Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/2(41)
спецвыпуск


Конференция
аспирантов
и молодых ученых

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ

Москва, 22-23 января 2025 г.

Часть 1


ДОКЛАДЫ


Баженова И.В.

Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)


Березина Н.А.

Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области


Борсуковская Г.В.

Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита


Борунов С.С.

Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)


Валькова И.В.

Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия


Гарафутдинов Д.В.

Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции


Костин Н.Д.

Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы


Орлов С.Н.

Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема


Таловин К.Д.

Культурологический потенциал археологических находок
из металла


Тюрина Е.В.

Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы


Чебыкин Д.Д.

Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)



Опубликован 06.05.2025 г.


Архив

УДК 908

Бикташева Н.Н.

Братья Золотаревы о смысле жизни и роли интеллигенции в обществе

Аннотация: Статья знакомит читателя с представителями известной в городе Рыбинске семьи священника А.А.Золотарева. Переписка четырех его сыновей Николая, Сергея, Алексея и Давида является интересным источником, раскрывающим поиски братьями смысла жизни и роли русской интеллигенции в обществе. Хранящиеся в ЦГАЛИ письма писателя, краеведа, председателя Рыбинского научного общества А.А.Золотарева дают представление о круге его общения: о выдающихся ученых, писателях – и являются предметом отдельного исследования.

Ключевые слова: братья Золотаревы, Киевская духовная академия, Петербургский университет, А.М.Горький, Великороссия, Соборный дом, краеведческие съезды, репрессии.

Открыть PDF-файл


Одним из наиболее полных источников в изучении наследия Алексея Золотарева является его личный фонд, хранящийся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (Москва). Особую духовно-нравственную ценность представляет его переписка братьями Николаем, Сергеем и Давидом в период с 1895 по 1914 гг.

Братья постоянно советовались друг с другом перед тем, как сделать ответственный в жизни шаг. Николай, на правах старшего брата, дает наставления Алексею, собравшемуся поступить в Киевскую Духовную Академию: «Ты сомневаешься, не знаешь, где истина – ищи ее, ищи в Академии – не бойся, только оставь все-таки свое чутье при себе. т.е. бойся стать на ту дорогу, которой идут большинство наших академиков – фарисеев и софистов. Но самое главное в жизни - быть человеком нравственным, и раз ты будешь человек нравственный, человек добрый, хороший, и будешь таким не из-за каких-нибудь выгод, а из-за личных твердых убеждений, ты уже будешь христианином...» [1]. В конце письма Николай Алексеевич советует брату обратить внимание на профессию агронома: «По-моему, самая симпатичная, самая благородная деятельность – это естественник-агроном где-нибудь при земстве, обязательно в провинции. Теперь ей нужно людей и людей в более культурном смысле» [2].

В свою очередь, Алексей Золотарев в 1903 г. пишет большое письмо своему младшему брату Давиду, поступившему в Петербургский университет. В письме он анализирует свой жизненный путь, делает выводы о призвании человека и его роли в обществе. «Вот уже 3 недели, как ты в университете. За это время у тебя было так много впечатлений, что вряд ли ты успел в них разобраться. Жизнь развернулась перед тобой сразу в увеличенном масштабе. Из многих проявлений жизни перед одним – именно – наукой, ты стал так близко, как может быть не придется уже стоять впоследствии. Вот почему именно об науке мне и хочется поговорить с тобой, поделиться тем немногим опытом, какой я вынес из своей жизни. Ты счастлив тем, что вступил сразу на единственно верный и надежный путь опытного экспериментального знания.

Лет 9 назад, будучи еще в 6-ом классе и живя главным образом внутренней личной жизнью, я задумывался над целью жизни, над смыслом всего существования. Я не мог кругом найти ответа на эти вопросы и вынужден был искать на свой страх. Под влиянием ли первых детских впечатлений или под влиянием попадавшихся под руку книг и встречавшихся людей я решил, что мне к цели скорей всего приведет та дорога, на которой наука говорила о смысле и цели жизни. Я пошел в духовную академию… »

Далее Алексей делится с братом тем, что понял во время учебы в Академии: «...для того, чтобы узнать предмет – пишет он – нелепо выслушивать и заучивать о нем мысли других людей, нужно самому изучать, самому испытывать, самому проверять научные данные. Помню я с рвением сел за изучение математики, физики с самых азов и с каждым днем чувствовал, как все тверже и тверже укрепляюсь в новой области. На время я позабыл все эти умеренные категории, которые можно принять, и я принимал когда-то за правителей мира: разум, воля, религия, право, мораль. Я понял, что определяющим признаком человека нужно смотреть не то, что он знает или говорит, а то, что он делает. Впервые я понял, что культура народа слагается из миллионов незамеченных тружеников, из миллионов незамеченных дел, которые в сумме образуют великое дело. Я увидел, что устройство помойных ям такое же культурное дело, как и исследование спектра звезд, и что человек, сделавший шаг вперед в устройстве помойных ям стоит выше, чем ученый, не сделавший ни единого самостоятельного наблюдения и опыта» [3].

Очень внимательно относились братья к здоровью друг друга. Особенно беспокоило их здоровье Алексея, у которого с юности были слабые легкие. Эту их озабоченность разделял и Алексей Максимович Горький, уговаривая его полечиться на Капри. В письме от 17 марта 1911 г. Николай пишет Алексею: «Ты сознаешь, что у тебя есть задачи в жизни. Значит, чтобы достигать их, нужны силы. Отсюда ясно: необходимо их беречь, а не тратить, упираясь. И не только ты сам, но и Горький пишет, что у тебя есть своя линия. И я уж тебе скажу: ты не имеешь права ее оставлять. Взялся, так тяни. А для этого совсем не нужно вечно быть в Замоскворечье, хотя бы это и не было вредно для здоровья и для творчества. Наконец, не забывай и то, что ты приедешь теперь за границу не эмигрантом. В любую минуту у тебя будет возможность выехать в Россию» [4].

Через всю свою жизнь пронесли братья Золотаревы любовь к России, к родному «отцовскому гнезду», к городу Рыбинску, к Волге. Находясь в Париже в 1900 г, Николай Золотарев пишет Алексею: «Только здесь я начинаю понимать, насколько сильно я люблю Великороссию» [5].

В письме к отцу, священнику Алексею Алексеевичу Золотареву, Алексей Золотарев пишет из Ленинграда в том же 1927 г: «Пишу письмо и с каждой строчкой вспоминаю живо наш соборный дом» [6].

После очередного краеведческого съезда в 1927 г. Сергей Золотарев пишет Алексею в Рыбинск из Ленинграда: «В ушах еще журчит Волга, перед глазами еще не поблекший рыбинский букет, и в памяти живы разнообразные впечатления от съезда.,» [7].

Особое духовное поле родственного, интеллигентного отношения друг к другу братьев было прервано и разрушено репрессиями. В 1930 г. был арестован, как и многие члены Рыбинского научного общества, Алексей Алексеевич Золотарев. В ноябре 1933 г. был арестован и сослан в Мариинские лагеря младший из братьев – Давид. В первый год войны умер Сергей, а в 1950 г. 13 февраля в нищете (пенсии он не заработал) умер писатель и краевед, председатель Рыбинского научного общества Алексей Алексеевич Золотарев.

Хранящееся в архиве эпистолярное наследие семьи Золотаревых, а также очерки, заметки, рукописи повестей Алексея Золотарева (большей частью неопубликованные) имеют как краеведческое, так и общероссийскую ценность. Наследие этой семьи имеет большое воспитательное значение. Оно интересно для познания человеческих взаимоотношений и для изучения развития культуры России конца XIX – начала XX вв.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 1 Ед. хр. 87. .Л. 5

[2] Там же. Л. 6

[3] Там же. Оп. 3. Ед. хр. 31. Л. 1-4об.

[4] Там же. Оп. 4 Ед. хр. 87. Л. 53-54

[5] Там же. Оп. 3. Ед. хр. 32. Л. 48 об.

[6] Там же. Ед. хр. 30. Л. 14

[7] Там же. Ед. хр. 55. Л. 5.

© Бикташева Н.Н., 2015.

Материал поступил в редакцию 07.04.2015.

Бикташева Наталия Николаевна,
заведующая отделом, Мемориальный дом-музей академика А.А.Ухтомского
(Рыбинск)

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2015/2.
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/2/19.htm

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru