Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.85.66.009

Левашко Б.П., Ведерников Ю.В.

Средневековые якоря Японского (Восточного) моря

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы конструкции, обнаружения и сохранения средневековых якорей как элемента подводного культурного наследия в Японии и Российской Федерации.

Ключевые слова: якорь, Средние века, Японское (Восточное) море, подводная археология, подводное культурное наследие.

Открыть PDF-файл

Японское или Восточное море [1] – окраинное море Евразии, отделенное от Тихого океана цепью японских островов. Акватории этого моря простираются: по широте – от Корейского пролива на юге до Татарского пролива на севере на 1600 км, по долготе – между Корейским полуостровом и японским о-вом Хонсю на юге 190 км и на севере 790 км.

В Средние века Японское море являлось своего рода Средиземноморьем для стран расположенных на его берегах. В этот период на западном побережье Японского моря располагались корейские государства Объединенная Силла (VIII-IX вв.), Корё (935-1392 гг.) и Чосон (с 1392 г.), с востока на островах располагалась феодальная Япония – Ямато и Ниппон (после 670 г.); с юга, через современный Корейский пролив, морские пути вели в Китай. В северной части Японского моря располагались государства Бохай (698-926 гг.) и Чжурчжэней (1115-1234 гг.), расположенные на современных территориях российского Приморья, северо-восточного Китая и северной части Корейского полуострова. В северо-восточной части Японского моря на острове Сахалин проживали айны.

Народы каждой из стран вели рыбную ловлю и осуществляли прибрежное мореплавание, между государствами существовали интенсивные морские торговые связи. Известно, что в 286 г. в Ямато прибыл «книжный человек из Пэкче» (Корея), привезший в подарок императору конфуцианский трактат «Лунюй», в 346 г. войска японской государыни Окинагатараси-химэ (Дзингŷ) выполнили морской поход против корейского государства Силла. В 728 г. в Ямато пришла первая посольская миссия Бохайского государства: посольский корабль пересек Японское море и посетил порты Дева (префектуры Ямагата и Акита), Хокурику (префектуры Исикава и Фукуи) и Саньин (префектуры Тоттори и Симанэ). В последующий период и до 922 г. Бохай только официально 34 раза посылал свои делегации в Японию, ответные посольства прибывали 14 раз. Широкую известность получили попытки экспансии на кораблях Корё и Китая монгольского войска Хубилай-хана с целью захвата Японии в 1274 и 1281 гг. В итоге полагаем, что приведенные факты наглядно свидетельствуют о высокой интенсивности средневекового мореплавания в водах Восточного моря.

В процессе мореплавания многие суда теряли свои якоря по различным причинам, многие суда гибли из-за навигационных аварий, природных катаклизмов и враждебных действий. Время безжалостно к останкам средневекового судоходства, поэтому одним из основных, сохранившихся до нашего времени артефактов средневекового мореплавания в Японском море выступают каменные якоря и каменные штоки якорей, находимые рыбаками, дайверами-любителями и подводными археологами.

2020-3 Лев-Вед12020-3 Лев-Вед3Якорь с древних времен и по настоящее время – одно из важнейших устройств, обеспечивающих безопасную стоянку судна. В простейшей форме, свойственной древнему миру, в качестве якоря выступал камень (грузило), обязанный веревкой. Со временем в якорном камне стали делать соответствующие проточки или отверстия для удобства крепления веревки и отверстия, в которые вставляли деревянные колья, обеспечивающие эффективное сцепление с грунтом. 

Следующим этапом развития якоря стало создание специального устройства, состоящего из деревянной конструкции – веретена, одной или нескольких лап, обеспечивающих сцепление с грунтом, и каменного штока, исполняющего функции грузила. Примерами такой конструкции являются малазийский якорь, созданный 4 тыс. лет назад, или средневековый азиатский якорь. Размер и сложность конструкции такого якоря определялось размерениями судна [2].

2020-3 Лев-Вед22020-3 Лев-Вед4Азиатские якоря отличались от европейских конструкций. Так, в азиатских якорях крепление каменного штока находилось ниже середины якорного веретена. Вес европейского якоря не превышал 180 кг (в редких случаях доходил до 200 кг), в Восточной Азии археологи иногда находили каменные штоки весом порядка 1/2 тонны. Иное отличие – это формы каменных штоков. В частности, учеными были выделены шесть разновидностей – призматические симметричный, ассиметричный и прямоугольный, столбчатый неправильной формы, прямоугольный параллелепипед неправильной формы и разделенный.2020-3 Лев-Вед5 исп

В процессе мореплавания якоря зачастую терялись, и происходило это, главным образом, в местах стоянки судна, и поэтому найденный якорь уже сам по себе является свидетельством наличия судоходства определенного времени в определенной акватории. Количество якорей, найденных в одном месте, позволяет определять данную акваторию как узловую точку (порт, пункт базирования или место убежища) мореплавания, датирование найденных якорей позволяет установить исторический период мореплавания. Картографирование найденных якорей позволяет предположить наличие судоходных линий между местами их обнаружения, а вкупе с датированием – время функционирования данных линий. С течением времени деревянные конструкции потерянных якорей утрачивались, и сейчас на морском дне часто находятся каменные якоря, каменные штоки как немые свидетели средневекового судоходства. Это получило подтверждение в ходе многочисленных экспедиций, проведенных японскими археологами [3].

Исторически начало поиска и систематизации объектов подводного культурного наследия в Японии относится к 1842 г., а первый археологический отчет о подводных артефактах был составлен в 1908 г. В современной Японии есть несколько государственных организаций, осуществляющих академические археологические исследования. На префектуры страны возложено ведение баз данных археологических памятников, проведение археологических разведок и раскопок, спасение и сохранение найденных артефактов. В исследовании Б.П.Левашко [4] обобщены данные о 65 каменных штоках средневековых якорей, найденных в Японском море (см. Приложения, таблица 1) и находящихся на хранении в Японии в музеях и культурных центрах, монастырях и на кладбищах, в личных коллекциях.

2020-3 Лев-ВедОбращает на себя внимание концентрация найденных якорей: все они обнаружены в акваториях южных островов Японии – в префектурах Фукуока, Сага, Нагасаки и Ямагути. Полагаем, что это объективно обусловлено близостью данных островов к территории Корейского полуострова. Количество же найденных якорей позволяет предположить масштаб судоходства между этими акваториями как достаточно интенсивный. Размеры каменных штоков якорей достаточно разнообразны, однако масса наибольшего из них определена как 460 кг, что адекватно судну водоизмещением порядка 250-300 тонн [5].

Российская археология, к сожалению, не может похвастаться столь масштабными исследованиями, что имеет свои объективные причины [6]. Фактически археологические исследования городищ государства Бохай и Чжурчжэней, расположенных на побережье и островах южного Приморья, проводись в инициативном порядке проф. Э.В.Шавкуновым и Г.П.Костиным с конца 1960 до начала 1980 гг. В последующие годы в подводно-поисковых работах в этих акваториях участвовали общественные объединения граждан – секции подводного поиска, созданные при ДОСААФ и приморских заводах, и объединивший их Клуб подводного поиска «Восток» (1988) [7]. В конце 1990-х гг. под руководством доцента ДВГУ Г.Л.Силантьева были осуществлены несколько экспедиций по поиску мест древних средневековых морских стоянок [8], в результате которых были найдены различные исторические артефакты, в т.ч. и якоря. В 2010-е гг. эти исследования были продолжены Клубом подводного поиска «Восток» под руководством Б.П.Левашко.

2020-3 Лев-Вед7В результате к настоящему времени обобщены сведения о 14 средневековых якорях (см. Приложения, таблица 2). Указанные якоря были обнаружены в южном Приморье: три – в бухте Сивучья залива Посьет, два – у о-ва Фуругельма, один – в Славянском заливе, остальные – в прибрежных водах Владивостока. Однако такая концентрация обусловлена не столько местом сосредоточения средневекового мореплавания (что вполне возможно), сколько местом проведения поисковых работ, указанных выше. Полагаем, что средневековые якоря могут быть обнаружены и в Уссурийском заливе, и в прилегающих к нему с востока заливах Стрелок, Восток и Находка, и в других акваториях на севере Приморского края, побережье которого изобилует удобными для судоходства бухтами.

Научные и прикладные перспективы данных исследований, полагаем, огромными. По мнению дальневосточного ученого О.В.Дьяковой, «Бохай был крупной морской державой, обладавшей внушительным военно-морским и торговым флотом. Свидетельствами наличия морского пути являются укрепления, возведенные в устьях рек, впадающих в удобные судоходные бухты….» [9]. Такого же мнения придерживаются Е.И.Гельман и Н.Г.Артемьева (Россия). Исследования японского ученого Кодзима Ёситака Сан (Kojima Yoshitaka San) устанавливают коммуникационную связь между средневековыми Бохаем и Японией [10].

2020-3 Лев-Вед8Надо признать, что для научно-организованного изучения феномена средневекового мореплавания в акваториях Приморского края отсутствуют и теоретическая база, и соответствующая школа: насколько нам известно, нет ни теоретико-исторических исследований, посвященных средневековому мореплаванию Приморья, ни системы подготовки специалистов подводной археологии в Дальневосточном федеральном университете.

В итоге хочется выразить надежду, что данное положение дел будет исправлено и средневековое мореплавание Приморья займет должное место в отечественных исторических исследованиях.


Приложения (Таблицы)


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Отметим, что на русских морских картах конца XIX – начала XX вв. и советских морских картах 1920-1930 гг. Японское море именуется Восточным морем. Общераспространенное название Японское море получило в публикации «Границы океанов и морей», изданной «Международной гидрографической организацией» в 1929 г. Современные морские карты Республики Корея именуют данную акваторию Восточным морем, КНДР – Восточно-Корейским морем.

[2] Итогом эволюции средневекового якоря стала полностью металлическая конструкция, состоящая из веретена, трех и более лап, соединенных между собой кузнечным способом. Сложно указать относительно точный временной период первого появления таких цельнометаллических якорей в Японском море. Полагаем, что они начали применяться позже средневекового периода, что обусловлено (по нашему мнению) достаточным количеством железа в распоряжении судостроителей того времени. В массе своей данные конструкции просуществовали на азиатских судах до начала – первой четверти XX в. В современности такие якоря достаточно часто обнаруживаются дайверами в различных местах залива Петра Великого.

[3] Южнокорейская подводная археология так же достигла существенных успехов. Однако районы их исследований приходятся на западное побережье Корейского полуострова – воды Желтого моря, что не является предметом рассмотрения нашей статьи.

[4] Левашко Б.П. Каменные якоря Японского (Восточного) моря : Выпускная квалификац. работа… направ. 46.04.01 «История», магистерская программа «Тихоокеанская археология». – Владивосток: Дальневост. фед. ун-т, 2020. – 115 с.

[5] Достаточно умозрительное заключение.

[6] Возникновение интереса к средневековой истории советского Дальнего Востока приходится на период осложнения отношений с Китаем, ставившим под сомнение территориальную принадлежность Приморья и Приамурья СССР. Используемые топонимы государства Бохай и Чжурчжэней были созвучны китайским топонимам, что и сделало аспекты исторического исследования политически нежелательными.

[7] Ведерников Ю.В. Клуб подводного поиска «Восток»: тридцать лет истории – взгляд в будущее. – Владивосток: С.П.Лукьянов, 2018. – 46 с.

[8] Силантьев Г.Л. Морские пути и якорные стоянки Бохайцев и Чжурчжэней на юге Дальнего Востока России в VIII-XIII вв. // Древняя и средневековая история Восточной Азии : к 1300-летию образования государства Бохай : материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. А.Р.Артемьев. – Владивосток : ДВО РАН, 2001. – С. 217-239.

[9] Дьякова О.В. Государство Бохай: археология, история, политика. – М.: Наука – Вост. лит-ра, 2014. – С. 254.

[10] [На япон. яз.] URL: http://kousin242.sakura.ne.jp/wordpress019/ (дата обращения: 21.09.2020).

© Левашко Б.П., Ведерников Ю.В., 2020.
© Левашко Б.П., Ведерников Ю.В., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 20.09.2020


Левашко Борис Павлович,
председатель Клуба подводного поиска «Восток» (Владивосток)

Ведерников Юрий Владимирович,
старший научный сотрудник,
Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско (Санкт-Петербург)

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/375.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru