2025/2(41)
спецвыпуск
Конференция
аспирантов
и молодых ученых
НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва, 22-23 января 2025 г.
Часть 1
ДОКЛАДЫ
Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)
Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области
Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита
Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)
Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия
Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции
Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы
Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема
Культурологический потенциал археологических находок
из металла
Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы
Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)
Опубликован 06.05.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2025.73.57.021
Тюрина Е.В.
Использование культурного наследия
в формировании идентичности
советской молодежи в 1920-е годы
Аннотация. Статья посвящена исследованию принципов использования культурного наследия в образовательной деятельности в 1920-е годы. Автором описаны формы организации досуговой деятельности и культурное просвещение молодежи, выявлены и проанализированы методы формирования нового советского человека с использованием культурного наследия. Автор полагает, что обращение к историческому опыту использования культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи позволит актуализировать лучшие практики в формировании идентичности российской молодежи.
Ключевые слова: советская молодежь, советская идентичность, культурное наследие, досуговая деятельность, культурное просвещение, культурная революция, комсомол, ликвидация безграмотности, национальная идентичность.
Сохранение и восстановление единства народов России, укрепление национальной идентичности россиян относятся к приоритетным направлениям государственной политики. Культурное наследие России, безусловно, является одним из важнейших факторов, сплачивающих многонациональный народ страны. Исторически сложившимся связующим звеном взаимодействия культурного наследия и человека является образовательная деятельность. Обращение к историческому опыту использования культурного наследия в образовательной деятельности в 1920-х годах позволит определить принципы воздействия культурного наследия на формирование идентичности советской молодежи.
Советская идентичность, согласно официально принятому определению в материалах советской эпохи, представляет собой историческую, социальную и интернациональную общность людей, объединенных единой территорией, экономикой, социалистической культурой и общей целью – построением коммунизма [1]. Характерные черты советской идентичности – коллективизм, патриотизм, гуманизм, высокая нравственность, честность, ответственность, работоспособность.
Начало формирования нового советского человека и нового советского общества было положено революцией 1917 года. Фундамент для формирования нового – коммунистического – человека руководство страны видело в накопленном веками культурном наследии. Подтверждением тому были слова В.И.Ленина о том, что пролетарскую культуру можно строить только на точном знании культуры, переработке и развитии всех запасов накопленных человеческим обществом знаний. Известное ленинское выражение: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество», – ключ к пониманию подходов к решению поставленной задачи [2].
В 1917 году при Наркомате просвещения была создана культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности. Целью Пролеткульта было создание новой, пролетарской культуры на основе приобщения к культурной жизни широких масс рабочих и крестьян, и особенно молодежи [3]. 20 сентября 1918 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций, где обсуждались также и вопросы о работе с молодежью. В резолюции секции «О работе с юношеством» указана необходимость создания союзов молодежи, постановки студийной и клубной жизни молодежи под руководством опытных инструкторов, развитие физического воспитания молодежи, освобождение юношества 16-18 лет от работы на заводе частично (на 2 часа) для занятий в культурно-просветительских ячейках [4].
Культурное ядро Пролеткульт видел в рабочих клубах и студиях, которые необходимо было организовать на всех предприятиях, во всех районах города [5]. Вот некоторые тезисы выступления на секции Рабочих клубов: клуб должен стать сердцем и мозгом рабочего класса; зал не должен пустовать ни одного вечера… лучше всего дать одну просветительную прогулку, один спектакль и один концерт в неделю; остальные же дни заполнить лекциями-беседами, концертно-литературными, и пр. вечерами; юношество требует своего клуба, психология и духовные запросы должны развиваться естественно, без давления взрослых; лучше если в клубе будет собираться вся рабочая семья вокруг пролетарского очага: дети, юношество, матери, отцы; каждый будет заниматься в своих секциях, соприкасаясь на некоторых вечерах и лекциях [6].
29 октября 1918 г. был образован Российский коммунистический союз молодёжи, и уже через два года организация насчитывала почти полмиллиона членов. На III Всероссийском съезде РКСМ в октябре 1920 г. В.И.Ленин провозгласил задачи комсомола, где красной строкой проходила мысль объединения огромной армии комсомольцев общими задачами и делами: «Поколение, которому сейчас 15 лет <…> должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практическую ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую <…> На первое место мы ставим сознательную дисциплину, на основе которой решимость, умение и готовность объединить и организовать силы для того, чтобы из воли миллионов разрозненных, разбросанных по огромной стране создать единую волю, ибо без единой воли мы будем разбиты неминуемо» [7]
Показательны в этом отношении воспоминания одного из ветеранов комсомола – Марии Николаевны Барановой о «старой гвардии»: «Характерной чертой комсомольцев того периода была жизнерадостность, бодрость духа, неистощимое стремление к деятельности. Кое-как одетые, вечно голодные, но никогда не унывающие <…> Каких только работ не делали комсомольцы – субботники на кантовке и погрузке соли, очистка снега на варницах, бесконечная пилка дров зимой и летом, стирка белья в красноармейских казармах, починка больничного белья, сбор лекарственных трав и много-много всяких других дел. И всё это делалось охотно, дружно, с песнями <…> занимались в хоровых и драматических кружках, учились художественному ремеслу…» [8]
Рост социализма был невозможен без культурного роста крестьянства, для чего необходима была «целая культурная революция» [9]. Первым глобальным общим делом коммунистической молодежи стала борьба с неграмотностью населения, возвестившая начало культурной революции.
Национальный язык является нематериальным культурным наследием, носителем уникальных традиций, знаний, воспоминаний предков. Сохранение языка есть сохранение суверенитета народа, его национальной идентичности. Наиболее эффективный способ сохранения языка – продолжать использовать его в письменной или устной форме [10].
26 декабря 1919 г. Совнарком издал декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР», основные направления которого – изучение азов русского или родного языка (чтение и письмо), математики (умение писать целые числа, простые дроби, считать десятичные дроби и проценты), идейно-политическое просвещение. По всей стране в массовом порядке началось открытие новых школ, высших учебных заведений, библиотек. Помимо этого, создавалась целая сеть учреждений для ликвидации неграмотности среди взрослого населения – ликпункты, школы для малограмотных, избы-читальни, красные уголки [11]. Учителем-ликвидатором мог быть не только педагог, но и тот, кто элементарно умел читать, писать, считать: «Нужно бить тревогу на фронте ликбеза, поднять на ноги всех культурных работников, привлечь молодежь, общественность, иначе дело ликбеза будет сорвано» [12].
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат всесоюзный культпоход [13]: культ-армейцы «бились с безграмотностью» на передовой ликбеза. К середине 1930 годов в школах грамотности насчитывалось 10 млн. обучавшихся. Из воспоминаний рабочих Гжельского художественного промысла: «Несколько сот старых кадровых и молодых рабочих и работниц, благодаря ликбезу, приобщились к культуре – стали грамотными, теперь читают газеты и книги, повышают свой идейно-политический уровень» [14].
Для успешного построения нового социалистического мира необходимо было наладить братские отношения между национальностями России, дать им равные возможностями со всем населением страны. Для привлечения к обучению в школах грамотности обустраивались секции с учетом национальных особенностей (удмуртская, марийская, кряшенская) [15].
Одним из этапов коренизации [16] стало создание алфавитов [17] и выпуск букварей для малых коренных народов на родном языке, что способствовало не только повышению уровня образования, сохранению коренного языка, но и располагало к советской власти, что, несомненно, постепенно скрепляло в единое целое многонациональные народы России.
В.И.Ленин видел в художественной литературе огромную силу воздействия на духовное формирование личности, всего общества [18]. Преобразования в библиотечном деле, основная цель которого – сделать книгу общедоступной, привели к созданию в России централизованной библиотечной сети [19].
Обучение чтению и развитие системы библиотек породило интерес к изучению литературного культурного наследия. Исследования читательских интересов молодых комсомольцев показали, что в начале 1920-х годов молодежь читала русских и зарубежных классиков (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.М.Горький, А.П.Чехов, Дж.Лондон, Э.Золя), а к началу 1930-х интерес смещается к произведениям советских писателей (А.А.Фадеев, Д.А.Фурманов) [20]. Этому способствовало культивирование в творчестве советских писателей и в советской пропаганде в целом образа нового советского человека: сильного, целеустремленного, с высокими нравственными идеалами, человека-труженика.
Рабочий клуб, сельский клуб, изба-читальня становились центрами социокультурной жизни городской и деревенской молодежи, играя огромную роль в сплочении и активации творческого потенциала [21; 22]. В 1920 г. были определены основные направления деятельности культурных центров: развитие литературных, театральных кружков, музыкального просвещения масс, изобразительного искусства, музеев, физкультуры и спорта. В рабочих клубах работали библиотеки, читальни, кинотеатры, танцевальные залы, ремесленные мастерские, буфеты, чайные, столовые. Совместным продуктивным досугом прививался коллективный образ жизни, что должно было способствовать сплочению общества. В своих воспоминаниях первый директор парка Горького Бетти Глан отмечала: «В клубе кипела ежедневая работа <…> мы ставили одноактные пьесы, проводили музыкально-литературные вечера с участием композиторов и поэтов, викторины, диспуты <…> Все в клубе делала сама молодежь – строили, штукатурили, красили, оформляли, мыли окна, стирали чехлы и занавески, проводили электричество, изготовляли декорации и костюмы для постановок, переплетали книги. Все это воспитывало у наших активистов чувство хозяина, отвечающего за все <…> Так много радости и ощущение счастья бытия!» [23].
