2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
Свиридова О.Ю.
Расположение и некоторые особенности существующих и проектируемых этнографических музеев, парков этнографической реконструкции и этнических деревень на территории Российской Федерации
Аннотация. В статье рассмотрены особенности работы таких объектов, как этнографические музеи, этнические деревни, музеи под открытым небом и парки этнографической реконструкции. Этнокультурное наследие в различных федеральных округах на территории Российской Федерации. Формирующаяся система этнических деревень и музеев национального быта в России, как инфраструктура развивающегося в стране вида туризма – этнокультурного туризма.
Ключевые слова: этнографический парк, этнические традиции, архитектурные сооружения, охранные мероприятия, этнографическая реконструкция, этнокультурный туризм, историческое наследие, культурная традиция.
В мировой практике этнографические парки и музеи под открытым небом возникли из необходимости сохранения, консервации и изучения памятников народной архитектуры и быта с целью глубокого понимания образа жизни предшествующих поколений. Охранные мероприятия, при этом организованные, позволили сохранить и восстановить множество объектов народного зодчества. Стал возможен открытый (или частично открытый) доступ публики к таким объектам, повысил интерес к ним, и к истории в целом. Эти объекты отражают самобытность местных культурных традиций, выступая оплотом местной идентичности. Этнические деревни по сути своей являются новым типом культурного ландшафта. Также эти объекты называют «этнографические деревни», «национальные», «эколого-этнические деревни».
При создании этнодеревень преследуются следующие цели:
– сохранение ценных, уникальных и типичных архитектурных сооружений, традиционных для данной местности;
– демонстрация внутренних и внешних планировочных решений;
– приобщение к местной культуре, к этническим традициям;
– демонстрация основных хозяйственных, промысловых и бытовых особенностей реконструируемого поселения;
– проведение традиционных народных праздников и концертов;
– организация этнокультурного туризма и культурного досуга.
Функции таких комплексов различные - охрана объектов этнографического наследия, просветительские, воспитательные и образовательные, туристические. В культурном пространстве это явление быстро развивается, так как понятие этнографической деревни неразрывно связано с понятием этнического туризма. В мировой практике и в масштабах нашей страны этнический и этнографический туризм получает всё большее распространение. Он является одной из успешно реализуемых форм культурного досуга, одной из разновидностей культурно-познавательного туризма. В этнографическом туризме выделяют также два подвида – этнический и аборигенный. Этнический туризм в целом основан на интересе к жизни народов, проживающих на какой-либо определенной территории. Аборигенный же туризм предполагает знакомство с коренным народом, изначально и до сих пор проживающим на данной территории.
В условиях современного уровня развития общества и расширения влияния городской среды возрастает интерес к подобным объектам. В мегаполисах и городах во многом утрачены национальные и культурные традиции и обычаи. Межнациональные особенности людей, живущих в городах, стёрты глобализацией и урбанизацией, в этих условиях особенную актуальность и популярность приобретает этнический туризм. Он помогает не только прикоснуться к истокам собственной национальной культуры, но и отвлечься от привычной среды и городской суеты.
В современных российских условиях отмечается рост количества этнических поселков и этнографических музеев. Характерно, что во множестве они появляются в многонациональных регионах. На сегодняшний момент этнические деревни функционируют и строятся практически во всех федеральных округах. В зависимости от географического расположения округов и их национального состава количество этнических деревень отличается.
Учитывая многонациональность нашей страны, (на её территории проживает более 190 народов, в число которых входят также коренные малые и автохтонные народы) это направление можно считать очень перспективным. Наряду с уже существующими этнографическими музеями под открытым небом и частными коммерческими этнопарками в стране планируется строительство целого ряда новых масштабных проектов.
В России наибольшее количество таких объектов расположено в Дальневосточном и Приволжском Федеральных округах, затем следуют Центральный и Сибирский, за ним Северо-Западный, затем Уральский, Южный и Северо - Кавказский округа. На последнем месте в списке находится Крымский округ. В нем процессы создания подобных объектов находятся сейчас в стадии развития. Связано это с тем, что более 20-ти лет полуостров находился под влиянием другого государства, что наложило отпечаток (во многом негативный) на все процессы, там происходившие. В Крыму и городе федерального подчинения Севастополе существуют несколько проектов этнических деревень.
В настоящее время насчитывается более девяносто, а проектируется свыше сорока этнических деревень и этнографических подворий в различных российских регионах.
В Дальневосточном федеральном округе расположено наибольшее количество объектов, в том числе проектируемых. Больше всего их в Республике Саха (Якутия), в Камчатском и Хабаровском Краях.
Из работающих объектов на Камчатке интересны для посещения ительменская деревня «Пимчах», этнокультурный комплекс «Кайныран», эвенкийские стойбища «Нюлтен» и «Мэнэдек». Локализуются они в южной части Края, на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, в частности рядом расположены комплекс «Кайныран» и ительменская деревня «Пимчах». На территории последнего каждый год проходит праздник «Алхалалалай» - обряд благодарения природе, завершающий летний промысловый сезон.
На Камчатке сохранилась самобытная культура коренных малочисленных народов Севера: ительменов, коряков, эвенов и алеутов, что является прекрасным ресурсом этнографического туризма. Сегодня на Камчатке же расположено наибольшее количество проектируемых этноподворий. Это этнографические деревни (корякская этнодеревня), этнографические комплексы, туристско-этнографические центры. Важным фактором является наличие больших свободных земельных участков площадью до нескольких тысяч гектаров. Этих площадей достаточно для реализации практических любых туристических проектов. Согласно стратегии развития туризма в Камчатском крае необходимо создание условий для развития туризма как приоритетной отрасли экономики Края в долгосрочной перспективе, увеличение вклада туристической отрасли в развитие региона, сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала.
В Приволжском Федеральном округе этнографические деревни расположены практически во всех субъектах - но более всего их в Пермском Крае и Нижегородской области. Архитектурно - этнографический музей «Хохловка» - это пример долгого и успешного функционирования объекта. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт в сентябре 1980 года. В него входят 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря, фольклорные музыкальные праздники, военно-исторические и арт-фестивали.
Центральный округ в этом отношении характерен наличием различных по концепции и исполнению проектов. Присутствуют как крупные, многонациональные объекты, такие, как «Этномир» в Калужской области, так и небольшие объекты, популяризирующие культуру и наследие отдельных этносов – например культуру Чукотки – этно - культурный комплекс «Хаски Лэнд» в Подмосковье. Московская область характеризуется также большим количеством проектируемых объектов этнографических деревень.
В Северо-Западном федеральном округе также большое количество существующих и проектируемых объектов находится в крупном и развитом образовании - в Ленинградской области. Также этнографические комплексы расположены на территории Мурманской и Новгородской областей. На территории последней расположены Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» и «Славянская деревня X века» в поселке Любытино. В музее «Витославлицы» собраны лучшие сохранившиеся до наших дней образцы народного деревянного зодчества XIII – начала XX вв., в «Славянской деревне» знакомят с историей, культурой, обычаями и верованиями древних славян.
Уральский округ характерен наличием разнообразных культурных традиций. В Ханты - Мансийском автономном округе находится большое количество этнографических деревень и стойбищ. Это «Чуанели» - детский этнооздоровительный центр - школа труда и отдыха. Он находится в Березовском районе, в деревне Чуанели. Другой необычный объект - этническое стойбище - детский этнооздоровительный центр «Мань Ускве», расположенный в Березовском районе, в деревне Ясунт. Он организован для детей из народа манси. По сути это детский лагерь, только дети в нем живут в чумах и учатся разным народным промыслам и языкам. Очень самобытны объекты в Ямало - Ненецком автономном округе. Например, природно-этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск. Это этнографический комплекс под открытым небом, расположенный в Приуральском районе, в 12 км от г. Салехарда. Музей функционирует с 2001 года и знакомит с историей и традициями местных жителей - хантов, ненцев и коми. Воспроизведен традиционный поселок северных народов. Выстроены семь чумов, а также деревянные постройки. В экспозиции более 400 экспонатов – предметов быта оленеводов, охотников, рыбаков Севера. Посетители имеют возможность прокатиться на оленях, попробовать национальную кухню (адаптируемую соответствующим образом), заказать экскурсию по комплексу с обрядами.
В Южном федеральном округе функционирующие этнографические парки консолидируются главным образом в Краснодарском Крае. Там же планируется осуществить большое количество проектов. В Ростовской области находится уникальный объект - Старочеркасский историко-архитектурный музей - заповедник, расположенный в Станице Старочеркасская. Музей включает в себя заповедную территорию бывшего города Черкасска (центр станицы) площадью 62,88 га с более чем 100 памятников гражданской и культовой архитектуры. Фонды музея насчитывают около 50 000 экспонатов. Станица известна как столица Донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова и многих донских героев. Проводятся праздники, выставки и культурно-просветительские мероприятия, выступает фольклорный ансамбль. Музей был основан 30 декабря 1970 года по инициативе М. А. Шолохова на базе памятников истории и архитектуры станицы, ведущей свою историю с 1570 года. Он находится на историческом месте. На бывшем подворье атаманов Ефремовых сосредоточены архитектурные памятники XVIII-XIX вв. Интересен Атаманский дворец, выстроенный по образцу столичных аристократических домов. В своём окончательном виде дворец насчитывает 21 комнату, а его общая площадь составляет более 1000 м². На территории музея проводятся выездные и обменные выставки, в том числе проект, посвящённый истории казаков - некрасовцев - «Казаки-некрасовцы. Вновь обретенная Родина». Это потомки участников восстания Кондратия Булавина, они получили свое название по имени атамана Игната Некрасова, который после подавления восстания увел на Кубань несколько тысяч казаков, переселившихся затем в Турцию. Живя на чужбине своеобразным казачьим укладом, некрасовцы сохранили национальную самобытность, язык, обычаи, фольклор, основные элементы казачьей одежды, бытовавшей на Дону в XVII - начале XVIII века.
В Северо-Кавказском округе также отмечается рост проектов. В Карачаево-Черкесской республике это проект этнодеревни «Алан-шахар» («Медовые водопады»). Деревню намерены оформить в кавказском стиле XVII-XIX веков, она будет представлять культуру не только карачаевского, но и других народов республики. На базе этнокомплекса планируется проводить культурно-массовые мероприятия, этнографические праздники, фестивали. Две действующих этнодеревни расположены в Чеченской Республике. Это этнографическая деревня «Шира-котар» - в переводе на русский - «Старый хутор» (вайнахская деревня) и этнографический музей «Донди-юрт» (музей под открытым небом) в городе Урус-Мартан.
Становится все более популярным, несмотря на свою экстремальность «Джайлоо - туризм» - один из новых видов туризма. Это одно из перспективных направлений активного отдыха, ответвление экотуризма, путешествия в котором совершаются в места планеты, практически не тронутые современной цивилизацией. Проявился этот вид отдыха в конце 1990-х годов, когда туроператоры предложили своим клиентам из развитых стран пожить некоторое время вместе с чабанами Киргизии. Отсутствие благ цивилизации в полной мере компенсировалось чистым воздухом, прогулками по горам, погружением в местные традиции и культуру. Результаты такого эксперимента превзошли все ожидания, и этот вид отдыха начали включать в перечень своих услуг многие туристические фирмы мира. Часто существует возможность совмещать такой отдых с осмотром интересных природных достопримечательностей.
Туры устраиваются в населенные коренными народами труднодоступные места, в которых часто отсутствует электричество и мобильная связь. Благодаря этому жители городов имеют возможность некоторое время пожить в средневековых или даже первобытных условиях. Этот вид туризма находит все новые и новые направления. Туристы-экстремалы путешествуют в сибирской тайге, приарктической тундре, в пустынях, в горных районах Юго-Восточной Азии.
Ранее европейцы жили и работали в среде первобытных племен Африки, Индокитая и Южной Америки в качестве зоологов, этнографов и исследователей в других областях науки, собирая необходимую информацию для научных работ.
Сегодня этот вид туризма не требует от его участников изучения и классификации местных обычаев, ритуалов и быта. Им предоставляется возможность погрузиться в окружающую действительность и почувствовать себя членами первобытного общества, вместе с жителями племени собирать съедобные растения, изготавливать примитивное оружие, участвовать в процессе охоты. Часть культурной программы составляет пение и танцы под звуки барабанов вместе со всем племенем. В лесах Амазонии, например, племена до сих пор не знают железа и живут первобытно-общинным строем. Некой разновидностью этого вида туризма можно считать туры в Чернобыльскую зону отчуждения. Со времени техногенной катастрофы прошло довольно много времени, уровень радиации заметно снизился, и популярность туров в Чернобыльскую зону постоянно растет.
Любители экологического туризма посещают специальные деревни и поселения, предназначенные для проживания и отдыха. Они располагаются на относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территориях. На таких объектах воссоздан традиционный уклад жизни, основанный на натуральном хозяйстве, в пищу предлагается употреблять только экологически чистые продукты. Во время пребывания в таких поселениях посетители имеют возможность принять участие в традиционных занятиях населения — собирательстве, охоте и рыбной ловле, попрактиковаться в верховой езде.
В различных регионах особенности и проблемы, связанные со строительством и функционированием объектов различны. Например, в комплексе «Этномир», расположенном в Калужской области сделан акцент не на какой-то конкретный этнос, а представлены культуры многих стран мира. Хорошо развитая инфраструктура с кафе, ресторанами, сувенирными магазинами, спортивными площадками и отелями в этническом стиле позволяет погрузиться в культуру множества народов одновременно. Обусловлено это масштабностью проекта и его расположением.
Этнодеревни в регионах - и частные, и создаваемые в рамках туристических программ, помимо развития экспозиций и проведения мастер-классов, вынуждены бизнес - ориентироваться - проводить фестивали, праздники, устраивать гуляния с целью извлечения выгоды - средств на развитие. Такой культурный комплекс в Оренбурге, представляющий из себя парк с 10-ю разными этническими подворьями, в которых действуют кафе, даже благоприятно повлиял на обстановку в районе. По некоторым данным, после его открытия там выросли цены на недвижимость.
Еще одна особенность устройства подобных объектов - это нивелирование претензий соседних государств на территории. Например, в Приморском Крае - это историко-тематический парк «Изумрудная долина». Там реконструируют дома жителей Уссурийского края разных исторических эпох — от палеолита до русских острогов. Инициатору проекта показалось необходимым утвердиться на родной земле. Парк находится в процессе развития, и местное население отнеслось к проекту в целом положительно.
По такому же принципу образован национальный парк «Русская Арктика». Задачами парка являются сохранение культурного, исторического и природного наследия Западного сектора Российской Арктики, развитие экологического туризма, также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов. Уникально культурное наследие национального парка: здесь находятся места и объекты, связанные с историей открытия и освоения российской Арктики с XVI века, в частности, связанные с деятельностью русских полярных исследователей, стоянки голландского мореплавателя Виллема Баренца, открывшего эти земли для западных европейцев, и русских поморов, бывавших там задолго до него.
Крупные этнографические комплексы представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Такие объекты представляют собой имитационные культурные ландшафты, изначально запроектированные, как система развивающих, познавательных и развлекательных кластеров. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются.
«Этномир», расположенный в окрестностях города Боровска Калужской области – яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На сегодняшний день это самый большой этнографический парк в России. На его территории размещены этнодворы, имитирующие жизнь и быт различных народов. Крупный выставочный комплекс представляет собой сплошной ряд павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра. Каждый из них задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: Европы, Востока, Азии, Африки, Австралии и Океании и стран Нового Света - Северной и Латинской Америки.
Так называемые «региональные» этнодеревни, расположенные в национальных республиках, отражают традиционный этнический культурный ландшафт. По своей пространственной организации и принципам деятельности они близки к музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, (Ибресинский этнографический музей под открытым небом), Бурятии (этнографический музей народов Забайкалья), в Республике Марий-Эл, (этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянске) и многие другие.
Этнические деревни «локальной культурной традиции» и малых народов России создаются по частной инициативе или по инициативе местной власти. Они имитируют ландшафты локальных культурных групп. К таким объектам, например, относится Поморская «Тоня Тетрина». Это экологический этнографический комплекс в Мурманской области, представляющий собой музеефицированный рыбацкий стан. Музей организован на Терском берегу Белого моря, на месте исторически существовавшей тони, и реконструирует быт поморской тони 20-х годов ХХ века. Восстановлены жилая изба, поварня, амбар, баня, ледник, вешала для сетей. В музее проводятся ознакомительные экскурсии. На территории комплекса постоянно живут его создатели, они занимаются традиционными поморскими промыслами, в которых может принять участие и этнотурист. Предметы обихода - старинные весы, самовар, чугунки, котлы, патефон сами по себе являются музейными экспонатами. Это пример живого культурного ландшафта, полноценной ландшафтной имитации, вживания в пусть ушедшую, но исторически привлекательную культурную традицию. А они сами по себе очень интересны. Само понятие То́ня (в северных диалектах тоня́) - это место на реке или водоёме, на котором производится лов рыбы неводом. Размеры тони бывают весьма различны, иногда до 2 км.
Картины и литографии позволяют создать наглядное представление о происходящих процессах. Визуальный ряд не менее важен, чем литературные источники для воссоздания быта и уклада жизни комплексов.
Некоторые проекты создаются специально для представителей определенного народа, их деятельность носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В местах традиционного проживания коренных малочисленных народов создают так называемые этнические стойбища. Их основное отличие от парков в том, что в качестве этнического объекта обычно выступает музейный экспонат или культурная традиция одного народа. Этническое стойбище «Мань Ускве» функционирует, как детский лагерь, в нем живут в традиционных жилищах, учатся языкам и различным народным промыслам.
В целом, деятельность таких этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой. Примерами этому являются комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии, Этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск Ямало - Ненецкого автономного округа.
Невозможно не отметить, что существует проблема коренных народов Севера – это утрата традиций и культурной идентификации. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов. Также существует проблема взаимодействия коренного населения и туристов. Представители народов ханты и манси озвучили свои опасения в том, что развитие этнотуризма может губительно сказаться на их традиционном образе жизни: туристы занимаются охотой и рыболовством, собиранием ягод и грибов, то есть нарушают экосистему и составляют конкуренцию живущим таким промыслом аборигенам. В специально же воссозданных для посетителей местах этого можно не опасаться.
Еще более мелкое этнокультурное образование — этноподворье. Их, как правило, образуют семьи, которые чтут свои этнические корни и хотят поделиться этими знаниями. Так, семья Ачмизовых в Краснодарском крае собрала в своем домашнем музее около 300 экспонатов. На примере истории своей семьи они рассказывают туристам о быте и традициях черкесского народа. Аналогичным делом – пропагандой своей традиционной культуры — занимается и украинская семья Зварич в Приморском крае.
Этническая деревня представляет собой новый тип культурного ландшафта - имитационный культурный ландшафт, то есть искусственно воссозданный. Он выступает в качестве образной стилизации традиционного деревенского ландшафта при создании этнодеревни на базе реального поселения. Происходит процесс моделирования материальных и духовных составляющих. При строительстве объектов происходит моделирование материальных компонентов - природного ландшафта, архитектуры, производится планировка селения с использованием элементов традиционной хозяйственной и промысловой деятельности. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам – то есть происходит процесс моделирования духовной культуры.
Появление этнодеревень в многонациональных регионах - это общемировая тенденция. Например, Китай является одним из самых многонациональных государств - здесь официально насчитывается 56 этнических групп, из которых 55 принято называть национальными меньшинствами. Путешественников привлекают не только шумные города с крупнейшими небоскребами, но и исторические достопримечательности, а также знакомство с «истинным», нетуристическим Китаем. Туристам интересно посещение отдаленных деревень национальных меньшинств. Туризм начал проникать в традиционные поселения этнических групп, он пока не носит массового характера, то есть не нарушает культурную целостность местного этноса. Местные жители в определенной степени заинтересованы в привлечении туристов, поэтому в крестьянских домах можно обнаружить семейные гостиницы с необходимыми удобствами. Жители в таких деревушках продолжают вести традиционный уклад жизни, занимаются ручным трудом и народными промыслами.
Часто этнические деревни создаются таким образом, что в них соединяются несколько культурных направлений. Примером этого является этническая деревня Леседи. Она расположена в ЮАР, в 40 километрах от Йоханнесбурга. Эта деревня дает уникальную возможность познакомиться с традиционным бытом и укладом пяти коренных народов Южной Африки: зулу, педи, коса, ндбеле и басуто. Первоначально эта деревня принадлежала племени зулу. В 1993 году по задумке Кингслея Холгейта, известного исследователя Африки, в деревне было объединено пять племен.
Непосредственно на месте посетители «погружаются в эпоху» и традиции каждого народа. Экскурсии проводит местный гид, являющийся также вождем одного из племен. Здесь у туристов есть возможность примерить национальную одежду африканцев, посетить жилища и увидеть быт жителей деревни изнутри. После экскурсии их приглашают в Бома - крытый соломой дом, где устраивают шоу с этнической музыкой и танцами коренных племен Африки. Гостям предлагают ужин, состоящий из блюд местной кухни.
В России практика создания подобных комплексов появилась в советский период - в 1960-70-х годах в основном в форме музеев деревянного зодчества. Для сохранения уникальных и традиционных деревенских построек – храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений были разработаны определенные методики. В деятельности самих музеев -заповедников преобладали охранительные и просветительские функции. Типичными для этого периода являются музеи под открытым небом - архангельский музей «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В результате этой деятельности к 1980-м годам XX века во многих регионах были созданы полноценные культурно - ландшафтные комплексы, отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции. На протяжении двух десятилетий - в 1980-90-е годы в музеях - заповедниках происходила ориентация на поддержку традиционных промыслов, организация ярмарок, возрождение традиционных праздников с участием фольклорных коллективов. В музеях - заповедниках консолидировались центры региональной культурной жизни. Сложная ситуация в стране в 90-х годах некоторым образом приостановила эту деятельность.
В 2000-е годы в музеях появляются новые направления развития, в том числе идет развитие этнодеревень, как самостоятельных объектов. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы «этнодеревенских культурных ландшафтов» – национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, и этностойбища. Развитие подобных объектов связано с процессами утверждения региональной и местной идентичности, развитием внутреннего туризма и с глобальными процессами, происходящими в национальной политике.
Этнографические парки, развивающиеся на базе музеев, обладают самой большой научной ценностью. Примером этого является Пермский этнографический парк истории реки Чусовой, основанный в 1981 году. В парке сохранены уникальные постройки ХIХ века, собранные из разных деревень. Были транслитерированы такие объекты, как: кузница, сельская лавка, пожарная станция, крестьянские избы, трапезная, церковь. Так же характерен пример Костромского музея народной архитектуры и быта. Он возник в 1955 году. Сейчас там функционирует около 30 построек-экспонатов: это церкви, избы, амбары и бани. В подобных музеях проводят экскурсии и мастер - классы, представляют игровые и информационные программы, организовывают праздники, «корпоративные встречи» и свадьбы в народных традициях.
Часто понятие «этнодеревня» используется как туристический объект, специально выделенный (оборудованный) для развития этнического туризма, и в некоторых случаях он имеет «привязку» к историческим местам.
Примером создания такой этнографической деревни является казачья станица «Атамань», расположенная в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Выставочный комплекс создан по инициативе губернатора Краснодарского края А. Н. Ткачева и расположен на берегу Таманского залива. На территории комплекса воссоздан быт казачьей станицы, произведена историческая реконструкция (комплекс имеет привязку к историческому месту). Подворья станицы являются своеобразными мини - музеями. Комплекс спроектирован таким образом, что каждое подворье дает посетителям представление о теме, связанной с бытом, материальной культурой, ремеслами, фольклором кубанского казачества. Хаты построены по современным строительным технологиям, но внешне стилизованы под казачьи хаты конца XVIII-начала XX вв. При создании деревни использовались подлинные документы, фотографии, орудия труда, предметы быта конца XVIII-начала XX вв., подаренные жителями Кубани специально для открытия комплекса.
Часть музейных экспозиций комплекса посвящена истории Таманского полуострова в целом. В ней отражены такие темы, как «Долина скифов», исторический парк «Гермонасса», тропа Великого Шелкового пути, копия знаменитого на весь мир Тьмутараканского камня, найденного казаками в конце XVIII в. при разборке старой крепости в Тамани, и хранящегося в настоящее время в Государственном Эрмитаже. Выставочный комплекс «Атамань» несет в себе просветительские функции, часть территории посвящена организации досуга и отдыха, проводятся этнические фольклорные фестивали, проводится реконструкция обрядов кубанского казачества.
Этнические деревни популяризуют культуру местного этноса. Этничностью называют свойства этнической общности, обозначающие её особенные отличия от других общностей. Этничность в этнодеревнях проявляет себя и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях – от фольклора до национальной кухни.
С позиции этнографии такие комплексы являются объектами, сохранившими свой «этнический тип» и обладающие признаками, характерными для традиционной культуры данного этноса. Так как этничность сама по себе является формой общественной организации культурных сообществ, очень важное значение имеет наличие общей исторической памяти. Общие элементы культуры, обладание одним или несколькими общими названиями, представление об общем происхождении приводит к появлению чувства групповой солидарности. Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях.
На сегодняшнем этапе развития подобных комплексов в России региональный принцип организации получил новый импульс. Он проявляется в продвижении инициатив региональных администраций в отношении национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание рассматривается, как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Постройки в таких комплексах представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей, часто аутентичность не имеет большого значения. В таких комплексах создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, передвижные выставки, фольклорные коллективы, контактные зоопарки.
Формирующуюся сейчас систему этнических деревень и музеев национального быта в России можно рассматривать как инфраструктуру развивающегося в стране вида туризма – этнокультурного туризма. Целью его является приобщение к этнокультурному наследию, и он является весьма перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.
Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так и из-за рубежа. В целом тенденция к развитию этой сферы имеет положительную динамику. Необходимо отметить, что в России достаточно много частных этнообъектов, а соответствие своего предприятия заявленной теме и этнографическим источникам не регулируется, что может привести к искажению исторической действительности. То есть, с одной стороны от необходимости завлекать туристов может пострадать культурная ценность и историческая достоверность, с другой стороны люди «на местах» заинтересованы в сохранении своего наследия, популяризации культуры и извлечении прибыли.
Безусловно, необходимо отметить, что тенденция развития этнотуризма свидетельствует о повышении уровня культурного и этнического самосознания граждан. Отечественные туроператоры в поиске новых видов досуга обратили внимание на этнических активистов и местных краеведов. Именно их совместная деятельность влияет на развитие интереса к своим этническим корням, на воспитание патриотизма у граждан многонациональной России, но это невозможно выполнить без принятия местных региональных программ.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ. 2000.
[2] Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации, 2009.
[3] Реестр инвестиционных проектов туристских комплексов и инвестиционных площадок, 2008.
[4] Реестр объектов сельского туризма Российской Федерации, 2008.
[5] Реестр туристских маршрутов в субъектах Российской Федерации, 2008.
[6] Калуцков В.Н., Латышева А.Ю. «Этническая деревня» – новый тип культурного ландшафта. МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва. Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. – URL: Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 7-15. – URL: http://regionalstudies.ru/publication/article/198.
[7] Эколого-этнические деревни. – URL: http://www.travel-mne.ru/restoptions/ecological/ethno_eco_villages/.
[8] Музеи России. – URL: http://www.museum.ru.
[9] Обзор этнопарков России. – URL: http://nazaccent.ru/content/9000-nastoyashee-proshloe.html.
[10] Выставочный комплекс «Атамань». – URL: http://www.atamani.ru.
[11] Этномир-этнографический парк-музей. – URL: http://ethnomir.ru.
[12] Этнопарки Росссии. – URL: http://этнопаркироссии.рф.
[13] Джайлоо-туризм: история и география. – URL: http://tourlib.net/statti_tourism/djailoo.htm.
[14] Деревня национальных меньшинств, Санья. URL: economlegko.ru.
[15] Этническая деревня Леседи. – URL: https://www.tripadvisor.ru.
[16] Этническая деревня Леседи в Йоханнесбурге (Южная Африканская Республика). – URL: http://stirringtrip.com/yohannesburg/dostoprimechatelnosti/yetnicheskaya_derevnya_lesedi.html.
[17] Этно-культурный комплекс «Хаски Лэнд». – URL: http://huskyland.ru/index.php.
[18] Стратегия развития туризма в Камчатском крае до 2025 года. – URL: https://docviewer.yandex.ru/www.ilovekamchatka.ru.
[19] Тоня. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.
© Свиридова О.Ю., 2016.
Статья поступила в редакцию 07.12.2016.
Свиридова Ольга Юрьевна,
старший научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Москва),
e-mail: olgasviridoff@yandex.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2016/4(7)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/108.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.