2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
Мадикова Л.В.
Международный и российский опыт исследования и сохранения подводного культурного наследия
Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «подводное культурное наследие», отражён международный и российский опыт подводных археологических находок и выявлена их значимость для культуры и истории. Представлен приоритетный вариант сохранения подводного культурного наследия in situ (на месте обнаружения) и обоснована необходимость сохранения объектов подводного культурного наследия в виде дайв-рэков и подводных парков.
Ключевые слова: подводное наследие, культурное наследие, подводные парки, рэк-дайвинг, сохранение in situ.
По всему миру на дне океанов, рек, водоёмов покоятся тысячи затонувших кораблей различных типов, затопленных стоянок и поселений, портовых и гидротехнических сооружений, являющиеся материальным свидетельством важнейших исторических событий и ценной частью мирового культурного наследия. Сегодня с развитием технических средств и ростом популярности дайвинга число найденных под водой памятников культурного наследия растёт с огромной скоростью. Во многих странах ведется активная научно-поисковая работа по обнаружению, подъёму и реставрации таких объектов, как на государственном, так и на частном уровне. Актуальными для современности становятся вопросы, связанные с исследованием и сохранением объектов подводного культурного наследия.
Для начала рассмотрим, что же подразумевает под собой понятие «подводное культурное наследие». В соответствии с конвенцией ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, принятой 2 ноября 2001 г. на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, подводное культурное наследие представляет собой «все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью находятся под водой на протяжении не менее 100 лет» [1]. В России на данный момент отсутствует законодательно закрепленное понятие «подводное культурное наследие». На сегодняшний день не установлено чёткого временного критерия для отнесения подводных объектов к культурному наследию. Каждая страна определят сама для себя предельный возраст. Согласно Конвенции ЮНЕСКО 2001 г., к подводному культурному наследию относят объекты, чей возраст достигает более ста лет. Российские учёные в качестве объектов подводного наследия предлагают рассматривать все объекты, образовавшиеся до 1946г.
Подводное культурное наследие является бесценным историческим источником. Как показывает практика проведения археологических раскопок, артефакты под водой сохраняются намного лучше, чем под землей, так как степень воздействия кислорода, света и различных микроорганизмом меньше. Этому способствует и их трудная досягаемость. Иногда подводное культурное наследие является единственным информационным источником о некоторых значимых исторических и культурных процессах и свидетельством технического прогресса древних народов. Так, с момента зарождения дисциплины «подводная археология» были сделаны десятки удивительных и важных для мировой культуры и истории открытий, содержащих объекты материального наследия разных цивилизаций.
Одним из таких событий является обнаружение в 1901 г. римского торгового судна Iв. до н.э. у острова Антикитера. На борту корабля были найден груз из уникальнейших произведений искусства, в том числе десяток статуй и фрагменты необычного механического устройства, названного исследователями «механизмом Антикитеры». Это устройство одно из самых знаменитых археологических артефактов мира, демонстрирующих уровень технического развития Греции и Малой Азии. Устройство состояло из 82 фрагментов и использовало 30 бронзовых зубчатых колес, управляемых рукояткой для перемещения семи указателей, представляющих Солнце, Луну и пять планет вокруг циферблатов. На бронзовом корпусе имелись надписи, расшифрованные как руководство для пользователя. Надписи также включали объяснение того, как календарные деления, выгравированные на циферблатах механизма, относятся к циклу греческих спортивных игр. Механизм, вероятно, был изобретен в 205 г. до н.э. [2].
В 2017 г. Европейским институтом подводной археологии (IEASM) совместно с Министерством по делам древностей Египта обнаружено три римских 2000-летних корабля в заливе Абу-Кир. Помимо обшивки судна и керамических черепков археологи нашли высеченную из хрусталя голову Марка Антония, три золотые монеты времен правления императора Октавиана Августа и ритуальную ладью, посвященную богу Осирису, властителю загробного мира и судьи душ усопших [3]. В 2009 г. в водах Ла-Манша у побережья Девона подводные археологи открыли 3000-летнее торговое судно с драгоценным грузом из оловянных и медных слитков, оружия, ювелирных изделий, прибывших с Пиренейского полуострова, Швейцарии, Австрии, Франции через широкую и сложную торговую сеть. Данная находка явилась уникальным свидетельством существования в бронзовом веке разветвленной торговой сети, по которой товары перемещались по всей Европе [4].
Еще одним примером удивительных открытий для мировой культуры и истории является обнаружение в 2016 г. Управлением древностей Израиля (IAA) в гавани Кейсарии корабля с артефактами поздней римской эпохи. Судно, заполненное бронзовыми статуями, затонуло около 1600 лет назад во время шторма. Дайверы IAA нашли многочисленные артефакты, среди которых были слитки с монетами, датированные серединой 300-х гг., бронзовая лампа с изображением бога Солнца, фигурка богини Луны, бронзовая статуя кита, бронзовый вентиль, похожий на кабана с лебедем на голове, фонарь в виде головы раба из Африки и многое другое. Такие металлические статуи – очень редкая археологическая находка, так как в древние времена бронзовые статуи, ставшие ненужными, подвергались переработке. Лишь то, что они затонули вместе с кораблем, спасло их от процесса переработки. Также благодаря тому, что статуи находились на дне под слоем песка, они сохранились в удивительно хорошем состоянии [5].
Воды Российской Федерации также богаты многочисленными объектами подводного культурного наследия, которые являются неотъемлемой и важной частью нашей культуры и истории. Так, в 2012 г. в Краснодарском крае во время раскопок портовых сооружений древней Фанагории обнаружены части судна I в. н.э. длиной 15 м и шириной около 3 м. При исследовании судна были найдены две монеты I в. н.э., медные гвозди, позолоченный перстень предположительно времен Средневековья, две амфоры и керамические черепки. Конструкция корпуса и артефакты позволили установить, что это одномачтовый торговый парусник с двумя боковыми рулями. В хорошем состоянии сохранились некоторые деревянные детали: киль, рулевое весло, нижние части шпангоутов. Исследователи полагают, что корабль сначала сгорел, а потом затонул.
В 2013 г. в Финском заливе экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» под руководством Константина Богданова были обнаружены обломки 84-пушечного линейного корабля «Лефорт». Согласно информации исследователей на верхней палубе корабля сохранились главный штурвал, одна из шлюпок, пушки-карронады в ютовой надстройке и личные вещи экипажа. Парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи «Лефорт» был заложен 18 ноября 1833 г. на «Новом Адмиралтействе» в Санкт-Петербурге Я.А. Колодкиным и спущен на воду 28 июля (9 августа) 1835 г. 10 сентября 1857 г. судно, находясь на пути из Ревеля (совр. Таллинн) в Кронштадт, попало в шторм и опрокинулось. Крушение линейного корабля «Лефорт» входит в число крупнейших катастроф на Балтийском море по числу жертв в мирное время.
К современным уникальным находкам относятся останки деревянного судна, выброшенного в 2018 г. в результате сильного шторма на берег Онежского озера (г. Вытегра). Судно, согласно заключению экспертов, было изготовлено в 1630-50-е гг. по традиционной методике и является ценным источником информации по истории освоения Северорусского судостроения. В июне 2019 г. специалистами Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева по договоренности с правительством Вологодской области было проведено обследование останков корабля с полномасштабными обмерами и фотофиксацией. По результатам работ подготовлен отчёт и сделана предварительная реконструкция судна.
На дне водоемов ученым удается обнаруживать не только объекты наследия, сотворенные руками человека, но и останки древних животных. Так, в 2007 г. екатеринбургские подводники подняли со дна реки Тобол череп лошади, возраст которого исчисляется 15 тыс. лет, кости мамонтов и зубы древних акул возрастом несколько миллионов лет. В 2009 г. на дне этой же реки были найдены лопатка мамонта весом около 30 кг, часть черепа древнего бизона и другие палеонтологические находки.
Все перечисленные выше объекты сохранились благодаря уникальной водной среде, характерной трудной доступностью и низким содержание или полным отсутствием кислорода, необходимого для жизнедеятельности различных микроорганизмов, пагубно воздействующих на древесину и другие структурные элементы. Именно в бескислородной (аноксической) среде учёные находят наилучшим образом сохранившиеся древние суда. Благодаря аноксической среде затонувшие в древности корабли покоятся на дне моря практически в полной сохранности; отсутствие кислорода препятствует разложению органики: сохранность таких подводных объектов часто бывает лучше, чем у судов, затонувших на мелководье, и у артефактов, добытых в ходе наземных археологических раскопок. В качестве примера благотворного влияния аноксической среды на объекты подводного культурного наследия можно привести открытые в 2016 г. на дне Черного моря (на глубине около 1800 м) британскими и болгарскими археологами из Black Sea Maritime Archaeology Project свыше 40 хорошо сохранившихся кораблей времен Византийской и Османской империй. Для вод Чёрного моря такая среда является характерной особенностью: она начинается на глубине более 150-200 м, и в ней могут выживать лишь некоторые анаэробные бактерии. Бескислородные участки отмечены также в Мексиканском заливе, в Балтийском, Каспийском, Средиземном, Адриатических морях.
Благодаря техническому совершенствованию водолазной техники и поисковой аппаратуры, а также увеличению интереса населения к подводному погружению за последние десятилетия количество обнаруженных на дне историко-культурных ценностей возросло в разы, вместе с тем выросла и ответственность за сохранение объектов культурного наследия для будущих поколений. На передний план выходит проблема охраны объектов подводного наследия как от естественных разрушений (природные и техногенные катастрофы, влияние изменяющихся климатических условий), так и от негативного воздействия человеческого фактора (вандализм и мародерство, пагубное воздействие различных судов и рыболовных снастей, испытание оружия на водных глубинах и т.д.). Для решения этих задач по всему миру появляются различные частные и государственные учреждения, занимающиеся вопросами исследования и сохранения подводного наследия. В России, например, одной из таких организаций является Центр подводного культурного наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, деятельность которого направлена на концептуальную разработку вопросов комплексного изучения и сохранения объектов подводного культурного наследия, разработку принципов и подходов включения этих объектов в социокультурный оборот, составление свода объектов подводного культурного наследия России и т.д.
С развитием подводной археологии появилась необходимость правового регулирования мероприятий, направленных на сохранение и изучение объектов подводного культурного наследия. На сегодняшний день приоритетным документом, регулирующим международные права по защите подводного культурного наследия, является Конвенция ЮНЕСКО 2001 г., принятая 2 ноября 2001 г. на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Государства, ратифицировавшие данный документ, обязуются: сохранять подводное наследие, предотвращать разграбление и использование объектов наследия в коммерческих целях, содействовать обмену информацией о подводном наследии.
На данный момент Российской Федерацией данная конвенция не ратифицирована, также в России нет федеральных законов, которые бы регламентировали суверенные права и юрисдикцию нашей страны в отношении подводного культурного наследия. Только в некоторых нормативно-правовых актах содержатся определенные отсылочные положения, посвященные культурному наследию: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. №3623-I; Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. №179 «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»; Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 №290; Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденная приказом Минкультуры СССР от 15.12.1987 №513 [8].
В связи с этим немаловажной становится разработка на федеральном уровне закона о подводном культурном наследии, предусматривающего использование принципов международно-правовой защиты подводного культурного наследия применительно к российским реалиям. Также необходимым является формирование официальной позиции Российской Федерации по вопросу возможности ратификации Конвенции ЮНЕСКО 2001 г., в соответствии с которой приоритетным вариантом охраны подводного культурного наследия считается возможность его сохранения in situ, то есть на месте обнаружения. В ходе работ, направленных на поднятие артефакта на поверхность, он может быть подвержен порче или даже полному разрушению из-за отсутствия своевременной квалифицированной обработки и воздействия окружающей среды (воздух, свет и т.д.). Подъем, консервация, реставрирование и экспонирование объектов наследия требует не только высоких профессиональных навыков, но и серьёзных денежных затрат.
Одним из вариантов сохранения in situ и демонстрации объекта подводного культурного наследия является организация дайв-рэков. Рэк-дайвинг в переводе с английского означает «погружение на затонувшие корабли». Сначала объекты подводного наследия должны быть тщательно изучены, и только после завершения исследования и проведения всех необходимых мероприятий, направленных на сохранение, объекты могут быть открыты для рэк-дайвинга. Дайвинг-центры, ответственные за погружения, обычно заранее готовят маршрут и экскурсионную программу, инструктора перед погружением знакомят не только с техникой безопасности, но и с историей корабля и местоположением обломков. Затонувшие корабли в большинстве своём залегают далеко от берега и на значительной глубине, поэтому при погружении необходимо учитывать специальные требования к технике безопасности для того, чтобы ничего не угрожало жизни и здоровью подводного туриста и целости культурного объекта. Объект должен быть оборудован специальными приспособлениями, направленными на его защиту от постороннего воздействия. Погружение на объекты культурного наследия осуществляется только при участии специалистов, ответственных за состояние объекта. Поднятие предметов с места крушения является преступлением и в зависимости от законодательства той или иной страны, в водах которого залегает объект культурного наследия, может караться как штрафом, так и арестом. Данные меры направлены на то, чтобы свести к минимуму разрушительное воздействие большого потока туристов на памятники подводного культурного наследия.
К числу популярных среди туристов и любителей подводного плавания рэков можно отнести шхуну XIXв. “Sweeptakes”, лежащую на глубине 7 м на дне прозрачного озера Онтарио в Канаде, пассажирский пароход “Baron Gautsch”, находящийся в вертикальном положении на глубине 40 м недалеко от побережья хорватского города Ровинь, подводное кладбище японского флота в Микронезии, где на дне лагуны покоятся останки эсминцев, крейсеров, подводных лодок, танкеров, пассажирский пароход “Titanic”, затонувший в 1912 г. недалеко от канадского острова Ньюфаундленд в Атлантическом океане. В России рэк-дайвинг получил распространение в Краснодарском крае и Крыму: например, пароход «Ленин», располагающийся недалеко от города Балаклава. Погружение на место крушения требует хорошей физической подготовки, так как глубина объекта составляет 94 м, а температура воды достигает максимум 8 градусов [7].
Ещё одним оптимальным вариантом сохранения объектов подводного культурного наследия по принципу in situ является организация подводных парков на местах обнаружения кораблей, остатков затопленных поселений, портовых и гидротехнических сооружений. В пользу этого говорит и специфика таких объектов культурного наследия: останки городов и сооружений являются недвижимыми и их поднятие может повести за собой нарушение архитектурного и природного ландшафта. Подводные парки открывают свои двери для туристов только после проведения необходимых исследований и организации мероприятий для защиты объекта от воздействия туристов. В некоторых подводных парках археологические исследования и туристическая деятельность проводятся параллельно. Погружение на такие объекты возможно только с разрешения ответственных за парк центров подводного плавания и в сопровождении специалистов, прямой физический контакт с объектом культурного наследия не допускается и преследуется по закону. К популярным историческим подводным паркам относится учреждённый в 2002 г. подводный археологический парк Байа и открытый в 2011 г. в Швеции подводный парк затонувших кораблей, располагающийся между островами Даларё (Dalarö) и Орнё (Ornö).
В Российской Федерации на данный момент нет подводных парков или музеев, которые содержали бы подводные историко-культурные экспозиции с возможностью погружения непосредственно к объекту культурного наследия. Наиболее перспективными регионами для создания подводных парков являются побережья Республики Крым и Краснодарского края. Здесь есть необходимые историко-культурные объекты, удовлетворительные условия для погружений (температура и прозрачность воды), хорошо развитая туристическая инфраструктура.
Создание подводных парков позволит решить следующие задачи:
- защита и улучшение археологических объектов и окружающей среды;
- распространение знаний о подводном археологическом наследие и морской флоры и фауны;
- реализация образовательных программ для повышения археологической, культурной, биологической осведомленности;
- реализация программ научных исследований для дальнейшего расширения знаний об этом районе и объектах культурного наследия;
- рост интереса к отечественной истории;
- содействие социально-экономическому росту региона. Открытие подводных парков ведёт за собой развитие инфраструктуры региона, появление новых рабочих мест, а значит и повышение благосостояния жителей.
Таким образом, исследование и сохранение подводного культурного наследия вносит значимый вклад в изучении культурных и исторических процессов, способствует социально-экономическому развитию регионов, за счёт популяризации подводного наследия, организации дайв-рэков и подводных парков. Актуальным вопросом на сегодняшний день все ещё остается разработка на федеральном уровне закона о подводном культурном наследии, основанного на применении принципов международно-правовой защиты памятников подводного культурного наследия, но обязательно с учётом местной специфики и приоритета государственного суверенитета России.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Конвенция об охране подводного культурного наследия. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml (дата обращения: 30.08.2019).
[2] Tom Metcalfe. Sunken Treasures: The Curious Science of 7 Famous Shipwrecks. – URL: https://www.livescience.com/55884-science-of-famous-shipwrecks.html (датаобращения: 20.06.2019).
[3] Megan Gannon. 3 Roman-Era Shipwrecks Found Off Egyptian Coast. – URL: http://www.livescience.com/61022-3-shipwrecks-off-egypt-coast.html (датаобращения: 20.06.2019).
[4] Malcolm Jack. Britain's oldest shipwreck discovered off Devonshire. – URL: https://www.independent.co.uk/life-style/history/britains-oldest-shipwreck-discovered-off-devonshire-coast-1903687.html (дата обращения: 25.06.2019).
[5] Stephanie Pappas. Roman-Era Shipwreck Yields Moon Goddess Statue, Coin Stashes. – URL:https://www.livescience.com/54757-divers-discover-roman-era-shipwreck.html (датаобращения: 23.06.2019).
[6] Подводное культурное наследие: подводные музеи, исторические парки и заповедники / Окороков А.В., Бабекин Д.В., Поляков Т.П., Нельзина О.Ю. – М.: Ин-т наследия, 2018. – С. 60.
[7] Вниз, к затонувшим кораблям. – URL: https://selfmadetrip.com/vniz-k-zatonuvshim-korablyam/ (дата обращения: 29.06.2019).
© Мадикова Л.В., 2019.
Статья поступила в редакцию 10.09.2019.
Мадикова Лидия Владимировна,
научный сотрудник Центра подводного культурного наследия
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва),
e-mail: madikova.lida@yandex.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/3(18)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/301.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.