Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2023/4(35)

Содержание


Культурная политика

Соловьев А. П., Абдурахманова З.Т.

Новые направления государственных и общественных инициатив по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России


Освоение наследия

Путрик Ю.С., Тюрина Е.В.

Пути актуализации объектов культурного наследия средствами туризма и социокультурного проектирования


Смоленчук Е.В.

О технологическом подходе
в исследовании коллекции тканей
с верховой масляной набойкой
из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея
им. Д.Г.Бурылина


Соловьев А.П.

Вопросы взаимодействия
в цифровом пространстве библиотек и сферы туризма 


Исторические исследования

Мадикова Л.В.

Фреска как источник знания
о древнерусском судостроении


Ефимов А.В.

Приказы вооруженных сил
на Юге России о чинах военных 1919-1920 гг. как биографический источник


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Корейская Народно-Демократическая Республика: памятники советским и российским деятелям и военно-историческим событиям




Дата публикации: 18.12.2023

Архив

Окороков А.В.

Музеи-корабли и корабли-памятники

Аннотация. Корабли-музеи занимают почетное место в списках памятников истории и культуры разных народов. Каждый из них интересен и как инженерно-техническое сооружение, и как музей, представляющий определенную эпоху. В данной статье рассматриваются примеры музеефикации исторических судов и их копий.

Ключевые слова: корабли-памятники, музеи, исторические суда, корабль-реплика.

Открыть PDF-файл


На протяжении многих веков люди стремились сохранить свидетельства уходящих эпох, создавая самые разные виды музеев. Особой популярностью среди туристов и исследователей прошлого пользуются музеи-корабли.

Первые попытки сохранения кораблей в качестве мемориальных объектов были предприняты в России при Петре I. В 1723 году император издал указ о сохранении остатков «потешной» флотилии, а в 1803 году на деньги, собранные владимирским дворянством, было построено на берегу Переславского озера здание музея для сохранения петровского бота «Фортуна». В Астрахани с конца XVIII до середины XX веков сохраняли в специальном здании галеру «Тверь», на которой путешествовала по Волге Екатерина II.

В наши дни корабли-музеи занимают почетное место в списках памятников истории и культуры разных народов. Каждый из них интересен и как инженерно-техническое сооружение, и как музей, представляющий определенную эпоху.

КонституцияОдним из таких памятников является американский 44-пушечный фрегат USS Constitution («Конституция») – старейший из военных кораблей, до сих пор находящихся на плаву. Считается, что именно USS Constitution открыл моду на корабли-музеи и корабли-памятники.

USS Constitution был заложен в 1794 году на верфи в Бостоне, по приказу президента Джорджа Вашингтона, который и дал ему столь звучное имя, и спущен на воду 21 октября 1797 года. Стоимость постройки корабля составила 302,7 тыс. долларов, что, как утверждают американцы, по нынешнему курсу приближается к стоимости современного авианосца.

КонституцияФрегат предназначался для защиты торговых судов от пиратов в Средиземном море и Карибском бассейне. В 1803—1805 годах «Constitution» участвовал в блокаде Триполи и во многих морских сражениях с алжирско-ливийскими военными кораблями. Но звездный час корабля настал в 1812 году, во время войны с Британией. До того времени у молодого американского флота не было ярких побед. А потому первая же крупная битва, выигранная американцами, была превращена в настоящий триумф. 19 августа 1812 года у берегов Канады USS Constitution вступил в бой с британским 38-пушечным кораблем HMS Guerriere и вынудил его спустить флаг. К изумлению англичан, ядра отскакивали от американского корабля. Британцы не знали, что его борта были изготовлены из особо прочного белого дуба и имели толщину более полуметра. После этого боя за фрегатом закрепилось прозвище — «Старик Железный Бок».

КонституцияПервая серьезная победа американского флота настолько взбудоражила нацию, что награда за нее, как признают даже американские историки, была совершенно несопоставима с реалиями - уничтожением всего одного корабля неприятеля. Капитан USS Constitution был пожалован особой золотой медалью конгресса, офицеры получили по серебряной медали, а экипажу корабля выплатили невиданную по тем временам премию в 50 тыс. долларов. Спустя пять месяцев «Constitution» у берегов Бразилии потопил еще один английский корабль — 38-пушечный фрегат «Ява». А в феврале 1815 года, у острова Мадейра, после четырёхчасового боя вынудил сдаться два английских судна — фрегат «Сайен» и шлюп «Левант».

В 1830 году, после двух походов на Средиземное море «USS Constitution» был признан неспособным к дальним плаваниям и предписан к разбору на дрова. Жизнь корабля могла закончиться бесславно, если бы не американский поэт Оливер Холмс - автор поэмы «Старик Железный Бок», вызвавшей огромный общественный резонанс. Знаменитое судно удалось сохранить. В 1833 году его поставили на капитальный ремонт, продолжавшийся около двух лет.

В 1844-1845 годах «Constitution» совершил кругосветное плавание, пройдя за 495 дней 52 279 миль, а в 1849 году во время стоянки в Неаполе на его борт поднялся Папа Римский Пий IX, что стало первым визитом понтифика на американскую «территорию».

В 1855 году, USS Constitution начал новую жизнь – стал учебным судном военно-морской академии в Аннаполисе (штат Мэриленд). В 1878 году, будучи уже в «преклонном» возрасте, фрегат очередной раз переплыл Атлантику, доставив экспонаты для Всемирной выставки в Париже.

В июле 1931 году «Constitution» отправился в свой «прощальный» дальний вояж. Без малого три года корабль-ветеран путешествовал вдоль Восточного и Западного побережий США, оставив за кормой 22 тыс. миль. 7 мая 1934 года он вернулся в Бостон и был поставлен на прикол на верфи ВМС, где до настоящего времени и сохраняется на плаву как военно-морской музей. По особо торжественным случаям «Constitution» во всей красе выходит на рейд и принимает участие в праздничных мероприятиях.

Другим памятников истории и культуры мирового значения является норвежское научно-исследовательское судно «Фрам» (по норвежски «Вперед») - легендарный корабль, который был специально построен для полярных исследований в 1893 году известным морским инженером Колиным Арчером.

Инициатором создания корабля стал норвежский путешественник и полярный исследователь Фритьоф Нансен. Он проводил исследования Северного ледовитого океана и, рассчитывал с помощью «Фрама» изучить его течения.

В конструкцию корабля были заложены повышенные требования по обитаемости и компоновке внутреннего пространства, поскольку предполагалось, что экипаж будет находиться на шхуне в путешествие до пяти лет. На корабле была устроена система автономной подачи электричества при помощи ветрогенератора.

В 1893—1896 годах «Фрам» принял участие в экспедициях в Центральной Арктике, а в 1898—1902 годах преодолел более 18 тысяч км под командованием Отто Свердрупа, изучая район между южной Гренландией и канадским островом Элсмир.В результате проведенных исследований были открыты острова Аксель-Хейберг, Эллеф-Рингнес, Амунд-Рингнес и другие. Были обследованы практически все проливы Канадского Арктического архипелага и нанесён на карту западный берег острова Элсмир. Все вновь открытые земли объявлялись владением Норвегии.

В 1910 году другой полярный исследователь Раул Амудсен предпринял попытку достичь на «Фраме» Северного полюса, а затем Южного. 13 января 1911 года, Амундсен приплыл на корабле к ледяному барьеру Росса в Антарктиде, высадился в Китовой бухте и пересев 19 октября 1911 года на собачьи упряжки, 14 декабря достиг Южного полюса, опередив на месяц английскую экспедицию Роберта Скотта.

После завершения своего последнего плавания в Буэнос-Айрес, судно некоторое время использовалось как вспомогательное, а затем, в 1914 году было поставлено на прикол в Хортене.

В 1920-х годах, после более чем десятилетнего стояния на приколе, норвежские исследователи Ларс Кристенсен, Отто Свердруп и Оскар Вистинг выступили с инициативой сохранения корабля для истории и потомков. В 1935 году шхуна, после капитального ремонта, который позволил восстановить его первоначальную форму, была перемещена в Осло, в музей, который и получил название корабля.

Основу экспозиции музея составляет сам полярный корабль «Фрам». Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна — рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев. С главной палубы корабля каждые 20 минут можно наблюдать шоу северного сияния, а в кинотеатре музея посмотреть документальный фильм об Арктике. В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах — более 220 наименований.

Важное место в музее «Фрам» отведено и еще одному историческому судну - «Гьёя», первому кораблю, преодолевшему Северо-западный проход — путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела свое постоянное место совсем недавно, в 2013 году, и его экспозиция построена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее «Фрам», — корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, оказалась менее удачной, чем «Фрама» и «Гьёз» — после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» был продан канадской компании и через некоторое время затонул в заливе Гудзона. В настоящее время ведутся переговоры о поднятии останков судна и их транспортировки в Норвегию.

В последние десятилетия, появился еще один тип корабля-музея - копия (реплика) судна, внесшего значительный вклад в историю того или иного государства.

ЭндеворИнтересным объектом этого типа, который по праву можно назвать памятником морского наследия Великобритании, является реплика барка «Эндевор». Историческое судно было построено в 1762 году для перевозки угля и первоначально имело название «Эрл оф Пемброк». Свое легендарное имя «Эндевор» («Упорный») оно получило после переоборудования для первой экспедиции капитана Джеймса Кука. Эта экспедиция (1769 - 1771 гг.) внесла весомый вклад в географию. К ее главнейшим заслугам относится доказательство того, что Новая Зеландия является островом, а не частью южного континента.

«Эндовор» имел длину около 36 м, максимальную ширину 9,2 м, грузовместимость 370 брт и небольшую осадку. Площадь всех парусов барка составляла 700 м2, что позволяло при попутном ветре развивать скорость до 8 узлов. Оно было некрасивым, но прочным и мореходным.

ЭндеворЭндеворСледы этого судна после путешествия Кука теряются. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной — корабль после кругосветного плавания продали, якобы, какому-то французу-торговцу, переименовавшему барк в «Свободу». Судно переправили в Северную Америку и использовали как китобойное. Где-то в Америке легендарный барк был сильно поврежден британским кораблем и его останки, возможно, покоятся в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Есть и другая версия, согласно которой парусник окончил свои дни на Темзе. Но на этом история удивительного парусника не закончилась.

Вторую жизнь кораблю дал австралийский моряк и кораблестроитель Джон Лонгли. Он начал работу над проектом, в осуществление которого мало кто тогда верил: построить точную копию «Эндевора» и повторить его кругосветное плавание.

Несколько раз нехватка денег грозила перечеркнуть все планы. Но Лонгли и его соратники-мастера, которых он смог увлечь идеей, все же довели проект до конца. И в 1993 году в австралийском порту Фримантл «Корабль Его Величества барк «Эндевор» был спущен на воду и прошел вдоль берегов Австралии и Новой Зеландии.

Еще одним известным кораблем-музеем является реплика корабля «Сюзан Констант» (SusanCjystant). На борту этого исторического корабля находились первые переселенцы в Новый Свет, заложившие 13 мая в 1607 года колонию в Виргинии и город Джеймстаун. Почти шесть месяцев длился вояж маленького каравана судов: «SusanCjystant» и сопровождавших его «Godspeed» и «Discovery». Именно этих переселенцев нынешние американцы, по справедливости должны называть «отцами-основателями» Соединенных Штатом Америки*.

О самом корабле «Сюзан Констант» известно не много. По последним данным галеон был спущен на воду примерно в 1585 году, то есть ко времени своего исторического подвига он имел уже приличный возраст – 22 года. Это был типичный торговый парусник XVIIвека, общий тоннаж которого составлял примерно 120 тонн. В 1606 году он был нанят Виргинской компанией для перевозки переселенцев в Северную Америку.

В середине 1607 года корабль вернулся обратно в Англию. Больше «Сюзан Констант» не совершало вояжей к берегам Америки, и последующие годы продолжало вновь использоваться как торговое судно. Во всяком случае, имеются сведения о его рейсе от Бристоля до Марселя в 1615 году. В 1618 году корабль был захвачен турецкими пиратами, и на этом следы «Сюзан Констант» и ее команды теряются. Но, благодарные потомки не забыли его историю. В 1991 году Стенли Поттер создал чертежи этого судна, и Аллен К. Роул из Джеймстауна построил его заново, с мельчайшими подробностями восстановив атрибуты корабля почти четырехсотлетней давности.

В настоящее время на борту судна действует исторический музей, который ежегодно посещают миллионы туристов со всех уголков мира. Находясь на плаву «Сюзан Констант» участвует в регатах и парадах парусных кораблей посвященных Дню независимости США.

_____________

*Официально же американцы 22 декабря отмечают национальный праздник – День «отцов-пилигриммов» - прибытие к берегам Америки в 1620 г. переселенцев на борту судна «Мэйфлауэр».


© Окороков А.В., 2016.

Статья поступила в редакцию 16.09.2016.

Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук,
первый заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
действительный член Академии военных наук, действительный член Русского географического общества,
е-mail:info@heritage-institute.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2016/3(6)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/91.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru