Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов
в творчестве А.Н.Островского

Аннотация. В 2023 году в Российской Федерации отмечалось 200-летие со дня рождения выдающегося писателя А.Н.Островского. Во времена Островского происходили значительные изменения в экономике и обществе России, связанные с отменой крепостного права, возвышением купечества (включая фабрикантов, капиталистов) и упадком старинного дворянства. Творческое наследие Островского весьма обширно и разнообразно, при этом большинство написанных им произведений в той или иной степени связаны с темами управления доходами и расходами, финансовой грамотности, разумного ведения бюджета (как фирменного, так и семейного), а также противодействия незаконному захвату и использованию имущества. В статье проведен анализ таких ситуаций на примерах из наиболее известных пьес и комедий А.Н.Островского.

Ключевые слова: Александр Николаевич Островский, литературное творчество, бюджет, финансовая грамотность, купечество, дворянство.


Александр Николаевич Островский (1823–1886) – знаменитый русский писатель и драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности, обладатель престижной Уваровской премии. А.Н.Островского по праву считают основоположником современного русского театра. За несколько десятилетий своего литературного творчества А.Н.Островский написал несколько десятков пьес, комедий и драматических произведений, названия которых известны многим в нашей стране. Его произведения и сегодня ставятся в театрах России и других стран мира, а по их мотивам снимаются кинофильмы.

В 2023 году в Российской Федерации широко отмечалось 200-летие со дня рождения А.Н.Островского, в рамках которого по всей стране было проведено большое число различных культурно-просветительских мероприятий с целью популяризации его творчества.

Необходимо отметить, что большинство произведений А.Н.Островского так или иначе связаны с тематикой управления доходами и расходами, финансовой грамотности, разумного ведения личного бюджета и противодействия незаконному захвату и использованию имущества. Литературное творчество Островского учит не впадать в крайности в финансовых вопросах, не увлекаться и не спешить, учитывать мелочи при принятии решений, применяя бесстрастный ум [1].

Более того, о теме бюджета и личных финансов прямо говорят и названия многих из его произведений, а именно:

Несостоятельный должник (1846)
Свои люди – сочтемся (1850)
Бедная невеста (1851)
Бедность не порок (1853)
Доходное место (1856)
Бешеные деньги (1869)
Не было гроша да вдруг алтын (1872)
Трудовой хлеб (1874)
Бесприданница (1878).

Но и в тех произведениях, где финансовая тема не была вынесена автором в заголовок, она опять же являлась главенствующей.

К примеру, в пьесе «Волки и овцы» помещица Мурзавецкая пытается завладеть состоянием молодой и богатой вдовы Купавиной, женив на ней своего бестолкового племянника Аполлона. Но ему противостоит другой человек – расчетливый и хитрый Василий Беркутов, также положивший глаз на богатство этой женщины. Сюжет произведения во многом строится на основе пустого бланка векселя, подписанного Купавиной.

Захват имущества является главной темой и в одном из самых ранних произведений А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся». Состоятельный купец Большов решает отойти от дел, передав при этом права на собственность приказчику Подхалюзину. Жадность купца настолько велика, что Большов решает инициировать мнимое банкротство, чтобы не отдавать полностью взятую ранее ссуду. Для этого он даже готов сесть на некоторое время в долговую тюрьму. Однако, женившийся на дочери торговца и став хозяином положения, «верный» приказчик забывает про своего бывшего хозяина.

А в «Женитьбе Бальзаминова» главный персонаж видит только одну возможность разбогатеть: жениться на женщине с состоянием. Сначала он действует самостоятельно, но без успеха. Затем Бальзаминов нанимает сваху, которая находит для него вдову с большими деньгами, владеющую «бизнесом»: торговыми лавками в Китай-городе.

Пьеса «Без вины виноватые» демонстрирует сразу несколько примеров, когда финансовые вопросы персонажа были решены благодаря получению наследства богатого родственника. За счёт него состоянием обзавелись сразу несколько персонажей: Таиса Шелавина, Елена Кручинина и Григорий Муров. При этом Таиса Шелавина жалуется на недостаток знаний и навыков для управления внезапно доставшимся ей имуществом и личными финансами. Она говорит: «Я теперь стала богата, а жить-то по-богатому не умею». Познаний Таисы хватает только «деньги по магазинам развозить», а вот что делать со своими акциями, имениями и заводами она не представляет.

Тема женитьбы ради получения денег является главной и в комедии «Не в свои сани не садись», когда разорившийся отставной военный Вихорев решил жениться на дочери богатого купца Русакова с целью быстро поправить свое финансовое положение. «Как женюсь на богатой, все дела поправлю», – говорит он слуге Степану.

В пьесе «Не все коту масленица» молодой приказчик купца Ахова фактически ведет все дела у хозяина, но не имеет должного уважения к своей работе. По ходу действия он путем психологического давления все-таки добивается у жадного купца выплаты крупного денежного вознаграждения за долгие годы службы. Одновременно с этим две другие главные героини – мать и дочь Кругловы не могут определиться, с кем дочери Агнии связать свою судьбу: с молодым и перспективным Ипполитом или пожилым купцом-миллионером Аховым. И опять же главный критерий выбора варианта дальнейших действий для этих персон – финансовый.

Комедия «Бешеные деньги» отражает значительные изменения, происходящие в русском обществе после отмены крепостного права, а именно: кризис старинного московского дворянства и параллельное возвышение нового класса предпринимателей (купцы, фабриканты). Именно в послереформенный период происходило разрушение ранее замкнутых сословных и культурно-бытовых групп общества [2]. Дворянство пытается по инерции показывать свой статус: ездить в экипажах, держать слуг, пить шампанское. Но все это они делают в долг, поскольку собственных доходов уже не хватает: родовые имения распроданы, а работать представители аристократического класса не хотят и не умеют. «Князь» Кучумов обещает дать Лидии Чебоксаровой сорок тысяч рублей, но затем постоянно придумывает объяснения, почему он это не сделал (а на самом деле никаких денег у него давно нет). А капиталисты новой формации, напротив, постоянно думают «как из бюджета не выйти» (Савва Васильков), поскольку накопленный капитал для них – верный пропуск в высшее общество. Один из персонажей, дворянин Иван Телятев, говорит о деньгах: «Вот и мне доставались всё бешеные, никак их в кармане не удержишь. Знаете ли, я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги? Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, – деньги умные. Они лежат смирно». Так что главная цель всех героев комедии (кроме Василькова) – «жить в богатстве, не прилагая при этом никаких усилий… говорит о непримиримом антагонизме между дворянами и купечеством» [3]. Противоречия возникали и в плане эмоциональной окраски при восприятии купечества в различных слоях общества. Этот факт с помощью своего литературного творчества демонстрирует А.Н.Островский. С одной стороны, купцы представляются довольно отсталыми, необразованными и неумными, а с другой – купечество являет собой мощную силу в развитии государства Российского [4].

Одно из наиболее знаменитых произведений А.Н.Островского – пьеса «Бесприданница». Во многом такая широкая известность связана с большой популярностью экранизации 1984 года (режиссера Эльдара Рязанова), вышедшей под названием «Жестокий романс».

В «Бесприданнице» опять же нашел отражение глубокий кризис старинного провинциального дворянства. Представители обедневшей дворянской фамилии (мать и дочь Огудаловы) упорно пытаются поддерживать в обществе иллюзию относительно благополучной жизни. В дом Огудаловых регулярно приглашаются гости с целью найти жениха для Ларисы Дмитриевны, однако отсутствие приданого привлекает лишь незавидных претендентов или аферистов. Очередной жених Ларисы, мелкий чиновник Карандышев, описывая свой бюджет, подчеркивает, что не имеет иных источников дохода и не извлекает выгоды из статуса почтового служащего.

Расходы таких людей, как Огудаловы, совершенно не соответствуют их доходам. Поэтому Огудалова-мать регулярно выпрашивает деньги у богатых гостей: купцов Вожеватова и Кнурова, сколотивших солидные состояния путем торговли.

В качестве своеобразного инструмента воздействия на общество использует семью Огудаловых и последний неудачливый жених – Карандышев. Женитьба на Ларисе для него – это путь к созданию в своем сознании иллюзии богатой жизни, попытка хотя бы немного походить на состоятельных капиталистов, проникнув таким нехитрым способом в их круг. Он «делает ставку на Ларису как на средство добиться чиновничьей карьеры: сделайся он мужем первой красавицы города Бряхимова и окрестностей, вся общественность примет участие в ее судьбе» [5].

Однако, когда доходы человека относительно скромны (Карандышев – обедневший дворянин, имеет небольшое поместье вдали от города), не стоит пытаться выглядеть как богатый купец, имитируя статус и окружая себя элементами праздной жизни (пускай и по заведомо меньшей цене). Это вызовет лишь иронию окружающих, как состоятельных лиц, так и менее обеспеченных персон.

Еще один главный герой «Бесприданницы» – это Сергей Сергеевич Паратов (еще один представитель дворянского сословия). Он промотал свое состояние (ранее полученное по наследству), ведя разгульный образ жизни и особо не считая доходы и расходы. Об этом говорят и его «коллеги»:

«Кнуров. С шиком живет Паратов.
Вожеватов. Уж чего другого, а шику довольно.»

Но Паратов, несмотря на финансовые неурядицы, совсем не унывает и желает не отставать от Вожеватова и Кнурова в сверхпотреблении. Для него важно не потерять свой общественный статус (а проблемы оставленной им на произвол Ларисы его не волнуют). При этом Паратов доверился (по его словам) «управителям и управляющим», которые «своими операциями довели было до аукционной продажи мои пароходики и все движимое и недвижимое имение». Поэтому делаем вывод о том, что с финансовой грамотностью и планированием бюджета у Сергея Сергеевича явные проблемы.

В итоге Паратов вынужден продать свой последний пароход «Ласточка», чтобы расплатиться с долгами и затем жениться на богатой невесте (за которую ему дают золотые прииски в качестве приданого). Он готов распрощаться со своей «свободой», ведь для него главной целью является остаться в кругу избранных.

Выводы и обобщения

Недостаток денежных средств у героев предопределяет финансовое поведение героев А.Н.Островского, их жизненные планы и действия. Исходя из этого, темы женитьбы или замужества (с целью получения приданого), получения наследства богатого родственника в творчестве Островского являются одними из главных.

В произведениях А.Н.Островского часто противопоставляется неграмотное ведение хозяйства одним из героев, приведшее его к разорению, и разумный деловой подход другого персонажа, долгими и упорными трудами нажившего значительное состояние и общественный статус.

Особо следует отметить частое использование А.Н.Островским различных народных пословиц и «крылатых» фраз в качестве названий своих произведений. Среди них: «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Не было гроша да вдруг алтын». Они чётко и ёмко передают суть произведения, одновременно задавая основное направление для читательских ожиданий.

В произведениях А.Н.Островским постоянно используются различные финансовые термины и инструменты, такие как ссуды, векселя, залог имущества, банкротство и др. С их помощью демонстрируется активное развитие капиталистических отношений в экономике страны и в обществе.

Большую роль в формировании жизненной позиции героев, выборе ими модели финансового поведения играет общественное мнение. Как правило, его основными носителями (и источниками) в произведениях Островского становятся представители предпринимательского класса – богатые купцы и капиталисты. Обедневшие дворяне, в свою очередь, вынуждены имитировать элементы успешной жизни, делая это за счет займов или залога имущества, либо прибегая к использованию криминальных схем получения денежных средств.

Один из ключевых персонажей произведений А.Н.Островского – это человек, живущий не по средствам. Такие люди ведут себя так, как будто они богачи, хотя это не соответствует действительности. Тем не менее, в их сознании формируется искаженная картина мира, в рамках которой им хочется продолжать создавать для себя и окружающих необходимые им иллюзии. Отметим, что подобную картину мы часто наблюдаем и в условиях современности, когда люди не знают меры в расходах или делают статусные покупки при отсутствии нормальных бытовых условий для себя или семьи. Поэтому литературные образы, созданные А.Н.Островским, не теряют своей актуальности и в наши дни.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Миркин, Я. Яков Миркин – о пяти финансовых уроках Александра Островского. – Текст: электронный // Год литературы : [сайт] – URL: https://godliteratury.ru/articles/2023/04/10/iakov-mirkin-o-piati-finansovyh-urokah-aleksandra-ostrovskogo?ysclid=luftfu5yeg946545195 (дата обращения: 10.04.2024).

[2] Бойко, В. П. Русское купечество в пьесах А.Н.Островского и в статьях его критиков // Вестник Томского государственного университета. История. – 2017. – № 48. – С. 10.

[3] Героева, Л. М. Реализм драматургии на сравнительном анализе пьес «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина и «Бешеные деньги» А.Н.Островского // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 4. – С. 277.

[4] Едошина, Е. А., Шилкина, И. С. Портрет на фоне эпохи: А.Н.Островский // Вестник культурологии. – 2020. – № 4. – С. 135.

[5] Немцев, В. И. Женихи бесприданницы или наследие Кнурова // Известия ВГПУ. – 2005. – № 3. – С. 112.


Плещенко Вячеслав Игоревич
кандидат экономических наук,
начальник управления АО «Гознак» (Москва)

© Плещенко В.И., текст, 2024

Статья поступила в редакцию 10.04.2024.

Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Плещенко, В. И. Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н.Островского. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 2. – С. 39-43. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/652.html.

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru