Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/2(41)
спецвыпуск


Конференция
аспирантов
и молодых ученых

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ

Москва, 22-23 января 2025 г.

Часть 1


ДОКЛАДЫ


Баженова И.В.

Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)


Березина Н.А.

Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области


Борсуковская Г.В.

Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита


Борунов С.С.

Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)


Валькова И.В.

Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия


Гарафутдинов Д.В.

Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции


Костин Н.Д.

Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы


Орлов С.Н.

Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема


Таловин К.Д.

Культурологический потенциал археологических находок
из металла


Тюрина Е.В.

Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы


Чебыкин Д.Д.

Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)



Опубликован 06.05.2025 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2025.56.48.017

Гарафутдинов Д.В.

Период становления
Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции

Аннотация. Статья посвящена исследованию и анализу первых трёх Чеховских фестивалей, рассматриваемых автором как период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова. Именно в первых фестивалях были заложены основные принципы организации данного театрального смотра, которые в дальнейшем только углублялись и расширялись. Цель автора – проанализировать динамику развития первых Чеховских фестивалей, сформулировать основные задачи фестиваля и отобразить процесс их выполнения. Данная работа заинтересует круг людей, которые занимаются исследованиями в сфере культуры и театра в частности, а также студентов, магистрантов и аспирантов.

Ключевые слова: Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова, театральные фестивали, театр, культура, искусство, А.П.Чехов.


Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова – один из первых театральных фестивалей, возникших на постсоветском пространстве в 1992 г. Чеховский фестиваль – это смотр новаторский по своему духу, целям, идеям, а также организационным формам. Была задача создать принципиально новый театральный фестиваль мирового уровня. В решении этой задачи принимали участие многие видные деятели искусств: Марк Захаров, Гига Лордкипанидзе, Александр Рубинштейн, Михаил Шатров, Михаил Швыдкой и Анатолий Смелянский. В процессе создания фестиваля ключевую роль играли три личности: Кирилл Лавров, Олег Ефремов и Валерий Шадрин. Кирилл Юрьевич Лавров, актер и режиссер театра и кино, занимался вопросами легальности фестиваля, обеспечивая его соответствие действующим законодательным нормам. Олег Николаевич Ефремов, также актер и режиссер, отвечал за создание художественной концепции мероприятия, разрабатывая идеи и формируя общее видение фестиваля. Валерий Иванович Шадрин, имеющий значительный опыт в театральной сфере, концентрировался на организационных моментах, что включало планирование и координацию всех необходимых действий для успешного проведения фестиваля. Каждый из них вносил свой уникальный вклад в успешное создание этого культурного события, что позволило фестивалю стать важной частью театральной жизни.

Первоначальные мысли об организации подобного фестиваля возникли еще в 1984 году, когда шла подготовка к первому съезду Союз театральных деятелей СССР. Главной целью фестиваля стало знакомство с мировыми достижениями в различных театральных жанрах. На протяжении длительного времени жители Советского Союза не имели возможности в полной мере ознакомиться с яркими международными культурными событиями, которых было немало [1].

Прообразом Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова стал фестиваль «Время», проходивший в Мюнхене. Именно этот фестиваль вдохновил членов СТД СССР на создание собственного международного смотра-форума театрального искусства. Имя Чехова, ставшее символом фестиваля, оказалось наилучшим выбором. Антон Павлович Чехов – признанный драматург международного масштаба и один из ярчайших представителей русского театрального искусства. Его работы вошли в золотой фонд искусства и ныне являются классикой на сценах как отечественных, так и зарубежных театров. Приняв имя Чехова, фестиваль утвердился как глобальный форум, отразивший богатые традиции русской культуры. Мероприятие стало знаковым событием в мире театра, объединяя различные тенденции и стили, предоставляя площадку для новых талантов и актуальных интерпретаций классики. Основываясь на наследии Чехова, фестиваль не только чествует великого драматурга, но и вдохновляет новое поколение деятелей театра, стремясь к развитию и сохранению театрального искусства. Чеховский смотр пропитан духом и идеями, которые оставил после себя выдающийся мастер.

Главными задачами Чеховского фестиваля являются возможность существования российского театра в мировом пространстве культуры; расширение зрительской театральной аудитории путем привлечения к драматическому искусству людей из разных социальных слоев; сохранение единого театрального пространства бывших стран Советского Союза. Помимо этого, фестиваль выполняет особую функцию в представлении зарубежных культур и установлении межкультурного диалога.

Чеховский фестиваль в каждой своей новой программе предлагает зрителю к просмотру новые жанры и формы сценического существования. Помимо традиционных драматических представлений, на Чеховском фестивале можно увидеть постановки в жанре национальной хореографии. Также в программе фестиваля можно встретить множество балетных постановок, современных танцевальных работ, выступлений цирка, клоунады, артистов пантомимы, кукольных артистов и музыкантов.

Одной из идей Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова является объединение театральных постановок режиссеров из разных стран, которые исследуют идеи системы актерского бытия, разработанной К.С.Станиславским. В своё время Константин Сергеевич систематизировал множество аспектов актерского мастерства, чем оказал значительное влияние на становление как отечественной, так и зарубежной актерской школы. В настоящее время трудно найти какое-либо театральное направление, которое бы не имело связи со Станиславским, в той или иной степени. Именно поэтому Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова собирает лучшие спектакли со всего мира, чтобы показать культурные особенности разных народов, объединенных общей концепцией актерского существования на сцене. Чеховский фестиваль является точкой пересечения участников из самых разных стран, являясь глобальной площадкой для обмена культурным опытом путем совместной и индивидуальной работы над постановками таких классиков, как А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Б.Брехт, У.Шекспир и др.

Одной из ключевых идей и задач Чеховского фестиваля является постоянное обновление и актуализация географии участников. Это зависит от разнообразных геополитических обстоятельств: от перекрестных годов культур до необходимых действий в ответ на санкции, наложенные на Россию. В отличие от многих других мероприятий в Москве, Чеховский фестиваль выделяется тем, что включает в свою программу не только западное искусство, но и восточные культурные традиции. Фестиваль предлагает не только представления ведущих театров Европы и Америки, но и обширный выбор этнических и классических спектаклей из стран Ближнего и Дальнего Востока, а также из африканских государств. Чеховский фестиваль стремится представить разнообразие театрального искусства, тем самым обогащая культурный обмен и вовлечение зрителей в многогранный мир театра.

Данный опыт взаимодействия двух совершенно разных мировоззрений на территории Чеховского фестиваля представляет собой, во-первых, один из ключевых этапов развития социокультурных связей, а во-вторых, уникальную платформу для смешения культур и передачи традиционных ценностей. Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова предлагает зрителям возможность погрузиться в контрастирующие миры: постмодернистский мир западной культуры, находящийся в зоне кризиса, и традиционный мир восточной культуры, характеризующийся оптимистичным, глубоким и эмоциональным восприятием жизни, которое кардинально отличается от западного подхода.

Историю Международного театрального фестиваля А.П.Чехова можно поделить на несколько этапов: период становления (с момента возникновения до III Всемирной театральной Олимпиады, 1992-1998 гг.), период активного расширения поля деятельности фестиваля (IV-XIV Чеховские фестивали, 2001-2019 гг.), период столкновения с глобальными вызовами (пандемия COVID-19, «отмена» русской культуры на Западе, 2021 г. – настоящее время). В данной статье будут представлены исследование и анализ первого этапа развития Чеховского фестиваля.

В 1992 году, вопреки сложной экономической и политической ситуации в стране, состоялся I Международный фестиваль им. А.П.Чехова. Для страны, в которой рухнула вся система гастрольной деятельности, проведение подобного рода мероприятия стало одной из немногих возможностей культурного обмена. Это было также отражено в приветственном слове Кирилла Лаврова: «Как бы ни была трудна и тревожна жизнь, мы не в праве утрачивать волю к творчеству и решимость не терять связей друг с другом. Вот почему я убежден, что наш фестиваль уместен, что нам не следовало дожидаться более стабильных времен. Фестиваль затея не праздная. Это свидетельство нашей решимости существовать в открытом, не знающем границ пространстве культуры». Свое приветственное слово к I Чеховскому фестивалю направили такие знаменитые деятели искусства, как Вацлав Гавел, Лука Ронкони, Питер Брук, Джордж Стреллер и многие другие выдающиеся личности мирового театра.

Программа I Чеховского фестиваля была небольшой по сравнению с более поздними программами и включала в себя 11 спектаклей из 9 стран мир. В афише были заявлены спектакли таких авторов, как: Чехов, Грибоедов, Шиллер, Ибсен, Эсхил и пр. География фестиваля не была объемной. Однако организаторы с самого начала продемонстрировали желание расширять количество стран-участниц. В первом фестивале помимо отечественных спектаклей и спектаклей бывших стран СССР были представлены работы коллективов из Германии, Великобритании, Греции и пр.

Помимо программы, состоявшей из постановок, организаторы фестиваля уже на первом смотре сформировали образовательную программу, ставшую впоследствии неотъемлемой частью Чеховского фестиваля. В эту программу входили:

- международный семинар на тему: «Возможности выживания театра в странах Восточной Европы в новой экономической и культурной ситуации»;

- международный семинар на тему: «Вишневый сад. Пьеса, театр, жизнь»;

- видеопоказ спектаклей по произведениям А.П.Чехова в Институте искусствознания;

- выставка Резо Габриадзе в помещении Театрального салона на Тверском бульваре.

Гости и участники фестиваля были впечатлены масштабом и насыщенностью фестиваля. Для многих режиссеров и коллективов, например, Теодора Терзопулоса и театра «Мастерская Петра Фоменко» участие в фестивале стало основой для дальнейшего плодотворного сотрудничества. Первый Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова имел колоссальный успех, который отражали популярные театральные журналы, а также театроведы. В журнале «Театральная жизнь» [2] сообщалось о том, что трехнедельный театральный фестиваль был тепло принят публикой, и это стало лучшим ответом для критиков, которые упрекали организаторов в отсутствии духовности и цинизме в условиях экономической бедности. Фестиваль также показал, что искусство не должно уступать временным политическим трудностям. В итоге, в последний момент мероприятие лишилось двух замечательных постановок – спектаклей Театра имени Руставели и Театра имени Марджанишвили. Несмотря на настойчивые попытки российских коллег убедить их принять участие, грузинские театры не прибыли в Москву. Однако во время проведения II и III Чеховских фестивалей Валерий Иванович Шадрин смог договориться с театрами Грузии, что позволило российским зрителям насладиться их работами. Сергей Беднов в газете «Культура» подметил, что прошедший фестиваль стал действительно уникальным событием, которое превзошло все ожидания [3]. Театровед Алексей Бартошевич в «Независимой газете» отметил, что Чеховский фестиваль состоялся вопреки всем трудностям и нищете, подчеркивая важность искусства в самые тяжелые времена [4].

Анализируя деятельность I Чеховского фестиваля, можно сделать вывод о том, что поставленные организаторами задачи, такие как сохранение единого культурного поля бывших стран СССР, а также расширение межкультурных связей, были успешно выполнены. Результаты первого фестиваля были впечатляющими, однако была поставлена новая цель: увеличить количество участвующих коллективов через расширение географии фестиваля.

II Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова являлся проверкой новой институции. За четыре прошедших года Валерий Шадрин сделал серьезный прорыв в области международных театральных проектов: при поддержке Гёте-института был создан восьмичасовой спектакль «Орестея» в постановке Петера Штайна. Спектакль имел огромный резонанс. Также в 1994 году Валерием Шадриным были привезены в Москву два спектакля Деклана Доннеллана – «Мера за меру» и «Как вам это понравится». Все эти постановки подогревали интерес российской публики к предстоящему второму Чеховскому фестивалю.

Успехи с постановками Штайна и Доннеллана привлекли внимание к фестивалю не только со стороны зрителей, но и со стороны театральных коллективов мирового уровня. Это отразилось на выросшей статистике количества участников и постановок. На II Чеховском фестивале, проходившем в Москве с марта по июль 1996 года, было представлено 38 спектаклей из 18 стран.

Анализируя и сравнивая программы первого и второго Чеховского фестивалей, можно сделать несколько выводов.

1. Чеховский фестиваль продолжил укреплять свой авторитет среди театральных групп из стран постсоветского пространства благодаря активному включению их работ в программу мероприятия.

2. Чеховский фестиваль продолжил открывать новые горизонты европейского театра для российских зрителей за счет географического расширения. На первом фестивале европейский театральный контингент составили коллективы из Греции и Германии, тогда как на втором уже выступали театры из Германии, Франции, Швеции и Великобритании.

3. Второй Чеховский фестиваль подтвердил свою значимость и культурный вес на международной театральной арене. Этот вывод основан на анализе списка режиссеров, которые представили свои работы на данном фестивале.

4. На втором Чеховском фестивале были представлены спектакли не только в драматическом жанре, но также и в пластическом и музыкальном направлениях.

Михаил Швыдкой, советский искусствовед и театральный критик, ныне занимающий пост директора Чеховского фестиваля, отмечал, что второй Чеховский фестиваль, как и современные театральные движения по всему миру, смело интегрировал разнообразные театральные направления: от ритуальных представлений до провокационных шоу. Он продемонстрировал поразительную открытость в мировом художественном контексте и универсальность восприятия зрителей, показывая наличие аудитории для каждого жанра: от утончённых психологических спектаклей Брука до философских, игривых представлений Стрелера, от романтизированного брехтовского подхода Стуруа до мрачных и сюрреалистических интерпретаций Чехова, предложенных Някрошюсом. Такой подход к искусству иллюстрирует богатство и многообразие современного театра, подчеркивая его способность перекликаться с разными стилями, тем самым расширяя границы зрительского опыта и вовлекая аудиторию в динамичный мир театрального творчества.

С большим трепетом к Международному театральному фестивалю им. А.П.Чехова относился итальянский режиссер Джорджо Стреллер. В своем письме он писал: «…в этот момент меня не будет с вами, но это не так уж и важно. Я здесь, вместе с актёрами, в мизансценах, в световых эффектах, в каждом жесте и слове. Моё художественное воплощение важнее моего личного присутствия. И всё же я надеюсь, что мы ещё встретимся, или вместе с театром “Пикколо”, моим детищем, или же при других обстоятельствах. Самое главное, поверьте мне, чтобы всегда существовал театр, чтобы он развивался и его любили зрители. Мы – художники – всего лишь инструмент театральной поэзии. Именно в ней – сущность театра. Ещё раз хочу повторить, что это, надеюсь, не последняя встреча. От всей души обнимаю моих русских коллег и друзей, ведь все мы – члены многочисленной семьи, для которой не существует границ» [5].

В основе первых двух Чеховских фестивалях были представлены спектакли режиссеров, имеющих большую популярность как в России, так и за рубежом. Фестивали предлагали увидеть постановки таких режиссеров, как: Питер Брук, Джорджо Стреллер, Петер Штайн, Отомар Крейчи и т.д. Но программа III Чеховского фестиваля предлагала новые имена и жанры. В афише III фестиваля появились имена, достаточно популярные на Западе, но вовсе неизвестные для российского зрителя. Среди них были такие режиссеры: Ариана Мнушкин, Роберт Уилсон, Кристоф Марталер, Кристиан Люпа, Тадаси Сузуки, Петр Лебл, Ежи Яроцкий, Оливье Пи и др. III Чеховский фестиваль был посвящен столетию Художественного театра и на нем было представлено 50 спектаклей из 19 стран.

Таким образом, III Чеховский фестиваль продолжил тенденцию предшествующих двух фестивалей по увеличению числа стран участниц, а также по увеличению количества спектаклей. Помимо этого, продолжилось внедрение новых жанров, а также новых имен в программу фестиваля. Ко всему прочему, впервые на III Международном театральном фестивале им. А.П.Чехова российскому зрителю были представлены спектакли из Японии.

графики

За время проведения трех фестивалей организаторам Чеховского смотра удалось зарекомендовать себя на мировой театральной арене, привлечь внимание не только поклонников театра, но и прочих зрителей, выйти на уровень таких авторитетных мероприятий, как Авиньонский театральный фестиваль и Эдинбургский театральный фестиваль. Период становления фестиваля можно считать завершенным. Итоги данного периода автор статьи отобразил в графиках.

Исследуя данные иллюстрации развития фестиваля в период с 1992 по 1998 годы, можно заметить, что умеренный рост числа стран-участниц сопровождался значительным увеличением количества театральных постановок, включенных в программу. Кроме того, фиксируется активный рост как отечественных, так и зарубежных спектаклей, а также умеренное увеличение (I-II Чеховские фестивали) и стабилизация показателя (II-III Чеховские фестивали) числа постановок из стран бывшего СССР. Все это позволяет сделать вывод о том, что процесс формирования фестиваля как новой театральной институции является успешно завершенным.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Подробности см.: Международный театральный фестиваль
им. А.П.Чехова : официальный сайт. – URL: https://chekhovfest.ru/festival/history/ (дата обращения: 10.01.2025).

[2] Первый номер 1993 г. журнал «Театральная жизнь» полностью посвятил Чеховскому фестивалю (URL: https://chekhovfest.ru/upload/iblock/90b/
90bb3acc42ff896b4d3343afea397e03.pdf).

[3] Беднов, С. Праздник, который… // Культура. – 1992 – 31 окт.

[4] Независимая газета. – 1992. – 4 нояб.

[5] См.: Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова : официальный сайт. –

URL: https://chekhovfest.ru/festival/history/vtoroy-mezhdunarodnyy-teatralnyy-festival-im-a-p-chekhova-moskva-mart-iyul-1996-god/ (дата обращения: 10.01.2025).


Гарафутдинов Дмитрий Владиславович,
аспирант, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва);
преподаватель, Московский драматический театр «Постскриптум»
E-mail: garafutdinov.dmitry@gmail.com

© Гарафутдинов Д.В., текст, 2025

Статья поступила в редакцию 10.03.2025.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Гарафутдинов, Д. В. Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова как новой театральной институции. –
DOI 10.34685/HI.2025.56.48.017. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 43-48. – URL http://nasledie-journal.ru/ru/journals/737.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru