Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

УДК 908

Бикташева Н.Н.

Братья Золотаревы о смысле жизни и роли интеллигенции в обществе

Аннотация: Статья знакомит читателя с представителями известной в городе Рыбинске семьи священника А.А.Золотарева. Переписка четырех его сыновей Николая, Сергея, Алексея и Давида является интересным источником, раскрывающим поиски братьями смысла жизни и роли русской интеллигенции в обществе. Хранящиеся в ЦГАЛИ письма писателя, краеведа, председателя Рыбинского научного общества А.А.Золотарева дают представление о круге его общения: о выдающихся ученых, писателях – и являются предметом отдельного исследования.

Ключевые слова: братья Золотаревы, Киевская духовная академия, Петербургский университет, А.М.Горький, Великороссия, Соборный дом, краеведческие съезды, репрессии.

Открыть PDF-файл


Одним из наиболее полных источников в изучении наследия Алексея Золотарева является его личный фонд, хранящийся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (Москва). Особую духовно-нравственную ценность представляет его переписка братьями Николаем, Сергеем и Давидом в период с 1895 по 1914 гг.

Братья постоянно советовались друг с другом перед тем, как сделать ответственный в жизни шаг. Николай, на правах старшего брата, дает наставления Алексею, собравшемуся поступить в Киевскую Духовную Академию: «Ты сомневаешься, не знаешь, где истина – ищи ее, ищи в Академии – не бойся, только оставь все-таки свое чутье при себе. т.е. бойся стать на ту дорогу, которой идут большинство наших академиков – фарисеев и софистов. Но самое главное в жизни - быть человеком нравственным, и раз ты будешь человек нравственный, человек добрый, хороший, и будешь таким не из-за каких-нибудь выгод, а из-за личных твердых убеждений, ты уже будешь христианином...» [1]. В конце письма Николай Алексеевич советует брату обратить внимание на профессию агронома: «По-моему, самая симпатичная, самая благородная деятельность – это естественник-агроном где-нибудь при земстве, обязательно в провинции. Теперь ей нужно людей и людей в более культурном смысле» [2].

В свою очередь, Алексей Золотарев в 1903 г. пишет большое письмо своему младшему брату Давиду, поступившему в Петербургский университет. В письме он анализирует свой жизненный путь, делает выводы о призвании человека и его роли в обществе. «Вот уже 3 недели, как ты в университете. За это время у тебя было так много впечатлений, что вряд ли ты успел в них разобраться. Жизнь развернулась перед тобой сразу в увеличенном масштабе. Из многих проявлений жизни перед одним – именно – наукой, ты стал так близко, как может быть не придется уже стоять впоследствии. Вот почему именно об науке мне и хочется поговорить с тобой, поделиться тем немногим опытом, какой я вынес из своей жизни. Ты счастлив тем, что вступил сразу на единственно верный и надежный путь опытного экспериментального знания.

Лет 9 назад, будучи еще в 6-ом классе и живя главным образом внутренней личной жизнью, я задумывался над целью жизни, над смыслом всего существования. Я не мог кругом найти ответа на эти вопросы и вынужден был искать на свой страх. Под влиянием ли первых детских впечатлений или под влиянием попадавшихся под руку книг и встречавшихся людей я решил, что мне к цели скорей всего приведет та дорога, на которой наука говорила о смысле и цели жизни. Я пошел в духовную академию… »

Далее Алексей делится с братом тем, что понял во время учебы в Академии: «...для того, чтобы узнать предмет – пишет он – нелепо выслушивать и заучивать о нем мысли других людей, нужно самому изучать, самому испытывать, самому проверять научные данные. Помню я с рвением сел за изучение математики, физики с самых азов и с каждым днем чувствовал, как все тверже и тверже укрепляюсь в новой области. На время я позабыл все эти умеренные категории, которые можно принять, и я принимал когда-то за правителей мира: разум, воля, религия, право, мораль. Я понял, что определяющим признаком человека нужно смотреть не то, что он знает или говорит, а то, что он делает. Впервые я понял, что культура народа слагается из миллионов незамеченных тружеников, из миллионов незамеченных дел, которые в сумме образуют великое дело. Я увидел, что устройство помойных ям такое же культурное дело, как и исследование спектра звезд, и что человек, сделавший шаг вперед в устройстве помойных ям стоит выше, чем ученый, не сделавший ни единого самостоятельного наблюдения и опыта» [3].

Очень внимательно относились братья к здоровью друг друга. Особенно беспокоило их здоровье Алексея, у которого с юности были слабые легкие. Эту их озабоченность разделял и Алексей Максимович Горький, уговаривая его полечиться на Капри. В письме от 17 марта 1911 г. Николай пишет Алексею: «Ты сознаешь, что у тебя есть задачи в жизни. Значит, чтобы достигать их, нужны силы. Отсюда ясно: необходимо их беречь, а не тратить, упираясь. И не только ты сам, но и Горький пишет, что у тебя есть своя линия. И я уж тебе скажу: ты не имеешь права ее оставлять. Взялся, так тяни. А для этого совсем не нужно вечно быть в Замоскворечье, хотя бы это и не было вредно для здоровья и для творчества. Наконец, не забывай и то, что ты приедешь теперь за границу не эмигрантом. В любую минуту у тебя будет возможность выехать в Россию» [4].

Через всю свою жизнь пронесли братья Золотаревы любовь к России, к родному «отцовскому гнезду», к городу Рыбинску, к Волге. Находясь в Париже в 1900 г, Николай Золотарев пишет Алексею: «Только здесь я начинаю понимать, насколько сильно я люблю Великороссию» [5].

В письме к отцу, священнику Алексею Алексеевичу Золотареву, Алексей Золотарев пишет из Ленинграда в том же 1927 г: «Пишу письмо и с каждой строчкой вспоминаю живо наш соборный дом» [6].

После очередного краеведческого съезда в 1927 г. Сергей Золотарев пишет Алексею в Рыбинск из Ленинграда: «В ушах еще журчит Волга, перед глазами еще не поблекший рыбинский букет, и в памяти живы разнообразные впечатления от съезда.,» [7].

Особое духовное поле родственного, интеллигентного отношения друг к другу братьев было прервано и разрушено репрессиями. В 1930 г. был арестован, как и многие члены Рыбинского научного общества, Алексей Алексеевич Золотарев. В ноябре 1933 г. был арестован и сослан в Мариинские лагеря младший из братьев – Давид. В первый год войны умер Сергей, а в 1950 г. 13 февраля в нищете (пенсии он не заработал) умер писатель и краевед, председатель Рыбинского научного общества Алексей Алексеевич Золотарев.

Хранящееся в архиве эпистолярное наследие семьи Золотаревых, а также очерки, заметки, рукописи повестей Алексея Золотарева (большей частью неопубликованные) имеют как краеведческое, так и общероссийскую ценность. Наследие этой семьи имеет большое воспитательное значение. Оно интересно для познания человеческих взаимоотношений и для изучения развития культуры России конца XIX – начала XX вв.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 1 Ед. хр. 87. .Л. 5

[2] Там же. Л. 6

[3] Там же. Оп. 3. Ед. хр. 31. Л. 1-4об.

[4] Там же. Оп. 4 Ед. хр. 87. Л. 53-54

[5] Там же. Оп. 3. Ед. хр. 32. Л. 48 об.

[6] Там же. Ед. хр. 30. Л. 14

[7] Там же. Ед. хр. 55. Л. 5.

© Бикташева Н.Н., 2015.

Материал поступил в редакцию 07.04.2015.

Бикташева Наталия Николаевна,
заведующая отделом, Мемориальный дом-музей академика А.А.Ухтомского
(Рыбинск)

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2015/2.
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/2/19.htm

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru