Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Беленький Л.П.

Авторская песня как нематериальное культурное наследие в контексте многовековой устной песенной культуры

Аннотация. Рассмотрение русской авторской песни второй половины XX века в контексте многовековой песенной культуры дает основание квалифицировать этот культурный феномен как нематериальное культурное наследие, ведущее начало с древних времен существования человечества. Показано, что главным признаком, сближающим песенное творчество людей дописьменной культуры с песнями современных «бардов», является принадлежность тех и других к устной песенной традиции. Общественное признание ценностей, накопленных авторской песней за более чем полувековой период, обуславливает необходимость выполнения научных исследований и осуществления практических действий, направленных на сохранение и систематизацию пока ещё доступного массива этих песен, записанных на современных носителях информации.

Ключевые слова: авторская песня, устная песенная культура, нематериальное культурное наследие.

Открыть PDF-файл

Вторая половина XX века вызвала к жизни своеобразный феномен русской песенной культуры, получивший название «авторская песня». Ценности, накопленные авторской песней за отмеченный период, делают ее важной частью национального достояния современного общества и нашего нематериального культурного наследия.

Впрочем, сколь корректен тезис о культурном наследии в научно-юридическом смысле? Возможно ли вообще феномен авторской песни, которому от роду чуть больше полувека, считать нематериальным культурным наследием? Ведь согласно Конвенции, принятой ЮНЕСКО в 2003 г., к нематериальному культурному наследию относится то, что передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению, культурному разнообразию и творчеству человека.

Думается, возникшая проблема вполне разрешима, если рассматривать авторскую песню как феномен устной песенной культуры, ведущей начало с древнейших времен существования человечества, той, что по своей природе изначально была синкретичной. Выделение же из «песни вообще» как «первичного музыкально-словесного высказывания» [1] обособленных видов искусства: музыки и поэзии – произошло много позже, о чем можно прочесть в фундаментальных трудах признанных отечественных ученых А.Н. Веселовского [2] и Р.И. Грубера [3]. С изобретением нотной письменности устная песенная культура, казалось бы, должна была «кануть в века», оставаясь лишь в фольклоре. Но закон развития по спирали действует с неизменным постоянством. И в полном с ним соответствии во второй половине прошлого столетия, в конкретной стране – СССР, в силу сложившихся обстоятельств и с появлением новых технических возможностей – бытовых магнитофонов, произошел мощный всплеск той самой устной песенной культуры, которая была свойственна человечеству от первобытного общества до позднего Средневековья. Этот всплеск, конечно, возник на другой стадии общественного развития и на другом уровне грамотности населения. Но суть не во временных отличиях, а в прослеживаемой исторической аналогии.

Так, в нашей статье «Авторская песня и творческий метод ее создания» доказано, что всем без исключения создателям авторских песен присущ общий творческий метод, выражаемый формулой «устное авторское песенное творчество». Несложный ее анализ позволяет прийти к выводу о срединном месте авторской песни в структуре песенной культуры между профессиональной композиторской песней и фольклором. В науке этот слой зовется третьей культурой, что отражено в работах В. Дж. Конен [4] и В.Н. Прокофьева [5]. Погружение в детали и подробности, как именно создаются авторские песни устным методом, позволяет классифицировать данный вид художественного творчества как синкретическое искусство, в смысле достижения неразложимого музыкально-словесного образа, а не как синтез музыки и слова, что подтверждает прямую аналогию между авторской песней и устными песенными культурами, отдаленными от нас веками. Главные же этические ценности авторской песни, сложившиеся за шесть десятилетий ее становления и развития, характеризуются редким постоянством, совсем не изменились. Честность, правдивость, искренность, доверительность присутствуют как в песнях классиков: М. Анчарова, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, Ю. Визбора, А. Городницкого, А. Дулова, В. Берковского, В. Высоцкого, С. Никитина [6], так и у их достойных последователей, бардов состоявшихся на переходе к новому столетию или – уже в нем. Например, у Григория Данского, Павла Фахртдинова, Ольги Чикиной, Киры Малыгиной, Александра Щербины и др.

И что не менее важно, ныне в России действует множество детско-юношеских школ, студий, клубов и кружков авторской песни, где с юными талантами – авторами и исполнителями – занимаются на профессиональной основе педагоги-энтузиасты. Налицо передача традиций от поколения к поколению. Подтверждением сказанного служит ежегодное проведение, начиная с 2010 г., Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни «Зеленая карета» [7], одними из зачинателей которого являются Российский институт культурологи и Государственный институт искусствознания.

Обосновав допустимость признания феномена авторской песни как общероссийского нематериального культурного наследия, перейдём к рассмотрению теоретико-практического состояния этой темы на сегодняшнее время.

Известны сотни публикаций, посвященных всевозможным аспектам авторской песни, рассматриваемым в разных областях и дисциплинах: истории, философии, культурологии, филологии, социологии, искусствоведении, музыковедении, педагогике и т.д. По авторской песне защищены десятки диссертаций, включая докторские, причем, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако целенаправленный обзор значительного числа разного рода публикаций по авторской песне (научных, журналистских и пр.) позволил выявить лишь одну, близкую к обозначенной здесь теме. Речь идет о небольшой газетной статье инженера С. Рабинова, своего рода «крик души» ее автора под названием «Фольклор XX века» [8]. Известный в прошлом в кругах КСП ленинградский архивист-любитель обращается безадресно, по-видимому, к государству в целом, со словами: «В конце 40-х – начале 50-х годов возникло и стало набирать силу то течение в современном городском творчестве, которое сейчас называется “самодеятельная песня”, “бардовская песня”. Не будем дискутировать о том, фольклор это или нет, как и о том, что вообще можно отнести к понятию “фольклор” в наше время. Важно то, что такая песня – несомненно, заметное явление в искусстве, оказавшее мощное влияние на весь ход музыкальной жизни. Это народное творчество наших дней. <…> И как же мы к ней относимся? Не по-хозяйски! В стране нет ни одного научного учреждения, института, который хоть как-то занимался бы этой проблемой. <…> Мы стремимся не утратить наследие прошлого – и это правильно. Но неужели же в отношении самодеятельной песни мы спохватимся лишь тогда, когда и она перейдет в разряд “наследия”? А ведь и наше поколение не вечно, а в начале 50-х годов магнитофонов практически не было, и песни того времени хранятся только “на слуху” уже немногих, кто продолжает ими интересоваться и сейчас. А записать их надо, очень надо. <…> Совершенно необходим научный подход к этому вопросу».

Статья опубликована в 1982 году, но за прошедшее время мало что изменилось. Авторская песня и поныне не избалована вниманием государства и его институтов к проблеме сохранения песенного богатства, сначала созданного и затем приумноженного современными бардами за вторую половину XX в. и почти два десятилетия нового столетия.

В ноябре 2013 г. в Государственном институте искусствознания состоялась первая в своем роде научная интерактивная конференция «Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?». За три плотных рабочих дня с докладами или сообщениями выступило 37 человек из 8 стран, включая 10 докторов и кандидатов наук. С зарубежными участниками общение шло интерактивно, посредством сети Skype. И единственным из всех выступавших, доклад которого был посвящён особенностях архивной работы в авторской песне, оказался не научный сотрудник какого-либо НИИ или преподаватель ВУЗа, а, опять же, доброволец-общественник, инженер-конструктор Пётр Трубецкой, руководитель автономной некоммерческой организации «Архивная служба авторской песни». Приведем один из фрагментов его выступления.

«Группа единомышленников, пытающихся решить задачи сбора, сохранения и пользования архивными материалами авторской песни (АП), сформировалась со временем в Архивную Службу Авторской Песни (АСАП), которая в сентябре 2003 г. была зарегистрирована как общественная некоммерческая межрегиональная организация Благотворительный Фонд “Архивная Служба Авторской Песни”. В 2011 г. БФ “АСАП” был преобразован в АНО “Архивная Служба Авторской Песни”. Основные задачи Архивной Службы были и остаются следующими:

- поддержка действующих архивистов АП технически и методически;

- хранение резервных копий электронных архивов, собираемых архивистами АП;

- поиск существующих архивов АП, ведение переговоров об их оцифровке, прием на оцифровку, а также прием на сохранение архивов и коллекций АП, которые по ряду причин перестали хранить владельцы и которые владельцы сочли нужным передать на сохранение в Архивную Службу;

- полная оцифровка и описание переданных на сохранение архивов;

- разработка структуры электронного архива АП, включающего все переданные в АСАП электронные материалы и собственные оцифровки;

- разработка архивного сайта АП, где будет возможность поиска и получения документов АП через интернет;

- обеспечение пользования сохраненными в АСАП архивными материалами;

- заботы по обеспечению длительного сохранения архивов АП и их электронных копий» [9].

Далее докладчик проинформировал конференцию, что сейчас в АСАП хранится, оцифровывается и описывается более 200 частных коллекций, которые представляют поистине уникальные и бесценное наследие, собираемое многие десятилетия сотнями небезразличных к культурному достоянию людей, причем постоянно пополняемое. Если говорить о городах, то, как пояснил П. Трубецкой, в АСАП хранятся коллекции из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Красноярска, Новосибирска, Тольятти, Серпухова, Челябинска, Одессы, Винницы, Минска и даже из Израиля. Если затронуть персоналии, то ныне в АСАП находятся на хранении (полностью или частично) архивы: автора «Бригантины» Г. Лепского; отечественных бардов – В. Бережкова, А. Загота, А. Круппа, В. Ланцберга, В. Луферова, А. Якушевой; собирателей песен и публикаций о них – В. Акелькина, М. Баранова, В. Гордюшенко, Э. Дёмина, Н. Курчева, С. Рабинова, В. Розанова; организаторов-общественников – И. Акименко, С. Весёлого, Г. Захаровой, Д. Соколова, С. Чеснокова, О. Чумаченко. Усилиями инициативных архивистов сохранены профессиональные записи АП на Радиостанции «Юность» [10] и Радио АЛА, вещавшего со специализацией на АП в годы перестройки. В фондах АСАП также находятся: архивные записи первой в стране профессиональной студии АП по выпуску компакт-кассет и CD «Московские Окна»; катушечный архив Центра авторской песни (ЦАП); архивы Театра «Перекресток», Саратовского клуба «Дорога», Нижегородского КСП; фотоархивы В. Россинского, А. Комиссарова и А. Ёлкина и коллекции многих других собирателей и хранителей АП, которые могут рассматриваться в аспекте нашего культурного наследия.

Несмотря на все труды архивистов и собирателей, что будет с коллекциями через 20, 30, 100 лет, – вот вопрос, беспокоящий П. Трубецкого. – Кто сможет в них разобраться? Кто будет обеспечивать доступ к ним? Кто будет хранителем? Какие ещё коллекции удастся сохранить? Ответа пока нет!».

Может быть, Институту Наследия выступить с инициативой о том, чтобы поднять эту проблему на должный государственный уровень для создания в стране Российского архива авторской песни на основе фондов АСАП и совместно с этой НКО на условиях частно-государственного партнерства?

2019-3-Belenky схема

Вопрос, заданный С. Рабиновым в 1982 г. и заостренный в 2013 г. П.Трубецким в части научных исследований и практических действий, направленных на сохранение и систематизацию пока еще доступного массива авторских песен как артефактов общероссийского нематериального культурного наследия, по-прежнему ждет своего решения.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Литературная энциклопедия: в 11 т. – М.: Сов. энцикл. – Т.8, 1934. – С.587-607.

[2] Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику // Журнал Министерства народного просвещения. – 1894. – No 5; Отд. 2, 1895.

[3] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Часть первая (изд. 2-е, испр. и дополн.) – М.: Музгиз, 1960. – 488 с.

[4] Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. – М.: Музыка, 1994. – 160 с.

[5] Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Наука, 1983. – С.6-28.

[6] Авторы, причисляемые к «классикам», перечислены не полностью.

[7] Международный детско-юношеский фестиваль авторской песни «Зеленая карета» [Электронный ресурс]. – URL: http://bards.ru/festival.php?id=611&hist=1424 (дата обращения: 29.08.2019); Песня // Литературная энциклопедия: в 11 т. – М.: Сов. энцикл. – Т. 8, 1934. – С. 587.

[8] Рабинов С. Фольклор XX века // Литературная газета. – 1982. – 19 мая.

[9] Цитируется по тексту доклада, предоставленному автору П.Трубецким.

[10] Песни записывались журналистами М.Кусургашевым и А.Якушевой с начала 1960-х до 1998 г.

© Беленький Л.П., 2019.

Статья поступила в редакцию 25.08.2019.


Беленький Леонид Петрович,
кандидат культурологии,
литератор, издатель (Москва),
e-mail: blp2009@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/3(18)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/302.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru