2025/2(41)
спецвыпуск
Конференция
аспирантов
и молодых ученых
НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва, 22-23 января 2025 г.
Часть 1
ДОКЛАДЫ
Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)
Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области
Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита
Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)
Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия
Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции
Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы
Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема
Культурологический потенциал археологических находок
из металла
Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы
Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)
Опубликован 06.05.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2025.62.80.018
Костин Н.Д.
Региональная культурно-информационная политика:
вызовы и перспективы
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам региональной культурно-информационной политики. Автор исходит из комплексного подхода, разработанного им на основе анализа ее направлений. Рассматриваются современные тенденции региональной культурно-информационной политики. Подчеркивается, что успешное позиционирование региона в медийном пространстве и формирование нового позитивного имиджа территории зависит от брендинга территорий. В статье обосновывается вывод, что региональный брендинг и маркетинг носит инновационный характер и помогает территории в развитии культурно-информационной политики. Даются рекомендации по совершенствованию региональной культурно-информационной политики.
Ключевые слова: культурно-информационная политика регионов, региональный брендинг, комплексный подход, маркетинг территорий, паблицитный капитал, региональный брендинг, региональный маркетинг.
Информация и культура – две опоры цивилизационного развития, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга. В настоящее время роль информации в жизни общества настолько возросла, что нашу эпоху называют информационной эпохой [1; 2]. Понятие «культура» – одно из наиболее используемых в самых различных контекстах [3]. Нам близок подход Л.Н.Кагана: «Культуру мы рассматриваем как меру и способ раскрытия сущностных сил человека в многообразных видах его социальной деятельности и результатах этой деятельности – материальных и духовных ценностях» [4, с. 3]. Исследование феномена информации с позиций культуры предполагает выявление меры реализации сущностных сил человека в информационных процессах [5, с. 16].
В прогрессивных государствах такой принцип нашел отражение в активной культурной политике, направленной на обеспечение широкого доступа к культурным ценностям через образовательные программы, государственные СМИ и различные социальные институты. Инвестиции в информационную культуру рассматриваются как социально и экономически выгодные вложения, способствующие общественному благу. Однако современные реалии ставят перед культурно-информационной политикой новые вызовы и требуют переосмысления существующих подходов.
Цель статьи – проанализировать современные тенденции в реализации культурно-информационной политики на уровне региона. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: определение понятия «культурно-информационная политика», методологических подходов к ее реализации через брендирование территорий, а также рекомендаций по ее изучению и совершенствованию.
Культурно-информационная политика представляет собой деятельность властных структур и различных социальных участников, направленную на создание и распространение информации в сфере культуры. Для анализа работы органов управления в данной области можно воспользоваться следующим подходом: сначала изучается структура управления, задействованная в реализации культурно-информационной политики; затем анализируются концептуальные, теоретические и нормативно-правовые документы (законы, стратегические программы, проекты), принятые этими органами; наконец, рассматриваются конкретные мероприятия и механизмы, через которые реализуются данные решения.
Важно отметить, что основным, но не единственным участником реализации культурно-информационной политики является государство (федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти). Вместе с ним активное участие принимают подведомственные образовательные и культурные учреждения, коммерческие структуры и средства массовой информации. Значимым субъектом выступает гражданское общество.
На федеральном уровне надзор за реализацией политики в сфере культуры, образования и информации осуществляют такие министерства, как Министерство культуры России, Министерство науки и высшего образования с департаментом информационной политики и комплексной безопасности и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. В рамках регионального управления стоит отметить комплексный межведомственный подход, при котором согласованные решения принимаются несколькими министерствами и ведомствами, что обусловлено сложностью и многообразием культурных и информационных феноменов. Региональные органы подчиняются федеральным структурам и действуют в контексте государственной культурно-информационной политики. Содержательный аспект данной политики исторически изменялся, переходя от концепции «культура для всех» к «культуре для каждого», акцентируя внимание на потребностях граждан.
Важной особенностью культурно-информационной политики является взаимодействие между различными участниками, позволяющее эффективно реализовывать намеченные цели. Например, образовательные учреждения не только транслируют информацию о культуре и ее истории, но и становятся площадками для разнообразных культурных инициатив, способствуя сотрудничеству с местными художниками и творческими коллективами. Через такие программы, как фестивали, выставки, публичные лекции и многие другие, развиваются активные и эффективные формы вовлечения населения в культурную жизнь.
Коммерческие структуры также играют роль, обеспечивая финансирование культурных проектов и мероприятий. Их поддержка может расширить доступность культуры для широкой аудитории, а также способствовать внедрению новых технологий в сферу культурных инициатив, развивая тем самым различные направления культурной индустрии. При этом необходимо учитывать этические аспекты взаимодействия бизнеса и культуры, чтобы избежать чрезмерной коммерциализации культурного контента.
Средства массовой информации, в свою очередь, выполняют функцию распространения информации о культурных событиях и инициативах, создавая общественный интерес и привлекая внимание к важным аспектам культурной жизни. Важно, чтобы их деятельность была направлена на поддержание информационной активности и объективности в подаче культурных новостей.
Таким образом, гармоничное сотрудничество государственных структур и гражданского общества, образовательных и культурных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций и средств массовой информации создают условия для эффективной реализации культурно-информационной политики, ориентированной на интересы и потребности общества.
Важным принципом культурно-информационной политики является активное вовлечение местного населения в процесс создания и распространения информации. Региональные органы управления должны учитывать мнения граждан при формировании информационных ресурсов, что поможет повысить доверие к предлагаемой информации. Участие сообщества в инициативах, таких как местные медиа-проекты или обсуждения на площадках, способствуют более глубокому пониманию актуальных проблем и нужд населения.
Не менее важно развивать сотрудничество с образовательными учреждениями для повышения информационной грамотности населения. Программы обучения, направленные на развитие навыков критического мышления и анализа информации, позволяют людям лучше ориентироваться в разнообразии источников. В рамках таких программ можно организовать мастер-классы и семинары, где специалисты делятся своим опытом.
Кроме того, следует акцентировать внимание на цифровой трансформации региональной культурно-информационной политики. Поддержка местного контента в интернете, создание платформ для обмена информацией и использование новых медиаформатов позволят улучшить доступ к качественной информации. Такие инициативы способствуют развитию локальной идентичности и культурного самосознания жителей региона.
Важнейшим шагом в соответствующей культурной стратегии является формирование долгосрочных отношений между органами власти, медиа и жителями региона. Регулярные открытые встречи и форумы могут стать эффективным инструментом для обмена мнениями и выработки совместных инициатив, учитывающих интересы населения. Такой подход не только укрепляет доверие, но и создает основу для совместного решения местных проблем.
Культурно-информационная политика территории – одно из направлений государственной региональной политики. Под культурно-информационной политикой на региональном уровне мы понимаем целенаправленную деятельность органов власти и общественных организаций, направленную на создание условий для развития и доступности информации и культуры для населения региона. Она включает в себя не только традиционные методы популяризации культуры (театры, музеи, библиотеки), но и активное использование современных цифровых технологий, развитие медиаграмотности, поддержку креативных индустрий и формирование информационного пространства, свободного от дезинформации и пропаганды, а также брендирование территории, под которым мы подразумеваем процесс создания регионального бренда и внедрение его в сознание потребителей.
Современное позиционирование региона – это не просто географическое определение или экономические показатели. Это, прежде всего, управление его имиджем в информационном пространстве, создание высококонкурентной позиции в соревновании за инвестиции, туристов и талантливых специалистов. Паблицитный капитал региона – его узнаваемость, положительное восприятие целевыми аудиториями, доверие к региональной власти – напрямую зависит от эффективности культурно-информационной стратегии. Поэтому брендинг территорий сегодня – это, по сути, мастерство управления информационными потоками с учетом культурных аспектов. Традиционные подходы к продвижению регионов уже малоэффективны. Вместо агрессивной рекламы, навязывающей определенную точку зрения, на первый план выходит стратегический подход, опирающийся на «мягкие» информационные технологии, отличительными чертами которых являются постепенность, ненавязчивость, постоянство, ориентация на разные аудитории. Это означает, что необходим тщательный анализ существующей коммуникационной модели региона, выявление проблемных зон и определение ясных, измеримых целей управления территорией.
В современном мире, где конкуренция между регионами за инвестиции, туристов и таланты становится все острее, эффективный брендинг территории выходит на первый план в реализации культурно-информационной политики. Несмотря на обилие теоретических исследований в области маркетинга территорий, брендинга и стратегического развития, наблюдается фрагментарность знаний и отсутствие комплексного подхода. Единая теоретико-методологическая база, способная обеспечить практическую реализацию комплексного подхода в брендинге территорий, в рамках культурно-информационной политики до сих пор не сформирована. В качестве одной из серьезных попыток формирования этой базы можно отметить коллективную монографию «Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно-методические подходы и практики» [6]. Ситуация диктует необходимость дальнейших исследований и разработок в данной области. Сильный территориальный бренд – это не просто красивый логотип и слоган. Это комплексная система, базирующаяся на глубоком понимании идентичности территории, ее уникальных преимуществ и ценностей. Бренд региона способствует формированию эффективного управления взаимоотношениями с целевыми аудиториями (жителями, инвесторами, туристами), формирует устойчивую привязанность к территории и повышает ее конкурентоспособность. Ключевым этапом становится применение маркетинговых стратегий в разработке нового регионального бренда, отражающего его уникальные характеристики и преимущества.
Выработка эффективного плана информационной кампании требует четкого понимания целевых аудиторий. Важно определить, какие сообщения будут резонировать с каждой группой: инвесторами, туристами, специалистами, местным населением. Необходимо использовать разнообразные каналы коммуникации, включая традиционные СМИ и новые медиа – социальные сети, блоги, видеоплатформы. При этом особое внимание должно уделяться созданию положительной информационной повестки. «Мягкие» технологии брендинга – это не манипуляция, а искусство управления вниманием. Это осознанный выбор сюжетов, отбор интервьюируемых, формулировка вопросов – всё для построения желаемого имиджа. Вместо прямой пропаганды используются «мягкие» инструменты и тонкие подходы информационного воздействия. Акцент делается на положительных историях успеха, на реальных достижениях региона, на его уникальном культурном наследии или природных богатствах.
Влияние новых медиа на брендинг регионов сложно переоценить. Они предоставляют широкие возможности для диалога с целевыми аудиториями, для быстрой реакции на изменения в общественном мнении. Однако они же представляют новые вызовы: нужно уметь работать с отрицательными отзывами, быстро реагировать на кризисные ситуации и поддерживать постоянный диалог с общественностью. Можно сказать, что брендинг региона в современных условиях – это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода, объединяющего работу власти, бизнеса и общественных организаций. Успех зависит от четкого понимания информационных технологий, от умения строить доверительные отношения с разнообразными целевыми аудиториями и создавать положительный и устойчивый имидж региона в конкурентной борьбе за внимание и ресурсы.
Для эффективного анализа и совершенствования региональной культурно-информационной политики автором предлагается комплексный подход, который включает:
1. Анализ статистических данных о посещаемости культурных мероприятий, уровне медиаграмотности населения, доступе к интернету и цифровым ресурсам.
2. Проведение социологических опросов, фокус-групп, экспертных интервью для оценки удовлетворенности населения культурными услугами и информационным обеспечением, регулярный мониторинг эффективности реализуемых программ и проектов, внесение корректировок на основе полученных результатов.
3. Активное внедрение информационных форматов предоставления культурных услуг (онлайн-музеи, виртуальные экскурсии, цифровые архивы). Необходимо обеспечить равный доступ к цифровым ресурсам территории для всех слоев населения, уделяя особое внимание цифровым навыкам.
4. Медиаграмотность. Распространение дезинформации и фейковых новостей представляет серьезную угрозу для общества. Ключевым направлением культурно-информационной политики становится развитие медиаграмотности населения, обучение критическому восприятию информации.
5. Сохранение культурного наследия. Региональные власти должны принимать активные меры по сохранению и популяризации местного культурного наследия, используя как традиционные, так и современные методы его брендирования.
6. Культурно-информационная политика должна быть направлена на создание инклюзивной среды, обеспечивающей доступ к культуре и информации для всех групп населения, включая людей с ограниченными возможностями.
В рамках комплексного подхода к формированию и управлению культурно-информационной политикой региона предлагаем следующие направления ее совершенствования:
1. Внедрение совместных инициатив власти (исполнительной и законодательной) с целью создания позитивного и аттрактивного образа, улучшения репутации территории через активное участие госорганов и гражданского общества в вопросах формирования имиджа.
2. Разработка и реализация стратегии продвижения бренда региона, объединяющей традиционные ценности и современные инновации для привлечения внимания широкой аудитории.
3. Инициирование глубокого анализа текущего имиджа региона через специализированную программу маркетинговых исследований, направленную на трансформацию восприятия и повышение его позитивного образа среди местных жителей и гостей территории.
4. Организация целенаправленных мероприятий с использованием индивидуально разработанных маркетинговых стратегий для различных аудиторий, учитывающих их мотивационные особенности.
5. Усиление роли культурной и спортивной жизни, включая проведение масштабных событий международного уровня для привлечения туристов из России и зарубежья.
6. Повышение статуса городских культурных центров через активное продвижение местных художественных достижений посредством выставок, конференций и форумов с участием ведущих деятелей культуры.
7. Разработка уникального визуального образа региона: создание символики, единой стилистической концепции для укрепления идентичности территории.
8. Проведение широкой информационной кампании по консолидации гражданского общества через акцентирование на историческом наследии региона, значимых датах и научных достижениях.
9. Активное развитие местной коммуникационной сети с целью популяризации инноваций и перспективных проектов в рамках многогранного медиапространства региона.
В заключение необходимо отметить, что эффективная культурно-информационная политика на региональном уровне – это залог социально-экономического развития и повышения качества жизни населения территории. Только комплексный подход, учитывающий современные вызовы и тенденции, управление территориальными брендами и маркетинговыми стратегиями позволит достичь значимых результатов и создать богатое и доступное для всех региональное информационно-культурное пространство.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Белл, Д. Социальные рамки информационного общества Новая технократическая волна на Западе. – Москва : Прогресс,1986. – С. 330-342.
[2] Тоффлер, Э. Третья волна // США: экономика, политика, идеология. – 1982. – № 7. – С. 84-88.
[3] Иконникова, С. Н. История культурологических теорий : учеб. / 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2018. – 417 с.
[4] Каган, М. С. Философия культуры. – Санкт-Петербург : Петрополис, 1996. – 310 c.
[5] Заборова, Е. Н. Культурно-информационная политика региональных органов управления (на примере Свердловской области) // Управленец. – 2016. – № 6(64). – С. 14-19.
[6] Этнокультурное брендирование территории в контексте стратегии регионального развития: научно-методические подходы и практики /
Горлова И. И., Коваленко Т. В., Бычкова О. И. [и др.]. – Москва : Ин-т Наследия, 2020. – 114 с.
Костин Николай Дмитриевич,
студент, Академия маркетинга
и социально-информационных технологий – ИМСИТ (Краснодар)
Email: kostin@mail.ru
© Костин Н.Д., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 10.03.2025.
Ссылка на статью:
Костин, Н. Д. Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы. – DOI 10.34685/HI.2025.62.80.018. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 2. – С. 49-53. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/738.html.
Новости
-
07.05.2025
Министерство культуры Российской Федерации объявляет о старте Двенадцатого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры. К участию приглашаются учёные, студенты и аспиранты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в возрасте до 35 лет. Координатором конкурса выступает Институт Наследия.
-
07.05.2025
25 апреля 2025 г. Центр краеведения, москвоведения и крымоведения Института Наследия совместно с Московским краеведческим обществом провели очередное – 219-е заседание ежемесячных «Краеведческих встреч на Берсеневке».
-
07.05.2025
18 апреля 2025 г., в Международный день памятников и исторических мест, в Институте Наследия состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему: «Актуальные направления сохранения, изучения и трансляции нематериального и материального культурного наследия как ресурса социокультурного развития России».