2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2024.90.71.002
Путрик Ю.С.
Роль объектов культурного наследия и туризма как факторов культурного суверенитета
Аннотация. В современных условиях информационного общества вопросы укрепления цивилизационной идентичности и культурного суверенитета приобретают особую актуальность и важнейшим направлением этой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и общественных организаций в сфере культуры является сохранение объектов культурного наследия и формирование аутентичной культурной среды на региональном и муниципальном уровнях.
Ключевые слова: объекты культурного наследия, культурный суверенитет, русская усадьба, туризм, культурная среда.
Культурный суверенитет нашей страны базируется на историко-культурных ценностях российской цивилизации, важнейшим материальным компонентом которых являются объекты культурного наследия (ОКН) – памятники, ансамбли, достопримечательные места и, конечно же, русские усадьбы XVIII-XIX вв. как особая линия, присущая российской истории.
В нормативно-правовом поле понятие «культурный суверенитет» представлено в Основах государственной культурной политики как «совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [1].
При обострении межцивилизационного противостояния, характерного для современного периода международных отношений, вопросы укрепления культурного суверенитета России становятся все более актуальными, т.к. в условиях развития информационных коммуникаций опасность снижения культурного суверенитета, безусловно, возрастает, и поэтому меры по его укреплению должны стать более комплексными и целенаправленными. Это не означает полную изоляцию от международных коммуникаций и взаимодействия в сфере культуры, но предполагает следование принципу приоритетности российской культуры в плане её государственной поддержки в целях придания устойчивости по отношению к внешним негативным влияниям и недопущения размывания российских культурных ценностей. В этой связи возрастает необходимость совершенствования форм и методов эффективного обеспечения государственной и общественной поддержки культурного суверенитета страны на федеральном и региональном уровнях.
Говоря о факторах обеспечения культурного суверенитета, заметим, что государственная культурная политика реализуется в едином не только культурном, но и географическом пространство регионов Российской Федерации с расположенными на их территориях объектами культурного и природного наследия (ОКПН). Последние являются материальной основой, непосредственными носителями исторической памяти и, таким образом, важнейшим фактором обеспечения культурного суверенитета наряду и в совокупности с образованием, воспитанием, просвещением и языком. Если у нас воспитательный, образовательный и просветительский процессы, связанные с трансляцией исторической памяти, не будут подкрепляться аутентичным восприятием конкретных историко-культурных объектов, то эффективность мер по обеспечению и укреплению культурного суверенитета не будет отвечать запросам государства и общества.
Сложность и многоуровневость системы обеспечения культурного суверенитета актуализирует задачу организации системы управления культурным суверенитетом. Такие вопросы уже поднимаются в научных публикациях. Так, С.Ф. и Ю.С Черняховские предлагают создание Федерального комитета по культурной политике, одним из направлений деятельности которого могли бы стать вопросы исторической памяти, противодействия фальсификациям истории [2].
Комплексность мер по обеспечению культурного суверенитета предполагает функционирование нормативно-правовых, административных, финансово-экономических, информационных, организационных и иных механизмов, скоординированно используемых государственными и общественными организациями не только по сохранению объектов культурного наследия как неотъемлемой части окружающей культурной среды, но и активному вовлечению памятников, ансамблей, достопримечательных мест и усадебных комплексов в культурный и туристский оборот. Туризм и краеведение выступают мощными инструментами и средствами закрепления и продвижения историко-культурных ценностей в сознании граждан России и граждан других стран, посещающих нашу страну с культурно-познавательными, деловыми, лечебно-оздоровительными и иными целями. Особая роль в обеспечении культурного суверенитета принадлежит коммуникационным каналам и информационным системам, посредством которых транслируется интерпретируемая информация об объектах культурного наследия.
Назрела необходимость формирования принципиальной модели обеспечения культурного суверенитета и управления им, включающей базовые факторы, компоненты внешней и внутренней среды, субъекты и объекты культурного суверенитета, методы и механизмы его обеспечения. В этой модели ОКН могут и должны занимать важное место как базовый компонент, питающий систему обеспечения культурного суверенитета.
По отношению к объектам культурного наследия – памятникам, ансамблям, достопримечательным местам, забота о сохранении которых сегодня возрастает, должны приниматься действия не только по их выявлению, сохранению и т.д., предполагающие их восстановление, реконструкцию, консервацию и др. усилия для их физической сохранности, но и решение вопросов по усилению их функции как важнейшего компонента культурной, туристской и образовательной среды. Имеется в виду обеспечение их доступности, инфраструктурного обустройства, возможностей включения в туристский маршрут, экскурсии, проведение каких-либо мероприятий событийного характера в месте их расположения в увязке с тематикой памятника, использование сведений и упоминаний о памятнике в литературных произведениях, театральных постановках, при производстве кинофильмов, в культурных индустриях и социокультурном проектировании при формировании культурных и туристских продуктов. К примеру, с 2021 г. реализовывается туристский проект под названием «Золото русской литературы» как одна из культурно-просветительских программ для школьников в рамках национального проекта «Культура» (2021–2024 гг.). Участие в этой программе принимают дети из 9 регионов нашей страны.
Программы нацпроекта направлены на повышение интереса к изучению российской культуры, истории, литературы, традиций народов России. Всего в нынешнем году в проекте принимают участие свыше 14 000 школьников. Трёхдневная экскурсионная программа включает знакомство с культурными и историческими объектами Орла, Орловской и Тульской областей. Помимо обзорных экскурсий по городам, изучения экспозиций тематических музеев и прогулок по паркам и заповедникам, школьники посещают музей-усадьбу И.С.Тургенева, родовое имение семьи Толстых в селе Николо-Вяземское, усыпальницу А.А.Фета, смотрят в визит-центре национального парка «Орловское Полесье» фильм о разведении в нём зубров, посещают Святой источник Казанской иконы Божией матери и ездят на экскурсию по мемориальной мастерской художника А.И.Курнакова.
При разработке проектов туристско-рекреационного обустройства территории, формировании туристско-рекреационных кластеров, мастер-планов и других типов проектов на региональном и муниципальном (местном) уровнях весьма важны тщательный учет и оценка историко-культурного потенциала территории, что в конечном итоге позволяет правильно выбирать приоритеты при выборе места для размещения и создания туристских инфраструктурных комплексов. Пока же нельзя сказать, что эти моменты учитываются в полной мере. В этой связи можно констатировать, что организаторы туризма как на федеральном, так и на региональном уровнях оказались не готовы к резкому увеличению спроса на посещение регионов отечественными и иностранными туристами. Так, 30 октября 2022 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин утвердил перечень поручений различным органам власти по итогам заседания Президиума Госсовета РФ. Поручения касаются многих проблем развития туризма [3].
Фактическим исполнителем большинства поручений по созданию объектов туристской инфраструктуры на территории страны является Корпорация «Туризм.РФ», образованная по решению Правительства РФ в 2020 г. Заметим, что впервые в истории нашей страны государством создан специализированный институт развития с лице Корпорации «Туризм РФ», нацеленный на построение комплексных туристических объектов и развитие туристической инфраструктуры. Сегодня корпорация развивает свою деятельность в десятках регионов, привлекая в т.ч. и частные инвестиции. Партнерами корпорации являются Минприроды, Минстрой, Минфин, Минэкономразвития, Росимущество и ряд других организаций федерального уровня. Однако среди них нет Министерства культуры, что вызывает вопросы по части квалифицированного выбора мест и локаций для масштабного строительства объектов туристической инфраструктуры в правильной привязке к объектам культурного наследия и, в частности, усадьбам.
Поручениями Президента РФ предусмотрено также создание специальной межведомственной комиссии в целях комплексного решения вопросов, касающихся возрождения исторических усадеб, их приспособления для оказания гостинично-туристских услуг, осуществления культурных мероприятий. Поэтому в состав партнёров Корпорации «Туризм.РФ» было бы целесообразно включить Министерство культуры РФ как организацию, представители которой участвовали бы в процедурах качественного выбора местностей и локаций для создания туробъектов в обоснованной привязке к материальным и нематериальным культурным ценностям, на базе которых методами социокультурного проектирования и креативных туристских индустрий можно создавать привлекательный и конкурентоспособный туристский продукт.
В России насчитывается несколько общественных организаций, связанных с русской усадьбой, появляются также специальные управляющие компании по тематике усадеб: например, Управляющая Компания «Усадьбы и парки» [4], которая действует в Липецкой области, имеет успешный опыт привлечения частных инвесторов для восстановления разрушенного памятника архитектуры «Усадьба Скорняково-Архангельское» [5] и приспособления его под современное использование. Сегодня там предоставляется широкий спектр услуг в летний и зимний периоды, включающий не только экскурсии по усадьбе и изысканное гастрономическое предложение, но и конные прогулки по окрестностям, гостевые дома, активный отдых, мини-зоопарк, экологическую тропу, венчание и крестины, детские праздники и многое другое [6]. Все это гармонирует и прямо или косвенно соответствует традиционным историко-культурным российским ценностям – обычаям и традициям русской культуры и, соответственно, представляет важный компонент основания культурного суверенитета России в конкретном регионе.
Аналогичную картину оказания эффективного комплекса услуг можно наблюдать и в восстановленной усадьбе Гребнево в Подмосковье [7] и еще в целом ряде других ярких и успешных реализованных проектов. Это свидетельствует о все возрастающем интересе общества к вопросам сохранения и использования усадебных комплексов, которых на территории России в настоящее время находится около 3 тысяч [8]. Заметно расширяются реставрационные и восстановительные работы.
Большая работа по актуализации историко-культурных ценностей в культурно-досуговой и туристской сферах проводится государством и общественными организациями на особо охраняемых природных территориях, особенно в национальных и природных парках. Так, результатом многолетних исследовательских и научно-организационных усилий и совместных работ Института Наследия и дирекции Национального парка «Кенозерский» стало внесение в июле 2024 г. территории этого национального парка в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как объекта всемирного наследия «Культурный ландшафт Кенозерья» (Архангельская область). Он включает в себя сельский ландшафт, формировавшийся с XII века с традиционными деревенскими поселениями с памятниками деревянного зодчества: церквями, часовнями, избами, расположенными в живописном окружении северных озёр и рек, лесов и полей [9]. Кенозерье стало 33-м объектом всемирного наследия, расположенным на территории Российской Федерации, что, несомненно, окажет большое влияние на повышение уровня его туристской привлекательности для российских и иностранных граждан.
Поэтому, как видим, вопросы сохранения ОКПН сегодня ещё в большей степени требуют внимания как в плане их выявления и сохранения, так и в направлении их эффективного использования в целях укрепления цивилизационной идентичности российских регионов и культурного суверенитета.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
[1] Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. –
URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301250004 (дата обращения: 12.01.2024).
[2] Черняховский, С. Ф., Черняховская, Ю. С. Вызовы и угрозы культурному суверенитету РФ и меры по противодействию. – Текст: электронный // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации : сб. материалов круглого стола. Москва, 2021. – Москва : ИМЦ. 2021. – С. 657–669. –URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49291464 (дата обращения: 05.11.2024).
[3] Президент утвердил перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 6 сентября 2022 года // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69735/ (дата обращения: 21.01.2024).
[4] Образовательные интенсивы РГУТИС для студентов и выпускников высших учебных заведений Российской Федерации // Российский государственный университет туризма и сервиса : официальный сайт. – URL: https://rguts.ru/news/view/1077 (дата обращения: 07.05.2024).
[5] Наследие Империи : информационный портал. – URL: https://rusnasledie.info/nachnut-li-v-rossii-vozrozhdat-razrushennye-usadby/ (дата обращения: 02.05.2024).
[6] Дворянская усадьба : информационный портал. – URL: https://usadba-nadonu.ru/ (дата обращения: 02.05.2024).
[7] Усадьба Гребнево : [сайт]. – URL: https://usadbagrebnevo.com/ (дата обращения: 02.05.2024).
[8] Ассоциация владельцев исторических усадеб : официальный сайт. –
URL: http://nashiusadby.ru/category/smi/ (дата обращения: 02.05.2024).
[9] Российский объект «Культурный ландшафт Кенозерья» внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО // Институт Наследия : официальный сайт. – URL: https://heritage-institute.ru/?tribe_events=rossijskij-obekt-kulturnyj-landshaft-kenozerya-vnesen-v-spisok-vsemirnogo-naslediya-yunesko (дата обращения: 26.08.2024).
Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук,
руководитель Отдела нематериального наследия
Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: putrik@list.ru
© Путрик Ю.С., текст, 2024
Статья поступила в редакцию 10.10.2024.
Ссылка на статью:
Путрик, Ю. С. Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета. – DOI 10.34685/HI.2024.90.71.002. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 4. – С. 4-7. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/682.html.
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.