2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2020.71.95.001
Романова Д.Я.
Наследование семейных ценностей в процессе сохранения нематериального культурного наследия
Аннотация. В статье подчеркивается значимость применения аксиологического подхода в изучении семейного и родового наследия как неотъемлемой части нематериального культурного наследия. Отдельное внимание уделяется семейным ценностям в контексте государственного и общественного служения.
Ключевые слова: семейные ценности, нематериальное культурное наследие, традиции, религия.
В последние годы большую значимость получило изучение нематериального культурного наследия, обращение к которому является необходимым для сохранения, наследования и актуализации социально значимых ценностей в социокультурном пространстве, образовательном и воспитательном процессе, в частности, при подготовке будущих специалистов – культурологов, историков и педагогов. Значимость наследия была отмечена экспертами на заседании Совета по межнациональным отношениям, а президентом России В.В.Путиным 2022 г. был объявлен Годом нематериального культурного наследия. В условиях современной трансформации института семьи, межличностных отношений и иерархии ценностей в семье, постмодернистского дискурса крайне важен аксиологический подход к теме семейного и родового наследия как основе сохранения культурной памяти человека.
Данная тема актуальна также в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». В тексте Стратегии отмечается следующее: «Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций граждан Российской Федерации способствует тому, что происходит фиксируемый социологами разрыв прежде устойчивых социальных связей (дружеских, семейных, соседских), а также рост индивидуализма и числа разводов… Все это не способствует передаче от поколения к поколению традиционных для Российской Федерации ценностей и норм, традиций и обычаев, нарушает прежде устойчивые межпоколенческие связи в вопросах передачи культурных, этнических традиций и знаний…» [1].
В этой связи особую актуальность представляет изучение механизмов наследования культурной памяти в контексте межпоколенческих связей. Именно в семье как консервативном и вечно обновляющемся общественном институте происходит разностороннее развитие личности, усвоение ценностей и культурных норм, а также формирование ряда нравственных принципов, среди которых: почитание предков, верность своему делу, патриотизм, ответственность, трудолюбие и созидание, чувство нравственного долга и стремление принести пользу обществу и стране.
Семейные ценности во многом опираются на религиозное наследие, поэтому особенно важно объединение усилий представителей традиционных религий России в данном направлении. В частности, это касается изучения молодежью представлений о семье в традиционных религиях, а также их огромного вклада в отечественную культуру. В современных исследованиях отмечается духовно-нравственный потенциал традиционных религий в качестве значимого элемента развития социокультурной жизни и гуманитарной безопасности нашей страны [2].
Представляется необходимой реализация междисциплинарного подхода в изучении роли семьи в нравственном становлении молодого поколения, а также взаимодействия представителей традиционных религий России в процессе популяризации семейных ценностей. Семья в настоящее время является хранителем уходящих ценностей и создателем новых традиций. Современные научные исследования роли семьи в нравственном становлении молодого поколения должны стать известны педагогам, работающим в школах, а также представителям общественных и религиозных организаций, ведущим работу в этом направлении.
Обращение к семейно-родовому наследию имеет значение, в частности, для выявления и сохранения конкретных форм нематериального культурного наследия, а также для научного обеспечения и перспектив включения мероприятий и исследований, связанных с продвижением образов представителей всех сословий как значимого направления культурной, семейной и молодежной политики. Наиболее ярко преемственность в нематериальном культурном наследии проявляется в деятельности представителей профессиональных династий, представляющих собой «исторически сложившееся, относительно устойчивое явление, обеспечивающее наследование от поколения к поколению содержания труда и традиций» [3]. Семейные ценности, отображенные в литературе, художественном творчестве, народных промыслах, являются одним из значимых примеров наследования нематериального культурного наследия.
В своем диссертационном исследовании «Проблемы наследования культурных ценностей семьи в эпоху депопуляции» М.Г.Кучмаев отмечает: «В настоящее время ценностные ориентиры приобретают особое значение для многочисленных мотивов культурной деятельности семьи и ее членов, а также для характера и содержания самой деятельности. К ней следует отнести:
- социальную адаптацию или, иначе, вхождение семьи и ее членов в макро- и микросоциум в качестве самостоятельных субъектов социальных процессов. При этом семья не просто пассивно адаптируется к негативным или другим социальным явлениям, но и разрабатывает активные формы их преодоления, совершенствования и выступает, тем самым, в качестве социокультурной общности;
- решение социокультурных задач, которые позволяют семье как выжить в трудных социальных условиях, так и углубить процессы самоорганизации, взаимопомощи и взаимоподдержки, развития отношений личностного роста…» [4].
Развитие традиций социокультурной общности является необходимым для сохранения нематериального культурного наследия. Аксиологический подход позволяет критически осмыслять его разные аспекты, избирательно относиться к вопросу актуализации (опираться на позитивный опыт и осуществлять поиск нравственных доминант). Обращение к традициям государственного и общественного служения – отдельный аспект изучения данного вида наследия.
В качестве примера преемственности государственного и общественного служения мы исследовали берущий свое начало в 1022 году род Лопухиных, нравственные и этические принципы представителей которого наиболее ярко проявлялись в условиях глобальных цивилизационных конфликтов и переломных событий в их жизни. Глубинные характеристики рода и стремление к созиданию сохранялись всегда. Приверженность определенным традициям одинаково проявлялась и во внутренних конфликтах, и при внешних угрозах.
Имя Лопухиных связано со многими местами в России. В будущем предполагается проведение ряда мемориальных мероприятий, посвященных знаковому представителю рода Лопухиных – светлейшему князю Петру Васильевичу, выдающемуся государственному деятелю, действительному тайному советнику I класса, председателю Государственного и Комитета Министров Российской Империи, которые он возглавлял дольше всех в отечественной истории. Он известен своим служением на высших должностях четырем императорам России от Екатерины II до Николая I. Петр Васильевич участвовал как в законотворчестве, так и в социальном служении.
Культурно-историческое наследие рода находило отображение, в частности, в памятниках архитектуры (храмах и усадьбах). В их создании принимали участие такие именитые архитекторы, как: М.Ф.Казаков, В.И.Баженов, Дж.Кваренги, Н.А.Львов и другие мастера.
Лопухины были известны и своими благодеяниями: строили школы, больницы, приюты, покровительствовали их деятельности. В главной описи Спасо-Андроникова монастыря, хранящейся в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, можно встретить множественные упоминания о пожертвованиях Лопухиных [5].
В настоящее время ведется работа по систематизации информации о материальных и нематериальных объектах культурного наследия, связанных с представителями этого рода. Данная работа позволит актуализировать тему семейных ценностей в экскурсионных маршрутах и лекциях, а также других формах просветительской работы, направленных на возвращение культурной и исторической памяти.
Семейные ценности как неотъемлемая часть нематериального культурного наследия может стать частью национального проекта. Исторический и культурный опыт родов может быть востребован в настоящее время в современных формах общественного сознания и воспитания подрастающего поколения. Анализ аксиологических основ нематериального культурного наследия неотделим от изучения исторической и современной культуры семьи, переживающей в условиях цивилизационных вызывов смену мировоззренческих парадигм.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. С. 13-14. – URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9Ix
P7f2xm.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
[2] Скачок В.Е. Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности / В.Е.Скачок, Л.Ю.Петровская, Н.В.Семенкова, Р.В.Меньшугин // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С.1117-1119. – URL: https://moluch.ru/archive/107/25680/ (дата обращения: 02.10.2020).
[3] Цит. по: Левочкина А.В. Традиции семьи и карьерная направленность при образовании профессиональных династий. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-semi-i-kariernaya-napravlennost-pri-obrazovanii-professionalnyh-dinastiy (дата обращения: 02.10.2020).
[4] Кучмаев М.Г. Проблемы наследования культурных ценностей в эпоху депопуляции : автореф. дис. … канд. культурол. наук. 24.00.04 – Прикладная культурология. – М., 2000. – URL: https://www.dissercat.com/content/problemy-nasledovaniya-kulturnykh-tsennostei-semi-v-epokhu-depopulyatsii (дата обращения: 02.10.2020).
[5] Главная опись Спасо-Андрониева монастыря. 1910 (ЦМиАР, КП 5998/3).
© Романова Д.Я., 2020.
Статья поступила в редакцию 29.09.2020.
Романова Дарья Яковлевна,
кандидат культурологии,
старший научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: dariam1864@mail.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/379.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.