Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.47.54.008

Казарина Н.И.

Гончарный промысел Балахнинского уезда Нижегородской губернии (По материалам фондовой коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника)

Аннотация. В статье рассматривается проблема происхождения и развития гончарного производства в Балахнинском уезде Нижегородской губернии, предпринята попытка проследить раннюю традицию промысла и ее трансформацию на примере материалов фондовой коллекции керамики Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Ключевые слова: гончарный промысел, традиции, керамика, Балахна, НГИАМЗ.

Открыть PDF-файл

Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению гончарного промысла Нижегородского края, нельзя сказать, что тема изучена достаточно полно. Имеющиеся публикации посвящены, как правило, биографиям мастеров, традициям одного из промысловых кустов либо сведениям о технологических особенностях небольшого производства. Одним из первых к теме балахнинского гончарного промысла в 1920-1930 гг. обратился сотрудник Нижегородского краеведческого музея Дмитрий Васильевич Прокопьев, искусствовед, исследователь ремесел нижегородского края. Его исследования на основе материалов экспедиций в Балахну, Городец, Василеву Слободу, Смиркино, Жбанниково были опубликованы в 1939 г. [1]

2020-3 Казар1Следует отметить, что сегодня разработка проблемы затруднена, прежде всего, из-за недостатка фактического материала. Восполнить этот пробел в значительной степени позволяет привлечение музейных коллекций, предметов, созданных в разных гончарных центрах. В частности, в фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника хранится большая коллекция самой разнообразной керамики. Коллекция начала формироваться в конце XIX века. В 1913 г. в Дмитриевской башне Нижегородского кремля была открыта выставка, где, в том числе, были представлены интересные образцы гончарного искусства XVII–XVIII вв. Из ранних поступлений в фондах музея хранятся два чернолощеных кумгана второй половины XVIIIв. Вероятно, Московского производства.

В прошлом кумганами (кунганами) назывались восточные сосуды с длинным узким изогнутым носиком. Эта керамика, безусловно, оказывала влияние на развитие местного гончарного промысла.

В 1929 г. собрание музея пополнилось ценными артефактами из коллекции известного нижегородского художника, фотографа Андрея Осиповича Карелина. Среди этих предметов – редкие образцы керамики: несколько бесценных терракотовых изразцов балахнинского производства начала XVII в. и майоликовых гончарных сосудов XIX в.

2020-3 Казар22020-3 Казар3В это же время в фонды Нижегородского музея стали поступать образцы местного гончарного промысла. Большинство изделий не отличалось разнообразием форм. Это были простейшие горшки и кринки, которые у разных мастеров лишь незначительно отличались друг от друга. Подобная продукция выпускалась огромными партиями. К более редким элементам традиционного гончарного дела относилась праздничная и обрядовая посуда. Она была сложна в производстве, требовала опыта и особых умений мастера.

Гончарный промысел был традиционно развит в целом ряде уездов Нижегородской губернии: в Горбатовском, Арзамасском, Сергачском, Макарьевском, Балахнинском. Во многом возникновению гончарного промысла способствовало наличие подходящего сырья – глины. При этом Балахнинский уезд выделялся массовостью производства, разнообразием форм и способов его организации. Можно предположить, что технологические новинки в гончарном деле были заимствованы балахнинцами у ссыльных новгородских мастеров.

В качестве эмпирической базы для данной статьи нами использовались наиболее сложные по технике исполнения предметы: кумганы, кувшины для кваса, шутихи. Названия предметов менялись в зависимости от места их бытования. Такие работы выполнялись опытными мастерами населенных пунктов Балахнинского уезда: Репино, Василева Слобода, Смиркино. Так, в фондах Нижегородского музея-заповедника хранятся несколько кувшинов, выполненных мастерами деревни Репино.

2020-3 Казар42020-3 Казар5Эти кувшины отличают невероятная тонкость глины, узкая горловина, широкий профилированный бортик, плоская перемычка, соединяющая горло и узкий изогнутый носик. Они напоминают старинные «кумганы» московских мастеров XVIII в., но роспись делает эти местные глиняные кувшины уникальными. Особенностью этой росписи было то, что на репинских кувшинах ее не закрепляли обжигом. Сами кувшины не покрывали керамической глазурью и не всегда использовали золотую и серебряную фольгу.

Богатая по росписи и совершенная по исполнению керамика была характерна для староверческих поселений на реке Узоле. В их среде была сравнительно широко развита грамотность. Во многих домах хранились древние иконы и рукописные книги [2].

2020-3 Казар6Важно отметить, что Репино и соседнее с ним Савино были известны в Нижегородском крае не столько расписными глиняными кувшинами, сколько росписью деревянных дуг. Очевидно, что глиняные кувшины расписывали те же мастера. Об этом говорит искусно выписанная дата на деревянных дугах и на горловине кувшинов. Наиболее ранняя из них – 1850 год. К сожалению, мало что сохранилось от этой уникальной керамики в наши дни. Благодаря Д.В.Прокопьеву в собрании Нижегородского музея-заповедника оказалось несколько редких образцов репинских кувшинов начала ХХ в. Несколько кувшинов и шутих хранятся в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге [3]. Период наибольшего расцвета гончарного промысла в деревне Репино – середина XIX в. – 1930-е гг. Его особенностью, как мы уже отмечали, было творческое взаимодействие с мастерами росписи по дереву. Данная технология в конце XIX – начале ХХ века была хорошо известна гончарам соседней деревни Смиркино. Известно, что в 1970-х гг. многие гончары из деревни Смиркино готовили глиняные горшки под роспись в гончарном цехе Семинской фабрики «Хохломской художник», стараясь подражать токарным деревянным формам хохломских изделий.

2020-3 Казар72020-3 Казар8В начале 1980-х гг. в фонды Нижегородского музея-заповедника поступила большая коллекция современной керамики, выполненная мастерами деревни Смиркино. Среди поступивших предметов было несколько шутих и кувшинов для кваса. Интересно, что эти кувшины сами мастера называли «курганами». В результате изучения коллекции выяснилось, что традиции гончарного дела живы, хотя и обогатились новыми приемами. Изменилась форма тулова «курганов»: она стала более вытянутой. Форма «городецкого горла» стала «оплывшей», лишенной острых граней.

В современном использовании сохранился такой предмет праздничного стола, как шутиха. Тулово смиркинских шутих выполнено в виде диска, иногда такую форму называли «бубликом». Техника исполнения тонкостенной керамики в стиле мастеров Репина чрезвычайно сложна. В Смиркино ей владели мастера Ф.Д.Батманов и А.В.Иванов.

Немаловажно отметить, что в 1920-х годах архаичные формы старинных кумганов Репина были интересны и мастерам села Василева Слобода Балахнинского уезда (ныне г. Чкаловск). Это во многом объясняется тем, что именно в Василеву Слободу возили продавать свой товар мастера Репино и Смиркино.

2020-3 Казар9В конце 1927-го г. Д.В.Прокопьев передал в фонды Нижегородского музея кувшины для кваса из деревни Никольское. Некоторые из них были выполнены в старых традициях. С высоким профилированным горлом и небольшим сливом, как сказано в одной из первых учетных книг музея: с «характерным городецким рыльцем». Д.В.Прокопьев записал имя мастера – Леонтий Гандурин. Его «кумган» небольших размеров, с тонким черепком, покрыт яркой зеленой поливой. Форма напоминает репинские кувшины, но сработан он был просто, грубо, по-своему красиво.

2020-3 Казар10Через Василеву Слободу, Никольское, Горянское и соседнее село Беседы проходил знаменитый Екатерининский тракт. Этим в значительной степени было определено влияние столичных образцов на местную гончарную продукцию, на форму и орнаментику глиняных предметов. Не обошли вниманием балахнинские мастера и соседние уезды. Так, в ходе этнографической экспедиции 2018 г. в селе Беседы нам удалось найти дом потомственного гончара, посмотреть его работы 1920-1930 гг. Его работы испытали значительное влияние керамики южного уезда Нижегородской губернии – Богородского. Об этом говорят красная глина, массивный тяжелый черепок, цилиндрическое горло с чуть утолщенным краем, не имеющие ничего общего с городецкими тонкостенными «кумганами». В результате привнесенные приемы постепенно стали частью местной традиции. Репино, Савино, Василева Слобода, Никольское, Горянское, Смиркино – в гончарных мастерских этих селений создавалась великолепная керамика в духе старинных кумганов. Отрадно, что в условиях угасания промысла эти, казалось бы, давно забытые образы возродились в работах мастеров Смиркино в 1980-х гг. Сегодня гончарный промысел существует в этом селе благодаря потомственному мастеру Петру Никоновичу Мерлухину. И то, что казалось безнадежно утерянным, открывается в его работах новыми гранями древних традиций.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Прокопьев Д.В. Художественные промысла Горьковской области. – Горький, ОГИЗ, 1939.

[2] Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское книж. изд-во, 1988.

[3] Колобкова И.А. Керамика и глиняная игрушка. Русский музей. Народное искусство Нижегородского края. – СПб.: PalasEditions, 2017.


© Казарина Н.И., 2020.

© Казарина Н.И., илл., 2020.

Статья поступила в редакцию 29.08.2020.

Казарина Нина Игоревна,
старший научный сотрудник отдела фондов,
Нижегородский государственный историко-архитектурный
музей-заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: nina.nnov@gmail.com

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/373.html

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru