2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2024.14.44.003
Наумов В.Б.
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и закономерности цифрового сохранения культурного наследия с учетом обширного опыта создания цифровых объектов, связанных с культурным наследием, и их популяризации в современном информационном пространстве. Анализируются процессы социальной кооперации людей, заинтересованных в сохранении памяти об историческом и культурном наследии России и СССР, приводятся успешные примеры и дается систематизация закономерностей их взаимодействия на примере частного проекта «Сохраненная культура». Рассматриваются принципы организации негосударственной грантовой поддержки цифрового сохранения наследия, вопросы привлечения молодежи к процессам сохранения и доступа к цифровому культурному наследию и анализируются результаты проведенных социально-информационных экспериментов по созданию и популяризации объектов культурного наследия в информационном пространстве.
Ключевые слова: культурное наследие, цифровое сохранение, частная инициатива, проект «Сохраненная культура», принципы сохранения наследия, принципы социальной кооперации, грантовая система, молодежные творческие конкурсы, медийные эксперименты.
Негативные закономерности общественного развития
для сохранения культурного наследия
Сохранение культурного наследия — критически важное направление деятельности общества и государства в современную эпоху перемен. Для его реализации веками функционируют специальные учреждения (например, архивы, библиотеки, музеи), учреждаются фонды и ассоциации, ведется обширная образовательная и просветительская работа государственными и негосударственными вузами и научными организациями. Логично, что наиболее популярным направлением их деятельности сейчас является цифровое сохранение культурного наследия, ведь вся человеческая цивилизация «стройными рядами» погружается в прекрасный (или «прекрасный») цифровой мир.
В современном информационном обществе ресурсы для деятельности по цифровому сохранению культурного наследия может выделять государство и бизнес, реже они могут появляться как массовые общественные инициативы, как вариант – за счет краудфандинга. Нередко встречаются ситуации, когда возникает кооперация между заинтересованными сторонами: например, бизнес самостоятельно создает цифровой сервис, а пользователи формируют с его помощью обширный контент. По такой схеме работают известные в России и в мире медийные сервисы — от видеохостингов и соцсетей до «вики-ресурсов».
Развивающееся сейчас информационное общество, которое многие уже именуют модным термином «цифровое», за счет таких сервисов предоставило широкие возможности, в первую очередь, для создания и распространения массового развлекательного и социально-политического контента, популярность и, соответственно, доходы от предоставления доступа к которому кардинально превышают популярность представленных «в цифре» объектов культурного наследия, которые становятся все менее известными, соответственно, менее популярными, еще более проигрывая ориентированному на массовость контенту.
Понятным ответом на это многие десятилетия является создание специализированных ресурсов и сервисов, предназначенных только для представления объектов искусства, культуры, науки и образования. Представляется, что в России наибольшими кадровыми, финансовыми и технологическими возможностями для этого располагает государство, достигающее за счет бюджетных ресурсов больших результатов [1].
С ними сравнимо по популярности очень ограниченное количество русскоязычных ресурсов, созданных энтузиастами и существующих многие годы, также ставших «визитной карточкой» российского и, возможно, мирового медийного пространства. Это «Библиотека Максима Мошкова» [2], «Старое радио» Юрия Метелкина [3], «ImWerden»: Электронная библиотека Андрея Никитина-Перенского» [4], ряд других ресурсов, например, гораздо менее известный, но впечатляющий проект «PastVu» [5], который собирает с привязкой к местности сотни тысяч фотографий и представляет тем самым, по словам его создателей, «взгляд на историю среды обитания человечества».
Многолетняя известность таких инициатив позволяет популяризировать и делать востребованным «в цифре» те или иные виды и группы объектов культурного наследия. Каждая из них заслуживает подробного описания, деятельность их создателей — социологических исследований, которые бы ответили на вопрос, что является факторами творческого успеха и долголетия этих проектов.
Рассматривая их и анализируя примеры возникших и исчезнувших на просторах Интернета инициатив, представляется интересным поделиться авторской версией ответов на вопросы, как действовать тем, кто хочет самостоятельно и на регулярной основе создавать и представлять для свободного бесплатного доступа наше уникальное, но уходящее в прошлое культурное достояние.
Темпы его исчезновения, несмотря на государственное финансирование оцифровки архивов и фондов, видятся очень значительными для всего мира — финансирования, конечно, не хватает, и очень многое в жизни не хранится в стенах музеев и архивов. Для России ситуация усугубляется сменой советской эпохи и, в целом, социальными потрясениями XX века.
В этой сфере также существует много социально-правовых проблем и барьеров [6]. Система законодательства об интеллектуальной собственности не способствует свободному использованию объектов XX века, от чего страдает, в первую очередь, наследие советской эпохи. Немало ограничений существует для бюджетных организаций культуры, например, для которых проще не предоставить информацию, нежели в чем-либо участвовать. Само понятие «культурное наследие» в отечественном законодательстве соотносится, в первую очередь, с материальной культурой, что давно требует изменения законодательства с учетом процессов цифровой трансформации.
И все это происходит во время цифровой трансформации жизни общества, когда память теряется еще и потому, что ее объективное воплощение не ищется в первых строчках выдачи поисковых запросов в Интернете, представляется сложным для осмысления, поскольку не является развлекательным, требует критического восприятия. Ее почти не рекламируют и все это совсем «не попадает» в востребованные форматы, например, коротких видео, которыми заполнены цифровые платформы.
Также негативное влияние на восприятие человеком и человечеством знаний и культурного достояния активно начинают оказывать технологии искусственного интеллекта, «засоряя» сгенерированным с разными целями содержанием информационное пространство. Данная проблематика заслуживает оперативного междисциплинарного анализа, при этом автор пропагандирует идеи создания «зон, свободных от искусственного интеллекта» [7] и введение обязательной идентификации и маркировки всего, к чему «прикасаются» эти технологии [8].
Завершая краткое описание закономерностей, важно отметить, что считать цифровые технологии приносящими только (преимущественно) вред, кардинально неправильно. Так, создание цифровых архивов государством и бизнесом [9] приводит к росту количества людей, ищущих историческую и краеведческую информацию, обработка больших данных может давать новые методы исследования истории [10], трехмерное моделирование и печать становятся все более распространенным методом исследований археологов и музеев. Этот список примеров можно продолжить и далее.
Однако рассматривать только положительные стороны их внедрения без иных закономерностей также было бы опрометчиво.
Социальная кооперация при негосударственном
цифровом сохранении культурного наследия
Уходят люди, их творческий труд и произведения, о которых мог помнить узкий круг родственников, специалистов и знакомых, скоро исчезнут для человечества, даже если еще где-то будут лежать их материальные копии. При этом простой оцифровки этих объектов недостаточно — нередко требуются комментарии современных исследователей или информация о творце от знавших его людей и, что крайне важно, представление и распространение этих объектов в таких форматах, чтобы их содержание не только было доступно, если кто-то догадается что-либо конкретное поискать, но и будет действительно «доставлено» заинтересованным лицам.
При системном представлении различных объектов культурного наследия в информационном пространстве встают непростые комплексные вопросы организации работы над их формированием и представлением в цифровой форме максимально возможному кругу лиц. Ограниченное количество ресурсов, особенно у частных и некоммерческих инициатив, которые не имеют цели получать доходы от них, лишает возможности, например, покупать их продвижение в Интернете, соцсетях и мессенджерах, организовывать большие офлайновые мероприятия или массово внедрять знания в учебный процесс.
В таких обстоятельствах перед частными инициативами встает проблема эффективной организации социальной кооперации лиц по выбору цифровых объектов (либо оцифровываемых материальных объектов) и планированию ресурсов для их создания, непосредственному созданию, определению форматов для цифрового использования и предоставлению доступа и их распространению. Социальная кооперация при этом может возникать путем сочетания личной человеческой, профессиональной и финансовой заинтересованности вовлеченных в создание и организацию распространения объектов людей.
По сути, речь идет о нахождении баланса интересов: при разной мотивации участников им должно быть интересно и важно вовлечение в инициативу и их действия и деятельность должны вознаграждаться или поощряться — прямо или косвенно. Сама инициатива может требовать значительных прямых расходов, например, на печатное издание книг, аренду оборудования для киносъемки, оплату цифровых сервисов и т.п., что также влияет на возможности частных проектов.
Автор имеет возможность обобщать и делиться обширным практическим опытом, получаемым им в сфере цифрового сохранения культурного наследия. Многолетней эмпирической базой для сбора и обобщения опыта выступает основанный им в 2010 году просветительский, благотворительный, научно-исследовательский проект «Сохраненная культура» [11]. Проект занимается изданием, оцифровкой, изучением, актуализацией и продвижением в информационном пространстве достижений российской и советской науки и культуры преимущественно ХХ века. За 14 лет его развития без государственного финансирования, грантов третьих лиц или благотворительной помощи удалось создать сообщество заинтересованных в его идеях людей из 14 регионов и создать и распространять без извлечения доходов свыше 200 разноплановых объектов.
В таблице 1 представлены количественные результаты деятельности «Сохраненной культуры» за эти годы.
В 2010 году автором была разработана программа-минимум по созданию различных объектов — художественных альбомов, книг, дисков, а также связанной с ними оцифровки частных архивов и коллекций. Ключевые двенадцать объектов из запланированных к созданию, объединенных идеей внимания к памяти семьи автора, были завершены в 2014 году [12], таким образом, закончился первый этап становления проекта.
На втором этапе, продолжавшемся до 2021 года, работа над новыми объектами стала вестись с учетом ежегодного планирования; изначально небольшая группа участников проекта стала расти, вовлекая в создание и работу над объектами неравнодушных к сохранению памяти людей [13]. Он характерен появлением у «Сохраненной культуры» своей кинодокументалистики, определенного общественного признания и наград [14]. Именно с середины прошлого десятилетия постепенно удалось опробовать идеи названной социальной кооперации людей и выйти далеко за рамки личных/семейных интересов автора, создав масштабные издания и фильмы.
На современном третьем этапе, начавшемся в 2021 году, перед постоянно работающей компактной высокопрофессиональной командой «Сохраненной культуры», в числе участников которой отдельно хотелось бы с благодарностью отметить арт-директора проекта Ингу Цветкову, работающую в нем с даты основания, и главного редактора Анну Асмолову, была поставлена задача повышения его медийности и начато совершенно новое направление — грантовая программа. Собрав эмпирику, получив разнообразный, включая и отрицательный [15], опыт, коллектив проекта стал гораздо больше выступать и заниматься научными исследованиями процессов сохранения наследия, обусловленных деятельностью «Сохраненной культуре» и партнерских проектов.
Также важным направлением стало использование цифровых технологий мирового уровня — так возникла инициатива «Цифровой Сталинград» [16].
Появление новых идей и их реализация участниками проекта закономерно приводили к росту количества заинтересованных в нем лиц. Сейчас сообщество его активных членов перешагнуло далеко за сотню и география участников включает в себя Санкт-Петербург, Омск, Москву, Саратов, Новосибирск, Волгоград, Выборг, Тобольск, Самарканд (Республика Узбекистан), другие регионы.
При анализе сделанного и логики «Сохраненной культуры» в 2023 году был публично сформулирован состав ключевых принципов проекта:
1) социальная кооперация участников, увлеченных общей конкретной целью;
2) актуализация знаний с позиций современной науки и культуры;
3) адресная поддержка открытых исследований и образовательных программ по тематике проекта;
4) соразмерность используемых ресурсов;
5) комбинирование объектов, комплексное представление информации в разных цифровых средах;
6) бесплатное адресное распространение материальных объектов;
7) свободный доступ к цифровым объектам и копиям в Интернете.
Первый названный принцип — рассматриваемая социальная кооперация, выступает краеугольным элементом «Сохраненной культуры» [17]. Удалось доказать, что взаимодействие людей, объединенных и увлеченных конкретной целью сохранения памяти о человеке, людях, произведениях, месте или историческом этапе дает возможность концентрировать усилия значительного количества участников на заданном направлении, эффективно расходуя имеющиеся ограниченные ресурсы.
В таблице 2 представлена статистика участия людей в инициативах «Сохраненной культуры» с примерами созданных объектов.
Рассматривая приведенную статистику, можно высказать замечание, что если большое количество людей в авторском коллективе для документальных фильмов в Таблице 1 объяснимо, то для издания книг (не сборников статей) это нетипично.
Первый яркий пример организации социального взаимодействия для создания сложного объекта в проекте относится к 2014 году, когда осуществлялась подготовка коллективной монографии «Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания друзей и коллег» [18]. В Петербурге «каждый месяц <…> собирались десять-двенадцать человек, иногда больше, и вспоминали события их совместной творческой работы, моменты из жизни, находили старые фотографии, обсуждали содержание книги, давали справедливые критические замечания. И именно авторы этой книги написали основную ее часть, искренне рассказав о своей эпохе, благородстве их дружбы и сотрудничества» [19]. Так более полугода много пожилых людей регулярно встречались за трапезой, участвовали в поиске материалов, критически определяли актуальное содержание издания, давали комментарии и вместе писали воспоминания о важном для них и истории страны прошлом.
Через два года модель организации людей нашла свое воплощение вокруг уже не человека, а места — Дома академиков в Санкт-Петербурге, расположенном на Васильевском острове. Это дом, возможно, самый значимый из жилых зданий за всю историю для российской и советской науки, в нем жили и трудились два Ивана Павловича — изобретатель Кулибин и физиолог Павлов, а также первый выборный президент Российской академии наук А.П.Карпинский, В.И.Вернадский, С.Ф.Ольденбург, В.А.Стеклов, П.Л.Чебышев и многие другие великие и выдающиеся ученые нашей державы.
Выстроенная кооперация по написанию книги «Дом академиков. История и судьбы» [20] позволила привлечь к работе и профессиональных историков, и жителей дома, и потомков ученых, живших в нем, что нашло отражение во взаимосвязанных смысловых разделах «память места», «память стен» и «память науки», сочетая исследования с мемуарами и рассказами. Книга получила первую для проекта большую награду, в 2017 году став лауреатом XIII Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина».
Яркие и продолжительные социальные процессы были инициированы при масштабных работах по сохранению наследия выдающегося советского архитектора и ученого, историка градостроительства и архитектуры Виктора Ильича Кочедамова (1912–1971). На протяжении многих лет последовательно «пересекающиеся» коллективы [21] сначала занимались оцифровкой обширного наследия ученого, затем были созданы и распространены DVD-диски с архивами и его трудами, организованы разнообразные мероприятия, связанные с его именем. Огромный архив — 99 бумажных папок, затем представленный в виде свыше 27 тыс. файлов (объем 30 Гб в пригодном для анализа разрешении, свыше 86 Гб — в высоком разрешении) [22] стал основой для работы все увеличивавшегося круга исследователей истории градостроительства и освоении Сибири (В.И.Кочедамов, к тому же, был родом из Омска), которые стали делать краеведческие и исторические открытия, обращаясь к ранее неопубликованным материалам.
Этот интерес позволил развернуть комплексную подготовку четырехтомника трудов Кочедамова, где его исследования комментировались и актуализировались современными учеными. Созданный в такой кооперации большим коллективом результат [23] превзошел все ожидания по отзывам специалистов и получил обширное признание на конкурсах и фестивалях. В Сибири даже возникло полушуточное название «кочедамоведение», затем развившееся на Волге, где в Сталинграде до войны архитектор возвел существенную часть зданий города; ученому при участии проекта «Сохраненная культура» в 2016 году в Омске была установлена мемориальная доска.
Глядя на приведенные примеры, на то, как упоминаются представленные «в цифре» объекты и как распространяется информация о них, стало понятно, что одним из ключевых источников распространения памяти о культурном наследии становятся сами заинтересованные участники проекта.
Так возникают связи и коммуникации, которые можно сравнить с эффектом «кругов на воде»: сотрудничество ядра участников проекта, увлеченных идеей и объединенных конкретной целью исследовать наследие той или иной персоны, историю дома, территории или события, привнося собственный большой творческий вклад, приводит к созданию актуализированного знания — обогащенного культурного наследия в цифровой форме. Находясь в режиме открытого и бесплатного доступа, последнее привлекает внимание других исследователей или просто интересующихся собственной историей и культурой людей, которые начинают изучать обогащенное наследие, взаимодействуют друг с другом и также присоединяются к творческому процессу.
Построение грантовой системы проекта «Сохраненная культура»
и привлечение молодежи
Чтобы усилить этот эффект, в 2022 году «Сохраненная культура» запустила собственную грантовую программу. Она предоставляет гранты на проведение научных исследований, организует и поддерживает творческие и научно-исследовательские конкурсы для студентов, аспирантов и молодых ученых, помогает в реализации развивающих программ для школьников. Важным событием в деятельности проекта стало учреждение именной премии В.И.Кочедамова, первой в истории «Сохраненной культуры».
Содержание работ получателей грантов «Сохраненной культуры», при этом, должно удовлетворять следующим принципам:
1) деятельность и результаты грантополучателей должны были связаны по содержанию с сохранением отечественного культурного наследия, близки идейно проекту «Сохраненная культура», являться новыми и оригинальными;
2) тематика работ должна быть понятна и интересна широкому кругу лиц и результаты пригодны для массового распространения в цифровой форме;
3) желательна смысловая взаимосвязь с изданными объектами или персонами, наследие которых освещалось «Сохраненной культурой»;
4) желательно по результатам исследований осуществление грантополучателями образовательной и просветительской деятельности;
5) желательно создание методических материалов, включая образовательные, которые могут быть без узкоспециальных знаний и безвозмездно использованы любыми заинтересованными лицами в их деятельности по сохранению культурного наследия, в том числе, путем образовательной и/или просветительской деятельности.
Из указанной системы возможны исключения, но в целом проект старается придерживаться этих принципов. Таким образом, они в совокупности направлены на то, чтобы создать условия для возможного распространения результатов грантов без дополнительных значительных бюджетов на продвижение.
Таким образом, это тоже может приводить к реализации вышеупомянутого эффекта «кругов на воде» и соответствует приведенному выше принципу проекта — адресной поддержки открытых исследований и образовательных программ по тематике проекта «Сохраненная культура». Для понимания, как осуществляется их практическая реализация, в таблице 3 (открыть файл PDF) представлена краткая информация о грантовой деятельности [24].
Практика показала, что проведение мероприятий по сохранению культурного наследия в форме конкурсов находят значительный отклик среди молодежи, и в середине 2024 года была начата масштабная подготовка к новому конкурсу — всероссийскому конкурсу молодых художников, исследователей и дизайнеров «БИА_АРТ» [25], направленному на развитие и укрепление преемственности поколений в художественном творчестве.
Его идея состоит в том, чтобы привлечь молодых творцов к творческому осмыслению, актуализации и популяризации художественного наследия выдающегося советского и российского графика, мастера театрального плаката и книжной иллюстрации Ольги Биантовской [26].
Старт конкурса приурочен к 60-летию творческой деятельности художника, в рамках него предстоит найти, привлечь и поддержать молодых талантливых авторов: художников, дизайнеров, исследователей, искусствоведов, обратить их внимание на богатое художественное наследие советской эпохи и создать условия для творческого переосмысления шедевров графики и плаката второй половины XX века и придания им нового, современного звучания с использованием новых цифровых технологий.
Далеко не во всех случаях необходимо организовывать ресурсоемкие и длительные социальные инициативы по сохранению тех или иных объектов культурного наследия. Возможны ситуации, когда удачная идея и даже стечение обстоятельств с их крайне ограниченной ресурсной поддержкой может привести к оперативным и наглядным социальным результатам, вызвав значительный медийный эффект для участников.
Так, откликнувшись на обращение граждан и администрации муниципального округ Василеостровского районе, в октябре 2023 года проект «Сохраненная культура» решил …спасти популярного дракона, точнее, выделил грант на восстановление арт-объекта «Дракон» на детской площадке по адресу: г. Санкт-Петербург, 8-я линия Васильевского острова, двор дома № 23 [27]. Известно, что трехголовую фигуру дракона Васьки из бетона и стали изваял в 1979 году ленинградский художник-самоучка В.А.Трубаков (1947–2009). После этого арт-объект неоднократно перекрашивался и реставрировался, однако осенью 2023 года выяснилось, что дракона снова надо «лечить»: в правом боку у Васьки образовалась обширная дыра, а одна из голов лишилась челюсти.
Инициатором ремонтных работ выступила петербургская активистка А.Ф.Фисенко. На средства «Сохраненной культуры» были куплены краски и других расходные материалы – и всего за полмесяца дракон стал зеленым, здоровым и красивым. Активное участие в восстановительных работах приняли юные жители соседних домов и школьники из других районов Санкт-Петербурга вместе с родителями.
Сюжеты о спасении дракона (в преддверии года Зеленого Дракона по восточному календарю) вышли на многих телеканалах, Интернет-изданиях и газетах. Но настоящий бум вокруг новости о драконе и участии в ремонтных работах проекта «Сохраненная культура» случился в социальных сетях, преимущественно во ВКонтакте. Даже по самым скромным подсчетам, за короткий период с 19 по 22 октября 2023 года (финальный этап восстановительных работ) там было опубликовано свыше 150 стихийных постов по теме, а общее количество просмотров превысило отметку в 100 тысяч. Таким образом, уверенно можно утверждать, что во ВКонтакте тема «завирусилась» и произошло это самым естественным (органическим) образом. При этом триггером выступили публикации в официальных СМИ, в первую очередь, сюжеты в теленовостях, вокруг публикации и перепостов которых разворачивалось основное обсуждение [28].
В последнем примере снова реализовалась модель «кругов на воде», когда кооперация и сведения о процессе и результатах кругами распространялись по медийному пространству, привлекая все новых участников.
Привлечение внимания общества и молодежи
к культурному наследию в цифровом мире
Очевидно, что когда создается непростой по содержанию объект, сохраняются знания и наследие, требующие осмысления и времени и даже профессиональной подготовки для их восприятия, всегда важно найти свою аудиторию. Тут реклама (обычно безадресная) может не помочь. Так, в рамках проекта «Сохраненная культура» в начале 2023 года родилась акция «Дарим книги библиотекам», направленная на реализацию одного из главных принципов деятельности проекта «Сохраненная культура» — бесплатное адресное распространение материальных объектов и свободный доступ к цифровым объектам и копиям в Интернете.
Ранее все печатные издания и DVD-диски проекта с момента его основания рассылались на безвозмездной основе в библиотеки, музеи, научно-исследовательские и учебные заведения, но теперь эта деятельности стала системной по сформированному обширному списку адресов.
Создание в цифровой форме объектов культурного наследия и организация доступа к ним являются необходимыми, но не достаточными условиями успеха — можно потратить много ресурсов и для личного удовлетворения сделать материал или объект, но с ним познакомятся всего десятки или сотни людей за длительный промежуток времени.
Можно утверждать, что в современных информационных реалиях цифровое сохранение культурного наследия следует понимать шире, нежели обычно принято вкладывать в этот термин. Сохранение — это не только создание произведений, актуализация старых исследований и объектов и их представление в цифровой форме с организацией доступа к ним. В современных условиях это также и продвижение объектов и привлечение внимания к ним.
Для изучения того, что и как привлекает внимания, проект стал проводить медийные эксперименты с собственным контентом.
У «Сохраненной культуры» существует группа в ВК, канал в Телеграм и каналы в Rutube и YouTube. До недавнего времени проект в принципе не занимался дополнительным привлечением аудитории и количество их подписчиков росло крайне медленно, не превышая несколько сотен. В разы более посещаемым являлся YouTube-канал [29], что неудивительно, поскольку на нем сейчас размещено свыше 75 видео, включая 5 полнометражных документальных фильмов, которые в совокупности посмотрели свыше 240 тысяч раз.
Несмотря на происходящее с лета 2024 года замедление функционирования сервиса, очень показательны тенденции, которые были выявлены в результате проведенных исследований.
В отсутствие финансовой возможности и, что главное, цели резко повысить показатели проекта именно за счет оплачиваемой рекламы, было решено начать экспериментировать с привлечением аудитории за счет информационных кампаний.
В качестве основы первого коммуникационного эксперимента был выбран метод разбиения значительных по длительности видеоматериалов на короткие смысловые фрагменты, содержащие небольшую историю, один факт или мнение.
Целесообразность реализуемого метода объясняется печальной особенностью, которую автор наблюдает не только в связи со своим проектом: если группа/канал не имеет очень большого количества подписчиков и в ней появляется материал длительностью от 8-10 минут, вероятность того, что такой материал привлечет существенное внимание и соберет заметное количество просмотров, будет невысока. Кроме того, если учитывать внутреннюю информацию каналов, то, например, по статистике YouTube, пользователи обычно смотрят первые несколько десятков секунд или несколько минут видео, но это засчитывается за полноценный просмотр. Таким образом, основную содержательную часть материала большинство посчитанных зрителей не видит и не усваивает, а ключевая задача — обеспечить общественный доступ к знаниям — решается формально (количественно) и неэффективно.
Это означает, что для увеличения совокупного количества просмотров канала и числа подписчиков на платформах может быть целесообразно представлять доступный для их аудитории контент в востребованных форматах — неслучайно почти на всех видео-сервисах и платформах появился формат коротких видеороликов. Правда, в подавляющем большинстве им свойственно поверхностное и развлекательное содержание.
Коллектив проекта в качестве ироничного названия выбрал для этого эксперимента фантазийный термин «рилзация» [30] творчества.
Весной 2024 года техника «рилзации» отрабатывалась на материалах совместных выступлений краеведческого проекта «VisitKomarovo» и «Сохраненной культуры» в лектории «Ученые в Петербурге: жизнь и традиции», посвященном 300-летию Российской академии наук, при поддержке петербургского Дома ученых им. М. Горького, а затем — на короткометражном документальном фильме «Русский немец Гиттерман» [31] (длительность 40 минут), смонтированном в мае 2024 года из материалов, преимущественно не вошедших в фильм «Сохраненной культуры» 2018 года «Надежда на спасение» [32], рассказывающих о судьбах духовенства и жителей Саратовской губернии до и после революции.
Во второй половине июня 2024 года — к годовщине начала Великой Отечественной войны — из наиболее известного и признанного на кинофестивалях документального фильма проекта «Архитектуры блокады» (2020, 80 мин.) [33] было взято 20 кратких сюжетов. Сам фильм снят в жанре расследования. Картина раскрывает неизвестные факты о маскировки блокадного Ленинграда и рассказывает о людях мирных профессий: архитекторах, инженерах, художниках и альпинистах, защитивших от уничтожения знаменитые на весь мир здания и памятники.
Сюжеты коротких роликов строились вокруг исторически значимых и при этом интересных фактов, как правило, не известных или мало известных широкой аудитории. Затем на протяжении трех недель (не считая выходные) видео последовательно публиковались на канале «Сохраненной культуры». Состав ставших популярными в результате «рилзации» материалов, информация о них (с их «говорящими названиями») и количеством просмотров, дата публикации и длительность в секундах представлены ниже на Рис. 1 [34].
На рис. 2 и 3 представлена статистика посещений канала «Сохраненная культура» за период «рилзации» и изменение количества его подписчиков.
Из эксперимента по «рилзации» «Архитектуры блокады» были сделаны следующие выводы. Во-первых, резко возросла посещаемость канала проекта именно за счет показа коротких роликов (суммарно почти на 40%!), при этом рост количества показов самого фильма «Архитектура блокады», на который везде стояли ссылки, был незначительным. Сами ролики «работали» мимолетно — только в течение светового дня по московскому времени, по истечении 24 часов их почти никто не смотрел.
Во-вторых, значительно повысилось количество подписчиков канала. Это можно считать важным обстоятельством для всех, кто занимается своими каналами на медиа-платформах. Анализируя внутреннюю статистику, закономерно оказалось, что больше зрителей у коротких роликов среди молодежи.
В-третьих, возникала необъяснимая периодичность — регулярно возникали «всплески» посещаемости и явное «падение интереса». В отношении этого можно строить различные догадки.
Во время показов также анализировалась их часовая статистика и уже на основе нее можно было выдвигать интересные гипотезы о действии алгоритмов платформы и управлении массовым восприятием контента.
Тем не менее, автор воздержится от их публичного анализа до следующих экспериментов на этой и других медийных платформах [35], сразу отметив, что никакой смысловой корреляции сюжетов с их популярностью (одни темы объективно интереснее или проще в понимании, другие нет) установить не удалось: все темы объективно выглядели равнозначными, но почему-то многое интересное просто не смотрели, а для меньше части с четкой периодичностью этот интерес возникал.
Выводы
Представляется стратегически важным понимать под сохранением наследия в цифровую эпоху оцифровку знаний и достижений прошлого с их одновременной творческой актуализацией и представлением в форматах, понятных и популярных в современного обществе.
Обобщенный опыт проекта «Сохраненная культура» позволяет говорить о том, что для цифрового сохранения культурного наследия возможно предлагать эффективные современные форматы и механизмы кооперации и коммуникаций людей, позволяющие достигать важных результатов — не только представлять объекты «в цифре», но и делать их и связанные с ними идеи популярными, без обширного финансирования.
Социальная кооперация заинтересованных людей в этой сфере является основой долгосрочных процессов, которые должны восприниматься обществом и государством как значимые и исследоваться и предлагаться в качестве основы взаимодействия и развития молодежи, специалистов и энтузиастов.
Понятные цифровые форматы, возможность не только изучать, но и участвовать в актуализации знаний, соучастие в культурных процессах и ориентация на общественную пользу могут здесь являться средствами привлечения молодежи к развитию Российского государства и построения «мостов» между прошлым и будущим.
Медийность результатов деятельности в рассматриваемой сфере должна соотноситься с объемами затраченных финансовых и нефинансовых ресурсов и стать необходимым, но, конечно, не единственным средством оценки эффективности информационного воздействия сохраненного цифрового достояния.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Безусловным лидером здесь выступает имеющий большое финансирование портал «Культура.РФ», ежедневное количество пользователей которого превышает многие сотни тысяч, а также сайты главных российских библиотек.
[2] URL: https://lib.ru.
[3] URL: http://staroeradio.ru.
[4] URL: https://imwerden.de.
[5] URL: https://pastvu.com.
[6] Подробнее см: Наумов, В. Б. О социально-правовых вопросах сохранения культурного наследия в цифровую эпоху // Шестые Бачиловские чтения : сб. статей участников Междунар. науч.-практ. конф. – Москва : ИГП РАН, 2023. – С. 26-37.
[7] Наумов, В. Над цифрою во «лжи» // Коммерсантъ : [сайт]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/618444 (дата обращения: 24.08.2024).
[8] Наумов, В. Как нарушить интеллектуальные права с помощью ChatGPT? // Сноб : [сайт]. 07.09.2024. – URL: https://snob.ru/profile/406492/blog/3059671 (дата обращения: 24.08.2024).
[9] В России, в частности, достоин внимания сервис «Яндекса» (https://yandex.ru/archive).
[10] См, например, Центр «Прожито» ЕУСПб (https://prozhito.org), чья инициатива обработки личных документов из частных собраний может принести много откровений.
[11] URL: http://prescult.ru.
[12] Наумов, В. Б. Идеи и единомышленники «Сохраненной культуры» // Коллекция «Сохраненная культура». Книги, архивы, графика, живопись, кино, 3D-панорамы. – Санкт-Петербург : Сохраненная культура, 2017. – С. 6.
[12] Подробнее история ряда объектов изложена в статье: Наумов, В. Б. Методология сохранения культурного наследия на примере проекта «Сохраненная культура» // Ценности и смыслы. – 2023. – № 2(84). – С. 6−23.
[14] Подробнее см.: URL: https://prescult.ru/awards.
[15] Скажем, 6 лет не удается установить на Доме академиков памятную доску И.П.Кулибину в Санкт-Петербурге. Также не стартовала инициатива «Сохраненная радио», когда проекты «Сохраненная культура» и «Старое радио» вместе пытались для тяжело больных людей организовать в тестовом режиме в медицинском учреждении трансляцию записи радиоэфира их молодости – советских времен.
[16] Подробнее см.: URL: https://kochedamov.ru/3d_stalingrad. В рамках «Цифрового Сталинграда» была создана и тестирована методология воссоздания аутентичных трехмерных макетов уничтоженных в Сталинградскую битву зданий путем обработки старых фотографией и кинохроники с их изображениями. Результаты работ были представлены в статье «Методологияцифрового сохранения архитектурного наследия в общественной инициативе “Цифровой Сталинград”» (авторский коллектив: В.Б.Наумов, Е.С.Радченко, А.Н.Асмолова, П.П.Олейников, О.Г.Мельникова)в журнале «Архитектура и строительство России» (2023/3).
[17] Наумов, В. Б. Методология сохранения культурного наследия... С. 12.
[18] Александра Махровская: ученый и градостроитель. Воспоминания друзей и коллег. – Санкт-Петербург : Сохраненная культура, 2014. – 400 с.
[19] Наумов, В. Б. История проекта «Сохраненная культура» // Александра Махровская: ученый и градостроитель... С. 389.
[20] Дом академиков. История и судьбы : монография / под ред. В.Б. Наумова. – Санкт-Петербург : Сохраненная культура, 2016. – 380 с. Как и все издания, книга находится в открытом доступе в Интернете по адресу: https://prescult.ru/obj_books_da.
[21] Подробную хронологию сохранения наследия В.И.Кочедамова см.: https://kochedamov.ru/chronology.
[22] Опыт подготовки четырехтомного издания «В.И.Кочедамов. Труды по истории градостроительства с комментариями современных ученых: принципы создания и реконструкция научного творчества» / Асмолова А.Н., Наумов В.Б., Кузеванов В.С., Сорокин А.П. // VI Ядринцевские чтения : Материалы Всерос. науч.-прак. конф. / Отв. ред. П.П.Вибе. – Омск, 2021. – С. 269.
[23] Книги доступны в Интернете по адресу: https://kochedamov.ru/works.
[24] Подробнее о большинстве грантов см.: https://prescult.ru/obj_grants.
[25] См. подробнее: https://biantovskaya.ru/contest.
[26] См. подробнее о творчестве О.А.Биантовской: https://biantovskaya.ru
[27] Изображение «Дракона на Васильевском» и истории о нем см., например: «Двор с драконом в Санкт-Петербурге – популярное место отдыха для жителей и гостей Васильевского острова» // Петербург Центр : [сайт]. – URL: https://peterburg.center/story/dvor-s-drakonom-v-sankt-peterburge-populyarnoe-mesto-otdyha-dlya-zhiteley-i-gostey (дата обращения: 05.09.2024).
[28] Акция «Спасти дракона», организованная при финансовой и медийной поддержке проекта «Сохраненная культура», удостоилась премии «Петербург будущего – 2024», учрежденной журналом «Собака.ru» для авторов самых резонансных и полезных социокультурных проектов Санкт-Петербурга, в номинации «Инициатива года».
[29] URL: https://www.youtube.com/@prescult (дата обращения: 16.08 2024).
[30] От термина “reels”, используемому, правда, на других медийных платформах. В YouTube же короткие видео называются «шортами» (от англ. “shorts”), однако русскоязычные производные от этого слова вызывают неправильные ассоциации.
[31] URL: https://prescult.ru/obj_films_gitterman (дата обращения: 16.08 2024).
[32] URL: https://prescult.ru/obj_films_nadezhda (дата обращения: 16.08 2024).
[33] URL: https://prescult.ru/obj_films_ab (дата обращения: 16.08 2024).
[34] Здесь и далее статистика (в форме скриншотов) взята из раздела администратора YouTube-канала «Сохраненная культура» по состоянию на 20 июля 2024 г.
[35] Если происходящее с лета 2024 года «торможение» YouTube в России продолжится, то следующий эксперимент будет проходить уже в других условиях, что скажется на объективности сравнения результатов «рилзации». В этом случае «рилзация» будет осуществляться на устойчиво работающих в стране платформах.
Наумов Виктор Борисович,
доктор юридических наук,
главный научный сотрудник Института государства и права РАН,
профессор Московской государственной юридической академии
им. О.Е.Кутафина (Москва), руководитель проекта «Сохраненная культура»
Еmail: nau@russianlaw.net
© Наумов В.Б., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 10.10.2024.
Публикуется в авторской редакции.
Ссылка на статью:
Наумов, В. Б. Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия–DOI 10.34685/HI.2024.14.44.003. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 4. – С. 74-87. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/691.html.
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.