Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.71.95.001

Романова Д.Я.

Наследование семейных ценностей в процессе сохранения нематериального культурного наследия

Аннотация. В статье подчеркивается значимость применения аксиологического подхода в изучении семейного и родового наследия как неотъемлемой части нематериального культурного наследия. Отдельное внимание уделяется семейным ценностям в контексте государственного и общественного служения.

Ключевые слова: семейные ценности, нематериальное культурное наследие, традиции, религия.

Открыть PDF-файл

В последние годы большую значимость получило изучение нематериального культурного наследия, обращение к которому является необходимым для сохранения, наследования и актуализации социально значимых ценностей в социокультурном пространстве, образовательном и воспитательном процессе, в частности, при подготовке будущих специалистов – культурологов, историков и педагогов. Значимость наследия была отмечена экспертами на заседании Совета по межнациональным отношениям, а президентом России В.В.Путиным 2022 г. был объявлен Годом нематериального культурного наследия. В условиях современной трансформации института семьи, межличностных отношений и иерархии ценностей в семье, постмодернистского дискурса крайне важен аксиологический подход к теме семейного и родового наследия как основе сохранения культурной памяти человека.

Данная тема актуальна также в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». В тексте Стратегии отмечается следующее: «Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций граждан Российской Федерации способствует тому, что происходит фиксируемый социологами разрыв прежде устойчивых социальных связей (дружеских, семейных, соседских), а также рост индивидуализма и числа разводов… Все это не способствует передаче от поколения к поколению традиционных для Российской Федерации ценностей и норм, традиций и обычаев, нарушает прежде устойчивые межпоколенческие связи в вопросах передачи культурных, этнических традиций и знаний…» [1].

В этой связи особую актуальность представляет изучение механизмов наследования культурной памяти в контексте межпоколенческих связей. Именно в семье как консервативном и вечно обновляющемся общественном институте происходит разностороннее развитие личности, усвоение ценностей и культурных норм, а также формирование ряда нравственных принципов, среди которых: почитание предков, верность своему делу, патриотизм, ответственность, трудолюбие и созидание, чувство нравственного долга и стремление принести пользу обществу и стране.

Семейные ценности во многом опираются на религиозное наследие, поэтому особенно важно объединение усилий представителей традиционных религий России в данном направлении. В частности, это касается изучения молодежью представлений о семье в традиционных религиях, а также их огромного вклада в отечественную культуру. В современных исследованиях отмечается духовно-нравственный потенциал традиционных религий в качестве значимого элемента развития социокультурной жизни и гуманитарной безопасности нашей страны [2].

Представляется необходимой реализация междисциплинарного подхода в изучении роли семьи в нравственном становлении молодого поколения, а также взаимодействия представителей традиционных религий России в процессе популяризации семейных ценностей. Семья в настоящее время является хранителем уходящих ценностей и создателем новых традиций. Современные научные исследования роли семьи в нравственном становлении молодого поколения должны стать известны педагогам, работающим в школах, а также представителям общественных и религиозных организаций, ведущим работу в этом направлении.

Обращение к семейно-родовому наследию имеет значение, в частности, для выявления и сохранения конкретных форм нематериального культурного наследия, а также для научного обеспечения и перспектив включения мероприятий и исследований, связанных с продвижением образов представителей всех сословий как значимого направления культурной, семейной и молодежной политики. Наиболее ярко преемственность в нематериальном культурном наследии проявляется в деятельности представителей профессиональных династий, представляющих собой «исторически сложившееся, относительно устойчивое явление, обеспечивающее наследование от поколения к поколению содержания труда и традиций» [3]. Семейные ценности, отображенные в литературе, художественном творчестве, народных промыслах, являются одним из значимых примеров наследования нематериального культурного наследия.

В своем диссертационном исследовании «Проблемы наследования культурных ценностей семьи в эпоху депопуляции» М.Г.Кучмаев отмечает: «В настоящее время ценностные ориентиры приобретают особое значение для многочисленных мотивов культурной деятельности семьи и ее членов, а также для характера и содержания самой деятельности. К ней следует отнести:

- социальную адаптацию или, иначе, вхождение семьи и ее членов в макро- и микросоциум в качестве самостоятельных субъектов социальных процессов. При этом семья не просто пассивно адаптируется к негативным или другим социальным явлениям, но и разрабатывает активные формы их преодоления, совершенствования и выступает, тем самым, в качестве социокультурной общности;

- решение социокультурных задач, которые позволяют семье как выжить в трудных социальных условиях, так и углубить процессы самоорганизации, взаимопомощи и взаимоподдержки, развития отношений личностного роста…» [4].

Развитие традиций социокультурной общности является необходимым для сохранения нематериального культурного наследия. Аксиологический подход позволяет критически осмыслять его разные аспекты, избирательно относиться к вопросу актуализации (опираться на позитивный опыт и осуществлять поиск нравственных доминант). Обращение к традициям государственного и общественного служения – отдельный аспект изучения данного вида наследия.

В качестве примера преемственности государственного и общественного служения мы исследовали берущий свое начало в 1022 году род Лопухиных, нравственные и этические принципы представителей которого наиболее ярко проявлялись в условиях глобальных цивилизационных конфликтов и переломных событий в их жизни. Глубинные характеристики рода и стремление к созиданию сохранялись всегда. Приверженность определенным традициям одинаково проявлялась и во внутренних конфликтах, и при внешних угрозах.

Имя Лопухиных связано со многими местами в России. В будущем предполагается проведение ряда мемориальных мероприятий, посвященных знаковому представителю рода Лопухиных – светлейшему князю Петру Васильевичу, выдающемуся государственному деятелю, действительному тайному советнику I класса, председателю Государственного и Комитета Министров Российской Империи, которые он возглавлял дольше всех в отечественной истории. Он известен своим служением на высших должностях четырем императорам России от Екатерины II до Николая I. Петр Васильевич участвовал как в законотворчестве, так и в социальном служении.

Культурно-историческое наследие рода находило отображение, в частности, в памятниках архитектуры (храмах и усадьбах). В их создании принимали участие такие именитые архитекторы, как: М.Ф.Казаков, В.И.Баженов, Дж.Кваренги, Н.А.Львов и другие мастера.

Лопухины были известны и своими благодеяниями: строили школы, больницы, приюты, покровительствовали их деятельности. В главной описи Спасо-Андроникова монастыря, хранящейся в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, можно встретить множественные упоминания о пожертвованиях Лопухиных [5].

В настоящее время ведется работа по систематизации информации о материальных и нематериальных объектах культурного наследия, связанных с представителями этого рода. Данная работа позволит актуализировать тему семейных ценностей в экскурсионных маршрутах и лекциях, а также других формах просветительской работы, направленных на возвращение культурной и исторической памяти.

Семейные ценности как неотъемлемая часть нематериального культурного наследия может стать частью национального проекта. Исторический и культурный опыт родов может быть востребован в настоящее время в современных формах общественного сознания и воспитания подрастающего поколения. Анализ аксиологических основ нематериального культурного наследия неотделим от изучения исторической и современной культуры семьи, переживающей в условиях цивилизационных вызывов смену мировоззренческих парадигм.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. С. 13-14. – URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9Ix
P7f2xm.pdf
(дата обращения: 02.10.2020).

[2] Скачок В.Е. Духовно-нравственный потенциал традиционных религий как важный элемент гуманитарной безопасности / В.Е.Скачок, Л.Ю.Петровская, Н.В.Семенкова, Р.В.Меньшугин // Молодой ученый. – 2016. – № 3 (107). – С.1117-1119. – URL: https://moluch.ru/archive/107/25680/ (дата обращения: 02.10.2020).

[3] Цит. по: Левочкина А.В. Традиции семьи и карьерная направленность при образовании профессиональных династий. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-semi-i-kariernaya-napravlennost-pri-obrazovanii-professionalnyh-dinastiy (дата обращения: 02.10.2020).

[4] Кучмаев М.Г. Проблемы наследования культурных ценностей в эпоху депопуляции : автореф. дис. … канд. культурол. наук. 24.00.04 – Прикладная культурология. – М., 2000. – URL: https://www.dissercat.com/content/problemy-nasledovaniya-kulturnykh-tsennostei-semi-v-epokhu-depopulyatsii (дата обращения: 02.10.2020).

[5] Главная опись Спасо-Андрониева монастыря. 1910 (ЦМиАР, КП 5998/3).


© Романова Д.Я., 2020.

Статья поступила в редакцию 29.09.2020.

Романова Дарья Яковлевна,
кандидат культурологии,
старший научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: dariam1864@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/379.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru