2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2020.88.41.007
Шангин А.В.
Служили два товарища…
Аннотация. На основе материалов из никогда ранее не публиковавшейся личной коллекции летчика М.Л.Баженова, хранящейся в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, воссоздаются обстоятельства полета в сентябре 1919 г., за который он был награжден орденом Красного Знамени.
Ключевые слова: Гражданская война в России, история отечественной авиации, летчики-Краснознаменцы.
Людям, интересующимся историей отечественной авиации, наверняка знакомо имя Якова Николаевича Моисеева (1897-1968) – знаменитого летчика-испытателя, кавалера четырех орденов Красного Знамени и двух орденов Ленина. Первым орденом Красного Знамени он был награжден за то, что осенью 1919 г. вместе с летчиком-наблюдателем Михаилом Львовичем Баженовым в сложных условиях выполнил воздушную разведку. Биография Я.Н.Моисеева достаточно хорошо известна, а вот о его товарище по 34-му Разведывательному авиационному отряду М.Л.Баженове опубликовано сведений гораздо меньше.
В фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея заповедника хранится коллекция личных вещей М.Л.Баженова. Часть предметов – фотографии, летные шлемы и очки передал сам Михаил Львович в 1964-1966 гг. По просьбе сотрудников музея он на пишущей машинке напечатал несколько страниц воспоминаний, которые озаглавил «Из прошлого».
Не так давно, в 2016 г., коллекция НГИАМЗ пополнилась письмами и документами М.Л.Баженова периода 1916-1921 гг. Они были случайно найдены на свалке в Нижнем Новгороде и принесены в музей неравнодушными гражданами. В документах, письмах и воспоминаниях М.Л.Баженова содержится много ценной информации, позволяющей восстановить события его биографии, а также подробности полета, за который они с Я.Н.Моисеевым были награждены орденами Красного Знамени.
М.Л.Баженов родился в Нижнем Новгороде в 1895 г. Его отец Лев Гаврилович Баженов работал управляющим у известного купца-мукомола Матвея Емельяновича Башкирова. В авиацию Михаил Львович пришел в годы Первой мировой войны. Будучи подпоручиком 13-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады, он в 1916 г. был зачислен в Киевскую Военную школу летчиков-наблюдателей. По ее окончании М.Л.Баженов в качестве летчика-наблюдателя совершал боевые вылеты в составе различных соединений Российского Императорского военно-воздушного флота.
В марте 1918 г. при демобилизации старой армии М.Л.Баженов возвращается в Нижний Новгород. Здесь он участвует в формировании первых авиационных частей РККА. В сентябре 1918 г. в должности помощника командира и летчика-наблюдателя 3-го Советского социалистического авиационного отряда 2-й Новгородской Авиационной группы Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота М.Л.Баженов отправляется на Южный фронт в 9-ю Красную армию. В составе этого соединения он участвовал в боях с Донской армией генерала П.Н.Краснова, неоднократно выполнял разведывательные полеты за линию фронта. Так, в письме к матери из города Борисоглебска Тамбовской губернии от 25 ноября 1918 г. Михаил Львович писал: «Я уже летал вчера. Всего в воздухе пробыл 2 ч. 35 м. далеко заходя в тыл казакам».
В течение зимы 1918-1919 гг. на Южном фронте Красная армия стремительно продвигалась вперед. Авиация не поспевала за передовыми частями и оказалась в довольно глубоком тылу.
Весьма показательно письмо, написанное М.Л.Баженовым 1 марта 1919 г. из села Турки Саратовской губернии. В нем он сообщает родителям: «Сколько простоим здесь не знаю. Но думаю весну. Может быть будем переформировываться по новым штатам. Вся беда в том, что нет совершенно бензину и материальных частей. Не на чем летать. Это очень печально и жаль. Авиация гибнет… А пока приходится нести службу летчика-наблюдателя и помощника командира отряда, налаживать работу в авиационном отряде и поддерживать то что есть…На фронте Красная Армия, не встречая сопротивлений, продвигается вперед. Союзничьих войск на фронте нет. Авиации, пока тоже. Везде свирепствует эпидемия сыпного тифа. Были случаи натуральной оспы» [1].
Как и предполагал М.Л.Баженов, вскоре 2-я Новгородская авиационная группа была расформирована. 3-й Советский социалистический авиационный отряд был преобразован в 34-й Разведывательный авиационный отряд. Началось доукомплектование отряда личным составом по новым штатам.
Однако преобразования не сильно отразились на состоянии материальной части подразделения. Летать приходилось на уже достаточно изношенных аэропланах «Сопвич». Самолет этого типа представлял собой двухместный биплан с ротативным двигателем «Клерже». Из-за необычного расположения межкрыльевых стоек он назывался «Сопвич-полуторастоечный» [2].
Также не удалось улучшить положение дел с горючим. Из-за хронического отсутствия авиационного бензина аэропланы заправляли суррогатом горючего – так называемой «казанской смесью», или в просторечии «казанкой». Она представляла собой смесь керосина, газолина, спирта и эфира. Полеты на «казанке» были сопряжены с большим риском. Она разъедала шланги, а слизистые частицы отстоя могли забить жиклеры карбюраторов, вследствие чего глох двигатель [3]. И, наконец, по причине не полного сгорания смеси наблюдался чрезмерный расход горючего.
Все эти проблемы, связанные с техническим состоянием самолетов и использованием некачественного горючего, невероятно осложнили выполнение и без того рискованного задания, которое М.Л.Баженову и Я.Н.Моисееву довелось выполнить в сентябре 1919 г.
Но обо всем по порядку. В августе 1919 г. 4-й Донской конный корпус Вооруженных сил Юга России под командованием генерала К.К.Мамонтова прорвал фронт красных на стыке 8-й и 9-й армий и устремился в рейд по советским тылам. Стремительно продвигаясь, казаки громили гарнизоны и части противника, нарушали связь, захватывали склады с продовольствием и военным имуществом.
В сложившейся обстановке командование 9-й Красной армии приказало 34-му Разведывательному авиационному отряду восстановить связь с окруженными частями 8-й армии, а также уточнить линию фронта и обнаружить места скопления конницы противника. Лететь нужно было над занятой противником территорией. Точных сведений о районе, где предстояло приземляться, не было – всякая связь со штабом 8-й армии была уже давно потеряна. Выполнить эту ответственную задачу поручили М.Л.Баженову – заместителю командира авиаотряда и опытному летчику-наблюдателю. Пилотировать самолет должен был Я.Н.Моисеев, тогда еще молодой летчик, три месяца назад окончивший курс авиационной школы.
Погода стояла неблагоприятная: сплошная низкая облачность, сильный порывистый ветер. Однако медлить с вылетом было нельзя – обстановка на фронте стремительно ухудшалась. И вот хмурым сентябрьским днем Я.Н.Моисеев и М.Л.Баженов на аэроплане «Сопвич» поднялись в воздух с аэродрома у ж/д станции Поворино и вылетели намеченным курсом искать расположение штаба 8-й Красной армии [4]. Внизу открывались картины недавних боев: сошедшие с рельс составы поездов, взорванные мосты, горящие селения, двигающиеся в северном направлении эскадроны кавалерии и батареи конной артиллерии противника.
По расчету топлива должно было хватить примерно на пять часов полета. Однако не прошло и двух часов, как мотор заглох. «Казанка» не столько сгорала, сколько вылетала через клапаны. Вынужденная посадка прошла благополучно, но вот где приземлились – у своих, или у белых – было неизвестно. М.Л.Баженов остался охранять самолет, а Я.Н.Моисеев направился к ближайшей станции выяснить обстановку. Вот как он впоследствии описывал дальнейшие события: «Стоят эшелоны, народу много. Я был в куртке и кожаных брюках. Смотрю, тут тоже в кожанках ходят. Слышу: «Товарищ командир, товарищ командир». Ну, думаю, значит, наши. Я подхожу к командиру и докладываю обстановку. Так и так. У меня вынужденная посадка, мне хотелось бы с вами поговорить. А пакет как раз ему и предназначался» [5].
А вот так это событие описал М.Л.Баженов в своих воспоминаниях: «В штаб 8-й армии мы прилетели, как раз вовремя: он уже начал эвакуироваться в другое более безопасное место. В штабе нас приняли с большим недоверием, а после убедились, что мы действительно свои – красные, с такой же радостью» [6].
На следующий день, получив оперативные сводки о ситуации на фронте, данные о расположении и состоянии частей 8-й Красной армии, а также письма, с просьбой переслать их родным, летчики заправили аэроплан горючим и вылетели в обратный путь на свой аэродром.
Из-за неполадок в моторе пришлось снова делать вынужденную посадку, но на этот раз уже в тылу у белых. К счастью, был уже поздний вечер, и приземление не было замечено противником. Летчики заночевали у самолета. Они твердо решили в случае появления конного разъезда мамонтовцев сжечь секретные документы и самолет и не сдаваться живыми.
С рассветом летчики принялись за ремонт. Через некоторое время удалось запустить мотор и подняться в воздух. Однако на протяжении всего оставшегося полета двигатель работал с перебоями. Летели на малой высоте, периодически подвергаясь ружейному огню с земли. По возвращении на свой аэродром в фюзеляже и крыльях самолета обнаружилось несколько пулевых пробоин.
Командование и товарищи по авиационному отряду отсутствовавших уже три дня Моисеева и Баженова считали погибшими. По прибытии летчики в штабе 9-й армии сделали подробный доклад о своем полете. А также передали секретные пакеты и сообщили ценные сведения о районах расположения и составе сил конного корпуса генерала К.К.Мамонтова. За выполнение этого сложного и ответственного задания оба летчика и были награждены орденами Красного Знамени.
В 1921 г. М.Л.Баженов был направлен в Военно-воздушную академию им. Н.Е.Жуковского. По окончании курса обучения в 1926 г. он поступает работать в Научно-испытательный институт ВВС РККА. В 1933 г. М.Л.Баженов был переведен в промышленность на работу ведущего инженера по летным испытаниям специального оборудования опытных боевых самолетов. По этой специальности Михаил Львович проработал до середины 1960-х гг. За свою многолетнюю плодотворную работу М.Л.Баженов был награжден медалями и двумя орденами «Знак Почета».
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] НГИАМЗ – ГОМ 27451/32.
[2] Шепс А.С. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты. – СПб., 2002. – С. 24.
[3] Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. – М., 2000. – С. 21.
[4] Более точную дату вылета ни Я.Н.Моисеев, ни М.Л.Баженов не приводят.
[5] Зиновьев Н.Н., Конев В.Н. Красные авиаторы на фронтах Гражданской войны 1918-1920. – М., 2017. – С. 93.
[6] НГИАМЗ – ВСП 1914/4.
© Шангин А.В., 2020.
© Шангин А.В., илл., 2020.
Статья поступила в редакцию 04.07.2020.
Шангин Андрей Владимирович,
старший научный сотрудник Отдела истории,
Нижегородский государственный историко-архитектурный
музей-заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: andrei.nn@mail.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/2(21)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/369.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.