Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Окороков А.В.

Музеи-корабли и корабли-памятники

Аннотация. Корабли-музеи занимают почетное место в списках памятников истории и культуры разных народов. Каждый из них интересен и как инженерно-техническое сооружение, и как музей, представляющий определенную эпоху. В данной статье рассматриваются примеры музеефикации исторических судов и их копий.

Ключевые слова: корабли-памятники, музеи, исторические суда, корабль-реплика.

Открыть PDF-файл


На протяжении многих веков люди стремились сохранить свидетельства уходящих эпох, создавая самые разные виды музеев. Особой популярностью среди туристов и исследователей прошлого пользуются музеи-корабли.

Первые попытки сохранения кораблей в качестве мемориальных объектов были предприняты в России при Петре I. В 1723 году император издал указ о сохранении остатков «потешной» флотилии, а в 1803 году на деньги, собранные владимирским дворянством, было построено на берегу Переславского озера здание музея для сохранения петровского бота «Фортуна». В Астрахани с конца XVIII до середины XX веков сохраняли в специальном здании галеру «Тверь», на которой путешествовала по Волге Екатерина II.

В наши дни корабли-музеи занимают почетное место в списках памятников истории и культуры разных народов. Каждый из них интересен и как инженерно-техническое сооружение, и как музей, представляющий определенную эпоху.

КонституцияОдним из таких памятников является американский 44-пушечный фрегат USS Constitution («Конституция») – старейший из военных кораблей, до сих пор находящихся на плаву. Считается, что именно USS Constitution открыл моду на корабли-музеи и корабли-памятники.

USS Constitution был заложен в 1794 году на верфи в Бостоне, по приказу президента Джорджа Вашингтона, который и дал ему столь звучное имя, и спущен на воду 21 октября 1797 года. Стоимость постройки корабля составила 302,7 тыс. долларов, что, как утверждают американцы, по нынешнему курсу приближается к стоимости современного авианосца.

КонституцияФрегат предназначался для защиты торговых судов от пиратов в Средиземном море и Карибском бассейне. В 1803—1805 годах «Constitution» участвовал в блокаде Триполи и во многих морских сражениях с алжирско-ливийскими военными кораблями. Но звездный час корабля настал в 1812 году, во время войны с Британией. До того времени у молодого американского флота не было ярких побед. А потому первая же крупная битва, выигранная американцами, была превращена в настоящий триумф. 19 августа 1812 года у берегов Канады USS Constitution вступил в бой с британским 38-пушечным кораблем HMS Guerriere и вынудил его спустить флаг. К изумлению англичан, ядра отскакивали от американского корабля. Британцы не знали, что его борта были изготовлены из особо прочного белого дуба и имели толщину более полуметра. После этого боя за фрегатом закрепилось прозвище — «Старик Железный Бок».

КонституцияПервая серьезная победа американского флота настолько взбудоражила нацию, что награда за нее, как признают даже американские историки, была совершенно несопоставима с реалиями - уничтожением всего одного корабля неприятеля. Капитан USS Constitution был пожалован особой золотой медалью конгресса, офицеры получили по серебряной медали, а экипажу корабля выплатили невиданную по тем временам премию в 50 тыс. долларов. Спустя пять месяцев «Constitution» у берегов Бразилии потопил еще один английский корабль — 38-пушечный фрегат «Ява». А в феврале 1815 года, у острова Мадейра, после четырёхчасового боя вынудил сдаться два английских судна — фрегат «Сайен» и шлюп «Левант».

В 1830 году, после двух походов на Средиземное море «USS Constitution» был признан неспособным к дальним плаваниям и предписан к разбору на дрова. Жизнь корабля могла закончиться бесславно, если бы не американский поэт Оливер Холмс - автор поэмы «Старик Железный Бок», вызвавшей огромный общественный резонанс. Знаменитое судно удалось сохранить. В 1833 году его поставили на капитальный ремонт, продолжавшийся около двух лет.

В 1844-1845 годах «Constitution» совершил кругосветное плавание, пройдя за 495 дней 52 279 миль, а в 1849 году во время стоянки в Неаполе на его борт поднялся Папа Римский Пий IX, что стало первым визитом понтифика на американскую «территорию».

В 1855 году, USS Constitution начал новую жизнь – стал учебным судном военно-морской академии в Аннаполисе (штат Мэриленд). В 1878 году, будучи уже в «преклонном» возрасте, фрегат очередной раз переплыл Атлантику, доставив экспонаты для Всемирной выставки в Париже.

В июле 1931 году «Constitution» отправился в свой «прощальный» дальний вояж. Без малого три года корабль-ветеран путешествовал вдоль Восточного и Западного побережий США, оставив за кормой 22 тыс. миль. 7 мая 1934 года он вернулся в Бостон и был поставлен на прикол на верфи ВМС, где до настоящего времени и сохраняется на плаву как военно-морской музей. По особо торжественным случаям «Constitution» во всей красе выходит на рейд и принимает участие в праздничных мероприятиях.

Другим памятников истории и культуры мирового значения является норвежское научно-исследовательское судно «Фрам» (по норвежски «Вперед») - легендарный корабль, который был специально построен для полярных исследований в 1893 году известным морским инженером Колиным Арчером.

Инициатором создания корабля стал норвежский путешественник и полярный исследователь Фритьоф Нансен. Он проводил исследования Северного ледовитого океана и, рассчитывал с помощью «Фрама» изучить его течения.

В конструкцию корабля были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, поскольку предполагалось, что экипаж будет находиться на шхуне в путешествие до пяти лет. На корабле была устроена система автономной подачи электричества при помощи ветрогенератора.

В 1893—1896 годах «Фрам» принял участие в экспедициях в Центральной Арктике, а в 1898—1902 годах преодолел более 18 тысяч км под командованием Отто Свердрупа, изучая район между южной Гренландией и канадским островом Элсмир.В результате проведенных исследований были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы Канадского Арктического архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии.

В 1910 году другой полярный исследователь Раул Амудсен предпринял попытку достичь на «Фраме» Северного полюса, а затем Южного. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл на корабле к ледяному барьеру Росса в Антарктиде, высадился в Китовой бухте и пересев 19 октября 1911 года на собачьи упряжки, 14 декабря достиг Южного полюса, опередив на месяц английскую экспедицию Роберта Скотта.

После завершения своего последнего плавания в Буэнос-Айрес, судно некоторое время использовалось как вспомогательное, а затем, в 1914 году было поставлено на прикол в Хортене.

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1935 году шхуна, после капитального ремонта, который позволил восстановить его первоначальную форму, была перемещена в Осло, в музей, который и получил название корабля.

Основу экспозиции музея составляет сам полярный корабль «Фрам». Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна — рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев. С главной палубы корабля каждые 20 минут можно наблюдать шоу северного сияния, а в кинотеатре музея посмотреть документальный фильм об Арктике. В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах — более 220 наименований.

Важное место в музее «Фрам» отведено и еще одному историческому судну - «Гьёя», первому кораблю, преодолевшему Северо-западный проход — путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела свое постоянное место совсем недавно, в 2013 году, и его экспозиция построена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее «Фрам», — корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, оказалась менее удачной, чем «Фрама» и «Гьёз» — после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» был продан канадской компании и через некоторое время затонул в заливе Гудзона. В настоящее время ведутся переговоры о поднятии останков судна и их транспортировки в Норвегию.

В последние десятилетия, появился еще один тип корабля-музея - копия (реплика) судна, внесшего значительный вклад в историю того или иного государства.

ЭндеворИнтересным объектом этого типа, который по праву можно назвать памятником морского наследия Великобритании, является реплика барка «Эндевор». Историческое судно было построено в 1762 году для перевозки угля и первоначально имело название «Эрл оф Пемброк». Свое легендарное имя «Эндевор» («Упорный») оно получило после переоборудования для первой экспедиции капитана Джеймса Кука. Эта экспедиция (1769 - 1771 гг.) внесла весомый вклад в географию. К ее главнейшим заслугам относится доказательство того, что Новая Зеландия является островом, а не частью южного континента.

«Эндовор» имел длину около 36 м, максимальную ширину 9,2 м, грузовместимость 370 брт и небольшую осадку. Площадь всех парусов барка составляла 700 м2, что позволяло при попутном ветре развивать скорость до 8 узлов. Оно было некрасивым, но прочным и мореходным.

ЭндеворЭндеворСледы этого судна после путешествия Кука теряются. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной — корабль после кругосветного плавания продали, якобы, какому-то французу-торговцу, переименовавшему барк в «Свободу». Судно переправили в Северную Америку и использовали как китобойное. Где-то в Америке легендарный барк был сильно поврежден британским кораблем и его останки, возможно, покоятся в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Есть и другая версия, согласно которой парусник окончил свои дни на Темзе. Но на этом история удивительного парусника не закончилась.

Вторую жизнь кораблю дал австралийский моряк и кораблестроитель Джон Лонгли. Он начал работу над проектом, в осуществление которого мало кто тогда верил: построить точную копию «Эндевора» и повторить его кругосветное плавание.

Несколько раз нехватка денег грозила перечеркнуть все планы. Но Лонгли и его соратники-мастера, которых он смог увлечь идеей, все же довели проект до конца. И в 1993 году в австралийском порту Фримантл «Корабль Его Величества барк «Эндевор» был спущен на воду и прошел вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии.

Еще одним известным кораблем-музеем является реплика корабля «Сюзан Констант» (SusanCjystant). На борту этого исторического корабля находились первые переселенцы в Новый Свет, заложившие 13 мая в 1607 года колонию в Виргинии и город Джеймстаун. Почти шесть месяцев длился вояж маленького каравана судов: «SusanCjystant» и сопровождавших его «Godspeed» и «Discovery». Именно этих переселенцев нынешние американцы, по справедливости должны называть «отцами-основателями» Соединенных Штатом Америки*.

О самом корабле «Сюзан Констант» известно не много. По последним данным галеон был спущен на воду примерно в 1585 году, то есть ко времени своего исторического подвига он имел уже приличный возраст – 22 года. Это был типичный торговый парусник XVIIвека, общий тоннаж которого составлял примерно 120 тонн. В 1606 году он был нанят Виргинской компанией для перевозки переселенцев в Северную Америку.

В середине 1607 года корабль вернулся обратно в Англию. Больше «Сюзан Констант» не совершало вояжей к берегам Америки, и последующие годы продолжало вновь использоваться как торговое судно. Во всяком случае, имеются сведения о его рейсе от Бристоля до Марселя в 1615 году. В 1618 году корабль был захвачен турецкими пиратами, и на этом следы «Сюзан Констант» и ее команды теряются. Но, благодарные потомки не забыли его историю. В 1991 году Стенли Поттер создал чертежи этого судна, и Аллен К. Роул из Джеймстауна построил его заново, с мельчайшими подробностями восстановив атрибуты корабля почти четырехсотлетней давности.

В настоящее время на борту судна действует исторический музей, который ежегодно посещают миллионы туристов со всех уголков мира. Находясь на плаву «Сюзан Констант» участвует в регатах и парадах парусных кораблей посвященных Дню независимости США.

_____________

*Официально же американцы 22 декабря отмечают национальный праздник – День «отцов-пилигриммов» - прибытие к берегам Америки в 1620 г. переселенцев на борту судна «Мэйфлауэр».


© Окороков А.В., 2016.

Статья поступила в редакцию 16.09.2016.

Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук,
первый заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
действительный член Академии военных наук, действительный член Русского географического общества,
е-mail:info@heritage-institute.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2016/3(6)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/91.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru