Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

Окороков А.В.

«Колумбы российские»

В 2022 году в Институте Наследия отметили три юбилея: 90 лет с момента создания Российского института культурологии (РИК), 30-летие Института Наследия, который с 2014 году стал приемником РИК, а также 10-летие Южного филиала РИК в Краснодаре. Но есть и еще одна памятная дата уходящего года – 35-летие начала первой государственной научно-исследовательской программы по проведению навигационного историко-географического эксперимента в рамках Морской арктической комплексной экспедиции Института и Петрозаводского клуба «Полярный Одиссей».

Напомним, что Арктическая комплексная историческая экспедиция (АКИЭ) [1] Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РФ и АН СССР (НИИ культуры, позже – Российский институт культурологии, РИК) приступила к исследованиям в Арктике в 1986 году.

Первыми полевыми работами нового подразделения стали экспедиционные исследования 1987 года на островах Колгуев и Сенгейский, а затем – острове Вайгач.

После возвращения в Москву и анализа первого года работы стало ясно, что успешное исследование уникального исторического наследия Арктики возможно лишь при условии максимального вживания в события прошлого для его понимания и реконструкции и даже для поиска объектов культурного наследия. Но для такого вживания нужен был комплексный подход, объединяющий изучение объектов в природной среде их бытования. Это стало базисной точкой многолетнего сотрудничества между МАКЭ и «Полярным Одиссеем» по проведению историко-географического эксперимента на копиях древних судов [2].

Морской клуб «Полярный Одиссей» был создан в городе Петрозаводске в 1979 году по инициативе В.Л.Дмитриева, а спустя три года – в 1981 году родилась идея построить копию самого распространенного на севере в XV–ХVII веках поморского судна типа коч и пройти на нем за несколько навигаций по Северному морскому пути.

Задача воссоздания коча оказалась более сложной, чем предполагалось. В первую очередь потому, что чертежей этого судна просто не существовало, а внешний вид коча на старых рисунках и гравюрах существенно отличался друг от друга. Все, что удалось найти в литературе и архивных источниках, также не позволяло сделать окончательный вывод о конструкции судна и обводах его корпуса. В результате в течение шести лет пришлось по крупицам собирать и изучать сохранившуюся издревле до наших дней технологию постройки лодок и карбасов в Поморье. Опрашивать старых мастеров, сохранивших ремесло и традиции изготовления карбасов, в молодости строивших шняки, елы и другие типы судов.

5 июня 1987 года стал днем рождения первенца исторического судостроения в СССР, получившего имя «Помор». «Новорожденный», весивший 7 тонн, был поставлен краном на деревянные катки (круглые бревна малого диаметра) и волоком при помощи лебедки подтянут к берегу. Мощный кран медленно опустил его на воду, где коч был довооружен мачтами, загружен балластом и обустроен внутри. Всего на строительство судна было потрачено 4,5 тысячи человеко-часов и 4,5 месяца работы. Таким образом, в течение восьми месяцев были воссозданы чертежи коча и на судостроительном заводе «Авангард» силами членов клуба осуществлена его постройка. Впервые в Советском Союзе практически был решен вопрос реконструкции поморского судна XVI–XVII веков, тип которого сыграл главенствующую роль в освоении и заселении Заполярья России.

«Помор» и «Грумант»

С этого момента коч «Помор» стал участвовать в экспериментальных исследованиях по поморскому мореплаванию, проводимых МАКЭ.

В 1988–1993 годах на коче «Помор» было совершено несколько экспедиций, моделирующих плавания русских землепроходцев.

1989 г.

В 1989 году на коче «Помор» и судне сопровождения – лодье «Грумант» была проведена высокоширотная экспедиция в Арктике к «батюшке Груманту» (архипелаг Шпицберген). В 1990 году коч и лодья «Грумант» совершили поход по «Скандинавскому кольцу» (Петрозаводск — Мурманск — Тромсе — Берген — Копенгаген — Стокгольм — Хельсинки — Ленинград — Петрозаводск). В 1991 году «Помор» был доставлен по Северному морскому пути к мысу Шмидта в Чукотском море и начал беспримерное плавание в арктических морях по программе «Колумбы российские». 

в музее

В октябре «Помор», пройдя по Берингову морю, достиг поселка Скэммон-Бэй на Аляске, где стал на зимовку. В 1992-1993 годах он продолжил поход вдоль берегов бывшей «Русской Америки». Экспедиция посетила поселок Унал

ашку на Алеутских островах. Затем коч пришел в Сиэтл (США), Ванкувер (Канада), где стал на зимовку по приглашению местного Морского музея. В 1995 году через Владивосток — Тикси — Мурманск — Архангельск «Помор» вернулся в Петрозаводск [3].

В настоящее время первенец отечественного арктического исторического флота коч «Помор» поставлен «на вечный прикол» в морском музее «Полярный Одиссей», который был торжественно открыт 9 сентября 2000 года.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Позже экспедиция была переименована в Морскую арктическую комплексную экспедицию (МАКЭ), и с 1992 года она начала работать в составе вновь созданного Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). Одним из основателей, начальником и научным руководителем МАКЭ был П.В.Боярский, долгие годы являвшийся заместителем директора по научной работе Института Наследия.

[2] См. подробнее: Боярский П.В. Историко-географический эксперимент в Арктических исследованиях МАКЭ // Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России : в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. А.В.Окорокова. — М. : Ин-т Наследия, 2021. – С. 6-45.

[3] См.: Дмитриев В.Л. Опыт морского клуба «Полярный Одиссей» по строительству реплик старинных судов и экспериментальных плаваний на них // Там же. С. 46-65.


Окороков Александр Васильевич
доктор исторических наук,
заместитель директора по научной работе
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
действительный член Русского географического общества
Email: info@heritage-institute.ru

© Окороков А.В., 2022.
© Окороков А.В., фото, 2022.

Статья поступила в редакцию 28.12.2022.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/4(31)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/559.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru