Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

Путрик Ю.С., Вагабов М.М., Пересветов В.Н.

Музейно-туристские кластеры как перспективный компонент федеральной программы развития туризма в России

Аннотация. В ходе реализации федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на период 2011-2018 гг возникла необходимость усиления культурной компоненты создаваемых в стране автотуристских и туристско-рекреационных кластеров. Решение этой задачи может быть достигнуто путем создания кластеров музейно-туристского типа.

Ключевые слова: музей, туризм, культура, интеграция, кластер

Открыть PDF-файл


Музеи – традиционный объект в системе туристского оборота. Да и тема взаимодействия музеев и туризма не нова. В СССР, например, когда решением партийно-правительственных органов в 1960-е экскурсионное дело было поручено профсоюзам, возникло долго сохранявшееся конкурентное напряжение между профсоюзными туристскими организациями и органами культуры, т.к. последних ограничили, в основном музейными экскурсиями.

Сегодня таких проблем нет в связи с резко изменившейся ситуацией на туристском и экскурсионном рынках, где профсоюзы уже не присутствуют в сколько-нибудь значимых масштабах и поэтому экскурсионную деятельность в целом по стране никто не монополизирует. С другой стороны, познавательная компонента массового туризма все больше изменяется: на смену классическим экскурсам в историю и искусствоведение приходят новые формы с играми, квестами, театрализованными программами. Так, компания «Волга-тур» успешно реализует проект «Сказочное кольцо России», где знакомство со старинными самобытными городами Золотого кольца сочетается с игровыми встречами с героями русских сказок. Большим спросом пользуется еще один новый проект «Автоквест по городам Золотого кольца» — динамичная интеллектуальная игра, во время которой участники не только путешествуют на автомобилях, а но и решают логические задачи, выполняют поиск на местности, строят оптимальные маршруты. Хитом продаж экскурсий по Золотому кольцу является интегрированный продукт «Сказочный автоквест». Говоря об инновациях, это может быть и автоквест, и фотоквест и любая другая активная форма игры-путешествия, когда во время выполнения тех или иных заданий туристы знакомятся с городом, его историей и достопримечательностями. Таким образом, благодаря новым формам удается вдохнуть новую жизнь в маршруты Золотого кольца и избежать серьёзного падения спрос [3].

Сфера туризм в Российской Федерации на современном этапе претерпевает существенные изменения в связи с реализацией положений Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [5], Федеральной целевой программы «Культура России» (2012-2018 гг.), а также Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [9]. Эти изменения происходят, в основном, в туристском инфраструктурном поле, куда направляются реальные государственные инвестиции, и где осуществляется реальное государственно-частное партнерство. Возникающие при этом проблемы и задачи в значительной мере лежат в плоскости взаимодействия культуры и туризма. Так, одной из проблем, которая ощущается все явственнее, становится проблема содержательного насыщения пребывания туристов и отдыхающих в уже построенных и строящихся объектах туриндустрии, в т. ч. в десятках туристско-рекреационных и автотуристских кластеров.

В более широком смысле речь о недостаточном вовлечении историко-культурного потенциала в федеральные и региональные планы и программы развития туризма. В этой связи можно констатировать, что организаторы туризма как на федеральном, так и на региональном уровнях оказались не готовы к резкому увеличению спроса на посещение регионов отечественными и иностранными туристами и принимаемых мер по исправлению такого положения явно недостаточно. Так, Комитет по импортозамещению в туризме, созданный при Экспертном совете Министерства культуры [1] концентрирует свою деятельность на расширении сети туристских маршрутов в регионах России, что само по себе правильно, но явно недостаточно. Здесь важно также обратить самое пристальное внимание на интеграцию культурного потенциала регионов в сферу туризма и одним из путей успешной интеграции может стать формирование музейно-туристских кластеров, что существенно поднимет социальную значимость и уровень всего туристского комплекса, исходя из того, что культура относится к социально значимым сферам, которые способствуют качественному совершенствованию человеческого потенциала, а туризм по своей природе направлен на культурное развитие и восстановление сил людей через познание нового, эмоциональное восприятие полученных впечатлений. Поэтому определяющая роль культурного наследия в Российской Федерации по привлечению туристов к посещению определённых территорий становится всё более очевидной и здесь государственные и частные музеи должны играть гораздо более значимую роль. Ведь вполне очевидно и зафиксировано, что познавательные поездки в статистическом отражении занимают, одно из центральных мест в сфере туризма, т. к. их целью является знакомство с культурным наследием на различных территориях земного шара, а также с современными направлениями развития культуры, искусства, качеством и образом жизни [4, c. 27]. Такие поездки, конечно же, включают посещение не только традиционных объектов культуры (музеи, галереи, объекты культурного наследия и сценического искусства), но и знакомство с образом жизни людей на определенной территории, изучение предметов быта, материальной культуры и явлений этнической культуры. Однако и здесь музей, как аккумулятор всего значимого на данной территории, всегда может и должен найти свое место.

Поэтому не случайно по данным Всемирной Туристской Организации в мировой структуре туристских поездок ведущая роль принадлежит культурно-познавательным мотивациям. Определение границ культурно-познавательного туризма, позволяет включить в эту категорию все перемещения лиц, поскольку «они удовлетворяют разнообразные потребности человека в стремлении к повышению собственного культурного уровня и получения новых знаний, опыта и интересных встреч» (широкое определение культурно-познавательного туризма). Такие поездки являются также одним из видов познавательных путешествий, к которым можно отнести экологический, сельский и промышленный туризм, а также виды, связанные с самодеятельным туризмом (походы, сплав по рекам и т.д.).

Таким образом, культурно-познавательные мотивации присущи подавляющему большинству туристских поездок и путешествий, так или иначе ориентированных на целенаправленное или сопроводительное культурное потребление, и поэтому виды культурно-познавательного туризма включают: туризм по объектам культурного наследия, тематический туризм, арт-туризм (туризм, связанный с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства), событийный туризм, этнокультурный туризм, а также воспитательной ролью объектов культурного наследия и явлений культурной жизни для подрастающих поколений (в сочетании с оздоровительными и образовательными функциями),т.е. детский туризм и другие виды туризма с культурно-познавательной составляющей.

В связи с изложенным, в данной статье рассматриваются вопросы современного состояния и тенденций культурно-познавательного туризма как следствия необходимости и целесообразности дальнейшего усиления взаимной интеграции сферы туризма и сферы культуры. Актуальность усиления культурно-туристской интеграции вызвана недостаточным использованием возможностей культурно-исторического потенциала регионов Российской Федерации для развития культурно-познавательного туризма, который среди других видов и форм туризма в условиях нестабильных сезонных условий в большинстве регионов может стать катализатором устойчивого, наиболее равномерного туристского потока, в наименьшей степени зависимого от сезонных колебаний. Этот аспект развития туризма, самым непосредственным образом связанный с проблемами создания комфортной туристской среды в конкретных дестинациях* (а впоследствии и в регионах в целом), равно, как и деятельности по сохранению и использованию объектов культурного наследия требует сегодня повышенного внимания со стороны федеральных и региональных структур управления культурой и туризмом, т.к. в эффективной интеграции культуры и туризма, кроются колоссальные резервы для социально культурного и экономического развития регионов, улучшения их общей и социальной инфраструктуры, повышения культурного и образовательного уровня населения.

В этой связи актуальным направлением дальнейшей организации и регулирования всей туристской системы в стране и регионах должно стать создание не только удобной, динамичной и современной, комфортной туристской среды в целом, что требует специального научного, методического и иного обеспечения, т.к. понятие «комфортная туристская среда» подразумевает такое состояние инфраструктурной, инженерной, коммуникативной, культурной, сервисной и др. составляющих туристской дестинации, которое способно привлекать не только новые туристские контингенты, но и побуждало бы уже побывавших в данной дестинации туристов вернуться в данное место [6, c. 32-38]. В этих целях необходимо обеспечить потенциальным российским и иностранным туристам возможность потребления туристских услуг в удобной, динамичной и современной информационной среде. Заметим при этом, что важным компонентом комфортной туристской среды должно стать и доброжелательное, гостеприимное отношение местного населения к туристам, его активное участие и содействие туристским мероприятиям, что можно отнести к социопсихологической составляющей комфортной туристской среды, во многом определяющей общую атмосферу доброжелательного гостеприимства в туристской дестинации. Этот компонент не возникает сам собой, а является результатом вполне целенаправленных мер, которые также требуют государственной поддержки.

Каркасом такой среды могут стать музейно-туристские кластеры, в которых в полной мере мог бы быть восполнен образовавшийся дефицит культурной компоненты в созданных к настоящему времени десятках туристско-рекреационных и автотуристских кластеров по всей стране в рамках выполнения мероприятий упомянутой выше Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). Действительно, по мере реализации основных этапов этой ныне действующей Федеральной целевой программы возникла необходимость проведения «работы над ошибками», т.к. все явственнее проявляются не только положительные, но и негативные эффекты от примененного кластерного подхода, когда более 50% уже созданных кластеров не осуществляют ожидаемых объемов приема и обслуживания туристов. Такие негативные факторы объясняются недостаточным вниманием создателей кластеров не только к вопросам качества научного обоснования выбора проектов, но и к вопросам социокультурного содержания и программирования их деятельности. Из-за отсутствия культурной компоненты, тесно связанной с профессиональными стандартами и невысоким уровнем квалификации персонала, туристско-рекреационные кластеры в целом так и не стали бесспорно привлекательными для туристов. В этой связи резко актуализировалась задача проведения комплексного анализа результатов выполнения ФЦП по туризму, в том числе выявления причин отказа многих инвесторов от участия в этой федеральной программе, а также внесения соответствующих предложений на будущее для учета в дальнейшей работе. А дальнейшая работа, как известно, будет продолжена в рамках уже новой федеральной целевой программы по развитию туризма на период 2019-2025 гг. Концепция такой программы уже разрабатывается, однако среди приоритетов культурная компонента пока не просматривается [2]. Поэтому сейчас как раз и актуализируются вопросы активизации деятельности по вовлечению музеев в технологический процесс формирования туристских кластеров. В действующих же ныне кластерных проектах музейно-культурная составляющая принимается во внимание в очень малой степени.

Поэтому создаваемые в рамках Федеральной целевой программы туристско-рекреационные и автотуристские кластеры требуют не только содержательного и разнообразного насыщения различными аттракциями и сервисами, которые побуждали бы туристов активно посещать эти пункты, но сам состав типов кластеров должен быть дополнен еще одним типом – музейно-туристским. Такой тип кластера может оказать свое благотворное воздействие и на формирование имиджа каждого конкретного региона, который в современных условиях формируется и продвигается все в более значительной мере в аспекте повышения его привлекательности для туристских контингентов. Именно в рамках музейно-туристского кластера может весьма успешно реализоваться синергетический эффект взаимодействия культуры и туризма. Музейно-туристские кластеры будут способствовать также более углубленной интеграции объектов наследия и музейной деятельности и постепенному превращению музеев в центры информационного обеспечения познавательной функции туризма. Причем речь может идти не только о краеведческих музеях, но и музеях других типов, как учреждений, аккумулирующих информацию обо всем спектре объектов материального и нематериального наследия. Такая интеграция открывает более широкие возможности для выхода музеев за рамки музейных стен и хранилищ, когда музейные экспонаты или их копии могут становятся доступными не только в стенах музея, но и за его пределами. И это не только выездные выставки, но и другие мероприятия, ярмарки и карнавалы с активным вовлечением в них местных жителей. Соответственно, оказывается воздействие на повышение культурного уровня местного населения, приобщение молодежи к национальным традициям и реликвиям. Мы живем в такое время, когда усиление взаимной интеграции музеев и туризма проявляется не только в том, что мы идем в музей, но и в том, что музей идет к нам, т.е. к туристам. Понятно, что этому способствуют современные информационные технологии. Развивается такое направление, как виртуальные музеи. Интернет делает доступным дистанционное ознакомление с экспонатами музеев. Однако для туризма этого явно недостаточно. Сегодня музей должен в прямом смысле все более активно выходить за рамки своих территориальных границ не только в форме участия в выездных выставках и форумах, но и путем организации своих специальных мероприятий вне места своего нахождения. Во многих европейских городах регулярно проходят масштабные массовые культурные мероприятия, связанные с традициями и обычаями своих стран. Так, в нидерландском городе Маастрихте происходит ежегодный грандиозный осенний карнавал. Это костюмированное шествие, представляющее различные сословия в разные эпохи и проходящее через весь город, растягивается на несколько километров и начинается еще за пределами города. В карнавале участвуют не только десятки тысяч людей, в этот процесс вовлечены отары овец, конные повозки, ослы, собаки и другие домашние животные. Полагаем, что без местных музеев, которых в этом городе со 120-тысячным населением насчитывается более 100, никак не обходится [7, c. 105-119].

Устойчивой базой для обеспечения многостороннего интегрированного взаимодействия музейной и туристской сфер может служить не только инициатива музейных и туристских работников но и системное представление о цивилизационных ценностях, продекларированное в «Стратегии сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 г.» [8], которое позволяет создать научно-методическую основу для проектирования сети музейно-туристских кластеров в рамках новой Федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на 2019-2025 годы с опорой на статуированные объекты культурного и природного наследия.


 * Дестинация (от анл. destination) – принятый в мировой практике термин, обозначающий «место назначения туристского потока». Дестинацией может быть континент, регион, страна, область, местность, населенный пункт.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Ассоциация туроператоров России (АТОР), официальный сайт: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/32536.html

[2] В РСПП обсудили концепцию федеральной программы по развитию внутреннего и въездного туризма на 2019-2025 годы. См. официальный сайт Российского союза туриндустрии: http://www.ratanews.travel/news/news_27072017_4.stm?printv (дата обращения 10.09.2017 г).

[3] Компания «Волга-тур», официальный сайт: https://www.volga-tours.ru/ring/ (дата обращения 20.08.2017 г).

[4] Миронова Т. Н. Исторические и региональные аспекты сохранения наследия : монография / Т. Н. Миронова. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. — 272 с.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 (с измен. на 31 янв. 2017 г.) О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (с измен. на 31 янв. 2017 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/902295121 (дата обращения 11.09.2017).

[6] Путрик Ю.С. Новая модель туризма в России. Развитие потенциала внутреннего туризма России на современном этапе: Материалы XVIII науч.-практ. конф. Лосево (Ленинградская область), 24 сентября 2016 г. — СПб.: Астерион, 2016. — С. 32-38.

[7] Путрик Ю.С., Ельчанинов А.И. Перспективы развития событийного туризма на объектах культурного наследия: на примере туристско-рекреационного кластера «Бежин луг» Тульской области. В кн.: Наследие и современность : Информ. сб. Вып. № 21. — М.: Индрик, 2014. — С. 105-119.

[8] Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации на период до 2030 г. : Проект / Бахревский Е.В., Беспалова Т.В., Закунов О.А., Миронов А.С. — М.: Институт Наследия, 2016. — 136 с.

[9] Федеральное агентство по туризму, официальный сайт: www.russitourism.ru

© Путрик Ю.С., Вагабов М.М., Пересветов В.Н., 2017.

Статья поступила в редакцию 12.09.2017.

Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук,
руководитель Центра социокультурных и туристских программ,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Москва),
вице-президент Международной Туристской Академии,
e-mail: putrik@list.ru

Вагабов Махач Мустафаевич,
доктор исторических наук, профессор,
Московский государственный машиностроительный университет (Москва),
e-mail: 9162803@mail.ru

Пересветов Владимир Натанович,
кандидат технических наук, доцент,
Московский государственный институт культуры (Химки),
e-mail: strela_econ@mail.ru

Опубликовано:Журнал Института Наследия, 2017/3(10)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/162.html

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru