Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2019.40.29.006

Петрова Е.С.

Советский конструктивизм

Аннотация. В статье рассматриваются процессы становления и развития архитектурных форм и концепций, получивших название советского конструктивизма. Этот стиль, создаваемый мастерами «новой жизни», позволил нашей стране в 1920-х гг. стать на короткое время одним из лидеров мировой архитектуры.

Ключевые слова: конструктивизм, архитектура, авангард, городская застройка.

Открыть PDF-файл

1920-е годы были отмечены появлением и активным развитием новой архитектуры в Советском Союзе. На протяжении десятилетия отдельные постройки и целые города создавались мастерами «новой жизни»: они не только проектировали здания, но и конструировали быт человека будущего. Этот короткий период в советском искусстве был неожиданно прерван в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», но он вошел в историю как важнейший этап формирования современной архитектуры.

Постройки новаторов этого времени – Константина Мельникова, братьев Александра, Леонида и Виктора Весниных, Моисея Гинзбурга, Александра Никольского, Ильи Голосова и десятков других – обычно причисляют к авангарду в архитектуре. Это направление начало развиваться чуть позже, чем революционный авангард в изобразительном искусстве, и оно изменило облик большинства крупных городов СССР. Несмотря на некоторое внешнее формальное сходство ряда архитектурных решений (в частности, строгое следование функции здания, простота геометрических линий, внедрение технических новшеств и т.д.), их авторы предлагали совершенно разные концепции как самих построек, так и, в конечном счете, способов организации жизни граждан новой страны.

В 1920-е гг. в архитектурной среде возникло множество течений и группировок, представлявших эти разные творческие взгляды. В авангардном крыле выделялись, прежде всего, рационалисты и конструктивисты. Большая часть из сохранившихся новаторских построек 1920-х – нач.1930-х гг. были созданы в конструктивистском ключе. Более того, дошедшие до нас уникальные конструктивистские застройки Екатеринбурга (Свердловска), Новосибирска (Ново-Николаевска) и ряда других городов являются редкими для мирового искусства примерами сохранившихся авангардных комплексов. Развернувшееся в СССР строительство, рост промышленности, творческие конкурсы, приглашение ведущих европейских мастеров позволило нашей стране стать на короткое время одним из лидеров мировой архитектуры.

На ранних стадиях архитектура этого направления была связана с изобразительными искусствами и другими видами творчества; так, конструктивистами считали себя Владимир Татлин и Александр Родченко. Александр Веснин начинал как живописец и в 1922 г. он писал: «Каждая данная вещь, созданная современным художником, должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека...». Именно этот принцип объединил самые разные конструктивистские проекты, которые решали задачу формирования структуры существования человека от момента рождения, детства и обучения до работы, досуга и самого нахождения в городе. Таким образом, задачи нового государства на короткое десятилетие совпали с поисками лучших зодчих страны, что позволило создать не одну сотню настоящих шедевров и вдохновить последующие поколения архитекторов всего мира. Другой важнейшей основой стала опора на современные технологии в строительстве и научные достижения [1].

Конкурсный проект 1922-23 гг. братьев Весниных на создание Дворца труда в Москве считается отправной точкой появления архитектуры конструктивизма. Следующий этап ее развития связан с творчеством Моисея Гинзбурга, который в книге «Стиль и эпоха» подчеркивает: «Силы конструктивные, ассоциируемые с переживаниями внутреннего мира человека, создают органический мир форм...» [2]. Здесь же Гинзбург обосновывает необходимость появления этих лаконичных новых форм и рассказывает, что лучшие зодчие прошлого подчиняли своими постройками старые стили. Конструктивисты стремились обновить город и наполнить его современными, вдохновляющими человека зданиями. В 1925 г. создается Объединение современных архитекторов (ОСА) под руководством А.Веснина и М.Гинзбурга – главное творческое объединение конструктивистов с собственным журналом.

В 1920-е гг. на всей территории страны шло активное развитие городов и промышленности, решалась проблема жилищного строительства (например, в Сибири к этому времени часть населения все еще жили в землянках). Все это, наряду с внедрением новой идеологии, привело к появлению современных типов зданий: фабрик-кухонь, клубов, дворцов труда, домов-коммун и других. Они стали наиболее подходящими типами и для конструктивистов, так как ярко выраженная функция позволяла выстроить вокруг нее и структурированный интерьер, предполагающий строгую дисциплину его использования и выразительную внешнюю форму. Игра пространственных объемов, отраженная на фасадах, конфигурации геометрических форм, а затем и ленточные окна, полубашни (с лестничными маршами внутри), угловые балконы и другие характерные элементы постепенно составили определенный словарь, который вскоре стал использоваться не только конструктивистами.

Наиболее выдающиеся архитекторы этого направления проектировали здания, исходя из конкретных требований площадки и будущего пользователя, раскрывали творческий потенциал нового стиля, находя его в том числе в постреволюционной романтике, вследствие чего появлялись выдающиеся постройки. Даже самые простые бани, хлебозаводы или прачечные могли превратиться в манифест новой культуры. Таким образцом могут послужить, например, бани «Гигант» (1928-30 гг.) Александра Никольского. Отдельные мотивы этого здания не раз повторялись другими архитекторами.

Конструктивисты были настолько убедительны, что их стилистику пробовали большинство выдающих архитекторов того времени, включая Бориса Иофана и Алексея Щусева. К периоду зрелого конструктивизма относится творчество Ильи Голосова и Ивана Леонидова, одного из самых поэтических архитекторов, ученика деревенского иконописца (и впоследствии Александра Веснина).

Разработки этого круга архитекторов оказали значительное влияние на планировки и облик соцгородов, которые в конце 1920-х гг. начали активно возводиться в промышленных центрах (Магнитогорске, Новосибирске и других). Здесь создавалась необходимая инфраструктура для рабочих, в центре которой находились дворец труда, клуб, административное здание завода, а вокруг удобным образом располагалось жилье. Так, Городок чекистов в Свердловске (1929-36 гг., руководитель проекта Иван Антонов) стал самым крупным в мире конструктивистским комплексом. Он относится уже к позднему периоду этого стиля. Стоит отметить, что НКВД-ОГПУ являлось одними из важных заказчиков новой архитектуры, что не помогло многим талантливым авторам впоследствии избежать допросов и ссылок.

Формально существование конструктивизма, как и всех других новаторских течений, было прервано 23 апреля 1932, когда ЦК ВКП(б) приняло постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», распускавшее все творческие группировки и объявившее организацию союзов [3]. Государственным вкусом стала руководить неоклассика, и модернизм вновь возник на карте СССР только после 1955 г. Такого теоретического и практического художественного разнообразия и столько количества талантливых архитекторов, как в 1920- е гг., ни СССР, ни Российская Федерация уже не увидели, но расцвет авангардной советской архитектуры, продолжавшийся около десяти лет, навсегда останется в истории мирового искусства.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. – М., 1996.

[2] Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. – М., 1924 г.; [переизд.] 2019. – С. 23.

[3] Партийное строительство. – 1932. – № 9. – С. 62.


© Петрова Е.С., 2019.

Статья поступила в редакцию 05.12.2019.

Петрова Екатерина Сергеевна,
научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/4(19)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/318.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru