соответствующие его символическому, архетипическому содержанию. Поза Тары с согнутыми в локтях руками и скрещенными перед собой ногами ассоциируется с «позой лотоса», символизирующей глубокую задумчивость, внутреннюю сосредоточенность. Она сидит выпрямившись, вытянув вверх удлинённую шею, которая завершается маленькой головой со схематично намеченными чертами лица. Обобщённость её форм говорит о древности образа, поскольку достигается многократным копированием культового изображения, а не живой натуры. Согласно ранее принятой гипотезе, Тара является изображением древнего женского божества, связанного с культом плодородия. Однако позднее у специалистов появилось новое понимание данного изваяния, согласно которому оно в большей степени соответствует образу девы, чем матери (с чем мы согласны). Об этом сообщает статья в Каталоге доиспанских терракот Гран Канарии (CatalogodeterracotaspreispanicosdeGranCanaria) [26]. Интересно, что специалисты, например, видный советский археолог В.М.Массон, называют появление прорисовки деталей лица у женских статуэток Ближнего Востока характерным отличием неолитической пластики от аналогичных образцов верхнего палеолита. Согнутые в локтях руки также характерны для женских изображений эпохи неолита [27]. Типичность для Канар подобных признаков условности в культовом искусства позволяет считать, что канарские аборигены имели развитое понятие о трансцендентности божественных сил, также как и ближневосточные земледельцы раннего неолита, о которых писал Ж.Ковэн.
Прикладное искусство как историко-культурный источник. Специалисты отмечают в прикладном искусстве канарских аборигенов признаки родства с культурами древнейших очагов европейской цивилизации, исчезнувших ко II тыс. до н.э. Так, стилистические особенности отдельных керамических изделий, некоторые знаки в образцах протописьменности и орнаментах, символический ряд в изобразительном искусстве, обнаруженные на местах деятельности древних жителей Канар – всё это имеет общие черты с древними североевропейскими и средиземноморскими культурами. Наличие культа предков у древних канарцев даёт основание предполагать, что они могли тысячелетиями сохранять свои религиозные верования и культуру как драгоценное наследие предшествующих поколений, перенесших на Канарские острова традиции этой пракультуры откуда-то издалека, возможно, с берегов Средиземного моря.
Заключение
Итак, наше исследование различных аспектов культуры автохтонного населения Канарских островов показывает множественные проявления в них характерных черт евро-азиатской неолитической культуры. Из этого с очевидностью следует, что данная культура является подлинным реликтом культуры эпохи неолита и что сведения о ней позволяют дополнить современные научные знания о неолите, о жизни людей той эпохи, сделать эти знания более конкретными и понятными.
Завершая сообщение о самобытной культуре древних жителей Канарских островов, уместно будет привести живое свидетельство о них самих. Антонио де Виана, уроженец о.Тенерифе, в поэме «Древности Счастливых островов» (1604 г.) писал: «Большинство из них были великодушны, мужественны, горды,/ Отменно сильны. красивы, грациозны,/ Стройны, исполинского роста./ Лица их жизнерадостны, выразительны и приветливы,/ Ум острый, память глубокая./ Обхождения они были благородного, вежливого и приятного/ И были полны любовью к своей Родине/ И беспредельно преданы ей» [28].
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Cauvin, J. Naissance des divinités. Naissanсe de l’agriculture. La Révolution des symboles au Néolithique. – Paris, 1994.
[2] Жуков, Ю. Ю. Проблема формообразования в декоративно-прикладном искусстве культур палеолита-неолита: На примере памятников юга Европы и Ближнего Востока : дис. … канд. культурологи. – Москва, 1999.
[3] Большаков, А. А. Коренное население Канарских островов : историко-этнографический очерк : дис. ... канд. ист. наук. – Ленинград, 1982. – С. 5-6.
[4] Подробнее см.: Богаевский, Б. Л. Атлантида и атлантская культура // Новый Восток. – 1926. – Кн. 15.
[5] Цит. по: Гомер. Одиссея. Песнь IV, строка 565; Песнь I, гл. 52-54 / пер. В.А. Жуковского. – URL: http://zhukovskiy.lit-info.ru/zhukovskiy/poemy/odisseya/odisseya-4.htm (дата обращения: 21.04.2025).
[6] Большаков, А. А. Указ. соч. С. 5.
[7] Tejera Gaspar. A., Ramos Martin, J. La religion de los libios de Canarias y Africa: Problemas y consideraciones para su estudio comparado // Anuario de Estudios Atlánticos. – Las Palmas de Gran Canaria. – 2013. – N 59. – P. 578.
[8] Navarro Mederos, J. F. Los Aborigenes. – Ed. Centro de la cultura Popular Canaria, 2018. – P. 18.
[9] См.: Першиц, А. И. История первобытного общества : Учеб. / А.И.Першиц, А. Л.Монгайт, В.П.Алексеев; 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Выс. школа, 1982. – С. 140-143. – URL: https://arheologija.ru/pershits-mongayt-alekseev-istoriya-pervobyitnogo-obshhestva/ (дата обращения: 10.01.2025).
[10] Tejera Gaspar, А. La religion en culturas Preistoricas de las Islas Canarias : Universidad de La Lagun. El coloquio a 23.de Febrero de 1987. Р. 235-236. – URL: https://www.researchgate.net/publication/43603467_
La_religion_en_las_culturas_Prehistoricas_de_las_Islas_Canarias (дата обращения: 20.04.2025).
[11] Schwidetzky, I. La poblacion prehispanica de las Islas Canarias. – Santa Cruz de Tenerife, 1963; Idem. Etude d’antropologie sociale sur la populacion pre-espagnole des Iles Canaries // Actas de V Congreso Panafricano de prehistoria. T. II. – Santa Cruz de Tenerife, 1966.
[12] Murdock, G. P. Africa: Its Peoples and Their Culture History. – NewYork/Toronto/London, 1959. – P. 115.
[13] Espinosa, A. de. The Guanchcs of Tenerife. The Holy Image of Our Lady of Candelaria and the Spanish Conquest and Settlement. – Hakluyt society, 1907. – P. 31, 35, 37.
[14] Bosch Millares, J. Paleopatologia osea de los primitivos pobladores de canarias. – Gran Canaria, 1975.
[15] Navarro Mederos, J. F. Op. cit. P. 72.
[16] Жиров, Н. Ф. Атлантида. – Москва, 1957. – С. 211, 212.
[17] Navarro Mederos, J. F. Op. cit. P. 71.
[18] Jimenes Sanchez, S. Exponentes megaliticos cultuales de los canaries aborigenes // Actas de V Congreso Panafricano de prehistoria. T. II. – Santa Cruz de Tenerife, 1966.
[19] Berthelot, S. 1869. Études sur les pêches maritimes dans la Méditerranée et l’océan. – Paris, 1978. – P. 115.
[20] Casas, B. de las. Historia de Las Indias. T. I. – Mexico/Buenas Aires, 1951. – P. 116.
[21] Navarro Mederos, J. F. Op. cit. P. 47-49, 93, 101, 117, 118.
[22] Espinosa, A. de. Op. cit. P. 29.
[23] См.: Жуков, Ю. Ю. Указ. соч. Введение.
[24] См.: Жуков, Ю. Ю. Указ. соч. Заключение.
[25] Cueva Pintada Museum and Archaeological Park // GranCanaria : official Webcite. – URL: https://www.grancanaria.com/turismo/en/culture/archaeological-sites/cueva-pintada-museum-and-archaeological-park/ (дата обращения: 20.04.2025).
[26] Idolos Canarios : Catalogo de terracotas preispanicos de Gran Canaria /
El Museo Canario. – Las Palmas de Gran Canaria, 2000. – P. 62.
[27] Массон, В. М. Зарождение земледелия и первые женские божества (Рец. на книгу: J. Cauvin. Naissances des divinits raissane de l’agriculture.
La revolution des symbols au Nolithique) // Археологические вести. – 1995. –
№ 4. – С. 238.
[28] Antonio de Viana. Antiguedades de las Islas Afortunadas. Sevilla, 1604.Цит. по: Большаков, А. А. За столпами Геракла. – Москва : Наука, 1988. – С. 40.
Борсуковская Галина Владимировна,
соискатель, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: galinab1@yandex.ru
© Борсуковская Г.В., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 10.03.2025.
Ссылка на статью:
Борсуковская, Г. В. Культурная система автохтонного населения
Канарских островов как реликт культуры эпохи неолита. –
DOI 10.34685/HI.2025.33.64.014. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 19-26. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/734.html.
Новости
-
07.05.2025
Министерство культуры Российской Федерации объявляет о старте Двенадцатого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры. К участию приглашаются учёные, студенты и аспиранты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в возрасте до 35 лет. Координатором конкурса выступает Институт Наследия.
-
07.05.2025
25 апреля 2025 г. Центр краеведения, москвоведения и крымоведения Института Наследия совместно с Московским краеведческим обществом провели очередное – 219-е заседание ежемесячных «Краеведческих встреч на Берсеневке».
-
07.05.2025
18 апреля 2025 г., в Международный день памятников и исторических мест, в Институте Наследия состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему: «Актуальные направления сохранения, изучения и трансляции нематериального и материального культурного наследия как ресурса социокультурного развития России».