Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.13.52.009

Николаев И.Р.

Традиционное судостроение и морские музеи как часть системы устойчивого развития: проблемы и возможности

Аннотация. Статья рассматривает степень вовлеченности темы народного судостроения в работу морских музеев и актуального состояние профильной музейной сети морских музеев в Российской Федерации в контексте устойчивого развития территорий. Особое внимание уделено потенциалу регионов и устойчивых территориальных общностей к дальнейшей актуализации народного судостроения, представлены существующие практики, способствующие вовлечению традиционных судов в реализацию целей устойчивого развития.

Ключевые слова: традиционное судостроение, морские музеи, народные лодки, традиционные лодки, культурный туризм, музейная сеть, устойчивое развитие.

Открыть PDF-файл


Устойчивое развитие – продолжающая набирать популярность концепция, подразумевающая «социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы» [1], то есть развитие, подразумевающее тесную связь с природно-экологической составляющей и развитием общества.

Концепцию перехода страны к устойчивому развитию в Российской Федерации (далее – РФ) утвердили еще в 1996 г. [2]. В Международном поле необходимость деятельности в данном направлении подтвердили повторно благодаря утверждению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ООН, состоявшемуся в 2015 г. [3]. В России продвижение целей устойчивого развития в значительной мере поддерживается национальным проектами, перекликаясь с тезисами, выдвинутыми в системе устойчивого развития.

Культурное наследие неоднократно отмечено в роли одного из факторов и ресурсов культурного развития [4; 5]. Морское и речное культурное наследие также надлежит рассматривать в этой ипостаси. Народное судостроение представляет особый интерес как с точки зрения бытности материальной и нематериальной формой наследия, так и с возможностей его актуализации в системе устойчивого развития.

Целью данной работы стало выявление основных проблем и перспектив в актуализации народного судостроения в контексте устойчивого развития. Основное внимание уделено народным судам и программам, направленным на передачу опыта их изготовления в музейных институциях.

Сеть морских музеев РФ обширна и неоднозначна. В ходе исследования было выявлено 229 морских музеев, включая корпоративные и частные музейные учреждения. Пространственное распределение музейных учреждений представлено на нижеследующей карте.

2020-4 Никол 1

История формирования сети морских музеев в РФ в значительной мере вращалась вокруг инициативы правящих лиц и высокопоставленных представителей власти, флота [6]. Частное коллекционирование средним классом отсутствовало большую часть истории формирования отечественных морских музеев и начало развитие лишь в 1990-е гг.

Особенно влиятельным стал советский период – идеологизация общественной жизни повлияла на музейную сеть в целом. Победа в Великой Отечественной войне вкупе с возникшим в послевоенное время интересом к краеведению и музейному делу стимулировали возникновение значительного числа комнат боевой и трудовой славы, обширного числа школьных, ведомственных музеев [7], по сей день являющихся наиболее распространенной категорией среди морских музеев.

Ниже представлена диаграмма, отражающая взаимосвязь профильной направленности и бюджетного статуса музея.

2020-4 Никол 2Заметен значительный перевес в пользу военно-исторических и монографических морских музеев – их количество составляет 24,5% (56 музеев) и 16,2% (37 музеев) соответственно. Такой перевес в большей степени достигается благодаря ведомственным музеям, расположенным в школах, домах культуры, на производствах и т.д. – их доля составляет 47,6% (109 музеев) от общего количества.

Темы, связанные с «гражданским» морским наследием в стране, значительно менее развиты – на диаграмме заметна незначительная распространенность музеев морских промыслов, музеев судостроения, средовых музеев. В последние годы возникновение военно-исторических и монографических экспозиций уменьшилось, уступая место большему профильному разнообразию, однако в данный момент количество новых морских музеев все еще невелико.

Данный факт показывает, что, увы, тематика народного судостроения, как части гражданского морского культурного наследия, в настоящий момент далека от мейнстрима, но постепенно продолжает свое развитие. Ранее проведенное автором исследование, посвященное степени отражения объектов, связанных с народным судостроением, в Государственном каталоге Музейного фонда РФ также подтверждает данный тезис: выявленные объекты находятся в фондах непрофильных музеев, преимущественно краеведческих, этнографических, исторических, где не играют ключевой роли [8].

Основываясь на полученной информации, можно выделить ряд ключевых проблем, тормозящих развитие морских музеев и актуализацию народного судостроения в их составе.

1. Однотипность коллекций. Отсутствие традиции коллекционирования предметов, связанных с повседневной речной и морской культурой привела к возникновению «типового» предметного ряда в коллекциях морских музеев: документы, макеты кораблей и судов, преимущественно, относящихся ко второй половине XIX–XX вв., фотографии, военно-морские флаги России, элементы костюма. Народные лодки, комплексы, связанные с рыбной ловлей, торговым мореплаванием, экспонируются значительно реже.

2. Молодость частной инициативы в создании морских музеев. Сумма государственных, муниципальных и ведомственных морских музеев составляет 79,4% (182 музея) от общего количества. Несмотря на отсутствие государственной идеологии, данные морские музеи сохраняют ряд общих черт: ориентацию на воспитание патриотизма, сохранение памяти о Великой Отечественной войне.

3. Недостаточное финансирование. Особенно это заметно в отношении общественных и ведомственных музеев, которые не являются ключевой частью организации учредителя. Ярким примером являются недавние закрытия ряда ведомственных музеев в связи с нехваткой финансов [9; 10].

4. Нехватка специалистов в области музеологии, культурологии. В особенности это касается музеев, удаленных от Центральной России.

Стоит также отметить тенденции к развитию и факторы, способствующие развитию морских музеев и актуализации народного судостроения. Развитие музейной сети неоднородно, что сформировало различный социально-экономический фундамент для актуализации морского и речного наследия. Опираясь на сведения о расположении морских музеев, можно оценить потенциал отдельных направлений в отношении работ по сохранению морского и речного наследия.

Северо-Запад:

- Представлен преимущественно музеями Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининграда.

- Высокий туристический поток в музеи Петербурга и Калининграда.

- Музеи преимущественно посвящены военной истории.

- Морские музеи, включающие народное судостроение в экспозиции расположены на периферии области.

Русский Север:

- Включает Вологодскую, Архангельскую и Мурманскую области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.

- Морские музеи в крупных прибрежных городах (Архангельск, Мурманск и др.) во многом сосредоточены на военно-исторической тематике, истории местных предприятий.

- В отдаленных от берега музеях раскрывается тема гражданского наследия, в особенности, поморского.

- Регион лидирует по числу средовых музеев, хранящих и воспроизводящих объекты, связанные с народным судостроением.

- В регионе успешно функционирует ряд центров и проектов, посвященных народному судостроению.

- Ряд морских музеев находится в значительном удалении от основных туристических маршрутов.

Центр:

- Включает регионы, входящие в экономические районы Центральной России и Центрального Черноземья.

- Морские музеи в значительной мере посвящены военной истории, но общая сеть разнообразнее, чем в Петербурге.

- У направления существует обширное число традиционных лодок и традиций судостроения, однако в большинстве случаев не сохраняются и не становятся категоричной темой для музеев.

- Музеи рассредоточены по субъектам РФ, большинство расположены в крупных городах, включенных в туристические маршруты.

Южные регионы и Поволжье:

- Включает музеи Краснодарского края, Республики Крым, Саратовской, Астраханской областей, республик Северного Кавказа.

- Около половины музеев включают военно-исторический контекст в качестве приоритетного.

- Морские музеи более распространены в Причерноморье; количество музеев, связанных с Прикаспийским регионом и реками, единично.

- Музеи Астраханской области в большей степени развивают темы, связанные с рыболовецким промыслом и гражданским судоходством.

Сибирь:

- Большие размеры региона вкупе с малым числом представительств в сети осложняет изучение современного состояния сети морских музеев в регионе.

- Существует обширное число традиционных лодок и традиций судостроения; предметы хранятся в краеведческих музеях, но редко прорабатываются как отдельное направление.

- Крупные музейные центры, изучающие традиции народного судостроения, не выявлены.

- Культурный туризм присутствует, но развит не так системно, как в европейской части России.

Дальний Восток:

- Морские музеи расположены преимущественно во Владивостоке и Находке.

- Состав экспозиций схож с экспозициями Санкт-Петербурга, прибрежных городов Русского Севера – военно-исторические, монографические музеи составляют основу сети местных морских музеев.

- Проекты, связанные с народным судостроением, не выявлены.

Наличие объектов, связанных с народным судостроением, в фондах музея далеко не всегда тождественно их актуализации, также как сохранение судостроительной традиции не может быть сведено к фиксации ее аспектов в научной литературе. Потеря взаимосвязи между природной, материальной и нематериальной культурными составляющими нарушает возможность считывания информации. Игнорирование эмерджентного характера данной формы наследия, как и речного наследия в целом, не позволит выстроить эффективную систему изучения, сохранения и актуализации.

Регионом, обладающим наиболее доступным к развитию потенциалом в области народного судостроения на данный момент, является Русский Север. Поморская культура, тесно связанная с морскими промыслами и мореплаванием, уже нашла отражение в музейных экспозициях; в регионе присутствуют крупные музеи и объединения, работающие с темой народного судостроения – это музеи-заповедники Кижи, Малые Корелы, музей НП «Полярный Одиссей». В последние десятилетия возникли и частные музеи, активно задействующие средовой подход к организации экспозиции и буквально воспроизводящие традиционные культурные элементы, как в Историко-этнографическом комплексе Тоня Тетрина, Сугорье, музее Галинские паруса.

Менее активными, но обладающими потенциалом регионами стоит назвать Центральную Россию, Поволжье, Волжско-Вятский регион. В регионе все еще изготавливают традиционные лодки, такие как Мещерская черная лодка, Дединовский челн, Астраханские бударки и т.д.

Одним из ключевых факторов в развитии процессов актуализации народного судостроения и перехода к устойчивому развитию видится вовлечение локальных сообществ в процесс взаимодействия с наследием. Данное взаимодействие способствует ряду активностей, таких как:

- осуществление общественного контроля за соблюдением охранного законодательства;

- помощь в выявлении объектов культурного наследия и сохранении нематериального культурного наследия;

- организация движений локальной исторической реконструкции;

- создание общественных объединений с целью изучения, сохранения и музеефикации наследия.

Успешные примеры взаимодействия с местным сообществом уже существуют в России и за рубежом. Среди таковых – проведение регат, образовательных программ по судостроению, историческая реконструкция. Однако ключевым этапом стоит назвать просветительскую деятельность, позволяющую сформировать первичные представления о культурном наследии с целью их дальнейшего развития.

Один из просветительских проектов, в перспективе имеющий возможность стать образцовым, разрабатывается Морским Археологическим Обществом (NauticalArchaeologySociety) в Великобритании [11]. Проект «Архив записей о традиционных лодках» направлен на создание подробного и общедоступного каталога с чертежами, фотографиями и иными изображениями традиционных лодок. Научная работа по аккумуляции данных о народных судах в России ранее была проведена П.А.Филиным при составлении «Энциклопедического словаря судов народной постройки», однако общедоступного ресурса, способствующего вовлечению людей в тематику народного судостроения в данный момент нет.

Интерес также представляет опыт передачи навыков и знаний по традиционному судостроению в ходе образовательных программ на объектах, связанных с культурным туризмом: музеях, историко-культурных комплексах, специализированных туристических базах. Ярким зарубежным примером является деятельность связанных с Обществом Коракла организаций. Чаще всего коракл – это бескилевое, чашеобразное рыболовное судно, сделанное из ивы и обтянутое лошадиной или воловьей шкурой или их заменителями [12]. На территориях Уэльса выделяют 13 разновидностей кораклов, в Англии – 5, в Шотландии – 3 [13]. Простота изготовления и последующей транспортировки способствовала распространению практики изготовления лодок в рекреационном туризме.

Пример изготовления более сложных лодок можно наблюдать в Шотландском морском музее, где в 2014 г. была основана Школа шотландского судостроения для проведения образовательных программ в области традиционного и современного строительства и ремонта лодок [14].

Работая с местным сообществом, в том числе с молодыми правонарушителями, длительно безработными и волонтерами, школа дает навыки, помогающие трудоустройству, а через свое коммерческое подразделение по строительству и ремонту лодок получает еще один источник дохода для музея.

Адаптация данного опыта возможна уже сейчас благодаря постепенному распространению культурных центров и площадок музейного типа, заинтересованных в тематике народного судостроения. Перспективным видится и применение методик в музеях морского профиля или ведущих работу по изучению и сохранению традиций народного судостроения. В особенности это касается территорий, где местное сообщество уже использует народные лодки ввиду особенностей их устройства или культурной традиции. Яркий пример – народные лодки Плещеева озера, используемые местными жителями для рыбной ловли в связи с их способностью сохранять устойчивость на волнистой поверхности озера [15].

Одним из ключевых результатов введения народного судостроения в поле экономической деятельности и культурного туризма является их повторная актуализация в местных сообществах и формирование устойчивой экономики на базе объектов культурного наследия. Это возможно как посредством преобразования устоявшегося музейного нарратива, так и музеев в целом, вовлечение местного сообщества в изучение и сохранение культурного наследия, формирование новых институций на базе многовекового опыта.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Указ Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440 // Президент России : [сайт]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 07.12.2020).

[2] Там же.

[3] Повестка дня в области устойчивого развития // Организация Объединенных Наций : [сайт]. – URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 07.12.2020).

[4] Лисицкий А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития : дис. на соиск. учен. ст. канд. культурологии : 24.00.01. – М., 2004. – 151 с.

[5] Набиева У.Н., Русидзе А.Р. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. – 2010. – № 2. – С. 98-101.

[6] Курносов С.Ю. Становление и развитие морских музеев России : дис. на соиск. учен. ст. канд. культурологии. – СПб., 2003. – С. 60.

[7] Там же. С. 108.

[8] Николаев И.Р. Народное судостроение в музейных коллекциях: проблемы и пути развития // Рябининские чтения – 2019: материалы VIII конф. по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. – Петрозаводск, 2019. – С. 650-654.

[9] Байджанова Ю. Режут на металлолом : Почему в Уфе исчезли прогулочные теплоходы? // АиФ-Башкортостан : [сайт]. – URL: https://ufa.aif.ru/society/details/rezhut_na_metallolom_pochemu_v_ufe
_ischezli_progulochnye_teplohody (дата обращения: 07.12.2020).

[10] Магнитская Н. Из ликвидированного музея речников изъяли рынды // Волгоградская правда : [сайт]. – URL: https://vpravda.ru/semeynyy-klub/iz-likvidirovannogo-muzeya-rechnikov-izyali-ryndy-20034/ (дата обращения: 07.12.2020).

[11] Traditional Boat Records' Archive // Nautical Archaeology Society : [сайт]. – URL: https://www.nauticalarchaeologysociety.org/small-boat-plans-and-photos-archive (датаобращения: 07.12.2020).

[12] Encyclopaedia Britannica / Encyclopaedia Britannica, Inc. – New York, 1911. – Vol. 7: Constantine Pavlovich – Demidov. – P. 13.

[13] Evans E.E. Irish Folk Ways. – Mineola/New York.: Dover Publications, 2000. – P. 233.

[14] Scottish Boat Building School // Scottish maritime museum : [сайт]. – URL: https://www.scottishmaritimemuseum.org/scottish-boat-building-school/ (датаобращения: 07.12.2020).

[15] Nikolaev I., Fazlullin S. The Tradition of Wooden Pleshcheyevo Lake Shipbuilding, Russia // In Poseidons Reich XXII: Abstracts Lectures. – Bubenreuth: Deguwa, 2017. – Р. 32.


© Николаев И.Р., 2020.
© Николаев И.Р., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 20.12.2020.

Николаев Иван Романович,
преподаватель, исследователь,
руководитель Отдела морского, речного и подводного культурного наследия
Культурно-исторического центра «Светоч» (Москва),
член Международного конгресса морских музеев,
е-mail:i.nikolaev.phd@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/4(23)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/387.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru