Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.88.41.007

Шангин А.В.

Служили два товарища…

Аннотация. На основе материалов из никогда ранее не публиковавшейся личной коллекции летчика М.Л.Баженова, хранящейся в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, воссоздаются обстоятельства полета в сентябре 1919 г., за который он был награжден орденом Красного Знамени.

Ключевые слова: Гражданская война в России, история отечественной авиации, летчики-Краснознаменцы.

Открыть PDF-файл

Людям, интересующимся историей отечественной авиации, наверняка знакомо имя Якова Николаевича Моисеева (1897-1968) – знаменитого летчика-испытателя, кавалера четырех орденов Красного Знамени и двух орденов Ленина. Первым орденом Красного Знамени он был награжден за то, что осенью 1919 г. вместе с летчиком-наблюдателем Михаилом Львовичем Баженовым в сложных условиях выполнил воздушную разведку. Биография Я.Н.Моисеева достаточно хорошо известна, а вот о его товарище по 34-му Разведывательному авиационному отряду М.Л.Баженове опубликовано сведений гораздо меньше.

В фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника хранится коллекция личных вещей М.Л.Баженова. Часть предметов – фотографии, летные шлемы и очки передал сам Михаил Львович в 1964-1966 гг. По просьбе сотрудников музея он на пишущей машинке напечатал несколько страниц воспоминаний, которые озаглавил «Из прошлого».

2020-2 Шанг1Не так давно, в 2016 г., коллекция НГИАМЗ пополнилась письмами и документами М.Л.Баженова периода 1916-1921 гг. Они были случайно найдены на свалке в Нижнем Новгороде и принесены в музей неравнодушными гражданами. В документах, письмах и воспоминаниях М.Л.Баженова содержится много ценной информации, позволяющей восстановить события его биографии, а также подробности полета, за который они с Я.Н.Моисеевым были награждены орденами Красного Знамени.

2020-2 Шанг2

М.Л.Баженов родился в Нижнем Новгороде в 1895 г. Его отец Лев Гаврилович Баженов работал управляющим у известного купца-мукомола Матвея Емельяновича Башкирова. В авиацию Михаил Львович пришел в годы Первой мировой войны. Будучи подпоручиком 13-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады, он в 1916 г. был зачислен в Киевскую Военную школу летчиков-наблюдателей. По ее окончании М.Л.Баженов в качестве летчика-наблюдателя совершал боевые вылеты в составе различных соединений Российского Императорского военно-воздушного флота.

В марте 1918 г. при демобилизации старой армии М.Л.Баженов возвращается в Нижний Новгород. Здесь он участвует в формировании первых авиационных частей РККА. В сентябре 1918 г. в должности помощника командира и летчика-наблюдателя 3-го Советского социалистического авиационного отряда 2-й Новгородской Авиационной группы Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота М.Л.Баженов отправляется на Южный фронт в 9-ю Красную армию. В составе этого соединения он участвовал в боях с Донской армией генерала П.Н.Краснова, неоднократно выполнял разведывательные полеты за линию фронта. Так, в письме к матери из города Борисоглебска Тамбовской губернии от 25 ноября 1918 г. Михаил Львович писал: «Я уже летал вчера. Всего в воздухе пробыл 2 ч. 35 м. далеко заходя в тыл казакам».2020-2 Шанг3

2020-2 Шанг4

В течение зимы 1918-1919 гг. на Южном фронте Красная армия стремительно продвигалась вперед. Авиация не поспевала за передовыми частями и оказалась в довольно глубоком тылу.

Весьма показательно письмо, написанное М.Л.Баженовым 1 марта 1919 г. из села Турки Саратовской губернии. В нем он сообщает родителям: «Сколько простоим здесь не знаю. Но думаю весну. Может быть будем переформировываться по новым штатам. Вся беда в том, что нет совершенно бензину и материальных частей. Не на чем летать. Это очень печально и жаль. Авиация гибнет… А пока приходится нести службу летчика-наблюдателя и помощника командира отряда, налаживать работу в авиационном отряде и поддерживать то что есть…На фронте Красная Армия, не встречая сопротивлений, продвигается вперед. Союзничьих войск на фронте нет. Авиации, пока тоже. Везде свирепствует эпидемия сыпного тифа. Были случаи натуральной оспы» [1].

2020-2 Шанг5

Как и предполагал М.Л.Баженов, вскоре 2-я Новгородская авиационная группа была расформирована. 3-й Советский социалистический авиационный отряд был преобразован в 34-й Разведывательный авиационный отряд. Началось доукомплектование отряда личным составом по новым штатам.

2020-2 Шанг6Однако преобразования не сильно отразились на состоянии материальной части подразделения. Летать приходилось на уже достаточно изношенных аэропланах «Сопвич». Самолет этого типа представлял собой двухместный биплан с ротативным двигателем «Клерже». Из-за необычного расположения межкрыльевых стоек он назывался «Сопвич-полуторастоечный» [2].

Также не удалось улучшить положение дел с горючим. Из-за хронического отсутствия авиационного бензина аэропланы заправляли суррогатом горючего – так называемой «казанской смесью», или в просторечии «казанкой». Она представляла собой смесь керосина, газолина, спирта и эфира. Полеты на «казанке» были сопряжены с большим риском. Она разъедала шланги, а слизистые частицы отстоя могли забить жиклеры карбюраторов, вследствие чего глох двигатель [3]. И, наконец, по причине не полного сгорания смеси наблюдался чрезмерный расход горючего.2020-2 Шанг7

Все эти проблемы, связанные с техническим состоянием самолетов и использованием некачественного горючего, невероятно осложнили выполнение и без того рискованного задания, которое М.Л.Баженову и Я.Н.Моисееву довелось выполнить в сентябре 1919 г.

Но обо всем по порядку. В августе 1919 г. 4-й Донской конный корпус Вооруженных сил Юга России под командованием генерала К.К.Мамонтова прорвал фронт красных на стыке 8-й и 9-й армий и устремился в рейд по советским тылам. Стремительно продвигаясь, казаки громили гарнизоны и части противника, нарушали связь, захватывали склады с продовольствием и военным имуществом.

В сложившейся обстановке командование 9-й Красной армии приказало 34-му Разведывательному авиационному отряду восстановить связь с окруженными частями 8-й армии, а также уточнить линию фронта и обнаружить места скопления конницы противника. Лететь нужно было над занятой противником территорией. Точных сведений о районе, где предстояло приземляться, не было – всякая связь со штабом 8-й армии была уже давно потеряна. Выполнить эту ответственную задачу поручили М.Л.Баженову – заместителю командира авиаотряда и опытному летчику-наблюдателю. Пилотировать самолет должен был Я.Н.Моисеев, тогда еще молодой летчик, три месяца назад окончивший курс авиационной школы.

Погода стояла неблагоприятная: сплошная низкая облачность, сильный порывистый ветер. Однако медлить с вылетом было нельзя – обстановка на фронте стремительно ухудшалась. И вот хмурым сентябрьским днем Я.Н.Моисеев и М.Л.Баженов на аэроплане «Сопвич» поднялись в воздух с аэродрома у ж/д станции Поворино и вылетели намеченным курсом искать расположение штаба 8-й Красной армии [4]. Внизу открывались картины недавних боев: сошедшие с рельс составы поездов, взорванные мосты, горящие селения, двигающиеся в северном направлении эскадроны кавалерии и батареи конной артиллерии противника.

По расчету топлива должно было хватить примерно на пять часов полета. Однако не прошло и двух часов, как мотор заглох. «Казанка» не столько сгорала, сколько вылетала через клапаны. Вынужденная посадка прошла благополучно, но вот где приземлились – у своих, или у белых – было неизвестно. М.Л.Баженов остался охранять самолет, а Я.Н.Моисеев направился к ближайшей станции выяснить обстановку. Вот как он впоследствии описывал дальнейшие события: «Стоят эшелоны, народу много. Я был в куртке и кожаных брюках. Смотрю, тут тоже в кожанках ходят. Слышу: «Товарищ командир, товарищ командир». Ну, думаю, значит, наши. Я подхожу к командиру и докладываю обстановку. Так и так. У меня вынужденная посадка, мне хотелось бы с вами поговорить. А пакет как раз ему и предназначался» [5].

А вот так это событие описал М.Л.Баженов в своих воспоминаниях: «В штаб 8-й армии мы прилетели, как раз вовремя: он уже начал эвакуироваться в другое более безопасное место. В штабе нас приняли с большим недоверием, а после убедились, что мы действительно свои – красные, с такой же радостью» [6].

На следующий день, получив оперативные сводки о ситуации на фронте, данные о расположении и состоянии частей 8-й Красной армии, а также письма, с просьбой переслать их родным, летчики заправили аэроплан горючим и вылетели в обратный путь на свой аэродром.

Из-за неполадок в моторе пришлось снова делать вынужденную посадку, но на этот раз уже в тылу у белых. К счастью, был уже поздний вечер, и приземление не было замечено противником. Летчики заночевали у самолета. Они твердо решили в случае появления конного разъезда мамонтовцев сжечь секретные документы и самолет и не сдаваться живыми.

С рассветом летчики принялись за ремонт. Через некоторое время удалось запустить мотор и подняться в воздух. Однако на протяжении всего оставшегося полета двигатель работал с перебоями. Летели на малой высоте, периодически подвергаясь ружейному огню с земли. По возвращении на свой аэродром в фюзеляже и крыльях самолета обнаружилось несколько пулевых пробоин.

2020-2 Шанг8

Командование и товарищи по авиационному отряду отсутствовавших уже три дня Моисеева и Баженова считали погибшими. По прибытии летчики в штабе 9-й армии сделали подробный доклад о своем полете. А также передали секретные пакеты и сообщили ценные сведения о районах расположения и составе сил конного корпуса генерала К.К.Мамонтова. За выполнение этого сложного и ответственного задания оба летчика и были награждены орденами Красного Знамени.

В 1921 г. М.Л.Баженов был направлен в Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского. По окончании курса обучения в 1926 г. он поступает работать в Научно-испытательный институт ВВС РККА. В 1933 г. М.Л.Баженов был переведен в промышленность на работу ведущего инженера по летным испытаниям специального оборудования опытных боевых самолетов. По этой специальности Михаил Львович проработал до середины 1960-х гг. За свою многолетнюю плодотворную работу М.Л.Баженов был награжден медалями и двумя орденами «Знак Почета».


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] НГИАМЗ – ГОМ 27451/32.

[2] Шепс А.С. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты. – СПб., 2002. – С. 24.

[3] Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. – М., 2000. – С. 21.

[4] Более точную дату вылета ни Я.Н.Моисеев, ни М.Л.Баженов не приводят.

[5] Зиновьев Н.Н., Конев В.Н. Красные авиаторы на фронтах Гражданской войны 1918-1920. – М., 2017. – С. 93.

[6] НГИАМЗ – ВСП 1914/4.


© Шангин А.В., 2020.
© Шангин А.В., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 04.07.2020.

Шангин Андрей Владимирович,
старший научный сотрудник Отдела истории,
Нижегородский государственный историко-архитектурный
музей-заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: andrei.nn@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/2(21)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/369.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru