Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/2(41)
спецвыпуск


Конференция
аспирантов
и молодых ученых


НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ

Москва, 22-23 января 2025 г.

Часть 1


ДОКЛАДЫ

Баженова И.В.

Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)


Березина Н.А.

Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области


Борсуковская Г.В.

Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита


Борунов С.С.

Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)


Валькова И.В.

Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия


Гарафутдинов Д.В.

Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции


Костин Н.Д.

Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы


Орлов С.Н.

Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема


Таловин К.Д.

Культурологический потенциал археологических находок
из металла


Тюрина Е.В.

Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы


Чебыкин Д.Д.

Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)



Опубликован 06.05.2025 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2025.27.24.016

Валькова И.В.

Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели, не имеющей отделочного покрытия

Аннотация. В статье рассмотрена история письменных столов, эволюция и конструктивные особенности, особое внимание уделено письменным столам 19-20 вв. Анализируются проблемы подходов к реставрации объектов культурного наследия, в частности, мебели, методы удаления загрязнений с мебели без отделочных покрытий, определены задачи, критерии выбора методов расчистки в зависимости от особенностей загрязнений. Проведены пробные расчистки поверхности от различных бытовых загрязнений на основе теоретических изысканий. В ходе экспериментов выявлены более эффективные методы, а также установлены и проанализированы негативные последствия для древесины отдельных веществ. По результатам практических исследований сформулированы выводы и рекомендации для использования отдельных методов удаления различного рода загрязнений с поверхности мебели.

Ключевые слова: реставрация, расчистка, материалы, мебель, сохранение, загрязнения, методики. письменный стол.


Какой предмет обихода является свидетелем создания «великих научных трудов», замечательных книг, а ещё «прячет» от посторонних глаз личные письма и хранит ценную бумажную информацию?

Пожалуй, это письменный стол! [5]

Стол для письма – это не просто мебель. Это исторический элемент дизайна помещений и часть культурного наследия. От каменного века к древнему Египту и Месопотамии до современности, в зависимости от предназначения, модных веяний и традиций, дизайн и конструктивные особенности столов изменялись на протяжении всей истории человечества.

Искусство изготовления мебели зародилось в глубокой древности. Мастера мебельного дела накапливали опыт, осваивали новые инструменты и приёмы работы. У мебельного мастерства много общего с мастерством архитектора. Архитектурные стили разных веков всегда отражались и на стиле мебели. Общими принципами архитектуры и мебельного производства являются прочность, польза, красота. Понятия о красоте того или иного народа отражались в вещах, которыми люди себя окружали.

Самые ранние «столы» представляли собой грубые каменные плиты, служившие одновременно и опорой, и рабочей поверхностью. Археологические находки свидетельствуют об использовании таких импровизированных столов еще в каменном веке. Постепенно, с развитием обработки камня, появились более сложные конструкции, включающие каменные ножки, хотя и весьма примитивные.

Переход к деревянным столам ознаменовал собой значительный скачок в эргономике и эстетике. Первые деревянные столы были просты по форме, часто представляя собой массивные, грубо отесанные доски, установленные на не менее грубых опорах из того же материала. Однако даже эти ранние образцы демонстрируют зарождение идеи о создании удобной и функциональной мебели.

Древние столы почти ничем не отличались от современных: четырехугольные столы имели четыре ножки, круглые и овальные – три, а чуть позже – одну.

У римлян стол был, как правило, круглый и на трех ножках. В отличие от греков, предпочитавших в оформлении темы растений и животных, римские мастера намного обогатили существовавшие стили, добавив лавровые венки, лотосы, играющих Амуров и Психей. Ножки часто отливали из бронзы. Моноподиум – стол, установленный на одну ножку в центре – более позднее нововведение, появившееся под влиянием Востока.

Средневековье ознаменовалось значительным развитием столярного дела, что отразилось на эволюции столов. В раннем Средневековье столы оставались довольно простыми по конструкции: массивные деревянные столешницы, часто из грубо обработанных досок, опирались на толстые, простые ножки. Однако уже к позднему Средневековью наблюдается усложнение форм и появление элементов декора. Столы стали более изящными, ножки приобрели более сложные формы, иногда украшались резными элементами.

Как часть рабочего кабинета широкое распространение стол получил с XIV-XVI веков, когда в домах знати появляются комнаты для домашних занятий и рабочей деятельности. Средневековые рабочие кабинеты (от итальянского слова studiollo) размещали первые письменные столы со столешницей на высоких ножках. Уже позже на классическом письменном столе появляются приставные ящики для хранения мелких предметов, которые назывались кабинетом. К XVII веку к таким «кабинетам» присоединились откидные доски для письма.

В период Ренессанса письменный стол был усовершенствован. Он приобрел более организованную и сложную конструкцию, с многочисленными ящиками и полками, а также акцентировал внимание на колоннах и ножках, что придавало столу особое изящество и роскошь.

Столы Возрождения – это не просто функциональная мебель, это отражение культурных, социальных и технологических достижений эпохи. Они демонстрируют стремление к красоте, совершенству и функциональности, характерное для этого периода истории. Разнообразие форм, материалов и декоративных элементов свидетельствует о высоком уровне мастерства столяров и о важности столов в жизни людей того времени. Они служили не только местом для еды и работы, но и символом богатства, статуса и престижа.

Ко второй половине XVIII века «кабинет» дифференцируется в своем назначении, становится уже не просто комнатой для занятий. Хозяин здесь принимает гостей, ведет задушевные беседы и просто погружается в негу приятного отдыха.

В позднем классицизме письменный стол стал более скромным и простым в дизайне, но вместо этого он стал функциональнее и удобнее. Он обычно был меньшим по размеру и имел всего два-три ящика.

стол

В ХIХ веке, вместе с промышленной революцией, изменился и стол. Двухтумбовые письменные столы с зеленым сукном на столешнице стали очень популярны.

Считается, что прообразом такого стола был ломберный. Свое название он получил от игры ломбер. Эту игру в карты на 3 человек придумали в XVI веке в Испании, а стол для нее изобрели во Франции во времена правления Людовика XIV (1643-1715). Этот стол напоминал обычный, но только был обит зеленым сукном. Именно зеленое сукно и стало отличительным признаком карточных столов от всех других. Выбор зелёного цвета объясняли тем, что именно на таком покрытии было удобно делать записи мелом (ставки, партии). По завершении игры эти записи столь же легко стирались. К XVIII веку ломберный стол преобразован в покерный (на нем не скользили карты), а далее уже – в письменный. И зелёное сукно оказалось самым благородным цветом сочетаниям с настоящим дорогим деревом.

Внешняя отделка стола, как правило, представляет собой лаковое покрытие, но внутренние части, такие как ящики – обычно просто отшлифованная древесина и поэтому больше подвержены загрязнениям. Чаще всего в ящиках стола хранили канцелярские принадлежности или личные вещи, поэтому они имеют характерные для этого вида мебели загрязнения, например, пятна чернил, клея, следы сладкого, отпечатки бумаги. Данная статья посвящена анализу методик безопасного удаления подобных загрязнений.

В реставрацию поступил массивный дубовый письменный стол XIX века на округлых ножках со столешницей, покрытой сукном и выдвижными ящиками. Стол тонирован и покрыт лаком, внутренние части стола – шлифованная берёза. Ящики стола с внешней стороны покрыты лаком, внутренняя часть ящиков отделочного покрытия не имеет.

Во внутренней части ящиков письменного стола были обнаружены следующие загрязнения: газета, приклеенная на поверхность клеем, предположительно пятно от моносахаридов (сладкого), чернила (гелевой ручки), пятна от пасты шариковой ручки, жир, грязь.

Для эффективного и безопасного удаления загрязнений был исследован опыт реставраторов смежных направлений и реставраторов мебели.

Попытка применения теоретических знаний на практике при расчистке различных видов загрязнений на деревянных поверхностях показала разницу эффективности методов и материалов. В некоторых случаях результаты проведенных экспериментов не совпадали с выводами отдельных авторов теоретических работ.

Были проведены работы по удалению следующих загрязнений:

1. Предположительно, пятно от моносахаридов (сладкого) на поверхности необработанной древесины

Для подобного вида загрязнений подходят щёлочи и растворители на водной основе [4]. Так же были проверены и другие группы веществ (спирты, летучие углеводороды).

Пробные расчистки были проведены при помощи таких веществ, как: дистиллированная вода, мыльный раствор (2% раствор неионогенного ПАВ в проточной или дистиллированной воде), бензин марка БР-2 (высший сорт), этиловый спирт + пинен (1:1), этиловый спирт, ксилол.

2025-2 Вал 2Лучшие результаты показали вода и мыльный раствор. Результат подтвердил теоретические исследования С.Риверса и Н.Умни. Удаление проводилось в два этапа: сначала жёсткой кистью раствор наносили на область расчистки, после удаляли остатки жидкости и грязи ватным тампоном. После действия повторили для лучшего результата. Вода полностью расчистила поверхность от загрязнений: при использовании мыла же древесина, хоть и была очищена, приобрела более насыщенный оттенок.

Несмотря на то, что мыльный раствор справился с поставленной задачей, имелся побочный эффект, поэтому для удаления данного загрязнения, бесспорно, лучше всего подойдёт дистиллированная вода.

2. Чернила (гелевой ручки)

Ручка-роллер (или гелевая ручка) – это разновидность ручки, которая для письма также использует стержень, заполненный чернилами, с шариковым пишущим узлом на конце. Основное же отличие от обычных шариковых ручек, которые используют чернильную пасту как пишущий материал, в гелевых ручках используют гель или другую красящую жидкость, основу которой составляет вода. Из-за того, что вязкость данного наполнителя ниже, чернила лучше впитываются, что позволяет данным ручкам оставлять более полный след, который больше похож на след перьевой ручки.

С.Хейворд предложил несколько способов удаления чернил, среди них – 6% уксусная кислота и 28% азотная кислота [3]. Так же, на основе теоретических изысканий, были выбраны ещё три вида предположительно эффективных расчистителя – это этиловый спирт+пинен (1:1), этиловый спирт и дистиллированная вода.

Ю.А.Ирошников и И.П.Ирошникова предложили метод удаления чернил, который они использовали при реставрации книг. Приготовим крепкий спиртовой раствор щавелевой кислоты (10 г кислоты на 40 г денатурированного спирта, который можно заменить тройным одеколоном или водкой), смочим в нем толстую фильтровальную бумагу и наложим ее на чернильное пятно. Операцию следует повторять до полного удаления следов чернил. Если имеются какие-либо затруднения в приобретении щавелевой кислоты, составьте другой раствор: 10 г лимонной кислоты, 10 г алюмокалиевых квасцов и 40 г воды. Работать с этим раствором следует точно так же, как и с раствором щавелевой кислоты [1].

2025-2 Вал 3Мы адаптировали его для реставрации мебели, предварительно оценив положительные и отрицательные последствия взаимодействия материалов с древесиной. Данный метод включает в себя длительное использование агрессивных кислот, что пагубно влияет на дерево: например, азотная кислота на пробных расчистках повредила волокна древесины и изменила её цвет. Поэтому было решено опробовать использование отдельно этилового спирта и разбавленной до 6% раствора уксусной кислоты.

Воду решили использовать, так как чернила производят на водной основе, а следовательно, они должны быть водорастворимыми.

Для получения наилучшего результата метод нанесения использовали как в реставрации книг, что помогло избежать размазывания чернил по поверхности и увеличения области загрязнения при попытке просто смыть их.

С данной задачей лучше всего справились этиловый спирт и раствор уксусной кислоты: они удалили наибольшее количество чернил из пор, однако уксус обесцветил поверхность.

Смесь спирта и пинена вытягивала большее количество чернил на раннем этапе, при этом эффективность компресса снижалась с каждым применением.

2025-2 Вал 4Вода так же вытягивала чернила, но желаемой цели пришлось бы достигать гораздо дольше, чем при использовании уксуса или этилового спирта.

Азотная кислота не справилась с поставленной задачей, оставив пятно от чернил нетронутым, при этом окрасила поверхность и повредила волокна древесины.

В итоге многократные уксусные и спиртовые компрессы, нанесённые на фильтровальную бумагу, менялись несколько раз в день с интервалом 20-30 минут, а затем оставлялись на сутки под прессом. Через 3-4 дня уже были видны результаты.

Несмотря на то что азотная кислота смогла очистить загрязнение, однако она повредила поверхность (древесные волокна выбились из общей массы). Из этого следует, что использовать азотную кислоту крайне нежелательно .

3. Пятна от пасты шариковой ручки

Шариковая ручка — это ручка, которая использует для письма стержень, изнутри заполненный чернилами пастообразной консистенции. Чернильная масса, которая используется в шариковых авторучках, отличается от тех чернил, которые используются для письма перьевыми ручками. Она создается на основе из масел, потому и более густая, а это, в свою очередь, препятствует её вытеканию из стержня.

Для данного вида загрязнения использовали: спирт этиловый, бензин марки БР-2, пинен + этиловый спирт (1:1).

2025-2 Вал 5Этиловый спирт справился с загрязнением, удалив пасту.

В итоге многократные спиртовые компрессы, нанесённые на фильтровальную бумагу, менялись несколько раз и оставлялись на сутки под прессом. Через 2 дня был виден результат.

Остальные материалы не дали нужного результата.

Хотя бензин и не справился с поставленной задачей, опыт показал, что если будет необходимо расчистить поверхность дерева от грязевых наслоений, при этом не повредив и не размыв нанесённую на поверхность пасту шариковой ручки, бензин будет идеальным вариантом.

4. Сажа, жир, грязь

Для удаления грязи, появившейся за время использования ящика, были применены следующие методы: мыльный раствор (2% раствор неионогенного ПАВ в проточной или дистиллированной воде), бензин [2] марка БР-2 (высший сорт), ксилол [4], аммиака водный раствор 25%, ластик, липкая лента. Расчистка проводилась ватным тампоном, смоченным в соответствующем растворе.

2025-2 Вал 6Лучше всего справились с задачей бензин и мыльный раствор, но мыльный раствор меняет оттенок дерева, а также противопоказан в использовании на фанерованной поверхности и тонких участках. Избыток влаги может вызвать коробление или отслойку шпона от массива.

Раствор аммиака также хорошо справился с загрязнением, но из-за сложности использования и токсичности, не подходит для постоянного использования.

Ксилол, ластик и липкая лента смогли удалить только часть загрязнений, находящихся на поверхности. Хотя эти методы и показали себя менее эффективными, механическая расчистка ластиком и липкой лентой может считаться самой безопасной, так как материал не проникает в волокна и не меняет структуру древесины.

Результаты проведённых работ

2025-2 Вал 7На основе пробных расчисток была проведена полная расчистка поверхности ящика.

Поэтапно были удалены все загрязнения. Методы использовались от самых щадящих до более агрессивных, при этом не представляющих опасности для объекта.

Ящик обработали щёткой, смоченной в дистиллированной воде, удалив поверхностные нестойкие загрязнения. После его полного высыхания, более стойкие загрязнения были очищены бензином и ксилолом, затем использовали этиловый спирт для обезжиривания поверхности.

Отдельные виды загрязнений, в частности пятна чернил, удаляли при помощи спиртовых компрессов, а пасту от шариковой ручки стирали жесткой кистью, смоченной в пинене.

Данная методика позволила удалить большинство загрязнений на поверхности дерева, не прибегая к механическим способам очистки и не нарушив целостность объекта. Использовались либо нейтральные вещества, либо летучие (которые спустя небольшой промежуток времени полностью испаряются с поверхности объекта), что делает данную методику безопасной для объекта реставрации.

Таким образом, письменный стол является важным элементом мебели, которая остается неотъемлемой частью нашей жизни. Его история прекрасно иллюстрирует, как человечество постоянно ищет новые и удобные способы выполнять задачи и работ, а так же демонстрирует видение красоты и комфорта людей разных эпох. На примере письменного стола XIX века мы изучили и проверили эффективность различных методов удаления бытовых загрязнений, с которыми сталкивается каждый подобный предмет мебели.

Достаточно подробно описаны методики удаления с поверхности необработанной древесины пятна, предположительно от моносахаридов (сладкого), чернил (гелевой ручки), пятна от пасты шариковой ручки, а также сажи, жира, грязи. Так, рекомендованная С.Хейвордом методика удаления чернил 28% азотной кислотой оказалась опасной для объекта реставрации, поскольку приводит к необратимым разрушениям цвета и структуры дерева. Предложенный И.П.Ирошниковой и Ю.А.Ирошниковым метод вытягивания чернил с бумаги при реставрации книг был адаптирован под поставленную задачу. Использование фильтровальной бумаги исключило растекание чернил по деревянной поверхности. По результатам экспериментальных работ определены последствия использования различных материалов и их влияние на мебель и загрязнения, которые должны учитываться при проведении аналогичных расчисток.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ирошников, Ю. А., Ирошникова, И. П. Переплёт и реставрация книг в домашних условиях. – Москва, 1991. – С. 128.

2. Никитин, М. К., Мельникова, Е. П. Химия в реставрации : справ. изд. – Ленинград : Химия, 1990. – 304 с.

3. Hayward, C. Staining and Polishing. – Evans Bros, London/Unwin Hyma, 1988. -- 213 с.

4. Rivers, Sh., Umney N. Conservation of Furniture. – 2012. – [routledgr.] – 838 с.

5. Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области : официальный сайт. – URL: https://muzlitpenza.ru/news/novosti-ot-hranitelej-pismennyj-stol-s-agliczkim-suknom/ (дата обращения: 26.10.2024).


Валькова Ирина Вячеславовна,
соискатель, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва (Санкт-Петербург)
Email: valkowa.irina3@yandex.ru

© Валькова И.В., текст, ил., 2025

Статья поступила в редакцию 10.03.2025.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Валькова, И. В. Апробация отдельных методов удаления загрязнений с поверхности мебели, не имеющей отделочного покрытия. –
DOI 10.34685/HI.2025.27.24.016. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 74-80. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/736.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru