2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
УДК-9(М):355.75 + 355(09)
Мозговой С.А.
Военное и морское наследие России в Бельгии
Аннотация. В статье перечисляются основные объекты военного и морского наследия России в Бельгии и даётся их краткая характеристика. В частности, автор рассказывает о памятниках основателю Российского регулярного флота - Российскому императору Петру Первому в Бельгии, о таких значимых экспонатах морских музеев как советская дизельная подводная лодка 641 проекта и проблемах её содержания, а также о знаменитой русской женщине Марии Шафровой-Марутаевой, проявившей мужество и героизм в борьбе с германским фашизмом на территории Бельгии.
Ключевые слова: Военно-историческое наследия, Морские наследие, Пётр Первый, Морской музей в Зеебрюгге, подводная лодка, Русская военная эмиграция, Белое движение, Вторая мировая война, Движение Сопротивления, Мария Шафрова-Марутаева
Королевство Бельгия – морская страна и имеет давние связи с Россией. Там можно найти объекты военного и морского наследия России. Отметим, что первый бельгийский король Леопольд Саксен-Кобургский жил в России в 1801-1814 годах и свой военный опыт получил на русской службе.
Морское наследие России здесь в основном связано с именем императора Петра Великого, памятники которому можно встретить в королевском парке в Брюсселе, морском порту Антверпене и курортном местечке Спа. Также имеется ряд знаковых экспонатов в Морском музее в Зеебрюгге.
Самый первый памятник Петру Примусу Русорумскому находится в курортном городе Спа. Царь посетил Спа с целью укрепить свое здоровье. После своего лечения Петр Великий пожелал увековечить память о своем пребывании в Спа. В 1718 году в СПА в павильоне Петра Великого был установлен монумент в его честь - памятник работы одного амстердамского скульптора, на котором начертана на латинском языке следующая надпись, сочиненная одним из приближенных царя: «Божией Милостию Петр I, царь всероссийский, благочестивый, благополучно царствующий, непобедимый, устроитель военнаго порядка и первый основатель наук и искусств среди своих подданных, создавший своим гением сильный военный флот, безгранично увеличивший свои войска и через войны даровавший безопасность областям, как наследованным от предков, так и приобретенным военными успехами, ознакомившись с нравами различных европейских народов, посетив Францию, Намюр и Люттих, прибыл к этим водам в Спа, как к источнику спасения; после успешнаго лечения этими целебными водами, главным образом, водами Жеронстерскаго источника, он вновь получил свои прежния силы и здоровье; июля 22 дня 1717 года, отправился в Голландию и, возвратившись в свою империю, повелел воздвигнуть здесь этот памятник в знак своей вечной признательности, в 1718 году».
Таким образом, Петр I своим высочайшим визитом поднял популярность и туристическую привлекательность курорту Спа.
Второй памятник Петру находится в Брюсселе представляет собой бюст императора Российской Империи. Он находится в историческом месте – в Королевском парке напротив Королевского дворца, который по преданию посещал Петр. Памятник находится в темном овраге. Здесь есть табличка с надписью, где говорится, что Петр Первый в 1717 году 16 апреля в три часа дня был возле этого фонтана, был пьян и (имел отрыжку вина в фонтан) [1].
Вот эта запись: «Petrus Alexiowitz Czar Moscovitae, magnus dux, margini hujus fontis insidens, illius aquam nobilitavit libato vino hora post meridiem tertia die XVI aprilis anno 1717».
Правда среди бельгийцев, включая придворную знать, получила распространение другая история. Согласно ней, будучи в апреле 1717 года на балу в Королевском дворце, русский царь увлекся одной фрейлин и увел её на прогулку… в овраг… Поэтому когда выбирали место для памятника русскому императору вспомнили эту историю.
Третий и самый большой (трехметровый) памятник Петру I находится в Антверпене. Он выполнен из бронзы (размеры 255х300х300) и был сделан спустя 280 лет пребывания Петра в Антверпене к юбилею Великого посольства и в 1998 г. подарен Россией Бельгии. Скульптор Георгий Вартанович Франгулян.
Памятник установлен в городе на небольшой площади на том месте, где Петр Великий вступил на землю Антверпена, недалеко от Кроненбюргских ворот, рядом с несохранившимся аббатством Св. Михаила, в котором он жил.
Памятник Петру I в Антверпене максимально приближен к проходящим рядом людям. Величественная фигура Петра I стоит на необычном подиуме - на краю бронзового диска, уподобленном печати. Задняя часть диска приподнята четырьмя ангелами. На поднятой стороне диска надпись по-фламандски «Петр Великий» и два медальона с гербами России и города Антверпен. Статуя рассчитана на близкий контакт и круговой обзор.
В 1717 году Петр I во главе русского посольства посетил Фландрию и с 11 по 13 апреля побывал в Антверпене. Во время этого короткого пребывания он постарался наладить торговые отношения между державами - Россией и Южными Нидерландами (тогда государства Бельгия не существовало), посетил Антверпенскую библиотеку, где работал с документами.
В Морском музее в Зеебрюгге имеются экспонаты, рассказывающие о Военно-Морском Флоте России и СССР. Это картины и плакаты с изображением кораблей советского флота, корабельное оружие, книги, документы (приказы, наставления и др.), форма одежды, военно-морская фурнитура, нагрудные знаки членов экипажей кораблей и флотских соединений и прочее. Но главным объектом советского военно-морского наследия здесь является дизельная подводная лодка Б-143 проекта 641 (согласно классификации кораблей в справочнике «Джейн» (Janes) лодки этого проекта называют «Foxtrot») [2]. На ПЛ постоянно демонстрируется фильмы о морских походах и сражениях, сопровождаемые звуками взрывов глубинных бомб, скрежета минрепов и т.п.
Экспозиция на ней оформлена с нарушением исторической объективности, грубо искажены морские традиции советского флота и морская культура. К примеру, манекены одеты непонятно в какую форму одежды, которая не соответствует форме одежды советского и российского флота.
Во время посещения музея и ПЛ в мае 2009 года меня оскорбила явно антисоветская и русофобская экспозиция в духе «холодной войны». В посту СПС подводной лодки был помещен манекен, изображающий советского матроса – шифровальщика с бутылкой русской водки и хвостом селедки, преданно смотрящий на политический плакат «Воениздата» с изображением В.И.Ленина. Это явно не соответствует действительности и оскорбило меня как моряка-подводника.
Подобная экспозиция – наглядное свидетельство продолжения «холодной войны» музейными средствами. И влиять на менеджеров подобных музеев крайне тяжело, ведь Россия не является собственником нашего морского наследия, находящегося за границей. Тем не менее, мною незамедлительно были приняты меры по устранению этого безобразия, состоялся принципиальный разговор с руководством музея о том, что они нарушают все принципы, нормы и этику музейного дела и дезинформируют посетителей с помощью недобросовестных идеологических подделок времен «холодной войны» недопустим и может быть предметом жалоб в ЮНЕСКО, привлечения внимания международного музейного и культурного сообщества и международного скандала, несколько отрезвил музейного менеджера, в результате чего «водочную экспозицию» убрали. В реализации своего критического замечания я убедился, совершив контрольные поездки и проверку Морского музея в Зеебрюгге в 2010 и последующие годы. следующем году, во время «инспекционной» поездки, пьющего маникена-матроса уже не было.
Однако, содержание музея ПЛ остается, на мой взгляд, не удовлетворительным. Главная проблема: плохое содержание корабля и низкая морская культура сотрудников музея. Кругом ржавчина, грязь, а на переборках красуются советские агитационные политические плакаты, приклеенные прямо к переборкам, чего никогда не было ни на одном военном корабле советского и российского Военно-Морского Флота. Вся наглядная агитация и корабельные таблицы и инструкции обязательно должны размещаться на стендах, которые в свою очередь должны крепиться к переборкам. Ни в какое сравнение не идет с тем как содержатся корабли в морских музеях России, например в Музее мирового океана и др. [3].
К этому следует добавить, что ряд предметов экспозиции морского музея Зеебрюгге не аутентичны, не соответствуют реальным морским предметам, атрибутам и пр., например советский военно-морской флаг, представленный в музее представляет собой не бело-голубое полотнище со звездой и серпом и молотом, а красно-чёрное полотнище. Экспонируемая морская форма одежды также не соответствует флотской форме одежды советского и российского флота. Подобные подмены и фальсификации не делают чести работникам музея, свидетельствует о профессиональной недобросовестности, ведь советский военно-морской и российский Андреевский флаги реют над всеми морями и океанами и известны всему миру. Это обстоятельство также ставит задачу развития сотрудничества между морскими музеями России и морскими музеями других стран.
Российское военное наследие представлено здесь также материалами, связанными с Первой мировой войной, русской эмиграцией после революции 1917 года и гражданской войны, а также с судьбой советских военнопленных.
Во время Первой мировой войны Российская империя оказывала Бельгии дипломатическую, моральную и военную (поставки оружия и сырья) поддержку.
Исследователь Александр Наумов указывает, что в Бельгию бежало около десяти тысяч русских изгнанников, а сама страна стала одним из центров русской военной эмиграции белого движения.
Именно в Бельгии в разные периоды жили лидеры русской, в первую очередь военной, эмиграции. Так, в 1920–1922 годах в Брюсселе нашел временный приют бывший главнокомандующий Добровольческой армии, а затем Вооруженных сил Юга России генерал А.И.Деникин.
Здесь он заканчивает и публикует на русском языке первый том своего фундаментального труда «Очерки русской смуты», а также завершает рукопись второго тома.
В 1920-х годах в Брюсселе жил и скончался барон П.Н.Врангель. Именно в Бельгии, 1 сентября 1924 года бывшим главнокомандующим белой армии был основан Русский общевоинский союз (РОВС) – старейшая российская военная антибольшевистская организация, созданная в эмиграции для продолжения дела белого движения. Существовали в Бельгии и другие военные организации русских эмигрантов, например, Союз офицеров в городе Льеже и т.д.
В оккупированной немцами Бельгии встретились две России: «красная» в лице советских военнопленных и «белая» – эмигрантская. Большинство наших соотечественников, будь то эмигранты или пленные советские солдаты, мужественно сражались с врагом. В партизанском движении в Бельгии принимали участие около полутысячи советских граждан, бежавших с подневольных работ на шахтах и промышленных предприятиях, а также русских эмигрантов, пополнивших ряды движения Сопротивления.
В августе 1943 года на северо-востоке бельгийской провинции Лимбург была создана советская партизанская бригада «За Родину!» во главе с подполковником Красной армии К.Шукшиным, которая осенью 1944 года участвовала в освобождении Брюсселя и в боях под Антверпеном. Кроме того, под руководством Н. Зубарева в Арденнах сражался еще один отряд советских военнослужащих численностью 10-12 человек, а сам Зубарев был награжден тремя медалями Фронта независимости Бельгии.
В борьбе с немецкими оккупантами в Бельгии героический подвиг совершила представительница первой послереволюционной волны русской эмиграции Мария Шафрова-Марутаева.
В период немецкой оккупации Бельгии в октябре 1940 года она вступила в ряды движения Сопротивления. Была связной у командира корпуса бельгийской партизанской армии, выполняла ответственные задания командования, участвовала в диверсионных операциях в Брюсселе и провинции Брабант.
Нападение фашистской Германии на Советский Союз Шафрова-Марутаева как патриотка своей Родины восприняла с болью и гневом. Полагая, что активными действиями против немецких оккупантов поможет советскому народу в борьбе с фашизмом, 8 декабря 1941 года на центральной площади Брюсселя она ударом ножа убила майора немецкой армии. За это фашисты арестовали 60 бельгийцев в качестве заложников и объявили, что все они будут расстреляны, если убивший офицера человек в течение семи дней не явится в военную комендатуру.
Стремясь спасти жизни заложников, Шафрова-Марутаева решила заявить, что это она совершила акт возмездия за нападение фашистской Германии на ее Родину. Явившись в комендатуру, она убила еще одного немецкого офицера и оказала сопротивление армейскому патрулю, пытавшемуся ее схватить.
На допросах в гестапо и на суде, который состоялся в Берлине, Шафрова-Марутаева вела себя мужественно. 31 января 1942 года в возрасте 34 лет она была казнена по приговору гитлеровского военного трибунала.
По свидетельству тюремного священника, мужественная русская женщина заявила, что «она счастлива отдать жизнь за Родину, за советский народ».
После войны по решению бельгийских властей останки Шафровой-Марутаевой были доставлены из Германии и перезахоронены 25 мая 1947 года с почестями, отдаваемыми национальным героям, на кладбище брюссельской коммуны Иксель.
По указу бельгийской королевы Элизабет героиню посмертно наградили высшим национальным орденом. Советское правительство в свою очередь за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, 6 мая 1978 года посмертно наградило бельгийскую поданную Марию Шафрову-Марутаеву орденом Отечественной войны первой степени.
Сегодня известно о 265 российских соотечественников, навсегда оставшихся в бельгийской земле, из них определены могилы 184 человек, также установлены 34 безымянные могилы. Продолжается работа по поиску других захоронений, числящихся в архивных материалах. Недавно на кладбище Нидрум в общине Бученбах немецкоязычного сообщества Бельгии был открыт памятник и установлены 28 могильных плит на месте захоронения советских военнопленных, которые были пригнаны на работы в этот район Бельгии и погибли. При этом памятник в Нидруме – уже седьмой в местах захоронений советских воинов в Бельгии; до этого подобные монументы были установлены в городах Комблен-о-Пон, Маршьенн-о-Пон, Генк, Лувен, Льеж и Намюр [4].
Русское военное наследие в Бельгии интересно своей преемственностью. Если первый король Бельгии осваивал в России военное дело, то второй бельгиец-космонавт Франк де Винне обучался в 2001 году в российском центре подготовки космонавтов (НИИ ЦПК им. Ю. В. Гагарина) и увёз с собой в Бельгию русскую жену.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Мозговой С.А. Опыт сохранения и популяризации морского наследия в морских музеях Бельгии // VI Международная научно-практическая конференция «Сохранение морского наследия в музеях России» 8-12 октября 2012 г. : Сб. материалов. – Калининград, 2012.
[2] Автор статьи в 80-е гг. ХХ в. служил на одной из лодок этого проекта – Б-103 – 42-й бригады подводных лодок Северного флота.
[3] См.: Мозговой С.А. Опыт сохранения и популяризации морского наследия...
[4] Наумов А. Русская Бельгия. История и современность. – URL: http://windowrussia.ruvr.ru/news/2011_01_18/250163144/ (дата обращения: 20.05.2016).
© Мозговой С.А., 2016.
© Мозговой С.А., фото, 2016.
Статья поступила в редакцию 10.05.2016.
Мозговой Сергей Александрович,
кандидат исторических наук,
руководитель Центра военного и морского наследия
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, (Москва).
Опубликовано: Журнал Института наследия, 2016/2(5).
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/75.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.