Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/3(38)



Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)


Исторические исследования

Наумов Ю.М.

К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике


Избачков Ю.С. Рыбак К.Е.

Заметка о представителях рода Флекенштейн


Яндиев Б.М.

Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.


Прикладные исследования

Николаев К.А.

Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР


Казанская К.К.

Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды


Нематериальное культурное наследие

Ельчанинов А.И.

Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия


Проблемы сохранения
наследия

Валькова И.В.

Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения


Отечественное наследие
за рубежом

Окороков А.В.

«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой



Опубликован 01.09.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2024.90.55.023

Наумов Ю.М.

К вопросу истории российского мореплавания
и первопроходства в Арктике

Аннотация. Морская Арктическая комплексная экспедиция Института Наследие – единственная в России и в мире экспедиция, которая с 1986 г. проводит комплексные полевые исследования Арктики, собирает новые сведения об историко-культурном наследии русского и коренных народов Арктического региона, в том числе о традиционном судостроении и судоходстве. С целью дальнейшего развития исследований начались работы по новой научной теме: «Первопроходство в Арктике». История российского первопроходства в Арктике на судах связана с начальным новгородским периодом освоения региона, который в настоящее время принято называть Русским Севером.

Сеть водно-волоковых, речных и морских путей, освоенных новгородцами, стала этнографической основой формирования традиций северорусской культуры. Опыт судоходства, полученный жителями Русского Севера за сотни лет хозяйственной жизни, позволил использовать водные пути для освоения новых огромных пространств Сибири, побережий Арктики и Дальнего Востока. Российские казаки и вольные промышленники за 100 лет смогли пройти 1/3 часть земного меридиана, оставляя на своём пути зимовья, становища, острожки, которые со временем становились сёлами и городами. При поддержке коренных народов, в орбиту политических и экономических процессов были включены просторы Сибири. Огромную роль в этом продвижении северного русского по происхождению населения «встречь солнцу» сыграли традиционные лодки, карбасы, и более крупные суда, в частности – поморские лодьи, кочи, шитики и насады.

Ключевые слова: комплексные полевые исследования Арктики, историко-культурное наследие, первопроходство, водные пути, освоение, Русский Север, традиционное судостроение и судоходство.


Морская Арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева – единственная в России и в мире экспедиция, которая с 1986 г. под руководством П.В.Боярского ежегодно проводит комплексные полевые исследования на островах, архипелагах и материковом побережье Арктики. Все эти годы МАКЭ изучает природное наследие Российской Арктики, собирает новые сведения об историко-культурном наследии русского и коренных народов Арктического региона, в том числе о традиционном судостроении и судоходстве.

За эти годы в научно-исследовательской работе МАКЭ принимали участие научные сотрудники Института археологии и Института географии РАН, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Северного (Арктического) федерального университета (г. Архангельск), Российского федерального ядерного центра – ВНИИЭФ (г. Саров) и других институтов. В различных междисциплинарных исследованиях участвовали члены Комиссии географии полярных стран МГО Русского географического общества, военнослужащие Северного флота ВМФ России, Центрального полигона РФ (Новая Земля), сотрудники Музея Мирового океана (г. Калининград), Карельского Морского Центра «Полярный Одиссей» и музея «Кижи» (г. Петрозаводск), Архангельского краеведческого и других музеев. Цель работы – формирование исторически достоверной базы и общей картины истории открытия, изучения и освоения Российской Арктики. Выпущены монографии о природном и историко-культурном наследии архипелагов Новая Земля, Соловецкие острова, о. Вайгач и арктических побережий других островов и материковой части Северного Морского пути и сборники по результатам экспедиций.

Многолетняя деятельность экспедиционных отрядов МАКЭ стала по сути первопроходством междисциплинарного изучения архипелагов и побережий Российской Арктики. Комплекс впервые проведённых высокоширотных исследований доказывает приоритеты народов России в освоении принадлежащих нашей стране арктических наземных, островных и морских пространств. Результаты исследований были признаны руководством Совета Безопасности РФ как относящиеся к тематике безопасности России в Арктике. С целью дальнейшего развития исследований в 2020-21 гг. П.В.Боярский разработал предложения по новой научной теме «Первопроходство в Арктике». Заявленная в 2022 г. тема получила поддержку РАН и соответствует пункту 20, подпункту «е» Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

История технологии освоения и приоритеты в изучении и открытиях Российской Арктики особенно актуальны сегодня, когда в России и в мире сформировался повышенный интерес к Арктике. За рубежом начались попытки пересмотра арктических границ России, прав на использование Северного Морского пути, самой истории освоения нашей страной Арктики и проблем приоритета. По заявленной научной теме МАКЭ начала работу, в основе которой – систематизация и анализ накопленных за 35 лет экспедиционных междисциплинарных материалов и поиск новых, связанных с историко-культурным наследием Российской Арктики. Во многом раскрытие темы будет основываться на собранных уникальных материалах МАКЭ, включая археологические и исторические объекты, их описания, рисунки, схемы, фотографии, изданные МАКЭ карты зафиксированного наследия и неиспользованные ранее материалы результатов экспедиционных исследований и продолжающихся полевых работ МАКЭ. В работе по плану НИР сотрудниками МАКЭ используются новые архивные источники, иллюстративные материалы, новые данные археологии и этнографии, биографические данные. Вместе с партнёрами изучаются история судоходства и судостроения, особенности географических открытий в Российской Арктике, в т.ч. личностей российских первопроходцев. Одной из задач является привлечение к реализации темы новых партнёров и научных институтов, связанных с арктической тематикой, для проведения комплексных, междисциплинарных исследований.

Исследования по научной теме направлены на поиск неизученных архивных документов и новых объектов культурного и природного наследия, раскрывающих этапы изучения и освоения отечественными и зарубежными первопроходцами и исследователями, которые внесли огромный вклад в первопроходство и освоение Российской Арктики. По предложению П.В.Боярского работа должна включать анализ первопроходческих дневников, карт, описаний, восстановление неправильно расставленных позже, на картах и в атласах, первичных названий. Публикации и выступления участников раскроет особую роль природных и климатических факторов в технологии деятельности и постоянной жизни в Арктике, в освоении её пространств, в мифотворчестве, становлении и развитии духовной составляющей человеческих групп и духовной жизни сообществ, экспедиций, их лидеров, участников и отдельных людей.

Для уточнения полученных ранее сведений о первопроходстве необходимо проведение историко-географических и навигационных экспериментов и реконструкция исторических событий на основе изучения на месте особенностей природной среды, различных сооружений, памятников материальной и нематериальной культуры, психологии взаимоотношений с автохтонным населением.

Подобное изучение памятников истории науки и техники и использование экспериментальных методов в исторических исследованиях имеют давнюю традицию за рубежом, уже в начале ХХ века в европейских странах начинаются попытки реконструкции исторических судов и навигации по путям развития древних цивилизаций. Но в СССР реконструкции традиционных судов и плаваний на них начинают развиваться только в последней четверти того столетия. Первые в нашей стране теоретические разработки памятниковедения и методики исторического эксперимента были выполнены П.В.Боярским [1]. Он утверждает, что «без комплексной исторической реконструкции, как отдельных событий прошлого, так и совокупности исторических процессов <…> во взаимодействии с Природой невозможно освоение многогранного культурного наследия» [2]. При этом необходимо учитывать результаты и значение экспериментальных методов в естественных и технических науках и использовать этот опыт в гуманитарных исследованиях.

Под изучением первопроходства России в Арктике П.В.Боярский подразумевает многовекторный комплекс направлений работы: поиск первых следов человеческой активности, развитие открытий и освоения, изучения и использования природных ресурсов на побережьях арктической зоны, островах и архипелагах российского сектора Арктики. По результатам предлагаемых исследований будут написаны монографии по научной теме, подготовлены экспедиционные отчёты и методические рекомендации по проведённым исследованиям, статьи по общим и частным проблемам первопроходства, которые будут опубликованы в Сборниках Института Наследие.

Обращаясь к сотрудникам МАКЭ, Пётр Владимирович так обозначил цели работы: «Собрать и опубликовать доказательную базу о том, что всё это наше – значит решить вопросы безопасности России в Арктике. Необходимо наметить истинно основные пути арктического развития, главные цели и основные задачи, а результатом будет созданная всеми нами новая наука или широкое и новое научное направление по Арктике. Она объединит естественнонаучные, гуманитарные, инженерно-технические, технологические, социальные, философские науки, историко-географические эксперименты, вопросы безопасности России в Арктике. Должна быть единая комплексная наука (можно назвать “Арктиковедение”. – Ю.Н.), впитавшая весь основной опыт и основные знания прошлого для настоящего перехода в будущее, новое направление которой – “первопроходство”, уже включено в планы Российской науки» [3].

Многолетняя работа по программе МАКЭ «Народное судостроение и судоходство» подтверждает неоспоримый приоритет традиций народного флота региона Северо-Запада России в исследованиях и освоении Арктики, Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время необходимо учитывать, что эти традиции активно разрушаются, исчезают последние народные суда, уходят из жизни последние носители этой части материальной культуры народов России.

В заявленной научной теме «Первопроходство в Арктике» основными задачами работы, связанными с историей развития мореплавания в Российской Арктике, являются:

1. Продолжение работ в рамках тематики полевых исследований на островах, архипелагах и материковом побережье Арктики.

2. Анализ технологий первопроходчества в Арктике с использованием судов различных типов с древних времён до начала 21 века и изучение влияния особенностей личностей первопроходцев на результаты.

3. Изучение истории традиционного судостроения как части культурного наследия народов России.

4. Проведение историко-географических и навигационных экспериментов в исследованиях МАКЭ, включая обоснование нового вида туризма на основе впервые разработанных и проводимых МАКЭ экспедиций по маршрутам первопроходцев.

Термин «первопроходство» пока внесловарный (такого термина нет в словарях), поэтому П.В.Боярский предлагает использовать в работе по научной теме и термин «первооткрывательство», который в словаре русского языка означает «открытие новых земель, стран, новых месторождений». Для изучения истории мореплавания и первопроходства в Арктике необходимо обозначить время, цели и характер действий первопроходцев и время начала деятельности, связанной с освоением открытого ранее района. При использовании термина «первопроходство» необходимо определить национальность представителей нового социума и обозначать временной период его применения, связанный с началом движения в районы с автохтонным населением.

Говоря о Российской Арктике, мы имеем в виду русских первопроходцев, потому что «изначальные первопроходцы» – местные жители могли появиться там, около 10 тыс. лет назад. Первооткрывательство следует за первопроходством с временным интервалом и связано с изучением района с целью использования его богатств и последующего освоения территории, что тоже связано с русским населением, так как коренные народы «вросли корнями» в природу тысячелетними традициями жизни, хозяйства, культуры. Но, к сожалению, славяно-русская этническая история заселения этого региона в процессе дальнейшего освоения территории малоизучена. При освоении Севера русскими происходит частичная ассимиляция местного населения и наиболее активные представители коренных народов входят в отряды русских первопроходцев, а некоторые даже становятся их руководителями.

История российского первопроходства в Арктике на судах связана с начальным новгородским периодом освоения региона, который в настоящее время принято называть Русским Севером. В соответствии с тематикой статьи, использование Господином Великим Новгородом сети водно-волоковых путей этого региона для выхода к Белому морю в процессе присоединения новых территорий, можно назвать периодом российского «Первопроходства в Арктику».

Активное освоение племенным союзом ильменских словен и кривичей Северо-Запада России началось с сер. I тыс. н.э. – с этого времени кривичи заселяли бассейн Псковского и Чудского озёр, а словене обживали побережья и бассейн озера Ильмень: рек Волхов, Шелонь, Ловать, Мста и верховья р. Мологи бассейна р. Волги. Для передвижения по водным путям славяне используют различные суда. Археологические памятники того времени сохранили места славянских земледельческих поселений по берегам рек и озёр, где постепенно формируются системы укрепленных поселений, обслуживающие проходящие суда и обеспечивающие перевалку судов и грузов через сухопутные участки – волока. К нач. IХ в. в арабских источниках уже есть сообщения о территориальной общности Славия с городами Новгород и Старая Русса, что свидетельствует о раннегосударственном объединении славян. В этот период уже развиваются морские коммерческие перевозки и связи с государствами Северной Европы, все водные пути бассейна оз. Ильмень контролировал Новгород. Рядом с устьем р. Волхов строится город и судостроительный центр Ладога [4], который специализировался на постройке крупных мореходных и речных судов. Появление морских ладей и паромообразных судов в Старой Ладоге фиксируется по археологическим находкам их деталей со 2-й пол. VIII в. [5] Термин «ладья» («лодья») имел у наших предков общее значение и, согласно древней летописи, прилагался к судам как морским, так и речным» [6] На основании этих находок можно говорить о существовании уже в то время трех типов судов: дощатые суда с обшивкой в клинкер, паромообразные плоскодонные суда с обшивкой «встык», долбленки-однодеревки и суда, построенные на их основе.

В сер. IХ в. союз славянских и прибалто-финских (чудь, меря и весь) народов пригласил править князя Рюрика со своим родом и многочисленной дружиной прибалтийских славян-варягов. Новый новгородский князь, благодаря знакомству с европейской политикой и опыту военных походов на морских и речных судах, смог создать систему международных торговых коммуникаций. С этого времени Новгород становится главным центром международной торговли, в связи с чем начинают активно использоваться водно-волоковые пути, связавшие Балтийское и Белое моря, бассейн р. Волги и бассейны рек Днепр и Западная Двина [7]. Освоение и контроль водных путей позволили объединить разрозненные княжества и создать основу развития Древнерусского государства.

В X веке Новгород стал во главе торгового обмена Византии и Востока с Северной Европой, наполняя рынки и товарами северных земель – пушниной, морским зверем, солью, жемчугом и красной рыбой, воском и мёдом [8]. Все товары шли через Новгород, поэтому важнейшая водная магистраль европейской торговли по р. Волхов в Ладожское озеро и по р. Неве в Балтику получила название «Новгородский путь». Передвижение военных дружин, развитие торговли и промыслов в бассейне Ладожского озера велось на судах класса река-море, что говорит о развитом судостроении и судоходстве славян-новгородцев и карел, многочисленные суда которых в том числе ходили и по Балтийскому морю. Но из-за порогов и сильного течения морские торговые суда не могли подниматься до оз. Ильмень, в Ладоге приходилось перегружать товары на малые речные плоскодонные суда или в различные лодки: полукилевые дощатые и долблёные однодеревные [9].

Благодаря реке Свирь, впадающей в Ладожское озеро, и своему географическому положению Онежское озеро стало важнейшим водоёмом с возможностями для движения к Белому морю. Реки – притоки бассейна озера: Шуя, Выг, Шала, Водла и Вытегра создают широкую сеть водно-волоковых путей на север и восток. С доисторических времён по этим водным путям шло освоение края, по берегам, в удобных для проживания и ведения промыслов и хозяйства местах, появлялись стоянки первобытных охотников и рыболовов, а с кон. IХ в. строятся поселения новгородцев. К сожалению, не сохранились или ещё не найдены останки древних судов, на которых древние жители Обонежья ловили рыбу, передвигались и перевозили по воде грузы. Но изображения первобытных судов остались на наскальных рисунках IV–III тыс. до н. э. – известных всему миру петроглифах района Бесова Носа на восточном берегу Онежского озера и на реке Выг недалеко от Белого моря [10]. С начала освоения территории Русского Севера новгородцы двигались из Онежского озера по древним водным путям на север и восток по волокам и притокам р. Онеги и Северной Двины в районы сбора дани и пушных промыслов на Белом море, по этим же путям происходило и заселение новгородцами Поморья и Заволочья.

Первое упоминание о походе в 1032 г. на Железные Врата из Новгорода посадника Улеба сообщают ряд поздних летописей. М.И.Белов считал, что «под Железными воротами следует, вероятно, понимать Карские ворота», но вряд ли был возможен поход за данью по такому сложному маршруту в то время, когда только начиналось поморское промысловое судоходство и судостроение. Вероятно, речь идёт о сухопутной экспедиции за Урал, в Югру (область нижней р. Оби), куда новгородский путь проходил по р. Сухоне до Устюга, далее на р. Печору и через Камень (Урал) на р. Обь. В летописи Нестора под 1096 г. сообщается, что новгородские дружины ходили за данью в «волости» Печору и Югру.

В первой половине XII века в числе новгородских владений упоминается нижнее течение Двины и Холмогоры, к ХIII в. огромная территория до Баренцева моря и Урала уже была освоена новгородцами. В Югорскую землю шли как промышленники за «драгоценной рухлядью», так и военные отряды для сбора дани или просто для разбоя. Такие набеги с целью грабежа встречали сопротивление со стороны остяков и ненцев: первое летописное упоминание в Новгородской Первой летописи под 1186 г. рассказывает об избиении сборщиков дани печерских и югорских волостях. В 1193 г. в походе новгородцев под предводительством воеводы Ядрея (Андрея) было убито свыше ста новгородцев.

Заволочье и Югра были не единственным направлением, по которому новгородцы продвигались в Арктику, уже в начале XIII в. жители волости Тре на Кольском полуострове были данниками новгородцев, об этом под 1216 г. так же свидетельствует Новгородская Первая летопись. В договорной грамоте 1264 г. Великого Новгорода с князем Ярославом Тверским указаны северо-восточные земли боярской республики: «А се волости Новгородьскые: Бежиче, Городець, М[еле]чя, Шипино, Егна, Вологда, Заволоцье, Колоперемь, Тре, Перемь, Югра, Печера».

Первый новгородский морской поход на север Кольского полуострова упоминается в летописи под 1320 г.: «А Лоука ходи на Мурман, а Немци избиша ушкуи Игната Молыгина». Продвижение новгородцев в северо-западном направлении привело к конфликтам и военным столкновениям с Норвегией, что зафиксировано в летописных рассказах, связанных с Арктикой. Есть сообщения Новгородской первой летописи под 1411 г.: «Ходиша из Заволочья воиною на Мурмане новгородчкым повелением, а воевода Яков Степанович, посадник двинскыи, и пововеваша их»; и под 1444 г. о военном походе карел: «Ходиша Корела на Мурмане, избиша их и повоеваша, и пленившее и приидоша здоровее».

В Лицевом московском летописном своде есть целый ряд сообщений из новгородских летописей о походах «на мурманы» и нападениях самих «мурман» на новгородские погосты. Скандинавские источники сообщают, что местные жители низовьев Северной Двины – «биармийцы» постоянно просили норвежского короля Гакона уйти в его владения от русских ушкуйников, но с середины XIII в. это название исчезает – новгородцы уже обжили побережья Белого моря. В 1419 г. норвежский отряд напал на новгородские погосты на Терском берегу и в Заволочье: «Того же лета, пришед Мурмане воиною в 500 человек, в бусах и шнеках, и повоеваша в Арзуги погост Корильскы, и в земле Заволочкой погосты: в Неноксе, в Корельском манастырь святаго Николы, Конечныи погост, Яковлю кюрью, Ондреянов берег, Киг остров, Кяр остров, Михаилов манастырь, Чиголним, Хечинима, 3 церкви сожгли, а христиан черноризиц посекле». Жители Заволочья дали отпор: «…и Заволочане две шнеки Мурман избиша, а инии избегоша на море». Вторгшееся в 1445 г. на Нёноксу норвежское войско потеряло 2 шняки и 3 военачальников.

За ресурсы и земли Севера между Новгородом и Суздалем, а затем Москвой велась постоянная борьба, в которой участвовало, против собственно новгородцев, и славянское население самых северных, новгородских волостей. С потерей независимости Новгорода освоение новых территорий из Москвы изменило направление на восток – через Урал в Сибирь. Только в кон. XVI в. внутренние водные пути Беломорской Арктики появляются на картах Западной Европы и в записках путешественников-купцов.

Географические особенности региона, разветвлённая речная сеть бассейна Белого моря с новгородских времён обусловили освоение россиянами этой центрально-северной зоны Европейской части России, что позволило накопить опыт первопроходства с использованием водно-волоковых систем, налаживания взаимовыгодных и культурных контактов с коренными народами и дальнейшего освоения новых земель. Сеть водных путей составляет фактически этногеографическую основу, связанную системами волоков, речными и морскими путями с Поонежьем и Заонежьем, Вологодским, Двинским, Мезенским и Печорским краем. Особое значение этот регион имел для формирования культуры Русского Севера, являясь этнографическим ядром в области формирования северорусских традиций. Такие центры, как Холмогоры, Устюг Великий, Тотьма, Вологда, Белозерск и Вытегра имели исключительное значение в использовании водно-волоковых путей для дальнейшего освоения огромных пространств Русского Севера. Именно из этих центров в XVI-XVIII веках пролегала для северных русских дорога в Сибирь до Берингова пролива и далее – в земли Русской Америки. Полученный опыт первопроходства и освоения в течение 500 лет этого региона стал основой в деле открытия и присоединения территории Сибири, побережий Северного Ледовитого и Тихого океанов, Камчатки, Сахалина и Дальнего Востока.

В 2011-13 гг. была реализована Программа экспедиций реконструкции плаваний по маршрутам движения первопроходцев по Европейской части России и по пути Семёна Дежнёва: по р. Лене, Восточно-Сибирскому, Чукотскому и Берингову морям до г. Анадыря на Чукотке. Серия историко-навигационных экспериментов на двух воссозданных поморских кочах под парусами и на вёслах с участием сотрудников МАКЭ дала возможность участникам реконструировать особенности плавания на судах прошлого и погрузиться в состояние первопроходцев, понять характер передвижения по традиционным водным путям.

Из исторических источников известно, что менее чем за сто лет после объединения с Казанским ханством российские государственные и вольные «охочие» люди прошли 1/3 часть земного меридиана, оставляя на своём пути зимовья, становища, острожки и остроги, которые со временем становились сёлами и городами. При поддержке коренных народов, в орбиту политических и экономических процессов были включены просторы Сибири. Огромную роль в этом продвижении северного русского по происхождению населения «встречь солнцу» сыграли традиционные лодки и карбасы всех бассейнов, и более крупные водные средства передвижения, в частности – поморские лодьи, кочи, шитики и насады. Благодаря накопленному опыту судостроения и судоходства произошло освоение бассейнов великих сибирских рек – Оби, Енисея и Лены – и Камчатки, были организованы последующие Великие Северные экспедиции.

Для Русского Севера характерно обилие рек и озёр с различными условиями навигации. В основе народного судостроения каждого локального центра со времени Новгородской вечевой республики лежат исторические традиции зарождения и развития местных типов судов с учётом особенностей водоёма и его бассейна, потребностей в освоении и использовании территории и ведения хозяйства семьи. Мастера смогли сохранить древние новгородские традиции, что подтверждается историками и профессиональными судостроителями в описании ладожских сойм ХIХ в.

На оз. Ильмень промысловые соймы используются для лова рыбы, традиционные соймы сохранены в Новгородском музеезаповеднике, одна новая сойма построена и спущена на воду в известном судостроительном центре д. Усть-Река. Особенностью новгородского и псковского традиционного судостроения является «шитьё» корпусов сойм и лодок из досок кромками «встык» («вгладь») с конопаткой и заделкой пазов «ластовыми» рейками. В бассейне Ладожского озера лодки и суда строились в устьях рек Волхов, Сясь, Свирь и на р. Неве с притоками. Соймы Ладожского озера также относятся к судам, на постройку которых, по мнению большинства, не влияли никакие иностранные элементы и которые, тем не менее, достигли значительной степени совершенства. «...Сойма – свидетель процветания Великаго Новгорода. Прекрасные качества её выработаны веками, русские могут справедливо гордиться своими, чисто русскаго происхождения, ладожскими соймами, тем более что и сами линии (корпуса. – Ю.Н.) не оставляют желать ничего лучшаго» [11].

Итак, сойма – наше родное судно: «Сойма насмотрелась и на ганзейские товары... Большие соймы проходят большие расстояния. Они беспрерывно в продолжение всей навигации перевозят разную кладь и живую рыбу из Ладожского озера и рек в него впадающих – в Петербург, так же плавают и по Финскому заливу – именно в Выборг, Роченсальм, Аборфорс, Лугу и далее. Экипаж на сойме 2 человека и весьма достаточен. Сойма на волнении легка, ходит и лавирует весьма хорошо, малые же – на вёслах весьма легки» [12]. Все ладожские соймы и лодки строятся по технологии древнерусских морских лодий из досок, соединённых «внахлёст» или «внакрой», перекрывая кромкой нижнюю доску. Очень важно отметить, что на восток и на север от Ладожского озера все лодки строятся из досок «внакрой», в отличие от псковско-новгородской традиции «вгладь».

Согласно документам ХIХ в., все малые озёрные суда на Онежском озере имеют общее название «лодка», а соймами называли специальные суда для перевозки людей и грузов длиной более 10 метров и закрытые палубой или навесами. Ладожская традиция строительства лодок и сойм из досок «внакрой» сохранилась на Онежском озере до настоящего времени.

Со времён Древнего Новгорода различные суда с общим термином «сойма» распространены в районах наиболее развитого судоходства с русским населением – на озёрах Ильмень, Псковское, Ладожское и Онежское, на р. Онеге, на Белом и Баренцевом морях, в Поморье и в бассейне Волги [13]. Термин «сойма» имеет славяноязычные корни: «суем-сейм» определяется как «со-брание» (от приставки «со-» и древнеславянского корня «ем» («jьмъ» от «jетi») – «брать», т.е. «собранная» [14] или наборная.

С новгородских времён строились и большие «мореходные» суда, которые использовались на больших озёрах и Белом море и для движения по крупным речным путям сообщения, самыми распространёнными были лодьи и насады. На промысловых лодьях пересекали морские просторы отважные поморы-промышленники и купцы. Насады – «плоскодонные длинные и широкие суда, сверху крытые палубой или настилом, с корпусом, возвышающимися над поверхностью воды около 1,5 м, отличались своей лёгкостью, передвигались на вёслах и парусах, а против течения ходили бичевою» [15]. С развитием торговли и судостроения они появились на реках Онеге, Сухоне и Северной Двине, где выполняли основные грузоперевозки.

В октябре 2018 г. на берегу Онежского озера в Вытегорском районе был найден остов деревянного судна длиной более 20 м, с двумя бортовыми досками и фрагментами крепежа, построенного по древней русской технологии. Такие корпуса из досок, вытесанных топором и сшитых еловыми ветками – «вицей», строились до реформ Петра I. По заключению специалистов, судно построено до 1650 г. [16], относится к местному типу судов для плаваний по большим озёрам и Балтийскому морю и представляет группу традиционных русских мореходных судов типа лодий, шитиков и кочей [17].

Все типы древнерусских новгородских судов – чёлн, набойный чёлн, насад, ладья, сойма, шитик, струг, морская и набойная ладьи, лодка и др. – строились и широко использовались на Русском Севере и в Сибири. Сохранившиеся до наших дней терминология конструктивных элементов, типы лодок и технологии строительства на озёрах Ильмень, Ладожское, Онежское, на Белом море и далее на северо-восток и за Урал подтверждают общие новгородские корни традиционной культуры судостроения и судоходства.

Заключение

Использование в процессе присоединения новых территорий со 2-й пол. VIII в. новгородцами сети водно-волоковых путей создало возможности выхода к Белому морю и последующего освоения арктических побережий, островов и архипелагов. На основании археологических находок можно говорить о существовании в то время речных и мореходных судов и лодок разных типов. По водным путям шло освоение края, по берегам с кон. IХ в. строятся поселения новгородцев. Благодаря богатствам северных земель и морей уже в X веке Новгород стал главным рынком торговли пушниной, морским зверем, солью, жемчугом и красной рыбой, воском и другими продуктами промыслов.Согласно летописям, в нач. ХI в. для сбора дани новгородские пути проходили по р. Сухоне до Устюга и далее на р. Печору и через Камень (Урал) в Югру (область нижней р. Оби). Из Поморья и Заволочья морские пути шли на восток вдоль побережий Белого и Карского морей, с ХII-ХIII вв. развиваются морские походы на север Кольского полуострова.Все водные магистрали были известны промышленникам и купцам, использовались в развитии торговли и местном сообщении, заселены и обустроены местными жителями. В ХIV в. верховья рек бассейна Белого моря стали заселяться владимирско-суздальскими первопроходцами, в кон ХV в. освоение Арктики управлялось из Москвы, началась государственная политика колонизации, которая стала смещаться на восток.

В XVI в. закончился Новгородский период освоения Русского Севера, который можно назвать периодом российского «Первопроходства в Арктику». Сеть водно-волоковых, речных и морских путей, освоенных новгородцами, стала этногеографической основой формирования северорусской культуры. Традиции первопроходства, опыт судоходства, судостроения и строительства из дерева, полученный жителями Русского Севера за сотни лет хозяйственной жизни, позволил использовать водные пути для освоения новых огромных пространств Сибири, побережий Арктики и Дальнего Востока. В XVII в. ватаги северных русских первопроходцев начали продвижение в Сибирь и уже по сибирским рекам выходить на побережья морей Северного Ледовитого океана до Берингова пролива. С окончанием навигации по берегам рек строились укреплённые остроги, начиналось строительство новых судов, организовывалось снабжение материалами, инструментом и продовольствием. Каждую весну движение на судах «встречь солнцу» начиналось снова и снова – за 100 лет русские первопроходцы, казаки и вольные промышленники смогли пройти тысячи километров водных путей, изучить и освоить всю Сибирь до Тихого океана и побережий Аляски – Русской Америки. Тысячелетние традиции открытия, освоения и использования богатств Арктических регионов сохраняются и активно развиваются в современный период Российского государства.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1]Боярский, П. В. Пути создания науки о памятниках // Памятники Отечества. – 1983. – № 2(8). – С. 36-41; его же. Теоретические основы памятниковедения (постановка проблемы) // Памятниковедение. Теория, методология, практика : сб. науч. трудов / Ред.-сост. П. В. Боярский.– Москва : НИИК, 1986; его же. Введение в памятниковедение. – Москва : Культура и Мировой океан, 1990; его же. Теория и практика исторического эксперимента // Исторический эксперимент: теория, методология, практика : сб. науч. трудов / Отв. ред. П. В. Боярский.– Москва : НИИК, 1990. – С. 9-57.

[2] Боярский, П. В. Теория и практика исторического эксперимента… С. 9-10.

[3] Личный архив автора.

[4] Слово «ладья» («лодья») звучит даже в самом наименовании этого древнего города: «как звучит... Лодейное Поле – город, уезд которого до сих пор считает судостроение одним из первостепенных своих промыслов... известно, что Новоладожский уезд ещё и в наши дни является центром судового промысла для всего Петербургского края» (Загоскин, Н. П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. – Казань, 1910. – С. 384).

[5] Сорокин, П. Е. Судостроительная традиция Северо-Запада Руси в средневековье // Новгород и Новгородская земля. История и археология : материалы науч. конф. – Новгород, 1993. – Вып. 7. С. 122–128; его же. Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье. – Санкт-Петербург, 1997.

[6] Загоскин, Н. П. Указ. соч. С. 358–360.

[7] Скандинавские саги говорят о городе Альдоге (Ладога) как о древнем складочном месте в торговле Запада с Востоком; весьма важное значение имел город Ладога (Альдаген) и в торговле Новгорода с Ганзейским союзом городов. (Там же.)

[8] «X-XIII вв. – начало славянского расселения на Севере... археологические материалы XI-XIII веков из районов... Белозерье, Каргополье, Важская земля... здесь уже сформировались мощные центры колонизации... Включение этих регионов в состав древнерусского государства ставило под его контроль основные водные артерии Севера... Несомненно, дорога к Белому морю была проложена не позднее начала XI века» (Макаров, Н. А. Восточные славяне: освоение новых территорий. – Москва, 1993. – С. 3-4).

[9] Упоминания о различных типах русских судов в новгородских и псковских летописях в разные периоды истории представлены в указанных выше монографиях П.Е.Сорокина.

[9] Саватеев, Ю. А. Каменная летопись Карелии. – Петрозаводск, 1990. – С. 14-53.

[11] Эш, Г. В. Руководство для любителей парусного спорта. – Санкт-Петербург, 1895. – С. 58.

[12] Андреев, А. П. Ладожское озеро. Ч. 1. – Санкт-Петербург,1875. – С. 35-37.

[13] Там же.

[14] «Со» – совместно (совозводить, совозносить, совозвставать, соучаствовать), совокуплять (соединять, собирать вместе). (Даль, В. И. Толковый словарь живого русского языка. Т. IV. – Москва, 1995. – С. 255.)

[15] Загоскин, Н. П. Указ. соч. С. 405.

[16] Экспертиза была выполнена в декабре 2018 г. комиссией «Дендрохронология» Вологодского отделения Русского географического общества.

[17] Обмеры останков судна и его изучение были выполнены группой специалистов Института Наследия под руководством д.и.н. А.В.Окорокова.


Наумов Юрий Михайлович
заместитель руководителя Морской арктической
комплексной экспедиции (МАКЭ), Российский научно-
исследовательский институт культурного и природного
наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: info@heritage-institute.ru


© Наумов Ю.М., текст, 2024

Статья поступила в редакцию 20.08.2024.

Публикуется в авторской редакции.

Открыть PDF-файл


Ссылка на статью:

Наумов, Ю. М. К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике. – DOI 10.34685/HI.2024.90.55.023. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 3. – С. 10-18. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/665.html.


Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru