Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.38.28.010

Путрик Ю.С.

Культурные ценности становятся доступнее благодаря социальному туризму

Аннотация. Социальный туризм как вид путешествий, поддерживаемый государством и работодателями, является эффективным средством обеспечения доступности к культурным ценностям. В Российской Федерации эта форма организации путешествий получает все большее распространение и охватывает разные категории населения. Одной из форм поддержки туристских поездок стала государственная программа возмещения расходов людям, которые решили отдохнуть в российских регионах.

Ключевые слова: туризм, социальный туризм, социальная поддержка, культурное и природное наследие.

Открыть PDF-файл

Одной из центральных задач в области охраны и использования объектов культурного и природного наследия является обеспечение их доступности для населения и туристов в культурно-познавательных, просветительских, образовательных, воспитательных и иных целях. Их достижение выполняет все более значимую роль и функцию передачи культурных ценностей и знания от поколения к поколению, способствуя устойчивому развитию человеческого сообщества. Доступность культурных ценностей в современном мире обеспечивается комплексом самых разнообразных законодательных, финансовых, организационных, информационно-пропагандистских мероприятий как со стороны государства, так и со стороны общественных и коммерческих структур. К таким мерам относятся, прежде всего, развивающееся социально ориентированное законодательство, разработка и реализация соответствующих проектных и программных разработок, улучшение инфраструктуры и транспортного обслуживания туристских познавательных дестинаций и др.

В основе этой деятельности лежат международные документы и законодательные акты в каждой конкретной стране. Среди базовых международных документов следует упомянуть Всеобщую декларацию прав человека [1], впервые провозгласившую право на свободу передвижения и участия в культурной жизни; Конвенцию ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия [2], продекларировавшую необходимость всемерной популяризации объектов всемирного наследия; Манильскую декларацию по мировому туризму [3], также обратившую внимание на культурные ценности как на важнейший ресурс туризма в сочетании с социальным туризмом как эффективным инструментом обеспечения доступности к туризму и, соответственно, к культурным и природным ценностям. В других международных документах перспективы развития социального туризма тесно увязываются с расширением доступности культурных ценностей в период отпусков, когда «путешествия могут предоставить наиболее удачные возможности для повышения культурного уровня благодаря открытию новых мест, культур и цивилизаций; благодаря физическим, художественным, спортивным и рекреационным видам деятельности; благодаря знакомству с людьми других поколений и иного образования» [4].

В Российской Федерации социальный туризм закреплен законодательно как «туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [5]. И хотя позже специальных подзаконных актов по социальному туризму в Российской Федерации на принималось, этот вид туризма, тем не менее, достаточно успешно развивается в нашей стране благодаря социальной политике государства, направленной на поддержку поездок с оздоровительными, познавательными, лечебными, образовательными, воспитательными и иными целями для различных категорий граждан и населения, продолжая тем самым устойчивую традицию со времен СССР, когда социальный туризм охватывал значительную часть населения [6].

Поддержка путешествий со стороны государства и работодателей получает все более широкое распространение в Российской Федерации для самых различных категорий населения: детей, молодежи, работающих контингентов и их семей, людей пожилого возраста, людей с ограниченными возможностями здоровья. Эта поддержка все в большей степени ориентируется на усиление познавательной направленности, связанной с посещениями объектов культурного наследия в познавательных, образовательных и воспитательных целях. Так, начиная с 2013 г. в стране реализуется Национальная программа развития детского туризма «Моя Россия», которая позволяет школьникам из разных регионов, включая самые дальние уголки страны, бесплатно отправиться в путешествие по России и посетить исторически значимые города — Москву, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Ярославль и многие другие. Программа реализуется в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры РФ во исполнение поручения Президента РФ [7] с целью популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодежи к истории и культуре России.

Министерством культуры РФ реализуется Национальная программа детского культурно-познавательного туризма. Финансирование расходов, связанных с непосредственным пребыванием учащихся и сопровождающих, производится за счет средств федерального бюджета [8]. Как сообщает специализированный сервис по продвижению событий, «за 6 лет существования проекта «Моя Россия» школьники из разных городов, деревень и сел успели побывать в Москве, Санкт-Петербурге, городах Золотого кольца, Екатеринбурге, Туле, Казани, Севастополе, Владивостоке, а также в Бурятии, Карелии и других городах и регионах России. В 2013 г. был запущен первый маршрут — «Моя Россия: град Петров». В Санкт-Петербурге побывали школьники из Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного округов. В 2014 г. проект дополнился 5 новыми маршрутами. Участниками стали 25 тыс. человек. В 2015 г., в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 22 тыс. школьников отправились в путешествие по 9 военно-патриотическим маршрутам. География проекта охватила Дальний Восток. В 2016 г. добавилось еще 2 маршрута: «Русские усадьбы. Литература» и «Псков. Духовные истоки». Участие в проекте приняли 14 тыс. подростков. В 2017 г. программа насчитывала 12 маршрутов и 22 тыс. участников. В 2018 г. проект охватил 16 регионов, среди которых Дальний Восток, Сибирь и Урал. Добавились новые маршруты: «Россия – родина космонавтики», «Легенды Байкала», «Серебряное ожерелье», «Великий Волжский путь», «Императорский маршрут», «По лермонтовским местам». Особенным стал маршрут «Петербург Достоевского», разработанный к 200-летию писателя. В 2019 году в проекте участвовали 17 000 школьников из 85 регионов. На этот раз маршруты программы задействовали 12 регионов. Ребята посетили столицу, Петербург, Пятигорск, Великий Новгород и другие исторически значимые города» [9]. Как видим география и направленность приведенных выше маршрутов весьма широка и включает самые разнообразные культурные и природные темы и объекты, полностью соответствуя выполнению положений российского законодательства и международных документов, направленных на всемерную популяризацию объектов культурного природного наследия.

В ключе социальной направленности развивается в России и молодежный туризм, представляющий собой вид туризма и туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый не только в рамках национальных границ но и на международном уровне. Ведь именно в путешествиях наиболее эффективно расширяется видение мира, формируется кругозор молодого человека. Особенно это касается студентов, которые имеют относительно продолжительные каникулы для отдыха и путешествий в зимнее и летнее время. Поэтому государство традиционно поддерживает молодежные путешествия, которые могут совершаться также и в сопровождении преподавателей в форме учебных практик [10].

Государственная поддержка поездок и путешествий граждан Российской Федерации реализуется в разных формах, которые с полной определенностью можно отнести к проявлениям социального туризма, хотя сам термин «социальный туризм» при этом, как правило, не употребляется. Так, расширяется география льготных поездок на авиатранспорте для молодежи (лиц, не достигших 23-летнего возраста) и пожилых людей и из удаленных районов Сибири и Дальнего Востока в Москву, Санкт-Петербург и в другие города европейской части страны, в т.ч. на курорты, благодаря реализуемой с 2009 г. программе правительства Российской Федерации субсидированных авиаперевозок не только для указанных категорий граждан, но и для многодетных семей, инвалидов I группы и сопровождающих их лиц [11].

Понятно, что последовательная реализация такой программы открыла широкие возможности для ознакомления и приобщения граждан из удаленных регионов к культурным и цивилизационным ценностям страны, способствуя тем самым не только повышению культурного уровня населения, но также и патриотическому воспитанию и укреплению российской цивилизационной идентичности. Сумма выделенных бюджетных средств на такие поездки только в 2019 г. составила 15 млрд. рублей [12]. С другой стороны, можно отметить, что данная программ лишена симметричности: жители европейской части России таких льгот для посещения Дальнего Востока не имеют, что может привести к снижению эффективности усилий по формированию устойчивой цивилизационной идентичности наших сограждан.

Широкое распространение традиционно имеет и поддержка поездок пенсионеров к местам отдых и лечения за счет средств социального страхования, которые сейчас все чаще называют лечебным или оздоровительным туризмом. На основании федерального закона «О государственной социальной помощи» все пенсионеры могут один раз в год воспользоваться своим правом на получение путевки в санаторий за счет государства. Этот закон распространяется на всех, имеющих удостоверение пенсионера: по возрасту, по инвалидности, по выслуге лет [13]. Понятно, что только по этим путевкам показатели социального туризма измеряются миллионами поездок к местам лечения и отдых и конечно же сопровождаются посещениями объектов культурного и природного наследия.

Наряду с господдержкой весьма масштабные мероприятия по стимулированию туристско-рекреационных поездок своих работников, в т.ч. вышедших на пенсию, до недавнего времени осуществлялись со стороны работодателей в крупных российских корпорациях, таких, как Газпром, Роснефть, Альфа-банк, Сургутнефтегаз и других. На региональном уровне в отдельных регионах принимаются специальные программ, направленные на финансовую поддержку путешествий социально слабо защищенных категорий граждан. Так, в 2018 г. в Республике Башкортостан Госкомтуризма и предпринимательства запрашивал предложения туроператоров по маршрутам социальных туров. Бюджет республики выделил на приобретение 1105 путевок почти 7,8 млн рублей. Из них 1,5 млн были предназначены на приобретение 200 путевок для воспитанников детских домов и 1,65 млн – на 138 путевок для детей-инвалидов, инвалидов-колясочников и инвалидов по зрению I группы с сопровождающими их лицами. Пенсионерам часть стоимости социальной путевки была оплачена в размере 8 тыс. рублей вне зависимости от маршрутов туров. В 2017 г. размер господдержки в Республике Башкортостан составил 7 млн рублей на 800 путевок. Еще 614 путевок из социальной квоты были выделены на туры по республике, а еще 153 путевки – на туры по России. Подобные примеры можно найти в других субъектах Российской Федерации [14].

В 2020 г. складывающаяся система социального туризма в Российской Федерации получила новый импульс с принятием Федеральным агентством по туризму по поручению Правительства РФ программы о частичной компенсации расходов на отдых в России. В июле 2020 г. правительство России приняло решение выделить из резервного фонда 15 млрд рублей на развитие внутреннего туризма для частичной компенсации расходов людям, которые до конца этого года решат отдохнуть в российских регионах. Их список уже составлен Ростуризмом. Сумма возврата средств туристам (кэшбэк) первоначально составила от 5 до 15 тыс. рублей в зависимости от тура. Такое решение хотя и продиктованное стремлением поддержать отрасль туризма, имеет, безусловно, и социальный эффект, делая туристские путешествия более привлекательными с финансовой точки зрения и поэтому более доступными для населения. Ростуризм рассчитывает таким образом стимулировать поездки в регионы России, где до сих пор не было массового туризма. В список по данной программ вошел 51 регион, в том числе Бурятия, Хакасия, Калининградская область, Алтай и многие другие территории.

В первом, августовском, этапе в реализации данной программы приняли участие около 70 тыс. туристов, которые приобрели туров на 1,4 млрд рублей. Оставшиеся средства решено использовать для второго этапа распродажи туров с кэшбэком, который, по некоторой информации, должен начаться в октябре. При этом максимальный размер выплаты планируется увеличить с 15 тыс. до 20 тыс. рублей, а минимальная стоимость путевки больше не ограничивается (ранее было не менее 25 тыс. рублей). Максимальный возврат будет составлять 20% стоимости тура, но не более 20 тыс. рублей (ранее было не более 15 тыс.) [15], что явится весьма существенным вкладом в развитие социального туризма.

Таким образом, социальный туризма, являясь важной составляющей частью социальной политики государства, обеспечивает в Российской Федерации все белее высокую степень доступности к культурным и природным ценностям различных категорий населения нашей страны, оказывая тем самым эффективное воздействие на просветительские, образовательные и воспитательные процессы, в т.ч. и на укрепление цивилизационной идентичности наших сограждан. Являясь достаточно распространенной формой туристского обслуживания, идеи социального туризма находят понимание и поддержку и в дружественных странах, в частности в странах СНГ, которые в 2019 г. на Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств приняли Модельный закон «О социальном туризме» [16].


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 10.09.2020).

[2] Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята на Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 21 нояб. 1972 г. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения 10.09.2020).

[3] Манильская декларация по мировому туризму. Принята Всемирной конференцией по туризму, Манила (Филиппины), 27 сен. – 10 окт. 1980 г. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901813698 (дата обращения 10.09.2020).

[4] Монреальская декларация «К гуманному и социальному видению туризма». – URL: http://docs.cntd.ru/document/901813694 (дата обращения 10.09.2020).

[5] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 10.09.2020).

[6] Практическое руководство по организации и устойчивому развитию социального туризма в современной России. Ч. 1. Концептуальная модель социального туризма : метод. пособие / под ред. Путрика Ю.С. – М.: АРТТЕК холдинг, 2008. – С. 35.

[7] Поручение Президента РФ от 11.10.12 № Пр – 2705. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/16661 (дата обращения 10.09.2020).

[8] Приказ Министерства культуры РФ от 13 октября 2016 г. N 2296 «Об утверждении Плана деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2016-2021 годы». – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71414062/#ixzz6YC2frLp4 (дата обращения 10.09.2020).

[9] Национальная программа развития детского туризма «Моя Россия». – URL: https://kudago.com/all/news/natsionalnaya-programma-razvitiya/ (дата обращения 15.09.2020).

[10] Российский энциклопедический словарь «Туризм» / С.Н.Абакумов, М.В.Арифуллин, М.Б.Биржаков и др.; отв. ред. С.Ю.Житенёв. – М.: Ин-т наследия, 2018. – С. 219.

[11] Постановление Правительства РФ от 02.03.2018 N 215 (ред. от 18.11.2019) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению…». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292244/ (дата обращения 24.09.2020).

[12] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка результативности использования субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292244/ (дата обращения 24.09.2020).

[13] Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 24.09.2020).

[14] Артемова Е. Возраст турам не помеха. – URL: https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/view/vozrast-turam-ne-pomeha (дата обращения 22.09.2020).

[15] Правительство продлило программу туристического кэшбэка. – URL: https://ratanews.ru/news/news_2102020_5.stm (дата обращения 02.10.2020).

[16] Модельный закон «О социальном туризме»: Приложение к постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 22 ноября 2019 года № 50-14. – URL: https://iacis.ru/baza_dokumentov/modelnie_zakonodatelnie_akti
_i_rekomendatcii_mpa_sng
(дата обращения 02.10.2020).


© Путрик Ю.С., 2020.

Статья поступила в редакцию 05.10.2020.

Путрик Юрий Степанович,
доктор исторических наук,
руководитель Центра социокультурных и туристских программ,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: putrik@list.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/377.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru