2025/4(43)
Содержание
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ценностная матрица отечественной культуры как основа формирования системы объектов культурного наследия
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Памяти контр-адмирала
Виктора Ананьевича Дыгало,
участника Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года
Член Московского археологического общества, москвовед М.И.Александровский (1865–1943) – биография и научное наследие (по материалам из фондов Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки)
Образ Великой Победы в пространственно-символической структуре городов Западной Сибири
Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии
в 1855-1914 гг.
Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России
МОРСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Программа Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия «Память Российской Арктики»: концепция, реализация, перспективы
Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества
и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Архитектура православных храмов Аляски
ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ
Историко-навигационный эксперимент: теория, методика, практика
Намогильные орнаментированные столбы тоболо-иртышских татар: интерпретация культурного наследия
Проблемы изучения и сохранения отечественных древностей
в последней четверти XIX в.
в письмах членов Московского археологического общества
в фондах Государственного Исторического музея
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
Культурное сотрудничество Вьетнама и России в сфере музейного дела во Вьетнаме
(1991 – 2025 гг.)
Опубликован 26.11.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2025.25.93.004
Пряхин Ю.В.
Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии в 1855-1914 гг.
Аннотация. В статье исследуется исторический опыт Российского государства по укреплению воинской дисциплины в русской армии второй половины XIX в. – начала XX в. как составной части системы воинского воспитания. Раскрываются основные характерные черты, особенности, тенденции и направления деятельности государственных и военных органов по поддержанию воинской дисциплины в частях и подразделениях русской армии в исследуемый период.
Ключевые слова: воинское воспитание, военное строительство, воинская дисциплина, порядок и организованность, морально-психологическая подготовка, боевой дух, офицеры, нижние чины.
Дисциплина Вооруженных Сил – составная часть дисциплины общества, условие их боеготовности и боеспособности. Поддержание ее на должном уровне является важной обязанностью государства, органов военного управления, должностных лиц и всех военнослужащих.
История изобилует примерами, в которых величие побед одних армий над другими достигалось за счет стойкости, выдержки и дисциплинированности войск. Проблема создания оптимальной системы укрепления воинской дисциплины всегда стояла и перед Российским государством.
Важное значение вопросам укрепления воинской дисциплины уделяли видные государственные и военные деятели нашего Отечества: Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, М.И. Скобелев, А.Ф. Редигер и др. Ко второй половине XIX - началу XX вв. в Российской армии был накоплен значительный опыт укрепления воинской дисциплины и порядка в войсках, была создана школа воинского воспитания, способствовавшая внедрению в войска сознательной воинской дисциплины, основанной на нравственности и правосознании военнослужащих.
Необходимость укрепления воинской дисциплины в исследуемый период была обусловлена и рядом факторов экономического, социально-политического и военного характеров.
К группе факторов экономического плана можно отнести тенденции индустриализации, роста товарности сельского хозяйства, активизации всероссийского и внешнего рынков, неравномерности промышленного развития экономических регионов страны и некоторые другие, вследствие чего происходили изменения в социальной структуре страны и армии, соответствующим образом увеличивалась прослойка представителей рабочих, ремесленников и мелкой буржуазии среди нижних чинов, менялся облик типичного офицера.
«Доля офицеров недворянского происхождения резко выросла и в конце XIX века составляла 50-60%, а среди офицеров – потомственных дворян преобладали представители чисто офицерских служилых родов, тогда как значительная часть знатных фамилий утрачивает интерес к службе… К началу XX века … большинство служилого сословия составляли представители родов, начавших служить не ранее середины XIX века., т.е. принадлежавших к нему в первом-втором поколении» [1, c. 517]. Перед первой мировой войной «…Российское кадровое офицерство было, по своему происхождению, всесословным» [2, с. 9].
К группе факторов социально-политического содержания мы относим укрепление демократических начал в общественной жизни (бессословные выборные органы местного самоуправления, бессословный суд, демократизация высшего и среднего образования, появление относительно «свободной» прессы и т.д.); изменения в социально-политической системе общества, которые происходили под влиянием революционного движения на рубеже ХIХ-ХХ вв.; влияние характера целей и задач внешнеполитической деятельности государства. Воздействие этих факторов приводит к появлению в обществе и армии свободной личности, требующей новых отношений, новых методов управления ее поведением. Дестабилизация общественной жизни начинает негативно влиять на состояние дисциплины в Российской армии.
Так, например, наиболее ярко эта зависимость проявилась в период русско-японской войны 1904-1905 гг. и первой русской революции 1905-1907 гг., когда ошибки государственной власти [3, c. 156] привели к резкому ухудшению порядка и организованности в войсках, заставили царское самодержавие пойти на военные реформы.
К группе факторов военного характера, обусловивших необходимость укрепления воинской дисциплины, следует отнести: создание и постоянное совершенствование органов высшего, центрального и местного военного управления; вооружение новыми образцами военной техники, применение в войсковой практике новых способов боевых действий, обучения и воспитания войск; опыт укрепления воинской дисциплины в армиях западноевропейских государств. Все эти факторы особо проявляли себя в период проведения военных реформ 1862-1874 гг. и 1905-1912 гг.
Центральным событием строительства Вооруженных Сил второй половины XIX – начала XX вв. стал переход на новый способ комплектования. Принятие в 1874 г. Устава о воинской повинности способствовало укреплению авторитета воинской службы, улучшило состояние воинской дисциплины, изменило всю систему ее укрепления. Военное министерство в связи с этим подчеркивало, что новый порядок призыва требует проведения целого комплекса работ, направленных к «определению личного положения военнослужащих и соответствующим изменениям всего воинского быта» [4, л. 22].
В результате произошла переоценка роли и места офицеров в обучении и воспитании подчиненных. Если ранее эти задачи решались в основном младшими командирами, то теперь в новых условиях – офицерским составом. «Теперь бытовые условия нашего общества изменились, – писал видный военачальник и военный теоретик М.И. Драгомиров, – да и в воинском организме переворот полный: весьма мало учителей, весьма много учеников При таком положении верно одно: если офицер не сделает, то и никто не сделает…» [5, с. 2].
Всеобщая всесословная воинская повинность способствовала укреплению связей между народами и представителями различных религиозных конфессий, населявшими просторы Российской империи. Многонациональный и многоконфессиональный состав призывного контингента потребовал от органов военного управления проведения соответствующей работы по обеспечению политической благонадежности и дисциплины инородческого элемента. Как подчеркивалось военным министром Куропаткиным, в связи с призывом 26,6 % неславянских народностей перед вооруженными силами стоит задача сделать их в течение 4-х лет «вполне надежными во всех отношениях, преданными Царю и Великой России» [6, л. 44,].
В работе анализируется и весь процесс укрепления воинской дисциплины в исследуемый период. Цель, задачи и содержание этого процесса реализовывались на практике посредством функционирования сложной, разветвленной, относительно самостоятельной системы.
Система укрепления воинской дисциплины – это установленный и сложившийся порядок административно-дисциплинарной и воспитательной деятельности на всех ее уровнях, начиная от первичного воинского коллектива в полку и заканчивая высшими государственными и военными органами.
В системе укрепления воинской дисциплины исследуемого периода, выделялось три стороны: идейно-теоретическая, организационная и содержательно-практическая. Идейно-теоретическая сторона включала в себя теоретическое обоснование сущности понятия «воинская дисциплина», идеологическую основу дисциплинирования военнослужащих, которая определялась девизом: «За веру, царя и Отечество». Организационная сторона была представлена всеми государственными и военными органами, занимавшимися вопросами укрепления правопорядка и законности в войсках. К их числу относились: органы военного управления, военно-правовые органы, правоохранительные органы, органы военного духовенства.
К элементам содержательно-практической стороны относились формы и методы, объект и субъект укрепления дисциплины, законодательная, исполнительно-распорядительная, правоохранительная деятельности, духовно-нравственное воспитание.
Исследуемая системаначала формироваться в середине XIX в. и приняла завершенный вид накануне Первой мировой войны. По мнению автора, в ее совершенствовании можно выделить три основных этапа.
Первый этап (1855-1881) связан с милютинскими военными реформами 1862-1874 гг. Проведенные преобразования, принятие в 1874 г. Устава о всеобщей воинской повинности [7, с. 81] способствовали изменению социального статуса и психологии военнослужащих, повлекли за собой перестройку всех основ воспитания, укрепления дисциплины в Российской армии. Все это благотворно отразилось на морально-нравственном климате и состоянии дисциплины в войсках, способствовало одержанию русской армией ряда военных побед. После Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. при поддержке государственной власти и военного руководства на страницах печати стали активно разрабатываться вопросы духовно-нравственного воспитания офицеров и нижних чинов.
Начало второго этапа (1881-1905) было связано с убийством императора Александра II. Вступивший на престол приемник Александра III 29 апреля 1881 г. подписал «Манифест о незыблемости самодержавия», который означал переход к реакционному курсу во внутренней политике. 80-е годы и начало 90-х годов XIX в. характеризовались проведением контрреформ, воинствующим шовинизмом, усилением административного произвола. В войсках прекратилось обучение солдат грамоте, стали проявляться черты плац-парадности, армия все чаще стала привлекаться к выполнению полицейских функций. Широкое распространение в войсках получили порочная система чинопроизводства, протекционизм. Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. привело тому, что в обществе усилились пацифистские настроения, недоверие к армии, особенно к ее командному составу.
Начало третьему этапу (1905-1914) положили революционные выступления среди солдат и матросов в конце 1905 – начале 1906 гг. Резкое ухудшение состояния воинской дисциплины стало одной из причин, которые вынудили Николая II пойти на военные преобразования, вошедшие в историю как военная реформа 1905-1912 гг.
В этот период были приняты меры, направленные на прекращение «брожения» в армии, улучшение дисциплины и управляемости войск. В последующем произошли изменения в системе обучения и воспитания офицеров и нижних чинов, были изданы новые воинские уставы, осуществлен переход на смешанный способ комплектования, впервые введена единая система допризывной подготовки молодежи к службе в армии. 7 марта 1907 г. издается указ о сокращении сроков действительной службы до 3 лет в пехоте и артиллерии и до 4 лет в остальных войсках.
Важным фактором укрепления воинской дисциплины в этот период стало увеличение ассигнований на материальные и социальные нужды военнослужащих. Принятые в 1905-1914 гг. меры способствовали наведению порядка и организованности в войсках накануне Первой мировой войны.
Настоящее исследование позволило выделить следующие направления деятельности государственных и военных органов по укреплению воинской дисциплины: законодательную, исполнительно-распорядительную деятельность; правоохранительную деятельность; духовно-нравственное воспитание.
Одним из направлений укрепления воинской дисциплины в Российской армии являлась законодательная, исполнительно-распорядительная деятельность государственных и военных органов.
В середине XIX в. назрела настоятельная необходимость создать специальную законодательную базу, которая позволила бы в новых условиях эффективно решать задачи укрепления воинской дисциплины. Именно в этот период появляются военно-правовые документы, определившие содержание работы по укреплению воинской дисциплины в 1874-1914 гг. Среди них: Устав дисциплинарный [8, c. 7-29], Устав о наказаниях [9, л. 362-504], Устав внутренней службы [10] и др. Впоследствии под влиянием объективных и субъективных факторов положения данных нормативно-правовых актов постоянно уточнялись, становились более совершенными. К началу Первой мировой войны военно-правовые документы строго очертили правовое поле, в пределах которого проводилась работа по укреплению воинской дисциплины. Дисциплинарный устав и Воинский устав о наказаниях четко разделили границу, где поведение военнослужащего считалось дисциплинированным, а где недисциплинированным. В случаях различного рода нарушений, проступков и преступлений поведение считалось недисциплинированным, и воин подвергался различного рода санкциям – от дисциплинарного взыскания до смертной казни.
Исследование механизма обновления дисциплинарного законодательства свидетельствует о том, что высшие государственные и военные лица, назначенные в комиссии по разработке проектов документов, руководствовались в своей законотворческой работе принципами гуманизма и справедливости, заботились о здоровье и благополучии офицеров и нижних чинов [11, л. 1-123]. Это подтверждает и мнение известного в то время военного педагога Д.Н. Трескина, который утверждал, что: «Новые военные законы, изданные после Севастопольской войны, в основу дисциплины ставят не суровость наказаний, а нравственное воспитание солдата» [12, c. 4].
Законотворческая деятельность в области воинской дисциплины осуществлялась с помощью военно-правовых органов (император - военный министр – Военный совет (Кодификационный отдел при Военном Совете, Законодательный отдел Канцелярии Военного министерства) – Военно-окружные Советы). Значительное влияние на решение дисциплинарных проблем в Российской армии оказывала деятельность Государственного совета [13, c. 110] и Государственной думы (с 1906 г.) [14].
Внедрение военно-правовых актов в войсковую дисциплинарную практику происходило через органы военного управления. Во главе системы военного управления России находился глава государства – император. Нижестоящими по отношению к Императору уровнями военного управления согласно законодательству и теоретическим взглядам того периода были: центральное военное управление, военно-окружное управление, местное управление и строевое военное управление.
Важным направлением в деятельности Российского государства по укреплению законности и правопорядка в Вооруженных силах являлась правоохранительная деятельность военных судов, прокуратуры и военно-исправительных учреждений.
Принятый в 1867 г. Устав Военно-Судебный определил отечественную военно-судебную систему на весь исследуемый период [15]. Она включала в себя полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. Основную нагрузку по обеспечению правосудия и дисциплины непосредственно в частях несли полковые суды. Они рассматривали дела о преступлениях и проступках нижних чинов и могли подвергать их наказаниям либо в уголовном, либо в дисциплинарном порядке. Параллельно с полковыми судами в частях Российской армии до середины 90-х гг. XIX в. осуществляли правосудие и Дисциплинарные суды [16].
Поддержанию правопорядка в армии служила деятельность военной прокуратуры, основной функцией которой был военно-прокурорский надзор в войсках. Организация полицейской службы способствовала наведению уставного порядка в местах дислокации частей. Для военнослужащих, уже совершивших воинские преступления и приговоренных судом к исправительным наказаниям, были предусмотрены особые места заключения – дисциплинарные батальоны и военные тюрьмы.
Анализ статистики правонарушений позволяет сделать ряд выводов, характеризующих состояние воинской дисциплины в исследуемый период и особенности деятельности государственных и военных органов по ее укреплению.
Во-первых, среднегодовой показатель числа осужденных значительно уменьшился сразу же после принятия в 1874 г. Устава о всеобщей воинской повинности. С 1881 г. в условиях «антиреформы» количество совершенных преступлений стало постепенно увеличиваться и к 1905-1910 гг. этот процесс принял лавинообразный характер. К 1914 г. уровень преступности в армии вновь понизился [17].
Во-вторых, в сфере уголовной и дисциплинарной ответственности за воинские преступления и проступки имели место тенденции к смягчению наказаний. Вместе с тем в периоды революционных «брожений» судебная репрессия набирала обороты: создавались военно-полевые суды, вводился крайне упрощенный порядок судопроизводства, количество смертных приговоров резко возрастало.
В-третьих, основную долю правонарушений составляли нарушения воинского благочиния (неоднократные случаи пьянства и других малозначительных проступков); нарушения воинского чинопочитания и подчиненности; побеги и самовольные отлучки; преступления против собственности частных лиц. Направления совершенствования правоохранительной системы Российской армии в 1874-1914 гг. во многом определялись попытками властей противостоять в первую очередь именно этим нарушениям.
В исследуемый период важнейшим направлением деятельности государственных и военных органов, основой поддержания крепкой воинской дисциплины становится духовно-нравственное воспитание военнослужащих. При непосредственном участии государственного руководства и военного командования к началу XX в. в России сформировалась отечественная школа воинского воспитания. Постепенно управленческие и педагогические идеи А.В. Суворова, П.А. Румянцева, Г.А. Потемкина, Д.А. Милютина, М.И. Драгомирова, М.Д. Скобелева и их последователей овладели сознанием передовой части военных руководителей.
Духовно-нравственное воспитание военнослужащих в исследуемый период осуществлялось через образование и воспитание офицерских кадров в военных учебных заведениях [18, c. 299]; преодоление безграмотности и культурно-досуговую работу среди нижних чинов; организацию боевой подготовки и воинского воспитания [19, л. 15] в войсках; религиозно-нравственное воздействие Русской православной церкви [20, c. 28]; допризывную подготовку молодежи к службе в армии [21, л. 68]. Большое влияние на сознание и поведение военнослужащих оказывал исторически сформировавшийся и нашедший свое закрепление в воинских уставах «обиход жизни войсковой части» [22, c. 196] (внутренний порядок, муштра, строй, традиции, ритуалы, понятия о воинской нравственности, организационно-атрибутивные факторы).
На основе проведенного исследования, автор имеет возможность выявить и сформулировать основные тенденции в деятельности государственных и военных органов по укреплению воинской дисциплины.
Во-первых, получили свое закрепление и дальнейшее упрочение старые, испытанные временем особенности деятельности государственных и военных органов, направления, формы и методы укрепления воинской дисциплины. Как и прежде, важным средством дисциплинирования воинов признавались муштра и строй. Были продолжены петровские начинания, выразившиеся в стремлении систематизировать требования к воинской дисциплине в виде военно-дисциплинарных правовых актов. Наблюдается стремление лучшей части офицерства пореформенной Российской армии использовать и развить такие суворовские принципы воспитания, как уважение и забота о подчиненных, личный пример и т.д.
Героические традиции, ритуалы, понятия о воинской чести и доблести повсеместно используются в процессе укрепления воинской дисциплины. В подготовке офицерского корпуса получили дальнейшее развитие проверенные жизнью старейшие традиции обучения и воспитания офицерского корпуса, который, как и ранее, являлся предметом особой заботы самодержавия. По-прежнему большую роль в духовно-нравственном воспитании военнослужащих продолжает играть Русская православная церковь.
Во-вторых, в этот период происходит обновление содержания работы по укреплению воинской дисциплины, вызванное изменениями в военном деле, новой организацией вооруженных сил, новым способом комплектования, новой правовой базой, уровнем развития теории воинской дисциплины, опытом строительства армий Западной Европы. Вызывает интерес функционирование военного судопроизводства, военной прокуратуры, возникновение и работа офицерских собраний [23] [c. 33-39, 8] частей и гарнизонов, собраний унтер-офицеров, судов офицерской чести, совершенствование системы нравственного воспитания офицерских кадров, распространение грамотности среди нижних чинов, обновление форм и методов религиозного воспитания военнослужащих, организация культурно-досуговой работы и многие другие инновации, продиктованные временем.
В-третьих, шел процесс отмирания старых, изживших себя и ставших вредными методов и форм укрепления воинской дисциплины. Так, например, в это время происходит ограничение и полная отмена телесных наказаний, постепенно уходят в прошлое такие явления как чрезмерная муштра, «кулачная расправа», исчезают вольные работы нижних чинов, артельный способ ведения ротного хозяйства, отдельные виды дисциплинарных взысканий и уголовных наказаний для военнослужащих, как ставшие пережитками прошлого. Но старое не уходило из жизни добровольно. Известная консервативность старых взглядов и привычек требовали постоянной борьбы с ними, что предполагало и использование силы закона, и работу по формированию нового общественного мнения об основах укрепления дисциплины в армии.
Обобщенный опыт поддержания и укрепления дисциплины в Российской армии второй половины XIX– начала XX вв., его осмысление позволяет извлечь из него ряд уроков применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации на современном этапе.
Урок первый. Исторический опыт убедительно свидетельствует об огромной роли воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках в успешном выполнении Вооруженными Силами России задач защиты Отечества. Побеждает на войне тот, у кого крепче дисциплина, тверже порядок, прочнее боевой дух и выше настрой на победу.
Урок второй. Исторический опыт позволяет сделать важный вывод об огромной зависимости состояния воинской дисциплины от социально-политической, экономической и духовно-нравственной обстановки в стране, от соответствия уровня развития Вооруженных Сил сложившимся отношениям в обществе.
Политическое руководство страны должно понимать, что только реальное изменение отношения к служивому человеку, уважение к его личности и самоотверженному служению Отечеству, забота о его материальном благополучии могут поднять престиж воинской службы и укрепить правопорядок в войсках.
Урок третий. Исторический опыт учит, что результативность работы по укреплению воинской дисциплины в огромной степени зависит от наличия в Вооруженных Силах стройной системы органов военного управления и должностных лиц, несущих непосредственную ответственность за состояние организованности и порядка в войсках. В этой связи первостепенное значение для сегодняшнего времени приобретает забота государства о формировании, подготовке и воспитании командных кадров Вооруженных сил. Как только руководство страны и армии перестает уделять должное внимание проблемам офицерского корпуса, так это сразу отражается на престижности офицерской службы и, как следствие, приводит к серьезным провалам в поддержании высокой воинской дисциплины.
Урок четвертый. Важнейшей составляющей поддержания дисциплины является духовно-нравственное воспитание военнослужащих. Без научно-обоснованной идеологии, без единого центра воспитания, без системы общественно-гуманитарной подготовки командиров и начальников, офицеров-воспитателей, без использования многогранного опыта религиозно-нравственного воспитания, без организации допризывной подготовки молодежи к службе в армии, без постоянной научно-исследовательской и научно-просветительской работы эту задачу решить невозможно.
Урок пятый. Исторический опыт учит и убеждает вновь и вновь, что поддержание крепкой воинской дисциплины и порядка требует бескомпромиссной борьбы с негативными явлениями армейской жизни («дедовщина», протекционизм, старение офицерского состава, увольнение молодых офицеров и т.д.), постоянной работы по повышению престижа и привлекательности воинской службы.
Урок шестой. Работа по укреплению воинской дисциплины достигает желаемого результата лишь тогда, когда она организуется и проводится в полном соответствии с требованиями государственных законов и других нормативно-правовых актов. В условиях изменения статуса военнослужащих, мотивов их поведения необходимо менять и дух военно-дисциплинарного законодательства, разрабатывать и принимать новые военные законы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Российский военный сборник. Вып. 17: Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. – Москва : Рус. путь, 2000.
[2] Российские офицеры / под. ред. А.Б.Григорьева. – Москва : Анкил-Воин, 1995.
[3] Ленин, В. И. Падение Порт-Артура // Ленин, В. И. Полн. собр. соч. : 5-е изд. Т. 9. – Москва, 1967.
[4] Российский государственный военно-исторический архив (далее – РГВИА). Ф. 1. Оп. 2. Д. 22.
[5] Драгомиров, М. И. Армейские заметки // Сборник оригинальных и переводных статей М.И.Драгомирова 1856-1880 : в 2 т. – Санкт-Петербург : Тип. В.С.Балашева, 1881.
[6] РГВИА. Ф. 165. Оп. 1. Д. 602.
[7] Дневник Д.А.Милютина : в 4 т. Т. 1: 1873-1875. – Москва, 1947.
[8] Свод военных постановлений 1869 г. Кн. 23. – Санкт-Петербург, 1917.
[9] РГВИА. Ф. 801. Оп. 61/2. Д. 305.
[10] Высочайше утвержденный Устав внутренней службы. – Санкт-Петербург : В.А.Березовский, 1916.
[11] РГВИА. Ф. 801. Оп. 61/2. Д. 311.
[12] Трескин, Д. Н. Курс военно-прикладной педагогии. Дух реформ русского военного дела. – Киев, 1909.
[13] Бесов, А. Г. Военная политика России в XIX веке. – Москва, 2001.
[14] Дегтярев, А. П. Военные проблемы в деятельности Государственной думы России (1906-1917 г.). Исторический опыт и уроки : сб. науч. ст. – Москва : Воен. ун-т. 1995.
[15] Свод военных постановлений. Кн. 24.– Санкт-Петербург, 1869.
[16] Иллюстров, И. Военные суды в Русской Армии за 25-летие (1861-1885 гг.). – Санкт-Петербург, 1890.
[17] Об этом см.: Всеподданнейшие отчеты о действиях военного министерства за 1885, 1890, 1895, 1900,1905, 1910 гг.
[18] Зайончковский, П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. 1881-1903. М. 1973.
[19] РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 820.
[20] Полное собрание законов Российской империи : Собр. 3. Т. 26, № 19263. – Санкт-Петербург, 1906.
[21] РГВИА. Ф. 400. Оп. 3. Д. 4707.
[22] Российский военный сборник. Вып. 13: Душа армии : Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы – Москва : Воен. ун-т ; Рус. путь, 1997.
[23] Положение об офицерских собраниях в отдельных частях. – Санкт-Петербург, 1881.
Пряхин Юрий Владимирович,
начальник факультета Военного университета
имени князя Александра Невского (Москва)
Email: YUPryahin@mail.ru
© Пряхин Ю.В. текст, 2025
Статья поступила в редакцию 10.09.2025.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Пряхин, Ю. В. Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии в 1855-1914 гг. –
DOI 10.34685/HI.2025.25.93.004. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 4(43). – С. 36-42. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/790.html.
Новости
-
13.05.2025
Вышло в свет второе издание «Словаря основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия В.В.Аристархов и сотрудник Института А.В.Рауд.
-
07.05.2025
Министерство культуры Российской Федерации объявляет о старте Двенадцатого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры. К участию приглашаются учёные, студенты и аспиранты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в возрасте до 35 лет. Координатором конкурса выступает Институт Наследия.
-
07.05.2025
25 апреля 2025 г. Центр краеведения, москвоведения и крымоведения Института Наследия совместно с Московским краеведческим обществом провели очередное – 219-е заседание ежемесячных «Краеведческих встреч на Берсеневке».

