2025/4(43)
Содержание
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ценностная матрица отечественной культуры как основа формирования системы объектов культурного наследия
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Памяти контр-адмирала
Виктора Ананьевича Дыгало,
участника Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года
Член Московского археологического общества, москвовед М.И.Александровский (1865–1943) – биография и научное наследие (по материалам из фондов Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки)
Образ Великой Победы в пространственно-символической структуре городов Западной Сибири
Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии
в 1855-1914 гг.
Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России
МОРСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Программа Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия «Память Российской Арктики»: концепция, реализация, перспективы
Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества
и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Архитектура православных храмов Аляски
ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ
Историко-навигационный эксперимент: теория, методика, практика
Намогильные орнаментированные столбы тоболо-иртышских татар: интерпретация культурного наследия
Проблемы изучения и сохранения отечественных древностей
в последней четверти XIX в.
в письмах членов Московского археологического общества
в фондах Государственного Исторического музея
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
Культурное сотрудничество Вьетнама и России в сфере музейного дела во Вьетнаме
(1991 – 2025 гг.)
Опубликован 26.11.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2025.99.41.003
Романова Д.Я.
Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России
Аннотация. В статье делается акцент на значимости рассмотрения фамильного служения в качестве вклада в историко-культурное наследие России. Подчёркивается роль личности в сохранении и актуализации памяти о предках. Автор обращается к многогранной мемориальной деятельности князя Вадима Олеговича Лопухина, посвятившего значительную часть своей жизни восстановлению исторической справедливости по отношению к ряду выдающихся представителей своего рода.
Ключевые слова: род, семья, историко-культурное наследие России, князь В.О.Лопухин, мемориальная деятельность, фамильное служение.
В настоящее время, в условиях современной геополитической обстановки повышенное внимание во всех субъектах Российской Федерации следует уделять актуализации семейного и родового наследия. В этой связи особое значение имеет формирование и развитие семейной мемориальной культуры, осознанного отношения к сохранению и актуализации межпоколенческих традиций.
В своем труде «Среда обитания как среда памяти: к истории отечественной мемориальной культуры» А.В.Святославский отмечает: «Коммеморация понимается нами как сознательный социальный акт передачи нравственно, эстетически, мировоззренчески или технологически значимой информации (или актуализации её) путем увековечения определенных лиц и событий, то есть введения образов прошлого в пласт современной культуры. Представляется, что область коммеморации в совокупности содержательного (кто, когда, кому и чему с какой целью ставил памятники, давал памятные наименования, вводил памятные даты и т.д.) и формального (какими средствами пользовались при этом) аспектов является одним из наиболее адекватных показателей мировоззренческих особенностей той или иной культуры – как культуры индивида, так и групповой культуры, выделяемой на основе социальных, гендерных, возрастных, этнических, национальных, конфессиональных и др. признаков» [1].
В данном контексте особый интерес представляет обращение к мемориальной деятельности конкретной личности, носителя родовых и семейных ценностей в историко-культурное наследие России. Это и формирование семейного архива, введение документов в научный оборот, дарение семейных реликвий в музеи, увековечение выдающихся представителей рода в мемориальных таблицах и памятных знаках.
Значительную роль в сохранении культурной памяти о предках играют эпистолярное наследие и мемуары, включающие как ценностное содержание повседневной жизни, так и участие в масштабных исторических событиях, устная история, семейные ритуалы. Особенно важен системный подход к выявлению семейного наследия в музеях, архивах и библиотеках. Без актуализации духовного содержания принципов и традиций, невозможна полноценная мемориализация семейного и родового наследия, в котором сохранившиеся объекты выступают не только свидетельством пребывания личности в эпохе, но, прежде всего, напоминанием о разноплановом служении.

Деятельная родовая память, независимо от сословной принадлежности предков, обладает мощным гражданско-патриотическим потенциалом. В качестве примера мы можем привести род Лопухиных. В содружестве с его представителями мы проводим научно-просветительские мероприятия, обобщаем на конференциях и публикуем материалы, связанные с их семейным и родовым наследием, организуем краеведческие чтения (в 2025 году прошли уже III Лопухинские чтения) [2–5]. При таком подходе ярко прослеживается многогранность государственной и общественной деятельности, раскрываются нравственно-этические принципы служения, отличительные качества которого формировались на протяжении десятков поколений и свидетельствуют о преемственности многовекового активного участия в просветительской, благотворительной, военной и других сферах жизни страны.

В этой связи особый интерес представляет феномен фамильного служения, в котором не только сконцентрирован опыт многих поколений, но и отображен личный вклад конкретного представителя рода, являющегося осознанным хранителем наследия своих предков. Речь идёт о князе Вадиме Олеговиче Лопухине, в 2025 году отметившем 70-летие. Он стал объединяющей фигурой на пути восстановления внутриродовых связей, утраченных после революции 1917 года.
В книге воспоминаний «Не потому, что сердцу больно… Современные записки русского аристократа» В.О.Лопухин отмечает: «Необходимость наличия духовной связи с предыдущими поколениями стала для меня очевидной уже в подростковом возрасте, когда под влиянием взрослых, в первую очередь деда, сформировался интерес к истории и общественным наукам... Наблюдая за почтительным отношением родных к памяти своих предков, трогательным вниманием к предметам, связывающим их жизнь с нашей, слушая рассказы о часто сложной и непредсказуемой судьбе, я постепенно усвоил необходимость присутствия в моем существовании неких невещественных механизмов влияния на многие аспекты бытия. Так медленно, год за годом, в душе развивалась потребность узнать больше и глубже историю своей семьи и рода» [6].
Преемственность в фамильном служении отображается, в частности, в мемориальной деятельности князя Вадима Олеговича Лопухина. Вот несколько примеров: установление памятной плиты на Храме Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря – родовой усыпальнице Лопухиных, поклонного креста близ него и мраморных плит в его притворе с именами всех представителей рода, погребенных в храме и монастыре. В 2017 году – в дни 200-летия кончины первого Тульского губернатора тайного советника Андрея Ивановича Лопухина его стараниями была восстановлена и освящена чугунная мемориальная плита на месте погребения прародителя в храме Преображения Господня Успенского женского монастыря в Туле, благодетелем которого он был.

А в 2024 г. к 1000-летнему юбилею рода в память об этой знаменательной дате попечением кн. Вадима Олеговича и трудами калужских благодетелей на родине Царицы Евдокии Лопухиной в Свято-Успенской обители села Серебряно рядом с древним городом Мещовском Калужской области была возведена часовня во имя Её небесной покровительницы.
При его деятельном участии к указанному событию вышли издания «Лопухины в истории Отечества» Б.П.Краевского [7] и «Лопухины: краткое историческое родословие к 1000-летию рода» [8].
Исходя из изложенного, можно выделить ключевые принципы и аспекты фамильного служения кн. В.О.Лопухина:
– осознание ответственности и преемственности перед предшественниками и потомками;
– принятие на себя фамильных обязательств по систематизации генеалогии рода в постреволюционном периоде;
- стремление принести пользу государству и обществу;
- сохранение вербальной памяти о роде, посредством обширной лекционной деятельности;
- восстановление исторической справедливости по отношению к сородичам, незаслуженно забытым или безвинно пострадавшим, увековечивание их памяти;
- соработничество с институтами и музеями как всероссийского уровня (Институтом Наследия, Музеем имени Андрея Рублёва в Москве и др.), так и с провинциальными учреждениями культуры;
- приобщение детей и внуков к мемориальной деятельности. Так, дочь кн. В.О.Лопухина княжна Мария Вадимовна, работая врачом, активно занимается общественной и благотворительной деятельностью, включающей и фамильное служение;
– помощь в создании и развитии библиотек и музеев, вклад в сохранение памяти о представителях рода в современном музейном и библиотечном пространстве;
- осуществление своей профессиональной и общественной деятельности в качестве примера для формирования мировоззрения будущих поколений.
Несмотря на солидный возраст, кн. В.О.Лопухин, следуя примеру предков, и сейчас продолжает своё служение Российскому Императорскому Дому и Российскому Дворянскому Собранию. Он руководит Управлением межрегиональных и международных связей Канцелярии Главы Российского Императорского дома Е.И.В. Великой Княгини Марии Владимировны и возглавляет приёмную комиссию Российского Дворянского Собрания, одним из создателей и руководителей которого являлся.
На избранных нами примерах становится очевидно, что фамильное служение кн. Вадима Олеговича Лопухина – это вклад конкретной личности в историко-культурное наследие не только семьи и рода, но России в целом, значимой формой коего является мемориальная деятельность, способствующая актуализации многопоколенного созидания. Её осуществление является важным механизмом наследования культуры, где особая роль принадлежит нематериальному наследию, в виде традиционных семейных ценностей, включающих в себя фиксацию и передачу потомкам событий и лучших примеров прошлого.
Культура в лице её персонифицированных носителей находит яркое воплощение в фамильном служении, направленном не только на выявление и популяризацию знаний о выдающихся личностях своего времени, но и на приобщение молодого поколения к деятельной памяти об исторической России.
Обращение к феномену фамильного служения позволяет сделать вывод о значимости формирования в современных семьях преемственности в общественно полезной деятельности и выработки стратегии сохранения семейного и родового наследия как неотъемлемой части многонациональной культуры нашего Отечества.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Святославский, А. В. Среда обитания как среда памяти: к истории отечественной мемориальной культуры : автореф. дис. ... д-ра культурол. – Москва, 2011. – С. 4.
[2] Завершились Первые Лопухинские чтения «Историко-культурное наследие Калужского края» // Институт Наследия : офиц. сайт. – URL: https://heritage-institute.ru/?tribe_events=zavershilis-pervye-lopuhinskie-chteniya-istoriko-kulturnoe-nasledie-kaluzhskogo-kraya-2 (дата обращения: 12.11.2025).
[3] В Рязани и Ряжске состоялись Вторые Лопухинские чтения «Историко-культурное наследие Рязанского края» // Институт Наследия : офиц. сайт. – URL: https://heritage-institute.ru/?tribe_events=v-ryazani-i-ryazhske-sostoyalis-vtorye-lopuhinskie-chteniya-istoriko-kulturnoe-nasledie-ryazanskogo-kraya (дата обращения: 12.11.2025).
[4] В Тульском кремле и Алексинском музее прошли III Лопухинские чтения // Институт Наследия : офиц. сайт. – URL: https://heritage-institute.ru/?tribe_events=v-tulskom-kremle-i-aleksinskom-muzee-proshli-iii-lopuhinskie-chteniya (дата обращения: 12.11.2025).
[5] Живое наследие памяти: историко-культурное наследие рода Лопухиных : сборник научных статей по итогам научных конференций / науч. ред. и сост. Д.Я.Романова. – Москва : Ин-т Наследия, 2024. – 340 с.
[6] Лопухин, В. О., кн. «Не потому, что сердцу больно…» Современные записки русского аристократа / Родословие подгот. Д.Д.Лотаревой. – М.: Старая Басманная, 2025. – С. 806-807.
[7] Краевский, Б. П. Лопухины в истории Отечества. – Москва : Центрполиграф, 2001. – 861 с.
[8] Лопухины: краткое историческое родословие к 1000-летию рода /
ред. кн. В.О.Лопухин. – Москва : Старая Басманная, 2021 – 500 с.
Романова Дарья Яковлевна,
кандидат культурологии,
руководитель Центра семейного и родового наследия
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: dariam1864@mail.ru
© Романова Д.Я., текст, ил., 2025
Статья поступила в редакцию 20.10.2025.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Романова, Д. Я. Фамильное служение как вклад в историко-культурное наследие России – DOI 10.34685/HI.2025.99.41.003. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2025. – № 4(43). – С. 43-46. –
URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/791.html.
Новости
-
13.05.2025
Вышло в свет второе издание «Словаря основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия В.В.Аристархов и сотрудник Института А.В.Рауд.
-
07.05.2025
Министерство культуры Российской Федерации объявляет о старте Двенадцатого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры. К участию приглашаются учёные, студенты и аспиранты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в возрасте до 35 лет. Координатором конкурса выступает Институт Наследия.
-
07.05.2025
25 апреля 2025 г. Центр краеведения, москвоведения и крымоведения Института Наследия совместно с Московским краеведческим обществом провели очередное – 219-е заседание ежемесячных «Краеведческих встреч на Берсеневке».

