Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/4(43)


Содержание


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Васильев Г.Е.

Ценностная матрица отечественной культуры как основа формирования системы объектов культурного наследия


ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Ельчанинов А.И.

Памяти контр-адмирала
Виктора Ананьевича Дыгало,
участника Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года


Козлов В.Ф.

Член Московского археологического общества, москвовед М.И.Александровский (1865–1943) – биография и научное наследие (по материалам из фондов Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки)


Кузеванов В.С.

Образ Великой Победы в пространственно-символической структуре городов Западной Сибири


Пряхин Ю.В.

Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии
в 1855-1914 гг.


Романова Д.Я.

Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России


МОРСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Кузнецов Н.А.

Программа Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия «Память Российской Арктики»: концепция, реализация, перспективы


Филин П.А.

Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества
и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.


НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Хагба А.А.

Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект


ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Вадатурский Д.А.

Архитектура православных храмов Аляски


ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

Окороков А.В.

Историко-навигационный эксперимент: теория, методика, практика


Селезнев А.Г.,
Селезнева И.А.

Намогильные орнаментированные столбы тоболо-иртышских татар: интерпретация культурного наследия


Смирнова А.Г.

Проблемы изучения и сохранения отечественных древностей
в последней четверти XIX в.
в письмах членов Московского археологического общества
в фондах Государственного Исторического музея


МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Данг Тхи Ким Чи

Культурное сотрудничество Вьетнама и России в сфере музейного дела во Вьетнаме
(1991 – 2025 гг.)



Опубликован 26.11.2025 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2025.30.92.009

Филин П.А.

Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций
Русского географического общества и Минобороны России
по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.

Аннотация. В конце XVI в. Голландцы предприняли ряд попыток найти Северо-восточный проход в Индию и Китай. Самой известной стала третья экспедиция Виллема Баренца (1596/97 гг.). Не найдя путь в Китай, Баренц зазимовал на Новой Земле, а его судно замерзло во льдах. После зимовки голландцы оставили вмерзший корабль у мыса Спорый Наволок и выбирались на двух лодках. В XX веке место зимовки неоднократно посещали экспедиции, которые проводили археологические раскопки и исследования, однако все попытки найти под водой судно Баренца не увенчались успехом. В 2024 г. экспедиция Русского географического общества и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля провела съемку прибрежной акватории и зафиксировала три объекта, похожих на деревянные балки, лежащие на дне на глубине порядка 2-3 м. В 2025 г. в этом же районе было проведено обследование с помощью подводного буксируемого металлоискателя, в ходе которого зафиксировано пятно 150х50 м с мощными магнитными сигналами. Исследователи предполагают, что это могут быть фрагменты и груз затонувшего корабля Баренца. Найденное место находится примерно в 350 м от берега и немного севернее района предыдущих поисков, осуществлявшихся Д.Кравченко. Это открытие дает надежду на то, что судно Баренца будет найдено в ходе предстоящих подводно-археологических исследований.

Ключевые слова: Русское географическое общество, Виллем Баренц, Новая Земля, затонувшее судно, подводное наследие, Ледяная Гавань, Спорый Наволок, Морская арктическая комплексная экспедиция, МАКЭ.


Конец XV – первая половина XVI вв. известен как период великих географических открытий, имевший в своей основе европоцентричный подход. В 1492 г. Колумб в поисках Индии и Китая открыл Америку, в 1497 г. Васко де Гамма открыл путь в Индию вокруг Африки, а в 1520 г. Фернандо Магеллан обогнул южную оконечность Америки. На основе неэквивалентного обмена началось активное обогащение европейских стран, приведшее уже в XVI в. к буржуазным революциям. Основными бенефициарами первого «раздела мира» стали Испания и Португалия. Закрепил этот раздел Тордесильясский договор 1494 г., согласно которому мировой океан делился на две части: западную, где экономическое господство предоставлялось Испании, и восточную, которая доставалась Португалии. В этих условиях таким активно развивающимся странам как Голландия и Англия оставалось либо отвоёвывать торговые пути, либо искать принципиально новые пути в Индию и Китай. Представления географов начала-середины XVI в. были весьма смутными, тем не менее, закрепившееся представление о шарообразности земли давало надежду найти путь в Индию и Китай Северо-западным (вокруг северной Америки) или Северо-восточным проходами (севером Евразии).

2025-4Первыми к поискам Северо-восточного прохода приступили англичане. Путь в Индию найден не был, но зато установились постоянные торговые контакты с Россией. Вслед за ними стартовали и голландцы. Наиболее известны три экспедиции, снаряженные в 1594-1596 гг. с целью поиска пути в Китай, в которых участвовал штурманом Виллем Баренц. В ходе последнего плавания были открыты Шпицберген и остров Медвежий, после чего корабль Баренца пошел к Новой Земле и попал в ледовый плен. Голландцы организовали зимовку, а летом 1597 г. на лодках в ходе сложного и опасного плавания смогли выбраться в Голландию. Подробности плавания описаны участником похода Херритом де Вейром [3], а важнейшим научным итогом стала подробная карта западного берега Новой Земли, которая не теряла своей актуальности вплоть до начала XIX века.

История обследования зимовья Баренца

Спустя три столетия после ухода голландцев их зимовье оставалось нетронутым до 1871 года, когда туда прибыл норвежский промышленник Эллинг Карлсен. Он обнаружил дом экспедиции — строение и его внутреннее убранство практически не изменились со времен Баренца.

В 1875 году британец Чарльз Гардинер провёл обстоятельное исследование места зимовки [1]. В числе найденных предметов оказались книги (включая латинское издание «Истории Китая»), карты, фрагменты флага Нидерландов, оружие, печать, компас, несколько циркулей, предметы домашнего обихода, одежда и другие вещи. Особую ценность представляла найденная здесь рукопись, упоминавшаяся в записях де Вейра, которую Баренц поместил при уходе в дымоход жилища. Большая часть артефактов хранится в музее в Гааге. Любопытно, что при обследовании Гардинером строение уже не представляло собой целостную постройку.

В 1933 году зимовье посетила экспедиция Геологического института под руководством Б.В.Милорадовича. На месте дома участники экспедиции увидели лишь его развалины, где удалось обнаружить несколько предметов, среди которых были глиняный сосуд, железный ключ, фрагменты обуви и другие находки [7].

В 1977 г. на месте зимовки Виллема Баренца побывала экспедиция Дмитрия Федоровича Кравченко. Исследования Арктической комплексной историко-географической экспедиции под его руководством продолжались в 1979, 1980, 1982, 1985, 1991, 1995, 2006, 2008, 2009, 2012 годах и включали подводные исследования [10].

В 1993 и 1995 годах д.и.н. В.Ф.Старков (Институт археологии РАН) и к.физ-мат.н. П.В.Боярский (МАКЭ, Институт Наследия) организовали археологические работы на мысе Спорый Наволок. Исследования проводились в составе российско-голландской международной экспедиции и осуществлялись в соответствии с официальными разрешениями (открытыми листами) [8; 9].

Раскопки дали ценнейшие материалы для понимания размеров и устройства дома, зонирования его площади, и в целом, для понимания условий, в которых приходилось зимовать голландцам. Реконструкция представлена в приложении к книге де Вейра [6]. Было сделано большое количество находок – список включает 1370 номеров, которым соответствует около 9000 единиц [5; 6].

Находки фрагментов судна В. Баренца и история его поисков

В ходе практических всех, экспедиций, которые посещали мыс Спорый Наволок, на берегу в плавнике обнаруживали остатки судового дерева – сильно окатанные фрагменты с отверстиями для нагелей. Причем основой ареал, где эти находки встречались, – это северная оконечность мыса Спорый Наволок.

2025-4В 1992 году специалисты МАКЭ обнаружили крупный фрагмент борта судна на расстоянии около 30 метров от линии берега и на высоте примерно 3 метра относительно уровня воды. При этом, как пишет П.В. Боярский, «на побережье в раскопанном углублении лежала часть парусного судна, которая гнила, извлеченная нашими предшественниками (Кравченко? – П.Ф.) из-под слоя смерзшегося песка и камней [3, c. 260].

Сейчас этот фрагмент хранится в Российском государственном музее Арктики и Антарктики. Со слов сотрудников музея голландскими специалистами был сделан радиоуглеродный анализ, который примерно подтвердил возраст находки, а дендроанализ не подтвердил, что ставит на повестку необходимость проведения повторного перекрестного анализа материалов из разных музеев, поступивших из Ледяной Гавани. Но сам документ об экспертизе автор пока не видел.

В прибрежной зоне разными экспедициями были найдены десятки более мелких фрагментов, часть из которых хранится в музеях Санкт-Петербурга, Архангельска и Мурманска.

2025-4В 2006, 2008, 2009 и 2012 гг. группой Д.Ф.Кравченко велись работы по изучению акватории напротив мыса Спорый Наволок с помощью магнитометрических и гидроакустических методов. Все эти работы не дали однозначных выводов, хотя были зафиксированы некоторые аномалии. По итогам этих работ и для организации поиска в 2012 г. была составлена «опорная схема» выявленных аномалий.2025-4

Работы 2012 г. проводились на основании Открытого листа, и они также не привели к каким-либо положительным результатам.

По итогам экспедиции 2012 г. в прессе было широко заявлено об обнаружении судна Баренца (Бакиева), однако реально были найдены лишь очередные фрагменты судового дерева в береговой зоне в плавнике, само же местоположение остатков судна под водой обнаружено не было.2025-4

В заключении археологического отчета, подготовленного А.В. Степановым, написано, что «магнитометрическая съемка 2009 года и результаты металлодетекторного поиска 2006 года, на основании которых строился план работ 2012 г., не подтвердились. Тщательное обследование нескольких участков дна в непосредственной близости (до 500 м) от береговой черты не выявило ни магнитных, ни перспективных гидроакустических контактов» (Степанов, 2012).

Подводя итог проведенным до 2012 г. исследованиям, можно сделать следующие выводы:

1. Основной район находок фрагментов судового дерева приурочен к северной части мыса Спорый Наволок.

2. Фрагментов найдено много, точное число неизвестно, более 50, в т.ч. крупный фрагмент борта, который хранится в РГМАА.

3. Точной датировки и перекрестного радиоуглеродного и дендрохронологического анализа находок мы не имеем. Есть сведения о том, что такие анализы проводились голландцами.

4. Данные магнитометрической съемки противоречивы. По данным 2006 и 2009 гг. аномалии имелись, по данным 2012 г. они не подтвердились.

5. П.В. Боярский, анализируя дневник де Вейра, считал, что судно стояло совсем недалеко от места зимовки.

6. Д.Ф.Кравченко, изучая подъемный материал, выявил «тропу» от дома в сторону судна. Направление этой тропы, по его мнению, должно указывать на местоположение судна.

Итоги обследования 2024 г.

29 июля 2024 года в рамках комплексной экспедиции Министерства обороны Российской Федерации совместно с Русским географическим обществом на Северном острове архипелага Новая Земля были проведены исследовательские работы по изучению и мониторингу историко-культурного наследия района мыса Спорый Наволок и Ледяной Гавани (места зимовья Баренца), а также предприняты поиски судна Баренца.

2025-4

Остатки зимовья располагаются на северо-восточной оконечности мыса Спорый Наволок, на террасе высотой около 4 м и примерно в 220 м от линии уреза воды. Севернее зимовья находится овраг, по которому, согласно гипотезе МАКЭ, перевозились грузы с судна Баренца, затертого льдами [8, c. 155].

2025-4

При обследовании прибрежной зоны были обнаружены два сильно окатанных фрагмента судового дерева с нагельными соединениями. Первый из них найден в прибойной зоне недалеко от зимовья (координаты: N76°15'32,1703» E68°19'04,0315»), второй, крупнее, — западнее в Ледяной Гавани (координаты: N76°16'01,8625» E68°16'18,4598»).

Оба фрагмента имеют сходную типологию и одинаковый диаметр нагелей, выполнены, вероятно, из дуба. Аналогичные находки уже фиксировались предыдущими экспедициями в районе мыса Спорый Наволок.2025-4

Интересно, что на основании находок, сделанных на Спором Наволоке, а также комплекса исторических источников в Голландии был реализован масштабный проект строительства реплики судна Виллема Баренца. Это судно было построено в 2019 г. в историческом портовом городке Харлингене, а первое плавание совершило только в 2023 г. Создан сайт проекта debarentsz.nl.

Обследование прибрежной водной акватории

Высадка в район мыса Спорый Наволок состоялась 29 июля 2024 г. в 13-00 двумя лодками, работы велись до 20-00. Судно встало на якорь примерно в 10,5 км от берега. Погода ясная, несильный ветер.

Используя благоприятные погодные условия (штиль и ясная погода), автором статьи была проведена аэрофотосъемка прибрежной акватории, прилегающей к мысу Спорый Наволок. Полученные снимки обеспечили высокую четкость изображения дна, позволив детально проанализировать его рельеф.

Анализ изображений выявил хорошо выраженную морфологию донной поверхности, представленную чередующимися грядами и ложбинами. Эти структуры ориентированы преимущественно по линии запад-восток, простираясь от мыса Спорый Наволок в акваторию Карского моря. Интерпретация данных позволяет предположить, что данные гряды и ложбины представляют собой обнажения вертикально дислоцированных коренных пород, образующих параллельные борозды и хребты. Данные структуры прослеживаются на снимках на расстояние до 500-700 м от береговой линии. На суше эти коренные формации перекрыты осадочным чехлом, достигающим мощности до 20 м.

2025-4Следует отметить, что гряды под водой четко читаются только как продолжение мыса Спорый Наволок и севернее него; там, где начинается Ледяная Гавань, борозд и дна с воздуха не видно.

Некоторые ложбины на дне характеризуются наличием грунта желто-песочного цвета, распространяющегося от берега в море на расстояние примерно до 500 м. Эти структуры являются продолжением ложбин на берегу, по которым в весеннее время выносится легкая фракция (песок, ил) и равномерно распределяется под водой по ложбине между грядами.

На северо-восточном углу мыса Спорый Наволок под водой наблюдаются два конуса выноса, которые формируются не непосредственно у самого берега, а на удалении около 150–200 метров от него. В ходе анализа причин формирования осадочных тел на таком расстоянии от берега было выдвинуто предположение, что в данной части мыса, где его скат ориентирован по линии северо-запад — юго-восток, в прибрежной зоне происходит длительное накопление льда. Этот ледовый покров препятствует осадконакоплению на дне. Ручьи, стекающие с берега, протекают по поверхности льда и, достигая его границы, сливаются непосредственно в море. В местах, где лед заканчивается, формируется конус выноса, обусловленный отложением наносов этими водотоками.

2025-4При съемке дна особое внимание было направлено на северо-восточную часть мыса – именно здесь по описаниям и гравюрам и село вместе со льдом на мель судно экспедиции В.Баренца. По гравюрам к книге Х. де Вейра судно также показано слева от дома.

Известно, что члены экспедиции Баренца после зимовки в июне 1597 г. надеялись, что судно оттает и выйдет на воду, но этого не происходило, оно прочно сидело на мели со льдом, видимо, на каком-то подводном препятствии. Опасаясь потерять время и остаться на вторую зимовку, было принято решение оставить судно и выбираться на двух лодках.

Большинство поисковых и археологических экспедиций, исследовавших район Ледяной Гавани, систематически обнаруживали в плавнике фрагменты судов нагельной конструкции. Эти находки концентрировались преимущественно в северо-восточной части мыса Спорый Наволок или вдоль берегов самой Ледяной Гавани. Наша текущая экспедиция также подтвердила эту закономерность: один фрагмент был найден в северо-восточной части мыса, другой – на побережье Ледяной Гавани.

В ходе аэрофотосъемки привлекло внимание четко выраженное подводное поднятие (корга), расположенное примерно в 350 метрах к северо-востоку от мыса. Вероятно, именно на этом возвышении могла быть заблокирована льдина с судном Баренца. При детальном анализе фото- и видеоматериалов, полученных в районе этой корги, в центральной части песчаного конуса выноса была зафиксирована структура, выбивающаяся из естественного геоморфологического ритма местности. Эта структура состоит из трех объектов белесоватого цвета, ориентированных по линии юго-запад — северо-восток, пересекающей общую ориентацию гряд. Объекты представляют собой три предположительно затопленные деревянные балки длиной 5–7 метров, расположенные параллельно друг другу с интервалом около 1,5 метра. Возможно, это элементы судового набора – флоры, шпангоуты, бимсы или другие частично занесенные фрагменты. Подобных аномальных структур не наблюдалось ни на одном другом участке исследованной акватории.2025-4

2025-4На основе проведенной съемки был построен ортофотоплан прибрежной зоны, что позволило точно определить географическое положение обнаруженной структуры. Согласно анализу космического снимка, предполагаемое местонахождение судна располагалось приблизительно в 750 метрах от места зимовки. При этом на космическом снимке участок с коргой отображен с заметными волновыми заплесками, что может указывать на мелководье. Ориентировочная глубина в месте обнаружения объектов составляет 2–3 метра.

Следует отметить, что исторические голландские гравюры достаточно точно указывают на расположение судна левее постройки зимовья, в районе скоса северо-восточного угла мыса Спорый Наволок, что согласуется с нашими наблюдениями.

Итоги обследования 2024 г.

7 августа 2025 г. в рамках экспедиции Русского географического общества и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля на ледоколе «Илья Муромец» были продолжены работы по обследованию прибрежной части мыса Спорый Наволок и Ледяной Гавани. Предполагалось уточнить характер визуально обнаруженных в 2024 г. аномалий. К сожалению, водолазные работы не предполагались и можно было провести обследование только дистанционными методами. Работы проводились при участии компании «Фертоинг», которая предоставила эхолот Lowrance HDS Pro 9 Active Imaging, а также камеру для подводной съемки Сalypso UVS-03 Plus. Музейно-выставочным центром технического и технологического освоения Арктики был предоставлен импульсный металлоискатель, представляющий собой буксируемую рамку из пластиковых труб 1,5х1,5 м с проводом-петлей, кабелем длиной 12 м и прибором, размещаемый в лодке. Данная аппаратура используется поисковиками для обнаружения крупных металлических объектов на глубинах до 2 м и представляет собой самодельный доработанный аппарат Clone PI-W. Надувная моторная лодка была предоставлена Национальным парком «Русская Арктика».

Работы проводились в течение четырех часов при слабом ветре, переменной облачности и температуре около +7 гр. Несмотря на практически штилевую погоду на море был достаточно сильный накат СВВ направления с высотой волны около полуметра. Прозрачность воды по сравнению с прошлым годом была на порядки хуже, вода имела белесый оттенок и при глубине в 1,5-2 м дно не просматривалось.

Пользуясь координатами, полученными в 2024 г., мы сразу вышли на интересуемый участок и поставили груз с буйком. Юго-восточнее, мористее буйка на расстоянии примерно 70 м, над коргой образовывались мощные заплески. В дальнейшем буек являлся главным ориентиром для поисков. Работы с эхолотом показали в районе буйка глубины около 2-2,5 м, и, к сожалению, но они не дали каких-то явно выраженных результатов. Были выявлены некоторые структуры, которые без погружения определить как антропогенные, невозможно. Работа с камерой также не дала однозначных результатов. Камера была прикреплена к тяжелой геодезической вехе и на глубинах до 3х метров позволяла производить поиск, но из-за очень низкой прозрачности воды обзор был крайне незначительный и так же, как и в случае с эхолотом, не было выявлено объектов, которые можно было бы однозначно интерпретировать как антропогенные.

2025-4Завершив работы с эхолотом, было принято решение провести поиск с помощью буксируемого металлоискателя. Для этого рамка из труб была наполнена водой и для ее утяжеления по бокам были подвязаны бутылки с песком. К рамке был привязан буек для определения ее местоположения. Рамка была опущена за борт с носа, она ровно легла на дно, и траление осуществлялось на самых малых ходах кормой вперед. Поиск в районе буйка (т.е. в районе тех структур, которые просматривались в 2024 г.) сигналов никаких не дал. Далее мы решили понемногу сдвигаться севернее и северо-восточнее. На расстоянии около 65 м на СВ от буйка был получен первый уверенный и достаточно мощный импульсный сигнал. При движении далее на С и СВ периодически прибор давал мощные сигналы. В момент появления сигнала ставилась точка GPS координаты. Всего было зафиксировано более 20 уверенных сигналов на площади 150х50 м, представлявшей собой удлиненный эллипс по направлению ССВ. В местах импульсов дно представляло собой склон с глубинами порядка 2,5–3 м. Одновременный осмотр дна с помощью видеокамеры никаких явно выраженных предметов не выявил – на дне различались камни, песок и листы ламинарии. Поскольку в этом месте должна быть активная подвижность льдов, если и были какие-то предметы, то они могли быть засыпаны и смешаны с камнями и песком.

Таким образом, основным итогом экспедиции 2025 г. стало обнаружение локальной зоны с мощными магнитными аномалиями практически в том же районе, что и визуально обнаруженные аномалии на дне в ходе экспедиции 2024 г.

Добавим, что в ходе береговой высадки в прибрежной зоне был обнаружен фрагмент судового дерева – сильно окатанный фрагмент шпангоута с отверстием под нагель. Аналогичные фрагменты были обнаружены в 2024 г. и в более ранних экспедициях.

Основные выводы

Благодаря благоприятным погодным условиям в 2024 г. была выполнена детальная площадная аэрофотосъемка прибрежной зоны в районе мыса Спорый Наволок. На полученных снимках отчетливо просматриваются коренные породы, представленные в виде гряд и ложбин, протянувшихся по линии запад-восток в море на расстояние около 700 метров.

Между некоторыми грядами сформировались конусы выноса, состоящие из песка и ила, который переносится поверхностными ручьями в период снеготаяния. В одном из таких конусов, расположенном в северо-восточной части мыса на удалении 350 метров от берега, были зафиксированы три структуры, напоминающие деревянные балки длиной от 5 до 7 метров. Они расположены параллельно друг другу с шагом приблизительно 1,5 метра. Немного севернее находится крупная мелководная корга.

В 2025 г. в ходе обследования данного участка с помощью буксируемого подводного металлоискателя было выявлено пятно 150х50 м, где зафиксировано не менее 20 точек с явно выраженными мощными сигналами.

На основании анализа полученных данных имеются основания полагать, что обнаруженные объекты могут представлять собой элементы судна Баренца, оставленного голландскими моряками после зимовки 1596–1597 годов. Обнаруженный участок находится примерно в 100 метрах к северу от области поиска, которую проводила экспедиция Д.Ф.Кравченко.

Предполагается, что льдина с выжатым судном села на эту коргу, и зимовщики не стали ожидать её оттаивания. После того, как судно было оставлено зимовщиками, вероятно, льдина со временем растаяла или была разрушена, возможно, во время шторма. Судно при этом опустилось днищем на коргу, получило пробоины и затонуло неподалеку. Учитывая небольшую глубину — от 0,5 до 3 метров, — маловероятно найти целиком сохранившийся корпус. Вероятно, судно с течением времени было сильно повреждено льдами и частично замыто. Тем не менее, в этом месте возможно пятно находок, состоящее из деревянных обломков, пушек, якорей и других элементов корабельной оснастки. Благодаря работам, проведенным Комплексной экспедицией РГО и Минобороны России в 2024 и 2025 гг., появилась реальная зацепка для обнаружения судна Баренца, что ставит на повестку необходимость организации целенаправленной поисковой подводно-археологической экспедиции с участием дайверов. На данный момент возможности дистанционного поиска практически исчерпаны. Требуется погружение для однозначной идентификации обнаруженных аномалий.

Данная экспедиция может быть дополнена поиском научно-исследовательского судна «Академик Шокальский», затопленного немецкой подводной лодкой в 1943 г. на траверзе мыса Спорый Наволок, и поиском немецкой подводной лодки, затопленной советской лодкой С-101 в 1943 г. немного севернее Ледяной Гавани.

В случае обнаружения судна Баренца экспедиции обеспечен крупный федеральный и международный резонанс. Если вместе с судном Баренца будут еще обнаружены судно «Академик Шокальский» и немецкая ПЛ, поисковая экспедиция станет одной из самых знаковых в истории подводно-исторических исследований.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Nova Zembla (1596-1597). The Barents Relics, Recovered in the Summer of 1876, by Charles L. W. Gardiner, Esq. and Presented to the Dutch Government. De Jonge, Jan K. J. Described And Explained By J. K. J. De Jonge. – London : Trubner, 1877.

[2] Бакиева, А. Каравелла Баренца найдена в последний день экспедиции // Сделано у нас : [сайт]. – URL: https://sdelanounas.ru/blogs/24203/ (дата обращения: 29.09.2025).

[3] Вейр, Х. де Арктические плавания Виллема Баренца, 1594-1597 гг. / Херрит де Вейр ; пер. со старогол. И.М.Михайловой под общ. ред. П.В.Боярского. – Москва : Рубежи XXI, 2011. – 278 с.

[4] Визе, В. Ю. Моря советской Арктики : Очерки по истории исследования / 3-е изд., перераб. и доп. – Москва ; Ленинград : Главсевморпути, 1948. –
416 с.

[5] Биллем Баренц на Новой Земле : Коллекция находок с места зимовья голландского мореплавателя Виллема Баренца (1596-1597 гг.). Новая Земля, Ледяная Гавань : Экспедиция П.В.Боярского 1992-1995 гг. /
Ред. Е.Дмитриева. – Москва : Б.и., 1996. – 32 с.

[6] Гавронский, Е. Лёд и дерево. Археологические исследования «BEHOUDEN HUYS» на Новой Земле в 1993 и 1995 гг. / Ержи Гавронский // Вейр, Х. де. Указ. соч. C. 215-242.

[7] Милорадович, Б. В. Посещение зимовки В.Баренца в Ледяной гавани
на Новой Земле // Арктика. – 1934. – № 2. – С. 187-190.

[8] Новая Земля : монография / ред.-сост.: П.В.Боярский, Ю.К.Бурлаков. – Москва : Paulsen, 2009. – 409 с.

[9] Новая Земля. Природа. История. Археология. Культура : Труды Морской Арктической Комплексной Экспедиции (МАКЭ) : Кн. 1: Природа / под ред. П.В.Боярского. – Москва : Ин-т Наследия, 1998. – 280 с.

[10] Отчет А.В.Степанова о проведении подводно-археологических разведки у Северо-восточного побережья о. Северный архипелага Новая Земля,
в районе мыса Спорый Наволок, Карское море (из личного архива А.В.Степанова).


Филин Павел Анатольевич,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва);
старший научный сотрудник Музея антропологии
и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург)
Email: pfilin@yandex.ru

© Филин П.А., текст, ил., 2025
Статья поступила в редакцию 10.09.2025.
Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Филин, П. А. Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 и 2025 гг. –
DOI 10.34685/HI.2025.30.92.009. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 4(43). – С. 51-59. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/793.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru