Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2024.38.84.029

Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов
Карла и Вильгельма Билле
в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР

Аннотация. В статье представлены результаты исследований трех картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле, поступивших в 2013 и 2015 годах в Отдел экспертизы ГОСНИИР. Приведены биографические данные об обоих художниках – выпускниках Копенгагенской Академии художеств. Отмечается, что все три марины имеют достаточно популярный в то время сюжет: парусники в открытом море. Детально описываются манера и особенности творческих приемов художников. Статья содержит иллюстративный материал исследованных картин.

Также рассказывается о скандинавском искусстве в целом в конце XIX – начале XX века: чем жили художники той поры, на кого ориентировались, как развивалась живопись в странах Северной Европы и как она влияла, в частности, на творчество известных русских художников.

Ключевые слова: скандинавское искусство, художники Северной Европы, маринисты, датские художники, художники Скагена, Карл и Вильгельм Билле, экспертиза.


Для того чтобы лучше понять датское искусство конца XIX – начала XX века, необходимо немного погрузиться в историю.

В 1860-х годах художественным центром в Европе выступала Германия в таких городах, как Дюссельдорф (Дюссельдорфская Академия художеств, манера которой сильно сказалась на художниках Швеции и Финляндии), Берлин, Мюнхен и Карлсруэ (норвежские художники предпочитали художественные школы этих городов) [1].

В отличие от Швеции, Финляндского княжества (в 1809 г. стало частью Российской Империи и получило возможность обучения художников в Петербурге) и Норвегии, Дания, в силу политических процессов, была несколько ограничена в сотрудничестве с Германией и потому особое внимание уделяла Франции, сотрудничество с которой датские и шведские художественные мастера начали еще в XVIII в. К примеру, Академия изящных искусств в Копенгагене, основанная королем Христианом VI в 1735 г., уже в 1754 г. была перестроена по примеру парижской Королевской Академии живописи и скульптуры. [2] Параллельно шведский король Густав III приглашал французских мастеров для обучения молодых шведских художников как живописи, так и декоративно-прикладному искусству.

Искусствовед Анна Познанская в статье, посвященной Скандинавскому искусству XIX века, писала, что именно в Дании, задолго до появления импрессионизма, художники уделяли большое внимание творчеству французских реалистов. В.В.Стасов отмечал, что «со времени парижской выставки 1867 года и до Всемирной парижской же выставки 1878 года водворяется сильное влияние на датскую живопись со стороны особенно любимых и славившихся тогда французских художников Милле, Бастьен-Лепажа, Бонна и т.п.» [3].

Многие скандинавские художники, побывавшие во Франции и поучаствовавшие в том же парижском Салоне, восприняли французскую манеру живописи, распространяя ее уже в Скандинавии. Через Францию прошли такие известные художники, как шведы Карл Ларссон [4], Карл Нордстрём, Андерс Цорн, Бруно Лильефорс, датчане Петер Крёйер, Микаель и Анна Анчер, финские мастера Альберт Эдельфельт, Аксели Галлен-Каллела, Эеро Ярнефельт, Магнус Энкелль; среди норвежцев стоит отметить Ханса Хегердала, Христиана Крога, Фрица Таулова, Фредерика Колетта.

Тот же Карл Ларссон достаточно много внимания уделяет в своей автобиографии «Дом под солнцем» скандинавским художникам в Париже: «В Париже я должен был увидеть все. Некоторые из соотечественников помогали мне, и больше всего Сконис. Но когда я оглядываюсь назад, то понимаю, что их выбор не всегда был самым лучшим. Они с презрением отзывались об Энгре, но тащили меня посмотреть на ужасное «Полукружие» Делароша. Они замирали от восторга перед слащавыми скульптурами Барриа и ему подобных» [5].

Многим художникам удавалось выставляться как в знаменитом парижском Салоне, так и в салоне Мейссонье – одной из первых выставочных площадок, открывшихся в Париже.

Сильное влияние на скандинавских художников оказали французские импрессионисты. В 1889 г. в Копенгагене была организована выставка под покровительством известного художника и искусствоведа Карла Йохана Вильгельма Мадсена (1855–1938). В основу ее легли работы именно французских художников, в частности, собрание работ Гогена. Выставка получила название «Выставка импрессионистов, северных и французских», на ней были представлены полотна таких художников, как Э.Мане, Э.Дега, М.Кассатт, Ж.Л.Форена, К.Писсарро, А.Сислея, П.Гогена, П.Сезанна, Ж.Гийомена. Также на данной выставке были представлены работы датских художников Теодора Филипссена и Вигго Йохансена, а также норвежцев Эрика Вереншёлля, Христиана и Оттилии Крог [6].

Также, если мы говорим о Дании, то стоит упомянуть о т.н. художниках Скагена. Деревушка Скаген расположена на севере Ютландии, являлась рыболовецким местом и, вместе с тем, известным местом сбора датских художников на летние пленэры с конца 1870-х годов. Через Скаген прошло множество известных датских художников того времени: упомянутый выше Карл Мадсен, Микаэль Анхер, Мари Крейер, Карл Лохер, Вигго Йохансен, Торвальд Нисс и многие другие [7]. Дело в том, что, начиная с 1860-х годов, в Западной Европе наиболее модным становятся такие направления в искусстве, как импрессионизм и реализм, а в Северной Европе, в частности, в Датской королевской академии изящных искусств и в Шведской королевской академии искусств, преподавалась «старая традиция» историзма и неоклассицизма, что, по мнению художников Скагена, являлось устаревшей практикой преподавания. Таким образом, они действовали вопреки старой традиции, работая в модных на тот момент новых течениях.

Итак, культурная связь между французскими художниками и художниками Северной Европы, а конкретно – Дании, была неразрывна.

Что же касается связи России и скандинавских художников, то первыми собирателями творчества северных мастеров стали русские художники того времени, бывавшие в Париже: Мария Якунчикова, Сергей Иванов, Василий Поленов, Валентин Серов. Константин Коровин и Илья Репин [8]. Они знакомились с творчеством северных мастеров и привозили их работы в Россию. Также стоит отметить отечественных меценатов и коллекционеров, которые приобретали в свои коллекции целые собрания художников Северной Европы – так например, меценат С.И.Щукин приобрел работы Таулова, которые стали основой его собрания. Также в середине 1890-х годов наибольшую популярность в России начинает приобретать творчество известного шведского живописца и портретиста Андерса Цорна (1860–1920). Наиболее известен из того периода портрет С.И.Мамонтова, выполненный Цорном в 1896 г. [9]

Но более всех в предмете распространения скандинавского искусства в России поспособствовал крупный деятель искусств Сергей Дягилев (1872–1929). Именно благодаря ему в России многие увидели творчество скандинавских художников из Швеции, Норвегии и Дании [10].

Итак, мы подходим к нашему предмету изучения – трем работам датских художников Карла Билле (CarlBille,1815–1898) и его сына, Вильгельма Виктора Билле (Vilhelm Victor Bille, (1864–1908), которые в 2013 и 2015 годах поступили на исследование в Отдел экспертизы ГОСНИИР. Экспертизу данных картин выполнили сотрудники К.А.Николаев, М.М.Красилин и С.А.Кочкин.

Карл Билле был датским художником, пейзажистом и маринистом. Первоначально был моряком, к живописи обратился в сорокалетнем возрасте. Брал уроки у Карла Даля. Писал виды побережья Дании, выставляя свои работы в Копенгагенской Академии художеств. Путешествовал по Северной Америке и Китаю. Его картины пользовались большой популярностью при жизни художника. Он был отцом мариниста Вильгельма Билле. Его работы находятся в Государственном художественном музее Копенгагена, в Художественном музее Гётеборга, в Музее Фредериксборг в Хиллерёде и других городах Дании – Оденсе, Рибе, Рюнне, Вайле, а также в частных коллекциях, фигурируют на европейских художественных аукционах [11].

Его сын, Вильгельм Билле был живописцем-маринистом. Жил и работал в Копенгагене. Учился у отца. Закончил Академию художеств в Копенгагене. Он являлся активным участником выставок с 1886 г. Его морские пейзажи пользовались широкой известностью у современников. Произведения В Билле хранятся в музейных и частных собраниях Дании, фигурируют на европейских художественных аукционах [12].

Корабли в мореБилле, Карл (Bille, Carl). Корабли в море
1895. Холст, масло. 78,8х117,7. Дания

Характер использованных материалов, признаки их старения, выраженные естественным образом, а также особенности живописной манеры позволяют соотнести время создания работы с художественной практикой конца XIX века – в соответствии с датой, которой помечена картина (1895 г.). Образность, стилистика, особенности приемов техники живописи дают основания для данной датировки и позволяют связать картину с североевропейской живописью указанного периода. Монограмма, которой подписана картина – «С. В.» – использовалась датским художником Карлом Билле в ряде его произведений. Специфика композиционного решения пейзажа и трактовка изобразительных деталей находят ряд близких аналогий среди оригинальных произведений этого художника, специализировавшего на изображении парусников в море (например, «Корабли в море», холст, масло; 10 х88, частное собрание). В исследуемой картине проявлены характерные для морских пейзажей Карла Билле особенности: чередование затененного ближнего и освещенной среднего плана, выявление крупного ритмического рисунка в изображении волн и облаков, придающее изобразительной плоскости единство декоративного ритма, энергичный характер моделировки светов рисующим мазком в изображении моря, сдержанный холодный колорит. Точность и уверенность в изображении оснастки парусного судна (тонкая прорисовка деталей непосредственно кистью, без использования подготовительного рисунка), отмечаемые здесь, свойственны произведениям Карла Билле, который до 40 лет был моряком, а уже потом обратился к живописи. В картине проявляется уверенность наработанных приемов изображения бурного моря. Эта тема была излюбленной в творчестве художника, добившегося большой популярности у современников.

Парусники вблизи замка КронборгБилле, Вильгельм Виктор (Bille, Vilhelm Victor). Парусники вблизи замка Кронборг
Конец XIX – начало ХХ в. Холст (дублирован), масло.126,4х111. Дания

Подпись на изображении, аутентичная живописи, соответствует графике начертания автографов датского художника Вильгельма Виктора Билле на его эталонных работах.

Использованный мотив, его образная трактовка полностью согласуются с кругом тем Билле, известного своими работами в этом жанре марины и следующего академической традиции североевропейской пейзажной живописи последней четверти XIX – начала ХХ вв.

Специфика композиционного решения пейзажа и трактовка изобразительных деталей находят ряд аналогий среди оригинальных произведений художника. В том числе, нужно отметить виднеющееся вдали изображение архитектурного ансамбля, который по общему силуэту можно сопоставить с видом замка Кронборг. К мотиву этой легендарной крепости, стоящей вблизи г. Эльсинор на краю острова Зеландия, Билле обращался неоднократно – например, «Замок Кронборг у побережья Дании» (дерево, масло; 41х62,5), «Морской пейзаж с замком Кронборг» (холст, масло; 109х88), обе в частном собрании.

Манера исполнения исследуемой картины – динамичная разделка красочного слоя в технике alla prima, с внимательной трактовкой фактурных акцентов и тщательной проработкой освещения – свидетельствует об уверенной академической подготовке живописца. Письмо отличается привычностью и высоким темпом кладки плотных разнородных мазков со свободным варьированием жидких заливок цветом и лепки форм корпусным «беглым» мазком. Оригинальным является прием тонкой прорисовки кистью деталей (изображение оснастки фрегата на переднем плане) и моделировки светов рисующим мазком в изображении моря. Также свойственные авторскому языку Билле внимание к убедительной передаче эффектов освещения, деликатное отношение к нюансировке тональных переходов в изображении неба и моря, индивидуально проявлены и в исследуемой работе.

Корабли в мореБилле, Вильгельм Виктор (Bille, Vilhelm Victor). Корабли в море
Конец XIX - начало ХХ века. Холст, масло. 65,3х92,2. Дания

Характер использованных материалов, признаки их старения, выраженные естественным образом, а также особенности живописной манеры позволяют соотнести время создания работы с художественной практикой конца XIX – начала ХХ вв. Образность, стилистика, особенности приемов техники живописи дают основания для такой датировки и позволяют связать картину с североевропейской живописью указанного периода. Подпись, указывающая на авторство Вильгельма Билле, имеет общие разрушения с авторским красочным слоем. Отмечаются черты сходства подписи с графикой начертания автографов этого датского художника на его эталонных работах. Изображенный мотив, его образная трактовка полностью согласуются с кругом тем В.Билле, известного своими работами в жанре марины и следующего академической традиции североевропейской пейзажной живописи последней четверти XIX – начала ХХ вв.

Специфика композиционного решения пейзажа и трактовка изобразительных деталей находят ряд аналогий среди оригинальных произведений художника («Фрегат в море», 1896, холст, масло, 63х89; «Замок Кронборг у побережья Дании», дерево, масло; 41х62,5, «Морской пейзаж с замком Кронборг», холст, масло; 109х88, картины находятся в частных собраниях). Манера исполнения исследуемой картины – динамичная разделка красочного слоя в технике alla prima, с внимательной трактовкой фактурных акцентов и тщательной проработкой освещения – свидетельствует об уверенной академической подготовке живописца. Письмо отличается привычностью и высоким темпом кладки плотных разнородных мазков со свободным варьированием жидких заливок цветом и лепки форм корпусным «беглым» мазком. Сопоставление с ранее исследовавшейся в ГОСНИИР картиной В.Билле «Парусники вблизи замка Кронборг» выявляет идентичность приемов написания мачтового вымпела, датского флага, моделировки поверхности парусов, тонкой прорисовки кистью деталей в изображении оснастки фрегата на переднем плане, а также передачи пенящихся волн и светов рисующим мазком в изображении моря. В исследуемой работе проявляются свойственные авторскому языку В.Билле внимание к убедительной передаче эффектов освещения, деликатное отношение к нюансировке тональных переходов в изображении неба и моря.

Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели развитие скандинавского, в том числе и датского искусства конца XIX – XX веков, модные в то время тенденции и направления в живописи. Сильное влияние французской школы сказалось на творчестве датских художников, но оно смогло преобразоваться во что-то своё, уникальное, присущее лишь искусству стран Северной Европы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] «Страна живительной прохлады…» : Искусство стран Северной Европы XVIII – начала XX века из собраний музеев России: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция: каталог. – Москва : Красная площадь, 2001. – С. 26.

[2] Там же.

[3] Там же. С. 27.

[4] Ларссон, К. У. Дом под солнцем : сб. / Карл Ларссон ; пер. с анг. и нем. – Москва : Терра, 2020. – С. 107.

[5] Там же. С. 109.

[6] «Страна живительной прохлады...»… С. 29.

[7] Сайт музеев Скагена, где даны биографии т.н. «художников Скагена: http://skagenskunstmuseer.dk/en/artists/.

[8] «Страна живительной прохлады...»… С. 32.

[9] Савинская, Л. Ю. Германия, Австрия, Швейцария XV – XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция XVIII – XX века : собрание живописи : каталог / Любовь Савинская, Вадим Садков, Анна Познанская ; Гос. музей изобр. искусств им. А.С.Пушкина. – Москва : Красная площадь, 2009. – С. 385.

[10] Чистякова, Э. Э. Скандинавское влияние в русской художественной культуре рубежа XIX–XX вв. // Вестник Русской христианской академии. – 2011. – Вып. 1. – С. 170.

[11] Thieme–Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. – Leipzig, 1999. – Part 3-4. – S. 29.

[12] Vollmer, H. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler des XX. Jahrhundert. – Leipzig, 1999. – Bd. 5. – S. 307.


Скороход Александр Александрович
младший научный сотрудник Отдела научной экспертизы
Государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва)
Email: skorohodios@yandex.ru

© Скороход А.А, текст, ил., 2024

Статья поступила в редакцию 10.10.2024.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Скороход, А. А. Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР. – DOI 10.34685/HI.2024.38.84.029 . – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 4. – С. 36-40. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/687.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru