Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/2(41)
спецвыпуск


Конференция
аспирантов
и молодых ученых


НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ

Москва, 22-23 января 2025 г.

Часть 1


ДОКЛАДЫ

Баженова И.В.

Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)


Березина Н.А.

Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области


Борсуковская Г.В.

Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита


Борунов С.С.

Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)


Валькова И.В.

Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия


Гарафутдинов Д.В.

Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции


Костин Н.Д.

Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы


Орлов С.Н.

Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема


Таловин К.Д.

Культурологический потенциал археологических находок
из металла


Тюрина Е.В.

Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы


Чебыкин Д.Д.

Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)



Опубликован 06.05.2025 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2025.85.42.012

Баженова И.В.

Синтез жанров в театральном искусстве
(на примере музыкального театра «На Басманной»)

Аннотация. Статья посвящена проблеме синтеза в рамках становления жанров театрального искусства. Актуальность и востребованность темы в современных реалиях обусловлена активным взаимодействием современного театра с различными социальными институтами и непрерывным синтезом различных видов и жанров искусства. В контексте истории становления театра как неотъемлемой части жизни социума от древних цивилизаций до его современного положения в искусстве автор на примере московского театра «На Басманной» анализирует основные аспекты взаимодействия театра и других видов искусства, влияющие на формирование новых разновидностей современного театрального искусства.

Ключевые слова: музыкальный театр, жанр, синтез, искусство.


Театр является одним из основных видов искусства, который в век технологического прогресса привлекает современного человека. Театр играл важную роль в становлении общества, человека, выполняя как социальные, так и культурные функции.

Как отдельное направление в искусстве театр зародился ещё в древние века, на самых ранних этапах становления общества. Именно в это время закладываются основы данного культурного феномена. Зарождение явлений драмы и самого театра начинается в Древней Греции. Оно было связано с традициями, относящимися к обрядовым играм, которые посвящались богам земледелия и плодородия, таким как Деметра и Дионисий. С течением времени обряды усложнялись, песнопение начинало сопровождаться фрагментами актерской игры [12, с. 49-50].

Примечательно, что в Древней Греции начинается развитие театральных жанров, а именно – трагедии и комедии. И если трагедия начинает свое самостоятельное становление из песенных традиций, исполняющихся в обрядах, посвящённых богу Дионисию, то в комедии как отдельного жанра большой вклад внесли работы древнегреческого комедиографа Аристофана. Его произведения («Лягушки», «Лисистрата», «Птицы») отличались переплетением элементов реальности и выдумки с целью создания продуманной фабулы. Сюжеты древнегреческих комедий включали в себя остросоциальные вопросы, в них высмеивались пороки. В произведениях Аристофана присутствуют политические темы, освещаются проблемы войны, управления, воспитания и искусства. Необходимо подчеркнуть, что для современности произведения Аристофана представляют собой особую ценность, так как в них автор отобразил специфику культуры и политики древнегреческого общества того времени [4].

Именно в Древнем мире театр стал неотъемлемой частью развивающейся культуры граждан. Как правило, театральные представления устраивались в праздничные дни в Древней Греции (Малые Дионисии, Ленеи, Большие Дионисии) и были непосредственно связаны с повседневной жизнью жителей полиса. Театральные произведения могли длиться не один день и напоминали соревнования между драматургами, представлявшими свои произведения народу. Значительную роль играли зрители, которые могли выразить своё положительное или отрицательное мнение непосредственно актерам и даже прекратить показ произведения и заменить его на другое.

Символика древнегреческого театра была разнообразна. Актёры носили маски, которые не только показывали эмоциональное состояние героя драматургического произведения, но и имели цветовое значение. Например, хитрость передавалась посредством рыжего цвета, мудрость – голубого, а болезнь – жёлтого. При этом более светлый или более тёмный тон также играл свою роль и обозначал, являлся персонаж женским или мужским
[8, с. 18-19].

Раскрывая особенности развития театрального искусства в Средние века, необходимо отметить, что оно также испытывало влияние праздничной культуры. Как и в Древней Греции, в других странах устраивали мероприятия с театральными представлениями в определенные дни, которые были приурочены к праздничному календарю. В такие дни в силу важности события нарушалась обычная рутинная жизнь города: закрывались правительственные учреждения, приостанавливался торговый процесс, жители собирались на театральные представления.

Особое внимание хочется уделить роли зрителя в театральных представлениях. Как правило, в Средние века не было чёткого разделения сцены и зала для зрителей. Все пришедшие принимали непосредственное участие в спектакле, вовлекались в действие вместе с актёрами. Активное взаимодействие участников средневекового театра, зрителей и использование праздничной традиции свидетельствует о его культурной и духовной составляющей для общества того периода [6, с. 23].

В эпоху Возрождения для европейского театра наступает новая веха в развитии, что связано с активным культурным подъёмом Италии, Испании и Англии. Английский театр данного периода вносит значительный вклад в мировую традицию. В Лондоне начинают строиться профессиональные театры, а искусство становится объектом рассмотрения в образовательных учреждениях.

Этот период также известен выдающейся деятельностью Уильяма Шекспира (WilliamShakespeare, 1564–1616). Драматург использовал художественные приёмы и традиции построения сюжета и систем персонажей предшественников древних цивилизаций (Рима и Греции). Именно его работы, по мнению историков, станут отправной точкой того, по какому направлению будет развиваться театр в будущем [14, с. 278-279]. Культурное значение наследия Шекспира высоко оценивается и современными культурными деятелями, историками и учёными, а спектакли по его произведениям ставятся в современных театрах, сюжеты и идеи находят своё воплощение в кинематографе.

Таким образом, театр, хотя и подвергался на протяжении многих веков некоторым изменениям в связи с развитием общества, оставался, тем не менее, одним из основных направлений духовного развития, одновременно укрепляя и свою досуговую значимость.

Одним из наиболее ранних театральных жанров, формирование которого произошло в связи с синтезом различных направлений в искусстве, является музыкальный театр, где опера представляет одну из основных жанровых разновидностей. В опере музыка выходит на первый план, а речь героев представлена ариями и речитативами. Данный жанр зародился в Италии в начале XVII века. Позже, во Франции XIX века зародился отдельный жанр музыкального театра – оперетта. Современным направлением музыкального театра является мюзикл, который на основе драматургии соединяет вокальные и танцевальные номера. В мюзикле действие, речь и вокал добавляют экспрессивность в передаче чувств и эмоций действующих лиц. Сюжет мюзикла может быть помещён как в вымышленный мир, так и передавать реальные исторические события. Если сравнивать классическую оперу и современный мюзикл, то также можно найти жанровые различия, одним из которых является стиль вокала, в первом случае – оперное, во втором – эстрадное [10].

На современной высокотехнологической стадии развития человеческой культуры в процессе синтеза различных направлений культуры феномен театра претерпевает изменения, приобретает нововведения в сценическом искусстве, начинают формироваться и другие новые виды, формы и направления его развития.

Драматический театр имеет многовековую историю, но не теряет своей значимости и актуальности в современности [7]. Драматургия является искусством создания особо структурированных произведений (комедий, трагедий, драм), предназначенных для постановки на сцене. Особенностью данных произведения является наличие комментариев автора – ремарок. Благодаря ремаркам легче понять смыслы, закладываемые автором, но при этом на материале одного драматического произведения могут получиться различные интерпретации на сцене, в зависимости от индивидуальных предпочтений постановщиков, режиссёров, а также тех идей и мыслей, которые они закладывают в свои спектакли.

Взаимодействие драматургии и театра является взаимопроникающим процессом. По нашему мнению, влияние на театр драматических произведений основополагающее, ведь режиссёр и актёры воплощают на сцене идеи и проблематику, которые хотел передать драматург. Драматический театр «оживляет» текст, написанный автором, и облекает его в сценическую форму, делает доступным для многих людей.

Однако и театр может оказывать влияние на развитие драматургии. Тенденции, сменявшие друг друга на стыке эпох, новые возможности, традиции и вопросы, которые волнуют современного зрителя, также влияют на мироощущение автора, который стремится создать новое произведение [15, с.370-371].

При этом синтез различных направлений искусства, который происходит в процессе развития культуры на всех этапах последовательного развития общества, способствует образованию новых театральных видов и направлений. Один из таких процессов мы можем наблюдать при взаимодействии танца и театра.

В отечественном искусстве взаимодействие театральной и танцевальной творческой деятельности породило образование танцевального театра. Данное сценическое искусство соединяет в себе вербальные (диалоги, монологи и песни) и невербальные (пластика движений) формы выражения для передачи замысла и идеи автора драматического произведения.

Одним из театральных направлений, где используется хореография и сценическое искусство является постмодернистский театр, которому присущи особое построение танца и отсутствие единства стилевого и эстетического элементов. Танцевальная постановка в стиле постмодернизма отличается свободным смешением разных стилей, способов передачи образов и хореографических решений, в результате чего содержание спектаклей становится непредсказуемым и уникальным [9, с. 121-123].

Ещё один значимый театральный феномен – кукольный театр. Именно кукольный театр является частью не только мировой культуры, но и отечественной. Истоки его появления уходят в глубокую древность, первые археологические находки театральных кукол датируется в России XV веком. Здесь следует подчеркнуть культурно-философское содержание кукольного театра, которое состоит в нерасторжимом единстве сущности игры с предметом (куклой) и значением этой игры. Разнообразие форм кукольного театра (вертеп, театр марионеток, театр Петрушки, домашний театр, театр теней) – результат его бытия в социуме [11, с. 162].

С течением времени возникает ещё одна разновидность – любительские театры. Их развитие шло параллельно со становлением профессионального театра. Участие в любительском театре имеет ряд преимуществ для его непосредственных участников, предоставляющих возможности освоения и приобретения первичных навыков, умений и знаний вне рамок профессионального образования. Так например, актёры-непрофессионалы могут в свободное время освоить основы актёрского мастерства, хореографии, техники речи, вокальные приёмы. Важно отметить, что готовый продукт деятельности любительского театра – спектакль – способствует духовному и культурному развитию не только участников, создавших произведение искусства, но и зрителей. В любительских театрах могут участвовать люди разного возраста, обладающие разным уровнем подготовки и имеющие соответствующие способности. Среди них можно выделить детские, молодежные, студенческие, народные театры [5].

Если рассматривать театр в любом его виде как синтез искусств, то необходимо отметить, что само по себе театральное искусство является сложной многоаспектной и подвижной системой, которая включает в себя различные виды искусства, такие как музыка, хореография, изобразительное искусство, мелодекламация, драматическое и декоративно-прикладное. К данному культурному процессу не угасает интерес со стороны деятелей науки различных областей. Синтез в театральном искусстве – это процесс объединения в единое целое определённых отдельных категорий, объектов и признаков. Если рассматривать процесс театрального искусства с точки зрения искусствоведения, можно отметить, что его результатом является создание художественного явления, художественного образа, которые способны оказывать влияние на человеческое мышление посредством только ему присущих отличительных свойств, включающих в себя многоплановость идей, мыслей и творческих трансформаций, способность вызывать гаммы различных эмоций и чувств. При синтезе в искусстве в процессе формирования нового художественного образа происходит единение таких категорий, как пропорции, масштаб и ритм.

Многие деятели культуры ставят перед собой задачу исследовать процесс синтеза искусств. Большой вклад в этом направлении был внесён отечественными и зарубежными исследователями XX века. Так, российский искусствовед Ю.Я.Герчук описывает область задач синтеза искусств, а работа И.Г.Хангельдиева содержит анализ взаимодействия различных сфер искусств в современных реалиях. Также необходимо отметить исследовательские труды в области изучения сущности синтеза искусств В.П.Михалёва, А.М.Кантора, В.В.Ванслова, И.А.Азизяна [1].

Музыкальный театр определяется одним из значимых театральных режиссёров прошлого века В.Фельзенштейном как более развитая форма драматического театра. Режиссёр обращает внимание на то, что музыкальному театру присущи все признаки данного вида искусства, но кроме этого он обладает дополнительным эффективным средством воздействия на зрителя – музыкой [2].

Рассматривая синтез искусств в контексте современного музыкального театра можно выявить многофункциональное техническое оснащение, которое позволяет ярче воплотить художественную идею, сделав её более «выпуклой» и зрелищной. Меняющийся свет, дым, снег, мыльные пузыри, световые динамические инсталляции в сочетании с режиссёрским решением и актёрским дарованием вызывают уважение и восхищение зрителей. В синтезе искусств, который свойственен любому театру, начиная от античного до постмодернистского времени, происходит становление и московского музыкального театра «На Басманной».

Свой путь театр начал в 2000 году с водевилей А.П.Чехова, один из которых «Свадебный фокстрот» (по пьесе «Предложение»), получил гран-при на фестивале «Мелиховская Весна». Актёры Ирина Баженова (в роли Натальи Степановны), Вячеслав Ткачук (в роли Чубукова), Вячеслав Архипов (в роли Ломова), владеющие приёмами синтеза жанров, представили водевиль в изящной танцевально-вокальной версии. Скоро афишу театра украсили мюзикл «Как жить замужем» по пьесе А.Н.Островского «Доходное место» (композитор Виктор Фридман), музыкальная сказка «Сказка о царе Салтане» по одноимённой сказке А.С.Пушкина на музыку Н.А.Римского-Корсакова, оперетта «Принцесса цирка» Имре Кальмана; комическая опера «Колокольчик» Гаэтано Доницетти.

В постановках театра проявляются творческая специфика и особенности синтеза жанров искусств. Рассматривая синтез в театральном искусстве на конкретных примерах, мы можем более образно представить, как система их соединения проявляется в наши дни в спектаклях, поставленных в музыкальном театре «На Басманной». Исследуем это явление на примере комической оперы «У месье Бананаса не все дома» (по мотивам оперы Жака Оффенбаха «Званый ужин с итальянцами»), премьера которой состоялась 31 мая 2017 г. в «Доме Высоцкого на Таганке», когда театр ещё не имел своей камерной сцены. Режиссёр Сергей Морозов в постановке этой оперы синтезирует несколько направлений искусств: оперный и эстрадный вокал, драматическое, и хореографическое искусство, кукольный театр.

Всё действие сопровождается оркестром. Каков же сюжет этой оперы, название которой в афишах украшают многие театры? (Опера ставится с мая 1861 года в различных театрах мира). По задумке режиссёра С.Морозова главный герой, некто месье Бананас, не нарушая канителенную структуру оперы, под утренний кофе и чтение газеты слышит робкое восхищение собой. Он один. Кофе. Газета. Вдруг он видит маленькую головку змея, желтую, как у цыпленка. Крохотная голова говорит герою приятные вещи, говорит, что здесь он ищет друга, который мог бы оказать ему поддержку. Главный и сильный герой пускает за пазуху голову крошечного маленького «друга», который продолжает говорить ему много тёплых слов, согревающих его самолюбие. Это начало взаимодействия с куклой, точнее с одной из её частей.

В процессе действия оперы у куклы появляется шея, бабочка на шее, руки в белых перчатках, и змей уже сидит в обществе рядом с героем и нашёптывает ему на ушко, что нужно сказать, как правильно отреагировать или поступить. В процессе действия оперы кукла вырастает до величины человека и нападает на героя, завладев его душой и телом. Под последние аккорды и радостное финальное пение хора, городская элита восторженно аплодирует трансформации, где главный герой поглощён своим Эго. Как корона на нём возвышается шапка «Наполеона», символизирующая победу над чем-то очень трогательным и настоящим. Герой с длинным жёлтым носом, в шапке полководца, с горящими глазами смотрит на свой портрет, который разворачивается на всём пространстве задника сцены. Герой жив, только он видит всё происходящее глазами змея, который полностью подчинил Божественную душу себе.

Яркий синтез наблюдается в опере (оперный вокал), куда гармонично вплетается, не нарушая структуры оперы, эстрадный вокал (искусство эстрады), когда для гостей элиты организуется приём и концерт. Плавно замолкает оркестр и на фоне светового занавеса появляется слуга с ручным микрофоном, исполняя эстрадную композицию, поёт о любви, которая наполняет сердца и которая всегда несёт свет, потому что это высшее чувство в земном воплощении. Происходит это на фоне чисто белой стены, что, по задумке режиссёра, символизирует начало с чистого листа. Только тени, как элемент теневого театра, делают представление необычным по световому решению, в зависимости от поз исполнителя. Мизансцены, которые поставлены объёмно во взаимодействии с героями оперы, создают общий динамический ансамбль в совокупности с разными видами искусств и с теневыми отблесками (теневой театр), с изящными танцевальными па (хореография), вокал оперный и эстрадный, взаимодействие с куклой (кукольное искусство), театральный свет (искусство инсталляции), ансамбль (ансамблевое пение).

Режиссёр сам разработал костюмы, они приближены к высшему обществу: фрак, белые рубашки, вечерние платья с открытой спиной. Любовные сцены героев представлены в нежных пастельных и белых тонах, что подчёркивает чистоту чувств. Гости с элегантными прическами дополняют общую эстетику общества. Составляющая актёрской игры делает представление либо произведением искусства, либо коммерческим мероприятием – в зависимости от и исходя из поставленных задач. Создание композиции происходит не ради синтеза, а ради воплощения идеи спектакля, требующей сочетания разных видов и жанров, где инструментами может быть сочетание даже несочетаемого.

Таким образом, на основании исследования данной постановки мы пришли к выводу, что театр, сам по себе, можно рассматривать с разных сторон и, вместе с тем, как явление уникальное по взаимодействию с представителями разных профессий и разных слоёв общества. Об этом написаны десятки томов, начиная от трактатов древних греков и заканчивая нашими современниками, которые изучают театр и культуру.

Театр представляет собой синтез искусств и объединяет в себе жанровые особенности и инструменты построения художественного образа, музыки, архитектуры, литературы, живописи, балета, фотографии, а также использует достижения разных видов искусства и технических достижений. Одной из значимых особенностей театра является его воздействие на зрителя. Спектакль погружает в восприятие спектакля через разум, эмоции, нравственное самосознание человека. Он активизирует его память, стимулирует способность к самоанализу.

Однако реализация синтетической природы музыкального театра, включающая органическое взаимодействие искусств, становится возможной лишь при условии, что каждое из этих искусств, выполняя определённую театральную и музыкальную функцию, создаёт целостный художественный образ в зрительском восприятии, то есть становится синкретическим. Ярким примером сказанного выше является театр «На Басманной» со своей спецификой, находящейся в зависимости от социально-культурного контекста и текущих тенденций развития театрального искусства, от творческих поисков режиссёра и актёрского состава труппы, без которого невозможно воплотить идеи театра.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Баженова, И. В. Музыкальный театр: от синтеза к синкрезису // Культура и образование. – 2017. – № 3(26). – С. 69-75.

[2] Баженова, И. В. Коммуникация в современном музыкальном театре // Вестник МГУКИ. – 2018. – №3 (83). – С. 88-96.

[3] Васькова, Е. В. Личностные особенности студентов, занимающихся в театральной студии // Социализация в глобальном мире: вызовы современности : Сб. материалов II Междунар. науч.-прак. конф. Калуга,
24–25 мая 2022 г. / Ред.: И.П.Краснощеченко, И.И.Пацакул. – Калуга : Калуж. гос. ун-т, 2022. – С. 337– 351.

[4] Исюк, Д. А. Древняя аттическая комедия // Научная палитра. – 2020. –
№ 2(28). – С. 27.

[5] Лукин, Е. В. Современный молодежный любительский театр // Новые вызовы новой науки: опыт теоретического и эмпирического анализа : Сб. ст. II Междунар. науч.-прак. конф. Петрозаводск, 12 апр. 2021 г. – Петрозаводск : Новая Наука, 2021. – С. 184–188.

[6] Медведева, Н. М. Средневековый театр в контексте праздничной культуры эпохи // Современная праздничная культура России: от истоков традиционной культуры к современным формам : Сб. докл. Рег. науч.-прак. конф. Белгород, 9 окт. 2020 г. / Отв. ред.: М.В.Литвинова, Т.Ю.Вереитинова. – Белгород : Белгор. гос. ин-т искусств и культуры, 2020. – С. 20-23.

[7] Некрашевич, В. В. Драматический театр как компонент культурного пространства // Культурологические опыты: Науч. сб. стат. Вып. II. – Улан-Удэ : Вост.-Сиб. гос. ин-т культуры, 2017. – С. 14 –17.

[8] Поляков, Е. Н. Иноземцева, Т. О. Древнегреческий театр – история зарождения // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2014. – № 1(42). – С. 9–30.

[9] Потуданская, Ю. И., Борзенко, Д. А. Хореографическое искусство в пространстве драматического театра // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики : Сб. материалов Всерос. конф. Белгород, 10 фев. 2021 г. ; в 4 т. Т. 2. – Белгород : Белгор. гос. ин-т искусств и культуры, 2021. – С. 118–124.

[10] Свади, З. Я. Музыкальные жанры в театре: от оперы до мюзикла // Наука. Искусство. Культура. – 2024. – № 2(42). – С. 70–80.

[11] Соколова, А. А. Кукольный театр и инклюзивное пространство. Исторические этапы интеграции // Architecture and Modern Information Technologies. – 2024. – №1(66). – С. 150–166.

[12] Суслонова, В. Э. История древнегреческого театра // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 2(42). – С. 49-52.

[13] Сухов, А. О. Методологические аспекты становления театральной педагогики // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 2(220). – С. 19–30.

[14] Шеремет, А. Н. Социальное функционирование театра в культурно-исторической динамике // Социология. – 2022. – № 3. – C. 278 – 284

[15] Шпыг, В. Д. Взаимодействие драматургии и театра // Студент года 2022 : Сб. ст. Междунар. учеб.-исслед. Конкурса. Петрозаводск, 16 мая 2022 года. Ч. 3. – Петрозаводск : Новая Наука, 2022. – С. 368-373.

[16] Шульженко, К. Е. Театрализованная деятельность как средство патриотического воспитания // Вестник науки. – 2023. – Т. 1. – № 6(63). –
С. 443–446.


Баженова Ирина Владиславовна,
соискатель, Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: ira.monaliza@yandex.ru

© Баженова И.В., текст, ил., 2025

Статья поступила в редакцию 10.03.2025.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Баженова, И. В.  Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра «На Басманной»). – DOI 10.34685/HI.2025.85.42.012. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 4-10. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/732.html.

Наверх


Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru