Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Путрик Ю.С.

Под толщей вод хранимы… Рецензия на составленный А.В.Окороковым «Свод объектов подводного культурного наследия» (Ч. 1. Чёрное и Азовское моря)

Аннотация. Первая часть «Свода объектов подводного культурного наследия» подготовлена доктором исторических наук А.В.Окороковым и охватывает регион Черного и Азовского морей. В рецензии отмечается значимость издания в деле поиска, фиксации и систематизации объектов подводного культурного наследия России, его роль в качестве научной базы для формирования государственного механизма учета, охраны и использования отечественного подводного культурного наследия.

Ключевые слова: культурное наследие, подводное культурное наследие, подводная археология, объекты наследия, военная история, А.В.Окороков

Открыть PDF-файл


обложка Свода

Подводные пространства во все времена привлекали исследователей из различных отраслей науки – биологов, историков, археологов, гидрологов, океанологов, геологов и многих других, каждая из которых имеет свое четко выделенное направление по изучению подводного мира. Выделилась и подводная археология, которая призвана расширить наше историческое и культурологическое знание об объектах наследия, сокрытых под толщей морских, речных и озерных вод. В этом смысле подготовленный А. В.Окороковым и изданный в 2017 г. Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева «Свод объектов подводного культурного наследия России» явился значимым этапом в деле поиска, фиксации и систематизации объектов подводного культурного наследия России и уже в изданном виде представляет собой вполне конкретную научную базу для формирования государственного механизма учета, охраны и использования подводного культурного наследия России, а также основу для научно-обоснованной оценки перспективности (этапности) дальнейшего изучения того или иного объекта.

Важность, актуальность и масштабность проделанной работы составитель Свода подтверждает данными из богатейшей истории России.

Так, например, на Черном море, в период Крымской войны (1853–1856 гг.) чтобы создать искусственное заграждение для вражеского флота, при в ходе в Севастопольскую бухту, было затоплено: 15 боевых кораблей, 7 фрегатов, 4 корвета, 8 бригов, 4 артиллерийских шхуны, 4 тендера, 2 яхты, 6 пароходофрегатов, 12 пароходов, 4 транспорта, 18 купеческих судов и 11 вспомогательных. В Керченском проливе, чтобы преградить фарватер неприятельским судам затопили более 50 судов. В их числе были и казенные, и частные суда, приобретенные у владельцев, и даже одно конфискованное английское. В целом, в результате Крымской войны Российский флот потерял 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета, 15 пароходофрегатов и множество других, в том числе и торговых судов.

Самая кровопролитная война XX в. – Великая Отечественная. Она нанесла катастрофический урон не только военным флотам, но и торговому судоходству. Только за три года войны в Черном море было потоплено 788 кораблей и судов общим водоизмещением 640 тыс. тонн, в том числе 198 боевых кораблей. Всего же за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Черноморский флот, по некоторым данным потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 2 крейсера («Червона Украина» и «Коминтерн», переведенный в класс минных заградителей), 3 лидера («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 11 эскадренных миноносцев, 28 подводных лодок, 28 тральщиков, 97 рейдовых и катерных тральщиков, 81 торпедный катер, 84 морских охотника, 168 сторожевых катеров, 11 канонерских лодок, 85 десантных ботов, 48 бронекатеров, 5 минных заградителей, 22 гидрографических судна, 60 шхун, 28 шаланд, 112 сейнеров, 70 катеров, 24 плавмастерских, плавкранов и плавдоков. В воздушных боях над морем были сбиты десятки самолетов.

Приводятся примеры и колоссальных людских потерь.

7 ноября 1941 г. в 15 км к югу от Ялты был торпедирован немецким самолетом грузопассажирский пароход «Армения» водоизмещением 5805 тонн, построенный в 1928 г. На его борту находились раненые, работники госпиталя и эвакуированные жители осажденного Севастополя. По некоторым данным погибло более 5000 человек.

9 ноября 1941 г. на траверсе м. Сарыч подорвался на мине грузопассажирский пароход «Ленин» (построен в 1909 г. в Данциге), шедший из Севастополя в Ялту. По разным источникам общее количество погибших колеблется от 650 (официальная цифра) до 2500 человек.

17 апреля 1942 г. в восточной части Черного моря погиб санитарный транспорт «Сванетия» На его борту находились раненые защитники Севастополя. Погибло более 800 человек.

Исторические факты и статистика производят, конечно же, неизгладимое впечатление, однако это впечатление многократно усиливается и начинает восприниматься более объемно и зримо, когда знакомишься на страницах Свода с обстоятельствами гибели конкретных военно-морских судов, картинами событий, принимаемых решений и команд, поведением боевых экипажей. Это, безусловно, очень значимый результат системно представленной в Своде информации.

Свод представляет собой список, содержащий сведения об объектах, выявленных в различных архивных и литературных источниках в результате проведенного целенаправленного поиска, а также данных предоставленных региональными управлениями культуры и приморских музеев, информации дайверских клубов и центров, исторических и поисковых порталов и сайтов, и др., что придает списку объектов несомненную весомость и достоверность. В ходе составления списка выделены несколько типологических видов объектов, которые были подразделены на: остатки затопленных древних поселений и отдельных сооружений; места якорных стоянок, останки судов, лодок, военно-мореходных средств, военно-воздушной техники и бронетехники; места их гибели. В Свод включены объекты культурного наследия разных типов в акваториях Крымского полуострова, Таманского полуострова, Кавказского берега, Керченского пролива, Азовского моря, что позволяет по-новому посмотреть на подводный сегмент культурного наследия, составить масштабную картину объектов подводного наследия и их пространственного распространения в различных типах акваторий и донных зонах. Сказать о Своде только как о списке объектов и сведений о них было бы явно недостаточно для полной характеристики изданного труда. Важно отметить, что ознакомление с приведенными в Своде подробными и правдивыми, без прикрас, описаниями обстоятельств участия в событиях, гибели или затопления военных и гражданских судов может служить не только учебным материалом по истории и судоходству, но и важным фактором формирования патриотического сознания у читателя, прежде всего у молодежи.

Автором использованы четкие географические и исторические рамки акваторий южных морей России, логически и методически открывающие перспективу для охвата данным типом исследования западных, северных и дальневосточных морей, омывающих территорию Российской Федерации. Примененная периодизация от античного периода до послевоенного периода ХХ в. вполне зримо обогащает историю России, включая в научный оборот ранее неизвестные факты военно-исторических и исторических событий, новые сведения о древних поселениях, оказавшихся несколько веков назад под водой.

Несомненным достоинством и ценностью проведенного исследования является то, что четко указанные географические координаты подавляющего числа объектов, подкреплены картографическими материалами по каждой из выделенных морских акваторий в виде приложения с указанием на карте местоположения объектов и мест. Издание снабжено черно-белыми архивными фотографиями некоторых объектов и цветными фотографиями, что также представляет значительную историческую и культурологическую ценность. В ходе описания объектов подводного наследия составителем часто приводятся не только подробные сведения об объекте, но также характеристика и сведения об исторической обстановке в регионе описываемых событий соответствующего периода, повлиявших на историческую (часто трагическою) судьбу того или иного объекта, проливая свет на малоизвестные факты отечественной истории, дополняя и расширяя их ряд. Многие такие сведения, поражая воображение и, сохраняя в то же время далекую от мифологизации свою фактологическую сущность, вполне могут служить основой сюжетов творческих литературных и кинематографических произведений.

Важно отметить, что отдельно выделяются наиболее значимые исторические события: Крымская война (1853-1856 гг.); Первая мировая война (1914 -1916 гг.); Гражданская война (1918 – 1920 гг.); Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.). Специальный раздел посвящен местам гибели исторических судов (с. 391 – 424 Свода), включающий 88 наименований.

В Свод включены не только отечественные, но и иностранные объекты (чаще всего морские суда), нашедшие упокоение на дне российских морских акваторий. Так, обследованный и описанный подводными археологами и включенный в Свод принадлежащий Германии паром типа «Зибель», затонувший в 1942 г. результате атаки советских самолетов, через много лет предстал перед исследователями палубой и бортами «…буквально засыпанными гильзами. Стволы зенитных автоматов развернуты в сторону берега…На борту нашли немало консервов, в том числе самовозгорающихся, предназначенных для горных стрелков…обнаружены останки пяти человек…Высокая мягкая кожаная обувь с оковкой. Карабин…На ремнях остались ножны с кинжалами…Большой пистолет… По сохранившейся эмблеме установили, что эти немецкие солдаты принадлежали к элитной части - диверсионно-десантному полку «Бранденбург». Одна рота этого полка принимала участие 2 сентября 1942 года в десантной операции «Блюхер-2». Рядом с затонувшим кораблем были обнаружены несработавшие авиабомбы. Сбрасывали их с малой высоты и вертушка предохранителя не успевала скрутиться. Катамаран «Зибель» неосмотрительно зашел на мелководье, где был стеснен в возможности маневрировать, вследствие чего получил множество повреждений и затонул» (Объект 797 – SF-паром. С. 375-376 Свода). И это несмотря на то, что «…обладал «Зибель» и высокой живучестью – девять водонепроницаемых отсеков… В последний поход фашисты вышли с большим количеством боеприпасов, оружия и снаряжения. Снаряды тщательно упакованы. Некоторые даже в алюминиевых цилиндрах с кремальерой. Обнаружили также много палаток, радиостанций. На которых сохранились таблички с маркой «Телефункен». Тяжелое оружие было размещено на палубе» (там же, с. 375). Чем не сюжет для творческого работника писательского цеха!

Ознакомление со Сводом приводит к выводу о том, что представляемое издание и последующие выпуски в рамках данного проекта могут найти свое практическое применение не только в области исторических и культурологических исследований, но и в других сопутствующих сферах культуры: художественном творчестве, литературе, кинематографии, театральном искусстве, музейном деле. Книга может быть востребована и в образовательно-воспитательной сфере, организаторами и участниками военно-патриотического движения, а также послужить существенным информационно-справочным материалом при составлении туристских справочников и путеводителей по многочисленным туристским и экскурсионным маршрутам в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа, обогатив их яркими историческими фактами и сюжетами героической борьбы Красной армии с немецко-фашистскими захватчиками, сведениями и фактами об объектах наследия древних народов и цивилизаций, размещавшихся когда-то в Черноморско-Кавказском и Крымском регионах.

__________

Окороков А.В. Свод объектов подводного культурного наследия. Ч. 1: Чёрное и Азовское моря. - М.: Ин-т Наследия, 2016. 440[8] с.: ил.


© Путрик Ю.С., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.08.2017.

Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук, кандидат географических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва).

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2017/3(10)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/153.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru