Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2025/4(43)


Содержание


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Васильев Г.Е.

Ценностная матрица отечественной культуры как основа формирования системы объектов культурного наследия


ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Ельчанинов А.И.

Памяти контр-адмирала
Виктора Ананьевича Дыгало,
участника Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года


Козлов В.Ф.

Член Московского археологического общества, москвовед М.И.Александровский (1865–1943) – биография и научное наследие (по материалам из фондов Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки)


Кузеванов В.С.

Образ Великой Победы в пространственно-символической структуре городов Западной Сибири


Пряхин Ю.В.

Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии
в 1855-1914 гг.


Романова Д.Я.

Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России


МОРСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Кузнецов Н.А.

Программа Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия «Память Российской Арктики»: концепция, реализация, перспективы


Филин П.А.

Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества
и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.


НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Хагба А.А.

Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект


ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Вадатурский Д.А.

Архитектура православных храмов Аляски


ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

Окороков А.В.

Историко-навигационный эксперимент: теория, методика, практика


Селезнев А.Г.,
Селезнева И.А.

Намогильные орнаментированные столбы тоболо-иртышских татар: интерпретация культурного наследия


Смирнова А.Г.

Проблемы изучения и сохранения отечественных древностей
в последней четверти XIX в.
в письмах членов Московского археологического общества
из фонда Государственного Исторического музея


МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Данг Тхи Ким Чи

Культурное сотрудничество Вьетнама и России в сфере музейного дела во Вьетнаме
(1991–2025)



Опубликован 26.11.2025 г.


Архив

УДК 908

Бикташева Н.Н.

Братья Золотаревы о смысле жизни и роли интеллигенции в обществе

Аннотация: Статья знакомит читателя с представителями известной в городе Рыбинске семьи священника А.А.Золотарева. Переписка четырех его сыновей Николая, Сергея, Алексея и Давида является интересным источником, раскрывающим поиски братьями смысла жизни и роли русской интеллигенции в обществе. Хранящиеся в ЦГАЛИ письма писателя, краеведа, председателя Рыбинского научного общества А.А.Золотарева дают представление о круге его общения: о выдающихся ученых, писателях – и являются предметом отдельного исследования.

Ключевые слова: братья Золотаревы, Киевская духовная академия, Петербургский университет, А.М.Горький, Великороссия, Соборный дом, краеведческие съезды, репрессии.

Открыть PDF-файл


Одним из наиболее полных источников в изучении наследия Алексея Золотарева является его личный фонд, хранящийся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (Москва). Особую духовно-нравственную ценность представляет его переписка братьями Николаем, Сергеем и Давидом в период с 1895 по 1914 гг.

Братья постоянно советовались друг с другом перед тем, как сделать ответственный в жизни шаг. Николай, на правах старшего брата, дает наставления Алексею, собравшемуся поступить в Киевскую Духовную Академию: «Ты сомневаешься, не знаешь, где истина – ищи ее, ищи в Академии – не бойся, только оставь все-таки свое чутье при себе. т.е. бойся стать на ту дорогу, которой идут большинство наших академиков – фарисеев и софистов. Но самое главное в жизни - быть человеком нравственным, и раз ты будешь человек нравственный, человек добрый, хороший, и будешь таким не из-за каких-нибудь выгод, а из-за личных твердых убеждений, ты уже будешь христианином...» [1]. В конце письма Николай Алексеевич советует брату обратить внимание на профессию агронома: «По-моему, самая симпатичная, самая благородная деятельность – это естественник-агроном где-нибудь при земстве, обязательно в провинции. Теперь ей нужно людей и людей в более культурном смысле» [2].

В свою очередь, Алексей Золотарев в 1903 г. пишет большое письмо своему младшему брату Давиду, поступившему в Петербургский университет. В письме он анализирует свой жизненный путь, делает выводы о призвании человека и его роли в обществе. «Вот уже 3 недели, как ты в университете. За это время у тебя было так много впечатлений, что вряд ли ты успел в них разобраться. Жизнь развернулась перед тобой сразу в увеличенном масштабе. Из многих проявлений жизни перед одним – именно – наукой, ты стал так близко, как может быть не придется уже стоять впоследствии. Вот почему именно об науке мне и хочется поговорить с тобой, поделиться тем немногим опытом, какой я вынес из своей жизни. Ты счастлив тем, что вступил сразу на единственно верный и надежный путь опытного экспериментального знания.

Лет 9 назад, будучи еще в 6-ом классе и живя главным образом внутренней личной жизнью, я задумывался над целью жизни, над смыслом всего существования. Я не мог кругом найти ответа на эти вопросы и вынужден был искать на свой страх. Под влиянием ли первых детских впечатлений или под влиянием попадавшихся под руку книг и встречавшихся людей я решил, что мне к цели скорей всего приведет та дорога, на которой наука говорила о смысле и цели жизни. Я пошел в духовную академию… »

Далее Алексей делится с братом тем, что понял во время учебы в Академии: «...для того, чтобы узнать предмет – пишет он – нелепо выслушивать и заучивать о нем мысли других людей, нужно самому изучать, самому испытывать, самому проверять научные данные. Помню я с рвением сел за изучение математики, физики с самых азов и с каждым днем чувствовал, как все тверже и тверже укрепляюсь в новой области. На время я позабыл все эти умеренные категории, которые можно принять, и я принимал когда-то за правителей мира: разум, воля, религия, право, мораль. Я понял, что определяющим признаком человека нужно смотреть не то, что он знает или говорит, а то, что он делает. Впервые я понял, что культура народа слагается из миллионов незамеченных тружеников, из миллионов незамеченных дел, которые в сумме образуют великое дело. Я увидел, что устройство помойных ям такое же культурное дело, как и исследование спектра звезд, и что человек, сделавший шаг вперед в устройстве помойных ям стоит выше, чем ученый, не сделавший ни единого самостоятельного наблюдения и опыта» [3].

Очень внимательно относились братья к здоровью друг друга. Особенно беспокоило их здоровье Алексея, у которого с юности были слабые легкие. Эту их озабоченность разделял и Алексей Максимович Горький, уговаривая его полечиться на Капри. В письме от 17 марта 1911 г. Николай пишет Алексею: «Ты сознаешь, что у тебя есть задачи в жизни. Значит, чтобы достигать их, нужны силы. Отсюда ясно: необходимо их беречь, а не тратить, упираясь. И не только ты сам, но и Горький пишет, что у тебя есть своя линия. И я уж тебе скажу: ты не имеешь права ее оставлять. Взялся, так тяни. А для этого совсем не нужно вечно быть в Замоскворечье, хотя бы это и не было вредно для здоровья и для творчества. Наконец, не забывай и то, что ты приедешь теперь за границу не эмигрантом. В любую минуту у тебя будет возможность выехать в Россию» [4].

Через всю свою жизнь пронесли братья Золотаревы любовь к России, к родному «отцовскому гнезду», к городу Рыбинску, к Волге. Находясь в Париже в 1900 г, Николай Золотарев пишет Алексею: «Только здесь я начинаю понимать, насколько сильно я люблю Великороссию» [5].

В письме к отцу, священнику Алексею Алексеевичу Золотареву, Алексей Золотарев пишет из Ленинграда в том же 1927 г: «Пишу письмо и с каждой строчкой вспоминаю живо наш соборный дом» [6].

После очередного краеведческого съезда в 1927 г. Сергей Золотарев пишет Алексею в Рыбинск из Ленинграда: «В ушах еще журчит Волга, перед глазами еще не поблекший рыбинский букет, и в памяти живы разнообразные впечатления от съезда.,» [7].

Особое духовное поле родственного, интеллигентного отношения друг к другу братьев было прервано и разрушено репрессиями. В 1930 г. был арестован, как и многие члены Рыбинского научного общества, Алексей Алексеевич Золотарев. В ноябре 1933 г. был арестован и сослан в Мариинские лагеря младший из братьев – Давид. В первый год войны умер Сергей, а в 1950 г. 13 февраля в нищете (пенсии он не заработал) умер писатель и краевед, председатель Рыбинского научного общества Алексей Алексеевич Золотарев.

Хранящееся в архиве эпистолярное наследие семьи Золотаревых, а также очерки, заметки, рукописи повестей Алексея Золотарева (большей частью неопубликованные) имеют как краеведческое, так и общероссийскую ценность. Наследие этой семьи имеет большое воспитательное значение. Оно интересно для познания человеческих взаимоотношений и для изучения развития культуры России конца XIX – начала XX вв.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 1 Ед. хр. 87. .Л. 5

[2] Там же. Л. 6

[3] Там же. Оп. 3. Ед. хр. 31. Л. 1-4об.

[4] Там же. Оп. 4 Ед. хр. 87. Л. 53-54

[5] Там же. Оп. 3. Ед. хр. 32. Л. 48 об.

[6] Там же. Ед. хр. 30. Л. 14

[7] Там же. Ед. хр. 55. Л. 5.

© Бикташева Н.Н., 2015.

Материал поступил в редакцию 07.04.2015.

Бикташева Наталия Николаевна,
заведующая отделом, Мемориальный дом-музей академика А.А.Ухтомского
(Рыбинск)

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2015/2.
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/2/19.htm

Наверх

Новости

  • 26.11.2025

    Институт Наследия подготовил и издал коллективную монографию «Фундаментальные аспекты культурологии: культурная идентичность». В ней представлены тексты ключевых участников VI Российского культурологического конгресса с международным участием, проведённого в 2024 г. в Москве. Редакционная коллегия издания: В.В.Аристархов (председатель), Д.Л.Спивак (зам. председателя), С.Ю.Житенёв, А.В.Окороков, А.В.Венкова (отв. секретарь).

  • 26.11.2025

    Вышла в свет книга «Русские географические названия на карте Мирового океана как объект нематериального культурного наследия», подготовленная сотрудниками Центра картографии и геоинформационных систем под руководством А.И.Ельчанинова.

  • 26.11.2025

    Институт Наследия подготовил издание материалов 11-го Международного научного форума «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия», состоявшегося 11–14 сентября 2025 г. В издании представлены научная программа и тезисы докладов участников. 

Архив новостей

Наши партнеры


cc-by

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru