Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2024.13.70.009

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала
культурной политики в рамках образовательных систем

Аннотация. Ключевая проблема исследования заключается в противоречии между существующим культурно-образовательным потенциалом реализации культурной политики и фактическим уровнем его использования в учреждениях культуры и образования. Результаты исследования основаны на данных многолетних социологических анализов поколений молодежи из различных регионов России. Идентификационная составляющая потенциала и ее актуализация в условиях современного кризиса являются важнейшими аспектами формирования личностной идентичности. Востребованность этой составляющей позитивно сказывается на ценностных установках молодежи, придавая духовно-нравственный ориентир процессам ее профессионального и социального самоопределения. Дальнейшая работа по реализации культурно-образовательного потенциала предполагает разработку новых направлений культурно-образовательной политики, заключающуюся в формировании новых форм сотрудничества между государственными, общественными структурами, культурными, образовательными учреждениями и инициативной молодежью для создания привлекательного образа «новой жизни»для активного и осмысленного участия молодежи в культурной политике регионов.

Ключевые слова: культурно-образовательный потенциал, культурная политика, молодежь, идентичность, культурное наследие.


Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики предполагает актуализацию ее ресурсов путем целенаправленного совершенствования образования и досуга как основных социальных институтов, которые выступают каналами трансляции и развития духовного опыта молодежи.

В Основах государственной культурной политики обозначено усиление роли учреждений культуры в деле исторического и культурного просвещения. Культурно-образовательный потенциал реализации культурной политики может быть использован для решения задач, обозначенных в Указе Президента РФ, утвердившим 8 мая 2024 года Основы государственной политики в области исторического просвещения. Цели этой политики – формирование общероссийской гражданской идентичности, укрепление общности Русского мира на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, борьба с деструктивными идеологическими установками [1].

Успешная реализация стратегии культурной политики через активизацию просветительской и образовательной деятельности для вовлечения в нее детей и молодежи, потребует сближения и взаимодействия на современной основе культурных и образовательных учреждений, сокращения дистанции между этими сферами, в том числе в части регулирования сферы культуры и образования.

Современной молодежи крайне важно понимать и использовать культурный потенциал для своей самоидентификации и формирования ценностных ориентиров через образовательные процессы. В настоящее время молодые люди сталкиваются с глубоким духовным кризисом, который вызван утратой социальных идеалов и разрушением традиционных путей передачи культурных знаний.

Кризис идентичности представляет собой значимый социокультурный фактор, воспринимаемый на индивидуальном уровне как разрыв с окружающей действительностью. Его проявления включают нигилизм по отношению к истории, трудности в решении жизненных задач и нахождении своего места в сфере духовных и моральных категорий, особенно в рамках понятий добра и зла [2].

На культурном уровне данный кризис возник из-за девальвации исторически сложившихся культурных ценностей народов России. Также наблюдается острое противоречие между процессами глобализации и стремлением народов страны сохранить свои традиционные образцы жизни. Культурно-образовательный потенциал наследия может стать значительным ресурсом для формирования индивидуальной идентичности. Он помогает молодым людям в освоении культурных ценностей, развитии патриотизма и передаче исторического опыта от старших поколений, но используется недостаточно эффективно из-за отсутствия действенных механизмов в культурно-образовательной политике.

Таким образом, исследовательская проблема заключается в несоответствии между имеющимся образовательным и просветительским потенциалом культурной политики и уровнем его реализации через взаимодействие культурных и образовательных учреждений. Определение идентификационной компоненты потенциала культурных учреждений и её актуализация в современных кризисных условиях являются ключевыми для достижения личностной идентификации. Это понимание положительно влияет на ценностные ориентиры молодежи и придаёт духовно-нравственное направление её профессиональному и социальному самоопределению.

Актуальность данной проблемы сформировала цель исследования – через анализ существующих работ расширить представление о культурно-образовательном потенциале культурной политики и выявить ресурсы для его реализации.

Оценка культурно-образовательного потенциала подразумевает изучение основных функций образовательных и культурных учреждений в контексте их влияния на мотивацию и ценности молодежи. Анализ научных работ в соответствующем направлении показывает, что значительное внимание в исследованиях уделяется формированию гражданственности у старшеклассников, которые в силу возраста проходят важные изменения в когнитивной и рефлексивной сферах [3]. Слабо развитая ценностно-мотивационная система подростков делает их подверженными манипуляциям, особенно в цифровой среде.

Сегодня формирование духовных и нравственных ценностей у молодежи существенно отличается от процессов, характерных для индустриального и доцифрового общества [4-7]. Исследователи подчеркивают, что в условиях новой пространственно-временной реальности начинают действовать совершенно новые механизмы социализации [8-11], а также безличные формы социального контроля и дисциплинирования [12].

Анализ молодежной аудитории показывает, что патриотизм и гражданственность формируются под влиянием первичных и вторичных акторов. К первичным можно отнести семью и друзей, а ко вторичным — школу, культуру и общественные организации. В исследовании школьников г.Краснодара (оценка по 10-балльной шкале) респонденты оценили влияние социальных институтов на их гражданскую позицию следующим образом: семья — 8,5%; интернет — 7,9%; друзья — 7,7%; школа — 6,5%; художественная культура — 5,4%; СМИ — 5,3%; общественные организации — 4,4%; политические партии — 3,9%.[13].

В научной среде активно обсуждаются проблемы, касающиеся ослабления воспитательной роли школы в формировании гражданской идентичности [14-17]. Это связано с коммерциализацией образовательного процесса в 1990-х годах, когда школа стала рассматриваться как субъект рынка. Международное исследование ОЭСР 2015 года в России показало, что доля учителей старше 50 лет значительно превышает средние показатели стран-участниц и составляет 40%, в то время как молодые педагоги часто сталкиваются с эмоциональным выгоранием и покидают школу в поисках более выгодной работы [18].

В своей работе, посвященной постсоветскому периоду формирования российской идентичности в образовательной сфере, А.А.Эндрюшко рассматривает изменения в государственных стандартах общего образования. Эти изменения прошли путь от документов, регулирующих нормативные аспекты школьного обучения, до программных материалов, акцентирующих внимание на воспитательных функциях образовательных учреждений. Ученый подчеркивает, что «хотя целью является создание российской гражданской идентичности, ее гражданский элемент существенно уступает культурному, а при анализе содержания явно доминируют эмоциональные и нормативно-ценностные компоненты, в то время как поведенческий аспект российской идентичности имеет крайне слабое выражение» [19, с. 95]. В этой связи усиление поведенческого (деятельностного) аспекта может быть достигнуто только через интеграцию школ в практики межсекторального культурного взаимодействия.

Одним из ключевых направлений усиления поведенческого аспекта идентичности в образовательной системе является активное включение школьников в культурные и социальные проекты. Эти проекты могут быть направлены на сотрудничество с различными институтами общества: музеями, театрами, культурными центрами, а также местными сообществами. Такие взаимодействия способствуют не только формированию гражданской активности, но и углублению понимания культурных ценностей, что важно для формирования полноценной идентичности. Кроме того, развитие навыков критического мышления и социальной ответственности учащихся может быть достигнуто через проектное обучение, которое включает в себя исследования реальных проблем и разработку решений на основе группового анализа. Такой подход позволит учащимся не просто усваивать теоретические знания, но и применять их на практике, что способствует формированию устойчивых паттернов поведения, соответствующих российской гражданской идентичности.

Важным аспектом является вовлечение родителей и местных сообществ в образовательный процесс. Создание платформ обмена опытом и идеями между школой, культурными учреждениями и внешней средой поможет расширить горизонты восприятия учащихся, сделает образование более многогранным и связанным с реальной жизнью. Таким образом, интеграция межсекторального культурного взаимодействия может стать тем механизмом, который усилит поведенческий компонент российской идентичности в культурно-образовательной сфере.

Исследуя культурные и исторические аспекты работы образовательных учреждений, важно выделить технологии коммеморации. Например, работа С.Г.Чухина [20] раскрывает их влияние на формирование гражданской идентичности у школьников. Исследование А.Ю.Рожкова и Т.Г.Рунаева [21] анализирует, каким образом материалы школьных учебников по новейшей истории Юга России участвуют в политике памяти.

Группа ученых из Самары провела анкетирование 60052 школьников в 11 регионах России, а также в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы выявить взаимосвязь между историческими знаниями и гражданской идентичностью [22 23]. В ходе работы были определены области формирования гражданской идентичности, среди которых: просмотр исторических фильмов и сериалов (52,3% школьников проявили интерес); посещение школьных и региональных музеев (24,7%); а также изучение истории семьи и краеведения (63,9% участников показали устойчивый интерес). Однако также выявлены и проблемные аспекты: 27,5% школьников не считают нужным читать дополнительную литературу, 40,9% не заинтересованы в историческом контенте в Интернете, а 24,4% не обсуждают исторические темы с близкими. 73,5% не могут посещать выставки в Москве, а 42% школьников не испытывают гордости за историческое наследие России.

Среди выявленных факторов, влияющих на формирование гражданской идентичности, особое внимание заслуживает роль образовательных учреждений. Школы, как ключевые компоненты структуры социума, способны не только передавать исторические знания, но и формировать ценностные ориентиры учащихся. Важно, чтобы учебные программы включали проектные составляющие, направленные на развитие патриотических чувств и уважение к российскому культурному наследию. Для достижения этой цели необходимо развитие интегративных подходов, объединяющих школу, музей и местные сообщества. Проведение совместных мероприятий, таких как конкурсы, выставки и тематические уроки, может значительно повысить интерес школьников к истории и культуре своей страны. Кроме того, участие в таких инициативах помогает формировать активную позицию молодежи в реализации общественно значимых проектов.

Осознание исторической идентичности через призму личной и общественной памяти способствует более глубокому восприятию отечественной истории. Важно продолжать исследования в этой области, чтобы находить новые методы и форматы, способствующие укреплению связи между молодым поколением и культурно-историческим наследием России.

Социокультурные изменения и их воздействие на формирование гражданской идентичности стали темой исследования Т.Бугайчук. Она утверждает, что пренебрежение опытом предшествующих поколений нарушает преемственность и приводит к искажению реального восприятия мира. Автор отмечает, что разрыв исторической преемственности в постсоветской России вызвал психологический дискомфорт в обществе, усилив абсентеизм, сепаратизм и даже экстремизм среди молодежи [24].

Учет региональных и локальных факторов при анализе культурно-образовательного потенциала особенно актуален для территорий с ярко выраженной региональной идентичностью, поскольку это позволит объединить местные патриотические дискурсы и общероссийскую гражданскую идентичность [25]. Региональная специфика формирования духовно-нравственных ценностей и патриотизма молодежи является ключевым фактором, влияющим на развитие культурно-образовательного потенциала в контексте социально-экономических различий, а также этнической и возрастной структуры населения.

Примеры исследований, освещающих формирование идентичности и патриотизма подростков в различных уголках России — на Юге [26], в Сибири [27] и на Урале [28, 29], подчеркивают эту важность. Работы ученых Алтайского государственного университета [30] дают оценку влияния регионов на культурную и гражданскую идентичность. Результаты обзоров подтверждают значимость культурно-образовательного потенциала как ресурса для развития регионов, который позволяет переосмыслить культурные традиции в образовательном процессе и усиливает символическую ценность регионов.

Таким образом, социокультурные изменения оказывают значительное влияние на формирование гражданской идентичности молодежи в различных регионах России. Важно учитывать, что каждая территория обладает уникальной историей и традициями, которые формируют мировосприятие и системы ценностей подрастающего поколения. В этой связи, исследование региональных аспектов становится актуальным для создания образовательных программ, способствующих интеграции местных патриотических идей в рамках общероссийской идентичности.

Кроме того, особое внимание следует уделить взаимодействию образовательных учреждений с местными сообществами. Эффективные программы, направленные на вовлечение молодежи в культурные проекты и инициативы, могут значительно укрепить чувства принадлежности и ответственности перед своим регионом. Это взаимодействие позволит не только сохранить историческую память, но и создать новые образы будущего, основанные на уважении к предшествующему опыту.

Таким образом, для достижения гармоничного развития гражданской идентичности необходимо учитывать социокультурные контексты, в которых воспитывается молодежь. Задача науки и практики заключается в разработке инструментов, объединяющих региональную специфику и федеральные аспекты формирования идентичности, что, в конечном итоге, будет способствовать укреплению социальной сплоченности и устойчивости общества в целом.

Результаты научного обзора показали, что для эффективного использования культурно-образовательного потенциала критически важно создать оптимальные условия для успешной социальной, профессиональной и культурной инициативы. Это позволит молодежи определиться в вопросах развития как своей территории, так и страны в целом, что в итоге повысит качество культурной жизни и будет способствовать социальному и экономическому развитию регионов.

Дальнейшая работа по реализации культурно-образовательного потенциала предполагает разработку новых направлений культурно-образовательной политики, заключающуюся в формировании новых форм сотрудничества между государственными, общественными структурами, культурными, образовательными учреждениями и инициативной молодежью для создания привлекательного образа «новой жизни», который бы стимулировал активное и осмысленное участие молодежи в культурной политике регионов через зрелищные мероприятия, медиа-практики и искусство.

Совершенствование образовательной системы с акцентом на культурный компонент также станет важным шагом в обеспечении культурной идентичности молодежи. Основные социально-культурные институции должны поддерживать и продвигать духовно-нравственные ценности, что будет способствовать сохранению национальной самобытности и пониманию культурной уникальности России и ее регионов.

Для достижения этих целей важно вовлечь молодежь в процесс создания культурных инициатив. Это может быть реализовано через проекты, которые учитывают интересы и потребности молодого поколения, а также через поддержку творческих коллективов и волонтерских движений. Участие молодежи в культурных событиях не только развивает их личностные качества, но и укрепляет взаимосвязи между различными слоями общества, формируя единое культурное пространство. Кроме того, следует акцентировать внимание на интеграции цифровых технологий в культурно-образовательный процесс. В современных условиях, когда информация легко и быстро распространяется через медиа, важно использовать эти инструменты для вовлечения молодежи и продвижения культурных ценностей. Создание молодежных онлайн-платформ для обмена культурным опытом и знаниями может способствовать росту интереса к культурному наследию и современному искусству.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева по теме «Научно-методические основы культурной политики в системе современного российского образования».

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Указ Президента России от 08 мая 2024 г. №314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_476013/П (дата обращения: 10.11.2024).

[2] Чебоненко, О. В. Культурно–символический потенциал региона как фактор формирования культурной идентичности молодежи: автореф. дис. ... канд. культур. – Санкт-Петербург, 2007. – 22 с. 

[3] Селезнева, А. В., Азарнова, А. А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис: Политические исследования. – 2020. – № 5. – С. 101–113.

[4] Кочетова, Ю. А., Емельянова, Е. А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности // Психолого-педагогические исследования. – 2019. – Т. 11, № 4. – С. 147–156.

[5] Вяземский, Е. Е., Евладова, Е. Б. Формирование российской гражданской идентичности личности школьника // Образование личности. – 2013. – № 4. – C. 44–53.

[6] Собкин, В. С. Подросток и политика: изменение ценностных ориентаций // Вопросы образования. – 2008. – № 4. – С. 180–216.

[7] Бабинцев, В. П. Динамика ценностей и жизненных целей российской молодежи / Бабинцев, В. П., Ушамирская, Г. Ф., Ушамирский, А. Э. // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2015. – № 14 (211). – С. 34–40.

[8] Мамина, Р. И., Толстикова, И. И. Поколенческая проблематика в цифровую эпоху: философская проекция // Дискурс. – 2019. – Т. 5, № 6. –
С. 29–41.

[9] Солдатова, Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9, № 3. – С. 71–80. DOI: 10.17759/ sps.2018090308.

[10] Мирошникова, Л. Ю., Бразнец, Е. С. Развитие гибких навыков как способ обучения представителей поколения «альфа» // TheScientificHeritage. – 2021. – № 65. – С. 26–29.

[11] Мухаметзянова, Ф. Г., Степанова, К. И. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения «альфа» в глобальном образовании // Глобальная экономика и образование. – 2021. – № 1(2). –
C. 42–50.

[12] Лапкин, В. В., Семененко, И. С. «Человек политический» перед вызовами «infomodernity» // Полис: Политические исследования. – 2013. –
№ 6. – C. 64–81.

[13] Морозова, Е. В. Жизненные ценности и гражданская идентичность старшеклассников // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – № 5(107). – С. 130–140.

[14] Селезнева, А. В. Роль образовательных организаций в становлении гражданского и национального самосознания школьников // Ценности и смыслы. – 2014. – № 1. – C. 33–46.

[15] Буранок, С. О., Токмакова, П. Д. Подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе // StudiaHumanitatis. – 2021. –
№ 3. – П.н. 6.

[16] Андрюшков, А. А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. – 2011. – № 3. – С. 287–301.

[17] Байбородова, Л. В. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников // Образовательная панорама. – 2015. – № 1 (3). – С. 63–72.

[18] Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS2013) / Пинска, М,. Косарецки, С., Пономарев, А., Бру, И. – Москва : ВШЭ, 2015. – 36 с.

[19] Эндрюшко, А. А. Российская идентичность и школьное образование: современный контекст // Социологическая наука и социальная практика, – 2021. – Т. 9, № 1. – С. 95–110.

[20] Чухин, С. Г. Формирование гражданской идентичности школьников в процессе коммеморативных практик // Х Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: Запад и Восток, воспитательные идеалы : материалы Всерос. науч. конф. / отв. ред. О.Р.Каюмов. – Омск : Амфора, 2021. – С. 14–20.

[21] Рожков, А. Ю., Рунаев, Т. А. Школьные учебники по новейшей истории Юга России как ресурс политики памяти // Южно-российский журнал социальных наук. – 2021. – Т. 22, № 2. – С. 104– 123. DOI: 10.31429/26190567-22-2-104–123.

[22] Буранок, С. О. Гражданская идентичность и история: результаты всероссийского опроса школьников // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 2(56). – С. 272–287.

[23] Буранок, С. О., Водякова, А. О. Формирование российской гражданской идентичности: результаты анкетирования школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2021. – Т. 23, № 79(2). –
С. 180–186. DOI: 10.37313/2413-9645-2021-23-79(2)-180–186.

[24] Бугайчук, Т. В. Становление гражданской идентичности молодого поколения в период социокультурной трансформации современной России: дис. … д-ра полит. Наук. – Москва, 2021. – 432 с.

[25] Кругликова, Г. А. Культурный потенциал региона как фактор формирования гражданской и культурной идентичности школьников // Формирование общероссийской идентичности в поликультурном социуме: научно-теоретические подходы и образовательные практики : сб. / под ред. Г.А. Кругликовой. – Екатеринбург, 2022. – С.104–112.

[26] Колесникова, Е. Ю., Лубский, А. В. Патриотизм и гражданственность в молодежной среде на Юге России: парадигмы социологических исследований // Гуманитарий Юга России. – 2018. – Т. 7, № 5. – С. 174-183.

[27] Лисаускене, М. В. Молодые сибиряки: жизненные ценности и модели поведения «поколения Z»: опыт исследований молодежи Иркутской области в 1991, 2013, 2018 гг. // SiberianSocium. – 2019. – Т. 3, № 1. – С. 46–60.
DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-1-46-60.

[28] Вишневский, Ю. Р., Нархов, Д. Ю. Гражданская идентичность молодежи Свердловской области // Социум и власть. – 2018 – № 1(69). – С. 31–39.

[29] Асеева, Т. А., Шашкова, Я. Ю. Представления о патриотизме школьников Сибирского федерального округа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2021. – Т. 23, № 1. – С. 118–129. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-118-129.


Горлова Ирина Ивановна,
доктор философских наук, профессор, директор Южного филиала
Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Краснодар)
Email: ii.gorlova@gmail.com

Бычкова Ольга Ивановна,
кандидат экономических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник Южного филиала Российского
научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Краснодар)
Email: bychkovaoi@mail.ru

© Горлова И.И., Бычкова О.И., текст, 2024

Статья поступила в редакцию 30.10.2024.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Горлова, И. И., Бычкова, О. И. Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем. –
DOI 10.34685/HI.2024.13.70.009. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 4. – С. 18-24. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/684.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru