Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

Филатова Н.В.

Выделение атрибутов выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в г. Сергиев Посад»

Аннотация. Автор анализирует ретроспективную формулировку выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в г. Сергиев Посад» и на ее основе выделяет атрибуты выдающейся универсальной ценности, которые представляют собой ключевые характеристики объекта и послужили основанием для его включения в Список всемирного наследия.

Ключевые слова: всемирное культурное наследие, ЮНЕСКО, выдающаяся универсальная ценность, памятники истории и культуры, архитектура, международная охрана культурного наследия.

Открыть PDF-файл

Сохранение и охрана памятников истории и культуры играет важную роль в современном мире, поскольку материальное наследие является носителем исторической памяти, культурного кода наций и народов. Значимость наследия широко признается на международном уровне через систему всемирного наследия ЮНЕСКО. Базовым понятием этой системы является выдающаяся универсальная ценность объекта всемирного наследия.

В соответствии с Руководством по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия выдающаяся универсальная ценность (ВУЦ) означает культурную и/природную значимость, которая является столь исключительной, что выходит за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для настоящих и будущих поколений всего человечества. Поэтому постоянная защита этого наследия является делом первостепенной важности для всего международного сообщества в целом.

Комитет определяет критерии для включения таких объектов в Список всемирного наследия. Государства-участники Конвенции призваны представлять номинации объектов культурного и природного наследия, имеющих ВУЦ, для включения их в Список всемирного наследия.

При включении объекта в Список всемирного наследия Комитет всемирного наследия принимает Формулировку ВУЦ, которая состоит из ключевой информации, необходимой для эффективной охраны и управления объектом в будущем [4].

Основные разделы Формулировки ВУЦ:

Краткий синтез представляет собой краткое описание, которое содержит информацию о местонахождении, размере и типе объекта, а также о причинах его включения в Список всемирного наследия.

Обоснование критериев, по которым объект включается в Список всемирного наследия. Всего существует десять критериев (критерии i-vi –применяемые в отношении объектов культурного наследия, vii-x –в отношении объектов природного наследия). Объект может быть включен в Список по нескольким критериям.

Целостность – мера единства и неповрежденности объекта природного или культурного наследия и его атрибутов.

Подлинность (для объектов, включенных в Список согласно критериям i-vi) – способность отличительных признаков и характеристик объекта адекватно и достоверно выражать ВУЦ.

Требования к охране и управлению – этот раздел устанавливает, какие должны быть введены требования по сохранению и управлению, чтобы обеспечивать поддержание ВУЦ объекта с течением времени.

У многих объектов, включенных в Список всемирного наследия до 2006 года, отсутствует Формулировка ВУЦ, утвержденная Комитетом всемирного наследия, а в ряде случаев отсутствует и согласованное обоснование критериев. Но это не означает, что объекты, не имеющие Формулировки ВУЦ, не представляют выдающейся универсальной̆ ценности; это означает, что обоснование ВУЦ таких объектов, принятое Комитетом при включении в Список, не было сформулировано по определенной форме.

Ретроспективная Формулировка ВУЦ – это Формулировка ВУЦ, подготовленная в рамках проекта ретроспективной инвентаризации для объектов, внесенных в Список всемирного наследия до введения требования о необходимости подготовки Формулировки ВУЦ при номинации

В соответствии с решением 31COM 11 D.1 Комитета всемирного наследия о представлении и принятии Формулировок ВУЦ объектов, включенных в Список всемирного наследия с 1978 по 2006 года, ретроспективная формулировка ВУЦ объекта «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад» была принята в 2015 году на 39-ой сессии Комитета всемирного наследия в городе Бонн, Германия [6].

Необходимо отметить, что при процедуре утверждения ретроспективной формулировки ВУЦ объекта «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад» произошла техническая ошибка: в частности, в кратком синтезе формулировке упоминается, что объект является серийным. Данную ошибку необходимо исправить при прохождении третьего цикла периодической отчетности (См. далее Раздел 10 – Обеспечение координации с Центром всемирного наследия).

Краткий синтез

Троице-Сергиева Лавра является всемирно известным духовным центром Русской Православной Церкви и популярным местом паломничества и туризма. Расположенный в городе Сергиев Посад, примерно в 70 км к северо-востоку от Москвы, это самый важный действующий русский монастырь и резиденция Патриарха. Этот религиозно-военный комплекс представляет собой воплощение роста российской архитектуры и содержит некоторые лучшие примеры этой архитектуры. Объект оказал глубокое влияние на развитие архитектуры в России и в Восточной Европе.

Объект включает здания за пределами основного монастырского комплекса.

Троице-Сергиева Лавра – «жемчужина» русской церковной архитектуры – была основана в первой половине XIV в. (1337 г.) преподобным Сергием Радонежским, великим игуменом земли русской, одним из самых почитаемых православных святых. Преподобный Сергий Радонежский завоевал большое уважение в качестве духовного наставника Великого Московского князя Дмитрия Донского, получившего от него благословение на Куликовскую битву в 1380 году. Начавшись с малой деревянной церкви на холме Маковец, обитель в течение нескольких столетий разрасталась и укреплялась.

За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. Формирование ансамбля происходило с ориентацией на главный храм обители – Троицкий собор (1422 г.), в котором находятся мощи преподобного Сергия Радонежского.

В 1476 году псковские мастера построили кирпичную колокольню к востоку от собора, посвященную Сошествию Святого Духа на Апостолов. Церковь сочетает в себе уникальные черты древнерусского и псковского зодчества. Примечательной особенностью этой церкви является колокольня под куполом, не имеющая внутренней связи между колокольней и самим собором.

К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. Храм выполнен с уникальным сочетанием особенностей, характерных для раннемосковской и псковской архитектуры. Яркой отличительной чертой этой церкви является наличие колокольни под ее куполом при отсутствии внутреннего сообщения между самой звонницей и храмом.

Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора, на месте западной паперти, в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова.

Главная святыня монастырского ансамбля – Троицкий собор – хранит память об одной из тревожных эпох в Отечественной истории – Смутном времени. Несмотря на 16-месячную осаду польско-литовскими интервентами обитель не была захвачена.

В XVI веке монастырь обносится крепостными стенами, высота которых достигала 6 метров, а толщина – 3,5 метров. Именно такие стены выдержали 16-месячную польско-литовскую осаду. Впоследствии они были укреплены и увеличены.

После завершения Смуты XVII века в монастыре разворачивается масштабное строительство. Именно тогда в северо-западной части обители, были построены Больничные палаты с шатровой церковью в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637 гг.). Таких храмов до нашего времени сохранилось немного, поэтому наличие шатровой церкви с уникальными изразцами на кровле существенно обогащает архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры.

В конце XVII столетия в обители создается целый комплекс сооружений, выполненных в стиле «русского (Нарышкинского) барокко».

После пожара 1746 года, при котором большая часть деревянных строений монастыря была разрушена, началась крупная реконструкция монастыря, в ходе которой внешний облик зданий изменился в сторону монументального стиля. В то время была построена одна из самых высоких (88 метров высоты) колоколен России.

В конце XVIII века стихийно сложившаяся планировка подмосковных сел и слобод вокруг монастыря была заменена правильной разбивкой кварталов и улиц, а границы города Сергиев Посад окружены традиционным валом и рвом. В непосредственной близости от монастыря были возведены строения, принадлежавшие обители: Конный двор, гостиницы, Странноприимный дом, Больница-богадельня, доходные дома, Торговые ряды. Главные дороги, ведущие к монастырю, были выпрямлены и отмечены устройством въездных площадей, а организация всей застройки подчинена главной доминанте – ансамблю Троице-Сергиевой Лавры.

Приходские церкви, находящиеся на территории Сергиева Посада, сначала деревянные, а затем каменные, образовали своеобразное кольцо глав, перекликающихся с куполами Лавры. Меньшие по высоте и находящиеся от нее в некотором отдалении они еще более подчеркивали ее доминирующее положение.

Таким образом, архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры включает в себя не только здания и сооружения в черте монастырской стены, но и комплекс построек в непосредственной близости от монастыря, а также представляет собой ключевой элемент градостроительной среды Сергиева Посада.

Критерии включения в Список всемирного наследия

Критерий (ii): Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры представляет собой яркий пример сочетания традиционной русской архитектуры и архитектуры Западной Европы, образуя устойчивую традицию Восточной Европы, распространившуюся на обширной ее территории и оказавшей сильное влияние на развитие архитектуры в этом регионе.

Критерий (iv): Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – выдающийся и удивительно завершенный образец действующего православного монастырского комплекса с оборонительной функцией, которая характеризует период его становления и расширения с XV по XVIII вв.

Констатация целостности объекта

Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры включает в себя все элементы, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности. В частности, сохранены исторические границы территории, а также архитектура исторических объектов. Сохранению ансамбля способствовало размещение в нем с начала XX в. государственного музея-заповедника.

Целостность ансамбля обеспечивается утвержденными границами его буферной зоны, а также юридически обоснованными и зарегистрированными границами земельного участка под зданиями и архитектурными сооружениями ансамбля.

Среди факторов, негативно воздействующих на объект, необходимо отметить возможность перспективного строительства в буферной зоне памятника, которое может оказать негативное влияние на его исторический облик; и увеличение числа туристических и паломнических групп.

Констатация подлинности объекта

Сложная история монастыря с момента его образования по причине войн, пожаров, а также царской поддержки и финансирования, явилась причиной больших перестроек ансамбля. Ни одно отдельное здание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры не сохранилось в первоначальном виде. Однако важность монастыря как символа духовной русской культуры способствовала тому, что ансамбль неоднократно реставрировался с тщательным соблюдением всех необходимых требований к сохранению памятников. Соответственно, ансамбль представляет собой подлинный памятник, развивающийся на протяжении веков с сохранением общей идеи и назначения.

Реставрационные работы 1920-х годов, можно охарактеризовать как работы, нацеленную на достижение определенного «единства стиля» путем возврата зданий в их первоначальный вид XVIII века и более ранних времен. Данный подход имеет некоторые отличия от современных методов сохранения культурного наследия. Однако, данную ситуацию следует рассматривать в историческом контексте тех изменений и дополнений, сделанных в XIX веке, а также в культурном контексте комплексных усилий по укреплению символического значения объекта для русского народа.

Более поздние реставрационные работы, проводимые в 1960-х годах архитектором В.И. Балдиным, в целом, соответствовали Венецианскому подходу, открывающему и восстанавливающему скрытые и глубинные элементы (в частности, подлинные сводчатые формы) там, где они усиливают согласованность архитектурного стиля зданий, и сохраняют последние дополнения, имеющие важность как таковые. Постоянные работы по консервации и реставрации в настоящее время, а также мониторинг со стороны специализированных организаций, обеспечивают сохранение подлинности ансамбля.

Требования к охране и управлению

Ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры относится к объектам культурного наследия федерального значения и его государственная охрана и управление осуществляется на основании Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти – Департаментом контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации, в ведении которого находятся все методические и контрольные функции, связанные с сохранением, использованием и режимами содержания объектов культурного наследия и их территории. Статус объекта культурного наследия федерального значения позволяет обеспечить высокий уровень юридической защиты.

На региональном уровне сохранение и управление объектом осуществляется Правительством Московской области и Министерством культуры Московской области. Муниципальный орган управления представлен Администрацией города Сергиев Посад. Указанные органы власти в сотрудничестве с Русской Православной Церковью и всеми заинтересованными сторонами осуществляют деятельность по сохранению и развитию Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в соответствии со всеми нормативными документами.

Учитывая изложенное, для обеспечения целостности ансамбля, расположенного в городе, необходимо управление им в широком городском контексте посредством учёта взаимодействия физических форм, пространственной организации и связей, социально-культурной ценности и других особенностей территории.

______________________________________________________

АТРИБУТЫ ВЫДАЮЩЕЙСЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ОБЪЕКТА

Атрибуты ВУЦ – это характеристики объекта всемирного культурного наследия, которые выражают его ВУЦ. Атрибуты могут быть материальными и нематериальными. Атрибут – понятие более широкое, чем индивидуальные элементы объекта, оно включает в себя характеристики, которые передают ценности объекта, выделенные в формулировке его ВУЦ.

В зависимости от типа объекта и его культурного контекста, атрибуты могут быть следующего вида:

• форма и замысел

• материалы и вещества

• использование и функции

• традиции, методы и системы управления

• местоположение и окружение

• язык и другие формы нематериального наследия

• духовное и физическое восприятие

• другие внутренние и внешние факторы

Выделение атрибутов ВУЦ чрезвычайно важно для построения системы охраны объекта и управления им, создания системы мониторинга состояния его сохранности, а также для проведения оценки влияния на ВУЦ новых строительных проектов и проектов реставрации.
_____________________________________________________________

Формулировка выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия в обобщающем виде фиксирует ключевые особенности объекта, послужившие основанием для его внесения в Список всемирного наследия. Однако для эффективного мониторинга сохранности ВУЦ и выполнения оценки воздействия на ВУЦ реставрационных или строительных проектов в соответствии со статьей 172 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия необходимо выделение отдельных атрибутов ВУЦ – характерных признаков, отражающих специфику объекта и подлежащих сохранению и мониторингу.

В российское законодательство понятия «формулировка выдающейся универсальной ценности» и её «атрибуты» напрямую не введены. В качестве примерного российского аналога этим терминам можно рассматривать «предмет охраны».

В соответствии с п.6 статьи 18 Федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 предмет охраны объекта культурного наследия – это описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

В 2018 году по поручению Минкультуры России был разработан Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Троице-Сергиевской лавры, 1540-1550 гг.».

В указанный проект включены следующие охраняемые характеристики:

- палеорельеф горы Маковец, на вершине которой расположен ансамбль;

- дорожно-тропиночная сеть XV-начала XX вв. горы Маковец, пространство площади между ансамблем и Красными торговыми рядами;

- историческая система водообеспечения монастыря, в том числе родник в Надкладезной часовне, Пятницкий колодец, каскадные Банный и Келарский пруды у подножья ансамбля, устроенные на речках Вондюга и Кончура, омывающих с трёх сторон монастырский холм, Белый пруд;

- местоположение и градостроительные характеристики архитектурного ансамбля, являющегося градостроительной доминантой города Сергиев Посад, его роль в композиционно-планировочной структуре городской деревянной и каменной застройки, в видовых городских и ландшафтных панорамах;

- объёмно-пространственная композиция ансамбля, в том числе габариты, высотные и силуэтные характеристики зданий и сооружений, их масштабные соотношения;

- пространственно-планировочная структура ансамбля, в том числе местоположение зданий, очертания и величина площадей, соотношение застроенных и незастроенных пространств, озеленённых и не озеленённых территорий, традиционное деление на обособленные дворы, в том числе монастырские дворы, расположенные под стенами лавры;

- элементы благоустройства XIX – начала ХХ вв., в том числе ограда с воротами и калитками Духовной академии;

- культурный слой ансамбля XIV-XIX вв.;

- захоронения и надгробия монастырского кладбища XIV – середины XX вв., их местоположение, материал и оформление надгробий.

Указанный проект предмета охраны несомненно послужил важным источником информации для выделения атрибутов ВУЦ, однако, основной точкой отсчёта в работе безусловно явилась формулировка выдающейся универсальной ценности, которая распространяется не только на сам ансамбль Лавры, но и на ряд памятников за пределами крепостных стен. Важный акцент также сделан на градостроительной ценности объекта всемирного наследия и его нематериальном значении.

В отличие от атрибутов ВУЦ, предмет охраны связан исключительно с материальными характеристиками объекта.

Все атрибуты сформированы в соответствии с тремя категориями ценности: архитектурной, градостроительной и нематериальной.

Каждый атрибут включает в себя компоненты, а каждый компонент, в свою очередь, элементы/признаки.

Всего в представленной ниже таблице выделено 3 атрибута, 15 компонентов и 36 элементов.

Архитектурная ценность выражена в характеристике Ларвы как разновременного комплексного архитектурного ансамбля, представленного следующими тематическими группами памятников: памятники псковской и раннемосковской архитектуры; памятники XVI – первой половины XVII вв.; памятники «Нарышкинского барокко»;памятники второй половины XVIII – XIX века (елизаветинское барокко, классицизм, эклектика); монастырские укрепления; малые архитектурные формы;историческая система водообеспечения монастыря;объёмно-пространственная композиция архитектурного ансамбля Лавры;пространственно-планировочная структура ансамбля; культурный слой ансамбля XIV – XIX вв.;архитектурные объекты за пределами монастырских стен, включенные в состав объекта всемирного наследия.

Градостроительную ценность Лавра представляет как градостроительная доминанта города Сергиев Посад. Особую значимость представляют местоположение и роль монастырского ансамбля в композиционно-планировочной структуре города и окружающий исторический ландшафт.

Нематериальную ценность Лавры составляет её традиционная роль европейского исторического и духовного центра, бережно хранимая братией, музейными работниками и Московской Духовной академией.

Представленная сводная таблица по атрибутам ВУЦ (Приложение, файл .pdf), учитывая отсутствие соответствующих прямых формулировок в российском законодательстве может быть использована:

- при подготовке проекта предмета охраны исторического поселения город Сергиев Посад;

- при подготовке документов стратегического планирования на уровне городской администрации;

- при подготовке оценок воздействия на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия новых проектов по строительству и реконструкции на территории буферной зоны объекта и в пределах более широкого городского контекста.

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27 сентября 2013 года N771/43

«Об утверждении Перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Московской области» город Сергиев Посад является историческим поселением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 предмет охраны исторического поселения включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты – здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки – соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Для разработки указанного предмета охраны могут использоваться, среди прочего, приведенные ниже атрибуты ВУЦ, разработанные на основе ретроспективной формулировки выдающейся универсальной ценности объекта «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад», которая была принята в 2015 году.

Что касается оценки воздействия, в соответствии с Руководством ИКОМОС по осуществлению оценок воздействия на наследие в отношении объектов всемирного культурного наследия:

«4-5 Изучение полной значимости выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия (и других ценностей наследия) является основной частью процесса оценки воздействия на наследие. Оценка общей значимости влияния эффекта (общего воздействия) является функцией ценности наследия и масштаба изменений и последствий воздействия.

4-6 При описании объектов всемирного наследия важно начать с описания характерных признаков выдающейся универсальной ценности. Это «исходные данные», относительно которых можно осуществить сопоставление воздействия. Упомянутые данные включают в себя как материальные, так и нематериальные аспекты. Документальное подтверждение состояния каждого ключевого характерного признака выдающейся универсальной ценности также может быть полезным».

Таким образом, выделение атрибутов является одним из ключевых этапов в работе над оценками воздействия, соответственно, наличие уже выявленных и согласованных атрибутов будет способствовать оптимизации процедуры оценки воздействия.

Приложение

© Филатова Н.В., 2019.

Статья поступила в редакцию 15.08.2019.

Филатова Надежда Владимировна,
руководитель Отдела всемирного наследия и международного сотрудничества,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: nv_filatova@inbox.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/3(18)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/299.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru