2025/2(41)
спецвыпуск
Конференция
аспирантов
и молодых ученых
НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва, 22-23 января 2025 г.
Часть 1
ДОКЛАДЫ
Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)
Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области
Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита
Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)
Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия
Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции
Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы
Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема
Культурологический потенциал археологических находок
из металла
Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы
Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)
Опубликован 06.05.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2025.97.85.019
Орлов С.Н.
Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов
как культурологическая проблема
Аннотация. В статье совокупность электронных текстов представлена как сложная самоорганизуемая система, которая проходит в своем развитии этапы становления, структурной организации, выработки общих требований качества. Выделены три этапа в развитии электронных текстов в движении по эволюционной спирали. Охарактеризован каждый этап с позиции нововведений, расширяющих технологические возможности их создания и распространения в сети Интернет, включая гипертекст, веб-аналитику, SEO-оптимизацию, Большие данные, Искусственный интеллект. Показано, что основной проблемой на каждом этапе было установление авторства, которая впоследствии преодолевалась разными средствами. А в результате появления новых технологических решений электронные тексты обретали соответствующую форму и качество. Выявлен культурологический потенциал и дана оценка степени влияния всех составных элементов электронных текстов на отдельные направления цифровой трансформации современного общества.
Ключевые слова: электронный текст, Интернет, институт авторства, гипертекст, веб-аналитика, SEO оптимизация, большие данные, искусственный интеллект.
Информационные сообщения в истории цивилизации обретали свою текстовую форму под воздействием социальных факторов, технологий и задач, которые перед людьми ставила жизнь. Традиционный текст – это, по сути, перевод устного сообщения в некоторый объект посредством знаков, которые в определенной комбинации, будучи закрепленными в каком-либо материальном носителе, обретают множество функций и свойств, главные из которых – возможность распространения информации во времени и в пространстве. Благодаря текстовой форме фиксации результатов размышлений и обмена опытом многих людей появились классические науки и литература, письменные законы и управленческая документация, стали фиксироваться исторические события и технологические приемы деятельности.
Человечеством были опробованы всевозможные природные материалы, изобретены и апробированы разнообразные средства письма, экспериментально проверен и найден оптимальный глазу способ начертания знаков и их расположения в пространстве материального носителя, что привело тексты к понятному и привычному для нас современному виду. Но в своем развитии они прошли довольно сложный и неоднозначный путь.
Самые ранние из дошедших до нас зафиксированных текстов не имели конкретного автора и наименований, что позволяло современникам беспрепятственно их копировать и достаточно вольно обращаться с содержанием. Требования к обязательному наличию атрибутивных признаков у текстов появились значительно позже, а вместе с ними пришло понимание ясного и такого очевидного сегодня различия между автором и читателем, написанием и чтением. Постепенно складывались жанры, внутри которых устанавливались правила организации их внутренней структуры. Печатный станок, осуществивший массовое тиражирование, в свою очередь, добавил еще ряд требований к элементам оформления текстов, сделал его компактным, транспортабельным, легко читабельным, структурно четко выстроенным. Казалось бы, форма печатного текста достигла своего совершенства – наилучшего соответствия психофизиологическим особенностям восприятия читателя.
Но появившиеся благодаря компьютерным технологиям электронные тексты, проходя собственный эволюционный путь, в конце XX века эту соразмерность нарушили. Если в условиях традиционного текстового производства каждый опубликованный текст был отобран из массы других, предлагаемых к тиражированию, его качество было обусловлено тщательной редакционной работой, то скачкообразное развитие техносферы, опережающее человеческие способности, сломало сложившиеся этические представления о границах дозволенного. В результате отмены института редакторства и качественного отбора в сеть хлынула огромная масса непрофессиональных авторов, публиковавших свои тексты анонимно, под псевдонимом (ником), что, с одной стороны, знаменовало свободу выражения мнений, но с другой, несмотря на этот позитив, привело к распространению недостоверности, низкокачественности, безответственности за высказанное. Теперь электронные тексты представляли собой фрагменты всемирного, анонимного, движущегося потока, а каждый из них претендовал на статус авторитетного источника, нередко без всяких на то оснований.
Так, на новом цивилизационном витке, на этапе первого явления электронных текстов наблюдалось хаотичное смешение жанров и нарушение сложившихся норм литературного языка. Как бы возвращаясь к истокам текстового производства, исчез институт авторства, в поисках новой формы электронные тексты публиковались без заглавия и других выходных данных, у пользователей появилась возможность их копировать и выдавать за свои. Необходимость предоставления своим читателям гарантий высокого качества текста поставила перед сетью новые задачи, связанные с определением их места в складывающейся реальности. В ответ на социальный запрос стали формироваться новые нормы и требования, что знаменовало переход на следующий этап в развитии этого коммуникативного средства.
Электронный текст – прямой наследник традиционного (письменного и печатного) текста. При этом «электронность», сохраняя сущность текста как такового, предоставляет качественно новые возможности и инструменты. Если первый этап характеризовался поиском моделей упорядочения того хаоса, который наблюдался в информационной сфере, то на втором этапе благодаря технологиям Веб 2.0 возможности в производстве и распространении электронных текстов расширились, и в целом система стала приобретать новые очертания и модернизированный облик. Второй этап в развитии электронных текстов привнес собой гипертекст, веб-аналитику (альметрию) и SEO-оптимизацию.
В поисках лучшего варианта использования новых технологических возможностей текст электронных сообщений качественно изменился. Для соответствия новым требованиям нужно было переструктурировать исходный материал, изменить его язык и дизайн, снабдить поисковыми возможностями и гиперссылками, организовать обсуждения. Иными словами, превратить в многомерный гипертекст.
Гипертекст функционирует за счет установления перекрестных связей (гиперссылок) между так или иначе связанными между собой источниками. Это делает структуру электронных текстов нелинейной, что предполагает осуществлять их чтение по ломаной траектории, заходя в другие, связанные с ним тексты в соответствии с индивидуальными интересами и предпочтениями. Таким образом, он, не теряя своих пространственных очертаний, обретает иное измерение, становится в буквальном смысле бесконечным, поскольку от одной ссылки можно двигаться к другой и далее [2].
Тексты стали отслеживаться и подвергаться регулированию в сети с помощью веб-аналитических инструментов. Встроенный автоматический счетчик позволяет узнать, как часто просматривается та или иная электронная публикация, сколько времени в среднем читатели на это затрачивают, как часто она скачивается и пересылается другим адресатам. Таким образом, выстраиваются рейтинги наиболее востребованных текстов, что характеризует новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками в сети.
Большая востребованность, высокая скорость производства и распространения электронных текстов потребовали разработки еще ряда вспомогательных инструментов, одна из которых – технология SEO-оптимизации (Search Engine Optimization). С ее помощью решается сразу несколько задач. Прежде всего, обеспечивается поиск в текстах грамматических и стилистических ошибок, его редактирование. Путем подсчета слов и расположения их в порядке частоты убывания распознается семантика текста, вычленяются слова, несущие основной смысл, и слова-связки. Математически высчитывается плотность и информативность текста, процентное соотношение в нем так называемой «воды». С помощью этого инструмента, передвигая ключевые слова на первый план, можно так переструктурировать текст, чтобы поисковые машины его активнее продвигали в ответах на запросы пользователей – поднять его релевантность.
Путем сравнения исследуемого текста с другими в сети, выделения фрагментов буквального и перефразированного совпадения SEO-анализ в настоящее время служит заслоном неправомерным заимствованиям. В ответ социальный запрос сделал актуальной одну из функций SEO-оптимизации – рерайта, т.е. автоматического переложения ранее опубликованного текста (его фрагментов) в якобы оригинальный с целью повышения его уникальности. На этом этапе уже вновь проявляет себя тенденция утраты авторства.
Но революционные преобразования текста в электронной среде продолжаются.Второй этап, по сути, оказался всего лишь переходным, который привел на третьем этапе к другим, более продвинутым технологическим решениям: использованию Больших данных (Big Data) и Искусственного интеллекта.
Если на предыдущих этапах большая часть информации в сети Интернет была произведена людьми, то в современных условиях ее также продуцируют различные датчики, камеры слежения, мобильные устройства. Они общаются между собой, способны анализировать и диагностировать проблемы, выдавать рекомендации по оптимизации процессов, приводить их в действие без вмешательства человека. Собираемые повсеместно обрывки информации стекаются в базы данных, связывающие их воедино. Полученные результаты используются в различных исследованиях, позволяют делать различные прогнозы, выявлять скрытые желания человека, о которых он и сам не знает. Такая идея повторного использования положена в основу феномена Больших данных и персонализированного контента.
Согласно взглядам А.И.Савельева, термин «Большие данные» следует трактовать как совокупность инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов из различных источников, подверженных постоянным обновлениям, используемых в целях повышения качества принятия управленческих решений, создания новых продуктов и повышения конкурентоспособности товаров и услуг [5].
Но возможности Больших данных гораздо обширнее. В частности, на основе данных, идентифицирующих конкретного человека, свидетельствующих о его местоположении в пространстве и передвижениях, предоставляющих сведения о его финансовом состоянии, аккаунтах и круге общения в социальных сетях, о выставляемом и прочитываемом контенте, о времени, которое он проводит в медиапространстве и т.д., они могут сформировать его цифровой портрет. [6] Собранные данные позволяют предоставлять ему в автоматическом режиме персонализированный контент, соответствующий социальному положению, профессии, возрасту и интересам. Таким образом, уже не человек выбирает, какой текст ему прочесть, а читает то, что ему предлагает сеть [8].
Глобальный тренд задает в настоящее время Искусственный интеллект. Его возможности «взорвали» всю информационную сферу, что сказалось и на продуцировании текстов. Технологии искусственного интеллекта могут многое из того, что ранее под силу было только человеческому интеллекту. На базе анализа сетевого контента программы могут не только давать ответы на поставленные вопросы и поддерживать беседы на разные темы, но и генерировать оригинальные тексты, как научные, так и литературные, писать музыку, создавать статичные изображения и «оживлять» фотографии, снимать игровые фильмы без участия в них настоящих актеров и т.д. Путем цифровой обработки фото- и видеоизображений, а также выявления по разным источникам особенностей мимики, жестов, походки, голоса и других характеристик того или иного субъекта, программы искусственного интеллекта позволяют создать его цифрового двойника и обучить его действиям.
Таким образом, технологии искусственного интеллекта кардинально меняют труд творческих деятелей и в целом создают качественно иную ситуацию в деле создания и распространения электронных текстов. В частности, они позволяют из большого текстового объема автоматически сгенерировать маленький с сохранением основного смысла. Причем, в соответствии с поставленными пользователем задачами может быть применена простая замена слов и углубленная, с добавлением новой оригинальной информации, самостоятельно добавленной машиной. Это явление попадает под определение «глубокого рерайта», уровень которого пользователь в зависимости от стоящих перед ним задач может установить самостоятельно.
Современные нейросети могут работать не только с уже известной и введенной в сеть информацией, но и продуцировать оригинальные идеи. Более того, текст может быть перестроен с учетом возможностей восприятия целевой аудитории: сложный текст, насыщенный специальной терминологией может быть упрощен, сделан более читабельным и интересным. Также Искусственный интеллект может пересказать видеоролик, причем, результатом этих действий будет структурированный текст, сопровождаемый так называемым таймингом, который отсылает на конкретный временной отрезок в видеоролике.
Но Искусственный интеллект ставит перед социумом новые проблемы. Одна из них заключается в чрезмерной открытости проекта, неавторитетности используемых источников и ненадежности излагаемой информации в генерируемом контенте. Кроме того, соответствующим образом настроенный компьютерный алгоритм может, ограничивая свободу выбора, исподволь продвигать контент неизвестного происхождения и с неясными целями. Очень болезненна проблема скрытой рекламы коммерческих продуктов. И в целом, бесконтрольное распространение этих технологий неизбежно провоцирует недоверие ко всему, что транслируется в информационном пространстве, а это вызывает смещение в иерархии ценностей,что в конечном итоге приведет к кризису культурной идентичности, потребует выработки новых защитных стереотипов мышления, новых моделей поведения [3].
Рассматривая ситуацию в теоретическом аспекте - в контексте эволюции электронных текстов, следует отметить упорно повторяющуюся закономерность: опять на новом цивилизационном витке теряется авторство, ломаются типология и жанровая структура текстов, вновь остро ставятся вопросы об ответственности, достоверности и правомочности распространения информации. А это позволяет сделать вывод о том, что сложная самоорганизуемая система, какой предстает совокупность электронных текстов, проходит в своем развитии закономерные этапы, связанные с ее становлением, структурным заполнением лакун, выработкой общих требований качества, становлением института авторства – некого собрания общественности, заинтересованных в ее развитии.
Это выступает свидетельством формирования принципиально новой социокультурной ситуации, которая заключается в приспособлении коммуникативных средств к повышенной динамике социокультурных процессов, выражается поиском сохранить определенную устойчивость и стабильность формы текста на конкретный момент времени.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дзялошинский, И. М. Философия цифровой цивилизации и трансформация медиакоммуникаций : монография. – Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ. – 2020. – 551 с.
[2] Зиновьева, Н. Б. Гиперссылка как современный инструмент организации текста электронного сообщения // Культурная жизнь Юга России. – 2019. – № 4. – С.105–108.
[3] Панов, В. И., Патраков, Э. В.Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография. – Москва, 2020. – 99 с.
[4]Платонова, С. И. Большие данные: создание вызовов и возможностей в социальных науках // Манускрипт. – 2020. – Т. 13. № 4. – С. 119–123.
[5] Савельев, А. И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху «Больших данных» // Право. – 2015. – № 1. – С. 43-66.
[6] Соловьева, Л. Н. Цифровая идентичность как новый вид идентичности человека информационной эпохи // Общество: философия, история, культура. – 2018. – № 12(56). – С. 40–43.
[7] Сорочайкин, И. А. Человек в эпоху цифровой реальности // Эксперт: теория и практика. – 2021. – № 4(13). – С. 42–45.
[8] Сорочайкин, И. А. Цифровая реальность: от Homo economicus к Homo digital // Экономика, управление и право в современных условиях : Межвуз. сб. ст. Вып. 41. – Тольятти, 2021. – С. 59–62.
Орлов Сергей Николаевич,
аспирант, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
E-mail: orlovsn_99@mail.ru
© Орлов С.Н., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 10.03.2025.
Публикуется в авторской редакции.
Ссылка на статью:
Орлов, С. Н. Искусственный интеллект и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема. –
DOI 10.34685/HI.2025.97.85.019. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 59-64. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/739.html.
Новости
-
07.05.2025
Министерство культуры Российской Федерации объявляет о старте Двенадцатого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры. К участию приглашаются учёные, студенты и аспиранты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в возрасте до 35 лет. Координатором конкурса выступает Институт Наследия.
-
07.05.2025
25 апреля 2025 г. Центр краеведения, москвоведения и крымоведения Института Наследия совместно с Московским краеведческим обществом провели очередное – 219-е заседание ежемесячных «Краеведческих встреч на Берсеневке».
-
07.05.2025
18 апреля 2025 г., в Международный день памятников и исторических мест, в Институте Наследия состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему: «Актуальные направления сохранения, изучения и трансляции нематериального и материального культурного наследия как ресурса социокультурного развития России».