В литературных кружках начала 1920-х гг. работа с начинающими писателями включала лекции, чтения классиков и советских авторов, обучение литературному делу, изучение литературного языка, обсуждение своих произведений. Литераторами-инструкторами были в основном представители интеллигенции, и подготовка писателя-профессионала не была зажата рамками учений марксизма и ленинизма. Но уже к 1930 годам был взят курс на массовость и пролетарскую идеологию [24].
В театральных кружках и театрах рабочей молодежи актерами были рабочие: комсомольцы, отработавшие днем смену на заводе, а вечером игравшие в театре. Совместно придумывали сценарии, делали декорации, репетировали. Основные темы – труд, коллектив, семья. Герои постановок – простые рабочие. В основе спектакля – истории из жизни, знакомые и понятные труженикам. Зачастую зрители включались в игру актеров: подпевали, танцевали, выполняли физические упражнения. Непосредственность, независимость от жестких театральных форм притягивали зрителей и объединяли молодежь [25].
В изостудиях читались лекции по истории искусства, проводились занятия по композиции, искусству плаката, разрабатывались декоративные панно, оформлялись стенгазеты, организовывались выставки. Также оформлялись сцены для театральных постановок, праздников, украшались деревни и города к праздникам. Руководителями изостудий были профессиональные художники, чаще всего авангардисты, готовые к экспериментам и свободе в творчестве.
В музыкальных студиях преподавание вели профессиональные артисты, музыканты. Пролеткульт ставил своей целью создание «пролетарской музыки», при условии овладения мастерством, заимствованным у композиторов-классиков. Независимость суждений Пролеткульта и его отсыл к «буржуазной культуре» привели в дальнейшем к ликвидации организации. Однако деятельность в музыкальных студиях 1920-х годов успешно объединяла и идеологические учения и знакомство кружковцев с классическими произведениями. Так, в 1921 г. участники музыкального кружка под руководством М.И.Небитова в клубе железнодорожников имени З.И.Лобкова поставили оперу русского композитора XVIII века Е.И.Фомина «Мельник – колдун, обманщик и сват»» [26].
Неотъемлемой частью пролетарской культуры является развитие здорового образа жизни, физической культуры и спорта. В начале 1920-х гг. физическая подготовка молодежи рассматривалась как подготовка к службе в армии. Командированные инструкторы всеобуча [27] в созданных ими кружках проводили с молодежью спортивные занятия [28]. К 1923 г. при заводах, клубах, школах организуются кружки физической культуры и спортивные ячейки. Стремление молодежи к «полезному» досугу способствовало развитию советской физкультуры: использованию «естественных факторов здоровья и физического развития: воздуха, солнца, воды, движения, сна, отдыха, питания», проведению регулярных соревнований по бегу и прыжкам, плаванию, гандболу, аэроболу, баскетболу, футболу [28].
С середины 1920-х гг. руководством страны был взят курс на массовое занятие физкультурой: «Буквально во всех парках крупных городов Советского Союза создавались парашютные вышки, тиры для стрельбы, организовывались спортивные массовые общества, проводились физкультурные парады, устраивались походы, строились спортивные объекты. Для молодого человека было почетно иметь на груди значки ”Ворошиловский стрелок”, ”Ворошиловский всадник” или ”Будь готов к труду и обороне”» [29].
Введение обязательных занятий физкультурой в учебных заведениях [30], создание и оснащение спортивных секций, проведение спортивных соревнований, парадов, спартакиад [31], введение норм ГТО [32] способствовали тому, что физкультура постепенно из небольших кружков выросла в мощное движение большого культурного и политического значения [33].
Кроме досуговой деятельности в стенах клуба, для рабочей молодежи проводились экскурсии по национальному достоянию – дворцам и усадьбам, а также практиковались массовые экскурсии-прогулки]. Руководство страны всячески способствовало этому путем охраны памятников искусства и старины, созданием музеев и свободного доступа к ним для населения. В Декрете о национализации усадьбы «Ясная Поляна» (13 июля 1921 г.) за подписью М.Калинина указано: «Каждый гражданин Р.С.Ф.С.Р. имеет свободный доступ в “Ясную Поляну” <…> В целях облегчить возможность всем гражданам, и в особенности, учащимся, желающим посетить “Ясную Поляну”, ознакомиться с исторической усадьбой – между Москвой и ст. “Ясная Поляна” М.-К. ж.д. циркулирует не менее одного пассажирского вагона для экскурсантов <…> не реже одного раза в неделю» [34].
В октябре 1921 г. в Петрограде был создан Экскурсионный научно-исследовательский институт, занимавшийся разработкой экскурсионных тем и маршрутов, обучением руководителей экскурсий. Представляют исследовательский интерес работа секций института: энтомологической, почвенной, сельскохозяйственной, ботанической, зоологической, геологической, – а также тематика экскурсий: историческая, художественная, литературная, этнографическая, бытовая, сельскохозяйственная, организация производства и научная организация труда на предприятиях, история благоустройства населенных мест, энергетическая экскурсия, экскурсионная разработка ремесел и кустарной промышленности, экскурсия-экспедиция, исследовательская экскурсия-экспедиция. Не менее интересной была библиографическая работа: разработка перечня литературы по памятникам, местностям, предприятиям и прочим экскурсионным объектам, составление каталогов экскурсионных объектов, – и методическая работа: разработка списков-минимумов экскурсионных тем для школ первой и второй ступеней. Наконец, интересна идея подготовки на базе института специалистов – руководителей школьных экскурсий, образования ученых-исследователей по собиранию и разработке данных в области краеведения, организация курсов для учителей и всех, кто интересуется экскурсиями[35].
В 1919 году в Петрограде были созданы экскурсионные станции для школьников [36] в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе, при Каменноостровском сельскохозяйственном институте, где учащиеся-экскурсанты изучали природное и культурное наследие Петрограда и окрестностей. Через год начала работу первая экскурсионная станция во Пскове, имевшая как гуманитарную, так и естественно-историческую направленность и приспособленная к приему экскурсантов из отдаленных местностей. Посетителей знакомили с разнообразными памятниками Древней Руси на Псковщине, природой, хозяйством и бытом жителей края. При станциях организовывались бесплатное проживание и питание, выдавались талоны на проезд в транспорте [37].
1920-е годы стали «золотым десятилетием» краеведения [38]. Краеведение в 1920-х годах — это изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории или объекта (от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома). Краеведческие организации начала этого период ставили перед собой разнообразные цели: устройство библиотек, музеев, выставок, опытных станций, ботанических и зоологических музеев и проч.; сбор материалов, организация научных исследований, экспедиций, экскурсий, изысканий, раскопок и проч.; издание книг, брошюр, трудов исследователей; проведение лекций, встреч, съездов, конференций; и т.д. Краеведческие ячейки создавались при школах, избах-читальнях, клубах, колхозах, при вузах и техникумах и т.д. В 1920/1921 учебном году краеведение включили в школьную программу [39]. На I Всероссийской конференции научных обществ по краеведению, проходившей в Москве в декабре 1921 г., Н.К.Крупская отметила, что исходным пунктом школьного обучения должно быть изучение родного края [40].
Большое внимание в краеведении уделяется изучению и сохранению культурного наследия. Так, одном из документов того времени было отмечено: «В работе Отделения (Мезенское Отделение Архангельского Общества Краеведения. – Е.Т.) принимают большое участие учащиеся школ 1-й и 2-й ступени. Их силами проводится составление словаря местных слов, запись произведений народной словесности, собираются экспонаты для организуемого Отделением музея <...> В Карпогорской волости большую роль в производственно-краеведческой работе играет Карпогорская школа крестьянской молодежи <…> учащимися ведутся также <…> записи по фольклору» [41].
Одним из наиболее важных подходов в организации краеведческой работы как для школьников, так и для студентов 1920-х гг. рассматривался экскурсионный метод. Основоположники краеведения И.М. Гревс и Н.П. Анциферов, разработавшие экскурсионный метод изучения города, полагали, что именно город является достоверным источником историко-культурного знания, средством сохранения культурной памяти, воспитания подрастающего поколения. По мнению И.М.Гревса, «познание города является лучшим путем для уразумения развития культуры, ибо город самый богатый и полный ее показатель (носитель)». В свою очередь Н.П.Анциферов был убежден, что «труд над познанием города – хорошая школа гражданственности» [42].
И.М. Гревс в своих трудах утверждает о междисциплинарности краеведения, пронизывающей и объединяющей все учебные курсы. Это же следует и из детально проработанных рекомендаций Н.П.Анциферова: «Темы экскурсий должны быть приурочены к эпохам и располагаться в хронологической последовательности, отражая постепенное развитие города, включающее в себя возникновение его исторического ядра, рост города в связи с историей культуры и своеобразными, присущими только этому городу, геологическими и географическими особенностями местности»; основные темы исследования города:1) топография города, 2) ядро города, 3) стратегические пункты, 4) сословные районы, 5) производственные центры 6) центры торговли, 7) административные центры, 8) центры духовной культуры; критерии ценности темы исследования: 1) тема должна иметь общеобразовательное значение, 2) материал должен быть а) конкретен и ярок, б) иметь значение для общей характеристики города, 3) маршрут – не слишком длинен, а насыщен объектами осмотра [43].
В 1928 г. при ЦК ВЛКСМ было создано бюро туризма (с 1929 г. – Общество пролетарского туризма РСФСР, с 1930 г. – Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий). Устав общества определил цели: а) распространение среди трудящихся идей организованного туризма; б) придание туризму форм широкого организованного общественного движения; в) изучение и улучшение техники туризма; г) организованная взаимопомощь туристов; д) содействие обороне СССР путем военизации туризма; е) общественная работа туристов во время их путешествий; ж) внедрение элементов краеведения в туризм» [44].
Туристские ячейки создавались при заводах, фабриках, клубах, учебных заведениях, армейских подразделениях. Наиболее масштабно туристская деятельность развернулась в Москве: к концу 1929 года в Москве действовало около 400 ячеек, объединивших свыше 12 тыс. человек. Помимо общественной работы (агитация и пропаганда, помощь в посевных и уборочных, ремонте техники, лекции, творческие вечера и т.д.) туристы решали и задачи краеведения. В этот период были изданы путеводители «Маршруты по Московской области» под редакцией Н.А.Гейнике, «Путешествуй зимой (по промышленным центрам, совхозам и колхозам Подмосковья)», «Маршруты подмосковных экскурсий».
Туристские маршруты разрабатывались на основе посещения грандиозных строек (Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод и др.), передовых колхозов и совхозов, заводов, фабрик, музеев. В 1930 г. Московский областной совет ОПТЭ провел около 1 млн посещений различных музеев, заводов, фабрик. В тот же год в Ленинграде музеи посетило более 1 млн экскурсантов. Все это способствовало повышению культурного уровня и формированию патриотизма у советского человека [45].
Организация досуга и культурное просвещение в учебных заведениях в период 1920–1930 гг. проходили в рамках творческих кружков и спортивных секций. Досуговая деятельность в учебных заведениях, начавшаяся еще в начале 1920-х гг., смогла прочно закрепиться только к 1930-м, чему способствовали достаточное материальное обеспечение, оснащение учебных заведений инвентарем, оборудованием, литературой. Становятся популярны драматические, музыкальные литературные, шахматно-шашечные, танцевальные, хоровые, физкультурные кружки, кружки Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) и ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона), кружки кройки и шитья, рисования, ГСО (готов к санитарной обороне), кружки киномехаников. Участники кружков и секций проводили вечера, выставки, конкурсы, участвовали в спортивных соревнованиях. Организованная досуговая деятельность приобщала учащихся к ценностям нового общества, что способствовало формированию советской идентичности и, как следствие, укреплению единства советского общества [46].
Интересен опыт организации досуга и культурного просвещения молодежи в Парке культуры и отдыха им. Горького. Московская городская газета того времени дает такое описание конца лета 1928 г. в парке: «На открытии играют три духовых оркестра, симфонический, выступают акробаты, украинская капелла, крестьянский хор, этнографический ансамбль <…> Много столов и литературы в читальне, огромной и комфортабельной <…> Много кресел в парикмахерской, чистой и дешевой. Много душей. Много гардеробов. Уйма шахматных досок. Километры спортивных площадок. Неисчислимое множество всевозможных игр. Веселое удачно перемешано с поучительным, и забава переплетается с наукой» [47].
Бетти Глан, директор парка того времени, вспоминала: «Каждый, кто хоть раз побывал в парке, всегда находил себе занятие по душе. Сотни игроков и болельщиков принимала ежедневно просторная шахматная база <...> Там проводились сеансы одновременной игры на десятках досок с выдающимися шахматистами – М.Ботвинником, С.Флором, А.Лилиенталем, Е.Рюминым и др., устраивали встречи с гроссмейстерами. В пяти театрах играли лучшие театральные труппы страны. Открытые читальни на лужайках <…> где в удобных креслах можно было почитать новые книги, свежие журналы и газеты <…> В специальных павильонах и на аллеях парка устраивались выставки картин, плакатов, графики, прикладного искусства. Многих привлекали красота и благоухание тысяч цветов и кустарников, свежесть политых по утрам песчаных аллей <…> Первый Зеленый театр первый киногигант на 20 тыс. зрителей и зеленый кинолекторий, городки однодневного отдыха, первый стотысячный карнавал, десятки театрализованных праздников, первые школы современных бальных танцев и танцев на льду, впервые – клубы и объединения по интересам» [48]. Организация культурной деятельности и приобщение молодежи к культуре в Парке Горького в 1920–1930-х годах являются уникальным примером использования культурного наследия в формировании идентичности и объединении молодого поколения Советского Союза.
1920-е годы – начало становления советского государства. Рабочая и крестьянская молодежь, в силу возраста и открывавшихся перспектив «светлого будущего», была активной, творческой, «окрыленной», и руководство молодого государства всячески способствовало реализации главной цели коммунистического воспитания – всестороннему развитию человека. Эта задача решалась через образование детей, молодежи, малограмотного взрослого населения; создание активной досуговой деятельности: развитие литературных, музыкальных, художественных способностей; занятия физкультурой и спортом; экскурсии, организованный отдых и туризм. Взаимодействие с культурным наследием происходило на всех направлениях формирования нового советского человека и общества. Коллективная деятельность и общие дела стали решающим принципом объединения молодежи, что в дальнейшем сыграло ключевую роль в развитии государства и сплочении молодежи для борьбы с фашизмом в период Великой Отечественной войны.
Стремление развивать и объединять молодежь, активная деятельность в этом направлении заслуживают того, чтобы преданные забвению принципы использования культурного наследия в формировании идентичности молодого поколения Советского Союза спустя 100 лет исследовались, анализировались, а лучшие практики актуализировались в формировании цивилизационной идентичности российской молодежи.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Материалы XXIV съезда КПСС. – Москва : Политиздат, 1971. – С. 76.
[2] См.: Ленин, В. И. Полное собрание сочинений / 5-е изд. – Москва : Политиздат, 1981. – Т. 41. – С. 305.
[3] Лапина, И. А. Пролеткульт и проект «социализации науки». – Текст : электронный // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2011. –
№ 2(19). – С. 43-47. – URL: https://sciup.org/proletkult-i-proekt-socializacii-nauki-14042607 (дата обращения: 21.12.2024).
[4] См.: Протоколы Первой Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 15-20 сент. 1918 г. – Москва : Пролет. культура, 1918. – 128 с.
[5] Сидорчук, И. В. Особенности трансформации культурных досуговых практик рабочих в 1920-х гг. – Текст : электронный // История повседневности – 2018. – № 1(6). – С. 18-32. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-transformatsii-kulturnyh-dosugovyh-praktik-rabochih-v-1920-h-gg/viewer (дата обращения: 21.12.2024).
[6] Протоколы Первой Всероссийской конференции пролетарских культурно-просветительных организаций... С. 90-100.
[7] См.: Ленин, В. И. Указ соч. Т. 41. С. 318.
[8] К 100-летию ВЛКСМ: «Вспоминают ветераны комсомола». Становление комсомольской организации в 1919-1930-х гг. / подгот. Р.П.Петровым. – Текст : электронный // Березниковский историко-художественный музей
им. И.Ф.Коновалова : [сайт]. – URL: https://museum-berezniki.ru/nauchno-issledovatelskaja-rabota/k-100-letiju-vlksm-vspominajut (дата обращения: 02.12.2024).
[9] См.: Ленин, В. И. Указ. соч. Т. 45. С. 369-377.
[10] Кармова, М. Р., Логина, М. В. Сохранение нематериального культурного наследия в эпоху глобализационных процессов: роль языков в культурном наследии. – Текст : электронный // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 1(98). – С.399-401. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya-v-epohu-globalizatsionnyh-protsessov-rol-yazykov-v-kulturnom-nasledii/viewer (дата обращения: 17.12.2024).
[11] Соболева, А. Н. Пропаганда как форма воспитания советской молодежи в 1920-1930-е гг. (на материалах Бурят-Монгольской АССР). – Текст : электронный // Грамота. – 2016. – № 12(74) – Ч. 1. – C. 165-168. – URL: http://www.gramota.net/materials/3/2016/12-1/47.html (дата обращения: 17.12.2024).
[12] Никонов, В. В. Ликвидация безграмотности на Гжельском народном художественном промысле в 1920–1930-х гг. – Текст: электронный // Наука и школа. – 2021. – № 2. – С. 129. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/likvidatsiya-bezgramotnosti-na-gzhelskom-narodnom-hudozhestvennom-promysle-v-1920-1930-h-g/viewer (дата обращения: 27.11.2024).
[13] См.: Луначарский, А. В. Культпоход комсомола. – Москва; Ленинград, 1929. – 31 с.
[14] Никонов, В. В. Указ. соч. С. 132.
[15] Кряшены — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедующая православие. См.: Войнаровская,
Ю. В., Войнаровский, О.В. Ликвидация безграмотности в годы становления советской власти (на материалах малых городов Поволжья). – Текст : электронный // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2(6). – С. 50-52. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23565786 (дата обращения: 26.11.2024).
[16]Коренизация— политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 1920-е – начале 1930-х годов, призванная сгладить противоречия между центральной властью и коренным населением национальных республик СССР. Коренизация выражалась в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей местных национальностей, создании национально-территориальных автономий, внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование, поощрении издания СМИ на местных языках.
[17] На момент становления советской власти многие коренные народы союзных республик не имели своей письменности.
[18] См.: В.И.Ленин о литературе и искусстве. – Москва : Худож. лит., 1967. – 653 с.
[19]Радишаускайте, Н. В. О библиотечном деле в России в первые годы советской власти (1917–1920). – Текст : электронный // Вестник ДВГНБ. – 2019. – № 2(83). – С. 158-178. – URL: https://fessl.ru/docs-downloads/bookpdf/2019/vestnik-2-83/158-178.pdf (дата обращения: 21.12.2024).
[20] См., например: Каратыгин, Ф. Об изучении читательских интересов : что читают рабочие комсомольцы // Коммунистическое просвещение. – 1925. – № 3–4. – С. 135-140; Мазурицкая, М. А. Становление и развитие ценностных ориентаций советской молодежи в сфере художественной литературы в 20-х – 40-х годах ХХ века// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 4. –
С. 102-105.
[21] Кирсанов, Р. С. Деятельность рабочих клубов в 1920 – начале 1930 гг. по поднятию культурного уровня трудящихся масс (на примере города Пенза) / Кирсанов Р. С., Самойлова И. В., Царев И. С. – Текст: электронный // История. Культурология. Политология. – 2024. – № 3 (нояб.). – С. 33-38. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udk-93-v-istor-n-deyatelnost-rabochih-klubov-v-1920-nachale-1930-gg-po-podnyatiyu-kulturnogo-urovnya-trudyaschihsya-mass-na-primere (дата обращения: 19.12.2024).
[22] Кулачков, В. В. Изба-читальня в жизни крестьян 1920-х гг. : историографический обзор. – Текст: электронный // История: факты и символы. – 2019. – № 3(20). – С. 15-21. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izba-chitalnya-v-zhizni-krestyan-1920-h-gg-istoriograficheskiy-obzor/viewer (дата обращения: 15.12.2024).
[23] Бетти Николаевна Глан (урождённая Бетти Ноевна Мендельцвайг) – режиссёр, журналист, первый директор ЦПКиО им. Горького (1928-1937 гг.). См.: Глан, Б. Парк Горького. Начало истории. – Москва : Парк Горького, 2013. – С. 208.
[24] Московская, Д. С., Романова, О. В. Литературные кружки как инструмент строительства пролетарской культуры. 1920–1932 гг. (по документам отдела рукописей ИМЛИ РАН). // Вестник славянских культур. – 2021. – Т. 61. – С.189-198.
[25] См.: Луначарский, А. В. Искусство и молодежь – Москва : Молодая гвардия, 1929.
[26] Сотникова, Е. В. Музыкальное просвещение как компонент развития духовной культуры в Омске в 1920-е годы. – Текст : электронный // Манускрипт. – 2021. – Т. 14. – Вып. 3. – С. 428-432. – URL: https://manuscript-journal.ru/article/mns20210095/pdf (дата обращения: 28.12.2024).
[27] Всеобуч – всеобщее военное обучение населения без отрыва от основной работы во время Гражданской войны 1917–1922 гг. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Являлся формой военной подготовки населения и одним из способов создания резервов для Красной Армии (РККА). Введён декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г. «Об обязательном обучении военному искусству». Существовал до 1923 г.
[28] Бахтина, И. Л. Актуальные проблемы внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе образования / И.Л.Бахтина, М.В.Попов, Э.Е.Протасова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 1 – С. 45–50.
[29] Ульянова, С .Б., Сидорчук, И. В. От футбола до парашютизма : физкультура и спорт на заводе «Красный Путиловец» в 1920-х – начале 1930-х гг. – Текст: электронный // Новейшая история России. – 2023. – Т. 13. – № 2. – С. 455–469. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-futbola-do-parashyutizma-fizkultura-i-sport-na-zavode-krasnyy-putilovets-v-1920-h-nachale-1930-h-gg/viewer (дата обращения: 09.01.2025).
[30] Физкультура как учебная дисциплина в школе была введена в 1923/1924 учебном году.
[31] Первая Всероссийская спартакиада была проведена
12-24 августа 1928 г. в Москве.[32] «Готов к труду и обороне» – первый физкультурно-спортивный комплекс, утвержден 11 марта 1931 г. Цель: повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения.
[33] Сидорчук, И. В. Особенности трансформации культурных досуговых практик рабочих в 1920-х гг. – Текст : электронный // История повседневности. – 2018. – № 1(6). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-transformatsii-kulturnyh-dosugovyh-praktik-rabochih-v-1920-h-gg/viewer (дата обращения: 21.12.2024).
[34] Рыбак, К. Е. Культура в нормативных актах Советской власти.
1917–1922. – Москва, 2009. – С. 313.
[35] Смирнова, А. Г. Из истории отечественной экскурсионной школы : Петроградский (Ленинградский) экскурсионный институт (1921-1924 гг.) // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 6(86). – С. 58-77.
[36] 16 октября 1918 г. ВЦИК принял положение «О единой трудовой школе РСФСР». Оно вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста.
[37] Подробнее см.: Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. – Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов. ун-та. – 1988. – 202 с.
[38] Шмидт, С. О. Краеведение – дело, значение которого не может быть преувеличено // Памятники Отечества : иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – 1989. – № 1(19). – С. 12-18.
[39] Подробнее см.: Устав Архангельского общества краеведения. – Архангельск, 1923; Иноземцев, И. Н. Организация краеведческих исследований: методология и опыт практической деятельности (на примере Пензенского края): магист. дис. Пенз. гос. ун-т.– Пенза, 2020. – 108 с.
[40] Цит. по: Ищук, Г. Н. Место краеведческой деятельности в школьном образовании : Текст : электронный // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2012. – № 4. – С. 55. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-kraevedcheskoy-deyatelnosti-v-shkolnom-obrazovanii (дата обращения: 20.04.2025).
[41] Краткий отчет о работах 2-го краеведческого съезда в Архангельске. – Архангельск, 1928. – С. 34-35. – URL: http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2023/15kp142/ (дата обращения: 20.04.2025).
[42] См.: Гревс, И. М. Город как предмет краеведения // Краеведение. – 1924. – № 3. – С. 22-27; Аксельрод, В. И. Город как предмет школьного краеведения : О методическом наследии И.М.Гревса и Н.П.Анциферова //
1-е открытые слушания Института Петербурга : Ежегод. Конф. по проблемам петербурговедения. 15-16 янв. 1994 г. – Петербург : Ин-т Петербурга, 1994. – 147 с.; Кожанов, К. А. Городская экскурсия в России как социокультурный феномен : дис. ... канд. культурологии. – Ярославль, 2022. – 284 с.
[43] Аксельрод, В. И. Указ. соч.
[44] Устав Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий. – Москва : Мосполиграф, 1930. – 23 с.
[45] См.: Долженко, Г. П. Указ. соч.
[46] Бородулина, Е. В., Скочин, А. В. Педагогическая деятельность в средних специальных учебных заведениях Тюмени в 1920-1930-е гг. – Текст : электронный // Современная научная мысль. – 2022. – № 4. – С. 92-102.
[47] А.Н. Парк культуры и отдыха открылся // Вечерняя Москва. – 1928. –
13 авг.
[48] Глан, Б. Указ. соч. С. 79, 121.
Тюрина Евгения Вячеславовна,
соискатель, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва;
преподаватель, Щёлковский колледж (Щелково, Московская область)
Email: take036@mail.ru
© Тюрина Е.В., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 10.03.2025.
Ссылка на статью:
Тюрина, Е. В. Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы. –
DOI 10.34685/HI.2025.73.57.021. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 65-73. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/741.html.
Новости
-
07.05.2025
Министерство культуры Российской Федерации объявляет о старте Двенадцатого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры. К участию приглашаются учёные, студенты и аспиранты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в возрасте до 35 лет. Координатором конкурса выступает Институт Наследия.
-
07.05.2025
25 апреля 2025 г. Центр краеведения, москвоведения и крымоведения Института Наследия совместно с Московским краеведческим обществом провели очередное – 219-е заседание ежемесячных «Краеведческих встреч на Берсеневке».
-
07.05.2025
18 апреля 2025 г., в Международный день памятников и исторических мест, в Институте Наследия состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему: «Актуальные направления сохранения, изучения и трансляции нематериального и материального культурного наследия как ресурса социокультурного развития России».