Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2024.14.14.026

Валькова И.В.

Проблемы сохранения отделочных покрытий
при реставрации музейной мебели и пути их решения

Аннотация. В статье анализируются проблемы подходов к реставрации объектов культурного наследия, в частности мебели, методы расчистки отделочных покрытий, определены задачи, критерии выбора методов расчистки в зависимости от степени сохранности и особенностей загрязнений, способы сохранения отделочного покрытия. Проанализированы влияние на загрязнения и отделочные покрытия различных веществ и материалов, таких как пенен, ксилол, вода, бензин, ацетон и др. В ходе проведенного автором исследования получены результаты эффективности действия отдельных способов расчистки и предложен вариант расчистки отдельных загрязнений деревянных поверхностей с сохранением имеющегося отделочного покрытия, даны рекомендации по использованию материалов, оценены преимущества и недостатки предложенных методик как для мебели, так и для реставраторов.

Ключевые слова: реставрация, расчистка, материалы, мебель, сохранение, загрязнения, отделочные покрытия, методики.


Мебель, конечно же, существовала на протяжении всей истории: люди всегда нуждались в месте для отдыха и хранения своих вещей. Однако только недавно была признана историческая и культурная ценность мебели и, в свою очередь, важность ее реставрации и сохранения.

Для исследователей и реставраторов не только нашей страны, но и других государств, остаются актуальными изучение проведенных ранее реставрационных вмешательств в произведения декоративно-прикладного искусства на разных этапах их существования и оценка их последствий. Особую ценность как для атрибуции предмета, так и для выработки методик реставрации приобретают знания об объеме и характере реставрационных работ. Исследователь реставрации французской мебели Даниэль Алькуф во введении к своей книге констатирует: «Сегодня практически не существует старинной мебели, которая не претерпела бы ремонта» [1].

Первоначально задачей реставрации не являлась консервация объекта. Изменение задач реставрации было отмечено И.Э.Грабарем. Он писал, что если ранее «к памятнику подходили с непременным желанием восстановления его, то теперь первоочередной задачей должно быть ограждение его дальнейшего разрушения, остановка самого процесса разрушения и принятие мер к устранению причин, вредно влияющих на их сохранность. Необходимо прежде всего установить диагноз болезни памятника и определить методы его лечения» [2].

Проблема реставрации, как вида деятельности, сопрягающей исследовательский и непосредственно реставрационный подход, представляется очень важной. Подобный подход разработан и повсеместно применяется в области реставрации живописи и архитектуры. Что касается реставрации мебели, то здесь лишь отдельные публикации затрагивают некоторые аспекты их реставрации. В обычной практике принципы подхода к конкретным памятникам мебели и соответствующие методы реставрации вырабатываются, как правило, эмпирически.

До недавнего времени определение «конечный результат реставрации» понималось весьма смутно, а работа реставратора сводилась к ряду операций, выстроенных в той или иной последовательности. Внимательный анализ современной реставрационной практики показывает, что задачи, стоящие перед реставраторами музейной мебели, заметно усложнились и не могут быть сведены, как прежде, к воссозданию первоначального облика предмета. Не подлежит также обсуждению утверждение, что главной задачей музейной реставрации является предотвращение разрушения памятника, сохранение его для передачи последующим поколениям и тем самым решение важнейшей проблемы сохранения музейных коллекций.

Реставрация, как правило, направлена на возрождение эстетических и функциональных аспектов пострадавшего объекта при сохранении его исторического или культурного значения.

Одной из главных задач в области консервации антикварной мебели является соблюдение тонкого баланса между сохранением оригинальных материалов и проведением необходимого ремонта. Опытные реставраторы тщательно анализируют структуру мебели, материалы и отделку, чтобы понять ее исторический контекст и мастерство изготовления. Используя специализированные методы и инструменты, реставраторы могут устранить структурные повреждения, стабилизировать расшатанные швы и устранить дефекты поверхности без ущерба для целостности изделия. Они используют традиционные методы, такие как использование обратимых клеев и консолидантов, чтобы гарантировать, что реставрационные работы можно будет отменить или изменить в будущем, если это необходимо.

Сохранение подлинности мебели также предполагает уважение к ее патине, которая является неотъемлемой характеристикой, придающей каждому предмету уникальность. Со временем древесина может изменить цвет. Усилия направлены на сохранение этих отличительных черт, избегая чрезмерно усердной реставрации, которая уничтожила бы признаки возраста и истории.

Так как мебель постоянно контактирует с внешней средой, ее верхнее покрытие в большей степени подвержено изменениям. Однако и изменение внутри древесины может привести к дефектам верхнего покрытия, например, к его отслойке. Есть и обратное взаимодействие – сами покрытия могут вызвать изменения в дереве, мешая, например, движению влаги, что, в свою очередь, приводит к короблению, а следовательно, и повреждению верхних слоёв [3].

Основная задача реставратора состоит в том, чтобы сбалансировать удаление нежелательных веществ и материалов, при этом сохранив лаки и имеющие ценность верхние покрытия, а так же сам материал.

Различают четыре вида реставрационной работы с лаковыми отделочными покрытиями:

1. Регенерация (восстановление, возрождение) – в этом случае восстанавливаются прозрачность и цвет оригинального лакового покрытия в тех случаях, когда отсутствуют его существенные повреждения или изменения от первоначального состояния.

2. Выравнивание проводится при наличии царапин.

3. Утоньшение – удаление более поздних покрытий, нанесенных на предмет в процессе его ремонта и предыдущей реставрации.

4. Полное удаление лакового покрытия – крайняя мера, которая применяется в случаях существенных повреждения или утраты оригинального покрытия.

До начала работ с лаковым покрытием следует провести расчистку объекта. Сам термин «расчистка» относится скорее к удалению загрязнений с поверхности, остальное же лучше называть «удалением лака».

Расчистку можно разделить на четыре основные категории:

- водная,
- химическая,
- механическая,
- расчистка растворителями.

На практике эти разновидности часто сочетают для более эффективной работы.

На выбор того или иного вида реставрационной работы влияют состояние и степень сохранности авторского покрытия. Определить глубину царапин, потертости и их число, затеки, глубинное разложение, а также другие повреждения лакового покрытия позволяет тщательный осмотр объекта, который проводится с использованием различных технических средств и приборов.

Расчистка может проводиться в целях подготовки к дальнейшим работам, чтобы улучшить внешний вид или же предотвратить порчу объекта. Важно понимать потенциальное воздействие техники расчистки на объект, чтобы не удалить лишнего. Расчистка влечёт за собой необратимые потери, поэтому лучше сначала рассмотреть последствия такой потери.

Оптимально удалить то, что считается грязью, и в то же время не повредить основную поверхность. Насколько это удастся, зависит от ряда параметров. Наиболее важные из них: грязь, ее состав и свойства; покрытие, его состояние и химический состав; чистящее средство и растворитель, в котором оно растворяется, и их химические свойства.

Перед использованием любого, даже самого простого состава, следует провести пробные расчистки на неответственном участке, результат следует фиксировать только после полного высыхания поверхности. При принятии решений в отношении подходов к расчистке, необходимо учитывать три фактора.

- Механическая расчистка физически вытесняет грязь.

- При расчистке растворителем или водным раствором грязь в неизменном химическом виде удаляется с поверхности вместе с раствором.

- При химической расчистке первичные молекулярные связи в самой грязи разрушаются, и во время удаления она преобразуется в другую форму [3].

Во всех случаях для расчистки следует использовать самый мягкий доступный метод.

Существовавшая в прошлом практика «ухода» за мебелью с регулярной пропиткой может привести к тому, что древесина или отделка поверхности спустя некоторое время будут полностью скрыты под толстыми слоями потемневшего лака. Также возможно, что объект будет иметь покрытие, которое эстетически неприемлемо или будет искажать исторический облик предмета.

Предпосылкой для удаления лишь части слоёв является определение и характеристика возраста слоёв на поверхности. Предшествующий ремонт объекта часто можно обнаружить под воздействием ультрафиолета, однако это неточный инструмент для идентификации. Покрытия меняются с возрастом, особенно в результате поглощения световой энергии: например, в то время как свежий шеллак светится оранжевым цветом, свечение шеллака, подвергшегося длительному воздействию солнечного света, – желто-зеленое.

После установления вида покрытия при помощи анализа растворителей, микроскопии или инструментального анализа, можно разработать метод расчистки. Стоит подобрать раствор для каждого слоя.

Критерием успешной очистки является не только прямой результат; не менее важно и то, чтобы поверхность оставалась неповрежденной в долгосрочной перспективе. Вещества, которые кажутся неагрессивными, могут связываться с поверхностью и со временем разрушать ее.

Проанализировав имеющуюся литературу по рассматриваемому вопросу, автором была проведена расчистка различными способами объекта от поверхностных загрязнений с сохранением отделочного покрытия.

На подлежащей очистке деревянной витрине имелись многочисленные загрязнения различной природы и происхождения: грязь, надписи, сделанные маркером и масляной краской, водорастворимая краска (возможно побелка) и область, покрытая масляной краской.

2024-3 Вал1В качестве первоначальной задачи поставлено удаление нестойких загрязнений, таких как грязь и водорастворимая краска. Для их удаления использован мыльный раствор. Загрязненная поверхность витрины протиралась смоченной в мыльном растворе тряпкой, затем промывалась чистой дистиллированной водой. Данный метод показывает свою эффективность, однако следует избегать излишнего увлажнения деревянного предмета и незамедлительно вытирать поверхность насухо.

Данный метод не удалил до конца грязь и остальные загрязнения, поэтому были апробированы другие методики. Для более точного подбора методики был проведён анализ покрытия методом инфракрасной-фурье спектроскопии, он показал, что оригинальное покрытие является шеллаком.

2024-3 Вал2Для удаления следов от маркера и остатков грязи использовали ксилол, который наносили на ватный тампон. Для удаления масляной краски опробовали несколько материалов: пинен, ксилол, ацетон. Ацетон и пинен хорошо растворяли масляную краску, однако вместе с ней повреждали и лаковое покрытие предмета, что для решения задачи сохранения подлинного покрытия является показателем неэффективности данных методов.

Ксилол хуже справлялся с растворением краски, но при этом не повреждал лак, поэтому сначала были опробованы компрессы. Наибольшую эффективность показал следующий метод: на ватный тампон наносится ксилол, тампон помещается на загрязненный участок поверхности, затем закрывается плёнкой и оставляется на 20-30 минут при комнатной температуре; после размягченная краска аккуратно снималась скальпелем. Данный способ позволил удалить толстые слои размягченной краски с поверхности скальпелем, но в волокнах и на участках, где краска была нанесена тонким слоем, этот способ оказался неэффективным.

Ксилол размягчает краску и при этом не повреждает лак; быстрый компресс с ватным диском не смог полностью удалить загрязнения, поэтому ксилол смешали с мукой, сделав пасту, которая хорошо держалась на поверхности, плотно покрывая её. Паста из ксилола и муки (в пропорции 50:50) была нанесена на расчищаемый участок и оставлена на 15-20 минут при комнатной температуре. Размягченную краску убирали скальпелем. После повторно паста была нанесена на расчищаемую поверхность до частичного высыхания, затем она была использована как мелкий абразив для удаления мелких частей загрязнения: ее круговыми движениями аккуратно растирали по поверхности сухой тканью.

Примененный автором способ позволил убрать тонкий слой краски с поверхности, а также вычистить её из волокон древесины, при этом лаковое покрытие изделия не было повреждено и осталось без изменений.

Метод эффективен для поставленной задачи, мука в данном случае является не только загустителем, но и дополнительным инструментом для щадящей механической расчистки деревянной поверхности. Однако следует отметить, что ксилол опасен для здоровья, необходимо работать в перчатках, с защитой органов дыхания и с использованием вытяжного шкафа.

2024-3 Вал3Ксилол относится к 3 классу опасности, оказывает токсичное, а также наркотическое воздействие на организм человека, при попадании на кожные покровы может вызвать ожоги, взрывоопасен и легко воспламеняем, что является существенными недостатками его использования для решения реставрационных задач и требует соблюдения повышенных мер безопасности и особого оборудования помещений для его использования.

Таким образом, удаление краски с деревянной поверхности пастой из ксилола и муки следует признать эффективным и безопасным для объекта реставрации, поскольку он позволяет фрагментарно удалить масляную краску без удаления или повреждения отделочного покрытия деревянного изделия. Однако он представляет опасность для здоровья человека и для его применения требуется специальное оборудованное вытяжкой помещение с отделкой из негорючих материалов.

Результаты в обобщенном виде можно представить в виде таблицы.

таблицаОсновная проблема расчистки стариной мебели состоит в том, что в реставрационной практике сложился устойчивый подход к методу расчистки, а именно – радикальное снятие старого отделочного слоя, а также загрязнений поверхности до чистой древесины. Понимание ценности сохранения отделочных покрытий, продвижение исследований методов их сохранения поможет вывести реставрацию мебели на новый уровень и представить последующим поколениям экспонаты с аутентичными покрытиями, выполненными по рецептам и методикам старых мастеров.

Разработанная и апробированная автором методика удаления масляной краски с поверхности шеллака пастой из ксилола и муки с последующим ее использованием в качестве абразива показала эффективность селективного удаления краски с сохранением без повреждения и изменений лакового покрытия деревянного изделия.


ЛИТЕРАТУРА

1. Алькуф, Д. Реставрация старинной мебели. – Санкт-Петербург, 2013. – 205 с.

2. Грабарь, И. Э. Реставрация в Советской России // О русской архитектуре. – Москва : Искусство, 1966. – С. 381.

3. Shayne Rivers and Nick Umney Conservation of Furniture. 2012. [routledgr.] – 838 с.


Валькова Ирина Вячеславовна
соискатель Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д. С.Лихачёва (Санкт-Петербург)
Email: valkowa.irina3@yandex.ru

© Валькова И.В., текст, фото, 2024

Статья поступила в редакцию 10.06.2024.

Открыть PDF-файл


Ссылка на статью:

Валькова, И. В. Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения. – DOI 10.34685/HI.2024.14.14.026. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 3. – С. 49-54. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/671.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru