Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/2(41)
спецвыпуск


Конференция
аспирантов
и молодых ученых


НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ

Москва, 22-23 января 2025 г.

Часть 1


ДОКЛАДЫ

Баженова И.В.

Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)


Березина Н.А.

Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области


Борсуковская Г.В.

Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита


Борунов С.С.

Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)


Валькова И.В.

Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия


Гарафутдинов Д.В.

Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции


Костин Н.Д.

Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы


Орлов С.Н.

Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема


Таловин К.Д.

Культурологический потенциал археологических находок
из металла


Тюрина Е.В.

Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы


Чебыкин Д.Д.

Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)



Опубликован 06.05.2025 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2025.20.66.020

Таловин К.Д.

Культурологический потенциал
археологических находок из металла

Аннотация. В статье рассматривается явление двойственности коррозионных процессов археологических находок. Чаще всего эти процессы воспринимаются как негативные, которые влекут за собой разрушение артефактов. Однако часто упускается тот факт, что коррозия может не только разрушать, но и выступать в качестве стабилизирующего фактора, сохраняя важную информацию для аксиологического анализа.

Ключевые слова: деструкция, коррозия, псевдоморфизм, артефакты из железа, сохранение историко-культурного наследия, культурологический потенциал, превентивная консервация, метод микросреды, археологические находки из металла.


Деструкция в самом широком понимании имеет отрицательное, негативное значение, связанное с распадом, деформацией, разрушением, разложением и т.п. В данном контексте этот термин применяется в реставрационной деятельности и публикациях, посвященных сохранению историко-культурного наследия [1]. Более того, даже саму реставрацию некоторые авторы рассматривают как деструкцию [2].

В целом под термином «деструкция» как в естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплинах, понимаются маргинальные процессы и проблемы. В настоящее время в философии, искусстве, культурологии происходит отход от данной парадигмы, и намечается вектор движения в сторону осмысления процессов деструкции как неотъемлемой составляющей развития социокультурных процессов [3].

Неоднозначность процессов деструкции мы наблюдаем в сфере реставрации и сохранения историко-культурного наследия, хотя данный феномен не является общепризнанным объектом исследования. Для теоретического анализа, философского и культурологического осмысления процессов «разрушения» необходимо обратиться к конкретно-историческому материалу, практической деятельности на всех этапах работы с археологическими артефактами из металла.

Рассмотрим различные виды деструкции черных и цветных металлов с аксиологической точки зрения. Ценность археологических артефактов из железа заключается в содержащейся в них информации. Сложные физико-химические процессы, проходящие при почвенной коррозии, приводят в конечном итоге к стабилизации предмета в той или иной степени сохранности и предотвращает его дальнейшее разрушение [4].

Этот факт при грамотных действиях реставратора открывает большие перспективы для извлечения максимума информации. Известно, что для декоративной отделки использовались различные методы, включающие лужение, серебрение, позолоту, инкрустацию, воронение и др. Наглядным примером служит накладка железная со следами позолоты из раскопок В.А.Лапшина на территории Нижегородского кремля [5].

Как правило, подобные следы декорирования скрыты объемными продуктами коррозии железа, сохраняющими их от дальнейшего разрушения. В таком случае историческая, технологическая, художественная информация, хранимая артефактом, присутствует в нем в скрытом виде. Нередко в качестве свидетельств применения подобных техник декорирования остаются только микроскопические следы, сохраняемые продуктами коррозии, и любое физическое или химическое вмешательство может привести к их уничтожению.

Чрезвычайно важно, особенно на стадии полевых исследований, сохранение археологических артефактов из металла, и археологического наследия в целом, в их первоначальном состоянии. Вмешательство реставратора, его воздействие на материальную основу памятника может привести или к выявлению новой информации, или к ее утрате. Примером раскрытия источниковедческого потенциала предмета из железа служит результат проведенных исследований и реставрации Т-образной железной накладки из упомянутых раскопок в Нижнем Новгороде. На ее поверхности были выявлены элементы декорирования с использованием серебра [6].

Аналогичные накладки известны и по другим памятникам Северо-Восточной Руси, однако подобные элементы декорирования до этого в научных публикациях не отмечались. Таким образом, отношение реставратора к археологическим артефактам, материализованное в реставрационном процессе, является актуальной темой, касающейся культурологических проблем. Исследователи справедливо отмечают: «Эта ответственность имеет амбивалентный характер: с одной стороны, она обязывает бережно относиться к прошлому, превращая прошлое в предмет аксиологического анализа, наделяя прошлое ценностью; с другой – реставратор становится ответчиком перед будущим, перед теми поколениями, знания которых о прошлом во многом складываются из его работы» [7].

Современные методы исследований предметов из металла: оптические рентгеновская радиография, томография,рентгенофлуоресцентный рентгеноструктурный анализы и др. – позволяют получить большой пласт информации, содержащейся не только в артефакте из железа, но также в продуктах разрушения и производственных отходах металлургического производства [8]. Они помогают определить подлинность, ответить на вопросы, связанные с технологиями, особенностями залегания в культурном слое, историей бытования предмета, взаимосвязь условий прижизненного использования со степенью сохранности во время захоронения, решить многие другие задачи. Одной из них является расширение источниковой базы исследований за счет органических материалов, которые в условиях почвенной среды многих регионов России часто не сохраняются или находятся в настолько разрушенном состоянии, что сохранить их бывает очень проблематично. Речь, прежде всего, идет о различных видах ткани и изделиях из кожи. Опираясь на этнографические материалы, можно с уверенностью сказать, что у многих народов ткань с глубокой древности играла важную роль в их мифоритуальных комплексах.

Ткань, приспособления и орудия труда необходимые для ее производства, теснейшим образом связаны с обережной магией, обрядами, сопровождающими жизненный цикл человека, различными аспектами соционормативной практики. Значение тканей для изучения семантики архаичных орнаментов, космологических и мифологических представлений различных культур трудно переоценить. Однако потенциал этого вида источников для культурологических исследований остается недооцененным. Большее внимание исследователями археологического текстиля уделялось не менее важным вопросам, связанным с технологическими аспектами изготовления различных тканей [9].

В контексте нашего исследования важен тот факт, что процесс коррозии железа может сохранить морфологию сопутствующих органических материалов. Это явление получило название псевдоморфизма. Суть его заключается в том, что первоначальное вещество, вытесняется и замещается другим, повторяющим его форму и структуру. В данной ситуации продукты коррозии сохраняют и воспроизводят следы ткани, уничтоженной временем. В нашей практике с таким явление приходилось сталкиваться неоднократно, в частности, при полевой консервации и последующей реставрации железных предметов, происходящих из Звягинского могильника. Следы ткани и нитей, материал которых практически полностью замещен продуктами коррозии, были зафиксированы на железной пряжке и фитильной трубке (Зв.23. П.7).

Псевдоморфизм не является уникальным явлением, но нередки случаи, когда следы замещенных материалов не фиксируются из-за сильных почвенных загрязнений и идентичных по своему химическому составу, внешнему виду, цвету продуктов коррозии железа. Мех, соприкасающийся с предметом из железа, также может оставлять еле заметные следы в виде волосков, полностью замещенных продуктами разрушения металла. Наглядным примером служит кресало из Звягинского могильника, отреставрированное нами в 2023 г. При расчистке кресала под микроскопом на его поверхности были обнаружены псевдоморфозные следы меха. Очевидно, что металл находился в непосредственном контакте с меховым изделием, контекст которого еще предстоит установить.

Схожую картину мы наблюдаем при работе с комбинированными предметами, объединяющими железо и кожу. В тех случаях, когда не произошло псевдоморфозного замещения кожи продуктами коррозии железа, конструктивные особенности предмета читаются достаточно хорошо, а современные методы реставрации позволяют не только сохранить, но и пластифицировать этот органический материал. Более сложными являются случаи, когда кожа подверглась частичной или полной минерализации, поскольку по внешнему виду продукты разрушения железа трудно отличимы от продуктов деградации кожи. Видимо, этим обстоятельством объясняется отсутствие описания некоторых стилистических, технологических, художественных особенностей обработки и декорирования кожи, существовавших у финно-угорских народов в Средневековье. Например, у летописной муромы. Такое утверждение нам позволяет сделать большой фактический материал, накопленный археологами за последние 100 лет и собственные исследования. В научных публикациях и археологических отчетах фиксируется широкое применение кожи и меха различных животных для изготовления одежды, бытовых предметов и различных аксессуаров. Например, большое количество изделий из кожи было обнаружено при исследовании Веселовского могильника. Среди артефактов из этого материала выделяются предметы с элементами тиснения [10].

Однако условно хорошая сохранность органических материалов в погребениях – явление не частое, и следы изделий из кожи, тем более с элементами декоративной отделки, можно обнаружить только в лабораторных условиях с применением оптических средств исследования. При расчистке под микроскопом предмета, покрытого объемными продуктами коррозии железа, происходящего из Звягинского могильника, нам не только удалось атрибутировать артефакт в качестве ножа, но и выявить остатки кожаных ножен с еле заметным тисненым элементом. Поиск аналогов результатов не дал. Факт отсутствия фиксации подобных ножен был подтвержден на археологическом семинаре в Иваново в 2024 г. [11]

Декоративные элементы были зафиксированы еще на одном предмете из железа, атрибутировать который пока не удалось. Таким образом, примененные в поле методы превентивной консервации, понимание механизмов и свойств продуктов разрушения позволили не только выявить неизвестный тип ножен с декоративными элементами в виде тиснения, но и актуализировать культурологический потенциал подобных предметов.

Медь и сплавы на ее основе, по сравнению с железом, более стойки к воздействию окружающей среды, но и они со временем покрываются продуктами коррозии, которые имеют сложную структуру. Исследователи насчитывают более ста видов коррозии на различных предметах из сплавов на основе меди [12].

Так же, как и в случае разрушения предметов из железа в почве, коррозионные процессы на поверхности медных предметов со временем замедляются и наступает момент термодинамического равновесия. Одна из причин стабилизации – изоляция материальной основы артефакта от окружающей среды продуктами коррозии.

Таким образом, из фактора разрушения они в определенный момент становятся фактором сохранения. В отличие от продуктов разрушения железа, продукты коррозии меди и медных сплавов зачастую сохраняют не просто форму предмета, но и мельчайшие детали декора. Этот факт приобретает особую актуальность, если учесть, что массовое изготовление украшений и многих видов предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству, производилось из меди и сплавов на ее основе.

Культурологическое исследование истории, опирающееся на анализ ювелирного и прикладного искусства, обладает уникальной ценностью. Украшения, являющиеся важным аспектом культуры, представляют собой концентрированное отражение исторического пути народа, его духовных ценностей и символическую модель культурно-исторических взаимосвязей, обладая как практическими, так и символическими функциями. В некоторых случаях даже полностью минерализованный предмет, утративший свою металлическую основу, позволяет с беспрецедентной точностью зафиксировать и проанализировать исторические, этнопсихологические, эстетические и стилистические особенности. В отличие от быстро разрушающихся органических материалов, изделия из меди и бронзы сохраняют следы времени, отражая не только технические приёмы, но и сложные культурные коды. Например, форма и орнамент украшений средневековой муромы может рассказать о верованиях и социальных структурах того времени, а анализ технологии их изготовления – об уровне развития ремесла. Форма, тип используемого сплава, способ декорирования в совокупности создают богатейшую картину прошлого. Данный подход к изучению истории предполагает междисциплинарный синтез.

В процессе исследования используются методы различных научных дисциплин и технологий, в частности:

- исторической науки – для датировки и контекстуализации артефактов;

- этнографии – для анализа культурных кодов и символики;

- социологии – для изучения социальных функций предметов и ихроли в обществе;

- структурно-функционального анализа – для выявления взаимосвязей между различными элементами культурной системы;

- искусствоведения – для анализа эстетических качеств и стилистических особенностей;

- музееведения – для оценки состояния и происхождения артефактов;

- технико-технологического анализа – для определения способов изготовления и используемых материалов;

- стилистики – для классификации и систематизации артефактов по стилям и школам;

и др.

Более того, современные методы исследования, такие как 3D-сканирование и компьютерная томография, позволяют получить доступ к информации, ранее недоступной.

Внутренняя структура артефакта, мельчайшие детали орнамента, невидимые невооружённым глазом, становятся объектом анализа. Это открывает новые возможности для расширения знаний о прошлом и переосмысления уже известных фактов. В целом, такой комплексный подход, включающий в себя не только гуманитарные, но и естественнонаучные методы, превращает культурологическое исследование прикладного искусства в мощный инструмент познания. Искусство, будучи концентрированным выражением культуры, отражает её ценности, мировоззрение и систему представлений о мире. Анализ прикладных предметов, от простых бытовых вещей до сложных ритуальных объектов, позволяет нам реконструировать образ жизни, верования и социальные структуры прошлых эпох, глубоко погружаясь в их культурный контекст. В результате мы получаем не просто описание артефакта, а историю, рассказанную самими предметами. Это позволяет расширять наши знания о прошлом и лучше понимать современный мир, его истоки и эволюцию.

Важную роль продукты коррозии меди и бронз играют в сохранении текстильных материалов растительного и животного происхождения, являющихся редким и специфическим источником, позволяющим изучать комплекс технологических и культурологических проблем древних обществ. В отличие от продуктов разрушения железа, в случае соприкосновения тканей с металлами на медной основе в условиях захоронения чаще происходит не замещение органической основы минеральной, а их консервация.

По справедливому утверждению Н.А.Павловой, изучавшей находки в погребениях поволжских финнов, обилие бронзовых украшений в женских погребениях «создает практически беспрецедентные условия для консервации большого количества текстильных остатков» [13].

Наглядным образцом консервирующих свойств меди и частичной минерализации волокон является наконечник ремня с сохранившимися фрагментами ткани из Звягинского могильника (раскопки 2023 г.), в реставрации которого мы принимали участие. Из этого же памятника происходит бронзовая очковидная привеска, при расчистки которой был обнаружен фрагмент ткани (Зв.23. П.11). Его сохранение в поле и доставка в лабораторию стали возможны благодаря применению контейнера с микросредой, имитирующей условия залегания. В настоящее время фрагмент находится на исследовании.

Большой объем важной информации был получен при исследовании раннемарийского жертвенно-ритуального комплекса (ЖРК) VI-VIII вв. н.э., обнаруженного на Богородском городище Варнавинского района Нижегородской области. Многочисленные украшения ЖРК из серебра и бронзы были завернуты в хорошо сохранившуюся ткань. Проведенное сотрудником Института Наследия О.В.Орфинской исследование органических материалов позволило выявить набор материалов и технологических приемов изготовления текстильных изделий [14].

Для идентификации найденных материалов были использованы экспериментальные методы:

- микроскопия в отраженном неполяризованном свете (МБС-10, увеличение 10-100х);

- микроскопия в отраженном поляризованном свете («Полам Р-312», увеличение 200х);

- микроскопия в проходящем поляризованном свете («Полам Р-211», увеличение 400-600х).

Всего были исследованы 10 образцов различных органических материалов, включающие не только шерстяную ткань полотняного переплетения, но также кожу и конский волос. Особого внимания заслуживает обнаружение среди органических материалов шелковой нити. Для памятников этого времени Нижегородского Поволжья – факт уникальный. В этом контексте интересно упоминание шелковых тканей в качестве лицевых покрытий в погребениях [15].

Анализ шелковых тканей позволяет реконструировать как повседневную жизнь, так и социальную структуру общества, уровень его экономического развития, масштабы внешних контактов. В этом контексте обнаружение шелковых тканей в погребениях, а тем более вне их, приобретает исключительное значение. Присутствие шелка, безусловно, указывает на развитые торговые связи между финно-угорским миром и более удаленными регионами. Ее наличие свидетельствует о существовании обширных торговых путей, которые связывали финские племена с Востоком, возможно, через Византию, Ближний Восток или даже Среднюю Азию. В случае хорошей сохранности нитей анализ техники ткачества, типа волокон, а также красителей, используемых для окраски шелковых тканей, может предоставить ценную информацию о происхождении шелка и маршрутах его доставки. Более того, количество шелковых тканей в разных погребениях может говорить об определённом социальном статусе погребённых. Богатые захоронения, содержащие большое количество шелковых изделий, позволяют предположить высокий статус их владельцев, возможно, представителей знати или влиятельных торговцев. Дальнейшие исследования должны фокусироваться не только на идентификации происхождения шелковых тканей, но и на определении их роли в ритуальной практике.

Таким образом, деструкцию археологического металла нельзя оценивать как исключительно негативное явление. В определенных случаях, как, например, с археологическим текстилем, продукты разрушения играют роль «хранителя» ценнейшей информации. По мере появления новых методов анализа ценность информации, содержащейся в продуктах коррозии, будет только возрастать.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Виды повреждений // Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э.Грабаря : [cайт]. – URL: https://grabar.ru/restoration/manuscripts/injury/index.php (дата обращения: 02.01.2024).

[2] Сандомирская, И. Past discontinuous : фрагменты реставрации / Ирина Сандомирская. – Москва: Новое лит. обозрение, 2022. – С.10–72.

[3] Трошин, А. А. Социальная деструкция как объект культурологического анализа : автореф. дис. … канд. филос. наук. – Москва, 1999. – 24 с.

[4] Буршнева, С. Г., Смирнова, Н. В. О сохранности археологического железа и дальнейшем развитии метода щелочного сульфита // Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера : Сб. ст. – Вологда : Арника, 2011. – С. 220–232.

[5] Топография и хронология Нижегородского кремля XIII–XIV вв. (по материалам раскопок 2001–2002 гг.). – Санкт-Петербург : ИИМК РАН, 2022. – C. 155.

[6] Там же.

[7] Мухин, А. С., Мохамед, Х. A. Культурологический аспект реставрации объектов художественно-исторического наследия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 1(18). – С. 49–53.

[8] Шемаханская, М. С. Металлы и вещи: история, свойства, разрушение. Реставрация. – Москва : Индрик, 2015. – С. 84–101.

[9]Глушкова, Т. Н., Сутула, А. В. Опыт систематизации технологической информации об археологическом текстиле //Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.III. – Москва, 2008. – С. 162–164.

[10]Халиков, А. Х., Безухова, Е. А. Материалы к древней истории Поветлужья // Археологические исследования в Ветлужском районе Горьковской области в 1957 г. – Горький, 1960. – С. 23–58.

[11] Информация из доклада Бейлекчи В.В. «Ножи и ножны летописной муромы» на VI семинаре «Древности поволжских финнов» (15-16 апреля 2024 г. Иваново).

[12] Буршнева, С. Г. Некоторые аспекты сохранности археологических находок из медных сплавов // Вестник Музея Археологии и Этнографии Пермского Предуралья. – 2016. – № 6. – С. 39–45.

[13]Павлова, Н. А.. Текстильные изделия в погребениях поволжских финнов II тысячелетия н.э. : дис. ... канд. ист. наук. – Москва, 2015. – С. 3.

[14] Архив автора.

[15] Крыласова, Н. Б. Ткани и их использование в Пермском Предуралье в VIII-XI вв. // Древние ремесленники Приуралья : материалы Всерос. науч. конф. – Ижевск, 2001. – С. 391–392.


Таловин Константин Дмитриевич,
аспирант, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва)
Email: konstantintalovin@yandex.ru

© Таловин К.Д., текст, 2025

Статья поступила в редакцию 10.03.2025.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Таловин, К. Д. Культурологический потенциал археологических находок из металла. – DOI 10.34685/HI.2025.20.66.020. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 59-64. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/740.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru