Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея
на берегу Азовского моря

Аннотация. В данной статье автором рассматриваются перспективы развития туризма Запорожской области и способы актуализации культурного наследия Приазовья. Особое внимание уделяется музеефикации персонального наследия Ф.Ф.Конюхова, а также созданию интегрированного музея в прибрежном районе Азовского моря. В основе формирующейся концепции этого музея лежит понимание исторических объектов как важного ресурса государственной культурной политики, актуализация которого будет способствовать восстановлению и развитию региона.

Ключевые слова: мемориальный музей, культурный туризм, рекреационный комплекс, Запорожская область, культурное наследие, интегрированный музей, развитие туризма.


Мир держится на людях,
которые не живут как все…

Федор Конюхов

Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 N 7-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта – Запорожской области» был официально определен статус освобожденных территорий Запорожской области. Тем самым открылась новая страница в истории данного региона, судьба которого была решена жителями области на референдуме, проходившем с 23 по 27 сентября 2022 года.

Данная статья посвящена в большей мере перспективам развития культурного, а также туристического потенциала территории, музеефикации ряда объектов, которые могут стать главными брендами Запорожской области, а также популярными культурными объектами для всей страны.

Значительная часть Запорожской области представляет собой живописную прибрежную зону Азовского моря, являющуюся потенциальным объектом природного наследия в контексте культурных ландшафтов, связанных как с историческими событиями на территории области, так и с ее выдающимися людьми. Всё это – перспективные туристические зоны. Учитывая, в том числе, данное обстоятельство, Правительство Российской Федерации в ближайшие годы предполагает построить вокруг Азовского моря автомобильное кольцо протяженностью 1400 км. Очевидно, что будущая автодорога станет одним из ведущих туристических автомаршрутов Российской Федерации, связывая Ростовскую область с историческими землями Донецкой Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Республики Крым, а также Краснодарским краем. Данный маршрут не только плодотворно повлияет на развитие внутреннего туризма, но и безоговорочно станет одним из решающих факторов в развитии всей инфраструктуры Юга России.

Столь значимые проекты, по мнению автора, необходимо развивать параллельно с внедрением современных технологий актуализации историко-культурного наследия региона. Как показывает практика, в последние годы особым успехом пользуется развитие так называемого «культурного туризма» [1]. Нельзя не отметить перспективы развития культурного туризма, которые открываются для Запорожской области, а также перспективы для развития экономики всего региона.

Представление о культурном наследии во время украинской власти было несколько иным. В течение нескольких десятилетий украинские власти пытались перестроить сознание местного населения, ментально связанного с Россией, посредством самых разных институций. Прежде всего, с помощью «молельных домов», выступающих в качестве своеобразных культурно-религиозных центров для пропаганды укро-нацизма.

Всё, что касается многовековой истории и культуры «благополучно» забывалось и стиралось из памяти населения. Для того, чтобы понять насколько масштабным был этот процесс, каким было отношение власти к культурному наследию нации, достаточно посетить любой из 20-ти музеев области, где хоть какие-то финансовые вложения за последние 30 лет видны. Материально-техническая база, в большинстве своем, сильно отстает от современных российских стандартов. Это касается не только мультимедийного или экспозиционно-выставочного оборудования, но элементарного состояния данных учреждений культуры: во многих музейных зданиях отсутствует отопление, разрушаются полы, протекают крыши.

Отметим, что на фоне катастрофического запустения объектов и учреждений культуры особенно контрастируют аккуратные и ухоженные «молельные дома». Во времена украинской власти эти пропагандистские центры использовались для создания нового «культурного кода» нации. Не секрет, что организацию и существование подобных баптистских объединений обеспечивали «доброхоты» из Канады и США. Понятно, что деятельность аналогичных центров на территории РФ запрещена Российским федеральным законом о противодействии экстремистской деятельности. Кроме того, наличие «сектантских центров», взращивающих неонацистские настроения в местном обществе, противоречат Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. К сожалению, на территории Запорожской области еще остались очаги подобных псевдорелигиозных учреждений, хотя, несомненно, вопрос об их существовании в ближайшем будущем постепенно будет разрешен.

В сложившейся ситуации особенно важно комплексно и целенаправленно подходить к вопросам развития культурного потенциала Запорожской области. По мнению автора, стоит обращать особое внимание на то, чтобы создавать в регионе новые историко-культурные центры, где исторические, культурные и природные объекты, тесно переплетаясь, находились бы в одном архитектурном и ансамблевом пространстве с православными храмами, являющимися сакральной частью данных центров. Эти действия позволят создавать уникальные и популярные территории смыслов, направленные на сохранение и актуализацию традиционных русских православных ценностей, подкрепленных реальными историческими событиями и процессами. Всё это будет способствовать не только росту привлекательности региона на туристической карте нашей страны, но и позволит разрешить ряд актуальных проблем, возникших в области. В первую очередь в Запорожье остро ощущается необходимость интеграции населения (хотя данному процессу, по мнению автора, больше подходит определение «реинтеграция», т.е. возвращение отделившегося территориального менталитета в коллективное тело страны) в культурную и социальную сферу Российской Федерации. Что поспособствует формированию единого культурного пространства и территориальной целостности России, а также формированию гражданского общества, связанного единой историей и культурой.

В настоящее время на освобождённой территории Запорожской области проживают около 800 тысяч человек. Причем, несмотря на определенный отток местных жителей со своих земель в момент начала СВО, в настоящее время отмечается рост населения за счет тех, кто возвращается на Родину после миграции, а также за счет тех, кто выбрал Запорожскую область в качестве постоянного места жительства и работы. Существуют реальные перспективы роста количества жителей в ближайшие годы, в связи с освобождением остальной части территории, а также за счет ежедневно прибывающих потоков людей.

Итак, в настоящее время, главным богатством региона является его население. Причем уровень его социально-экономического благополучия во многом зависит от развития культурного и туристического потенциала региона, обеспечивающего и дополнительные доходы, и новые рабочие места. Поэтому особенно остро ощущается потребность в усовершенствовании и преобразовании в новых субъектах Российской Федерации историко-культурной среды, ее материальных, духовно-ценностных и интеллектуальных ресурсов.

Обратимся к перспективным направлениям развития культурного потенциала, построенного на традиционных ценностях русского народа. Со времен правления Екатерины IIв просторы Новороссийской губернии массово переселяли людей со всей Российской империи. В настоящее время на территории Запорожской области проживает более 120 национальностей, быт и культура которых на протяжении многих веков связана с Россией. Кроме того, на протяжении сотен лет на территорию Приазовья шли крестьяне из Архангельской, Рязанской, Ярославской, Тульской, Тамбовской и других губерний. Ведь Новороссия представляла собой практически безлюдные земли, которые заселили русскими крестьянами из внутренних губерний России. Сегодня этот важный факт подчеркивает историческое единство территорий, общность истории, а также является первоочередным концептуальным подходом к развитию культурного потенциала.

Одно из важнейших направлений масштабных проектов, способствующих формированию новой культурно-туристической среды, связано, на наш взгляд, с созданием в Приазовском районе крупнейшего интегрированного музея (экомузея), центром которого может стать Мемориальный дом-музей Ф.Ф.Конюхова.

Фёдор Филиппович Конюхов – личность мирового масштаба,советский и российский путешественник, писатель, художник и священник – является одним из виднейших уроженцев Запорожской области. Федор Филиппович родился в с. Чкалово Приазовского района в семье потомственных поморов, прибывших в XIX веке из Архангельской губернии. Его жизненный путь – пример успеха русского человека, добившегося всего благодаря собственным усилиям, ежедневным преодолениям самого себя. «Только в нашей стране можно так путешествовать…», – говорит Федор Филиппович в своих интервью.

Общественный запрос на увековечивание имени известного земляка появился среди односельчан уже много лет назад. Однако все попытки украинской власти создать музей Конюхова не увенчались успехом, а с 2014 года он и вовсе был объявлен сепаратистом-предателем, главной причиной чему послужила написанная путешественником книга для детей «Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал» [2].

Подчеркнем, что сегодня остро ощущается необходимость в определении подлинного и популярного героя, нашего земляка и современника, исторически связанного с Приазовьем. Ф.Ф.Конюхов говорит: «человека любят там, где он родился». Эта фраза объясняет важность увековечивания всемирно известной личности именно на его родной земле.

В селе Чкалово сохранился дом семьи Конюховых, где родился будущий великий путешественник. Во все времена, в разных уголках земли, на свет появлялись люди, которые опережали своё время. Они обозревают перспективу на будущие столетия, не боятся мыслить глобально, зажигают своим ресурсом энергии окружающих и вращают Землю. Федор Конюхов – один из таких самородков.

В наши дни дом семейства Конюховых находится в полуразрушенном состоянии, требует проведения капитального ремонта. Во время встречи с местной администрацией и населением автору данной статьи были озвучены планы руководства села Чкалово о снесении дома 1909 года постройки, оборудовании парка на месте дома, возведении мемориальной доски и велодорожек. Это представляется недопустимым по отношению к зданию, имеющему огромное историко-культурное значение.

В селе Чкалово и близлежащий населенных пунктах (с. Мирненское, с. Степановка) сохранились и иные постройки, связанные с семьей Ф.Ф.Конюхова – школа в которой учился молодой мечтатель о путешествиях, церковь в которой его крестили. Кроме того, большое количество зданий в селах относится по временным рамкам к детству Конюхова. В целом все эти поселения и их незамысловатые постройки представляют собой своего рода историко-культурный памятник дореволюционного и советского периода. Причем – в живописном природном окружении, имеющем значительный рекреационно-туристический потенциал. На наш взгляд, всё это следует максимально использовать в благих целях.

Напомним, что на территории Российской Федерации памятники истории и культуры являются огромной ценностью, несут в себе печать определенного времени – дух эпохи. Сохранение историко-культурных объектов – важнейшая задача на пути актуализации традиционной архитектуры, местной истории и культуры. В Основах государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, культура признана «значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире»[3]. Объекты культурного наследия и территории создаются не только для их сохранения как таковых, но и для решения научных, социально-культурных и экономических задач.

Существуют разные подходы и формы включения культурно-исторических памятников в систему рекреационно-туристского обслуживания. Среди наиболее распространенных – организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов. Особый интерес для организаторов туризма представляют крупные комплексы, включающие множество культурных и природных объектов. В качестве таких комплексов выступают исторические города, музеи-заповедники, монастырские комплексы, памятники ландшафтной архитектуры, естественные природные ландшафты, культурные ландшафты, природно-технические системы [4].

В нашем случае, комплексный подход к сохранению наследия Конюхова и окружающих природно-культурных ландшафтов позволит тематически объединить три населенных пункта: с. Чкалово, с. Мирненское и с. Степановку, где сохранились традиции переселенцев XIX века, и создать на их базе крупный рекреационный комплекс – интегрированный музей (экомузей), центром которого станет бывшее подворье Конюховых.

Об историко-культурном потенциале этого подворья расскажем более подробно. Дом Конюховых представляет собой типичное южнорусское жилище. Подобных домов в данном поселении, а также в близлежащий деревнях большое количество. В самом доме из бытовой обстановки, к сожалению, почти ничего не сохранилось. На потолке остался крюк, за который крепилась колыбель будущего покорителя морской и воздушной стихии, а также домашняя печь. Эти предметы и объекты, дополненные сформированной коллекцией мемориальных вещей Конюхова, могут стать основными смысловыми точками в процессе создания музейной экспозиции отреставрированного дома-музея.

Как известно, Колыбель является одним из древнейших символов материнства и заботы о детях. Для наших предков она имела не только утилитарное, но и большое сакральное значение. В религиозных и мифологических преданиях колыбель несет различные символические значения и ассоциации. Считается, что когда младенец уснул в колыбели, на его груди качаются мягкие волны сна, а его маленький мир подобен лодке, качающейся на волнах. Как видим, ассоциация домашней колыбели с первой лодкой в жизни путешественника поможет создать концепцию и проект оригинального музейного пространства, где колыбель/лодка – путь в жизни, стремление, поиск, путешествия, а печь – то, что всегда влечет вернуться домой, к семье...

Тема семьи и родителей – одна из главных в будущей экспозиции. Именно родители вырастили человека, который не побоялся экспериментировать, добиваться в жизни поставленных целей. Семья – место, где подрастающая личность делает первые шаги, место, где учатся всему, что так необходимо в жизни. Традиции, культура, воспитание, привычки – всё это формирует становление человека как общественной единицы. Именно семейные традиции – то, главное, что важно прививать на общегосударственном уровне. Поэтому целевой аудиторией данного проекта станут, прежде всего, семьи, заинтересованные в поддержке всестороннего развития и воспитания детей.

Как известно, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [5]. Известно, что в раннем детстве воображение ребенка не скованно стереотипами. Именно потому столько юных жителей страны хотят стать космонавтами, изобретателями, путешественниками. Тем не менее, лишь малый процент людей, повзрослев, исполняет задуманное.

В будущем музее важно показать с помощью мемориальных предметов и иммерсивных технологий, как Фёдор Конюхов описывает свои детские мечты: «Я с детства мечтал о Северном полюсе. Помню, когда выпадал снег, а его в наших краях было мало, я делал лыжи из бочковой клепки. И ходил в степи по вспаханному полю, представляя, что это торосы» [6]. Посетитель увидит, что мечты – это самый большой стимул не стоять на месте, развиваться и двигаться вперед. Что, когда дети мечтают, они вдохновлены, их творческий потенциал максимально раскрывается. Посетитель узнает, что родителям Конюхова удалось воспитать в сыне силу духа, способную пойти на исполнение детских желаний, не смотря на мнения окружающих. «Я готовил себя к дальним странствиям, закалял организм, купался круглый год, спал на гвоздях, пил морскую воду, – вспоминает известнейший путешественник. — В 15 лет в одиночку пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. Начитавшись приключенческих книг, мечтал пройти вокруг света». Всё это – темы для ярких музейных инсталляций в пространстве сохраненного мемориального дома.

Вторая важная точка притяжения для потенциальных туристов – комплекс «Маяк» на берегу с. Чкалово, расположенный на том месте, откуда юный мечтатель впервые отправился в плавание к берегу Керчи.

Обратившись к книге Ф. Конюхова «Как адмирал Ушаков черное море русским сделал», узнаем следующее: «У каждого человека должны быть герои, на которых ему хотелось бы походить. Для меня одним из таких героев ещё с детских лет стал наш великий флотоводец, непобедимый русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков» [7]. Таким образом современный комплекс музейного типа, созданный в данном месте, может рассказать о формировании и боевой деятельности Азовской флотилии, о подвигах великого флотоводца, в служебной биографии которого нет ни одного поражения, о его человеческих и религиозных принципах. В этой связи напомним, что Фёдор Ушаков в октябре 2004 года канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви, причислившим его к общецерковным святым в лике праведных.

Как известно, в православной символике Храм – это своеобразный Маяк в море нашей жизни. С другой стороны, в христианском представлении Маяк – это символ Христа, поскольку, как сказано в Библии, Иисус есть «свет миру» [8]. Считается, что свет, исходящий от вершины маяка, есть символ божественного сияния, распространяющегося во мраке нашего мир [9]. Недаром Патриарх Московский и всея Руси Кирилл десять лет назад лично осветил уникальную плавучую часовню-маяк в честь святителя Николая Чудотворца, построенную на месте слияния двух сибирских рек – Иртыша и Оби [10].

Итак, у нас появляется возможность развить тему аналогии маяка-храма, как религиозного сооружения с двумя функцями: с одной стороны, это – реальный Маяк, освещающий перспективу Азовского моря и привлекающий водных туристов, с другой стороны, это – православный храм или часовня, где каждый паломник, обращаясь к традициям православного христианства, смог бы найти свой путь к душевному равновесию…

Как известно, религиозный аспект в сохранении русской идентичности – важнейшая и неотъемлемая часть государственной политики, в том числе – в области культуры. Президент РФ В.В.Путин считает, что православие и Россия неразделимы. Он также отмечает, что «православие является важнейшей составной частью души России», оно «подарило России тысячелетнюю историю... и сделало то, чего раньше не было – обратилось к человеку, к его совести и к его душе с вечным призывом к милосердию, добру и любви» [11].

Все это отвечает основным задам, которые следует решить в процессе формирования интегрированного музейно-туристического комплекса. Одна из главных задач – создать на его территории условия, способствующие воплощению и развитию самых разнообразных и смелых идей. Ведь наш ведущий герой, Фёдор Конюхов, реализовал себя не только в путешествиях, он – православный священнослужитель, художник, писатель, изобретатель. Столь многогранное развитие личности делает его настоящим примером для подрастающего поколения. Обширность тем позволяет разрабатывать самые разные зоны в пространстве данного комплекса, посвященные увлечениям и жизненным принципам Ф. Ф. Конюхова: водные виды спорта, путешествия, строительство баркасов, изобразительное искусство, религия. Именно эта идея всестороннего воспитания подрастающей личности должна лечь в основу базового концепта создания рекреационного и познавательного комплекса на берегу Азовского моря. Это – «территория смыслов», «место поиска себя», «зона развития», «область формирования целей». На наш взгляд, данная идея будет востребована не только детьми, но и их родителями.

Возвращаясь к образу Маяка-Храма, еще раз подчеркнем, что данный объект, органично связанный с личностью Конюхова, будет выполнять не только свои утилитарные функции, но и станет современным многофункциональным религиозно-туристическим и музейным объектом, привлекающим внимание как местных посетителей, так и многочисленных гостей из самых разных регионом России.

Особо отметим, что местным жителям отводится значительная роль в формировании и развитии интегрированного культурно-туристического комплекса. Ведь именно им предстоит не только включиться в работу по созданию его музейных объектов и инфраструктуры, но и принимать самое активное участие в гостеприимном обслуживании потенциальных туристов. Более того, жители прилегающих населенных пунктов, которые станут неотъемлемой частью комплекса, являются носителями и хранителями традиционной и разнообразной южнорусской культуры. Проживая на данной территории и являясь потомками переселенцев со всех концов России, они получат уникальную возможность организовать на базе своих подворий локальные «живые музеи» с этнографической спецификой, характеризующей данные регионы и входящие в структуру крупного и неформального экомузея.

Основная цель создания и главная особенность подобного экомузея – активное участие местного населения в его функционировании, неразрывность природного и культурного наследия, характеризующего самобытность традиционной культуры местного населения. Экомузей рассматривается и как социокультурный институт, и как исследовательская лаборатория, и как культурно-образовательное учреждение, и как место познавательного отдыха. В своей деятельности экомузей, местное население, местное самоуправление и, сфера обслуживания выступают активными партнерами.

Как отмечают специалисты, «к этой форме “живого музея” стремятся наиболее успешные музеи-заповедники, органично вписанные в социокультурную жизнь региона. Основной признак фактического экомузея – активное вовлечение в музейную жизнь местных жителей, возрождение местных ремесел и технологий, традиционных форм хозяйствования в природной среде». Причем, «воспроизведение этих традиций должно стать органической потребностью населения, что максимально обеспечит их преемственность и передачу новым поколениям» [12].

В мировой практике экомузей – наиболее эффективный и перспективный тип музея под открытым небом, позволяющий сохранять, использовать и транслировать будущему поколению разнообразие этнокультурного и природного наследия местного населения в естественной жизненной среде [13]. Таким образом, будут созданы условия для сохранения как материального, так и нематериального культурного наследия, где носителями традиций и обычаев станут местные жители. И, что немало важно, экомузей может спровоцировать естественную волну новых переселенцев со всех уголков нашей страны так же, как и два века назад. Понятно, что данная проблема потребует юридической базы и решений непростых административных задач. Но сама идея, на наш взгляд, обладает перспективой к рациональному воплощению.

В этой связи инициаторы данного проекта, сотрудники АНО «Центр социокультурной интеграции Запорожской области», видят своей главной миссией: объединение усилий в рамках разрабатываемого и реализуемого проекта ведущих русских культурологов, историков, музейных проектировщиков, а также православных священнослужителей для того, чтобы вернуть местному населению, прежде всего – молодежи, историческую, культурную и религиозную память, способствующую формированию единеного культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.

Разработка и реализация данного проекта, направленного на формирование уникального бренда Запорожской области, национальной идентичности населения в сочетании с исторической и культурной связью с Российской Федерацией станет, как уже отмечалось, важным этапом на пути реинтеграции местного населения области в целостное тело страны.

Кроме того, проект имеет перспективу вывести данный регион в ряд самых привлекательных направлений и географических мест для внутреннего туризма. Ведь несомненным плюсом данного региона является тот факт, что в транспортном контексте Запорожская область становится, в самом ближайшем будущем, удобным туристическим центром на пути между Краснодарским краем и Республикой Крым.

Дальнейшее продвижение высказанных здесь концептуальных идей требует разработки полноценной Концепции с развернутой сюжетно-тематической структурой и, главное, архитектурно-планировочного Проекта будущего культурно-туристического комплекса с элементами неформального экомузея. Большие надежды в процессе реализации интегрированного музея в Приазовье возлагаются на участие Правительства Российской Федерации, администрации Запорожской области, а также местного населения и регионов-шефов. На наш взгляд, именно регионы-шефы могут поддержать идею создания музейно-этнографических подворий на территории комплекса, посвященных традициям и быту своих регионов. Переселенцы из Архангельской, Владимирской, Рязанской, Тамбовской, Курской, Орловской и иных губерний некогда обосновались на берегах Азовского моря, дав своим потомкам на многие века место жительства на живописных плодородных российских землях и, тем самым, исторически связав территории северной и центральной России с югом. Полноценная актуализация историко-культурного материального и нематериального наследия Приазовского района позволит подчеркнуть историческое единство территорий Российской Федерации. Так что призываем администрации и общественность данных областей принять посильное участие в данном проекте к качестве шефов.

В настоящее время государство рассматривает объекты культурного наследия как важный экономический ресурс, как фактор, формирующий национальное самосознание народа, как незаменимое средство в образовательном и воспитательном процессах. Актуализация исторических и культурных объектов Запорожской области может стать неотъемлемой частью региональной государственной культурной политики, способной повлиять на восстановление и развитие региона и его уникального культурного потенциала.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мамешина, Н. С., Кротов, А. В. Культурное наследие как фактор развития туризма в регионе (Россия) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. – 2016. – № 22. – С. 312-316.

[2] Конюхов, Ф. Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал. – Москва : Фома, 2013. 23, с.

[3] Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 20.04.2024).

[4] Путрик, Ю. С., Соловьев, А. П. Перспективные направления использования объектов культурного наследия, находящихся в границах охранных зон на территории Российской Федерации // Ученые записки Алтайской государственной академии культуры и искусств. – 2021. – № 3(29). – С. 9-14.

[5] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р // Правительства России : официальный сайт. – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 20.04.2024).

[6] Конюхов, Ф. Ф. Мои путешествия. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 334 с.

[7] Конюхов, Ф. Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал. – Москва : Фома, 2013. – 23 с.

[8] Евангелие от Иоанна 8:12 (синодальный текст): «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Толкование отцов церкви см.: https://bible.by/fater/43/8/12/ (дата обращения: 20.04.2024).

[9] Уваров, А. С. Христианская символика // Azbyka.ru : [сайт]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/hristianskaja-simvolika/5 (дата обращения: 20.04.2024).

[10] Патриарх Кирилл освятил плавучую часовню-маяк на месте слияния рек Иртыша и Оби // Правмир : [сайт]. 19.09.2013. – URL: https://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyatil-plavuchuyu-chasovnyu-mayak-na-meste-sliyaniya-rek-irtysha-i-obi/ (дата обращения: 20.04.2024).

[11] Цит. по: Документальный фильм «Патриарх» (2016), кинокомпания «Мастерская», реж. Федор К., сцен. Марина Бандиленко, прод. Саида Медведева. Фильм снят к 70-летнему юбилею Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

[12] Поляков, Т. П. Учение об экологии культуры в контексте современного «живого музея» // Экология культуры – учение о сохранении культурного наследия и вечных ценностей культуры: к 110-летию со дня рождения академика Д.С.Лихачёва : материалы Междунар. юбил. науч. конф., 26 окт. 2016 г. / Отв. ред. С.Ю.Житенёв. – Москва : Ин-т Наследия, 2017. – С. 113-128.

[13] Селиваненко, А. М. Экомузей в Сибири как новая форма музеефикации // Баландинские чтения. – 2015. – № 2. –Т. 10. – С. 320-324.


Снеговская Евгения Алексеевна
старший преподаватель Мелитопольского
государственного университета,
заместитель директора АНО «Центр социокультурной
интеграции Запорожской области» (Мелитополь, Запорожская область)
Email: 9647239505@mail.ru

© Снеговская Е.А., текст, 2024

Статья поступила в редакцию 20.03.2024.
Публикуется в авторской редакции.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Снеговская, Е. А. К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 2. – С. 55-62. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/655.html.

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru