Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.13.52.009

Николаев И.Р.

Традиционное судостроение и морские музеи как часть системы устойчивого развития: проблемы и возможности

Аннотация. Статья рассматривает степень вовлеченности темы народного судостроения в работу морских музеев и актуального состояние профильной музейной сети морских музеев в Российской Федерации в контексте устойчивого развития территорий. Особое внимание уделено потенциалу регионов и устойчивых территориальных общностей к дальнейшей актуализации народного судостроения, представлены существующие практики, способствующие вовлечению традиционных судов в реализацию целей устойчивого развития.

Ключевые слова: традиционное судостроение, морские музеи, народные лодки, традиционные лодки, культурный туризм, музейная сеть, устойчивое развитие.

Открыть PDF-файл


Устойчивое развитие – продолжающая набирать популярность концепция, подразумевающая «социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы» [1], то есть развитие, подразумевающее тесную связь с природно-экологической составляющей и развитием общества.

Концепцию перехода страны к устойчивому развитию в Российской Федерации (далее – РФ) утвердили еще в 1996 г. [2]. В Международном поле необходимость деятельности в данном направлении подтвердили повторно благодаря утверждению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года ООН, состоявшемуся в 2015 г. [3]. В России продвижение целей устойчивого развития в значительной мере поддерживается национальным проектами, перекликаясь с тезисами, выдвинутыми в системе устойчивого развития.

Культурное наследие неоднократно отмечено в роли одного из факторов и ресурсов культурного развития [4; 5]. Морское и речное культурное наследие также надлежит рассматривать в этой ипостаси. Народное судостроение представляет особый интерес как с точки зрения бытности материальной и нематериальной формой наследия, так и с возможностей его актуализации в системе устойчивого развития.

Целью данной работы стало выявление основных проблем и перспектив в актуализации народного судостроения в контексте устойчивого развития. Основное внимание уделено народным судам и программам, направленным на передачу опыта их изготовления в музейных институциях.

Сеть морских музеев РФ обширна и неоднозначна. В ходе исследования было выявлено 229 морских музеев, включая корпоративные и частные музейные учреждения. Пространственное распределение музейных учреждений представлено на нижеследующей карте.

2020-4 Никол 1

История формирования сети морских музеев в РФ в значительной мере вращалась вокруг инициативы правящих лиц и высокопоставленных представителей власти, флота [6]. Частное коллекционирование средним классом отсутствовало большую часть истории формирования отечественных морских музеев и начало развитие лишь в 1990-е гг.

Особенно влиятельным стал советский период – идеологизация общественной жизни повлияла на музейную сеть в целом. Победа в Великой Отечественной войне вкупе с возникшим в послевоенное время интересом к краеведению и музейному делу стимулировали возникновение значительного числа комнат боевой и трудовой славы, обширного числа школьных, ведомственных музеев [7], по сей день являющихся наиболее распространенной категорией среди морских музеев.

Ниже представлена диаграмма, отражающая взаимосвязь профильной направленности и бюджетного статуса музея.

2020-4 Никол 2Заметен значительный перевес в пользу военно-исторических и монографических морских музеев – их количество составляет 24,5% (56 музеев) и 16,2% (37 музеев) соответственно. Такой перевес в большей степени достигается благодаря ведомственным музеям, расположенным в школах, домах культуры, на производствах и т.д. – их доля составляет 47,6% (109 музеев) от общего количества.

Темы, связанные с «гражданским» морским наследием в стране, значительно менее развиты – на диаграмме заметна незначительная распространенность музеев морских промыслов, музеев судостроения, средовых музеев. В последние годы возникновение военно-исторических и монографических экспозиций уменьшилось, уступая место большему профильному разнообразию, однако в данный момент количество новых морских музеев все еще невелико.

Данный факт показывает, что, увы, тематика народного судостроения, как части гражданского морского культурного наследия, в настоящий момент далека от мейнстрима, но постепенно продолжает свое развитие. Ранее проведенное автором исследование, посвященное степени отражения объектов, связанных с народным судостроением, в Государственном каталоге Музейного фонда РФ также подтверждает данный тезис: выявленные объекты находятся в фондах непрофильных музеев, преимущественно краеведческих, этнографических, исторических, где не играют ключевой роли [8].

Основываясь на полученной информации, можно выделить ряд ключевых проблем, тормозящих развитие морских музеев и актуализацию народного судостроения в их составе.

1. Однотипность коллекций. Отсутствие традиции коллекционирования предметов, связанных с повседневной речной и морской культурой привела к возникновению «типового» предметного ряда в коллекциях морских музеев: документы, макеты кораблей и судов, преимущественно, относящихся ко второй половине XIX–XX вв., фотографии, военно-морские флаги России, элементы костюма. Народные лодки, комплексы, связанные с рыбной ловлей, торговым мореплаванием, экспонируются значительно реже.

2. Молодость частной инициативы в создании морских музеев. Сумма государственных, муниципальных и ведомственных морских музеев составляет 79,4% (182 музея) от общего количества. Несмотря на отсутствие государственной идеологии, данные морские музеи сохраняют ряд общих черт: ориентацию на воспитание патриотизма, сохранение памяти о Великой Отечественной войне.

3. Недостаточное финансирование. Особенно это заметно в отношении общественных и ведомственных музеев, которые не являются ключевой частью организации учредителя. Ярким примером являются недавние закрытия ряда ведомственных музеев в связи с нехваткой финансов [9; 10].

4. Нехватка специалистов в области музеологии, культурологии. В особенности это касается музеев, удаленных от Центральной России.

Стоит также отметить тенденции к развитию и факторы, способствующие развитию морских музеев и актуализации народного судостроения. Развитие музейной сети неоднородно, что сформировало различный социально-экономический фундамент для актуализации морского и речного наследия. Опираясь на сведения о расположении морских музеев, можно оценить потенциал отдельных направлений в отношении работ по сохранению морского и речного наследия.

Северо-Запад:

- Представлен преимущественно музеями Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Калининграда.

- Высокий туристический поток в музеи Петербурга и Калининграда.

- Музеи преимущественно посвящены военной истории.

- Морские музеи, включающие народное судостроение в экспозиции расположены на периферии области.

Русский Север:

- Включает Вологодскую, Архангельскую и Мурманскую области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.

- Морские музеи в крупных прибрежных городах (Архангельск, Мурманск и др.) во многом сосредоточены на военно-исторической тематике, истории местных предприятий.

- В отдаленных от берега музеях раскрывается тема гражданского наследия, в особенности, поморского.

- Регион лидирует по числу средовых музеев, хранящих и воспроизводящих объекты, связанные с народным судостроением.

- В регионе успешно функционирует ряд центров и проектов, посвященных народному судостроению.

- Ряд морских музеев находится в значительном удалении от основных туристических маршрутов.

Центр:

- Включает регионы, входящие в экономические районы Центральной России и Центрального Черноземья.

- Морские музеи в значительной мере посвящены военной истории, но общая сеть разнообразнее, чем в Петербурге.

- У направления существует обширное число традиционных лодок и традиций судостроения, однако в большинстве случаев не сохраняются и не становятся категоричной темой для музеев.

- Музеи рассредоточены по субъектам РФ, большинство расположены в крупных городах, включенных в туристические маршруты.

Южные регионы и Поволжье:

- Включает музеи Краснодарского края, Республики Крым, Саратовской, Астраханской областей, республик Северного Кавказа.

- Около половины музеев включают военно-исторический контекст в качестве приоритетного.

- Морские музеи более распространены в Причерноморье; количество музеев, связанных с Прикаспийским регионом и реками, единично.

- Музеи Астраханской области в большей степени развивают темы, связанные с рыболовецким промыслом и гражданским судоходством.

Сибирь:

- Большие размеры региона вкупе с малым числом представительств в сети осложняет изучение современного состояния сети морских музеев в регионе.

- Существует обширное число традиционных лодок и традиций судостроения; предметы хранятся в краеведческих музеях, но редко прорабатываются как отдельное направление.

- Крупные музейные центры, изучающие традиции народного судостроения, не выявлены.

- Культурный туризм присутствует, но развит не так системно, как в европейской части России.

Дальний Восток:

- Морские музеи расположены преимущественно во Владивостоке и Находке.

- Состав экспозиций схож с экспозициями Санкт-Петербурга, прибрежных городов Русского Севера – военно-исторические, монографические музеи составляют основу сети местных морских музеев.

- Проекты, связанные с народным судостроением, не выявлены.

Наличие объектов, связанных с народным судостроением, в фондах музея далеко не всегда тождественно их актуализации, также как сохранение судостроительной традиции не может быть сведено к фиксации ее аспектов в научной литературе. Потеря взаимосвязи между природной, материальной и нематериальной культурными составляющими нарушает возможность считывания информации. Игнорирование эмерджентного характера данной формы наследия, как и речного наследия в целом, не позволит выстроить эффективную систему изучения, сохранения и актуализации.

Регионом, обладающим наиболее доступным к развитию потенциалом в области народного судостроения на данный момент, является Русский Север. Поморская культура, тесно связанная с морскими промыслами и мореплаванием, уже нашла отражение в музейных экспозициях; в регионе присутствуют крупные музеи и объединения, работающие с темой народного судостроения – это музеи-заповедники Кижи, Малые Корелы, музей НП «Полярный Одиссей». В последние десятилетия возникли и частные музеи, активно задействующие средовой подход к организации экспозиции и буквально воспроизводящие традиционные культурные элементы, как в Историко-этнографическом комплексе Тоня Тетрина, Сугорье, музее Галинские паруса.

Менее активными, но обладающими потенциалом регионами стоит назвать Центральную Россию, Поволжье, Волжско-Вятский регион. В регионе все еще изготавливают традиционные лодки, такие как Мещерская черная лодка, Дединовский челн, Астраханские бударки и т.д.

Одним из ключевых факторов в развитии процессов актуализации народного судостроения и перехода к устойчивому развитию видится вовлечение локальных сообществ в процесс взаимодействия с наследием. Данное взаимодействие способствует ряду активностей, таких как:

- осуществление общественного контроля за соблюдением охранного законодательства;

- помощь в выявлении объектов культурного наследия и сохранении нематериального культурного наследия;

- организация движений локальной исторической реконструкции;

- создание общественных объединений с целью изучения, сохранения и музеефикации наследия.

Успешные примеры взаимодействия с местным сообществом уже существуют в России и за рубежом. Среди таковых – проведение регат, образовательных программ по судостроению, историческая реконструкция. Однако ключевым этапом стоит назвать просветительскую деятельность, позволяющую сформировать первичные представления о культурном наследии с целью их дальнейшего развития.

Один из просветительских проектов, в перспективе имеющий возможность стать образцовым, разрабатывается Морским Археологическим Обществом (NauticalArchaeologySociety) в Великобритании [11]. Проект «Архив записей о традиционных лодках» направлен на создание подробного и общедоступного каталога с чертежами, фотографиями и иными изображениями традиционных лодок. Научная работа по аккумуляции данных о народных судах в России ранее была проведена П.А.Филиным при составлении «Энциклопедического словаря судов народной постройки», однако общедоступного ресурса, способствующего вовлечению людей в тематику народного судостроения в данный момент нет.

Интерес также представляет опыт передачи навыков и знаний по традиционному судостроению в ходе образовательных программ на объектах, связанных с культурным туризмом: музеях, историко-культурных комплексах, специализированных туристических базах. Ярким зарубежным примером является деятельность связанных с Обществом Коракла организаций. Чаще всего коракл – это бескилевое, чашеобразное рыболовное судно, сделанное из ивы и обтянутое лошадиной или воловьей шкурой или их заменителями [12]. На территориях Уэльса выделяют 13 разновидностей кораклов, в Англии – 5, в Шотландии – 3 [13]. Простота изготовления и последующей транспортировки способствовала распространению практики изготовления лодок в рекреационном туризме.

Пример изготовления более сложных лодок можно наблюдать в Шотландском морском музее, где в 2014 г. была основана Школа шотландского судостроения для проведения образовательных программ в области традиционного и современного строительства и ремонта лодок [14].

Работая с местным сообществом, в том числе с молодыми правонарушителями, длительно безработными и волонтерами, школа дает навыки, помогающие трудоустройству, а через свое коммерческое подразделение по строительству и ремонту лодок получает еще один источник дохода для музея.

Адаптация данного опыта возможна уже сейчас благодаря постепенному распространению культурных центров и площадок музейного типа, заинтересованных в тематике народного судостроения. Перспективным видится и применение методик в музеях морского профиля или ведущих работу по изучению и сохранению традиций народного судостроения. В особенности это касается территорий, где местное сообщество уже использует народные лодки ввиду особенностей их устройства или культурной традиции. Яркий пример – народные лодки Плещеева озера, используемые местными жителями для рыбной ловли в связи с их способностью сохранять устойчивость на волнистой поверхности озера [15].

Одним из ключевых результатов введения народного судостроения в поле экономической деятельности и культурного туризма является их повторная актуализация в местных сообществах и формирование устойчивой экономики на базе объектов культурного наследия. Это возможно как посредством преобразования устоявшегося музейного нарратива, так и музеев в целом, вовлечение местного сообщества в изучение и сохранение культурного наследия, формирование новых институций на базе многовекового опыта.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Указ Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440 // Президент России : [сайт]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 07.12.2020).

[2] Там же.

[3] Повестка дня в области устойчивого развития // Организация Объединенных Наций : [сайт]. – URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 07.12.2020).

[4] Лисицкий А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития : дис. на соиск. учен. ст. канд. культурологии : 24.00.01. – М., 2004. – 151 с.

[5] Набиева У.Н., Русидзе А.Р. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. – 2010. – № 2. – С. 98-101.

[6] Курносов С.Ю. Становление и развитие морских музеев России : дис. на соиск. учен. ст. канд. культурологии. – СПб., 2003. – С. 60.

[7] Там же. С. 108.

[8] Николаев И.Р. Народное судостроение в музейных коллекциях: проблемы и пути развития // Рябининские чтения – 2019: материалы VIII конф. по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. – Петрозаводск, 2019. – С. 650-654.

[9] Байджанова Ю. Режут на металлолом : Почему в Уфе исчезли прогулочные теплоходы? // АиФ-Башкортостан : [сайт]. – URL: https://ufa.aif.ru/society/details/rezhut_na_metallolom_pochemu_v_ufe
_ischezli_progulochnye_teplohody (дата обращения: 07.12.2020).

[10] Магнитская Н. Из ликвидированного музея речников изъяли рынды // Волгоградская правда : [сайт]. – URL: https://vpravda.ru/semeynyy-klub/iz-likvidirovannogo-muzeya-rechnikov-izyali-ryndy-20034/ (дата обращения: 07.12.2020).

[11] Traditional Boat Records' Archive // Nautical Archaeology Society : [сайт]. – URL: https://www.nauticalarchaeologysociety.org/small-boat-plans-and-photos-archive (датаобращения: 07.12.2020).

[12] Encyclopaedia Britannica / Encyclopaedia Britannica, Inc. – New York, 1911. – Vol. 7: Constantine Pavlovich – Demidov. – P. 13.

[13] Evans E.E. Irish Folk Ways. – Mineola/New York.: Dover Publications, 2000. – P. 233.

[14] Scottish Boat Building School // Scottish maritime museum : [сайт]. – URL: https://www.scottishmaritimemuseum.org/scottish-boat-building-school/ (датаобращения: 07.12.2020).

[15] Nikolaev I., Fazlullin S. The Tradition of Wooden Pleshcheyevo Lake Shipbuilding, Russia // In Poseidons Reich XXII: Abstracts Lectures. – Bubenreuth: Deguwa, 2017. – Р. 32.


© Николаев И.Р., 2020.
© Николаев И.Р., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 20.12.2020.

Николаев Иван Романович,
преподаватель, исследователь,
руководитель Отдела морского, речного и подводного культурного наследия
Культурно-исторического центра «Светоч» (Москва),
член Международного конгресса морских музеев,
е-mail:i.nikolaev.phd@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/4(23)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/387.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru