Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.23.76.005

Балаян К.

Традиционное судостроение в Армении: о проектах реализованных, текущих и планируемых

Аннотация. Автор поднимает тему истории судостроения и навигации в Армении. Из-за потери страной выхода к морю эта тема, мнению автора, была предана практически полному забвению. Обрыв связи с морем имел еще один значимый результат – утрату огромного пласта истории и культуры. Возглавляемый автором Клуб морских исследований «Айас»ставит перед собой целью возродить, вернуть к жизни морские традиции, рассказать о них, показать и доказать, что отсутствие на данный момент выхода к морю не может помешать вернуться к морю. Статье дает представление об истории клуба и его разносторонней деятельности по реализации поставленной цели.

Ключевые слова: Армения, история судостроения и навигации, исторические реконструкции, экспериментальная история, исследовательские экспедиции.

Открыть PDF-файл


Клуб морских исследований «Айас» был создан в 1985 г. группой энтузиастов, объединив людей различных профессий. Основные направления деятельности клуба: изучение истории навигации и судостроения, подводная археология, экспериментальная история, восстановление судов и их апробация, изучение морских торговых путей, старинных карт и навигационных приборов, экспедиции и путешествия и, как логическое обобщение исследований – основание постоянно действующего морского музея в Ереване. Членами клуба были изучены и восстановлены 26 типов плавсредств, использовавшихся в Исторической Армении. Часть их было воссоздано в реальных размерах. После 6 лет исследований и 11 лет строительства реплика армянского торгового судна 13 в. под названием «Киликия» была спущена на2020-4 Балаян 12020-4 Балаян 2воду на озере Севан, где прошли испытания. Два года спустя корабль был перевезен в Поти (Грузия), откуда начал свое трехлетнее путешествие вокруг Европы по торговым путям средневековых армянских купцов.

В 2007 г. Клуб совместно с Ассоциацией «Анаит» (“Anahit”) на кече (2-мачтовом паруснике) «Анаит» предпринял экспедицию к островам Карибского моря в поисках корабля “QuedaghMerchant“, затонувшего там в 1699 г. Останки принадлежащего армянам корабля были исследованы и засняты.

2020-4 Балаян 3В 2008г. члены Клуба приступили к постройке традиционных рыбацких лодок озера Севан. Уже через год две из них бороздили воды Севана, и тогда же стали регулярно проводиться регаты на традиционных севанских лодках.

2020-4 Балаян 4В 2010-2013 годах Клуб совместно с Академией наук Армении предпринял подводную экспедицию на озере Севан в несколько этапов.

В 2014 году совместно с Zoom Production Studio мы начали производство серии научно-познавательных фильмов под общим названием «Незнакомая Армения». Фильмы рассказывают о малоизвестных страницах истории Армении.

2020-4 Балаян 5С 2016 года Клуб организует выставки старых карт. Члены Клуба представляют вниманию зрителей карты, объясняют их научное и историческое значение, знакомят с интересными историческими фактами и событиями, связанными с картами. Последняя выставка была организована в Историческом музее Армении.

Грядущие проекты

Создание Морского музея в Ереване

Международный проект «Черное море»

Этот проект предложен клубом и включен в культурную программу стран Черноморского Экономического Союза (ЧЭС) на саммите ЧЭС 27 сентября 2010 г. в Стамбуле.

«По следам потерянных кораблей»

Экспедиция изучит культурное наследие моряков, путешественников и торговцев, их роль в качестве посредников в связях и общении между людьми по всему миру.

Мы попытаемся найти обломки армянских кораблей 17-19 вв., информацию о которых мы собирали много лет.

Мы планируем взять небольшую сменную команду подростков-кадетов (как это практикуется на учебных кораблях).

Экспедиция вокруг Европы на «Киликии» и Экспедиция на Карибы на кече «Анаит» – две реализованные части этого большого проекта.

«Этнодеревня рыбаков»

Создание рыбацкой деревни на озере Севан («Город мастеров»), где вживую будут представлены ремесла, быт и образ жизни средневековой деревни.

«Незнакомая Армения»

Серия научно-популярных и образовательных фильмов. (Продолжение нашего текущего проекта). Фильмы освещают малоизвестные страницы истории Армении, в частности, истории армянского судостроения и мореплавания, раскрывают роль армянских купцов в международной морской торговле.

Парусник «Киликия» (реализованный проект)

КиликияСпущен на воду 25 мая 2002 г. Копия торгового парусника 13 в. Киликийского Армянского царства. Построен Клубом морских исследований «Айас» для реализации исторического эксперимента – прохождения по средневековым морским торговым маршрутам вокруг Европы. Корабль был реконструирован по средневековым рукописям и миниатюрам и построен с использованием средневековых технологий. Во время экспедиции использовались методы навигации, приборы, еда, одежда, соблюдались обычаи и образ жизни средневековых моряков 13 в. За три года навигации (2004-2006 гг.) «Киликия» прошла более 15000 морских миль (28000 км), посетив 63 порта в 25 странах Европы и Азии. Целью этого уникального исторического эксперимента было воссоздание средневекового корабля, оценки возможностей таких кораблей, их мореходности, понимания как наши предки ходили на таких кораблях. Корабль, впервые в истории мореплавания, обошел вокруг материковой Европы по замкнутому маршруту.Маршруты «Киликии»

Информация о судне

Место постройки: судоверфь клуба «Айас», станция Масис, Армения.
Дата закладки и освящения: 26 мая 1991 г. Озеро Севан
Дата спуска на воду: 25 мая 2002 г. Озеро Севан.
Материал: дуб, сосна.
Команда: 12 чел.

   Тех. информация:

LOA – 20 м
B – 5 м
Осадка – 1,5 м
Водоизмещение – 50 т
Площадь основного паруса – 100 кв. м

Традиционные парусные лодки озера Севан (текущий долгосрочный проект)

Клубом морских исследований «Айас» по старинным картинам, рисункам, фотографиям, паре-тройке чудом сохранившихся на задних дворах некоторых жителей севанских деревень заброшенных корпусов рыбачьих лодок, а также по описаниям средневековыми авторами этих лодок и событий с ними связанных, был восстановлен вид парусных севанских лодок, некогда широко использовавшихся на озере для рыбной ловли и перевозки людей и грузов.

На СеванеУчитывая повышенный интерес во всем мире к традиционным парусным судам, мы решили построить определенное количество таких лодок и организовать на Севане ежегодную Международную Регату, которая по нашему мнению, станет традиционной.

Этим мы дадим, во-первых, новую жизнь возрожденным севанским лодкам, сохранив их как тип, во-вторых, предоставим любителям парусного спорта возможность тренироваться и участвовать в гонках, в-третьих, приобщим новых людей, и особенно молодежь, к парусному спорту, добьемся его массовости – в гонке, к примеру, на 10 лодках, могут одновременно участвовать до 80 человек! Возможно обучение всех желающих!

При правильной организации регаты и грамотной рекламе появится возможность привлечения инвесторов, что приведет к дальнейшему развитию парусного спорта.

Рост популярности парусников и массовости парусного спорта повлечет за собой и повышение внимания к экологическим вопросам озера Севан.

Археологические артефакты

лодка-долбленка 15 в. до н.э.Обсидиановая модель лодки, обнаруженная среди прочих артефактов в поселении времен докерамического неолита на склонах горы Артин в Армении. Археологи связывают находку с древними легендами о потопе. Предполагают, что находка носит культовый характер. Длина модели – 26 см.лодка-долбленка 9 в. до н.э.

Морской музей

Морской музей

»По следам потерянных кораблей»
Научная экспедиция по торговым маршрутам XVII–XIX вв.

Идея проекта заключается в организации научной экспедиции по морским торговым путям 17-19 веков на парусном судне.

Целью экспедиции является поиск и исследование 17 затонувших армянских судов и более 25 других кораблекрушений того времени. Регион – Индийский океан и северо-западная часть Тихого океана (первый этап).

проектВ основу проекта легли исторические морские торговые пути, которых придерживались купцы тех времен. Далеко не все корабли достигали места назначения. Мы посетим не только знаменитые порты, но и гавани, которые были очень активными и шумными когда-то в прошлом, но не сейчас, посетим забытые острова, которые становились свидетелями гибели кораблей, занесенных туда штормами. Места некоторых кораблекрушений нам известны. В некоторых случаях мы имеем информацию и о перевозимом грузе. У нас есть результаты: в 2007 г. один из затонувших кораблей из нашего списка был обнаружен местным рыбаком.

Все исследования и наблюдения будут проводиться в соответствии с международными законами.

Мы разработали маршрут и планируем взять с собой двух-трех ученых – представителей стран, в водах которых мы будем находиться. Они будут меняться в зависимости от регионов, по которым они специализируются.

Мы планируем взять небольшую группу курсантов (подростков), чтобы обеспечить им учебный процесс и вырастить новое поколение мыслящих ученых и подготовленных моряков. Группа курсантов будет меняться каждый месяц. Эти методы подготовки молодых людей на борту больших парусников известны и широко используются развитыми странами с середины 20 в.

У нас есть опытный, квалифицированный экипаж (участники 3-летней экспедиции «Киликия» вокруг Европы), у нас есть информация о затонувших кораблях. Мы установили контакты с учеными в странах, лежащих на нашем маршруте, а также с учеными США и Европы.

Работа с детьми. Озеро Севан (текущий долгосрочный проект)

работа с детьми


© Балаян К., 2020.
© Балаян К., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 20.12.2020.

Балаян Карен,
исследователь, историк, мореплаватель,
президент Клуба морских исследований «Айас» (Ереван, Армения),
капитан парусника «Киликия»,
е-mail: balayank@gmail.com

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/4(23)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/392.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru