Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/4(43)


Содержание


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Васильев Г.Е.

Ценностная матрица отечественной культуры как основа формирования системы объектов культурного наследия


ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Ельчанинов А.И.

Памяти контр-адмирала
Виктора Ананьевича Дыгало,
участника Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года


Козлов В.Ф.

Член Московского археологического общества, москвовед М.И.Александровский (1865–1943) – биография и научное наследие (по материалам из фондов Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки)


Кузеванов В.С.

Образ Великой Победы в пространственно-символической структуре городов Западной Сибири


Пряхин Ю.В.

Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии
в 1855-1914 гг.


Романова Д.Я.

Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России


МОРСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Кузнецов Н.А.

Программа Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия «Память Российской Арктики»: концепция, реализация, перспективы


Филин П.А.

Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества
и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.


НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Хагба А.А.

Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект


ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Вадатурский Д.А.

Архитектура православных храмов Аляски


ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

Окороков А.В.

Историко-навигационный эксперимент: теория, методика, практика


Селезнев А.Г.,
Селезнева И.А.

Намогильные орнаментированные столбы тоболо-иртышских татар: интерпретация культурного наследия


Смирнова А.Г.

Проблемы изучения и сохранения отечественных древностей
в последней четверти XIX в.
в письмах членов Московского археологического общества
из фонда Государственного Исторического музея


МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Данг Тхи Ким Чи

Культурное сотрудничество Вьетнама и России в сфере музейного дела во Вьетнаме
(1991–2025)



Опубликован 26.11.2025 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2019.40.29.006

Петрова Е.С.

Советский конструктивизм

Аннотация. В статье рассматриваются процессы становления и развития архитектурных форм и концепций, получивших название советского конструктивизма. Этот стиль, создаваемый мастерами «новой жизни», позволил нашей стране в 1920-х гг. стать на короткое время одним из лидеров мировой архитектуры.

Ключевые слова: конструктивизм, архитектура, авангард, городская застройка.

Открыть PDF-файл

1920-е годы были отмечены появлением и активным развитием новой архитектуры в Советском Союзе. На протяжении десятилетия отдельные постройки и целые города создавались мастерами «новой жизни»: они не только проектировали здания, но и конструировали быт человека будущего. Этот короткий период в советском искусстве был неожиданно прерван в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», но он вошел в историю как важнейший этап формирования современной архитектуры.

Постройки новаторов этого времени – Константина Мельникова, братьев Александра, Леонида и Виктора Весниных, Моисея Гинзбурга, Александра Никольского, Ильи Голосова и десятков других – обычно причисляют к авангарду в архитектуре. Это направление начало развиваться чуть позже, чем революционный авангард в изобразительном искусстве, и оно изменило облик большинства крупных городов СССР. Несмотря на некоторое внешнее формальное сходство ряда архитектурных решений (в частности, строгое следование функции здания, простота геометрических линий, внедрение технических новшеств и т.д.), их авторы предлагали совершенно разные концепции как самих построек, так и, в конечном счете, способов организации жизни граждан новой страны.

В 1920-е гг. в архитектурной среде возникло множество течений и группировок, представлявших эти разные творческие взгляды. В авангардном крыле выделялись, прежде всего, рационалисты и конструктивисты. Большая часть из сохранившихся новаторских построек 1920-х – нач.1930-х гг. были созданы в конструктивистском ключе. Более того, дошедшие до нас уникальные конструктивистские застройки Екатеринбурга (Свердловска), Новосибирска (Ново-Николаевска) и ряда других городов являются редкими для мирового искусства примерами сохранившихся авангардных комплексов. Развернувшееся в СССР строительство, рост промышленности, творческие конкурсы, приглашение ведущих европейских мастеров позволило нашей стране стать на короткое время одним из лидеров мировой архитектуры.

На ранних стадиях архитектура этого направления была связана с изобразительными искусствами и другими видами творчества; так, конструктивистами считали себя Владимир Татлин и Александр Родченко. Александр Веснин начинал как живописец и в 1922 г. он писал: «Каждая данная вещь, созданная современным художником, должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека...». Именно этот принцип объединил самые разные конструктивистские проекты, которые решали задачу формирования структуры существования человека от момента рождения, детства и обучения до работы, досуга и самого нахождения в городе. Таким образом, задачи нового государства на короткое десятилетие совпали с поисками лучших зодчих страны, что позволило создать не одну сотню настоящих шедевров и вдохновить последующие поколения архитекторов всего мира. Другой важнейшей основой стала опора на современные технологии в строительстве и научные достижения [1].

Конкурсный проект 1922-23 гг. братьев Весниных на создание Дворца труда в Москве считается отправной точкой появления архитектуры конструктивизма. Следующий этап ее развития связан с творчеством Моисея Гинзбурга, который в книге «Стиль и эпоха» подчеркивает: «Силы конструктивные, ассоциируемые с переживаниями внутреннего мира человека, создают органический мир форм...» [2]. Здесь же Гинзбург обосновывает необходимость появления этих лаконичных новых форм и рассказывает, что лучшие зодчие прошлого подчиняли своими постройками старые стили. Конструктивисты стремились обновить город и наполнить его современными, вдохновляющими человека зданиями. В 1925 г. создается Объединение современных архитекторов (ОСА) под руководством А.Веснина и М.Гинзбурга – главное творческое объединение конструктивистов с собственным журналом.

В 1920-е гг. на всей территории страны шло активное развитие городов и промышленности, решалась проблема жилищного строительства (например, в Сибири к этому времени часть населения все еще жили в землянках). Все это, наряду с внедрением новой идеологии, привело к появлению современных типов зданий: фабрик-кухонь, клубов, дворцов труда, домов-коммун и других. Они стали наиболее подходящими типами и для конструктивистов, так как ярко выраженная функция позволяла выстроить вокруг нее и структурированный интерьер, предполагающий строгую дисциплину его использования и выразительную внешнюю форму. Игра пространственных объемов, отраженная на фасадах, конфигурации геометрических форм, а затем и ленточные окна, полубашни (с лестничными маршами внутри), угловые балконы и другие характерные элементы постепенно составили определенный словарь, который вскоре стал использоваться не только конструктивистами.

Наиболее выдающиеся архитекторы этого направления проектировали здания, исходя из конкретных требований площадки и будущего пользователя, раскрывали творческий потенциал нового стиля, находя его в том числе в постреволюционной романтике, вследствие чего появлялись выдающиеся постройки. Даже самые простые бани, хлебозаводы или прачечные могли превратиться в манифест новой культуры. Таким образцом могут послужить, например, бани «Гигант» (1928-30 гг.) Александра Никольского. Отдельные мотивы этого здания не раз повторялись другими архитекторами.

Конструктивисты были настолько убедительны, что их стилистику пробовали большинство выдающих архитекторов того времени, включая Бориса Иофана и Алексея Щусева. К периоду зрелого конструктивизма относится творчество Ильи Голосова и Ивана Леонидова, одного из самых поэтических архитекторов, ученика деревенского иконописца (и впоследствии Александра Веснина).

Разработки этого круга архитекторов оказали значительное влияние на планировки и облик соцгородов, которые в конце 1920-х гг. начали активно возводиться в промышленных центрах (Магнитогорске, Новосибирске и других). Здесь создавалась необходимая инфраструктура для рабочих, в центре которой находились дворец труда, клуб, административное здание завода, а вокруг удобным образом располагалось жилье. Так, Городок чекистов в Свердловске (1929-36 гг., руководитель проекта Иван Антонов) стал самым крупным в мире конструктивистским комплексом. Он относится уже к позднему периоду этого стиля. Стоит отметить, что НКВД-ОГПУ являлось одними из важных заказчиков новой архитектуры, что не помогло многим талантливым авторам впоследствии избежать допросов и ссылок.

Формально существование конструктивизма, как и всех других новаторских течений, было прервано 23 апреля 1932, когда ЦК ВКП(б) приняло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», распускавшее все творческие группировки и объявившее организацию союзов [3]. Государственным вкусом стала руководить неоклассика, и модернизм вновь возник на карте СССР только после 1955 г. Такого теоретического и практического художественного разнообразия и столько количества талантливых архитекторов, как в 1920- е гг., ни СССР, ни Российская Федерация уже не увидели, но расцвет авангардной советской архитектуры, продолжавшийся около десяти лет, навсегда останется в истории мирового искусства.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. – М., 1996.

[2] Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. – М., 1924 г.; [переизд.] 2019. – С. 23.

[3] Партийное строительство. – 1932. – № 9. – С. 62.


© Петрова Е.С., 2019.

Статья поступила в редакцию 05.12.2019.

Петрова Екатерина Сергеевна,
научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/4(19)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/318.html

Наверх

Новости

  • 26.11.2025

    Институт Наследия подготовил и издал коллективную монографию «Фундаментальные аспекты культурологии: культурная идентичность». В ней представлены тексты ключевых участников VI Российского культурологического конгресса с международным участием, проведённого в 2024 г. в Москве. Редакционная коллегия издания: В.В.Аристархов (председатель), Д.Л.Спивак (зам. председателя), С.Ю.Житенёв, А.В.Окороков, А.В.Венкова (отв. секретарь).

  • 26.11.2025

    Вышла в свет книга «Русские географические названия на карте Мирового океана как объект нематериального культурного наследия», подготовленная сотрудниками Центра картографии и геоинформационных систем под руководством А.И.Ельчанинова.

  • 26.11.2025

    Институт Наследия подготовил издание материалов 11-го Международного научного форума «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия», состоявшегося 11–14 сентября 2025 г. В издании представлены научная программа и тезисы докладов участников. 

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru