Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/4(43)


Содержание


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Васильев Г.Е.

Ценностная матрица отечественной культуры как основа формирования системы объектов культурного наследия


ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Ельчанинов А.И.

Памяти контр-адмирала
Виктора Ананьевича Дыгало,
участника Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года


Козлов В.Ф.

Член Московского археологического общества, москвовед М.И.Александровский (1865–1943) – биография и научное наследие (по материалам из фондов Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки)


Кузеванов В.С.

Образ Великой Победы в пространственно-символической структуре городов Западной Сибири


Пряхин Ю.В.

Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии
в 1855-1914 гг.


Романова Д.Я.

Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России


МОРСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Кузнецов Н.А.

Программа Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия «Память Российской Арктики»: концепция, реализация, перспективы


Филин П.А.

Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества
и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.


НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Хагба А.А.

Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект


ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Вадатурский Д.А.

Архитектура православных храмов Аляски


ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

Окороков А.В.

Историко-навигационный эксперимент: теория, методика, практика


Селезнев А.Г.,
Селезнева И.А.

Намогильные орнаментированные столбы тоболо-иртышских татар: интерпретация культурного наследия


Смирнова А.Г.

Проблемы изучения и сохранения отечественных древностей
в последней четверти XIX в.
в письмах членов Московского археологического общества
в фондах Государственного Исторического музея


МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Данг Тхи Ким Чи

Культурное сотрудничество Вьетнама и России в сфере музейного дела во Вьетнаме
(1991 – 2025 гг.)



Опубликован 26.11.2025 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2025.58.62.005

Хагба А.А.

Симфоническое творчество в Абхазии:
социокультурный аспект

Аннотация. Статья посвящена анализу социальных факторов, влияющих на симфоническое творчество (на примере Республики Абхазия). Научная новизна работы заключается в артикулировании социального аспекта появления и полноценного функционирования симфонического искусства и творчества в Абхазии. Акцентируется внимание на корреляции симфонического творчества с различными социальными и культурно-образовательными институтами республики. Особую роль играют профессиональное сообщество композиторов, сеть музыкальных учебных заведений, трехуровневая система музыкального образования (школа – колледж – вуз), профессиональные исполнительские кадры, организованная работа менеджеров от культуры, материальная база симфонического оркестра, а также подготовленная публика.

Ключевые слова: абхазская музыка, культура Абхазии, симфонизм, симфоническая музыка, культурные институции, национальная культура.


Академическая музыкальная культура занимает значительное место в области профессиональной культуры любой страны, народа и общества. Она является сложносоставным явлением, базирующимся на ряде культурных, социальных, экономических и иных факторах, анализ которых с позиций различных научных дисциплин представляется весьма состоятельным в плане изучения этого явления. Одной из наиболее значительных и масштабных сфер академической музыкальной культуры является симфоническая культура. Само явление симфонической музыкальной культуры сложно представить в отрыве от социальной, экономической и политической конъюнктуры, не говоря уже о культурологической составляющей, т.к. симфоническая музыка является существенным достижением мирового музыкального искусства. Потребность в появлении и развитии симфонического творчества говорят о высоком развитии культуры каждого конкретного общества.

Отдельного внимания требует изучение проблемы симфонического творчества малых народов, а также существования симфонического искусства в национальных республиках, т.к. социокультурные условия, определяющие эту потребность, имеют определенную специфику.

Целью данного исследования является рассмотрение социокультурных аспектов симфонического творчества в Абхазии. В качестве методов исследования используется культурологический подход в импликации к музыкальному искусству, контент-анализ литературных источников, а также метод интервью.

Симфоническое творчество абхазских композиторов представлено в работах многих абхазских авторов советского периода: А.Г. Ашхаруа [1], в монографических трудах, посвященных абхазским композиторам А.Ч. Чичба [2] и Р.Д. Гумба [3], некоторых работах музыковеда В.А. Хагба [5], а также неопубликованных материалах музыковеда Е.Б. Хербик.

Симфонизм и симфония
как основные элементы симфонического творчества

Прежде всего необходимо обосновать тезис, постулированный во введении, о том, что наличие симфонической культуры и симфонического творчества являются показателями высокого уровня развития культуры конкретного общества. Для подтверждения выдвинутого тезиса необходимо рассмотреть одни из основных составных элементов симфонического искусства – понятия «симфонизм» и «симфония». Оба термина происходят от одного греческого слова – simphonia, т.е. созвучие. Однако, понятия «симфония» и «симфонизм» не являются синонимами. «Симфонизм» – это такой вид музыкального композиторского мышления, который предполагает образно-звуковое воплощение наиболее общих и фундаментальных философских концепций, отображающих сущность человеческого бытия с различных его сторон. Важно отметить, что «симфонизм» зародился под влиянием принципов и законов диалектики, разработанных и выведенных выдающимся немецким философом Г.Ф. Гегелем. Законы диалектики, представляющие собой закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания, являются наиболее абстрактными и общими принципами развития любого процесса или явления.

В музыкальной сфере наиболее полное воплощение диалектических принципов и, как следствие, кристаллизация явления «симфонизма» происходит в творчестве выдающегося немецкого композитора Л. ван Бетховена. Несмотря на то что, по утверждению Л.В.Кириллиной, у нас отсутствуют исторические свидетельства о знакомстве Бетховена с трудами Гегеля, тем не менее «точки идейного соприкосновения Бетховена с Гегелем действительно существуют, несмотря на отсутствие контактов между ними…» [6, с. 109]. Но каким образом законы диалектики могут быть воплощены средствами невербального музыкального языка?

Здесь необходимо отметить, что музыка, являясь искусством временным, находится в постоянном движении и развитии, В музыкальном искусстве есть определенные формы, наиболее последовательно воплощающие идеи развития. Среди них прежде всего следует отметить сонатную форму, т.к. именно в ней с наибольшей полнотой проявляются все три закона диалектики.

Основной особенностью сонатной формы является наличие трех крупных разделов – экспозиции, разработки и репризы, а также наличие двух контрастных тем – главной и побочной, взаимодействие которых друг с другом порождает основу движения и развития сонатного allegro. Г.В. Рыбинцева отмечает: «Сонатные аллегро Бетховена в полной мере реализуют всю совокупность диалектических принципов» [7, с. 17]. Но можно ли ставить однозначный знак равенства между понятиями «сонатность» и «симфонизм»? Исчерпывает ли диалектика сонатности всю совокупность данного понятия? Однозначно можно сказать, что понятие «симфонизм» более сложное и комплексное, чем понятие «сонатность». Последнее отсылает нас к определенной музыкальной конструкции – сонатному аллегро, а понятие «симфонизм» предполагает, как минимум, форму более высокого порядка – симфонию, состоящую из 4 частей, только одной из которых является сонатное allegro, а как максимум – понятие, выходящее за пределы какого-либо музыкального жанра вообще и заключающее в себе принципы, применимые в весьма обширном классе явлений. Е.Р. Меньшикова характеризует «симфонизм» как «музыкальный метод сочинительства, основанный на многостороннем раскрытии глубокого и цельного замысла в движении, изменении, развитии, в конфликтном столкновении образов…» [8, с. 405] Ключевым здесь, на наш взгляд, является многосторонность и целостность, т.к. именно такой взгляд на какое-либо явление характеризует «симфонический» метод музыкального мышления.

Несмотря на то что понятие «симфонизм» шире, чем какой-либо отдельно взятый жанр, наиболее полно принцип симфонизма можно проследить именно в жанре симфонии и производных от него. Ч.Уметалиева-Баялиева отмечает в этой связи: «В большой мере его [понятие «симфонизм»] относят к жанру симфонии, традиционной функцией которой остаётся философское постижение действительности во всей её сложности, а также к крупным оркестровым произведениям (симфоническая поэма, симфоническая картина, симфоническая увертюра и т.д.) как форме воплощения обобщённых художественных замыслов» [9, с. 65].

Неслучайно симфония как жанр проходила свое становление практически одновременно с зарождением идей немецкой классической философии (прежде всего Гегеля) с ее стремлением к постижению всей многоаспектности форм бытия и познания. Как отмечает О.А. Олифиренко, развитие метода симфонизма «отразило процесс освоения музыкальным искусством и самой диалектики бытия, и диалектических принципов мышления» [10, с. 32], что было невозможным без формулирования в творчестве Гегеля данных принципов.

Из вышесказанного становится ясно, что явление симфонизма, воплощенное в жанре симфонии, возникает на высоком уровне развития европейской музыкальной культуры. Однако не меньшее значение имеет не только эстетическая значимость данного явления, но и значительная сложность в непосредственно музыкальном воплощении всех вышеперечисленных принципов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что умение создать симфонию требует от автора владения значительным уровнем композиторской техники, т.к. симфония является сложнейшим музыкальным жанром. Следовательно, сам факт наличия в культурном наследии общества симфонических произведений является признаком высокого уровня развития культуры данного общества.

Социальные аспекты
музыкального искусства

Нельзя забывать, что музыкальное искусство не является «вещью в себе» и не несет непосредственной художественной ценности до тех пор, пока музыкальное произведение не будет исполнено и, что немаловажно, воспринято публикой, т.к. «музыкальное искусство, являющееся временным по своей природе, не может существовать вне процесса музыкального исполнения» [11, с. 70]. При этом важно иметь в виду, что само исполнение музыкального произведения является сложным процессом коммуникации между композитором и исполнителем, с одной стороны, и исполнителем и публикой – с другой. Важно заметить, что для осуществления самого акта музыкальной коммуникации необходимо совпадения ряда факторов:

1) наличие самого музыкального произведения, которое будет исполняться;

2) наличие коллектива, обладающего достаточным мастерством, способного исполнить данное произведение;

3) наличие слушателя, обладающего способностью восприятия музыкального произведения;

4) совпадение в пространстве и времени, а также наличие общих художественных интересов между композитором, исполнителем и слушателем.

Даже такое схематическое представление процесса исполнения музыкального произведения как акта музыкальной коммуникации выявляет определенную проблематичность в его реализации. Касаемо симфонического произведения проблематичность возрастает в разы по следующим причинам: 1) наличие симфонического произведения уже является достаточной проблемой в связи с технической сложностью его создании; 2) исполнение симфонического произведения требует скоординированных усилий целого коллектива музыкантов-исполнителей и, как следствие, наличие у этого коллектива соответствующей материально-технической базы для совместных репетиций и выступлений; 3) симфонический жанр является весьма сложным по своему содержанию, а значит, требует серьезного уровня подготовленности публики для его восприятия. Таким образом, для существования в государстве симфонического искусства требуется обязательное наличие таких институтов, как симфонический оркестр, филармония или иная, схожая площадка для выступлений, музыкально-учебные заведения, которые будут создавать кадровый резерв для оркестра, и, конечно, действующая организация по типу Союза композиторов, обеспечивающая государственный заказ на новые симфонические произведения, их исполнение, тиражирование, популяризацию и сохранение.

Полноценное функционирование данных институтов невозможно без всесторонней общественной и государственной поддержки. В то же время общественная поддержка не может быть сформирована в отрыве от общественной потребности. Следовательно, симфоническая музыка должна содержать в себе и постулировать ценности, находящие отклик у общества. Но как можно судить о содержании в музыке тех или иных ценностей, если она не является вербальным искусством? Как вообще можно судить об общественной ценности музыкального содержания, которое не является вербализируемым? Ответ на этот вопрос является достаточно дискуссионным, однако трудно не согласиться с А.И.Щербаковой, которая утверждает, что «музыка являет собой феномен, обладающий способностью формировать новую метареальность, в которой жизненная сила, познание и самопознание образуют особое пространство бытия» [12, с. 13]. Таким образом, музыкальное искусство в целом и симфоническая музыка в частности ориентированы на всеобщие, высшие ценности, универсальные для каждого отдельного общества.

Особо актуальной представляется проблема бытия симфонической музыкальной культуры в относительно небольших национальных государствах, где вопросы сохранения именно национальной культуры зачастую находятся на переднем крае общественного внимания. В условиях угрозы утраты собственной национальной культурной идентичности в общественном сознании может произойти смена приоритетов по отношению к общечеловеческим, объективным ценностям в пользу актуализации именно национальных культурных черт. При этом совершенно необязательно, что между музыкально-академическими и национально-музыкальными ценностями возникнет ситуация конфликтного выбора. Скорее между ними возникнет ситуация, отмеченная В.С. Матюшенко: «Культурное национальное самосознание способствует идентификации инокультурных вкраплений в свою культуру и анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своего этнокультурного сообщества» [13, с. 18]. Т.е. всеобщие достижения культуры будут «синтезироваться» с национальными культурными ценностями настолько, насколько это обогатит национальную культуру.

Важно подчеркнуть, что помимо содержательных экзистенциальных ценностей, о которых речь шла выше, не меньший интерес для общества представляют ценности чисто эстетические. В приложении к музыкальному искусству очевидно, что для любого национального общества определенную ценность будут представлять сочинения, написанные в опоре на особенности национального мелоса. Таким образом, даже сложная по своему содержанию симфоническая музыка, опирающаяся на национальный мелос, являющийся важным составляющим национальной культуры, найдет отклик у публики и актуализирует потребность в собственном исполнении и, как следствие, в наличии вышеперечисленных социальных институтов. Кроме того, их наличие является важной частью функционирования национального государства: «Поскольку государственность немыслима без утверждения собственной, тщательно оберегаемой социокультурной идентичности, постольку государство в своих действиях неизменно и активно эту идентичность распространяет» [14, с. 191].

Cоциальные аспекты
симфонического творчества в Абхазии

Осознавая отсутствие необходимости приводить известные исторические факты, касающиеся возникновения профессионального академического музыкального искусства в Абхазии, и, соответственно, необходимых для его функционирования социальных институтов, о чем достаточно подробно изложено в упомянутых во введении трудах, тем не менее, считаем перспективным рассмотрение данных событий сквозь призму социально-политических факторов, определяющих музыкальную культуру Абхазии в конкретные исторические периоды.

Как известно, основоположником профессионального академического музыкального образования в Абхазии является этнический венгр К.В. Ковач создавший первые симфонические произведения, основанные на абхазском мелосе [4, с. 18]. Каковы были социальные предпосылки для этого? Что побудило композитора-венгра вести серьезную работу по собиранию абхазского фольклора и созданию музыкальных произведений на его основе, вести сложнейшую работу по организации в республике «с нуля» музыкального колледжа, а затем, симфонического оркестра? Для ответа на этот вопрос обратимся к историческим примерам некоторых национальных республик, входивших в состав СССР. Так, анализ литературы показал, что 1920-30 гг. в национальных республиках велась политика по интенсивному внедрению и развитию профессиональной академической музыкальной культуры. Так происходило, например, в республиках Адыгея [15], Дагестан [16], Бурятия [17], Чувашия [18], Казахстан [19], Узбекистан [20] и других, что говорит о целенаправленной политике центральных властей СССР по развитию национальных музыкальных культур. Абхазия оказалась в русле проводимой политики, что и позволило создать все вышеприведенные социальные институты.

Безусловно, сказанное нисколько не умаляет роли К.В. Ковача в развитии академической музыки в Абхазии, однако необходимо учесть, что без соответствующей поддержки со стороны властей, как центральных, так и республиканских, дело выдающегося деятеля абхазской культуры не могло быть завершено. В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что как только политика «центра» по отношению к Абхазии изменилась с началом сталинских репрессий, К.В. Ковачу, несмотря на все его заслуги, пришлось покинуть страну.

«Второе рождение» симфонического оркестра и выдвижение нового поколения композиторов, создающих симфонические сочинения, как известно, произошло в 1950-е годы [4, с. 19]. Опять же, нельзя не учесть, что эти события были связанны со смягчением национальной политики по отношению к Абхазии в связи с началом «оттепели».

Первое сочинение в жанре симфонии, полностью соответствующее этому названию, появляется только в 1976 году в творчестве композитора П.Д. Петрова. Симфония №1 «Апсны» была написана им именно в том году по возвращении в Абхазию, а не в 1975-м по окончании консерватории, как принято считать, что следует из неопубликованных материалов музыковеда Е.Б. Хербик и подтверждено в интервью с композитором [21]. Кроме того, дальнейшее исследование показало неясность статуса симфоний А.Ч. Чичба, о которых идет речь в нашей ранней статье [4]. Автору стало точно известно, что, по крайней мере, какие-то из них существовали, в связи с тем, что он видел фрагменты нотного материала партий в 2014 году во время обучения в музыкальном училище. Однако жанровая принадлежность их вызывает вопросы. Композитор П.Д. Петров [21] и дирижер Н.В. Чанба [22] выражают сомнения относительно этих «симфоний». Скрипачка с большим стажем работы в симфоническом оркестре Абхазии О.Г. Хагба [23] утверждает, что эти произведения не исполнялись в советское время, по крайней мере, на регулярной основе, в отличие от Симфонии №1 «Апсны» П.Д.Петрова. В настоящий момент местонахождение рукописей симфоний А.Ч.Чичба неизвестно автору и требует отдельного исследования. Но здесь интересно другое: даже если предположить, что симфонии, написанные композитором А.Ч.Чичба, не соответствуют статусу жанра симфонии, тем не менее, сам факт, что композитор называет свое сочинение именно так, говорит об осознаваемой им потребности создания этого жанра для своего творческого портфеля и в копилку наследия народа. Композитор осознавал определенный социальный запрос на «высокий» жанр, а также на возможность реализации этого запроса.

Из интервью с П.Д.Петровым [21] становится ясно, что композитор ощущал глубокую внутреннюю потребность создания абхазской симфонии. Однако наличие жанра симфонии в культурном наследии определенного общества является только одним из факторов наличия симфонической культуры. Дело в том, что в 1976 г. в Абхазии совпали все необходимые условия для появления симфонии: 1) профессиональный композитор, блестяще владеющий композиторской техникой и, что немаловажно, глубоко чувствующий особенности абхазского мелоса; 2) симфонический оркестр, способный исполнить произведения симфонических жанров; 3) музыкальное училище, в котором воспитывались музыканты-инструменталисты, подготовленные для участия в симфоническом музицировании; 4) общество, готовое к восприятию сложной симфонической музыки, т.к. на момент создания первой абхазской симфонии оркестр регулярно давал концерты в течение 19 лет (с 1957 года) [4]; 5) регулярно проводимые фестивали академической музыки, как, например, «Ночные серенады», проводимый Лианой Исакадзе в Пицунде [24].

Текущий статус симфонического творчества в Абхазии находится в противоречивом состоянии: с одной стороны, композитор П.Д. Петров не прекращает свою творческую активность и на данный момент является автором 17 симфоний (часть из них – в жанре камерной симфонии). Однако ситуация осложняется тем, что ресурсы Государственного камерного оркестра Абхазии не позволяют исполнять крупные симфонические произведения. Музыкальное училище не способно восполнить кадровый дефицит музыкантов, необходимых для пополнения оркестра. Симфонии П.Д. Петрова, главного композитора-симфониста Абхазии, не исполнялись публично, начиная с Камерной симфонии №1 (1991 г.) (исключая только Камерную симфонию №6 (2018 г.), премьера которой состоялась под управлением автора статьи в Сухуме 18 апреля 2024 г.).

С другой стороны, в независимой Абхазии регулярно проводятся крупные международные фестивали оперного, камерно-инструментального и хорового искусства, такие как «Хибла Герзмава приглашает…», который проводится с 2001 года [25], Международный музыкальный конкурс Алисы Гицба, основанный в 2022 году [26], Международный фестиваль «OperaViva» под художественным руководством народного артиста Абхазии Давида Терзяна [27], а также Пицундский фестиваль, который проводится с 2023 года под художественным руководством абхазского дирижера Бараса Куджба [28]. К участию в них приглашаются музыканты из Абхазии, России и других стран, регулярно приглашаются крупные музыкальные коллективы, такие как Симфонический оркестр Мариинского театра, Государственная капелла Москвы им. Вадима Судакова, Воронежский академический симфонический оркестр и другие коллективы. В рамках конкурса Алисы Гицба, а также фестиваля «OperaViva» регулярно выступает Государственный камерный оркестр Абхазии. Но, к сожалению, в рамках вышеперечисленных фестивалей собственно симфоническая музыка представлена весьма ограниченно, т.к. не занимает существенное место в программе. Тем не менее, данные фестивали выполняют определенные социально-политические функции, такие как налаживание международных культурных связей, популяризация музыкального искусства в стране, а также в определенной степени приобщают публику к звучанию симфонического оркестра (хотя бы в звучании оперного аккомпанемента), к звучанию отдельных его инструментов в рамках эстетики камерной музыки, что, безусловно, благотворно влияет на общий уровень культуры абхазского общества. Автор выражает надежду, что в будущем будет организован и фестиваль симфонической музыки, сходный по масштабам с вышеперечисленными.

Выводы

Влияние симфонического творчества на республику Абхазия обусловлено историческим наследием: музыка всегда занимала важное место в культуре этого региона. Осознание высокого статуса симфонического творчества проявляется его включенностью во все важные государственные мероприятия праздничного и торжественного характера. Симфоническое творчество привлекает внимание как местных жителей, так и многочисленных гостей республики. В регионе действуют несколько залов для проведения симфонических концертов. Симфоническое творчество взаимодействует с другими формами искусства, такими как театр и литература, создавая уникальные музыкальные произведения, посвященные истории и культуре Абхазии. В Абхазии проводятся музыкальные фестивали и конкурсы с участием симфонической музыки, что также способствует распространению симфонического искусства. Образовательные программы направлены на развитие музыкального образования в Абхазии и на поддержку талантливых молодых исполнителей и композиторов. Симфоническое творчество способствует укреплению культурного престижа Республики Абхазия и ее идентификации на мировой музыкальной сцене.

Не претендуя на исчерпывающую полноту, считаем, что главным фактором, влияющим на текущее незавидное положение симфонического искусства в Абхазии, является фактор социальной потребности. Отсутствие в обществе потребности слушать абхазскую симфоническую музыку, которая не реализуется через работу соответствующих государственных институтов, включая образовательную сферу [29], приводит к ситуации, когда симфонии пишутся «в стол». Симфоническое творчество в Абхазии ограничено финансовыми ресурсами и сложностями в международном сотрудничестве из-за политической изоляции. Показательным индикатором текущего кризиса может послужить тот факт, что в стране отсутствует возможность даже исполнить государственный гимн в его симфоническом варианте, без приглашения дополнительных музыкантов «извне».

Кроме того, вызывает опасение тот факт, что насколько известно автору, кроме П.Д. Петрова в Абхазии на сегодняшний нет композиторов, работающих в жанре симфонии. Вывести симфоническое искусство в республике из кризиса возможно, на наш взгляд, только волевыми политическими усилиями, существенной экономической стимуляцией культуры в целом, реформированию образовательной политики, а также в повышении общественной осознанности роли симфонического творчества в национальной культуре Абхазии. Перспективы развития симфонического творчества в Абхазии связаны с дальнейшим расширением музыкальной инфраструктуры, поддержкой талантливых молодых музыкантов и продвижением авторского творчества на мировую арену.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ашхаруа, А. Г. Музыка и жизнь : О развитии абхазского профессионального музыкального искусства. – Сухум : Дом печати, 2002. – 246 с.

[2] Хашба, М. М. Через тернии к звездам : К 75-летию А.Ч.Чичба. – Сухум, 2001. – 33 с.

[3] Гумба, А. Р. Абхазская песня Раждена Гумба. – Сухум, 2016. – 317 с.

[4] Хагба, А. А. Симфоническое наследие Абхазии: история формирования и перспективы сохранения // Наследие веков. – 2023. – № 2(34). – С. 15-30. – DOI 10.36343/SB.2023.34.2.001.

Следует отметить, что сведения в данной статье (стр. 21) о первом симфоническом произведении требуют дополнительного исследования.

[5] Хагба, В. А. Симфонический оркестр - важнейшая грань музыкальной культуры современной Абхазии // Ab ovo: Студенческий научный журнал АГУ. – 2013. – Т. 1. – № 14. – С. 168-171.

[6] Кириллина, Л. В. Бетховен между Кантом и Гегелем // Творческое наследие Гегеля: философия, теология, право, экономика : Сб. материалов Межрег. конф. Санкт-Петербург, 19–21 нояб. 2020 г. / Отв. ред. Д.В.Масленников. – Санкт-Петербург: Рус. христ. гуманит. акад., 2020. –
С. 97-112.

[7] Рыбинцева, Г. В. Симфонизм, диалектика, историзм // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2018. – № 2(31). – С. 16-21.

[8] Меньшикова, Е. Р. Музыкальная скрижаль искусства: симфонизм как художественный метод 20-х годов XX века // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – Т. 190. –
С. 404-415.

[9] Уметалиева-Баялиева, Ч. Некоторые аспекты теории симфонизма
по Б.В.Асафьеву // Диалог искусств и арт-парадигм : статьи, очерки, материалы. Т. 29: по материалам VIII Междунар. науч. форума «Диалог искусств и арт-парадигм». 16 нояб. 2021 г. – Саратов, 2022. – С. 65-72.

[10] Олифиренко, О. А. Симфонизм как метод музыкального мышления // Панарама мастацтва ў дыяпазоне сучасных даследаванняў : зб. Навук. Артык. – Мінск : Белар. дзяр. ун-т культуры, 2004. – С. 30-32.

[11] Хагба, А. А. Интерпретация музыкального текста с позиций семиотики и герменевтики // Гуманитарный акцент. – 2023. – № 4. – С. 58-78.

[12] Щербакова, А. И. Феномен музыкального искусства: культурологический аспект // Вестник МГИМ им. А.Г.Шнитке. – 2020. – № 2(10). – С. 7-16.

[13] Матющенко, В. С. Культурный национализм как позитивная форма национализма // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность : Материалы V Междунар. науч.-прак. конф. Брянск, 20–21 апр. 2018 г. – Брянск, 2018. – С. 15-18.

[14] Мельниченко, В. И. Государственность как фактор формирования социокультурного пространства // Там же. С. 187-192.

[15] Бахтина, З. В. У истоков формирования адыгской композиторской школы // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика : Сб. ст. по материалам V Междунар. науч. конф. Астрахань, 9–10 нояб. 2017 г. – Астрахань :Триада, 2017. – С. 307-311.

[16] Абдулаева, М. Ш. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве диалога культур // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 5(31). – С. 159-164.

[17] Русинова, О. А. Творческая деятельность российских композиторов
в Бурятии: общее и особенное // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 10. – С. 35-40.

[18] Владимирова, С. В. Обзор творчества чувашских композиторов на примере А.Васильева // Символ науки: международный научный журнал. – 2015. – № 7-2. – С. 159-163.

[19] Джуванышева, Н. Н. История фортепианной школы Казахстана // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 54. – С. 139-147. – DOI 10.31773/2078-1768-2021-54-139-147.

[20] Махаров, Н. Т. Становление узбекской национальной композиторской школы // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 35(117). – С. 48-51.

[21] Личный архив автора. Интервью с Петровым Петром Дмитриевичем 31.12.2024.

[22] Личный архив автора. Интервью с Чанба Нодаром Викторовичем 08.10.2024.

[23] Личный архив автора. Интервью с Хагба Ольгой Георгиевной 31.12.2024.

[24] Фестиваль «Ночные серенады» стартует в Грузии гала-концертом в Боржоми // Sputnik: Грузия : [сайт]. – URL: https://sputnik-georgia.ru/20230821/festival-nochnye-serenady-startuet-v-gruzii-gala-kontsertom-v-borzhomi-281536819.html (дата обращения: 07.01.2025).

[25] XXIII Музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава…» : [сайт]. –
URL: https://hiblafest.ru/page39181209.html (дата обращения: 07.01.2025).

[26] Международная музыкальная лаборатория Алисы Гицба : [сайт]. –
URL: https://gitsba-competition.com/ (дата обращения: 07.01.2025).

[27] III Международный оперный фестиваль «Opera viva» пройдет в Абхазии // Sputnik : Абхазия : [сайт]. – URL: https://sputnik-abkhazia.ru/20241002/iii-mezhdunarodnyy-opernyy-festival-opera-viva-proydet-v-abkhazii---1052460503.html (дата обращения: 07.01.2025).

[28] PitsundaFestival: [сайт]. – URL: https://pitsundafestival.com/ (дата обращения: 07.01.2025).

[29] Хагба, А. А. Творчество абхазских композиторов в школьных образовательных программах // Культурные традиции и художественное образование :сб. науч. трудов. Вып. 3. – Майкоп ; Махачкала : АЛЕФ, 2024. – 206 с. – DOI: 10.33580/9785002126545.


Хагба Адам Анатольевич,
соискатель, Институт искусств
Адыгейского государственного университета;
военный дирижер, Министерство обороны
Республики Абхазия (Сухум, Республика Абхазия)
Email: adamhagba@gmail.com

© Хагба А.А., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 10.09.2025.
Публикуется в авторской редакции.
Открыть PDF-файл

Ссылка на статью:

Хагба, А. А. Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект. – DOI 10.34685/HI.2025.58.62.005. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 4(43). – С. 60-67. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/794.html.

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru