Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности и конфликт цивилизаций

Аннотация. В статье рассматриваются прикладные аспекты изучения ценностного ядра, общего для всех мировых цивилизаций. Анализируется практическая значимость ценностно-цивилизационного подхода для проведения внешней политики Российской Федерации. Основное содержание современной эпохи определяется как противоборство Запада и всех остальных мировых цивилизаций, объединённых традиционными общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

Ключевые слова: ценностно-цивилизационный подход, общечеловеческие ценности, традиционные ценности, идеология, внешняя политика.


Современная эпоха раскрывает перед культурологией уникальные возможности. Едва ли не впервые эта наука получает самое прикладное значение. Использование научного аппарата культурологии для анализа международного положения, применение ценностно-цивилизационного подхода дают ориентиры для проведения внешней политики Российской Федерации.

Представление о мире как совокупности цивилизаций, отличающихся друг от друга системами ценностей, разделяется сегодня большинством научного сообщества. Это удобная модель для описания человечества во всём его многообразии. Вместе с тем при работе с такой моделью возникает ряд теоретических и методологических проблем. Одна из них – это соотношение между общечеловеческими ценностями и ценностями, специфическими для конкретных цивилизаций.

При этом мы считаем, что подлинные, исконные общечеловеческие ценности не имеют ничего общего с той идеологией, которую продвигает Запад под видом «общечеловеческих ценностей». Как выразился наш Президент в прошлогоднем послании Федеральному Собранию, суть политики «коллективного Запада» – «прикрываясь словами о демократии и свободах, насаждать неолиберальные и тоталитарные по своей сути ценности» [13]. Под видом «общечеловеческих», «гуманистических» и «демократических» ценностей в странах Запада фактически утверждается ценностный релятивизм, отказ от морали, ведущий к разрушению общества.

Россия находится сегодня в состоянии «гибридной войны» с Западом. Это значит, что одновременно с проведением «специальной военной операцией» мы вынуждены противостоять деструктивному информационно-психологическому воздействию на российское общество. Действительно, наши противники давно поняли, что вести «горячую» войну долго, дорого и чревато социальными потрясениями. Проще и дешевле «переформатировать» сознание людей и тем самым заставить их отказаться от борьбы вообще, добровольно передав агрессору свои природные, людские и прочие ресурсы. Именно по такому сценарию развивались события в России в 1990-е годы. Частью такой информационной агрессии было насаждение западной трактовки якобы «общечеловеческих» ценностей.

К счастью, с 2000-х годов ситуация начала меняться, и в этом есть заслуга российского научного сообщества. Вернее, той его части, которая не поддалась соблазну «европейничанья» (по выражению Н.Я.Данилевского), а помогла нам осознать свою российскую цивилизационную идентичность.

Борьба за сбережение нашей идентичности продолжается. Не случайно даже в тексте Военной доктрины Российской Федерации отмечено, что мировое развитие на современном этапе характеризуется «соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития» [9]. В этой ситуации нам важно перехватить у Запада «общечеловеческую» повестку. Мы должны представить мировому сообществу наше видение того, что на самом деле является общечеловеческими ценностями, близкими всем людям планеты.

Здесь я хочу обратить внимание на весьма необычное положение дел, которое складывается на поле научного исследования данной проблематики. Дело в том, что сегодня у нас нет чёткого ответа на вопрос: какие конкретно ценности мы считаем общечеловеческими – а какие относятся к специфике российской цивилизации. Эта проблема требует дальнейшего изучения. А с другой стороны, с учётом продолжающегося противостояния между Россией и Западом – ответы на эти вопросы необходимы уже сейчас, необходимы для борьбы за сохранение нашей цивилизации.

При этом, чтобы научное знание было воспринято государственным аппаратом, оно должно быть закреплено в нормативных актах. Здесь уместна аналогия с программированием: подобно тому, как компьютерная программа определяет, какие именно действия будет выполнять вычислительная техника – так и документы стратегического планирования «программируют» государственную политику в соответствующих отраслях, задают её содержание.

В результате сегодня мы имеем парадоксальную ситуацию: официальное нормотворчество опережает научную проработку ценностно-цивилизационной проблематики! Или, если угодно, идеология опережает науку.

Сказанное не означает, что в документах стратегического планирования содержатся антинаучные фантазии. Наоборот, эти документы разрабатываются как раз на основе современных исследований. Однако по целому ряду проблем социально-гуманитарной сферы продолжается научная дискуссия, существуют разные точки зрения. В то же время правовой акт не предполагает плюрализма мнений, он по своей природе не может допускать двояких толкований. Поэтому разработчики официальных документов каждый раз делают выбор, закрепляя в тексте нормативных актов определённые конкретные подходы или определения.

Примером может служить дискуссия, которая развернулась в 2013-2014 годах вокруг проекта Основ государственной культурной политики. Центром её было определение ключевого понятия – культуры. Как известно, насчитывается несколько сотен таких определений, однако в подписанном Президентом документе было закреплено одно из них: культура – это «совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.)» [8] Именно эта формулировка, основанная на ценностно-цивилизационном подходе к изучению общества, была признана наиболее конструктивной с учётом той цели, ради достижения которой писался документ. А цель эта – сбережение российского народа, причём не только в количественном отношении, но и в качественном. То есть сохранение нашей цивилизационной идентичности.

В некотором отношении всё это можно воспринимать как своего рода масштабный социологический эксперимент. Законодатель выбирает мировоззренческую концепцию и на основе её определяет содержание государственной политики. Учёный же, зная эти концептуальные подходы, может оценить воздействие такой политики на общество. И затем сделать выводы относительно истинности или ложности избранных подходов с точки зрения декларируемых целей общественного развития.

Так, спустя десять лет после выхода Указа «Об Основах государственной культурной политики» [8], мы можем судить об оправданности опоры на ценностно-цивилизационный подход при разработке этого документа. Представляется, что сделанный выбор был верным. Заложенные в документе принципы дали возможность проводить осознанную государственную культурную политику – а главное, обеспечили ту точку отсчёта, которая позволяет судить об эффективности проведения государственной политики. Что было бы невозможно, если писать документ с позиций постмодернизма и ценностного релятивизма, как требовали тогда многие деятели «современного искусства».

При таком рассмотрении первостепенную важность приобретает обратная связь между учёным и законодателем, постоянный диалог государства, научных кругов и гражданского общества. Ибо цена ошибки в такого рода социологическом эксперименте крайне высока. Все мы помним, как дорого обошлось России навязывание западных догм в 1990-е годы. Именно благодаря российской гуманитарной науке удалось найти пути выхода из тогдашнего кризиса. И сегодня в обществе сохраняется потребность в качественном научном анализе процессов, происходящих в социогуманитарной сфере. В том числе это предполагает и научное сопровождение государственной культурной, образовательной и информационной политики, обеспечение органов власти достоверным и актуальным научным знанием.

Так и с исследованием вопроса об общечеловеческих ценностях. Сделав выборку по данной тематике из действующих официальных документов, мы получаем определённую мировоззренческую концепцию. Которая, в свою очередь, может являться предметом критического анализа. Об актуальности такого исследования уже было сказано выше. Важно, что полученные выводы будут иметь прикладное значение не «вообще», а в применении к конкретным документам стратегического планирования.

Рассмотрим совокупность нормативных актов в интересующей нас сфере, выделив три вопроса. Первый: общее представление о существовании общечеловеческих ценностей. Второй: перечень таких ценностей. Третий: позиционирование России на мировой арене в контексте данной проблематики.

1) Очевидно, что само по себе упоминание общечеловеческих ценностей не является чем-то необычным. Данный термин используется во многих нормативно-правовых актах [3, 11, 15, 16, 20, 21, 22, 23] вместе с близкими ему по смыслу выражениями – такими, как «универсальные ценности всего мирового сообщества» [5], «основополагающие общечеловеческие принципы» [6] или «исконные общечеловеческие принципы» [10].

В ряде документов Министерства просвещения можно также прочесть про «общечеловеческие нравственно-эстетические ценности» [21, 22] (что бы это ни означало), а также про «общечеловеческие гуманистические и демократические ценности» [22].

Однако уже в 2013 году в послании Федеральному Собранию В.В.Путин говорит о «традиционных ценностях, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа» [7]. Если раньше дело ограничивалось простым упоминанием термина «общечеловеческие ценности», то теперь его содержание раскрывается определённым образом. В противовес «западной» трактовке, формируется представление о неких традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях.

Такой подход получил дальнейшее развитие в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 2021 году: здесь «общечеловеческие ценности» соотносятся с «традиционными духовно-нравственными ориентирами и устойчивыми моральными принципами». Указывается, что защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в том числе ради сохранения «исконных общечеловеческих принципов» [10].

Далее, в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утверждённой в 2022 г., «традиционные духовно-нравственные ценности человечества» рассматриваются как «духовное наследие мировой цивилизации» и «величайшие достижения человечества». Указывается, что именно это ценности должны стать «основой для последующего благополучного развития человеческой цивилизации» [11].

Выражение «традиционные ценности и сокровища мировой культуры» обнаруживается в федеральной образовательной программе среднего общего образования 2023 года [22].

Наконец, в Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229, упоминаются «единый для всех мировых традиционных религий и светских этических систем духовно-нравственный ориентир», «универсальные и традиционные духовно-нравственные ценности», «традиционные духовно-нравственные ориентиры и моральные принципы человечества». «Традиционные духовно-нравственные ценности» представлены как «объединяющее начало для всего человечества» [14].

Таким образом, в документах стратегического планирования последних лет отражено видение общего для всех мировых цивилизаций ценностного ядра – традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

При таком подходе мы можем представить себе систему ценностей как своего рода «матрёшку», в сердцевине которой находятся общечеловеческие ценности, а над ними надстройка из ценностей, специфических для той или иной цивилизации. (Отметим, что есть и иная точка зрения: по мнению В.Э.Багдасаряна, для всех цивилизаций характерен один и тот же набор ценностей, но при этом различаются «формы их воплощения» и степень значимости определённых ценностей по сравнению друг с другом [25, 26].)

2) Как было сказано выше, сегодня мы не располагаем общепризнанным перечнем духовно-нравственных ценностей человечества. В данном случае нас интересует то, какие представления о содержании этих ценностей присутствуют в официальных документах.

Президент Российской Федерации в своих выступлениях указывает на две основополагающие ценности, общие для всех людей. (Напомню, что послания Президента Федеральному Собранию относятся к документам стратегического планирования [4].) Это традиционная семья и человеческая жизнь. Для лучшего понимания последней категории приведём цитату из послания 2013 года: «И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира» [7; см. также 28]. Как видно, речь идёт не просто о выживании, но о жизни, наполненной смыслом и подразумевающей определённое качество существования человека в мире.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года относит к числу «основополагающих общечеловеческих принципов» такое понятие, как «уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию» [6]. Применительно к общечеловеческому масштабу это можно трактовать как ценность уважения к самобытности всех народов мира.

В тексте Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом перечисляется ряд традиционных духовно-нравственных ценностей, отнесённых к «духовному наследию мировой цивилизации»: это «приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, семья, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие» [11]. Приходится отметить, что данный список носит во многом спорный характер. Так, «права и свободы человека» очень по-разному трактуются в разных культурах. Весьма неоднозначно также и содержание понятия «гуманизм». А включение в список ценностей «норм морали и нравственности» – которые сами являются производными от ценностей – вообще выглядит тавтологией.

В различных документах Министерства просвещения Российской Федерации упоминаются «общечеловеческие ценности взаимодействия» [23] (сотрудничества между людьми?), «общечеловеческие принципы нравственности и гуманизма» [21, 22], «общечеловеческие гуманистические идеи борьбы добра и зла» [21]. В качестве общечеловеческих ценностей перечисляются «сострадание, ответственность за жизнь близкого человека, милосердие, любовь и уважение» [22], труд [21] и почему-то литература («общечеловеческая ценность литературы» [21]).

Обнаруживается также указание на «языковую культуру как общечеловеческую ценность» [18, 21, 22] (использование языка?). В последнем случае, правда, не вполне понятна логика, по которой язык отнесён к числу ценностей. Отчего бы не включить тогда в число «общечеловеческих ценностей», скажем, прямохождение или изготовление орудий труда?

Кроме того, в целом ряде нормативно-правовых актов Минпросвещения России используется такой термин, как «ценность научного познания», которая должна прививаться учащимся [17, 18, 19 и др.]. К сожалению, нигде при этом не указывается на очевидно универсальный характер этой ценности – что вытекает из самой сути человека как разумного существа.

Из межправительственных документов стоит обратить внимание на «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии». Документ, опубликованный во время визита В.В.Путина в Китай 4 февраля 2022 года, содержит призыв «отстаивать такие общечеловеческие ценности, как мир, развитие, равенство, справедливость, демократия и свобода» [2].

Наконец, в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом содержится отсылка к «ценностям, закреплённым в Уставе ЮНЕСКО» [11]. Действительно, такие ценности могли бы рассматриваться как общечеловеческие. Проблема только в том, что перечня духовно-нравственных ценностей в Уставе ЮНЕСКО как такового нет. Указания на некоторые ценности можно вывести из преамбулы документа, призывающей страны – члены ЮНЕСКО к определённым действиям. Это защита мира; приверженность «демократическим принципам уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей»; признание равенства людей и рас; «справедливость, свобода и мир»; взаимное сотрудничество народов; «интеллектуальная и нравственная солидарность человечества»; получение образования; «беспрепятственные искания объективной истины и свободный обмен мыслями и знаниями» [1].

Представляется, что все приведённые трактовки могут в лучшем случае служить отправной точкой для исследования. Тем не менее для прикладного использования результатов этих будущих исследований полезно знать, где именно востребовано такое знание. То есть в каких документах и в каком контексте.

3) Переходя к вопросу о том, как Россия позиционирует себя на мировой арене относительно общечеловеческих ценностей, отметим одно неочевидное, но важное обстоятельство. Фактически для занятия такой позиции вовсе нет необходимости иметь некий канонический или кем-то согласованный список ценностей. Достаточно признания того, что они существуют, во-первых. И понимания того, как к этим ценностям относятся иные цивилизации планеты, во-вторых.

С точки зрения ценностного подхода, мировое противоборство на современном этапе выглядит следующим образом. Есть человечество, существующее в виде отдельных цивилизаций, но в то же время объединённое универсальными ценностями. Однако есть одна цивилизация, которая противопоставила себя всем остальным. Ибо ценности, которые продвигает эта цивилизация под видом «общечеловеческих», несут в себе угрозу человечеству в целом.

Речь идёт, конечно же, о цивилизации Запада. Западные псевдоценности ЛГБТ, смены пола, ювенальной юстиции, легализации наркотиков и т. д. – несовместимы с выживанием человечества. Хотя всё то, что мы видим сегодня – это лишь конечный результат развития западной цивилизации. А до того, на протяжении веков основой благополучия Запада являлось ограбление колоний, эксплуатация всего остального мира. В мировоззренческом плане это отражалось в идеологии расизма, являющейся неотъемлемой и существенной чертой западной ментальности [см., например: 30, 27, 29]. Об этом нужно помнить и постоянно напоминать.

Почему это так важно? Потому что сегодняшняя украинская проблема есть лишь один из эпизодов нашего противостояния с Западом. Общество постепенно осознаёт, что здесь недостаточно «специальной военной операции». Если Украина – инструмент Запада, то победа на Украине должна быть победой над Западом. Что, в свою очередь, требует совместных усилий России, Китая и других незападных держав.

Борьба мировых цивилизаций с антигуманной цивилизацией «коллективного Запада» является основным содержанием современной эпохи. Именно позиция защитника традиционных общечеловеческих ценностей обеспечивает союз России с остальными цивилизациями в их общем противостоянии Западу, являющему собой угрозу для всего мира. Основанием такого союза становятся не только экономические выгоды или сиюминутные политические соображения – но фундаментальные ценностные основы нашего бытия.

Такое заключение было сделано в своё время в научно-исследовательской работе, проведённой Институтом Наследия. Тогда, в 2015 году, в отчёте по итогам НИР говорилось: «Но борьба за культурный суверенитет не сводится лишь к сохранению нашего наследия. Речь должна идти о мировой культурной экспансии России как хранителя традиционных ценностей, близких огромному большинству нормальных людей на планете. Именно таким должно быть содержание нашей “мягкой силы”. Чтобы победить, нужно наступать» [24].

Как уже было сказано, в современных условиях культурологические исследования приобретают самое актуальное значение. Прошло менее десяти лет, и выводы научной работы оказались практически дословно воспроизведены в документах стратегического планирования Российской Федерации.

В Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, принятой в 2022 году, отмечается: «Российское государство за рубежом все больше воспринимается как хранитель и защитник традиционных духовно-нравственных ценностей, духовного наследия мировой цивилизации…» [11].

И, наконец, в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809, определена цель государственной политики: «формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей» [12].

Представляется, что это и есть та наступательная позиция, которую Россия должна занимать в современной мировой политике – ради нашей и общей победы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Устав Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, принятый 16 ноября 1945 г. // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1900831 (дата обращения: 18.04.2024).

2. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии, 4 февраля 2022 года // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5770 (дата обращения: 18.04.2024).

3. Декларация «О языках народов России», утверждённая постановлением Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР ”О языках народов РСФСР”» от 25 октября 1991 г. №1808-I // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/9003298 (дата обращения: 18.04.2024).

4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420204138 (дата обращения: 18.04.2024).

5. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утверждённые Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1751584/ (дата обращения: 18.04.2024).

6. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902387360 (дата обращения: 18.04.2024).

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г. // Президент России : официальный сайт. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 18.04.2024).

8. Основы государственной культурной политики, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №808 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 18.04.2024).

9. Военная доктрина Российской Федерации, утверждённая Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. за № Пр-2976 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420246589 (дата обращения 18.04.2024).

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №400 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607148290 (дата обращения 18.04.2024).

11. Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. №611 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/351673959 (дата обращения 18.04.2024).

12. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №809 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/352246667 (дата обращения 18.04.2024).

13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 февраля 2023 г. // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения 18.04.2024).

14. Концепция внешней политики Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1301132723 (дата обращения 18.04.2024).

15. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения 18.04.2024).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902350579?section=text (дата обращения 18.04.2024).

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842 (дата обращения 18.04.2024).

18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287 // Docs.cntd.ru : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (дата обращения 18.04.2024).

19. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. №3/22 // Министерство просвещения Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii (дата обращения: 18.04.2024).

20. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028 // Минпросвещения России : официальный интернет-ресурс. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ (дата обращения: 18.04.2024).

21. Федеральная образовательная программа основного общего образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №370 // Министерство просвещения Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-370 (дата обращения 18.04.2024).

22. Федеральная образовательная прогрмма среднего общего образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №371 // Министерство просвещения Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-371 (дата обращения 18.04.2024).

23. Федеральная образовательная программа начального общего образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 // Министерство просвещения Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://fgosreestr.ru/poop/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-utverzhdena-prikazom-minprosveshcheniia-rossii-ot-18-05-2023-pod-372 (дата обращения: 18.04.2024).

24. Аристархов, В. В. Основы «Основ». О смыслах государственной культурной политики. – Текст: электронный // Культурологический журнал. – 2019. – № 2. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/469.html&j_id=39 (дата обращения: 18.04.2024). Впервые опубликовано на сайте Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва 2 апреля 2015 г.

25. Багдасарян, В. Э., Сильвестр (Лукашенко), архим . Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения. – Ярославль : СПК, 2022.

26. Багдасарян, В. Э., Сильвестр (Лукашенко), архим. Россия и Запад: цивилизационные различия. – Ярославль : СПК, 2023.

27. Гапоненко, А. В. Европейский фашизм: проблемы идентификации и предупреждения. – Москва : Книжный мир, 2021.

28. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 21 октября 2021 г. // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 18.04.2024).

29. Саркисянц, М. Английские корни немецкого фашизма. – Санкт-Петербург : Акад. проект, 2003.

30. Щипков, А. В. Незавершённый нацизм. – Москва : Рос. Правосл. Ун-т св. Иоанна Богослова, 2024.


Аристархов Владимир Владимирович
директор Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: info@heritage-institute.ru

© Аристархов В.В., текст, 2024

Статья поступила в редакцию 27.04.2024.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Аристархов, В. В. Общечеловеческие ценности и конфликт цивилизаций. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 2. – С. 4-11. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/648.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru