2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2020.55.54.012
Коренная В.С.
Изучение культурного и природного наследия России в современном образовательном процессе: на примере истории России XVI в.
Аннотация. В статье рассмотрена проблема изучения культурного и природного наследия России в современном образовательном процессе. Рассмотрена роль учителя в освоении и сохранении памятников культуры.
Ключевые слова: природное наследие, культурное наследие, образовательный процесс.
Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, архитектурный ансамбль Кижского монастыря, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, церковь Покрова на Нерли и многие другие – все это памятники культурного наследия России, и каждый образованный человек знает о них.
Но есть и другие, малоизвестные памятники отечественного культурного и природного наследия, как, например, Центральный Сихотэ-Алинь; Сихотэ-Алинь – это горный хребет в Приморском крае; здесь обитают редкие животные (гималайский медведь и амурский тигр), произрастает множество эндемических видов растений (лиственница ольгинская, микробиота перекрестнопарная и др.).
Есть в России и множество других малоизвестных, но весьма достойных внимания и по-своему уникальных памятников культурного и природного наследия: это и архитектурно-исторический комплекс Булгар на территории Татарстана, это и остров Врангеля, и соседний с ним остров Геральд, это и вулканы Камчатки.
Почему эти памятники природного и культурного наследия известны не многим? Ответ неоднозначный, поскольку проблема имеет множество аспектов. В данной статье речь пойдет об изучении культурного и природного наследия России в современном образовательном процессе на примере занятий по истории России XVI века, а также о том, какое место отводится изучению культуры в системе современного образования и какие здесь имеют место проблемы.
Прежде чем говорить предметно о данной проблеме, нужно дать определение понятию «культурное наследие». Так, в толковом словаре Б.И.Кононенко говорится: «Культурное наследие – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности того или иного народа, его вклад в мировую цивилизацию» [1]. Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями на 21 февраля 2019 г.), к культурному наследию относятся:
«- памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- достопримечательные места: дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии» [2].
Таким образом, культурное наследие – это все то, что окружает нас ежедневно, что позволяет приобщаться к культуре, формирует духовные ценности личности.
На примере учебника для общеобразовательных организаций «История России» для 7 класса, охватывающего период XVI в. [3] постараемся показать, как изучается культурное и природное наследие России и какие существуют проблемы в изучении данной темы в современном образовательном процессе.
В оглавлении указаны рубрики и темы учебника: одна глава и двенадцать тем, посвященных истории России XVI в. И только в заключении авторы предлагают семиклассникам материал для самостоятельной работы и проектной деятельности по теме «Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке». Он включает вопросы и проблемы, связанные с особенностями развития культуры России указанного периода, с просвещением, началом книгопечатания, летописанием, публицистикой, архитектурой, изобразительным искусством, музыкальной культурой, религиозными праздниками и современным для той эпохи бытом.
В этой связи важно указать на образовательные проблемы, касающиеся того, что называется «самостоятельной работой учащихся». В настоящее время чаще всего это «скаченный» из интернета готовый материал, вскользь проверенный учителем. Надо признать, что к такой работе сами дети относятся, как правило, не особенно добросовестно (хотя, конечно, есть исключения) и зачастую даже не просматривают данный материал, соответственно, не усваивают его. Почему происходит все именно так? Прежде всего, из-за недостатка отведенного времени на изучения культуры на уроках истории.
Действительно, хорошо образованный человек должен быть всесторонне развитым, однако очевидно, что невозможно стать таким без знаний о Культуре (с большой буквы), Культуре своей страны.
С каждым годом от ученика школы требуется все больше и больше разных знаний, и учитель, наряду с историческими фактами, должен качественно преподать знания о культуре и культурном (и природном) наследии нашей страны. Однако в действительности классный руководитель, обыкновенно не владея подробными знаниями об истории того или иного конкретного памятника и не зная специфики того или иного искусства, должен, изучив соответствующий материал, кратко изложить учебную информацию и рассказать детям о данном объекте культурного и природного наследия.
В настоящее время у московских школ стала очень популярна олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», благодаря которой учащимся предоставляется возможность посетить самые интересные места Москвы и узнать много нового. Что же представляет данная олимпиада, скажем так, изнутри?
Для начала нужно определиться, будет участвовать команда или же это будет индивидуальный зачет, далее необходимо зарегистрироваться на сайте олимпиады от школы, пройдя «Вводный тур» – и можно смело начинать незабываемое путешествие по музеям, паркам и усадьбам. Предварительно, прежде чем отправиться в музей, нужно пройти небольшой тест для получения дополнительных балов в общем зачете.
Учащиеся с большим энтузиазмом находят ответы на предложенные организаторами вопросы, однако именно в поисках ответов они забывают приобщаться к собственно Культуре, насыщаться духовными знаниями, хотя цель данной олимпиады заключается именно в этом.
Но еще большее разочарование вызывает молчание ребят в ответ на вопрос, какой музей они посетили неделю назад или даже вчера. Вот это, на наш взгляд, провал; ведь потрачено столько сил и времени, а время, как известно, невосполнимый ресурс.
Как сделать так, чтобы извлечь максимальную пользу из подобных мероприятий? Прежде всего, нужно подготовить учащихся к посещению выбранного музея, а еще лучше – побывать там самому учителю, чтобы иметь представление о данном месте. После чего рассказать детям об истории музея, парка или усадьбы – и не просто рассказать, а с учетом возраста и интересов ребят, а это колоссальная работа классного руководителя или учителя-предметника.
Разумеется, такими вещами должен заниматься заинтересованный в этой области человек, любящий и преданный своему делу, ведь дети будут слушать и слышать только тогда, когда рассказываешь им от души и понимаешь, о чем говоришь. Поэтому, очевидно, что прежде чем заниматься данным делом, нужно ежедневно совершенствовать свои знания и навыки как специалиста и наставника.
С нашей точки зрения, в этом тоже есть своя проблема в современном образовании.
Каждый день слышны речи о необходимости повышения качества знаний учащихся, о необходимости воспитания в детях чувства патриотизма. И это, разумеется, правильно. Учитель должен планомерно и методично, но в то же время ненавязчиво и, главное, искренне, прививать подрастающему поколению идею необходимости бережного отношения к памятникам культурного и природного наследия, взращивать в учащихся способность понимать и воспринимать культурные ценности и смыслы, прививать любовь к родной культуре и природе.
Однако как могут дети стремиться сохранять и бережно относиться к культурному и природному наследию, если не владеют информацией о нем? Действительно, мы очень часто встречаемся с теми или иными объектами и памятниками, которые относятся к памятникам культурного и природного наследия, и даже не догадываемся об их культурно-историческом значении для России и мира.
К сожалению, незнание это зачастую связано с некачественным преподаванием дисциплин, связанных с изучением культуры и искусства именно в школе.
Очевидно, что образовательным учреждениям крайне нужны, во-первых, хорошие специалисты в области культуры и искусства, которые смогут дать подрастающему поколению соответствующие знания, во-вторых – дополнительные часы для изучения данного предмета и, в-третьих (что, наверное, самое важное) – необходимо повышение статуса дисциплин о культуре и культурном и природном наследии.
Вот, на наш взгляд, три основных направления решения проблемы, связанной с преподаванием в школе азов дисциплин, касающихся культурного и природного наследия, требующей незамедлительного решения.
В качестве показательного примера можно заметить, что в современном образовании существует такой предмет, как «Искусство», однако собственно о культурном и природном наследии России в рамках его программы речь не идет.
Также можно указать на то, что на уроках по истории Россиии если что-то и говорится о памятниках культуры, но времени для сколько-нибудь подробного и более-менее обстоятельного изучения этих памятников явно недостаточно. Преподавателю-историку, в свою очередь, в столь узких временных рамках сложно качественно и мастерски дать будущему поколению должные знания, посеять в детях то, что впоследствии принесет свои плоды. А ведь именно от них, наших детей, зависит наше будущее и будущее нашей могущественной страны. Ведь если не сделать этого сейчас, то через несколько столетий или даже десятилетий все то, что считается достоянием России и всего человечества, может исчезнуть, кануть в Лету, оказаться забытым навсегда. И может статься, уже мало кто будет помнить и что-то знать о Кавказском заповеднике, Соловецком монастыре и множестве других памятниках культурного и природного наследия России…
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: Вече, 2003. – С. 219.
[2] «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ // Собрание законодательства. – 2019. –Ст. 3. – URL: http://base.garant.ru/12127232/ad65a43c549a45d32360a363f5d4fa2c/ (дата обращения: 27.03.2020).
[3] История России. 7 класс : Учеб. для общеобразов. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева; под ред. Торкунова А.В. – М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
© Коренная В.С., 2020.
Статья поступила в редакцию 25.03.2020.
Коренная Валентина Сергеевна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (Москва),
e-mail: korenvs@mail.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/1(20)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/346.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.