Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2021/2(25)


Содержание


Нематериальное культурное наследие

Скоробогачева Е.А.

Философские образы Ф.М.Достоевского в интерпретации И.С.Глазунова

Беленький Л.П.

Ориентиры в авторской песне


Отечественное наследие за рубежом

Ельчанинов А.И. 

Русские географические названия на карте Аляски и Алеутских островов как объект культурного нематериального наследия


Подводное культурное наследие

Ведерников Ю.В.,
Бертош А.А.
 

О современных итогах поиска и обследования погибших подводных лодок России


Исторические исследования

Варэс Л.Н.

Просвещенный хозяин – Сергей Михайлович Рукавишников

Иванов М.А. 

Историко-художественные предпосылки в советском монументальном мозаичном искусстве


Прикладные исследования

Чуркин С.Б. 

«Дабы время не происходило праздно»: результаты реконструкции карты экспедиции Ф.Т.Розмыслова 1768 1769 годов




Архив

УДК 338.48-6:2

Житенёв С.Ю.

Паломничество как религиозное наследие
(Часть 1)

Аннотация. Автор рассматривает религиозное паломничество, представляющее собой не только присущий мировым религиям феномен, но и один из важнейших социокультурных факторов современности. Несмотря на особенности и существенные различия, имеющиеся в организации и реализации паломничества в мировых религиях, можно выделить явно выраженные и скрытые общие типовые признаки этого социокультурного феномена. Один из таких признаков заключается в том, что религиозное паломничество на всех стадиях его подготовки и осуществления опирается на ритуальную практику и социокультурные традиции, которые вобрали в себя опыт разных народов. Главным общим признаком паломничества в мировых религиях является обязательное участие богомольцев в сакральных ритуалах в святых местах. Также существенным общим признаком является то, что без проведения обязательного ритуала в святом месте паломничество в глазах верующих различных религий является не осуществлённым. В конце статьи автор представляет примечания и библиографию.

Ключевые слова: паломничество, богомолье, поклонение, ритуал, святое место, святыни Вселенского Православия, религиозный туризм, традиционные религии, религиозное наследие, хадж, буддийское паломничество.

Открыть PDF-файл

Религиозное паломничество в традиционных конфессиях России

Религиозная паломническая традиция как социокультурный феномен существует многие столетия среди различных народов. В современном глобализирующемся мире паломничество как универсальная древняя религиозная традиция сохраняется в виде одного из наиболее массовых и активно развивающихся культурных явлений. Религиозное паломничество представляет собой сложный и многообразный духовный и социокультурный феномен в жизни многих народов, исповедующих разные религии. Паломничество как вид религиозной деятельности зародилось в глубокой древности и связано с появлением развитых форм религии и высокой стадии социокультурных отношений в обществе. Наиболее системно паломничество сложилось при становлении и развитии мировых монотеистических религий: христианства, буддизма и ислама.

Паломничество является традиционным видом религиозной деятельности, которая представляет собой путешествие верующих людей к святыням, находящимся вне пределов их постоянного места жительства. Несмотря на важные особенности и принципиальные различия, существующие в организации и реализации паломничества во многих религиях, существуют общие типовые признаки этого социокультурного феномена. Паломнические путешествия в мировых и национальных религиях традиционно подразделяются на два вида: внутренние и зарубежные. Внутреннее паломничество предполагает путешествие верующих людей к святым местам, расположенным внутри конкретного региона или государства. Зарубежное или выездное паломничество предполагает путешествие представителей той или иной религии к святыням, находящимся за границами государства, в других регионах и даже на других континентах. По своему составу паломничество подразделяется на индивидуальное, групповое и массовое. К последнему в православной традиции, прежде всего, относятся многодневные крестные ходы.

Религиозное паломничество на всех стадиях его подготовки и осуществления опирается на ритуальную практику и социокультурные традиции разных народов. Паломничество в различных религиях имеет явное внешнее сходство, которое заключается в том, что структурно оно почти всегда проходит в четыре однотипных этапа:

– подготовка к путешествию,

– передвижение к святому месту,

– совершение сакрального ритуала около святыни,

– возвращение на родину.

Процесс подготовки к путешествию является важной частью культуры паломничества. Подготовка к нему начинается во многих религиях с получения благословения священника (ламы, имама), связанного, как правило, с духовной готовностью человека к совершению поклонения, оно не всегда может быть дано будущему паломнику. Не менее важным вопросом при подготовке к путешествию является выбор времени, которое, как правило, связывается с каким-либо религиозным праздником, важным событием или с личными причинами верующего человека. Наиболее значимыми для паломников являются посещения святых мест, приуроченные к главным праздникам и событиям той или иной религии. Испокон веков путешествия, в том числе религиозные, были дорогостоящими предприятиями, поэтому важным моментом в их подготовке был сбор денежных средств и материальное обеспечение паломника, прежде всего, одеждой, обувью и питанием.

С древнейших времён люди предпочитали преодолевать дальние расстояния коллективно, также и паломники собирались группами, чтобы было легче справляться с трудностями в пути. Таким образом, процесс организации такой группы был важной составляющей при подготовке паломнического путешествия. Важным подготовительным этапом для совершения паломничества в различных религиях является осуществление предварительных обрядов и ритуалов. Это могут быть: участие в специальных богослужениях, чтение священных текстов, отказ от определённых продуктов (специальный пост), сбривание волос с головы или отпускание волосяного покрова, облачение в специальные одежды и т.д.

Совершение религиозного путешествия к святому месту в паломнической культурной традиции во многом является самостоятельной ценностью и важным этапом в реализации намеченной цели. К.Е. Цеханская, рассматривая традиционную культуру путешествий православных людей, писала следующее: «дорога, особенно дальняя, всегда была своего рода испытанием, связанным с трудностями и опасностями. Поэтому русский человек чувствовал себя спокойней, если его окружало пространство, находившееся под духовным покровом святых, и иконы в этом пространстве как видимые символы исповедания составляли важнейшую часть православного уклада, утверждавшего веру отцов, свой собственный земной и духовный путь» [8]. Именно поэтому, паломнические маршруты и в прошлом, и в настоящее время организуются таким образом, чтобы богомольцы могли путешествовать от одного святого места к другому.

Религиозное состояние паломника во время путешествия представляет собой продолжение подготовительного этапа и пролонгирует его участие в ритуальных действиях по всему маршруту пути. Религиозное чувство и желание участвовать в сакральных действиях у паломника особенно усиливается по мере приближения к святыне. В различных религиях складывались весьма разнообразные культурные традиции, связанные с процессом передвижения паломников по маршрутам, ведущим к святым местам. В большинстве религий с древнейших времён паломничество считалось богоугодным и благочестивым делом, а также представлялось как духовный подвиг, поэтому передвижение пешим ходом считалось наиболее адекватной формой путешествия. В то же время, если перед паломниками возникали какие-либо естественные преграды в виде рек, озёр и морей, то они пользовались лодками или кораблями, если это были горы – гужевым транспортом и другими известными в древности средствами передвижения, например, канатными подъёмниками и мостами.

Кульминацией паломнического путешествия была и остаётся встреча со святыней в сакральном месте и процесс ритуального ей поклонения. После прибытия в святое место паломник погружается, как правило, в среду совершения столетиями отточенного ритуала поклонения святыне. Если паломник прибыл на религиозный праздник или важное событие, то программа его пребывания достаточно жёстко регламентирована. В случае прибытия паломника в святое место во время, не связанное с какими-либо праздничными и событийными мероприятиями, он имеет возможность для большего по времени личностного общения со святыней. Для религиозного человека паломничество является феноменальной возможностью взаимодействия со священным.

Своей цели, приобщению к сакральному в святом месте, паломники достигают, как правило, через участие в религиозном ритуале. В разных религиях ритуал представляет собой устойчивую систему символических и ассоциативных актов, которые формируются на основе определённых традиционных правил. Функция ритуала в религиозном сообществе заключается в том, что он устанавливает и регулирует взаимоотношения людей со святыней, а также воспроизводит их трансперсональные переживания. Ритуал в святом месте становится универсальным проводником, который помогает верующему человеку духовно осуществить переход от светского мира к сакральному.

Завершив поклонение святыне, паломник чаще всего возвращается на родину, совершая тем самым последний этап своего путешествия. История паломничества свидетельствует о том, что обратный путь паломников на протяжении многих столетий был не менее труден, чем дорога к святому месту. Именно поэтому, чтобы подтвердить истинность совершённого путешествия, паломники привозили на родину с собой различные реликвии, памятные предметы и сувениры. Для особо чтимых реликвий, принесённых из святых мест, обычно создавались специальные драгоценные оправы и ларцы с целью их сохранения и всеобщего или личного почитания. Как правило, отношение к человеку, совершившему паломничество, во многих религиях со стороны соотечественников в целом и внутри общины изменялось. Он становился особо уважаемым человеком в силу того, что смог поклониться святыне, совершить далёкое и опасное путешествие, получить новый социокультурный и религиозный опыт.

Типология паломничества связана с исторически сложившимися ритуальными традициями поклонения святым местам в различных религиях и культурах. Религиозные паломнические путешествия существовали в языческих культурах задолго до появления современных мировых религий. При этом важно осознавать, что применение христианского термина «паломничество» к религиозным путешествиям язычников является вынужденной метафорой, так как в настоящее время в языке науки и, в частности, в понятийном аппарате культурологии отсутствует соответствующее определение. Хотелось бы обратить внимание также на то, что слово «паломничество» употребляется в настоящее время как обобщающий термин при определении религиозных путешествий с целью поклонения святыням в современных мировых и национальных религиях, когда их последователи говорят на русском языке. Исключением является слово «хадж», которое повсеместно утвердилось в русском языке в качестве обозначения мусульманского паломничества.

Как известно, в тысячелетней истории русского православного богомолья паломническая традиция прерывалась два раза: первый – в XIII в., во время монгольского нашествия на Древнюю Русь [2], а второй – в ХХ в., в советский богоборческий период [3]. Почти двадцать лет прошло с того времени, когда пал советский «железный занавес», отделявший Россию от остального мира, и началось возрождение религиозной культуры, в том числе массового православного паломничества. Граждане России всех национальностей и вероисповеданий получили реальную возможность посещать святые места, как в своём Отечестве, так и за рубежом. Однако такая возможность ещё не являлась автоматическим основанием для возрождения религиозного паломничества в нашей стране. В первой половине 90-х гг. ХХ в. сотни тысяч наших соотечественников смогли свободно посетить святые места за рубежом, но большинство из них не знали и не понимали, что надо делать и как себя вести у святынь. Православная Церковь и другие традиционные религии в России в тот период времени оказались не готовы к организации массового паломничества, у них даже отсутствовали специальные структуры, которые должны были заняться возрождением этой деятельности. Отправление к святыням паломников или людей, считавших себя таковыми, взяли на себя туристские фирмы, которые не знали, как организуются богомольные путешествия. Таким образом, массовые поездки российских граждан к святым местам в 90-е гг. прошлого века носили характер преимущественно религиозного туризма.

Если возрождение паломничества в XIII-XIV вв. происходило в традиционном обществе, не утратившем своей религиозности, то в настоящее время этот процесс происходит в секулярном социуме, во многом потерявшем свои духовно-культурные основания. Именно поэтому представителям традиционных религий в России пришлось объяснять современному поколению верующих и неверующих людей смысл и содержание паломничества. Поводом для широкой общественной дискуссии о содержании православного паломничества стала попытка экспансии в 90-х гг. ХХ в. со стороны представителей туриндустрии с целью приватизации под видом религиозного туризма паломнической деятельности, массовость которой с каждым годом становилась всё более очевидной, особенно во внутреннем сегменте отечественного богомолья.

Массовость религиозного паломничества была и остаётся важной характерной особенностью во все периоды его развития, в том числе и на современном этапе. Анализ, данный И.К. Кучмаевой основным тенденциям в освоении культурного наследия за последние двадцать лет, несомненно, соотносится с направлениями возрождения и развития религиозного паломничества в России. «Возрастание массовости наследования культуры происходило параллельно с относительным развитием демократических начал в данном процессе. При всех ошибках и просчётах, допущенных в этой сфере на разных этапах современного исторического развития, доминирующей оставалась закономерная тенденция к вовлечению всё большей массы людей в процесс освоения культурного наследия» [5].

Паломничество является тем живительным средством, которое продлевает время существования святыни, содействует её сохранению. Паломник, взаимодействуя со святыней, не только открывает её благодатное воздействие в своей душе, но и осваивает, познаёт многовековые культурные и религиозные традиции почитания святого места, тем самым способствуя его сохранению и умножению памяти о нём в современном и будущем поколениях. В последние годы возникли паломнические путешествия в регионы, где в настоящее время нет святынь, но в тех местах они ранее там существовали и, к сожалению, были утрачены в богоборческий период или во время бесчисленных войн, пронёсшихся над нашей землёй. Эти святые места иногда отмечены поклонными крестами или часовнями, но чаще всего о них знают только местные старожилы или специалисты-краеведы. Поэтому посещение этих святых мест является, по сути своей, духовным подвигом современных паломников и восстановлением коллективной памяти о святынях Земли Русской.

Тема сохранения святынь связана не только с их забвением, но и с организацией поклонения и посещения их паломниками и туристами. В.Н.Расторгуев, рассматривая проблемы сохранения святых мест, писал: «сегодня не отдельные и разрозненные группы, а многомиллионные потоки паломников – христиан, мусульман, иудеев, – свободно пересекают планету на пути к своим святыням. При этом огромные, чрезмерные нагрузки ложатся <…> на те, особо ценные природные и историко-культурные территории, самая важная часть которых также относится к святыням» [7]. Для того, чтобы сохранить святые места, а также расположенные на них объекты культурного наследия, необходимо регулировать потоки паломников, приезжающих к ним для поклонения. Однако попытки регулирования паломнических потоков, как в прошлые века, так и в настоящее время чаще всего не имеют успеха, потому что большая часть паломников хочет посетить святые места в период наиболее значимых религиозных праздников. Происходящие периодически количественные снижения паломнических потоков, в большинстве случаев связаны с социальными и природными катаклизмами, а также материальными трудностями богомольцев.

До начала ХХ в. религиозное паломничество являлось в каждом доме доброй семейной традицией, о которой рассказывали детям с малых лет. Паломнические реликвии, овеянные семейными легендами и особо почитавшиеся в простом народе, обычно хранились на видном месте рядом с иконами, в красном углу в горнице или гостиной. Книги, путеводители и журнальные статьи о паломничестве были обязательным чтением для взрослых и детей, прививая интерес и особое отношение к богомолью с раннего возраста. Рассказы взрослых о совершённых ими богомольных путешествиях вводили в мир детей многие религиозные истины и мировоззренческие понятия. Таким образом, в сознании людей с детства формировалась нравственная потребность в совершении подвига паломничества. В связи с утратой паломнической традиции в российском обществе в богоборческий период была нарушена многовековая семейная культура, связанная с передачей из поколения в поколение стремления и любви к совершению поклонения в святых местах.

Именно поэтому в современный период особо возрастает значение таких механизмов наследования культуры, как образовательные учреждения и средства массовой информации, которые могут донести до сознания подрастающего поколения необходимые знания о паломнических традициях. В настоящее время начинают распространяться детские и юношеские паломнические путешествия к общероссийским и местночтимым святыням, организуемые образовательными учреждениями и религиозными общинами. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «Когда дети старшего возраста вместе со своими руководителями отправляются в паломнические поездки, то это формирует во многих из них живое религиозное чувство, а кроме того развивает систему юношеской солидарности» [4].

В настоящее время происходит возрождение паломничества в различных традиционных религиях на территории России. Однако падение советского «железного занавеса» ещё не является автоматическим основанием для возрождения религиозного паломничества в нашей стране. Развитие паломничества в России зависит от многих условий и обстоятельств, связанных, прежде всего, с состоянием религиозности народа и общим уровнем культуры современного общества.Несмотря на важные особенности и принципиальные канонические различия, существующие в организации и реализации паломничества во всех мировых религиях, есть общие типовые признаки этого уникального социокультурного и религиозного явления. Поэтому религиозные путешествия с целью поклонения святыням, то есть совершение сакральных ритуалов и обрядов в святых местах различных религий, представляют собой нематериальное религиозное наследие.

Христианское паломничество

История религиозных путешествий в Римской и Византийской империях позволяет проследить, как складывались и развивались культура и традиции христианского паломничества. Начиная с первого столетия от Рождества Христова, с того времени, которое многие исследователи называют Апостольским веком, первые христиане стали ходить на поклонение в места, связанные земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы. Однако в первые три века распространения христианства в Римской империи практически постоянно возникали гонения на последователей Иисуса Христа, поэтому паломничество носило тайный характер и было немногочисленным. Регулярные и массовые паломничества христиан к главной святыне Иерусалима – храму Воскресения Господня, начались в конце 30-х гг.IVв. Это произошло после легализации христианства в пределах Римской империи в 313 г. и под влиянием примера святой равноапостольной императрицы Елены, совершившей на склоне своих лет великое путешествие в Палестину в 325-327 гг.. При этом надо помнить, что она выполняла также и волю своего сына, императора Константина Великого (ок.272-337), действуя от его имени и благодаря его неограниченной материальной поддержке.

Историческое паломническое путешествие святой императрицы Елены в Иерусалим привело к воздвижению Креста Господня, уточнению топографии ключевых центров евангельской истории и положило начало мемориализации святых мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы.В 325 г., во время проведения Первого Вселенского Никейского Собора, святой равноапостольный император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме на месте рождения Спасителя и в Иерусалиме над Гробом Господним. Территорию же Палестины первый христианский император объявил Святой Землёй. Ко времени путешествия императрицы Елены предание возводит также строительство двух храмов: в Хевроне, у Мамврийского дуба и на Масличной горе.

Этими событиями открывается история массового христианского паломничества в Святую Землю, потому что путешествие императрицы Елены и её окружения можно и нужно рассматривать как первое организованное поклонение святым местам, связанным с жизнью, крестной смертью и Воскресением Спасителя. В результате этой деятельности уже в эпоху императора Константина Великого в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положив тем самым начало массовому паломническому движению в Святую Землю. Иерусалим, по улицам и площадям которого ходил сам Иисус Христос и откуда началась история Церкви, стал главной целью христианского паломничества. Иерусалим, открыв свои святыни, быстро превратился в сознании христиан всего мира в Святой Град, место поклонения Гробу Господню, и благодаря этому стал большим странноприимным домом, большой гостиницей, большой больницей, большим торгом. Местное население начало тонуть в море паломников, которые заполоняли городские улицы и площади, особенно в дни христианских праздников.

Римские, а затем и византийские императоры не жалели своего времени, не щадили сил своих подданных, не скупились тратить материальные ресурсы империи для того, чтобы увековечить память о земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Палестина покрылась множеством христианских храмов и монастырей. Начали складываться религиозные традиции и культура поклонения великим христианским святыням. При этом необходимо отметить, что IV-VI вв., в начальные времена массового христианского паломничества, оно было обычно актом личного благочестия верующего человека и осуществлялось без принуждения, как со стороны церковных, так и светских властей. Богомольцы IV в. почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, часто посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов. Главными центрами поклонения в Святой Земле, начиная с того времени, стали величественные храмы в честь важнейших событий библейской истории: провозвестие через явления ангелов Аврааму у Мамврийского дуба (Хеврон), Рождество Иисуса Христа (Вифлеем), Распятие и Воскресение Спасителя (Иерусалим), Вознесение Господне (Елеонская гора) и другие. Богомольцы шли в Святую Землю из разных стран: прежде всего, из пределов тогда ещё единой Римской империи, а также из Армении, Персии, Месопотамии, Эфиопии и даже Индии. Вдоль основных маршрутов путешественников-поклонников к святым местам постепенно складывалась паломническая инфраструктура.

Паломнический сезон в Святой Земле с самых первых времён возникновения массового движения начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы. Многие богомольцы приходили в Палестину на весь этот период. Самым же главным праздником, притягивавшим в Святую Землю самое большое количество богомольцев, был и остаётся по сей день праздник Святой Пасхи. Паломники, стремившиеся встретить в Иерусалиме Cветлое Христово Воскресение, приходили туда заранее, чтобы провести в Святом Граде и Страстную седмицу. Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим. Основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима. Паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Возвращаясь домой, богомольцы, как правило, помимо разного рода реликвий брали с собой на память также и эти пальмовые ветви. Уже в первые десятилетия развития массового паломничества появляются путеводители по Святой Земле, в христианских странах распространяются воспоминания о посещении и описания святых мест в Палестине. Хлынувшим из глубины Европы в Святую Землю паломникам IV в., желавшим поклониться колыбели христианской веры, перед отправлением в путь, чтобы они не сбились с правильного маршрута, в храмах и монастырях выдавались «дорожники», служившие путеводителями от берегов Роны и Дордоны до реки Иордан, а на обратном пути из Иерусалима до главных городов Франции, Италии и Германии. Первые христианские путеводители и паломнические воспоминания ещё времён единой Римской империи получили название «итинерарии» [6]. За первые века паломничества, прежде всего, под влиянием ряда объективных культурных факторов, сформировалась традиция внешнего облика богомольца. Для мужчин это наличие бороды и длинных волос, калиг, тёмного, как правило, выгоравшего за время пути плаща, шляпы с весьма широкими полями, сумы и выдолбленной из тыквы бутыли на ремне. Образ паломника был немыслим без посоха или клюки, на которые приходилось опираться во время долгого путешествия. Богомольцы, ходившие на поклонение в Святую Землю, приносили оттуда на родину ветку пальмы, поэтому со временем получили обобщающее название паломники. Слово паломник происходит от латинского palmarius — дословно пальмовник, т.е. человек, несущий пальмовую ветвь. Возникновение этого термина связано с особенностями христианской паломнической традиции, о чём упоминалось выше.

В Палестине в IVв. паломники встречали уже сложившиеся традиции почитания святых мест. Источники сообщают о неких проводниках, сопровождавших паломников по Святой Земле. Проводники рассказывали, где по обычаю нужно молиться, а также указывали, в каких местах произошли те или иные библейские события. Таким образом, в IV столетии маршруты передвижения паломников по святым местам Палестины уже сложились. Из Константинополя и многих провинций и городов Византийской империи, так же как и из Европы, многочисленные паломники беспрепятственно шли на поклонение к святыням Иерусалима вплоть до середины VIIв., когда святая Земля была захвачена арабами.Впрочем, завоевание арабами Палестины не остановило христианского паломничества; оно продолжало развиваться, о чём свидетельствовало появление в VII–IX вв. многочисленных византийских воспоминаний о богомольных путешествиях и путеводителей для паломников.

Видимо, масштаб паломничества в то время стал настолько существенным, что отцы Церкви из соображений нравственного свойства выступили против массового увлечения своей паствы бездуховным паломничеством. Многие исследователи, особенно атеисты, указывая на так называемый запрет паломничества в Святую Землю со стороны некоторых святых отцов Церкви, не совсем точно оценивали их позицию и систему аргументации, что приводило к существенному и намеренному искажению их точки зрения. Христианская Церковь никогда не выступала против древней традиции паломничества христиан в Святую Землю, как, впрочем, и к другим святым местам, но она порицала и возбраняла самочинное паломничество неподготовленных людей, осуществляемое без благословения священства и с сомнительными целями. Если подробно и не предвзято рассматривать аргументацию святых отцов Церкви, то она как раз была направлена против «туристского» подхода к посещению святых мест Палестины людьми, которые из праздного любопытства или тщеславия приходили в места земной жизни Господа и Богородицы. Святые отцы Церкви решительно выступали против внешнего почитания Спасителя и бездуховного паломничества в Святую Землю, когда мода или слепое следование традиции подменяет истинное богопочитание и благочестие.

С начала VII по XI столетия включительно, в период арабско-мусульманского господства в Палестине, паломники-христиане из европейских и других стран могли реально посещать Иерусалим и поклоняться его святыням. «В эпоху Карла Великого (747-814), в начале IX века, в Палестине восстанавливались и строились новые церкви и монастыри, для чего Карлом посылалась обильная “милостыня”; при церквах устраивались библиотеки. Паломники беспрепятственно ездили к святым местам. Эти взаимоотношения между франкской империей Карла Великого и Палестиной <…> привели квыводу, поддерживаемому некоторыми учёными, что в Палестине при Карле Великом был установлен своего рода франкский протекторат – настолько, насколько затрагивались христианские интересы в Святой Земле; политическая власть халифа в этой стране оставалась неизменной» [1]. Так продолжалось до середины X в., когда византийские войска при императорах Никифоре II Фоке (912–969) и Иоанне I Цимисхии(925–976) одержали крупные победы над армиями египетских эмиров. «Эти военные успехи Византии имели свой отклик в Иерусалиме, так что в результате французский историк Л.Брейе считал возможным говорить о византийском протекторате в Святой Земле, который положил конец протекторату франкскому»[1, с. 28].

Христианское паломничество за несколько веков своего сосуществования с мусульманским миром превратилось в неотъемлемую часть духовной и повседневной жизни Палестины. При этом надо иметь ввиду, что сложившаяся с IV в. традиция массового паломничества в Святую Землю стала важной религиозной и культурной составляющей в жизни христиан многих европейских стран.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Васильев А.А. История Византийской империи: Время до крестовых походов (до 1081 г.) // Вступ. ст., примеч., науч. ред., пер. с анг. яз. и имен. указ. А.Г.Грушевого. – СПб.: Алетейя, 1998. – 440 с.

[2] Житенёв С.Ю. История русского православного паломничества в X-XVII веках. – М.: Индрик, 2007. – 480 с.

[3] Житенёв С.Ю. Тысячелетняя традиция // Русская Палестина: Россия в Святой Земле : Материалы Междунар. науч. конф; под ред. Е.И.Зеленина. – СПб., 2010.

[4] Кирилл, митрополит, ныне Патриарх Московский и всея Руси. Доклад «Православное паломничество: традиции и современность» // Сборник материалов Третьей общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», 29-30 нояб. 2006 г. – М., 2009.

[5] Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. – М.: ГАСК, 2006. – 230 с.

[6] Ненарокова М.Р. Чудеса Востока глазами средневековых европейских путешественников // Культурологический журнал. – 2014. – № 3. – URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/281.html&j_id=20 (дата обращения 15.12.2014)

[7] Расторгуев В.Н. Возвращение святынь и судьба России // Церковь и время.  – 2008. – № 2 (43). – С 246.

[8] Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. – М.: ИЭА РАН, 2004. – 256 с.: ил.

© Житенёв С.Ю., 2014.

Статья поступила в редакцию 16.12.2014.

Житенёв Сергей Юрьевич,
кандидат культурологии,заместитель директора по научной работе
Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2015/1.
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/2.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru