Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.71.95.001

Романова Д.Я.

Наследование семейных ценностей в процессе сохранения нематериального культурного наследия

Аннотация. В статье подчеркивается значимость применения аксиологического подхода в изучении семейного и родового наследия как неотъемлемой части нематериального культурного наследия. Отдельное внимание уделяется семейным ценностям в контексте государственного и общественного служения.

Ключевые слова: семейные ценности, нематериальное культурное наследие, традиции, религия.

Открыть PDF-файл

В последние годы большую значимость получило изучение нематериального культурного наследия, обращение к которому является необходимым для сохранения, наследования и актуализации социально значимых ценностей в социокультурном пространстве, образовательном и воспитательном процессе, в частности, при подготовке будущих специалистов – культурологов, историков и педагогов. Значимость наследия была отмечена экспертами на заседании Совета по межнациональным отношениям, а президентом России В.В.Путиным 2022 г. был объявлен Годом нематериального культурного наследия. В условиях современной трансформации института семьи, межличностных отношений и иерархии ценностей в семье, постмодернистского дискурса крайне важен аксиологический подход к теме семейного и родового наследия как основе сохранения культурной памяти человека.

Данная тема актуальна также в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». В тексте Стратегии отмечается следующее: «Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций граждан Российской Федерации способствует тому, что происходит фиксируемый социологами разрыв прежде устойчивых социальных связей (дружеских, семейных, соседских), а также рост индивидуализма и числа разводов… Все это не способствует передаче от поколения к поколению традиционных для Российской Федерации ценностей и норм, традиций и обычаев, нарушает прежде устойчивые межпоколенческие связи в вопросах передачи культурных, этнических традиций и знаний…» [1].

В этой связи особую актуальность представляет изучение механизмов наследования культурной памяти в контексте межпоколенческих связей. Именно в семье как консервативном и вечно обновляющемся общественном институте происходит разностороннее развитие личности, усвоение ценностей и культурных норм, а также формирование ряда нравственных принципов, среди которых: почитание предков, верность своему делу, патриотизм, ответственность, трудолюбие и созидание, чувство нравственного долга и стремление принести пользу обществу и стране.

Семейные ценности во многом опираются на религиозное наследие, поэтому особенно важно объединение усилий представителей традиционных религий России в данном направлении. В частности, это касается изучения молодежью представлений о семье в традиционных религиях, а также их огромного вклада в отечественную культуру. В современных исследованиях отмечается духовно-нравственный потенциал традиционных религий в качестве значимого элемента развития социокультурной жизни и гуманитарной безопасности нашей страны [2].

Представляется необходимой реализация междисциплинарного подхода в изучении роли семьи в нравственном становлении молодого поколения, а также взаимодействия представителей традиционных религий России в процессе популяризации семейных ценностей. Семья в настоящее время является хранителем уходящих ценностей и создателем новых традиций. Современные научные исследования роли семьи в нравственном становлении молодого поколения должны стать известны педагогам, работающим в школах, а также представителям общественных и религиозных организаций, ведущим работу в этом направлении.

Обращение к семейно-родовому наследию имеет значение, в частности, для выявления и сохранения конкретных форм нематериального культурного наследия, а также для научного обеспечения и перспектив включения мероприятий и исследований, связанных с продвижением образов представителей всех сословий как значимого направления культурной, семейной и молодежной политики. Наиболее ярко преемственность в нематериальном культурном наследии проявляется в деятельности представителей профессиональных династий, представляющих собой «исторически сложившееся, относительно устойчивое явление, обеспечивающее наследование от поколения к поколению содержания труда и традиций» [3]. Семейные ценности, отображенные в литературе, художественном творчестве, народных промыслах, являются одним из значимых примеров наследования нематериального культурного наследия.

В своем диссертационном исследовании «Проблемы наследования культурных ценностей семьи в эпоху депопуляции» М.Г.Кучмаев отмечает: «В настоящее время ценностные ориентиры приобретают особое значение для многочисленных мотивов культурной деятельности семьи и ее членов, а также для характера и содержания самой деятельности. К ней следует отнести:

- социальную адаптацию или, иначе, вхождение семьи и ее членов в макро- и микросоциум в качестве самостоятельных субъектов социальных процессов. При этом семья не просто пассивно адаптируется к негативным или другим социальным явлениям, но и разрабатывает активные формы их преодоления, совершенствования и выступает, тем самым, в качестве социокультурной общности;

- решение социокультурных задач, которые позволяют семье как выжить в трудных социальных условиях, так и углубить процессы самоорганизации, взаимопомощи и взаимоподдержки, развития отношений личностного роста…» [4].

Развитие традиций социокультурной общности является необходимым для сохранения нематериального культурного наследия. Аксиологический подход позволяет критически осмыслять его разные аспекты, избирательно относиться к вопросу актуализации (опираться на позитивный опыт и осуществлять поиск нравственных доминант). Обращение к традициям государственного и общественного служения – отдельный аспект изучения данного вида наследия.

В качестве примера преемственности государственного и общественного служения мы исследовали берущий свое начало в 1022 году род Лопухиных, нравственные и этические принципы представителей которого наиболее ярко проявлялись в условиях глобальных цивилизационных конфликтов и переломных событий в их жизни. Глубинные характеристики рода и стремление к созиданию сохранялись всегда. Приверженность определенным традициям одинаково проявлялась и во внутренних конфликтах, и при внешних угрозах.

Имя Лопухиных связано со многими местами в России. В будущем предполагается проведение ряда мемориальных мероприятий, посвященных знаковому представителю рода Лопухиных – светлейшему князю Петру Васильевичу, выдающемуся государственному деятелю, действительному тайному советнику I класса, председателю Государственного и Комитета Министров Российской Империи, которые он возглавлял дольше всех в отечественной истории. Он известен своим служением на высших должностях четырем императорам России от Екатерины II до Николая I. Петр Васильевич участвовал как в законотворчестве, так и в социальном служении.

Культурно-историческое наследие рода находило отображение, в частности, в памятниках архитектуры (храмах и усадьбах). В их создании принимали участие такие именитые архитекторы, как: М.Ф.Казаков, В.И.Баженов, Дж.Кваренги, Н.А.Львов и другие мастера.

Лопухины были известны и своими благодеяниями: строили школы, больницы, приюты, покровительствовали их деятельности. В главной описи Спасо-Андроникова монастыря, хранящейся в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, можно встретить множественные упоминания о пожертвованиях Лопухиных [5].

В настоящее время ведется работа по систематизации информации о материальных и нематериальных объектах культурного наследия, связанных с представителями этого рода. Данная работа позволит актуализировать тему семейных ценностей в экскурсионных маршрутах и лекциях, а также других формах просветительской работы, направленных на возвращение культурной и исторической памяти.

Семейные ценности как неотъемлемая часть нематериального культурного наследия может стать частью национального проекта. Исторический и культурный опыт родов может быть востребован в настоящее время в современных формах общественного сознания и воспитания подрастающего поколения. Анализ аксиологических основ нематериального культурного наследия неотделим от изучения исторической и современной культуры семьи, переживающей в условиях цивилизационных вызывов смену мировоззренческих парадигм.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. С. 13-14. – URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9Ix
P7f2xm.pdf
(дата обращения: 02.10.2020).

[2] Скачок В.Е. Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности / В.Е.Скачок, Л.Ю.Петровская, Н.В.Семенкова, Р.В.Меньшугин // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С.1117-1119. – URL: https://moluch.ru/archive/107/25680/ (дата обращения: 02.10.2020).

[3] Цит. по: Левочкина А.В. Традиции семьи и карьерная направленность при образовании профессиональных династий. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-semi-i-kariernaya-napravlennost-pri-obrazovanii-professionalnyh-dinastiy (дата обращения: 02.10.2020).

[4] Кучмаев М.Г. Проблемы наследования культурных ценностей в эпоху депопуляции : автореф. дис. … канд. культурол. наук. 24.00.04 – Прикладная культурология. – М., 2000. – URL: https://www.dissercat.com/content/problemy-nasledovaniya-kulturnykh-tsennostei-semi-v-epokhu-depopulyatsii (дата обращения: 02.10.2020).

[5] Главная опись Спасо-Андрониева монастыря. 1910 (ЦМиАР, КП 5998/3).


© Романова Д.Я., 2020.

Статья поступила в редакцию 29.09.2020.

Романова Дарья Яковлевна,
кандидат культурологии,
старший научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: dariam1864@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/379.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru