Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2019/3(18)

СОДЕРЖАНИЕ


Прикладные исследования

Филатова Н.В. 

Выделение атрибутов выдающейся универсальной ценности объекта всемирного наследия «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в г. Сергиев Посад»

Окороков А.В. 

Исследования останков традиционного русского судна середины XVII в. из Онежского озера


Подводное культурное наследие

Мадикова Л.В. 

Международный и российский опыт исследования и сохранения подводного культурного наследия

Ведерников Ю.В. 

Международно-правовые аспекты сохранения погибших подводных лодок «Сом» и “Herring” как объектов подводного культурного наследия


Нематериальное культурное наследие

Беленький Л.П. 

Авторская песня как нематериальное культурное наследие в контексте многовековой устной песенной культуры


Проблемы сохранения наследия

Загорулько А.В. 

Проблемы охраны объектов археологического наследия на территории достопримечательных мест


Научная жизнь

Атлас «Российская Арктика: Пространство. Время. Ресурсы»: завершение проекта


Архив

Ведерников Ю.В.

Международно-правовые аспекты сохранения погибших подводных лодок «Сом» и “Herring” как объектов подводного культурного наследия

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты международно-правового регулирования изучения затонувших подводных лодок, как объектов подводного культурного наследия.

Ключевые слова: подводное культурное наследие, затонувшие подводные лодки, международно-правовое регулирование.

Открыть PDF-файл

Подводное культурное наследие – это «… следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет…, такие как … суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или другое содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением…» [1]. Объектами подводного культурного наследия являются и погибшие подводные лодки (или «ПЛ»).

В современности на морском дне упокоилось большое количество подводных лодок, погибших в разные годы и в разных водах. Из них многие подводные лодки, принадлежащие одной стране, нашли свой последний приют в территориальных водах другой страны. Как примеры такового можно рассмотреть подводные лодки – русский «Сом» и американскую “Herring”.

2019-3 Вед Сом«Сом» – это вторая боевая подводная лодка отечественного ВМФ. Построенная в США как “Holland-VIIR” и приобретенная Россией в 1904 году, лодка начала свой боевой путь на Дальнем Востоке, приняв участие в Русско-японской войне. С началом Первой мировой войны «Сом» был перевезен железной дорогой сначала на Черное море, а затем и на Балтику, где принял участие в боевых действиях. 10 мая 1916 года во время патрулирования в подводном положении «Сом» столкнулся с пароходом и затонул, унеся с собой 2 офицеров и 16 матросов. В июле 2015 года шведская компания “OceanXTeam” нашла и обследовала затонувший корабль в районе о-ва Эккерё (Аландский архипелаг) в территориальных водах своей страны [3].

2019-3 Вед СельдьПодводная лодка “Herring” (по-рус. «Сельдь») была построена в 1942 году и приняла активное участие во Второй мировой войне, выполнив несколько боевых походов в Средиземном море и Тихом океане. Во время своего последнего похода, 1 июня 1944 года, у курильского о-ва Матуа “Herring” атаковала в надводном положении и потопила два вражеских судна, после чего была уничтожена огнем японских береговых батарей. Вместе с кораблем погибло 60(?) моряков. Обнаружена в 2016 году и впоследствии обследована совместной экспедицией Центра подводных исследований Русского Географического Общества и Тихоокеанского флота [4; 5].

Факты обнаружения и обследования погибших подводных лодок формируют перспективы их использования как объекты подводного культурного наследия.

Полагаем, что подъем подводных лодок «Сом» и “Herring” не представляет каких-либо технических сложностей. Погибший на небольшой глубине и имеющий небольшое водоизмещение «Сом» может быть без труда поднят плавучими кранами. Современные технологии позволяют без особых на то проблем поднять затонувшую на стометровой глубине “Herring”.

Однако, учитывая государственную принадлежность погибших подводных лодок и акваторий – мест их гибели, рассмотрим перспективы данных кораблей в международно-правовом контексте сохранения подводного культурного наследия.

Так, современный правовой статус данных кораблей образуют положения ряда правовых актов.

Согласно «Конвенции об охране подводного культурного наследия» обе подводные лодки могут быть определены как «государственные суда», т.е. «военные корабли…, которые принадлежали государству или эксплуатировались им и использовались в то время, когда они затонули, только в правительственных некоммерческих целях и которые идентифицированы в качестве таковых и отвечают определению подводного культурного наследия….» [1].

Обе подводные лодки могут быть признаны и «затонувшим военным имуществом», под которым понимают «корабль…, принадлежащий вооруженным силам государства, их части и принадлежности, а так же принадлежащее экипажу военное снаряжение и прочее имущество…, находящееся на дне, при условии утраты судовладельцем способности к их управлению…» [2].

В итоге очевидны выводы:

- на любой затонувший военный корабль распространяется юрисдикция государства, под флагом которого они погибли (государство флага); согласно этому «Сом» и “Herring” являются собственностью России и США, соответственно;

– ни одно иностранное государство, физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с государством флага проводить какие-либо работы на его затонувшей подводной лодке.

Погибшие подводные лодки обладают и статусом воинских захоронений, т.е. мест погребения военнослужащих. Статус воинского захоронения устанавливается государством флага официально и находится под его попечением.

Без сомнения подводная лодка «Сом» соответствует формальным требованиям, предъявляемым к статусу объекта подводного культурного наследия. В тоже время “Herring” формально не соответствует этому, поскольку с момента ее гибели прошло менее 100 лет. Однако последнее не исключает применение к “Herring” норм и правил, устанавливаемых «Конвенцией об охране подводного культурного наследия».

Иной специфичный аспект в рассматриваемых случаях – это гибель подводных лодок в пространстве акваторий, находящихся в юрисдикции иностранных государств (прибрежных государств).

«Конвенцией ООН по морскому праву» установлены международно-правовые нормы разграничения пространства Мирового океана [2]. В соответствии с этим «Конвенция об охране подводного культурного наследия» установлен порядок межгосударственного сотрудничества при работе с объектами подводного культурного наследия, в зависимости его нахождения в том или ином водном пространстве. В частности, во внутренних, архипелажных и территориальных морях, и, как правило, в пространствах исключительной экономической зоны и на континентальном шельфе, разрешение на поиск и подъем объектов культурного наследия дается прибрежным государством. Применительно к подводной лодке «Сом» прибрежным государством является Швеция, применительно к подводной “Herring” – Россия.

Это предопределяет обязательность международного сотрудничества государства флага и прибрежного государства при обследовании и подъеме затонувших подводных лодок. В частности, для участия российских судов в обследовании подводной лодки «Сом» требуется согласие Швеции, обследование американскими судами подводной лодки “Herring” должно проходить с согласия Российской Федерации.

«Конвенция об охране подводного культурного наследия» установлены принципы и правила работы с объектами подводного культурного наследия.

Так, базовым принципом деятельности является обеспечение сохранности затонувшей подводной лодки в состоянии in situ (лат. – «на своем месте»), до разрешения любой, связанной с ней деятельностью.

Иной принцип: «…извлеченное подводное культурное наследие помещается на хранение, консервируется и управление им осуществляется таким образом, который обеспечивает его долговременное сохранение…». Это предполагает, что в случае подъема ПЛ или ее конструктивных элементов, должны быть заранее созданы условия для обеспечения его сохранности.

Полагаем данный принцип актуальным в современности, когда обсуждаются перспективы подъема подводной лодки «Сом». Очевидно, что подъем подводной лодки – это не самоцель, а первый шаг на пути длительного процесса восстановления и превращение ее в мемориальный комплекс. Все это требует как соответствующего государственного подхода, так и соответствующих ресурсов. Это подкрепляется правилом «Конвенции об охране подводного культурного наследия» – «… до начала любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, готовится проектная документация, представляемая компетентным ведомствам для получения разрешения и соответствующей экспертной оценки…».

«Конвенция об охране подводного культурного наследия» не препятствует исследовательской деятельности на затонувших подводных лодках, устанавливая правила:

- «… поощряется ответственный и безвредный доступ с целью наблюдения или документирования in situ подводного культурного наследия в целях информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия, за исключением случаев, когда такой доступ не совместим с его охраной и управлением…;

- подводное культурное наследие не должно эксплуатироваться в коммерческих целях…»;

- при проведении работ должно быть обеспечено «…должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах…» [1].

Полагаем, что при соблюдении данных правил прибрежные государства Швеция и Россия вправе проводить исследование и сохранение останков погибших подводных лодок «Сом» и “Herring”.

Насколько нам известно, современная практика сотрудничества государства флага и прибрежного государства в обследовании затонувших кораблей достаточно ограниченна. Как пример такового можно привести межгосударственную советско-британскую экспедицию по поиску и обследованию крейсера «Эдинбург» в 1981 году и российско-финскую экспедицию по поиску и обследованию советской подводной лодки «Щ-408», проведенную на общественных началах в 2016 году.

Думаем, что совместные работы России и Швеции при подъеме подводной лодки «Сом», равно как и совместные работы России и США на подводной лодке “Herring” создадут прецеденты такой деятельности.

Это послужит организационно-правовым базисом проведения в будущем совместных международных исследований, примерами которых могут быть российско-японские экспедиции в аспектах обследования кораблей, погибших в Цусимском сражении, российско-китайские экспедиции, направленные на изучение останков русских кораблей, погибших в Желтом море, совместные экспедиции с иными государствами, проводимые в морях, где упокоились русские корабли или в российских водах на иностранных кораблях.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Конвенция ООН об охране подводного культурного наследия. Принята 02.11.2001 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml (дата обращения: 05.10.2019)

2] Конвенция ООН по морскому праву. Принята 10.12.1982 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/cde09a2cd0c
411568920b76ce394a82dfaae5045/
 (дата обращения: 05.10.2019)

[3] Сом (подводная лодка) [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сом_(подводная_лодка) (дата обращения: 05.10.2019)

[4] На Курилах обнаружили американскую подводную лодку времен войны [Электронный ресурс] // lenta.ru. – URL: https://lenta.ru/news/2016/06/22/herring/ (дата обращения: 05.10.2019)

[5] USS Herring [Электронный ресурс]. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/USS_Herring (дата обращения: 05.10.2019)


© Ведерников Ю.В., 2019.
© Ведерников Ю.В., илл., 2019.

Статья поступила в редакцию 15.09.2019.

Ведерников Юрий Владимирович,
старший научный сотрудник Музея истории
подводных сил России им. А.И.Маринеско (Санкт-Петербург).


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/3(18)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/311.html

Наверх

Новости

  • 16.10.2019

    23–27 сентября в Петрозаводске прошла VIII конференция «Рябининские чтения-2019» — крупнейшее научное мероприятие России в области изучения традиционной культуры Русского Севера. Участники конференции обсудили теоретические и прикладные аспекты в области истории, этнографии, фольклористики, языковедения, книжности и литературы, реставрации и истории архитектуры, искусствоведения, традиционного судостроения, а также музейного дела и актуализации культурного наследия.

  • 16.10.2019

    30 сентября 2019 г. перед началом работы Учёного совета Института Наследия прошла минута молчания в память о 20-летии кончины академика Д.С. Лихачёва, который стоял у истоков создания культурологии — актуальной и востребованной современной научной и образовательной дисциплины.

  • 03.06.2018

    15-16 мая в Москве проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегия развития», организованная Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева и Министерством культуры Российской Федерации.

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru